Научная статья на тему 'НОРМАТИВНОЕ ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ЧАД'

НОРМАТИВНОЕ ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ЧАД Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
чадское образование / государственная политика в сфере образования / нормативный правовой акт / управление в сфере образования / Chadian education / state policy in the field of education / regulatory legal act / management in education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Болотова Елена Леонидовна

Современная система образования Чада имеет структуру, схожую с большинством стран мира. При этом с 1960-х гг. в образовательной политике Чада не преодолены проблемы высокой неграмотности населения, низкого качества образования в условиях педагогики больших групп, второгодничества, гендерного неравенства в получении образования, нехватки учителей и преподавателей. Для современного Чада важна приверженность к соблюдению конституционных основ государства, однако сохраняется противоречие между задачами государства по реализации государственной политики в сфере образования и техническими возможностями управления модернизацией чадского образования с опорой на африканские ценности. В статье показаны правовые основания развития государственной политики в сфере образования в республике Чад.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NORMATIVE LEGAL SUPPORT OF THE STATE POLICY IN THE FIELD OF EDUCATION OF THE REPUBLIC OF CHAD

The modern education system of Chad has a structure similar to most countries of the world. At the same time, since the 1960s, the educational policy of Chad has not overcome the problems of high illiteracy of the population, poor quality of education in the conditions of pedagogy of large groups, repeating a class, gender inequality in education, shortage of school teachers and university lecturers. For modern Chad, it is important to adhere to the constitutional foundations of the State, but there remains a contradiction between the tasks of the State to implement State policy in education and the technical capabilities of managing the modernization of Chadian education based on African values. The article shows the legal basis for the development of the state policy in education in the Republic of Chad.

Текст научной работы на тему «НОРМАТИВНОЕ ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ЧАД»

ОБРАЗОВАНИЕ ЗА РУБЕЖОМ |

УДК 37.014 ББК 74.04(3)

DOI: 10.31862/1819-463X-2024-2-139-150

НОРМАТИВНОЕ ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ЧАД

Е. Л. Болотова

Аннотация. Современная система образования Чада имеет структуру, схожую с большинством стран мира. При этом с 1960-х гг. в образовательной политике Чада не преодолены проблемы высокой неграмотности населения, низкого качества образования в условиях педагогики больших групп, второгодничества, гендерного неравенства в получении образования, нехватки учителей и преподавателей. Для современного Чада важна приверженность к соблюдению конституционных основ государства, однако сохраняется противоречие между задачами государства по реализации государственной политики в сфере образования и техническими возможностями управления модернизацией чадского образования с опорой на африканские ценности. В статье показаны правовые основания развития государственной политики в сфере образования в республике Чад.

Ключевые слова: чадское образование, государственная политика в сфере образования, нормативный правовой акт, управление в сфере образования.

Для цитирования: Болотова Е. Л. Нормативное правовое обеспечение государственной политики в сфере образования Республики Чад // Наука и школа. 2024. № 2. С. 139-150. БОТ: 10.31862/1819-463Х-2024-2-139-150.

© Болотова Е. Л., 2024

Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

NORMATIVE LEGAL SUPPORT OF THE STATE POLICY IN THE FIELD OF EDUCATION OF THE REPUBLIC OF CHAD

E. L. Bolotova

Abstract. The modern education system of Chad has a structure similar to most countries of the world. At the same time, since the 1960s, the educational policy of Chad has not overcome the problems of high illiteracy of the population, poor quality of education in the conditions of pedagogy of large groups, repeating a class, gender inequality in education, shortage of school teachers and university lecturers. For modern Chad, it is important to adhere to the constitutional foundations of the State, but there remains a contradiction between the tasks of the State to implement State policy in education and the technical capabilities of managing the modernization of Chadian education based on African values. The article shows the legal basis for the development of the state policy in education in the Republic of Chad.

Keywords: Chadian education, state policy in the field of education, regulatory legal act, management in education.

Cite as: Bolotova E. L. Normative legal support of the State policy in the field of education of the Republic of Chad. Nauka i shkola. 2024, No. 2, pp. 139-150. DOI: 10.31862/1819-463X-2024-2-139-150.

В Республике Чад - одном из крупнейших государств на африканском континенте, находящемся в Центральной Африке, реализация права на образование является одной из фундаментальных задач государственной политики.

Система образования Чада развивается в весьма сложных социально-политических условиях. По данным отдела народонаселения ООН, в стране высока доля женского населения и невысока по мировым меркам продолжительность жизни (48,3 года у мужчин и 49,4 года у женщин) [1]. При этом в стране достаточно высока скорость рождаемости (примерно 1563 ребенка в день). Основная демографическая нагрузка приходится на нетрудоспособное население (граждане до 15 лет), что усиливает расходы государства на социальную сферу, в том числе на образование. На систему образования Чада оказывают существенное влияние безработица и вынужденная миграция населения в условиях социально-кризисных ситуаций и приграничных вооруженных конфликтов. Так, показатель миграционного прироста населения составляет в среднем 73 человека в день.

Существуют определенные проблемы повышения образовательного уровня граждан Чада. Так, по данным ООН за 2021 г. [1], общая грамотность населения в стране составляла всего 40,2%. При этом грамотность женского населения была ниже (31,9%) мужского (48,5%). Молодежь оказалась значительно грамотнее своих родителей. Грамотность граждан от 15 до 24 лет составила 52,75%, а из всего взрослого населения только 39,52% могут писать и читать на каком-либо языке. По данным Департамента по экономическим и социальным вопросам ООН [2], численность населения Чада до 2030 г. будет расти, что усилит нагрузку на социальные институты, поэтому перед сферой образования будут появляться новые задачи, связанные не только с преодолением типичной неграмотности (чтения и писания на французском и (или) арабском языках), но и с преодолением других видов неграмотности населения - сельскохозяйственной, компьютерной, культурной, экологической, фи-

нансовой, функциональной, здравоохранительной, информационной, расовой и др. Стране предстоит насытить образовательную среду учебниками и учебными пособиями, учебно-техническим оборудованием и решить проблему нехватки педагогических кадров.

В российской исследовательской литературе вопросы правового обеспечения государственной политики в сфере образования республики Чад мало исследованы. В этой связи большой интерес представляет использование страноведческого подхода для анализа условий подготовки кадров в африканских странах в работах В. П. Борисенкова [3], Н. В. Виноградовой [4], А. А. Гусаковской [5], В. З. Клепикова [6], О. Г. Лариной [7], А. Ндонинга [8], Дж.-М. Нгорнар [9], Ж. Гатари [10]. Немногочисленные зарубежные публикации в основном направлены на анализ финансовой поддержки отдельных образовательных проектов в республике. Так в 2012 г. А. Джамиль отмечал, что в чадском образовании существуют значительные проблемы в организации общего образования, которые обусловлены низкой ответственностью учащихся в посещении занятий; отсутствием контроля со стороны родителей за учебными достижениями своих детей; склонностью педагогов к межшкольной коррупции из-за их мизерной оплаты в государственных школах и стремления больше времени посвящать платным дополнительным занятиям; нежеланием государства улучшать образовательную среду [11]. Ж. Догоин [12], обсуждая особенности реформы чадского образования, показал, что из-за нехватки государственных школ в 1990-е гг. родительские сообщества создавали частные школы даже без профессионально подготовленных учителей. Меры, связанные с проведением реформы образования при поддержке Международного банка реконструкции, позволили перевести некоторые частные школы в статус государственных, дали возможность Национальному учебному центру разрабатывать учебную литератур для школ, но так и не решили проблемы обеспечения сферы образования педагогическими кадрами. В 2022 г. С. Акпо и др. провели анализ планирования системы образования и выявили, что на привлечение инвестиций в школьное образование влияют гендерные факторы. Некоторые образовательные проекты были связаны с инвестированием программ по обеспечению безопасного и качественного образования только девочек. При этом государственная политика должна быть направлена на создание равных условий для получения образования всеми детьми [13].

Национальная система образования Чада стала формироваться после освобождения от колониальной зависимости. Институциональную основу современной системы образования Чада составляют законодательство, политические институты, экономические отношения, обычаи. Правовое обеспечение системы образования представлено Конституцией Чада от 31.03.1996, Конституционным законом от 15.07.2005 № 05-008/PR/2005 «О внесении изменений в Конституцию от 31.03.1996» и законами Чада от 13.03.2006 № 016^/2006 «О принципах образовательной системы Чада»; от 9.05.2007 № 007/PR/2007 «О защите прав инвалидов»; от 2002 г. № 23/PR/2002 «О создании Агентства по продвижению общественных инициатив в области образования (APICED)». Часть наиболее востребованных проектов в чадском образовании поддерживается: Постановлениями Правительства Чада от 4.12.1995 № 337/MEN/DG/95 о льготах по оплате обучения для инвалидов; от 8.09.2000 № 406/PR/MFPTPEM о профессиональном образовании в Чаде; от 12.10.2006 №°9000/PR/MFPT/2006 о статусе государственных служащих в сфере образования (преподавателях); от 2007 г. № 414/PR/PM/MEN/2007 об организационной структуре Министерства образования Чада; от 10.04.2008 № 090/PR/MEN/SECA/DGEF/DPB/2008 о создании при Правительстве Чада

и Исламском Банке Комитета по реализации и мониторингу развития билингваль-ного образования в исламских (коранических) школах; от марта 2016 г. о частном образовании во всех регионах и др. [14].

Государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на конституционных принципах республики [15]. Согласно статьям 35, 36, 38 Конституции Чада, государственное образование является бесплатным, светским. Право на образование принадлежит каждому гражданину республики. Общее образование является обязательным. Принцип свободы образования предполагает возможность осознанного выбора образования, профессии, квалификации, формы обучения и формы получения образования, выбора учебного заведения. Допускается развитие частного образования в пределах, предусмотренных законодательством страны. Гарантируются поддержка родителей, желающих дать своим детям образование самостоятельно, и создание условий для образования всех детей в государственных школах и учреждениях, созданных по инициативе децентрализованных административно-территориальных образований.

Развивая эти идеи, закон от 13.03.2006 № 016/РР/ «О принципах образовательной системы Чада» (далее - закон «О принципах образовательной системы Чада») закрепляет положение о нейтральности образования, когда религиозная и политическая пропаганда в учебных заведениях недопустима. Закон определяет принцип нормативности развития, согласно которому необходимо учитывать возрастные особенности обучающихся при создании образовательных программ, а также адаптированных программ для детей-инвалидов, детей из сельской местности и из семей кочевников. Установленные государством принципы организации и функционирования системы образования являются обязательными для всех участников образовательной деятельности [16].

Система образования Республики Чад представляет собой совокупность органов управления образованием и сети образовательных, научно-исследовательских и проектных организаций в сфере образования. Система учебных заведений имеет структуру 6-7-4 и состоит из шести лет обучения в начальной школе (два года подготовительных занятий, два года занятий начального уровня и два года занятий среднего уровня), семи лет в средней школе (четыре года первого цикла и три года второго цикла) и трех-четырех лет в высшей школе. При этом частные учреждения, частные лица, религиозные организации и местные общины могут создавать и контролировать свои собственные школы и другие учебные заведения в соответствии с установленными ими принципами при условии соблюдения законодательства Чада.

В систему государственных субъектов, участвующих в реализации политики в сфере образования, входят Президент, Национальное собрание, Правительство республики, Министерства, префектуры. К основным участникам реализации государственной политики в сфере образования чадское законодательство относит Совет Министров, в компетенцию которого входит определение финансового обеспечения системы образования, привлечение средств децентрализованных административно-территориальных образований и субъектов государственно-частного партнерства; выдача лицензий на образовательную деятельность на уровне общего (базового) образования; определение порядка выдачи документов о техническом (профессиональном) образовании (патент технического специалиста), о присвоении квалификации бакалавра выпускникам центров технической (профессиональной) подготовки, колледжей или средних технических (профессиональных) школ; дипломов о высшем образовании выпускникам университетов, высших школ, институтов,

специализированных центров по подготовке специалистов, частных высших учебных заведений); назначение ректоров вузов и др.

Управление дошкольным образованием осуществляют Министерство социального обеспечения и Министерство здравоохранения и национальной солидарности. Они курируют вопросы по делам семьи, проблемам раннего детства, формирования у дошкольников интереса к физической культуре и спорту.

Реализацию политики в сфере основного (базового), общего и среднего технического образования координирует Министерство национального образования и гражданского развития Чада [17]. Министерство осуществляет разработку и контроль реализации образовательных программ и национальных планов развития образования, продвижение национальных языков и борьбу с неграмотностью; ведет контроль административно-педагогического управления учреждениями; управляет потоками обучающихся; курирует вопросы школьной гигиены и медицинской профилактики, организации экзаменов и национальных конкурсов в сфере образования, подготовки педагогических кадров; проводит мониторинг участия сторонних организаций в системе национального образования; осуществляет поддержку инклюзивного и билингвального образования, организацию питания учащихся в школах, развития школьной инфраструктуры; координирует внеклассную и внеурочную деятельности в период школьного обучения.

Реализацию этих функций министерство осуществляет совместно с поддерживающими организациями республики (Национальный центр циркуляров и Агентство по продвижению общественных инициатив в сфере образования Чада) и консультативными органами ЮНЕСКО (Национальная комиссия Чада по делам ЮНЕСКО и Региональный педагогический центр ЮНЕСКО в Чаде).

Высшее образование координирует Министерство высшего образования, научных исследований и инноваций. Для него сегодня актуальны не только вопросы повышения качества образования, создание собственной системы подготовки научно-педагогических кадров, но и вопросы социального положения студентов и преподавателей. Например, в последние годы проблема доступности высшего образования решается путем организации подвоза студентов к корпусам учебных заведений, а также выделения транспортных средств преподавателям, которые вынуждены выезжать в отдаленные районы для проведения учебных занятий.

Согласно чадскому законодательству система образования выступает своеобразным гранатом «построения демократического общества, глубоко приверженного своей культурной самобытности, открытого современности и основанного на гуманистических идеалах и универсальных принципах свободы, социальной справедливости и прав человека» [2, с. 25]. Финансовое обеспечение этой системы осуществляется государством совместно с различными децентрализованными административно-территориальными образованиями Чада. Эту часть публичной власти в стране представлена различными административными учреждениями (комиссии, центры) и организациями (фонды, родительские ассоциации). К различным общественным инициативам в сфере образования привлекаются также представители бизнеса.

Государственная политика, как комплекс мер, предпринимаемых либо программируемых органами власти, может выстраиваться по четырем моделям, выбор которых зависит от объекта управления. Так, либеральная модель государственной политики в сфере образования предполагает обязанность государства по созданию условий для развития конкурентной образовательной среды. В этом случае деятельность образовательных организаций находится в рамках децентрализованного планирования и управления. В зависимости от спроса содержание и направленность

образовательных программ может быть различной, при этом ответственность за качество образования обучающихся возлагается преимущественно на учебные заведения. В этом случае высока доля локального регулирования реализации образовательной деятельности.

В социально-корпоративной модели государственной политики в сфере образования поддержка и развитие образования являются частью государственной политики и управления. В рамках этой модели реализуется три миссии образовательной организации: образовательная, исследовательская и социально-экономическая. Она имеет практико-ориентированный характер и позволяет обеспечить ответственное сотрудничество государства, образования и бизнеса. Правовое сопровождение такой политики имеет смешанный характер государственного и локального регулирования. Причем система локального нормативного обеспечения жестко увязана с положениями социально-экономического развития конкретной отрасли.

Корпоративно-патерналистская модель «предполагает, что государство через систему образования реализует функции обеспечения соответствия подготовки обучающегося уровню научно-технического развития экономики. Обучающиеся ориентированы на ценность образования как инвестиционного ресурса в сочетании с индивидуальной ответственностью, в форме оплаты обучения за получение данного ресурса. Это позволяет корпорациям не только проводить повышение квалификации, но и закреплять работников на местах» [18, с. 249]. Правовое обеспечение такой модели предполагает формирование государственного образовательного заказа для удовлетворения образовательных потребностей населения и создания соответствующей образовательной среды.

Государственно-патерналистская модель политики в сфере образования исходит из того, что обеспечение права граждан на образование является полной ответственностью государства. В этой модели вся система образования «управляется с помощью законодательства и финансируется из бюджета. В данной модели практически отсутствует частный сектор в образовании, а образовательные организации не могут выбирать стратегии своего развития» [19, с. 21].

Несмотря на то, что Чад является независимым государством, собственная государственная политика в сфере образования в Чаде до сих пор находится в орбите французского влияния. Основой этого является созданное в середине 1960-х гг. при участии «Франции и ее бывших колоний, франкоязычное сообщество, основанное на тесном культурном сотрудничестве» и финансовой помощи метрополии [20, с. 34]. Современная государственная политика чадского образования развивается преимущественно в рамках социально-корпоративной модели. При этом правовую основу, развивающейся системы образования составляют, с одной стороны, нормативные акты, привнесенные из Франции, а с другой - акты интенсивно развивающейся национальной правовой системы Чада, учитывающей особенности обычного права.

Опираясь на положения французского гражданского права, политика Чада в национальных актах учитывает статусные позиции обучающегося, родителей, педагогов, администрации учебных заведений и самого государства. В ней признается ответственность государства за качество образования. При этом основой регулирования правоотношений в сфере частного образования являются договоры на оказание платных образовательных услуг, подвергающиеся периодической оценке.

Законодательно определены цели чадского образования. Так, дошкольное образование направлено на развитие психомоторных способностей у детей, их раннюю социализацию и подготовку к поступлению в школу.

Цели основного (базового) образования, которое включает начальное и среднее образование, состоят в формировании у обучающихся минимальных знаний, способностей и установок, позволяющих им понять свое окружение и продолжить свое образование; удовлетворить основные потребности в обучении.

Среднее общее образование ориентировано на закрепление достижений, полученных учащимися при освоении базового образования; формирование у них новых знаний в области науки, литературы и искусства; развитие способностей к наблюдению, рассуждению, экспериментированию, исследованиям, анализу, синтезу, творчеству; оказание помощи в расширении их самовыражения и улучшении коммуникативных способностей. Среднее общее образование продолжает социальное, моральное и гражданское воспитание учащихся, а также готовит их к продолжению обучения на уровне высшего образования.

Цели среднего технического и профессионального образования в Чаде состоят в обеспечении получения обучающимися профессиональных знаний и навыков, необходимых для трудоустройства в различных отраслях национальной экономики или для продолжения обучения, развития предпринимательских способностей.

Высшее образование в Чаде должно готовить квалифицированные кадры для различных секторов экономики, обеспечивать непрерывное повышение квалификации специалистов; обеспечивать проведение фундаментальных и прикладных исследований; формировать культурную самобытность и национальное самосознание граждан, повышать их осведомленность о проблемах, связанных с историей и развитием чадского общества.

Государственная политика в сфере образования по своей сути является целепо-лагающей деятельностью. Гарантом гармоничного сочетания частных и общих целей должно служить государство в лице государственных органов власти. Система целей чадской политики в сфере образования, сформулированная в ст. 15 закона «О принципах образовательной системы Чада», может быть распределена на цели первого и второго порядка. Цели первого порядка создают фундамент планирования и осознанной деятельности государственных органов управления в сфере образования. Цели второго порядка направлены на создание благоприятных условий развития самой системы образования, для устойчивого развития человеческого потенциала.

Чад формулирует свои цели в сфере образования общим списком, не выделяя приоритетность их реализации. К целям первого порядка можно отнести: искоренение неграмотности чадского населения; обеспечение равного доступа всех чадских детей к качественному образованию; содействие развитию женского образования; подготовку управленческих кадров; формирование ответственности, инициативности, гражданской позиции и творчества у обучающихся; укрепление справедливости, прав и свобод человека, верховенства права. К целям второго следует относить цели, связанные с профессиональной подготовкой населения; развитием физического и спортивного воспитания; поддержкой художественного и ремесленного образования, научно-технических исследований; укреплением национальной сплоченности; преодолением предрассудков и пороков, вредных для развития чадского общества.

Интерес представляют цели развития неформального и информального образования. Например, российское законодательство не содержит положений о развитии таких направлений образования, а законодательство Чада содержит нормы о развитии государственного (формального) образования и различных формах неформального и информального образования. В неформальном образовании,

ориентированном на ликвидацию неграмотности всего населения, задействованы государственные учебные заведения (например, центры профессиональной подготовки в сельских районах) и частные центры неформального образования. Ин-формальное образование ориентировано на приобретение чадскими гражданами знаний, навыков и ценностного опыта на основе повседневных отношений со своим окружением в семье, сообществах, социокультурных группах и ассоциативных движениях, с представителями социально-профессиональной среды, в социальных сетях и в СМИ. Контроль содержания передаваемой информации, способы ее распространения в семье и социальных группах осуществляется государственными органами власти.

Задачи государственной политики Чада в сфере образования состоят в просвещении, развитии и обучении молодых людей с целью их социально-профессиональной интеграции в условия чадского общества. Помимо решения базовых проблем, таких как ликвидация неграмотности населения, преодоления стереотипов и иных сдерживающих факторов образования женщин, ликвидации предрассудков и пороков, мешающих сплочению чадского общества, образование решает задачи формирования у молодежи любви к Родине, самосознания, национального чувства принадлежности к цивилизации с национальными и африканскими измерениями.

Анализ в политики Чада показывает, что ее правовая конструкция представляет собой некий идеальный результат, к которому должна стремиться политическая система страны и само чадское общество, обеспечивая устойчивое развитие человеческого капитала. Однако до увязывания всех конфликтующих частных устремлений граждан Чада пока еще далеко. Межобщинные споры территориального характера, террористические угрозы группировок боевиков, значительное недофинансирование сферы образования, коррупция, неудовлетворительный академический уровень педагогов, нехватка средств обучения выступают в качестве сдерживающих факторов достижения указанных целей и задач.

К нормативно-политическим источникам государственной политики Чада в сфере образования также относят международные проекты и программы, посредством которых стране удается не только получить дополнительное финансирование образования, но и привлечь иностранных специалистов.

Чад участвует в реализации целей Программы действий в области устойчивого развития до 2030 г., принятой 25.09.2015 на 70-й Генеральной ассамблее ООН [21]. Ведущими являются цели Программы, направленные на «обеспечение равного доступа к качественному образованию для всех и содействие возможности обучения на протяжении всей жизни» (ЦУР № 4), а также на «содействие совместному и устойчивому экономическому росту, полной и продуктивной занятости и достойной работе для всех» (ЦУР № 8). Реализация этих целей в Чаде во многом зависит от помощи различных бенефициаров.

Чад участвует в реализации программ по развитию образования, финансируемых Всемирным банком и иными бенефициарами. Так, например, в «Промежуточном плане образования на 2018-2020 гг. в Чаде», который пролонгирован до 2027 г., в качестве одной из целей государственной политики в сфере образования указана возможность получения каждым ребенком дошкольного образования [22]. К важнейшим вопросам государственной политики Чада относятся вопросы инфраструктурного наполнения образовательной среды: строительство зданий для учебных заведений, закупка учебного оборудования, учебной литературы; создание баз практик для формирования профессиональных компетенций студентов; подготовка учителей, их социальная поддержка и повышение квалификации.

В Чаде продолжают реализовываться различные международные проекты, связанные с повышением доступности и качества базового образования. Среди них: 1) программа по улучшению результатов функциональной грамотности (письмо, чтение и счет), обеспечению доступа к качественному базовому (основному) образованию. С 2018 г. она поддерживается за счет средств Всемирного банка; 2) программа поддержки развития детей раннего возраста, синхронизацию деятельности учреждений здравоохранения и образования по улучшению оптимального развития детей в возрасте 0-10 лет, расширению доступа к образовательным, социальным, медицинским услугам и питанию детей, их защите и защите их матерей от гендерного насилия. Этот проект финансировался Фондом мира и устойчивости «MINKA» и Международного комитета спасения Великобритании на период 2019-2023 и позволил улучшить условия раннего развития и питания детей, получения ими дошкольного образования, а также повысить квалификацию педагогов, участвующих в реализации таких программ [23]; 3) программа по улучшению обучения учащихся начальной школы во франкоязычных странах Африки к югу от Сахары (SSA). Реализация программы начата с 2020 г. ELAN Международной организацией франкоязычных стран (OIF). Она позволит приобщить детей к французскому языку в более раннем возрасте и тем самым создать более благоприятные условия для получения образования в начальной школе. Мягкие методики обучения позволяют изучать французский язык на этапе начальной школы и поддерживать билингвальную языковую политику страны [24].

Недостатком таких программ является их краткосрочный характер, ограниченное финансирование, локальное применение только в некоторых учебных заведениях. Часто такие программы ориентированы на решение небольшого круга задач, что нарушает системность в реализации государственной политики. Так, система высшего образования, которая вызывает справедливую критику у населения, не имеет достаточного материально-технического оснащения и условий для подготовки кадров высшей квалификации. В вузах Чада отсутствует докторантура, поэтому для получения докторской степени выпускники вузов уезжают учиться в другие государства [25].

Современная государственная политика Чада в сфере образования реализуется в условиях правовой системы, основанной на французском гражданском праве и обычном праве страны. Основными сдерживающими факторами, дестабилизирующими политику Чада, выступают: проблемы экономического и политического взаимодействия правящих элит и населения; проблемы борьбы с международным терроризмом, межобщинными конфликтами и повстанческими движениями; демографические проблемы, миграция и рассредоточеннность населения; недофинансирование сферы образования; низкое развитие сетевых коммуникационных технологий; нежелание родителей отправлять детей в школу.

Нормативное правовое обеспечение государственной политики в сфере образования в республике Чад образует сложную иерархическую систему международных конвенций, национальных правил, программно-целевых документов и правовых актов, позволяющих решать отдельные проблемы образовательной системы Чада, и закрепляет юридические обязательства государства в отношении реализации права граждан на образование. Совершенствование правового обеспечения политики будет происходить по мере преодоления экономической и политической нестабильности в стране, сокращения социального неравенства и улучшения благосостояния населения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Население Чада // Департамент по экономическим и социальным вопросам ООН: отдел народонаселения. Countrymeters. URL: https://countrymeters.info/ru/Chad (дата обращения: 25.06.2023).

2. Доклады, представляемые государствами-участниками в соответствии со статьей 9 Конвенции. Комитет по ликвидации расовой дискриминации: Пятнадцатый периодический доклад государств-участников, подлежащий представлению в 2006 году. Добавление: ЧАД. 19.03.2009. CERD/C/TCD/15. Доступ из системы официальной документации ООН. URL: https://documents.un.org/ (дата обращения: 26.06.2023).

3. Борисенков В. П. Состояние и тенденции развития народного образования в странах Центральной Африки: (Габон, Конго, ЦАР и Чад): автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1971. 21 с.

4. Виноградова Н. В., Сагоян Л. Ю. Республика Чад: справ.-монограф. издание. М.: ИАфр РАН, 2017. 192 с.

5. Гусаковская А. А. Система образования в республике Чад. М.: Информ. центр высш. школы, 1974. 35 с.

6. Клепиков В. З. Образование в Африке: характерные черты его развития в отдельных странах и группах стран // Сравнительная характеристика развития образования в странах Азии, Африки и Латинской Америки. М., 1991. С. 24-40.

7. Ларина О. Г. ЮНЕСКО и проблемы развития народного образования в странах Тропической Африки (1960-1970 гг.): автореф. дис. ... канд. ист. наук. Киев, 1976. 25 с.

8. Ндонинга А. Социально-педагогические основы становления общественного дошкольного воспитания в Республике Чад: дис. ... канд. пед. наук. Л., 1986. 206 с.

9. Нгорнгар Дж.-М. Содержание и методика преподавания курсов атомной физики в высшей школе Республики Чад: дис. ... канд. пед. наук. М., 1982. 135 с.

10. Гатари Ж. Проблема совершенствования преподавания физики в средней общеобразовательной школе Республики Чад: дис. ... канд. пед. наук. М., 1982. 157 с.

11. Ahmat Dg. L'éducation tchadienne en danger? // Alwihda Info. 7 Mai 2012. URL: https://www. alwihdainfo.com/L-education-tchadienne-en-danger_a5030.html (дата обращения: 25.06.2023).

12. Dogoin J. Système éducatif tchadien et situation des maitres communautaires. 27 Sept. 2015 // CRO-SET [ассоциация чадских экономистов]. URL: http://www.croset-td.org/2015/09/systeme-educa-tif-tchadien-et-situation-des-maitres-communautaire/ (дата обращения: 05.06.2023).

13. Civil society stepping in to contribute planning for gender-responsive education systems. 25 January 2022 / S. Akpo, A. M. Houraye, E. Versluys, J. U. C. Pescina // Transformer le education. URL: https://www.globalpartnership.org/fr/blog/societe-civile-contribuer-planification-systemes-educatifs-sensibles-genre (дата обращения: 25.06.2023).

14. Постановление от марта 2016 г. «О частном образовании во всех регионах». URL: https:// www.right-to-education.org/sites/right-to-education.org/files/resource-attachments/RTE_National_ Legislation_on_Private_Provision_of_Education_All_Regions_2016.pdf (дата обращения: 26.06.2023).

15. Конституция Республики Чад (31.03.1996) в ред. Конституционного закона от 15.07.2005 № 05-008/PR/2005. URL: https://www.unesco.org/education/edurights/media/docs/7b4f7168d45cb e496e43c49b5ecd9758054b116c.pdf (дата обращения: 25.06.2023).

16. Закон Республики Чад от 13 марта 2006 года № 06-016/PR/2006 «О принципах образовательной системы Чада». URL: https://www.ilo.org/dyn/natlex/natlex4.detail?p_lang=en&p_ isn=79409&p_country=TCD&p_count=190&p_classification=09&p_classcount=16/ (дата обращения: 25.06.2023).

17. Министерство национального образования и гражданского развития. URL: https://education. gouv.td/ (дата обращения: 11.06.2023).

18. Василенко Н. В. Теоретические модели современных систем образования // Изв. РГПУ им. А. И. Герцена. 2008. № 11 (71). С. 244-252.

19. Арутюнян М. Л. О соотношении понятий «образовательная политика» и «государственная политика в сфере образования» // Вестн. Рос. славянского ун-та: гуманитарные и общественные науки. 2016. № 3 (24). С. 17-25.

20. Долматова Е. А. Французская Тропическая Африка: от колониальной зависимости к суверенитету // Учен. зап. Орловского гос. ун-та. Сер.: Гуманитарные и социальные науки. 2009. № 3. С. 31-36.

21. «Распаковка» цели 4 в области устойчивого развития «Образование - 2030». ООН, 2019. URL: https://inee.org/sites/default/files/resources/UNESCO_Unpacking%20SDG4%20Education%20 2030_2017_RUS.pdf (дата обращения: 26.06.2023).

22. Промежуточный план образования на 2018-2020 гг., Чад (PIET). URL: https://www. globalpartnership.org/sites/default/files/plan_interimaire_de_leducation_au_tchad_piet_2018-2020. pdf (дата обращения: 06.06.2023).

23. Проект «Поддержка развития детей раннего возраста в регионе Лак (ADELAC)». URL: https:// www.afd.fr/fr/carte-des-projets/appui-developpement-jeunes-enfants-region-lac-adelac?origin=/fr/ carte-des-projets?page=all&view=start (дата обращения: 26.06.2023).

24. Программа «Школа и программа национального языка в Африке» (ELAN 3). URL: https://www. afd.fr/fr/carte-des-projets/programme-ecole-et-langue-nationale-en-afrique-elan-3?origin=https:// www.afd.fr/fr/les-subventions-pour-le-developpement-des-pays-les-plus-pauvres (дата обращения: 26.06.2023).

25. Особая независимость Чада: понимание эволюции высшего образования и его проблем после 59 лет. Chadinfos, 11.09.2019. URL: https://tchadinfos.com/tchad-special-independance-comprendre-levolution-de-lenseignement-superieur-et-ses-defis-apres-les-59-ans/ (дата обращения: 05.06.2023).

REFERENCES

1. Naselenie Chada. In: Departament po ekonomicheskim i sotsialnym voprosam OON: otdel narodonaseleniya. Countrymeters. Available at: https://countrymeters.info/ru/Chad (accessed: 25.06.2023).

2. Doklady, predstavlyaemye gosudarstvami-uchastnikami v sootvetstvii so statyey 9 Konventsii. Komitet po likvidatsii rasovoy diskriminatsii: Pyatnadtsatyy periodicheskiy doklad gosudarstv-uchastnikov, podlezhashchiy predstavleniyu v 2006 godu. Dobavlenie: ChAD. 19.03.2009. CERD/C/ TCD/15. Access from the UN Official Documents System. Available at: https://documents.un.org/ (accessed: 26.06.2023).

3. Borisenkov V. P. Sostoyanie i tendentsii razvitiya narodnogo obrazovaniya v stranakh Tsentralnoy Afriki: (Gabon, Kongo, TsAR i Chad). Extended abstract of PhD dissertation (Education). Moscow, 1971. 21 p.

4. Vinogradova N. V., Sagoyan L. Yu. Respublika Chad: sprav.-monograf. izdanie. Moscow: IAfr RAN, 2017. 192 p.

5. Gusakovskaya A. A. Sistema obrazovaniya v respublike Chad. Moscow: Inform. tsentr vyssh. shkoly, 1974. 35 p.

6. Klepikov V. Z. Obrazovanie v Afrike: kharakternye cherty ego razvitiya v otdelnykh stranakh i gruppakh stran. In: Sravnitelnaya kharakteristika razvitiya obrazovaniya v stranakh Azii, Afriki i Latinskoy Ameriki. Moscow, 1991. Pp. 24-40.

7. Larina O. G. YuNESKO i problemy razvitiya narodnogo obrazovaniya v stranakh Tropicheskoy Afriki (1960-1970 gg.). Extended abstract of PhD dissertation (History). Kiev, 1976. 25 р.

8. Ndoninga A. Sotsialno-pedagogicheskie osnovy stanovleniya obshchestvennogo doshkolnogo vospitaniya v Respublike Chad. PhD dissertation (Education). Leningrad, 1986. 206 p.

9. Ngorngar Dzh.-M. Soderzhanie i metodika prepodavaniya kursov atomnoy fiziki v vysshey shkole Respubliki Chad. PhD dissertation (Education). Moscow, 1982. 135 p.

10. Gatari Zh. Problema sovershenstvovaniya prepodavaniya fiziki v sredney obshcheobrazovatelnoy shkole Respubliki Chad. PhD dissertation (Education). Moscow, 1982. 157 p.

11. Ahmat Dg. L'éducation tchadienne en danger? Alwihda Info. 7 Mai 2012. Available at: https://www. alwihdainfo.com/L-education-tchadienne-en-danger_a5030.html (accessed: 25.06.2023).

12. Dogoin J. Système éducatif tchadien et situation des maitres communautaires. 27 Sept. 2015. In: CROSET. Available at: http://www.croset-td.org/2015/09/systeme-educatif-tchadien-et-situation-des-maitres-communautaire/ (accessed: 05.06.2023).

13. Akpo S., Houraye A. M., Versluys E., Pescina J. U. C. Civil society stepping in to contribute planning for gender-responsive education systems. 25 Jan. 2022. Transformer le education. Available at: https://www.globalpartnership.org/fr/blog/societe-civile-contribuer-planification-systemes-educatifs-sensibles-genre (accessed: 25.06.2023).

14. Postanovlenie ot marta 2016. "O chastnom obrazovanii vo vsekh regionakh". Available at: https:// www.right-to-education.org/sites/right-to-education.org/files/resource-attachments/RTE_National_ Legislation_on_Private_Provision_of_Education_All_Regions_2016.pdf (accessed: 26.06.2023).

15. Konstitutsiya Respubliki Chad (31.03.1996) v red. Konstitutsionnogo zakona ot 15.07.2005 No. 05-008/PR/2005. Available at: https://www.unesco.org/education/edurights/media/docs/7b4f7168d45c be496e43c49b5ecd9758054b116c.pdf (accessed: 25.06.2023).

16. Zakon Respubliki Chad ot 13.03.2006 No. 06-016/PR/2006 "O printsipakh obrazovatelnoy sistemy Chada". Available at: https://www.ilo.org/dyn/natlex/natlex4.detail?p_lang=en&p_isn=79409&p_ country=TCD&p_count=190&p_classification=09&p_classcount=16/ (accessed: 25.06.2023).

17. Ministerstvo natsionalnogo obrazovaniya i grazhdanskogo razvitiya. Available at: https://education. gouv.td/ (accessed: 11.06.2023).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Vasilenko N. V. Teoreticheskie modeli sovremennykh sistem obrazovaniya. Izv. RGPU im. A. I. Gertsena. 2008, No. 11 (71), pp. 244-252.

19. Arutyunyan M. L. O sootnoshenii ponyatiy "obrazovatelnaya politika" i "gosudarstvennaya politika v sfere obrazovaniya". Vestn. Ros. slavyanskogo un-ta: gumanitarnye i obshchestvennye nauki. 2016, No. 3 (24), pp. 17-25.

20. Dolmatova E. A. Frantsuzskaya Tropicheskaya Afrika: ot kolonialnoy zavisimosti k suverenitetu. Uchen. zap. Orlovskogo gos. un-ta. Ser.: Gumanitarnye i sotsialnye nauki. 2009, No. 3, pp. 31-36.

21. "Raspakovka" tseli 4 v oblasti ustoychivogo razvitiya "Obrazovanie - 2030". OON, 2019. Available at: https://inee.org/sites/default/files/resources/UNESCO_Unpacking%20SDG4%20Education%20 2030_2017_RUS.pdf (accessed: 26.06.2023).

22. Promezhutochnyy plan obrazovaniya na 2018-2020 gg., Chad (PIET). Available at: https://www. globalpartnership.org/sites/default/files/plan_interimaire_de_leducation_au_tchad_piet_2018-2020. pdf (accessed: 06.06.2023).

23. Proekt "Podderzhka razvitiya detey rannego vozrasta v regione Lak (ADELAC)". Available at: https:// www.afd.fr/fr/carte-des-projets/appui-developpement-jeunes-enfants-region-lac-adelac?origin=/fr/ carte-des-projets?page=all&view=start (accessed: 26.06.2023).

24. Programma „Shkola i programma natsionalnogo yazyka v Afrike" (ELAN 3). Available at: https://www.afd.fr/fr/carte-des-projets/programme-ecole-et-langue-nationale-en-afrique-elan-3?origin=https://www.afd.fr/fr/les-subventions-pour-le-developpement-des-pays-les-plus-pauvres (accessed: 26.06.2023).

25. Osobaya nezavisimost Chada: ponimanie evolyutsii vysshego obrazovaniya i ego problem posle 59 let. Chadinfos, 11.09.2019. Available at: https://tchadinfos.com/tchad-special-independance-comprendre-levolution-de-lenseignement-superieur-et-ses-defis-apres-les-59-ans/ (accessed: 05.06.2023).

Болотова Елена Леонидовна, доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры права, Московский педагогический государственный университет e-mail: el.bolotova@mpgu.su

Bolotova Elena L., ScD in Education, Associate Professor, Professor, Law Department, Moscow Pedagogical State University e-mail: el.bolotova@mpgu.su

Статья поступила в редакцию 27.06.2023 The article was received on 27.06.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.