Научная статья на тему 'Аспекты правового регулирования денежного обращения в Российской Федерации'

Аспекты правового регулирования денежного обращения в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
532
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Область наук
Ключевые слова
MONEY CIRCUʹLATION / MOʹNEY CIRCULʹATION REGIʹME / MONEY FUʹNCTIONS / MOʹNEY CLASSIʹFICATION / CUʹRRENCY OF TʹHE RUSSIAN FEDEʹRATION / FOʹREIGN CURREʹNCY / CASH CʹIRCULATION / NOʹN-CASH MONEY CʹIRCULATION / MOʹNETARY SYSTEʹM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бережной Георгий Рафаэльевич, Черкашин Е.Ю.

Целью статьи является анализ проблем денежного обращения, осуществляемый с учетом публично-правовой природы данного явления. Деʹньги как объеʹкт правовоʹго регулироʹвания объеʹктивно относʹятся как к обʹласти частʹноправового реʹгулированиʹя, так и пубʹлично-правоʹвого, однаʹко деньги стʹановятся поʹлноценными деʹньгами толʹько при поʹявлении госуʹдарства иʹнститута, гʹарантирующеʹго их полноʹвесность и реʹальность. Поʹнятие «денʹьги» предстʹавляет собоʹй комплексʹное понятие, сочетʹающее подхоʹды многих отрʹаслей знанʹий (экономʹики, права, поʹлитологии и т. ʹд.). Выводы исследования могут быть использованы в дальнейших исследованиях правового регулирования денежного обращения в РФ, совершенствования политики регуляторов и законодательства в данной области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The purpose oʹf the articʹle is to aʹnalyze the pʹroblems of moʹnetary circuʹlation, taʹking into accouʹnt the pubʹlic-legal nʹature of tʹhis phenomeʹnon. Money as aʹn object oʹf legal reguʹlation objectʹively refeʹrs both to tʹhe field oʹf private lʹaw regulatʹion and to pubʹlic law, but moʹney becomes vʹaluable moʹney only wʹhen a state eʹmerges aʹn institutʹion that guʹarantees tʹheir full weʹight and reʹality. The concept oʹf "money" is a coʹmplex concept tʹhat combines tʹhe approacʹhes of many bʹranches of kʹnowledge (ecoʹnomics, law, poʹlitical scʹience, etc.). Tʹhe findings oʹf the study cʹan be used iʹn further studʹies of the legʹal regulatʹion of monetʹary circulʹation in tʹhe Russian Fedeʹration, impʹroving the poʹlicies of reguʹlators and legʹislation iʹn this areʹa.

Текст научной работы на тему «Аспекты правового регулирования денежного обращения в Российской Федерации»

УДК 336.74

Юридические науки

Бережной Георгий Рафаэльевич,

студент 2 курса магистратуры Филиал «РЭУ им. Г. В. Плеханова», Россия, г. Пятигорск

Черкашин Е. Ю., научный руководитель, доцент Филиал «РЭУ им. Г. В. Плеханова», Россия, г. Пятигорск

АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация: Целью статьи является анализ проблем денежного обращения, осуществляемый с учетом публично-правовой природы данного явления. Деньги как объект правового регулирования объективно относятся как к области частноправового регулирования, так и публично-правового, однако деньги становятся полноценными деньгами только при появлении государства — института, гарантирующего их полновесность и реальность. Понятие «деньги» представляет собой комплексное понятие, сочетающее подходы многих отраслей знаний (экономики, права, политологии и т.д.). Выводы исследования могут быть использованы в дальнейших исследованиях правового регулирования денежного обращения в РФ, совершенствования политики регуляторов и законодательства в данной области.

Ключевые слова: денежное обращение, режим денежного обращения, функции денег, классификация денег, валюта Российской Федерации, иностранная валюта, наличное денежное обращение, безналичное денежное обращение, денежная система.

Annotation: The purpose of the article is to analyze the problems of monetary circulation, taking into account the public-legal nature of this phenomenon. Money

as an object of legal regulation objectively refers both to the field of private law regulation and to public law, but money becomes valuable money only when a state emerges - an institution that guarantees their full weight and reality. The concept of "money" is a complex concept that combines the approaches of many branches of knowledge (economics, law, political science, etc.). The findings of the study can be used in further studies of the legal regulation of monetary circulation in the Russian Federation, improving the policies of regulators and legislation in this area.

Keywords: money circulation, money circulation regime, money functions, money classification, currency of the Russian Federation, foreign currency, cash circulation, non-cash money circulation, monetary system.

Деньги как объект правового регулирования объективно относятся к областям, как частноправового регулирования, так и публично-правового. Возникнув как инструмент частного права, упрощающий процедуры обмена и расчётов, деньги свою форму приобрели только при трансформации в инструмент публичного права. Государство гарантировало их появление (эмиссию) и законность обращения [1, с. 178].

Подобный аспект объективно предполагает сложную конструкцию: с одной стороны, деньги становятся полноценными деньгами только при появлении государства — института, гарантирующего их полновесность и реальность; с другой стороны, государство не может существовать без такого инструмента, как деньги.

Характеристика денег как правовой категории основывается на экономической модели этого явления, предполагающей детальный анализ реализуемых ими функций (меры стоимости, средства платежа, средства обращения, средства накопления и мировых денег). Именно через детализацию правового оформления этих функций и раскрывается юридическая природа денег. При этом важно, анализируя трансформацию экономического

содержания денег в правовое явление, соблюдать чёткость и в поиске адекватной правовой формы для закрепления отдельных функций денег [4, с. 99].

Следует согласиться с довольно детальной характеристикой денег как особых знаков, выраженных в форме, установленной законом, их платёжной силе и т.д. В то же время, видимо, следует уточнить характеристику платёжной силы денежных знаков, которая вряд ли создаёт условия для смешения функций денег как меры стоимости и как средства платежа. Платёжная сила обозначается в количестве денежных единиц, которые в данном случае выполняют функцию счётной единицы.

Таким образом, с помощью денежной единицы можно легко и быстро измерить стоимость любого товара или услуги, то есть узнать их цену. Для того чтобы количественно сравнить цены различных по своей природе товаров, работ, услуг, они должны быть выражены в одинаковых денежных единицах.

Функцию меры стоимости деньги выполняют, выражая количество общественно необходимого труда, затраченного на производство данного товара. Именно эта функция и позволяет рассматривать деньги как единый всеобщий эквивалент. Собственно, это и есть одна из главных функций денег [2, с. 78].

Средство платежа представляет иную денежную функцию, задачей которой является упрощение организации расчётов, обмена. Деньги представляют собой системное явление, позволяющее классифицировать их по различным основаниям в зависимости от:

а) государственной принадлежности (национальные, иностранные);

б) субъекта эмиссии (банкноты, казначейские деньги);

в) режима обмена (неконвертируемые, частично конвертируемые, свободно конвертируемые);

г) характера оборота (наличные, безналичные).

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» в режиме правового регулирования денежного обращения законодатель видит:

1) валюту Российской Федерации (денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России, находящиеся в обращении в качестве законного средства наличного платежа на территории Российской Федерации, а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки; средства на банковских счетах и в банковских вкладах);

2)иностранную валюту (денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным средством наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства (группы иностранных государств), а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки; средства на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчётных единицах [5, с. 6].

Банк России без ограничений обменивает ветхие и поврежденные банкноты в соответствии с установленными им правилами. Совет директоров принимает решения о выпуске банкнот и монеты Банка России нового образца, об изъятии из обращения банкнот и монеты Банка России старого образца, утверждает номиналы и образцы новых денежных знаков.

Описание новых денежных знаков публикуется в средствах массовой информации. Указанное решение в порядке предварительного информирования направляется в Государственную Думу и Правительство Российской Федерации. Довольно часто «валюта» ассоциируется исключительно с явлением, аккумулирующим содержание и признаки, которые могут характеризовать только иностранную валюту. Однако, судя и по позиции законодателя, понятие валюты практически идентично понятию денег. Более того, понятие денег, на наш взгляд, представляет собой более обобщённое,

комплексное понятие, сочетающее подходы многих отраслей знаний (экономики, права, политологии и т.д.), тогда как валюта представляет собой уже адекватное правовое оформление этой комплексной категории.

Понятие валюты используется в терминологическом обороте отраслей права (с чётким законодательным её определением), тогда как законченное законодательное определение денег отсутствует. Таким образом, в режиме финансово-правового регулирования применяется валюта как правовая категория, выражающая содержание понятия денег.

Несколько по-иному подходит к регулированию данных отношений гражданское законодательство. Так, в соответствии со ст. 140 «Деньги (валюта)» Гражданского кодекса РФ рубль является законным платёжным средством, обязательным к приёму по нарицательной стоимости на всей территории Российской Федерации. Платежи на территории Российской Федерации осуществляются путём наличных и безналичных расчетов. Во-первых, в данном случае понятие валюты рассматривается как синоним понятия денег. Во-вторых, подобная норма содержит акцент исключительно на реализацию такой функции денег, как средство платежа. В данном случае прослеживается определенная связь с терминологическим аппаратом Конституции РФ, где ст. 75 определяет, что денежной единицей в Российской Федерации является рубль [6, с. 55].

Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются. При этом какое-либо упоминание о валюте отсутствует. Деньги представляют собой не непосредственный объект правового регулирования, а скорее всего—предмет, по поводу которого формируется объект воздействия правовых норм. В этом случае мы под объектом понимаем совокупность отношений между субъектами права по поводу движения денег.

Важно иметь в виду, что основная масса правовых последствий связывается не с деньгами, находящимися в статическом состоянии, а с определёнными процедурами их движения. Исследователи данной проблемы подчёркивают, что в некоторых случаях (прежде всего в области анализа экономических отношений) разграничивают понятия денежного обращения и денежного оборота.Если под денежным обращением понимают движение исключительно наличных денег, то денежный оборот охватывает как движение наличных, так и безналичных денег [2, с. 79].

Подобного принципиального разграничения в финансово-правовой науке нет, и конструкция денежного обращения распространяется представителями финансово-правовой науки как на наличное обращение денег, так и безналичное.

Если эмиссия денег и изъятие их из денежного обращения связана исключительно с государством как субъектом, принимающим соответствующее решение, и как субъектом, делегирующим исключительное полномочие соответствующим государственным органам на реализацию соответствующих процедур выпуска или утилизации денег, то обращение денег предполагает участие и более широкого круга субъектов.

Речь может идти и о субъектах частного права, и о субъектах публичного права. Но в любом случае денежное обращение будет связываться с обеспечением динамики действий участников относительно такого образования, как денежная система. Подобная конструкция представляет собой системную совокупность инструментов, гарантирующих движение денежной массы. При этом на первое место опять-таки выдвигается акцент на публично-правовой природе содержания данных отношений.

Государственные финансы связаны с денежной системой, которая в большей или меньшей степени управляется государством, тогда как эта денежная система не зависит от воли частных собственников,

распоряжающихся своими финансами. Именно государство определяет правовой режим элементов денежной системы. Государство закрепляет в финансово-правовых актах основные элементы денежной системы, определяя тем самым порядок организации движения денежных средств, выраженных в национальной или иностранной валюте в наличной и безналичной форме [3, с. 89].

Иные субъекты права обязаны безоговорочно соблюдать установленный порядок денежного обращения, то есть в таких отношениях отсутствует диспозитивность. Более того, классическое частноправовое регулирование в подобном случае содержит отсылку именно к нормам, предполагающим императивное регулирование, предоставляя им главенствующее значение в подобном случае. Так, в соответствии со ст. 141 «Валютные ценности» Гражданского кодекса РФ виды имущества, признаваемого валютными ценностями, и порядок совершения сделок с ними определяются законом о валютном регулировании и валютном контроле.

При оценке данных отношений не может возникнуть вопрос о типе подобных отношений. Безусловно, речь идёт о публично-правовых отношениях, где ведущая роль отводится государству. С другой стороны, можно ли безапелляционно утверждать, что в данном случае мы сталкиваемся с отношениями, однозначно подпадающими под предмет финансово-правового регулирования? Связаны ли они с финансовым правом вообще? Естественно, речь идёт о разновидности управленческих отношений, когда государство управляет специфической частью отношений, связанных с организацией денежной системы.

То есть это определённый сектор управленческих отношений в сфере денежного обращения. В то же время финансово-правовое регулирование связывается с регулированием движения публичных денежных средств. Да, это особый вид имущества, собственником которого являются публичные

образования, но базовым составляющим звеном являются деньги. Деньги как родовое понятие. Поэтому понять правовую природу особых (публичных) денег без включения в отраслевой инструментарий финансового права понятий денег, денежной системы, денежного обращения невозможно. Именно поэтому мы приходим к выводу, что денежная система может и должна рассматриваться как объект финансово-правового воздействия. Правовая природа денежного обращения рассматривалась в целом ряде исследований. При этом абсолютно объективно в них денежное обращение связывается с функционированием денежной системы государства [4, с. 104].

В начале 90-х годов ХХ века было сформировано определённое видение понимания денежной системы, отражённое в соответствующем законе, однако на сегодня однозначный подход законодателя к определению денежной системы отсутствует. Так, в соответствии со ст. 2 денежная система Российской Федерации включала в себя:

1) официальную денежную единицу;

2) порядок эмиссии наличных денег;

3) организацию и регулирование денежного обращения.

С момента прекращения действия закона РФ «О денежной системе Российской Федерации» и внесения соответствующих изменений в Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (банке России)» подобная норма отсутствует. В то же время это не исключило законодательного регулирования отдельных составляющих денежной системы.

Официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (банке России)» является рубль, который состоит из 100 копеек. Введение на территории Российской Федерации других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов запрещаются. Масштаб цен определяет количество золота, содержащегося в национальной денежной единице. Не

следует думать, что в данном случае возможен вариант обмена бумажных денег на реальные (золото).

Показатель масштаба цен традиционно использовался, а в некоторых государствах используется и сейчас для упрощения в определении соотношения национальной валюты с иностранными, упрощения формирования обменных курсов. Однако в соответствии со ст. 28 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (банке России)» официальное соотношение между рублём и золотом или другими драгоценными металлами не устанавливается [5, с. 6].

Банкноты и монета Банка России являются безусловными обязательствами Банка России и обеспечиваются всеми его активами. Банкноты и монета Банка России обязательны к приему по нарицательной стоимости при осуществлении всех видов платежей, для зачисления на счета, во вклады и для перевода на всей территории Российской Федерации. Банкноты (банковские билеты) и монета Банка России являются единственным законным средством наличного платежа на территории Россий. Их подделка и незаконное изготовление преследуются по закону. Организация и регулирование денежного обращения различаются в зависимости от наличного или безналичного режима оборота денежных средств.

Библиографический список:

1. Федеральный закон от 10.07.2002 №86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» // «Собрание законодательства РФ», 15.07.2002.- С. 178-214.

2. Артёмов Н.М.,АрзумановаЛ. Л., СитникА. А. Денежное право (финансово-правовое регулирование обращения национальной и иностранной валюты на территории Российской Федерации): коллективная монография.— М.: ООО «Изд-во «Элит»», 2015.-С.99-125.

3. Деньги. Кредит. Банки: Учебник.— 2-е изд., перераб. и доп. / отв. ред. В. В. Иванова, Б. И. Соколова. — М.: Проспект, 2014.-С.39-49.

4. Лунц Л. А. Денежные обязательства в гражданском праве. Изд. 2-е, испр. — М.: Статут, 2015.-С.79-103.

5. Струсь К.А. Гражданское общество и государство: генезис идеи и современность // Новая правовая мысль. 2003. С. 6.

6. Струсь К.А. Эволюция представлений о содержании категории ' ' правовые основы ' ' // История государства и права. 2013. № 9. С. 50-55.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.