Бизнес в законе
5’2014
21. РАЗНОЕ
21.1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ БАНКОВСКОЙ, НАЛОГОВОЙ И КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Яковлева Ирина Александровна, аспирантка кафедры Предпринимательского и корпоративного права
Место учебы: МГЮА им. О.Е. Кутафина
Аннотация: В статье проводится исследование новелл российского законодательства о банковской, налоговой и коммерческой тайны, а также вырабатывается решение ряда теоретических и практических проблем, таких как определение понятий тайны, под которой понимается специальный правовой режим, ценности коммерческой тайны как свойства, обеспечивающего удовлетворение частного и публичного интереса, возможности предоставления права на доступ к банковской и налоговой тайне лицам, чьи права и интересы могут быть нарушены в условиях отсутствия информации, как например, бенефициара по договору номинального счета в случае отсутствия специального условия о предоставлении доступа к банковской тайне или контрагентов налогоплательщика, в отношении которого проводится расследования по факту наличия заложенности по уплате налогов. Выработаны предложения по оптимизации работы с иностранными налогоплательщиками в части направления информации российскими финансовыми организациями в иностранный налоговый орган, состоящие в обосновании необходимости согласования предоставления сведений исключительно в случае отсутствия решения государственных органов о запрете ее направления, а так же по устранению коллизии таможенного законодательства в части получения информации таможенным органом при проведении таможенных проверок
Ключевые слова: конфиденциальная информация, тайна, банковская тайна, налоговая тайна, коммерческая тайна, бенефициар, публичный интерес, иностранный налогоплательщик, режим доступа, согласие клиента
THEORETICAL AND PRACTICAL PROBLEMS OF LEGAL REGULATION OF BANKING, TAX AND TRADE SECRETS IN BUSINESS
Yakovleva Irina A., Postgraduate student Study place: MSAL
Annotation: The article is devoted to the study of new legal rules of the Russian legislation regulating banking, tax and trade secrets, as well as the solution of a number of theoretical and practical problems, such as the definition of the secret, which refers to a special legal regime, the value of trade secrets as property, ensuring the satisfaction of private and public interest, the right to access to bank and tax secrecy persons whose rights and interests may be violated in the absence of information, for example, the beneficiary under the contract nominal account in the case of the absence of special conditions on access to Bank secrecy or
contractors of the taxpayer in respect of which the investigation on the fact of the presence of stuffiness in the payment of taxes. Proposals on optimization of work with foreign taxpayers in part direction information of the Russian financial institutions in foreign tax authority consisting in the necessity of harmonization of providing information only in the absence of decisions by public bodies about the ban, as well as to eliminate conflicts of customs legislation in the area of information by the customs authority at the customs inspections
Keywords: confidential information, secrecy, banking secret, tax secret, commercial secret, the beneficiary, the public interest, a foreign taxpayer, access mode, the client's consent
Широко известно, что одним из наиболее ценных ресурсов в современном мире является информация. Обладание сведениями, недоступными для других лиц, позволяет предпринимателю получить ряд преимуществ, а также избежать негативных последствий, связанных с нестабильностью экономической системы или недобросовестными действиями конкурентов. Информация, недоступная для третьих лиц, относится к разновидности информации с ограниченным доступом (конфиденциальной информации). Любой предприниматель для получения соответствующего статуса обязан открыть счет в кредитной организации, вести бухгалтерский и налоговый учет, вправе использовать собственные или приобретенные в установленном порядке производственные, технические, экономические, организационные сведения, в том числе результаты интеллектуальной деятельности в научнотехнической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, к наиболее распространенным в бизнес среде видам конфиденциальной информации относятся банковская, налоговая и коммерческая тайны.
Любопытно, но в действующем законодательстве, несмотря на частое употребление термина «тайна» применительно к видам конфиденциальной информации, этот термин не определяется. В юридической литературе описаны два подхода к интерпретации понятия тайны. Первый состоит в том, что тайна определяет свойство информации. «Тайна есть сфера объективной реальности, скрытая от нашего восприятия либо понимания... Применительно к индивидууму, тайна есть все то, что он желает скрыть от всех осталь-ных»1. «С объективной точки зрения тайна лишь то, что не общеизвестно, а с субъективной - покров секрета простирается лишь постольку, поскольку на соблюдение тайны направлена индивидуальная воля того, за чей, так сказать, счет охраняется сама тай-на»2. Исследователем выделяется субъективный элемент - воля, которая направлена на сохранение неизвестности. Второй подход предполагает, что тайна -это собственно информация. «Сфера существующей реальности, наполненная субъективным содержимым - сведениями, скрываемыми от постороннего восприятия, принято обозначать словом «тайна»3.
1Фатьянов А.А. Тайна и право (основные системы ограничений на доступ к информации в российском праве). Монография. М.: МИФИ, 1998. С. 5-6.
2Розенберг В. Промысловая тайна. Спб., 1910. С. 30.
3Максимова М.А. Вопросы правового регулирования конфиденциально информации: финансово-правовой аспект. // Финансовое право. 2013. № 2. С. 12.
326
Яковлева И. А.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ БАНКОВСКОЙ, НАЛОГОВОЙ И КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ
По нашему мнению, правовое понимание тайны, выраженное в действующем законодательстве, соответствует первому подходу, определяющему тайну как свойство, состоящее в неизвестности. Неизвестность поддерживается определенной системой правовых норм, определяющих режим условий, ограничивающих предоставление и распространение информации. Этот режим условий зависит от вида тайны, сферы ее действия - публичной или частной. Публичная сфера требует подробного регулирования, тогда как в частноправовой сфере возможно ограничиться законодательным признанием таких тайн4. Таким образом, отнесение информации к определенному виду тайны приводит к появлению особого порядка возникновения и формирования прав и обязанностей, их осуществления, спецификой санкций, способов их реализации, а также действием единых принципов, общих положений. Правовой режим определяется как особый порядок правового регулирования, который выражается в определенном сочетании юридических средств и создает желаемое социальное состояние5. Таким образом, можно сделать вывод о том, что тайну применительно к отношениям, связанным с информацией, следует понимать как предусмотренный законодательством специальный правовой режим конфиденциальной информации, характеризующийся порядком ее использования, организацией доступа, кругом обязанных лиц и мерами ответственности за нарушение.
В последнее время законодательство о банковской, налоговой и коммерческой тайне претерпело ряд существенных изменений. Так в связи с вступлением в силу Федерального закона от 21.12.2013 г. № 367-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации»6 и Федерального закона от 21.12.2013 г. № 379-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»7 появились новые виды банковских счетов. Применительно к проблеме доступа к банковской тайне особый интерес представляет номинальный счет. Так бенефициар, в случае заключения договора номинального счета без его участия и отсутствия условия о возможности доступа к сведениям, составляющим банковскую тайну, согласно п. 1 ст. 860.4 ГК РФ, не имеет права на получение информации по счету. Ограничение бенефициара в получении информации, составляющей банковскую тайну, в случае заключения договора номинального счета без его участия и отсутствия специального условия о предоставлении доступа в тексте договора, вряд ли стоит признать оправданным. Исходя из смысла ст. 860.1 , 860.3 ГК РФ договор номинально счета заключается в интересах бенефициара, который должен иметь возможность контролировать действия владельца счета в целях недопущения ущемления его интересов как в случае заключения договора с его участием, так и без участия. Подобное нарушение интересов бенефициара, а также третьих лиц может наступить в результате использования вла-
4Терещенко Л.К. Правовой режим информации. Дисс. докт. юрид. наук. Москва, 2011. С. 308-309.
5Малько А.В. Родионов О.С. Правовые режимы в российском законодательстве. // Журнал российского права. 2000. № 9. С. 19.
6Собрание законодательства РФ. 2013. № 51. Ст. 6687.
7 Собрание законодательства РФ. 2013. № 51. Ст. 6699.
дельцем номинального счета для сокрытия собственных денежных средств путем их помещения на такой счет. Кредиторы владельца номинального счета не смогут обратить взыскание на денежные средства, помещенные владельцем на номинальный счет. Поэтому представляется необходимым наделить бенефициара правом на получение информации, составляющей банковскую тайну, в целях полноценного осуществления контроля за соблюдением его интересов, в случае заключения договора номинального счета без его участия, и отсутствия в нем специального условия о предоставлении доступа.
Проблемы, связанные с предоставлением доступа к сведениям, составляющим ту или иную тайну, являются одними из наиболее распространенных в правоприменительной практике. Законодатель, осуществляя правовое регулирование доступа к сведениям, составляющим банковскую тайну, предоставив право на получение сведений тому или иному органу или лицу, не всегда устанавливает пределы, ограничения, касающиеся собственно содержания конфиденциальной информации. Так до сих пор не получила законодательного разрешения проблема определения предела полномочий по получению банковской тайны судебными приставами. Постановлением от 14.05.2003 г. № 8-П «По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 14 Федерального закона «О судебных приставах» в связи с запросом Лангепасского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа» был установлен предел правомочий судебного пристава-исполнителя в части истребования сведений, составляющих банковскую тайну, согласно которому судебный пристав-исполнитель вправе требовать предоставления сведений в пределах задолженности. Сведения, составляющие банковскую тайну, помимо судебных приставов из поименованных в ст. 26 Федерального закона от 02.12.1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности»8, активно запрашиваются органами предварительного следствия и оперативнорозыскной деятельности, налоговыми и таможенными органами, в том числе как агентами валютного контроля, Пенсионным фондом и фондом социального страхования, избирательными комиссиями и нотариальными конторами. Законодательство об их деятельности, за исключением избирательных комиссий, ограничивает объем сведений только персонификацией клиента и указанием номера дела или номера запроса (приказа о проверке). На наш взгляд, подход, применяемый для определения содержания конфиденциальной информации, выработанный для судебных приставов, не следует ограничивать только органом принудительного исполнения судебных актов. В случае если информация необходима в целях осуществления взыскания задолженности, ограничения, выработанные для судебных приставов, также следует распространить на налоговые и таможенные органы, фонды социального страхования, Пенсионный фонд, а также на нотариусов в целях недопущения излишнего «вторжения» в банковскую тайну клиента без необходимых на то оснований.
Рассматривая пределы доступа к банковской тайне, следует сказать о правовой неопределенности, которая может возникнуть в случае направления запроса
ведомости РСФСР. 1990. № 27. Ст. 327; СЗ РФ. 1996. № 6. Ст. 492.
327
Бизнес в законе
5’2014
таможенным органом Таможенного союза в рамках осуществления таможенных проверок как формы таможенного контроля вследствие недостатков формулировок положений законов. Так согласно ч. 2 ст. 136 Таможенного кодекса Таможенного союза банки и иные кредитные организации государств - членов таможенного союза представляют по запросу таможенного органа документы и сведения, касающиеся движения денежных средств по счетам организаций, необходимые для проведения таможенной проверки, в том числе содержащие банковскую тайну. Согласно 131, 132, 135 Таможенного кодекса ТС таможенные проверки (камеральные или выездные) проводятся в отношении лиц, под которыми в соответствии с п. 1 ст. 4 Таможенного кодекса Тс понимаются физическое и (или) юридическое лицо, а также организация, не являющаяся юридическим лицом. Скорее всего, формулируя ст. 136 Таможенного кодекса ТС, законодатель предполагал, что под термином организации можно понимать любые формы объединения, в том числе и юридических лиц. Однако даже при условии допущения такого подхода к организациям не могут относиться индивидуальные предприниматели9. Сопоставление приведенных положений Таможенного кодекса ТС показывает, что таможенные органы в рамках проведения проверок не могут запрашивать сведения, составляющие банковскую тайну, в отношении индивидуальных предпринимателей.
Выхода из обозначенной ситуации не предоставляется специальным законом - Законом о банках ст. 26, согласно которой таможенные органы вправе получить справки по операциям и счетам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, по операциям, счетам и вкладам физических лиц на основании судебного решения в рамках осуществления оперативнорозыскной деятельности, или как агенты валютного контроля в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле». Но обозначенные случаи не относятся к ситуации проведения таможенной проверки. В отношении коммерческой, налоговой и иных видов тайн в ч. 1 ст. 136 ТК ТС присутствует аналогичное ограничение, так как налоговые и иные государственные органы государств - членов таможенного союза представляют по запросу таможенных органов необходимые документы и сведения, касающиеся регистрации юридических лиц, уплаты и исчисления налогов, бухгалтерскую отчетность, а также документы и сведения, в том числе составляющие коммерческую, банковскую и налоговую тайну, с соблюдением требований законодательства государств -членов таможенного союза о защите государственной, коммерческой, банковской, налоговой и иной охраняемой законодательством тайны.
Обозначенные обстоятельства свидетельствуют о наличии системной проблемы Таможенного кодекса Таможенного союза, состоящей в непоследовательности применения законодателем правовых дефиниций, а именно таких понятий, как лицо, определение которого дано в п.1 ст. 4 ТК ТС, юридическое лицо и организация. В то же время порядок проведения проверок таможенным органом регламентирован статьей 167 Федерального закона от 27.11.10 № 311-ФЗ «О тамо-
9 Шаповалов М.А., Ишлек (Бородина) Н.М., Миронов В.Ю. Комментарий к Федеральному закону от 2 декабря 1990 г. N 395-1 «О банках и банковской деятельности». Подготовлен для системы Консультант Плюс, 2013.
женном регулировании в Российской Федерации» (далее - Закон о таможенного регулировании). В соответствии с частью 1 указанной статьи таможенный орган, проводящий таможенную проверку, вправе запрашивать у банков, располагающих документами и сведениями, касающимися деятельности проверяемых организаций (индивидуальных предпринимателей), по предмету проверки. Приведенной нормой в определенной степени устраняется обозначенная правовая неопределенность, но в то же время вопрос доступа к банковской, налоговой и коммерческой тайнам требует более детальной регламентации в Таможенном кодексе Таможенного союза.
В целях решения обозначенных проблемных ситуации определение субъектов предпринимательской деятельности, в отношении которых таможенные органы в рамках проведения таможенных проверок уполномочены запрашивать сведения, составляющие банковскую, налоговую и коммерческую тайны должно осуществляться без ограничений в зависимости от организационно-правовой формы предпринимателей. Редакция ч. 2 ст. 136 ТК ТС может быть представлена как «Банки и иные кредитные организации государств - членов таможенного союза представляют по запросу таможенного органа документы и сведения, касающиеся движения денежных средств по счетам лиц, необходимые для проведения таможенной проверки, в том числе содержащие банковскую тайну в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза».
Рассматривая проблемы правового регулирования банковской и налоговой тайны необходимо отметить, что в настоящее время проводится общемировая тенденция по либерализации законодательства и снижении роли тайн как таковой. Подтверждением данному выводу может служить принятие Федерального закона от 28.06.2014 г. № 173-ФЗ «Об особенностях осуществления финансовых операций с иностранными гражданами и юридическими лицами, о внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»10 (далее - Закон об иностранном налогоплательщике). Согласно ч. 4 ст. 2, ч. 1, 2 ст. 4 Закона об иностранном налогоплательщике организации финансового рынка (включая кредитные организации) обязаны предоставлять информацию в отношении клиентов - иностранных налогоплательщиков, с их согласия. При этом уполномоченный орган Российской Федерации (Росфинмониториг) наделен правом принятия решения о запрете на направление информации. Предоставление информации в случае наличия такого решения наказывается максимальным административным штрафом, предусмотренным для юридических лиц, в соответствии с ч. 3 ст. 15.27 КоАП РФ (от семисот тысяч до одного миллиона рублей). Обозначенное нововведение создает новую для правового регулирования конфиденциальной информации ситуацию, при которой согласие клиента организации финансового рынка, обладателя сведений конфиденциального характера, не является приоритетным по отношению к согласованию передачи сведений, данному государственным органом, в порядке ч. 5 ст. 3 указанного Закона. При этом у Налогового управления США (IRS) в соответствии с Законом о налогообложе-
10Собрание законодательства РФ. 2014. № 26. Ст. 3379.
328
Яковлева И. А.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ БАНКОВСКОЙ, НАЛОГОВОЙ И КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ
нии иностранных счетов (FATCA), принятым американским Конгрессом в 2010 году сохраняется возможность получения интересующей информации непосредственно у клиента - нерезидента Российской Федерации, а также посредством направления запроса через судебные органы, что ставит под сомнение необходимость получения согласия клиента организации финансового рынка. Более того, за не предоставление согласия клиента - иностранного налогоплательщика на передачу информации в иностранный налоговый орган кредитная организация вправе согласно ч. 1 ст. 4 Закона об иностранном налогоплательщике не заключить таким клиентом договор, прекратить операции по счету в соответствии с ч. 7 ст. 2 указанного Закона, а в случае если договор был заключен ранее, его расторгнуть. Прекращение операций по счету принесет клиенту убытки в виде неполучения денежных средств на счет. Отсутствие согласия клиента - иностранного налогоплательщика единовременно не повлияет на выполнение его расходных обязательств, поскольку в соответствии с ч. 8 ст. 2 Закона об иностранном налогоплательщике решение об отказе от совершения операций с денежными средствами не распространяется на осуществление платежей, предусмотренных абзацами вторым - пятым пункта 2 статьи 855 ГК РФ, а также на переводы денежных средств на банковский счет клиента - иностранного налогоплательщика, открытый в другой кредитной организации, или выдачу денежных средств клиенту - иностранному налогоплательщику. На организацию финансового рынка возложена обязанность уведомить уполномоченный орган, и в случае получения решения о запрете направления информации, даже при наличии согласия клиента, сделает невозможным предоставление информации в иностранный налоговый орган. Указанные обстоятельства подтверждают отсутствие необходимости получения согласия клиента. Поэтому в целях оптимизации работы организаций финансового рынка с клиентами -иностранными налогоплательщиками согласование предоставления информации в иностранный налоговый орган должно осуществляться исключительно в случае отсутствия решения уполномоченных органов Российской Федерации о запрете ее направления без предварительного получения согласия клиента - иностранного налогоплательщика.
Проблемы организации доступа к сведениям могут возникать как при наличии установленной законом возможности получения согласия обладателя на их предоставление и распространение, так и в случаях, когда получение такого согласия не предусмотрено. Так согласно ст. 102 Налогового кодекса РФ не являются налоговой тайной сведения о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения. Поэтому сведения о неисполнении обязанности по уплате налогов и сборов перестанут быть налоговой тайной лишь с момента вынесения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в случае, предусмотренном ст. 101 НК РФ, или вынесения решения о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение в соответствии со ст. 101.4 НК РФ. Подобный вывод содержится в судебной практике, в частности в определениях Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 31.03.2008 г. № 4302/08 по делу № А67-
1687/0711, № 4251/08 и № 67-1463/0712 В случае принятия решения об отказе в привлечении к ответственности будет считаться неустановленным факт совершения налогового правонарушения, за исключением случаев, при которых лицо не подлежит привлечению к ответственности в связи с истечением сроков давности согласно п. 4 ст. 109 НК РФ. На основании изложенного сведения об исполнении налогоплательщиками своих обязательств по уплате налогов (до вынесения решения о привлечении к ответственности) являются налоговой тайной и не могут быть предоставлены третьим лицам по их запросу13.
В то же время невозможность получения информации о наличии заложенности до вынесения решения может нарушить права субъектов предпринимательской деятельности. Для предпринимателей информация о неисполнении их потенциальными (или действующими) контрагентами своих обязательств перед бюджетами (даже на стадии рассмотрения спора) может повлиять на выбор контрагентов по сделкам, стратегию ведения бизнеса, и позволит избежать убытков, вызванных сотрудничеством с потенциально недобросовестными участниками рыночного оборота. «Действующий на данный момент принцип должной осмотрительности при выборе контрагента требует от налогоплательщика проверки исполнения контрагентами их налоговой обязанности с целью минимизации налоговых рисков»14. В подобном случае возникает вопрос о соразмерном ограничении налоговой тайны в целях защиты прав третьих лиц принципом налоговой публичности. Под налоговой публичностью понимается законодательно закрепленное требование публикации определенных налоговых сведений, т.е. предоставления доступа к ним неопределенному кругу лиц. 15 Принцип налоговой публичности применяется в Италии, Франции, Швейцарии, Швеции, Норвегии, Финляндии. Так в Швейцарии законодательство кантонов предусматривает как публикацию налоговозначимых сведений, так и выдачу справок о расчетах налогоплательщика с бюджетом любым заинтересованным лицам16.
Безусловно, подход западноевропейских стран к интерпретации принципа налоговой публичности нецелесообразен для Российской Федерации по причине наличия реальной угрозы нарушения прав и интересов обладателя налоговой тайны в случае подобного ее разглашения. Поэтому субъекты предпринимательской деятельности не должны получать доступ ко всей информации, касающейся их контрагентов, в отношении которых проводится расследование. Правовое регулирование доступа к налоговой тайне должно строиться на принципе баланса интересов, поэтому при проведении налоговыми органами проверки налогоплательщика его контрагентам должно быть предоставле-
11 Материал опубликован в справочно-правовой системе «Консультант Плюс».
12 Материал опубликован в справочно-правовой системе «Консультант Плюс».
13Кирилина В.Е. Правовой режим налоговой тайны // Законы России: опыт, анализ, практика. 2010. № 4.
14Гузеев Ю.Г. Принцип налоговой публичности: понятие, природа, перспективы введения в России. // Финансовое право.2013. № 9.
15Костенко М.Ю. Налоговая тайна: Научно-практическое пособие. М., 2001. С. 23.
16Weber M.BerufsgeheimnisimSteuerrechtundSteuergeheimnis.Zuerich, 1982; Tipke K. Die Steuerrechtordnung.Koeln, 1993. Р. 54. (Перевод мой).
329
Бизнес в законе
5’2014
но право на получение сведений о наличии или отсутствии задолженности до вынесения решения.
Помимо проблемных ситуаций, связанных с организацией доступа к конфиденциальной информации, в правоприменительной практике иногда возникают неопределенности, связанные с определением ценности того или иного вида информации с ограниченным доступом. Наиболее значимо определение ценности для коммерческой тайны как вида конфиденциальной информации. «Наличие потенциальной или действительной коммерческой ценности сведений, составляющих коммерческую тайну, выражается в определении стоимости этих сведений»17. Поэтому обязательным условием для установления режима коммерческой тайны следует считать определение обладателем стоимости сведений, который несет риск несоответствия информации обозначенным признакам коммерческой тайны18. Отсутствие в действующем законодательстве понятия и порядка определения ценности коммерческой тайны приводит к возникновению проблем на практике. Безусловно, обозначенная проблема не могла остаться без внимания ученых. В.А. Севериным применительно к порядку определения ценности был предложен ряд показателей19 20, применение которых в комплексе позволит установить потенциальный ущерб от раскрытия. Понятие ценности, по
нашему мнению, следует определить с учетом анали-
20
за «отрицательного научного результата» или «негативной информации», как правило, научнотехнического содержания21.
Идея «отрицательного научного результата» или «негативной информации» получила правовое закрепление в законодательстве некоторых штатов, отразилась в доктрине права Соединенных Штатов Америки. «Понятие «отрицательного научного результата» или знание того, что не работает, имеет ценность из-за того, что не известно конкурентам и не достаточно соответствует статутным требованиям. Некоторые суды защищают «отрицательный научный результат» по теории, что информация, которая могла бы помочь конкурентам избежать ошибок, сама по себе ценна»22. Имущественная выгода, обеспечивающая конкурентное преимущество лица, но не связанная непосредственно с извлечением прибыли, может заключаться в сокращении или избежании затрат, расходов и убыт-ков23 в будущем. Предприниматель может частично использовать информацию, составляющую «отрицательный научный результат» при разработке новых продуктов или проведении новых исследований, и он уже не совершит тех ошибок, которые привели его к неудаче и создали «негативную информацию». В таком аспекте «негативная информация» будет обладать потенциальной коммерческой ценностью и для самого обладателя, поскольку способна принести до-
17Колебошин Г.М. Особенности охраны конфиденциальной информации, составляющей секрет производства. Дисс. канд. юрид. наук. М., 2007. С. 57.
18Шишмарева Е.В. Коммерческая тайна в российском гражданском праве. Дисс. канд. юрид. наук. М., 2004. С. 60.
19Северин В.А. Указ.соч. С. 321-323.
20 При переводе указанного термина в целях недопущения искажения смысла слово «ноу-хау» мной было заменено на «научный результат».
21Шишмарева Е.В. Коммерческая тайна в российском гражданском праве. Дисс. канд. юриднаук. М. 2004. С. 182.
22David W. Quinto, Stuart H. Singer. Trade secrets: Law and Practice. 2009, Oxford University PressP. 12. Переводмой.
23ШишмареваЕ.В. Указ.соч. С. 94.
ход в будущем. Таким образом, под ценностью коммерческой тайны понимается свойство, обеспечивающее удовлетворение как частного интереса (интереса ее обладателя), так и публичного интереса, который может состоять, в том числе, в «отрицательном научном результате»/«негативной информации», под которым понимается результат исследования, в ходе которого не была достигнута его цель, поскольку позволит субъектам предпринимательской деятельности предотвратить возможные убытки.
Таким образом, в законодательство о конфиденциальной информации требует внесения соответствующих изменений и дополнений, таких как определение понятия тайны, ценности коммерческой тайны. В части организации доступа к таким видам информации с ограниченным доступом, как банковская и налоговая тайны, правовое регулирование должно строиться на соблюдении баланса прав и интересов всех участников.
Список литературы:
1. Гузеев Ю.Г. Принцип налоговой публичности: понятие, природа, перспективы введения в России. // Финансовое право.2013. № 9.
2. Кирилина В.Е. Правовой режим налоговой тайны // Законы России: опыт, анализ, практика. 2010. № 4.
3. Колебошин Г.М. Особенности охраны конфиденциальной информации, составляющей секрет производства. Дисс. канд. юрид. наук. М., 2007.
4. Костенко М.Ю. Налоговая тайна: Научно-практическое пособие. М., 2001.
5. Максимова М.А. Вопросы правового регулирования конфиденциально информации: финансово-правовой аспект. // Финансовое право. 2013. № 2.
6. Малько А.В. Родионов О.С. Правовые режимы в российском законодательстве // Журнал российского права. 2000. № 9.
7. Олейник Т.С., Шавкеро А. Военная тайна в системе информации ограниченного доступа // Пробелы в российском законодательстве. 2010. № 2.
8. Пономарева Л.В. Тайна в уголовном законодательстве: теоретический анализ. Бизнес в законе. 2007. № 2.
9. Пшукова А.М. Профессиональная тайна адвоката как одно из основных требований адвокатской этики // Бизнес в законе. 2004. № 8.
10. Северин В.А. Коммерческая тайна в России. М: Зерца-ло-М, 2007. 615 С.
11. Розенберг В. Промысловая тайна. Спб., 1910.
12. Терещенко Л.К. Правовой режим информации. Дисс. докт. юрид. наук. Москва, 2011.
13. Фатьянов А.А. Тайна и право (основные системы ограничений на доступ к информации в российском праве). Монография. М.: МИФИ, 1998.
14. Шаповалов М.А., Ишлек (Бородина) Н.М., Миронов В.Ю. Комментарий к Федеральному закону от 2 декабря 1990 г. N 395-1 «О банках и банковской деятельности». Подготовлен для системы Консультант Плюс, 2013
15. Шишмарева Е.В. Коммерческая тайна в российском гражданском праве. Дисс. канд. юрид. наук. М., 2004.
16. David W. Quinto, Stuart H. Singer. Trade secrets: Law and Practice. 2009, Oxford University Press.
17. Weber M. Berufsgeheimnisim Steuerrechtund Steuerge-heimnis. Zuerich, 1982;
18. Tipke K. Die Steuerrechtordnung. Koeln, 1993.
330
Яковлева И. А.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ БАНКОВСКОЙ, НАЛОГОВОЙ И КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ
Reference list:
1. David W. Quinto, Stuart H. Singer. Trade secrets: Law and Practice. 2009, Oxford University Press.
2. Weber M. Berufsgeheimnisim Steuerrechtund Steuerge-heimnis. Zuerich, 1982;
3. Tipke K. Die Steuerrechtordnung. Koeln, 1993.
РЕЦЕНЗИЯ
на статью Яковлевой Ирины Александровны на тему: «Теоретические и практические проблемы правового регулирования банковской, налоговой и коммерческой тайны в предпринимательской деятельности»
Рецензируемая статья посвящена проблематике предоставления доступа к банковской, налоговой и коммерческой тайне, теоретической проработке определений, используемых в правовом регулировании информации с ограниченным доступом.
Актуальность темы исследования не вызывает сомнения ввиду появления многочисленных законодательных новелл в отношении регулирования конфиденциальной информации, результаты исследования которых нашли отражение в статье.
В статье И.А. Яковлевой грамотно и детально рассматриваются возможности предоставления права доступа к банковской и налоговой тайне лицам, чьи права и интересы могут быть нарушены в случае отказа в получении информации. Автором высказывается мнение о необходимости наделения заинтересованных лиц (контрагентов проверяемого налогоплательщика) правом доступа к сведениям, составляющим налоговую тайну, в части получения информации о наличии или отсутствии задолженности до вынесения решения.
Автором выявляется ряд коллизионных проблем, связанных с предоставлением доступа к банковской тайне бенефициару по договору номинального счета, заключенного без его участия, а также к организации доступа к банковской, налоговой и коммерческой тайне таможенных органов при проведении таможенных проверок. Автором высказывается мнение об отсутствии ограничений в доступе в зависимости от организационно-правовой формы субъектов предпринимательской деятельности. Как представляется, эти и иные, представленные в статье, идеи автора можно поддержать.
Отличительной особенностью данной статьи является системный подход к изучаемой проблеме, а также ее теоретикоприкладная направленность. Исследование будет полезно преподавателям, студентам, аспирантам, практикующим юристам, предпринимателям.
Статья И.А. Яковлевой на тему: «Теоретические и практические проблемы правового регулирования банковской, налоговой и коммерческой тайн в предпринимательской деятельности» рекомендуется к публикации в научном журнале Издательского дома «Юр-ВАК» и ранее не публиковалась.
Научный руководитель
Заведующий кафедрой Предпринимательского и корпоративного права
Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина, доктор юридических наук, профессор
И.В. Ершова
331