Научная статья на тему 'Правовые проблемы института налоговой тайны'

Правовые проблемы института налоговой тайны Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1117
199
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Область наук
Ключевые слова
налоговая тайна / налогоплательщик / налоговые органы / конфиденциальность информации. налоговый кодекс. / tax secret / taxpayer / tax authorities / confidentiality of information. Tax code.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ильин Д. И., Бойко Н. Н.

Рассматриваются вопросы места налоговой тайны в системе налогового права и вопросы правового режима охраны налоговой тайны, анализируется содержание информации, составляющей налоговую тайну. Уделяется внимание понятию разглашения налоговой тайны и проблемы ее применения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL PROBLEMS OF THE INSTITUTE OF TAX SECRET

The issues of the place of tax secrets in the system of tax law and issues of the legal regime for the protection of tax secrets are considered, the content of information constituting tax secrets is analyzed. Attention is paid to the concept of disclosure of tax secrets and problems of its application.

Текст научной работы на тему «Правовые проблемы института налоговой тайны»

«C@yL@qyiym-J©yrMaL»#3i27),2@19 / JUROSPRUDinCl

39

правовая система «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 09.02.2019).

2. Пашкина К. В. Преступность несовершеннолетних как одна из важнейших проблем современного общества // Студенческий. Научный журнал. 2017. № 4 (4); Научные публикации | Издательство СибАК [Электронный ресурс]. URL: https://sibac.info (дата обращения: 09.02.2019).

3. The Times: «Русская «золотая молодежь» -будущий правящий класс или клиенты реабилитационных центров»? // Новый день - российское информационное агентство. 2004 - 2018. URL:

УДК 347.73

https://newdaynews.ru/moskow/176677.html (дата обращения: 10.02.2019).

4. Каневский Л. Л. Криминалистические проблемы расследования и профилактики преступлений несовершеннолетних. Издательство Красноярского университета. 1991. 288 с.

5. Показатели преступности: предварительно расследовано преступлений, совершенных несовершеннолетними или при их соучастии за январь -декабрь 2018 года / Генеральная прокуратура Российской Федерации, Портал правовой статистики. [Москва], 2018. URL: http://crimestat.ru/oifenses_map (дата обращения: 10.02.2019).

Ильин Д.И.,

студент 4 курса, юридического факультета Стерлитамакского Филиала Башкирского Государственного Университета Научный руководитель: Бойко Н.Н. к. ю. н., доцент

кафедры конституционного и муниципального права Стерлитамакского Филиала Башкирского Государственного Университета

ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИНСТИТУТА НАЛОГОВОЙ ТАЙНЫ

Ilyin D.I.,

4th year student of law Sterlitamak Branch Bashkir State University Supervisor: Boyko N.N. K. y. n., associate professor Department of Constitutional and Municipal Law

Sterlitamak Branch Bashkir State University

LEGAL PROBLEMS OF THE INSTITUTE OF TAX SECRET

Аннотация

Рассматриваются вопросы места налоговой тайны в системе налогового права и вопросы правового режима охраны налоговой тайны, анализируется содержание информации, составляющей налоговую тайну. Уделяется внимание понятию разглашения налоговой тайны и проблемы ее применения.

Abstract

The issues of the place of tax secrets in the system of tax law and issues of the legal regime for the protection of tax secrets are considered, the content of information constituting tax secrets is analyzed. Attention is paid to the concept of disclosure of tax secrets and problems of its application.

Ключевые слова: налоговая тайна, налогоплательщик, налоговые органы, конфиденциальность информации. налоговый кодекс.

Keywords: tax secret, taxpayer, tax authorities, confidentiality of information. Tax code.

Определение понятия налоговая тайна закреплено в п.1 ст. 102 Налогового кодекса РФ, в котором говорится, что налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений:

1. разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия;

2. об идентификационном номере налогоплательщика;

3. о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения;

4. предоставляемых налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других госу-

40_

дарств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений, предоставленных этим органам);

5. предоставляемых избирательным комиссиям в соответствии с законодательством о выборах по результатам проверок налоговым органом сведений о размере и об источниках доходов кандидата и его супруга, а также об имуществе, принадлежащем кандидату и его супругу на праве собственности.

По поводу информации, составляющей налоговую тайну, складываются различные правоотношения, связанные с хранением, получением, сбором, распространением и защитой такой информации, а также ответственностью за неправомерное ее использование и разглашение. Институт налоговой тайны является комплексным, включающим в себя нормы как налогового, так и других отраслей права. В статьях 21,31,84,102 Налогового кодекса РФ закреплены полномочия налоговых органов, органов внутренних дел, следственных и таможенных органов, а также органов государственных внебюджетных фондов по получению, хранению и распространению сведений о налогоплательщиках.

Институт налоговой тайны с законодательной стороны имеет ряд проблем, решение которых позволит в полном объеме гарантировать эффективную правовую защиту интересов налогоплательщика, а со стороны теории публичных правоотношений нет единого ответа по вопросам защиты конфиденциальной информации, составляющей налоговую тайну. Сведения о налогоплательщике с момента постановки его на учет в налоговом органе являются налоговой тайной, в соответствии с п. 9 ст. 84 НК РФ. Исключением считаются лишь те сведения, которые являются общедоступными.

Согласно понятию, данному в ст. 102 НК РФ налоговую тайну составляют любые полученные сведения о налогоплательщике налоговым органом, органами внутренних дел, следственными органами, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом [1]. Законодатель не указывает, что считается источником налоговой тайны. Можно предположить, что ими могут служить любые сведения (сообщения, данные) в виде документированной информации, электронного документа, электронного сообщения, схемы, рисунка, фотографии, полученных как на материальном носителе, так и по информационно-телекоммуникационной сети.

Налоговую тайну необходимо воспринимать как режим конфиденциальной информации о налогоплательщике, потому как нормы, регулирующие правоотношения по поводу налоговой тайны и закрепленные в НК РФ, образуют самостоятельный правовой институт.

Во-первых, правовой институт - это составная часть отрасли или подотрасли, призванная регламентировать отдельные части общественной жизни. Н.И. Матузов дает следующее определение:

институт права - это сравнительно небольшая, устойчивая группа правовых норм, регулирующих определенную разновидность общественных отношений [3]. Нормы права, составляющие правовой институт, обычно расположены в отдельном нормативно-правовом акте или в отдельных структурных подразделениях: разделе, главе, параграфе, иногда - статье или в ином структурном подразделении нормативно-правового акта. Малахов характеризует институт права наличием некоторых обязательных признаков: однородностью регулируемой сферы общественных отношений, единой функцией, самостоятельным предметом правового регулирования, юридическим единством норм [4]. В ст. 102 НК собраны все правовые нормы, регулирующие общественные отношения по поводу налоговой тайны. Эти нормы имеют одно назначение, единые принципы, основаны на специфических правовых понятиях. Все это обеспечивает их правовую обособленность.

Во-вторых, налоговая тайна обладает самостоятельным предметом правового регулирования. Заключается он в определенном виде общественных отношений по выявлению информации, составляющую налоговую тайну, а также ее сохранность от третьих лиц.

В-третьих, рассматриваемые правовые положения формально обособлены в статьях нормативно-правовых актов и регулирование в данной сфере относительно устойчиво. Таким образом, общность правовых норм, регулирующих финансово-информационные общественные отношения, обладает признаками комплексного межотраслевого института. В развитии предложенной идеи в системе финансового права представляется возможным выделять комплексный публично-правовой институт тайны, который объединяет в себе субинституты банковской и налоговой тайн, а также нормы других отраслей права [6]. Таким образом возникает вопрос о правовых границах, охватываемых институтом налоговой и иных видов тайн. Несомненно, что действие института налоговой тайны охватывает отношения по предоставлению сведений, их обработке, хранению и передаче лицам, обладающим соответствующей компетенцией. Многие ученые указывают в своих работах, что отношения, возникающие в связи с хранением, обработкой сведений и передачей их третьим лицам, предоставленных налоговому органу, традиционно рассматриваются в границах правового регулирования института налоговой тайны [5]. К рассуждениям об институциональной принадлежности призывают общественные отношения, возникающие при передаче сведений от одного уполномоченного органа к другому. Например, отношения по предоставлению кредитными организациями сведений о клиентах в пользу налоговых органов регулируются как институтом банковской тайны, так и налоговой. В соответствии с п. 5 ст. 76 Налогового кодекса РФ налоговый орган имеет право запрашивать у кредитных организаций информацию, содержащую банковскую тайну. Защита интересов клиентов кредитных организаций после передачи

«C@yL@qyiym-J©yrMaL»#3i27),2@19 / JUROSPRUDinCl

информации налоговым органам обеспечивается институтом налоговой тайны. С передачей тайны механизм ее правовой защиты трансформируется из института банковской тайны в институт налоговой тайны. Данное обстоятельство требует четкой согласованности институтов банковской и налоговой тайны. Очень важным является упущение законодателя, заключающееся в том, что в соответствии с ч.3 п.1 ст. 102 НК режим налоговой тайны не распространяется на сведения о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения. В письме Минфина РФ от 4 июня 2012 г. №03-02-07/1-13 практически одобряется идея того, что сведения об исполнении налогоплательщиками своих обязательств по уплате налогов не являются налоговой тайной.

Еще одно упущение законодателя — это довольно размытое понятие разглашения, закрепленное в НК РФ. Определяется оно как использование или передача третьему лицу информацию, составляющую коммерческую тайну налогоплательщика и ставшую известной должностному лицу налогового органа, органа внутренних дел, следственного органа, органа государственного внебюджетного фонда или таможенного органа, привлеченному специалисту или эксперту при исполнении ими своих обязанностей. Многие авторы отмечают, что данное определение является не полным [2]. Суть в том, что круг сведений, образующий налоговую тайну, гораздо шире и включает не только сведения, составляющие производственную и коммерческую тайну, но и другие сведения о налогоплательщике, в том числе его персональные данные. Исходя из того, что налоговая тайна - важная составляющая режима правовой защиты информации, за нарушение которой предусмотрена ответственность вплоть до уголовной [7]. Можно сделать вывод, что разглашение налоговой тайны - это виновно совершенное, противоправное деяние, должностного лица налогового (таможенного) органа, имеющее целью нарушение режима защиты охраняемой конфиденциальной информации, в результате чего она стала доступна третьим лицам.

Таким образом, исходя из выше сказанного можно сделать выводы:

1. Общность правовых норм, регулирующих финансово-информационные общественные отношения, обладает признаками комплексного межотраслевого института. В развитии предложенной идеи в системе финансового права представляется возможным выделять комплексный публично-правовой институт тайны, который объединяет в себе

4L

субинституты банковской и налоговой тайн, а также нормы информационного, административного, уголовного и других отраслей права.

2. Правовое значение налоговой тайны состоит в том, что она обеспечивает защиту прав и законных интересов налогоплательщиков в отношении информации, отнесенной законодательством к налоговой тайне.

3. Соотношение налоговой тайны с другими режимами защиты конфиденциальной экономической информации различно. Так, виды и подвиды конфиденциальной экономической информации, составляющие коммерческую, служебную, банковскую и другие виды тайны, могут оказаться под защитой налоговой тайны.

Список использованной литературы

1. Налоговый кодекс Российской Федерации: [федер. закон: принят Гос. Думой РФ 31 июля 1998; ред. от 8 июня 2015] // СЗ РФ. - №31, 03.08.1998, ст. 3824.

2. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. - М.: Юристъ, 1997. - С. 351.

3. Иванов А.А. Теория государства и права: Учебное пособие / А.А. Иванов, В.П. Иванов; под ред. В.П. Малахова. - М.: Юнити; Закон и право, 2007. - С. 184.

4. Костенко М.Ю. Налоговая тайна: Науч.-практ. пособие / М.Ю. Костенко. - М., 2001; Кучеров И.И. Налоговая тайна: правовой режим защиты информации / И.И. Кучеров, А.В. Торшин. - М., 2003.

5. Мясников А.О. Как защитить налоговую тайну / А.О. Мясников // Налоговые споры. - 2006. - №9.

6. Кобзарь-Фролова М.Н. Формирование информационных ресурсов налоговых органов // Налоги. - 2013. - №2. - С. 40-43; Кирилина В.Е. Правовой режим налоговой тайны // Законы России: опыт, анализ, практика. - 2010. - №4. - С. 7984.

7. Бойко Н.Н. Правовое значение принципата соблюдения налоговой тайны // Проблемы государства и права на современном этапе: Сб. материалов по итогам студенческой научно-практической конференции, посвященной 20-летию юридического факультета Республика Башкортостан (г. Стерлита-мак 31.03.2015-10.04.2015 гг.) / Отв. ред. Г.А. Иван-цова; зам. отв. ред. П.Н. Алешин. - Стерлитамак: Стерлитамакский филиал БашГУ, 2015. - С. 50-55.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.