Научная статья на тему 'Нормативное правовое регулирование подготовки кадров высшей квалификации для правоохранительной системы'

Нормативное правовое регулирование подготовки кадров высшей квалификации для правоохранительной системы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
396
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА / ОРГАНИЗАЦИЯ / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ / НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ / ДИССЕРТАЦИЯ / TRAINING / ORGANIZATION / LAW ENFORCEMENT BODIES / RESEARCH AND TEACHING STAFF / THESIS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шишканова И.А., Мацкевич И.М.

В статье рассматриваются вопросы организационного и нормативного правового обеспечения подготовки научно-педагогических кадров для правоохранительной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal Regulation of How Russia’s Judiciary and Law Enforcement Train Top-Qualified Personnel for Themselves

The article offers a review of issues concerning legal and organizational provisions for training top-qualified staff to fill key research and teaching positions in Russia’s judiciary and law enforcement.

Текст научной работы на тему «Нормативное правовое регулирование подготовки кадров высшей квалификации для правоохранительной системы»

И. А. ШИШКАНОВА,

директор Департамента аттестации научных и научно-педагогических работников (Министерство образования и науки Российской Федерации)

И. М. МАЦКЕВИЧ,

заведующий кафедрой Криминологии и уголовно-исполнительного права,

доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации (Московский государственный юридический университет им. О. Е. Кутафина)

I. A. SHISHKANOVA,

Director of the Department of Evaluating Performance and Confirming the Skills

of Research and Teaching Staff (Science and Education Ministry of the Russian Federation)

I. M. MATSKEVICH,

Doctor of Law, Merited Research Worker of the Russian Federation, Professor, Head of the Departament of Criminology and Penal Law (O. E. Kutafin Moscow State Law University)

УДК 355.237

Нормативное правовое регулирование подготовки кадров высшей квалификации для правоохранительной системы

Legal Regulation of How Russia's Judiciary and Law Enforcement Train Top-Qualified Personnel for Themselves

В статье рассматриваются вопросы организационного и нормативного правового обеспечения подготовки научно-педагогических кадров для правоохранительной системы.

Подготовка, организация, правоохранительные органы, научно-педагогические кадры, диссертация.

The article offers a review of issues concerning legal and organizational provisions for training top-qualified staff to fill key research and teaching positions in Russia's judiciary and law enforcement.

Training, organization, law enforcement bodies, research and teaching staff, thesis.

Обучение лиц, зачисленных в аспирантуру (адъюнктуру) образовательных или научных организаций, осуществляется в соответствии с Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования — программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре и адъюнктуре [12] и федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования по направлениям подготовки кадров высшей квалификации в аспирантуре, адъюнктуре согласно Положению о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе

послевузовского профессионального образования в Российской Федерации [10] и федеральным государственным требованиям к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования для обучения в аспирантуре и адъюнктуре [11].

Следует подчеркнуть, что Положение о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации с 1 сентября 2013 г. применяется в части, не противоречащей Федеральному закону «Об образовании в Российской Федера-

ции» [1] или издаваемым в соответствии с ним иным нормативным правовым актам.

Формат послевузовского профессионального образования устанавливался Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании», предоставляя гражданам возможность повышения уровня образования, научной, педагогической квалификации на базе высшего профессионального образования в аспирантуре, адъюнктуре, ординатуре и интернатуре, а также в докторантуре, преследуя основную цель — подготовку научно-педагогических кадров. В соответствии с приказом Минобразования России от 27 марта 1998 г. № 814 аспирант (адъюнкт) за время обучения обязан полностью выполнить индивидуальный план проведения диссертационного исследования, сдать кандидатские экзамены и, завершив работу над диссертацией, представить ее на кафедру для получения заключения организации [10]. Аспирантура была призвана подготовить в первую очередь научного работника, акцентировалось внимание на подготовке диссертационного исследования, а подготовка преподавателя высшей школы являлась задачей образовательного процесса и перемещалась на второй план.

Сам факт защиты диссертации выведен за пределы программы подготовки в аспирантуре. Вузу, открывающему аспирантуру, нет необходимости иметь диссертационный совет — это вытекает из требований, предъявляемых как к образовательной организации, так и к результатам самого процесса обучения, завершающегося предоставлением диссертации на кафедру для получения соответствующего заключения. На практике подготовка аспирантов и адъюнктов, в которую до сегодняшнего дня не входит обязательная защита диссертации, является одним из показателей деятельности образовательной организации, что повлекло интенсификацию процессов, направленных на увеличение количества защит, естественно, при неизбежном падении их качества.

Прямым следствием сложившейся ситуации стало присвоение ученых степеней лицам, представляющим слабые диссертационные работы. Таких лиц вряд ли можно назвать учеными в полновесном значении этого слова. В результате произошла настоящая дискредитация ученой степени как определенного символа и знака. Ученая степень стала, к сожалению, не результатом многолетнего научного изыскания, а неким социально-правовым статусом, лишней строчкой на визитной карточке некоторых чиновников, предпринимателей, политиков.

Тем не менее предпринятые в последние годы действия по совершенствованию нормативного правового и организационного обес-

печения подготовки научно-педагогических кадров в определенной степени способствовали улучшению ситуации в данной сфере.

Действующим законодательством в части, касающейся подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре и адъюнктуре, образовательная и научная деятельность рассматриваются как элементы единого комплексного процесса. Например, это отражается в федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования по направлению подготовки 40.06.01 — «Юриспруденция» (уровень подготовки кадров высшей квалификации), утвержденном приказом Минобрнауки России и науки Российской Федерации от 5 декабря 2014 г. № 1538. Безусловно, полностью разграничить подготовку преподавателя высшей школы и проведение диссертационного исследования невозможно, да и не нужно. В то же время игнорирование их особенностей на деле привело к тому, что аспирантуру и адъюнктуру стали считать рядовым уровнем образования, что в принципе неверно. Аспирантура и адъюнктура призваны подготовить и научного работника, и преподавателя высшей школы, что является задачей научно-образовательного процесса, проходящего в рамках подготовки кадров высшей квалификации. Это подтверждается самим наименованием квалификации «Исследователь. Преподаватель-исследователь», которую присваивают лицу, освоившему программу подготовки и успешно прошедшему государственную итоговую аттестацию.

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 40.06.01 — «Юриспруденция» устанавливает, что программа аспирантуры завершается государственной итоговой аттестацией, включающей подготовку к сдаче и сдачу государственного экзамена, а также представление научного доклада об основных результатах подготовленной научно-квалификационной работы (диссертации). По результатам представленного доклада организация дает заключение. Мы видим, что процесс защиты диссертации остается выведенным за пределы программы аспирантуры и адъюнктуры, что не позволяет говорить о завершении процесса подготовки кадров высшей квалификации по окончании аспирантуры или адъюнктуры.

Необходимо выбрать направления дальнейшего развития системы подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров. Эти вопросы связаны не только с организацией самого процесса подготовки кадров высшей квалификации, но и затрагивают вопросы их аттестации. Высказываются различные предложения: сохранение действующей системы аттестации научных и научно-педагогических

кадров в части присуждения ученых степеней с дальнейшим повышением роли и ответственности диссертационных советов за качество принимаемых ими решений; заимствование системы присуждения ученых степеней у других государств, когда единая система аттестации отсутствует, а университеты в рамках собственной компетенции определяют процедуры защиты; введение смешанной системы, предполагающей возврат к отечественному историческому опыту, предусматривающему присуждение ученой степени решением не специализированного (ныне диссертационного) совета, а ученым (научно-техническим) советом организации с дальнейшим утверждением этого решения Высшей аттестационной комиссией.

В научных кругах обсуждается вопрос сохранения фактически дублирующих друг друга системы ученых степеней и системы ученых званий.

Обращается внимание на необходимость дальнейшего развития не только институтов аспирантуры и адъюнктуры, но и институтов докторантуры и соискательства, концептуальные основы которых определены [6, 13].

Данные вопросы актуальны и при подготовке научно-педагогических кадров в правоохранительной системе. По отдельным аспектам подготовки научно-педагогических кадров высшей научной квалификации необходимо учитывать положения федеральных законов, директивных документов, регламентирующих деятельность различных правоохранительных органов [2, 5, 7]. Однако необходимо понимать, что базовым законом в сфере подготовки научно-педагогических кадров высшей научной квалификации в правоохранительной системе является Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации», регламентирующий особенности разработки примерных программ подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре правоохранительных органов [1].

Согласно указанному закону разработку примерных программ подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре обеспечивают органы исполнительной власти и федеральные государственные органы, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрены военная или иная приравненная к ней служба, служба в органах внутренних дел, служба в войсках национальной гвардии Российской Федерации [1, ч. 3 ст. 12].

Основные профессиональные образовательные программы, реализуемые в интересах обеспечения законности и правопорядка в федеральных государственных образовательных организациях, находящихся в ведении соответствующих федеральных государственных органов, разрабатываются на основе требова-

ний, предусмотренных Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», а также квалификационных требований к специальной профессиональной подготовке выпускников вузов правоохранительной системы. Указанные квалификационные требования так же, как и порядок организации и осуществления образовательной деятельности по рассматриваемым образовательным программам, устанавливаются федеральным государственным органом, входящим в правоохранительную систему, в ведении которого находятся соответствующие образовательные организации.

Реализация основных профессиональных образовательных программ подготовки кадров высшей квалификации для правоохранительной системы, предусматривающих ознакомление обучающихся со сведениями, составляющими государственную тайну, и (или) использование в учебных целях секретных образцов вооружения, военной и специальной техники, их комплектующих изделий, специальных материалов и веществ, допускается при создании условий и соблюдении требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне и нормативных правовых актов федеральных государственных органов, в ведении которых находятся образовательные организации, реализующие соответствующие образовательные программы.

Управление образовательной организацией, находящейся в ведении федеральных государственных правоохранительных органов, осуществляется в соответствии с федеральными законами и нормативными правовыми актами федерального государственного органа, в ведении которого находится соответствующая образовательная организация.

Указанные образовательные организации устанавливают в части, не противоречащей Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации», особенности осуществления образовательной, методической и научно-исследовательской деятельности в области подготовки научно-педагогических кадров в интересах обеспечения законности и правопорядка. Однако деятельность образовательных и научно-исследовательских организаций правоохранительных органов в сфере подготовки научно-педагогических кадров недостаточно урегулирована ведомственными нормативными правовыми актами.

Следует отметить, что основное нормативное правовое регулирование подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации для правоохранительных органов осуществляется в основном на локальном уровне, на котором происходит непосредственная реализация задач подготовки научно-педагогических кадров.

В то же время нормы, регулирующие подготовку научно-педагогических кадров, содержатся в ряде федеральных законов и ведомственных нормативных правовых актов (например, ст. 34.1. Федерального закона «О Следственном комитете Российской Федерации» [4], ст. 43.5 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» [3], приказ МВД России от 7 августа 2003 г. № 610 [8], приказ Государственного Таможенного комитета России от 18 мая 2001 г. № 464 [9]).

Исходя из изложенного, можно говорить о формировании системы нормативных правовых актов, посвященных регламентации подготовки кадров высшей квалификации в правоохранительной системе. Таким образом, складывается ведомственное законодательство о порядке организации и осуществлении образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования — программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре и адъюнктуре.

В настоящее время остро стоит вопрос качества подготовки диссертационных исследований в правоохранительной системе. Специалисты отмечают, что в указанной сфере для диссертаций характерна не только излишняя теоретизированность, отдаление от нужд правоохранительной системы, но и интуитивность научного поиска. «Проблема здесь состоит в том, что сфера научного поиска, хотя, быть может, и лучше методически проработана по сравнению с другими видами творчества, но все же поиск остается до сих пор скорее интуитивным, нежели регламентированным профессиональной деятельностью. Регламентируются в большей степени ее результаты, овладение же технологиями научной деятельности как бы отдается на откуп самим соискателям — специально этому их почти никто не учит» [14].

Отдельно следует остановиться на вопросе внедрения результатов диссертационных исследований в деятельность правоохранительных органов. Одной из проблем является обеспечение доступа к результатам научно-исследовательских работ, в том числе к результатам диссертационных исследований. Нам представляется, что необходимо создание библиотек, объединяющих результаты научных исследований в правоохранительной системе, и обеспечение доступа к ним. Другая проблема в сфере внедрения результатов научных исследований заключается в том, что некоторые руководители учреждений и органов правоохранительной системы не рассматривают внедрение и использование научных разработок в деятельности подчиненных служб и подразделений в качестве одного из основных резервов повышения эффективности их функционирования.

Представляется, что сложившаяся практика не отвечает реалиям современного времени и потребностям правоохранительных органов. Направление научных материалов в территориальные правоохранительные органы должно осуществляться не для «галочки», а сопровождаться рекомендациями разработчика по их практическому использованию и применению. Необходимо осуществлять авторское сопровождение внедрения научной продукции (проведение занятий с личным составом в системе профессиональной служебной подготовки, консультирование сотрудников по тематике внедряемой научной разработки, анализ результатов внедрения научной разработки, устранение выявленных недостатков проведенного исследования и последующее их исправление, а также совершенствование созданного научного продукта). Иногда приходится слышать, что практические работники правоохранительных органов не очень заинтересованы в научных разработках, направляемых из правоохранительных вузов и научно-исследовательских организаций правоохранительной системы. Здесь возникает следующий вопрос: либо практические работники избегают нововведений и предпочитают работать по сложившимся схемам, рассматривая высказываемые научные предложения как трудно претворяемые в практическую деятельность и только мешающие их деятельности, либо научные предложения носят излишне теоретизированный характер и действительно не могут быть применены на практике. Необходим анализ практической реализации разрабатываемых в правоохранительной науке диссертаций, который, очевидно, не проводится.

Говоря о подготовке научно-педагогических кадров и качестве проводимых диссертационных исследований, следует остановиться на процедуре обсуждения диссертаций на кафедральном уровне. В последние годы существенно снизился научный потенциал кафедр образовательных организаций правоохранительных органов. На некоторых из них работают один — два доктора наук, не всегда являющихся специалистами в области диссертационного исследования, а в некоторых случаях на кафедрах вообще отсутствуют доктора наук. Ситуация при оценке докторских диссертаций, соответственно, еще более сложная.

Необходимо констатировать, что вопрос участия в обсуждении диссертационных исследований докторов наук не урегулирован. Полагаем, что было бы правильным закрепить в ведомственных нормативных правовых документах правила, устанавливающие участие в обсуждении кандидатских диссертаций, не менее трех докторов наук (из них — не менее двух

докторов наук по специальности, по которой подготовлена диссертация), а при оценке докторских диссертаций — не менее пяти докторов наук (из них — не менее трех докторов наук по специальности).

Таким образом, анализ практики подготовки кадров высшей квалификации, а также нормативных правовых актов, регулирующих

эту деятельность, свидетельствует, что регламентированы главным образом общие вопросы подготовки научно-педагогических кадров. Процедуры, обеспечивающие организацию качественного проведения диссертационных исследований, их оценку, внедрение и апробацию результатов, отсутствуют или в лучшем случае носят рекомендательный характер.

Список литературы:

1. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // СЗ РФ. 2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7598.

2. О полиции: Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ (ред. от 13.07.2016) // СЗ РФ. 2011. № 7. Ст. 900.

3. О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-1 (ред. от 07.03.2017) // СПС Кон-сультантПлюс.

4. О Следственном комитете Российской Федерации: Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ (ред. от 28.12.2016) // СЗ РФ. 2011. № 1. Ст. 15.

5. О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ (ред. от 03.04.2017) // Рос. газ. 2011. 7 дек.

6. Об утверждении Положения о докторантуре: постановление Правительства РФ от 4 апреля 2014 г. № 267 (ред. от 02.08.2016) // СПС КонсультантПлюс.

7. О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. № 1772-р (ред. от 23.09.2015) // СПС КонсультантПлюс.

8. Об утверждении Положения о подготовке научно-педагогических и научных кадров в образовательных учреждениях высшего профессионального образования и научно-исследовательских учреждениях Министерства внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 7 августа 2003 № 610 (ред. от 15.11.2005) // Рос. газ. 2003. 26 сент.

9. Об утверждении Положения о подготовке научно-педагогических и научных кадров в таможенных органах Российской Федерации: приказ ГТК России от 18 мая 2001 г. № 464 // СПС КонсультантПлюс.

10. Об утверждении Положения о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации: приказ Минобразования России от 27 марта 1998 г. № 814 (ред. от 12.09.2014) // ИПП Гарант.

11. Об утверждении федеральных государственных требований к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования для обучающихся в аспирантуре (адъюнктуре): приказ Минобрнауки России от 16 марта 2011 г. № 1365 // Рос. газ. 2011 г. 17 мая.

12. Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования — программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре): приказ Минобр-науки России от 19 ноября 2013 г. № 1259 (ред. от 05.04.2016) // Рос. газ. 2014. 12 февр.

13. О Порядке и сроке прикрепления лиц для подготовки диссертации на соискание ученой степени кандидата наук без освоения программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре): приказ Минобрнауки России от 28 марта 2014 г. № 248 // Рос. газ. 2014. 21 мая.

14. Резник С. Д., Чемезов И. С. О методической готовности исследователя к работе над докторской диссертацией // Вестник высшей школы. 2015. № 5.

E-mail: shishkanova.ia@gmail.com

106

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.