Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ЧАД'

ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ЧАД Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
131
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ ЧАД / ДЕТСКИЙ ТРУД / НЕГРАМОТНОСТЬ / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НЕРАВЕНСТВО В ОБРАЗОВАНИИ / ГЕНДЕР В ОБРАЗОВАНИИ / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВУЗОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РЕФОРМЫ АФРИКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мурафа Светлана Валентиновна

В статье представлена современная структура системы образования республики Чад. Для изучения проблемы были исследованы нормативные документы, регламентирующие образование в стране. Сделана характеристика шести циклов системы образования в республике Чад: дошкольного, начального, общего среднего, среднего (которое включает общее среднее образование, техническое образование и профессиональную подготовку), высшего образования, неформального образования и распространения грамотности среди населения. Материалы статьи знакомят с системой образования в одной стран на Африканском континенте - р еспубликой Чад, где доля грамотного населения составляет только 35%. Это один из самых низких уровней грамотности на континенте и в мире. Сделан акцент на результатах приложенных государством усилий по улучшению качества образования и по снижению неграмотности в стране. Представлен обзор актуальных проблем современного образования на Африканском континенте и проводимых реформах в области образования. Образовательные проблемы африканских стран разнообразны и отличаются от проблем в странах с развитой экономикой с высоким уровнем жизни: речь идет о большой неграмотности среди населения, о неполном охвате обучением, трудностях в обучении в сельской местности, большой наполняемости классов в начальной школе, детской трудовой занятости, неформальном обучении, бедности, гендерном неравенстве в обучении, старых программах обучения учителей, проблемах непринятия всеми странами закона об инклюзивном образовании, доступности большего количества населения к среднему образованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мурафа Светлана Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE EDUCATION SYSTEM IN THE REPUBLIC OF CHAD

The research presents the contemporary structure of the education system of the Republic of Chad. To study the problem the authors focus on documents regulating education in the country. The authors characterize six cycles of the education system in the Republic of Chad: preschool, primary, general secondary, secondary (including general secondary and technical education and vocational training), higher education, and non-formal education and literacy among the population. The research introduces the education system in one country on the African continent - the Republic of Chad, where only 35% of the population is literate. This is one of the lowest literacy rates on the continent and in the world. The emphasis is placed on the results of the efforts made by the state to improve the quality of education and reduce illiteracy in the country. The authors present an overview of the current problems in contemporary education on the African continent and ongoing educational reforms. The educational problems of African countries are diverse and different from the problems in developed economies with a high standard of living. These are high illiteracy among the population, incomplete enrollment, learning difficulties in rural areas, high occupancy of classes in primary schools, child labor, informal education, poverty, gender inequality in education, old teacher training programs, problems of nonacceptance by all countries of the law on inclusive education, and accessibility of more people to secondary education.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ЧАД»

ВЕСТНИК МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ 20. Педагогическое образование. 2023. T. 21 № 2 LOMONOSOV PEDAGOGICAL EDUCATION JOURNAL. 2023. T. 21. No. 2

ОБРАЗОВАНИЕ В МИРЕ: ПОДХОДЫ И ИННОВАЦИОННЫЕ РЕШЕНИЯ

С.В. МУРАФА

ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ЧАД

(ФГБУ «Российская академия образования», ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»; e-mail: murafa.svetlana@gmail.com)

doi: 10.55959/MSU2073-2635-2023-21-2-104-119

В статье представлена современная структура системы образования республики Чад. Для изучения проблемы были исследованы нормативные документы, регламентирующие образование в стране. Сделана характеристика шести циклов системы образования в республике Чад: дошкольного, начального, общего среднего, среднего (которое включает общее среднее образование, техническое образование и профессиональную подготовку), высшего образования, неформального образования и распространения грамотности среди населения. Материалы статьи знакомят с системой образования в одной стран на Африканском континенте — республикой Чад, где доля грамотного населения составляет только 35%. Это один из самых низких уровней грамотности на континенте и в мире. Сделан акцент на результатах приложенных государством усилий по улучшению качества образования и по снижению неграмотности в стране.

Представлен обзор актуальных проблем современного образования на Африканском континенте и проводимых реформах в области образования. Образовательные проблемы африканских стран разнообразны и отличаются от проблем в странах с развитой экономикой с высоким уровнем жизни: речь идет о большой неграмотности среди населения, о неполном охвате обучением, трудностях в обучении в сельской местности, большой наполняемости классов в начальной школе, детской трудовой занятости, неформальном обучении, бедности, гендерном неравенстве в обучении, старых программах обучения учителей, проблемах непринятия всеми странами закона об инклюзивном образовании, доступности большего количества населения к среднему образованию.

Ключевые слова: неформальное образование; образование Чад; детский труд; неграмотность; инклюзивное образование; неравенство в образовании; гендер в образовании; дошкольное образование; школьное образование; вузовское образование; реформы Африки.

Введение

На современном этапе Россия на Африканском континенте осуществляет гуманитарную помощь, создает культурные центры, проводит мероприятия для продвижения российской культуры, где обучают русскому языку местных жителей. Также происходит обучение африканцев в вузах Российской Федерации, развиваются связи между научными и учебными заведениями, оказывается медицинская помощь и помощь в преодолении последствий стихийных катаклизмов.

Образовательные проблемы, которые присутствуют на Африканском континенте разнообразны, и все они связаны с политикой, с качеством учебных программ, неэффективными подходами к обучению, трудностями использования информационных технологий учителями, старыми подходами к обучению учителей, плохо развитой инфраструктурой, недостаточным охватом обучения населения сельских местностей, неравенством в обучении [1].

Актуальной проблемой, влияющей на охват обучения на Африканском континенте, до сих пор является большое привлечение детей к труду. Взаимосвязь между детским трудом и школьным обучением особенно значительна в сельских районах Африки, к югу от Сахары. Также необходимо учитывать, что в этом регионе, по оценкам, наблюдается самый быстрый рост населения в мире (UNDESA, 2019), а также самое большое число молодых людей, «занимающихся детским трудом» (МОТ и ЮНИСЕФ, 2021 г.) и «не посещающих школу» (ЮНЕСКО-ИСЮ, 2019 г.). Кроме того, поскольку влияние Covid-19 усугубило социально-экономическое и ген-дерное неравенство, рабочая нагрузка детей, живущих в бедности, а также число детей, не посещающих школу, вероятно, возрасли (United Nations, 2020, Azevedo et al., 2021) [2].

Проведенных исследований в области образования среди африканских ученых не так много. Но все имеющиеся научные работы стараются охватить самые глобальные проблемы в обучении. Так, например, согласно самым последним доступным данным о зачислении, образование в начальных школах в Нигерии, где самое большое в мире число детей младшего возраста, не посещающих школу, — примерно 8,7 миллиона. Причины разные: проблемы со школьной структурной организацией, строгими правилами в школах, проблемы с расписанием, с гендером, рабочей занятостью детей, бедность [3].

Вопрос об инклюзивном образовании на Африканском континенте является достаточно новым. Многие страны с низким и средним уровнем дохода в 2019 году приняли законы об инклюзивном образовании. По данным, в Уганде, где принят закон об инклюзивном образовании, дети с нарушениями зрения, слуха и физическими недостатками посещают школу чаще (на 56%) по сравнению со странами, где нет такого закона (Чад и Гана) [4]. Проводится поддержка африканских стран законодательными и политическим действиями, касающимися продвижения инклюзивного образования.

Также учеными часто выделяется проблема влияния численности учеников в начальных классах обучения на успеваемость в странах Африки [5]. Проводимые реформы в области начального образования в странах Африки, к югу от Сахары, привели к увеличению обучающихся в начальных школах с 63 миллионов в 1990 году до 152 миллионов в 2015 году [6].

Ключевой задачей в области устойчивого развития является «устранение гендерного неравенства в образовании» к 2030 году. По общему мнению, за последние два десятилетия был достигнут значительный прогресс в сокращении гендерного неравенства в сфере образования. Однако широко признано, что «несмотря на значительные успехи в последние годы, результаты образования девочек в развивающихся странах по-прежнему отстают от результатов мальчиков» (Global Partnership for Education, 2019) [7].

Считается, что почти 30 миллионов африканских детей в возрасте от 6 до 11 лет не посещают школу (ЮНЕСКО, 2015 г.). Но при подробном изучении этого вопроса оказывается, что большое количество детей учатся в неформальных учебных заведениях, особенно в школах изучения Корана. Арабо-ис-ламская модель образования, предшественница других форм образования, занимает центральное место на Африканском континенте и представляет собой параллельную систему образования, действующую почти во всех африканских странах. На протяжении веков и до сегодняшнего дня большое количество африканских детей получали религиозное и духовное образование, а также ценности и навыки в арабо-исламских учебных заведениях. На современном этапе развития образования в Африки в большом количестве присутствуют как государственные, так и католические учебные заведения [8].

Решается проблема доступности среднего образования. Снижение платы за обучение в некоторых африканских странах привело к тому, что увеличивается количество учащихся, переходящих из начальной школы в среднюю, особенно в районах с низким уровнем перехода от начальной школы в среднюю [9].

По данным последней переписи 2009 года, население Чада насчитывало 11 039 873 человек. 50,6% составляют женщины, 3,4% — кочевники и 2,5% — беженцы из соседних стран, проживающие в основном в лагерях. Ежегодный прирост населения оценивается в 3,6%, что ставит страну в ряд стран с высо-

кими темпами роста. Таким образом, в 2030-х годах население Чада достигнет 23 миллионов человек, из которых 50% будут составлять женщины [10; 11].

В стране очень низкие социальные показатели. Она занимает 187-е место из 189 стран по индексу развития человеческого потенциала (далее — ИРЧП) в 2012 году. По результатам третьего опроса на неформальный сектор в Чаде (Ecosit 3) в 2012 году «чуть менее половины населения Чада (46,7%) живет в состоянии крайней денежной бедности при ежедневном пороге потребительских расходов, равном примерно 625 франкам КФА (1,25 доллара США), по сравнению с 55% в 2003 году, при значительном разрыве между городскими и сельскими районами: 25% против 59%» [12; 13].

Только треть взрослых в возрасте 15 лет и старше (35%) грамотны. Это один из самых низких уровней грамотности на континенте и в мире. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении в 2010 году была ниже 53 лет, а в 2012 году -менее 46 лет.

Методология исследования

Для изучения исследуемой проблемы был проведен теоретический анализ проведенных исследований в области образования на Африканском континенте и республики Чад. Были изучены различные факторы, характеризующие важные проблемы в образовательном процессе стран Африки.

Проведена характеристика шести циклов системы образования в республике Чад: дошкольного, начального, общего среднего, среднего (включая общее среднее и техническое образование и профессиональную подготовку), высшего образования, неформального образования и распространения грамотности среди населения.

Поиск актуальных исследований был проведен с использованием различных баз данных: Academic Search Complete, Web of Science Core Collection, Education Source, Psychology and Behavioral Sciences Collection и материалов, опубликованных в основном за последнии 5 лет.

Обзор результатов исследования

Современная система образования в республике Чад подразделяется на шесть циклов: дошкольный, начальный, общий средний, средний (включая общее среднее и техническое образование и профессиональную подготовку), высшее образование и неформальное образование и распространение грамотности.

Дошкольное образование: является необязательным в республике, оно предназначено для детей в возрасте от 3-х до 5 лет; продолжительность обучения — 3 года (рис.1).

Рис. 1. Структура системы образования республика Чад [5]

* Пояснение:

BAC: бакалавриат среднего образования; BEPCT: аттестат об образовании первого цикла Чада; CAP: сертификат об профессиональной компетентности; CE: начальный курс;

CEPET: сертификат о начальном образовании Чада; CM: средний курс; CP: подготовительный курс; ENF: неформальное образование;

ETFP: техническое образование и профессиональная подготовка.

Дошкольные образовательные учреждения располагаются только в городских центрах, где женщины имеют возможность работать, так как в большинстве случаев в деревнях женщины выполняют домашнюю работу и сами воспитывают своих детей. За дошкольное образование отвечает Министерство национального образования, отвечающее за социальную деятельность и педагогические сотрудничество. В соответствии со статьей 20 закона о руководстве (2006 г.) дошкольное образование ставит перед собой следующие цели [14; 15]:

- развитие психомоторных способностей;

- содействие социализации;

- подготовка ребенка к поступлению в начальное образование. Дошкольное образование организовано по трем уровням:

а) уровень 1: игровая и ручная деятельность (коллаж, рисование пальцами, каракули, изучение языка);

б) уровень 2: изучение графического дизайна, языка, коллажей, обучение шитью, рисование пальцами и кистью, пение, декламация;

в) уровень 3: изучение языка, ремесла (живопись, коллаж, шитье, резка), приобщение к чтению и письму, физическое воспитание.

Вопросы учебной программы решаются на национальном уровне. Действующая система оценки — это тест, цель которого узнать, может ли ребенок перейти на следующий уровень.

В 2002 году насчитывалось всего 29 детских садов, в том числе 18 государственных и 11 частных. По оценкам, число детей, охваченных таким воспитанием, составляет 1 220 395, но только 2 950 детей (или в среднем 2,4% детей) имели доступ к формальным структурам в 2002 году [16].

Раннее детство по-прежнему имеет очень скромный охват в Чаде и затрагивает только городское население. Вместе с тем в последние годы в сельских районах были созданы общинные дошкольные учреждения. Согласно оценкам, в 2003-2004 гг. в детских садах проживало 7.765 детей, из них 4.142 — в государственных, 1.135 — в частных и 2.308 — в общинных

учреждениях. В 2003-2004 гг. общий показатель дошкольного образования, рассчитанный с учетом численности населения в возрасте 5-6 лет, составлял, по оценкам, 1,4% [17].

Начальное образование является обязательным, оно ориентировано на обучение детей в возрасте с 6 до 11 лет; продолжительность — 6 лет [18]. Завершается обучение в начальной школе сдачей национального экзамена, известного как СЕРЕТ (Чадский сертификат начального образования).

В соответствии с Законом о руководстве (2006 г.) базовое образование включает начальное и среднее образование, длится 4 года. Базовое образование направлено на:

- обеспечение ребенка минимумом знаний, навыков и установок, которые позволяют ему понимать окружающую среду и продолжать свое образование и подготовку;

- удовлетворение основных потребностей в обучении, гарантирующих гражданам равные возможности для использования своего человеческого потенциала;

- оценку содержания образования, необходимого человеку для развития всех его способностей, достойной жизни и работы, улучшения качества своего существования, принятия обоснованных решений и продолжения обучения [19].

Начальное образование предоставляется в начальных школах в рамках базового обучения письму, чтению и арифметике на официальных языках: французском, арабском, а также на национальных языках.

Начальное образование организовано в течение одного шестилетнего цикла, который состоит из трех курсов с двумя уровнями: подготовительный курс (СР), начальный курс (СЕ) и средний курс (СМ).

Каждый курс длится два года. В классе средних курсов, уровень 2 (СМ2 — шестой класс), чтобы перейти к среднему образованию, то есть к седьмому классу обучения, учащиеся проходят вступительный конкурс в шестом классе. Конкурс проводится одновременно с аттестатом об окончании начального образования (СЕРЕТ) (рис.1).

На начальном уровне среднее количество учеников в классе составляет 62 человека, хотя есть и различия по наполняемости классов: 47 учеников в классе — в провинциях, малонаселенных районах, и 150 учеников — в крупных городах. В 2000-2001 гг. школьная сеть состояла из 4 028 школ, из которых 2 185 государственных, 1 545 общественных и 298 частных. Уровень окончания школы оценивается в 63,3% [20].

На начальном уровне образования учащиеся знакомятся с такими элементарными понятиями, как наука о природе, гражданское образование (обществознание), гигиена и нравственность, расчеты, животноводство, сельское хозяйство и другие. На этом этапе дети справляются с чтением на

французском языке и могут хорошо писать алфавиты. Следует отметить, что каждый класс в начальной школе назначается только одному учителю, который отвечает за проведение всех курсов по программе данного класса. Так, например, учитель 6-го класса должен преподавать историю, географию, геометрию, устную и письменную речь, физкультуру, гигиену, обще-ствознание, естествознание и т. д.

Учеников оценивают после каждого урока. Система оценки, позволяющая перейти от одного класса к другому, представляет собой ежеквартальную сумму оценок, это и определяет прием ученика в следующий класс. Система оценок по десятибалльной шкале, где «5» считается средним показателем. При получении оценок меньше «5» ученик задерживается еще на год в одном классе. В случае тройных или более повторений ученик может быть исключен из школы и в этом случае может быть зачислен в частные школы.

Cреднее образование (колледж) предполагает срок обучения 4 года, оно в основном ориентировано на детей в возрасте от 12-ти до 15 лет. Доступ к среднему образованию осуществляется через конкурс (вступительный экзамен в 6-м классе).

Выпускники среднего образования, желающие продолжить образование, могут поступить либо в общую, либо в техническую среднюю школу (лицей).

Среднее образование: включает среднее общее и среднее техническое образование. Эти два подцикла для обучения детей в возрасте от 16 до18 лет, каждый из которых длится 3 года.

Две оценки обеспечивают доступ к среднему образованию (рис. 1):

- для общего среднего образования: это экзамен, подтверждающий окончание среднего образования (колледжа), он известен как ВЕРСТ (Чадский патент среднего образования первого цикла), и состав прохождения в высшие учебные заведения;

- для среднего технического: это ВЕРСТ и конкурс на поступление в 11-й класс технического направления подготовки. Кроме того, в системе технического образования и профессионально-технической подготовки (ЕТРР) имеются центры профессиональной подготовки, которые предлагают 2 года обучения для учащихся 5-го класса (второго класса среднего образования), желающих продолжить обучение в техникуме. Поступление в эти технические колледжи также осуществляется на основе конкурса. По прошествии двух лет воспитанники могут сдать вступительный экзамен в 11-ый класс технического направления подготовки и продолжить обучение в этом цикле.

Целью среднего образования является [15]:

- закрепить достигнутые результаты основного общего образования;

- дать ученику новые знания в областях науки, литературы и искусства;

- развивать у учеников навыки наблюдения и рассуждения, экспериментирования и исследования, анализа и синтеза, суждения и творчества;

- дать ученику возможность улучшения навыков общения;

- продолжать социальное, нравственное и гражданское воспитание учащихся;

- подготовить ученика к обучению и профессиональной подготовке.

В средней школе дисциплины ведут преподаватели, специализирующиеся в своем соответствующем профиле, что отличает их от учителей начальной школы. Учителя, ведущие дисциплины на этом уровне обучения, называются преподавателями. Базовое образование завершается получением патента об окончании базового образования (BEPCT) (рис.1). Двадцатибалльная система является системой оценок, в которой оценка «10» считается средней.

Среднее образование (общее и техническое) завершается сдачей бакалавриата (BACCALAURÉAT) — экзамена, открывающего дорогу к высшему образованию.

Среднее профессионально-техническое образование предоставляется в центрах профессионально-технической подготовки (CFTP), колледжах профессионально-технического образования (CETP) или лицеях профессионально-технического образования.

В центры профессионально-технической подготовки в течение двух лет принимаются учащиеся в возрасте не менее 15 лет, получившие базовое образование. Они готовятся к выпускному экзамену по техническому и профессиональному образованию (DFFTP). В техникумах и профессионально-технических училищах в течение трех лет принимаются учащиеся, имеющие диплом об окончании начальной школы или любой другой диплом, имеющий эквивалентную степень. В зависимости от выбранного направления учеба соответствует либо бакалавру технологий или патенту техникума.

В соответствии с законом о профессиональной подготовке (2006 г.) целью профессиональной подготовки является предоставление теоретического и практического образования, предоставление профессиональных навыков и знаний, которые могут быть использованы для работы по той или иной профессии, а также для облегчения доступа к последующей профессиональной подготовке [12].

Первоначальное профессиональное обучение осуществляется в государственных или частных уполномоченных учебных заведениях. Его цель заключается в том, чтобы передать любому лицу, не имеющему соответствующей квалификации, навыки, необходимые для выполнения признанной профессии или работы.

Учреждения, занимающиеся очной подготовкой, обязаны организовывать для своих стажеров практические курсы на профессиональной основе. Непрерывная профессиональная подготовка направлена на закрепление и совершенствование накопленных знаний, их развитие и адаптацию к меняющимся технологиям и рынку труда. Она также направлена на развитие других навыков и навыков для продвижения в профессиональной деятельности.

Цель чередующегося профессионального обучения заключается в том, чтобы обеспечить слушателям признанный уровень квалификации по выбранной специальности путем проведения мероприятий с участием предприятий и учреждений профессионально-технического образования.

Высшее образование доступно с 18 лет и предоставляет студентам различные направления обучения: подготовку к научным исследованиям (бакалавриат, магистр и кандидат наук), технические и профессиональные подготовки (к примеру ВТБ) (рис 1).

Неформальное образование (ЕЫБ) предназначено для молодых людей в возрасте от 9 до 14 лет, которые находятся вне традиционной школьной системы (например религиозные) и для обучения грамотности взрослых, которые не посещали школу. Общая продолжительность неформального образования составляет 4 года, оно направлено на получение знаний и практических навыков, эквивалентных полному начальному образованию, и одновременно готовит учеников к профессиональной интеграции. Молодые люди поступают в неформальное образование на 1-й, 2-ой или 3-й курс, в зависимости от их образования и уровня, которого они уже достигли. В конце желающие могут присоединиться к официальной системе.

Заключение

Республика Чад является страной с сильными демографическими ограничениями, очень распространенной бедностью (47% населения страдает от денежной бедности), с низкими социальными показателями социально-экономических условий. В результате этого страна регулярно занимает место в нижней тройке по шкале ИРЧП в течение последних пяти лет. На этом сложном социально-демографическом фоне макроэкономические показатели страны улучшались на протяжении десятилетия. Это стало возможным благодаря эксплуатации нефтяных ресурсов, которые благотворно сказались на доходах внутреннего правительства.

Что касается сектора образования, усилия правительства и общин привели к созданию новых школ и к найму большого количества учителей (в основном на базе общин) за последние десять лет — тем самым увеличилось количество школьных мест и, соответственно, число учащихся.

В таких непростых условиях многое делается для развития системы образования в стране, развивается профессионально-техническое обучение,

повышается качество непрерывной профессиональной подготовки специалистов, повышается общая грамотность населения.

Список литературы

1. Kakoma Luneta Special challenges in mathematics education in Sub Sahara Africa Current Opinion in Behavioral Sciences. — Volume 48.— 2022. https://doi.Org/10.1016/j.cobeha.2022.101211

2. Mairead Dunne, Sara Humphreys The edu-workscape: Re-conceptualizing the relationship between work and education in rural children's lives in Sub-Saharan Africa. — World Development Perspectives. — Volume 27.— 2022. doi.org/10.1016/j.wdp.2022.100443

3. Sara Humphreys, Dauda Moses, Jiddere Kaibo, Mairead Dunne. Counted in and being out: Fluctuations in primary school and classroom attendance in northern Nigeria. International Journal of Educational Development. — Volume 44. — Pages 134-143. — 2015. doi.org/10.1016/j. ijedudev.2015.08.004

4. Bijetri Bose, Jody Heymann Do inclusive education laws improve primary schooling among children with disabilities. International Journal of Educational Development. — Volume 77. — 2020. doi.org/10.1016/j. ijedudev.2020.102208

5. Oswald Koussihouede Primary school size and learning achievement in Senegal: Testing the quantity-quality trade-off. International Journal of Educational Development. — Volume 77. — 2020. doi.org/10.1016/j. ijedudev.2020.102225

6. Paul Bennell The attainment of gender education equality: A preliminary assessment of country performance in sub-Saharan Africa. International Journal of Educational Development. — Volume 98.— 2023. doi. org/10.1016/j.ijedudev.2022.102722

7. Paul Bennell The political economy of attaining Universal Primary Education in sub-Saharan Africa: Social class reproduction, educational distancing and job competition. International Journal of Educational Development. — Volume 80.— 2021. doi.org/10.1016/j.ijedudev.2020.102303

8. Rohend Aiglepierre, Arthur Bauer The choice of Arab-Islamic education in sub-Saharan Africa: Findings from a comparative study. International Journal of Educational Development. — Volume 62. — 2018. doi. org/10.1016/j.ijedudev.2018.01.004

9. Andrew Brudevold-Newman Expanding access to secondary education: Evidence from a fee reduction and capacity expansion policy in Kenya.

Economies of Education Review. — Volume 83.— 2021. doi.org/10.1016/j. econedurev.2021.102127

10. Population (2009) // Institut National de la Statistique, des Etudes Economiques et Démographiques. Portail internet de L'inseed tchad. — URL: https://www.inseed.td/ (дата обращения: 23.05.2021). — Режим доступа: сайт «Inseed». — Текст: электронный.

11. Guengant J.P., Guealbaye M. Guengant et al Population, développement et dividende démographique au Tchad: Replacer la population au centre des trajectoires de développement, AFD mars 2013. — Paris AFD. — Marseille IRD.— 2012.— 119 с.

12. Ecosit 3 // Institut National de la Statistique, des Etudes Economiques et Démographiques. Portail internet de L'inseed tchad. — URL: https://www.inseed.td/ (дата обращения: 23.05.2021). — Режим доступа: сайт «Inseed». — Текст: электронный.

13. Jean-Sébastien Josset L'Afrique est un pays de race noire: la géographie raciste à l'usage des nuls, par Gilbert Collard, Jeune Afrique/ 28 septembre — 2015// — URL: https://www.jeuneafrique.com (дата обращения: 08.02.2021). — Режим доступа: сайт «Jeuneafrique». — Текст: электронный.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Documentations Ministère de l'Education Nationale et de la Promotion Civique. — URL: https://education.gouv.td (дата обращения:

23.02.2021). — Режим доступа: сайт «Ministere de l'Éducation Nationale et de la Promotion Civique». — Текст: электронный.

15. «Закон о руководстве системой образования в Чаде» от 13-03-2006 № 06-016 2006 г. — Ст. 22 с изм. и допол. В ред. от 13.03.2006. — URL: https://planipolis.iiep.unesco.org/sites/default/files/ressources/ chad_loi_16_systeme_acducatif_tchadien_2006.pdf (дата обращения:

02.12.2022) — Режим доступа: сайт «Planipolis». — Текст: электронный, pdf.

16. «Закон о руководстве системой образования в Чаде» от 13-03-2006 № 06-016 2006 г. — Ст. 21 с изм. и допол. В ред. от 13.03.2006. — URL: https://planipolis.iiep.unesco.org/sites/default/files/ressources/ chad_loi_16_systeme_acducatif_tchadien_2006.pdf (дата обращения: 02.12.2022) — Режим доступа: сайт «Planipolis». — Текст: электронный, pdf.

17. Pôle de Dakar // Planning educationPreparing for the future/ Institut international de planification de l'éducation/ — URL: https://dakar.iiep.unesco.org/ (дата обращения: 31.04.2021). — Режим доступа: сайт «Bureau pour l'Afrique Institut international de planification de l'éducation». — Текст: электронный.

18. «Закон о руководстве системой образования в Чаде» от 13-03-2006 № 06-016 2006 г. - Ст. 31 с изм. и допол. В ред. от 13.03.2006 -URL: https://planipolis.iiep.unesco.org/sites/default/files/ressources/ chad_loi_16_systeme_acducatif_tchadien_2006.pdf (дата обращения: 02.12.2022) — Режим доступа: сайт «Planipolis». — Текст: электронный, pdf.

19. «Закон о руководстве системой образования в Чаде» от 13-03.2006 № 06-016 2006 г. — Ст. 29 с изм. и допол. В ред. от 13.03.2006. — URL: https://planipolis.iiep.unesco.org/sites/default/files/ressources/ chad_loi_16_systeme_acducatif_tchadien_2006.pdf (дата обращения: 02.12.2022) — Режим доступа: сайт «Planipolis». — Текст: электронный, pdf.

20. «Закон о руководстве системой образования в Чаде» от 13-03-2006 № 06-016 2006 г. — Ст. 21 с изм. и допол. В ред. от 13.03.2006. — URL: https://planipolis.iiep.unesco.org/sites/default/files/ressources/ chad_loi_16_systeme_acducatif_tchadien_2006.pdf (дата обращения: 02.12.2022) — Режим доступа: сайт «Planipolis». — Текст: электронный, pdf.

Сведения об авторе

Мурафа Светлана Валентиновна — кандидат психологических наук, доцент кафедры психологической антропологии, ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», Москва, Россия. E-mail: murafa.svetlana@gmail.com

Features of the Education System in the Republic of Chad S.V. MURAFA

The research presents the contemporary structure of the education system of the Republic of Chad. To study the problem the authors focus on documents regulating education in the country. The authors characterize six cycles of the education system in the Republic of Chad: preschool, primary, general secondary, secondary (including general secondary and technical education and vocational training), higher education, and non-formal education and literacy among the population. The research introduces the education system in one country on the African continent — the Republic of Chad, where only 35% of the population is literate. This is one of the lowest literacy rates on the continent and in the world. The emphasis is placed on the results of the efforts made by the state to improve the quality of education and reduce illiteracy in the country.

The authors present an overview of the current problems in contemporary education on the African continent and ongoing educational reforms. The educational problems of African countries are diverse and different from the problems in developed economies with a high standard of living. These are high illiteracy among the population, incomplete enrollment, learning difficulties in rural areas, high occupancy of classes in primary schools, child labor, informal education, poverty, gender inequality in education, old teacher training programs, problems of non-acceptance by all countries of the law on inclusive education, and accessibility of more people to secondary education.

Keywords: non-formal education; education of Chad; child labor; illiteracy; inclusive education; inequality in education; gender in education; preschool education; school education; university education; African reforms.

References

1. Kakoma Luneta Special challenges in mathematics education in Sub Sahara Africa Current Opinion in Behavioral Sciences. — Volume 48. — 2022. https://doi.org/10.1016/jxobeha.2022.101211

2. Mairead Dunne, Sara Humphreys The edu-workscape: Re-conceptualizing the relationship between work and education in rural children's lives in Sub-Saharan Africa. — World Development Perspectives. — Volume 27. — 2022. doi.org/10.1016/j.wdp.2022.100443

3. Sara Humphreys, Dauda Moses, Jiddere Kaibo, Mairead Dunne. Counted in and being out: Fluctuations in primary school and classroom attendance in northern Nigeria. International Journal of Educational Development. — Volume 44. — Pages 134-143. — 2015. doi.org/10.1016/j. ijedudev.2015.08.004

4. Bijetri Bose, Jody Heymann Do inclusive education laws improve primary schooling among children with disabilities. International Journal of Educational Development. — Volume 77. — 2020. doi.org/10.1016/j. jedu dev.2020.102208

5. Oswald Koussihouede Primary school size and learning achievement in Senegal: Testing the quantity-quality trade-off. International Journal of Educational Development. — Volume 77. — 2020. doi.org/10.1016/j. ijedudev.2020.102225

6. Paul Bennell The attainment of gender education equality: A preliminary assessment of country performance in sub-Saharan Africa. International Journal of Educational Development. — Volume 98. — 2023. doi. org/10.1016/j.ijedudev.2022.102722

7. Paul Bennell The political economy of attaining Universal Primary Education in sub-Saharan Africa: Social class reproduction, educational distancing and job competition. International Journal of Educational Development. — Volume 80.— 2021. doi.org/10.1016/j.ijedudev.2020.102303

8. Rohend Aiglepierre, Arthur Bauer The choice of Arab-Islamic education in sub-Saharan Africa: Findings from a comparative study. International Journal of Educational Development. — Volume 62. — 2018. doi. org/10.1016/j.ijedudev.2018.01.004

9. Andrew Brudevold-Newman Expanding access to secondary education: Evidence from a fee reduction and capacity expansion policy in Kenya. Economics of Education Review. — Volume 83. — 2021. doi.org/10.1016/j. econedurev.2021.102127

10. Population (2009) // Institut National de la Statistique, des Etudes Economiques et Démographiques. Portail internet de L'inseed tchad. — URL: https://www.inseed.td/ (data obrashcheniya: 23.05.2021). — Rezhim dostupa: sait «Inseed». — Tekst: elektronnyi.

11. Guengant J.P., Guealbaye M. Guengant et al Population, développement et dividende démographique au Tchad: Replacer la population au centre des trajectoires de développement, AFD mars 2013. — Paris AFD. — Marseille IRD.— 2012. — 119s.

12. Ecosit 3 // Institut National de la Statistique, des Etudes Economiques et Démographiques. Portail internet de L'inseed tchad. — URL: https://www. inseed.td/ (data obrashcheniya: 23.05.2021). — Rezhim dostupa: sait «Inseed». — Tekst: elektronnyi.

13. Jean-Sébastien Josset L'Afrique est un pays de race noire: la géographie raciste à l'usage des nuls, par Gilbert Collard, Jeune Afrique,f28 septembre — 2015// — URL: https://www.jeuneafrique.com (data obrashcheniya: 08.02.2021). — Rezhim dostupa: sait «Jeuneafrique». — Tekst: elektronnyi.

14. Documentations Ministère de l'Education Nationale et de la Promotion Civique. — URL: https://education.gouv.td (data obrashcheniya:

23.02.2021). — Rezhim dostupa: sait «Ministere de l'Éducation Nationale et de la Promotion Civique». — Tekst: elektronnyi.

15. «Zakon o rukovodstve sistemoi obrazovaniya v Chade» ot 13-03-2006 № 06-016 2006 g. — St. 22 s izm. i dopol. V red. ot 13.03.2006. — URL: https://planipolis.iiep.unesco.org/sites/default/files/ressources/chad_ loi_16_systeme_acducatif_tchadien_2006.pdf (data obrashcheniya:

02.12.2022) — Rezhim dostupa: sait «Planipolis». — Tekst: elektronnyi, pdf.

16. «Zakon o rukovodstve sistemoi obrazovaniya v Chade» ot 13-03-2006 № 06-016 2006 g. — St. 21 s izm. i dopol. V red. ot 13.03.2006. — URL: https://planipolis.iiep.unesco.org/sites/default/files/ressources/chad_

loi_16_systeme_acducatif_tchadien_2006.pdf (data obrashcheniya: 02.12.2022) — Rezhim dostupa: sait «Planipolis». — Tekst: elektronnyi, pdf.

17. Pôle de Dakar // Planning educationPreparing for the future/ Institut international de planification de l'éducation/ — URL: https://dakar. iiep.unesco.org/ (data obrashcheniya: 31.04.2021). — Rezhim dostupa: sait «Bureau pour l'Afrique Institut international de planification de l'éducation». — Tekst: elektronnyi.

18. «Zakon o rukovodstve sistemoi obrazovaniya v Chade» ot 13-03-2006 № 06-016 2006 g. — St. 31 s izm. i dopol. V red. ot 13.03.2006 — URL: https://planipolis.iiep.unesco.org/sites/default/files/ressources/chad_ loi_16_systeme_acducatif_tchadien_2006.pdf (data obrashcheniya: 02.12.2022) — Rezhim dostupa: sait «Planipolis». — Tekst: elektronnyi, pdf.

19. «Zakon o rukovodstve sistemoi obrazovaniya v Chade» ot 13-03.2006 № 06-016 2006 g. — St. 29 s izm. i dopol. V red. ot 13.03.2006. — URL: https://planipolis.iiep.unesco.org/sites/default/files/ressources/chad_ loi_16_systeme_acducatif_tchadien_2006.pdf (data obrashcheniya: 02.12.2022) — Rezhim dostupa: sait «Planipolis». — Tekst: elektronnyi, pdf.

20. «Zakon o rukovodstve sistemoi obrazovaniya v Chade» ot 13-03-2006 № 06-016 2006 g. — St. 21 s izm. i dopol. V red. ot 13.03.2006. — URL: https://planipolis.iiep.unesco.org/sites/default/files/ressources/chad_ loi_16_systeme_acducatif_tchadien_2006.pdf (data obrashcheniya: 02.12.2022) — Rezhim dostupa: sait «Planipolis». — Tekst: elektronnyi, pdf.

About the Author

Murafa Svetlana V. — Candidate of Psychological Sciences, Head of the Methodological Support of Psychological Services in Educational Institutions of Higher Education, Russian Academy of Education; Associate professor, Psychological Anthropology Department, Moscow State Pedagogical University, Moscow, Russia. E-mail: murafa.svetlana@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.