Научная статья на тему 'НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ В РОССИИ'

НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
30
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ В РОССИИ»

Шакер Н. С.

Россия, г. Москва

НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ДЕНЕЖНЫХ

СРЕДСТВ В РОССИИ

Для того чтобы установить систему законодательства, регулирующего осуществление безналичных расчётов и банковскую деятельность в целом, разумно опираться на традиционную систему нормативно-правовых актов, выстроенной по иерархическому принципу.

Высшую ступень в иерархии нормативно-правовых актов занимает Конституция Российской Федерации, которая обладает высшей юридической силой, прямым действием, и применяется на всей территории страны. Кроме того, все законы и другие правовые акты, принимаемые в России, в соответствии с ч. 1 ст. 15 Конституции, не должны противоречить Конституции РФ.10

Вторая ступень - это Федеральные законы, которые принимаются в соответствии с Конституцией и регулируют сложные и разнообразные отношения, которые возникают в процессе проведения хозяйственной деятельности. Относительно банковских операций важное место занимают акты Центрального банка РФ. Данные акты обособлено располагаются в иерархической лестнице нормативно-правовых актов, и поэтому некоторые из них будут рассматриваться отдельно. Следующая ступень - носящие подзаконный характер Указы Президента РФ и Постановления Правительства РФ.

Нормативно-правовые акты органов исполнительной власти Российской Федерации (министерств и ведомств), также применяются в области регулирования взаимоотношений коммерческих банков с юридическими лицами и занимают пятую ступень в иерархии. Кроме того, стоит принять во внимание различные Соглашения, которые Россия заключила с другими государствами в области регулирования экономических, финансовых, банковских отношений.

1. Конституция. Конституция включает ряд положений, которые можно применить к кредитным отношениям. В соответствии со ст. 71 Конституции в ведении Российской Федерации находятся установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки. В ст. 74 отражено, что на территории России не могут быть установлены таможенные границы, пошлины, сборы и какие-либо иных препятствия для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Ст. 75 посвящена денежной единице Российской Федерации - рублю, и определяет, что денежная эмиссия производится исключительно Центральным банком

10 [1, №237 от 25.12.1993]

Российской Федерации, главной функцией которого является защита и обеспечение устойчивости рубля.

2. Федеральные законы. Центральным, главным федеральным законом, который регулирует гражданско-правовые отношения, является Гражданский кодекс РФ (далее ГК РФ). Одним из основных законов, регулирующих проведение безналичных расчётов, является Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. «О банках и банковской деятельности».11

Иные федеральные законы также осуществляют регулирование совершения безналичных расчетов: Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» - по вопросам осуществления валютных операций; Федеральный закон от 3 июня 2009 г. № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платёжными агентами»12

Кроме вышеперечисленных федеральных законов отношения, которые возникают в процессе взаимодействия сторон, регулируются другими федеральными законами.

3. Нормативно-правовые акты Центрального банка. Центральный банк - особенный самостоятельный орган, выполняющий свои функции в зависимости от предусмотренных требований законодательства.

Таким образом, акты Центрального банка Российской Федерации нельзя относить к актам органов исполнительной власти, поскольку они занимают отдельную ступень в иерархии нормативно-правовых актов. К примеру: Положение ЦБР от 19 июня 2012 г. № 383-П (в ред. от 15 июля 2013 г.) «Положение о правилах осуществления перевода»; Положение от 24.декабря 2004 № 266-П «Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платёжных карт»; Инструкция ЦБ РФ от 16 сентября 2010 № 136-И «О порядке осуществления уполномоченными банками (филиалами) отдельных видов банковских операций с наличной иностранной валютой и операций с чеками (в том числе дорожными чеками), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, с участием физических лиц».

4. Указы Президента. Указы Президента носят подзаконный характер и используются в условиях согласованности с федеральными законами Российской Федерации.

5. Акты Правительства. Постановления Правительства, в основном, всего имеют адресный характер и используются относительно органов исполнительной власти и Правительства РФ.

6. Акты министерств и ведомств. Нормативные акты федеральных министерств и ведомств зачастую обладают наименьшей юридической силой, поэтому, они должны соответствовать и использоваться в части, не противоречащей другим актам, приведенным выше.

11 [2, от 02.12.1990 N 395-1 (действующая редакция от 05.05.2014)]

12 [3, от 10.12.2003 N 173-ФЗ (действующая редакция от 05.05.2014)]_

В данной работе проанализировано нормативное регулирование электронных денежных средств в России. В статье рассмотрены иерархия нормативно-правовых актов и их особенности в регулировании электронных денежных средств.

Ключевые слова: электронные денежные средства, система законодательства, система нормативно-правовых актов, Конституция РФ, Федеральные законы, акты Центрального Банка РФ, Указы Президента РФ и Постановления Правительства РФ, Акты Правительства, Акты министерств и ведомств.

Использованные источники:

1. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12.12.1993 г., «Российская газета», №237 от 25.12.1993 г.

2. Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (действующая редакция от 05.05.2014)

3. Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (действующая редакция от 05.05.2014)

Шигабетдинова Г.М., к.п.н.

доцент Максимова А.А. студент 3го курса Ульяновский государственный технический университет Россия, г. Ульяновск

ОСОБЕННОСТИ ПОДАЧИ ИНФОРМАЦИИ ПО РАЗНЫМ КАНАЛАМ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

В современных средствах массовой информации, независимо от их вида (пресса, радио, телевидение, Интернет), большую роль по-прежнему грают информационные жанры. Слова, относимые к информационным жанрам, в количественном отношении составляют ключевую часть глобальных информационных потоков. Такие журналистские тексты выступают основными носителями оперативной информации, позволяющей аудитории совершать своего рода систематически прогноз более важных, интересных событий в различных сферах действительности.

Целью нашего исследования стало изучить технологию подачи новостей, раскрыть характерные особенности информационного вещания на различных каналах СМИ. Объектом исследования — публикации в рекламно-информационном издания Мозаика и на новостном сайте Mosaica.ru, предметом - отличительные черты в подаче информации в печатном рекламно-информационном издании и его интернет-аналоге - новостном сайте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.