Научная статья на тему 'Формирование новой модели телевещания в Республике Чад'

Формирование новой модели телевещания в Республике Чад Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
76
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕЛЕВИДЕНИЕ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОГРАММЫ / ЗАПАДНОЕ ВЛИЯНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / TELEVISION / NEWS PROGRAMS / THE WESTERN INFLUENCE AND EDUCATION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Адум Чере

В статье рассматривается зарождение и развитие телевидения ЧАД, влияние Франции на политику вещания, а также задачи телевидения в области образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of a new telecasting of the Republic of Chad

The article discusses the emergence and development of television Chad French influence on the politics of broadcasting, as well as the problem of television in education.

Текст научной работы на тему «Формирование новой модели телевещания в Республике Чад»

ФОРМИРОВАНИЕ НОВОЙ МОДЕЛИ ТЕЛЕВЕЩАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ЧАД

Адум Чере

Кафедра теории и истории журналистики Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

В статье рассматривается зарождение и развитие телевидения ЧАД, влияние Франции на политику вещания, а также задачи телевидения в области образования.

Ключевые слова: телевидение, информационные программы, западное влияние, образование.

Первый телевизионный канал был открыт в Чаде в конце 1980-х гг. обществом ОКОРА. Национальная телестанция охватывала вещанием столицу и часть территории страны. Однако Франция, стремясь закрепить свое влияние в молодом африканском государстве, проводила политику «культурного неоколониализма» целеустремленно и настойчиво.

Телевизионные программы велись главным образом из Франции. Одновременно опека над национальным вещанием в значительной степени способствовала тому, что радио и телевидение страны оказались на долгие годы привязанными к источникам материалов (в виде записей программ и текстов), к методике вещания бывшей метрополии, не говоря уже о политической направленности международной информации, поступавшей из Парижа [1].

Такое положение отражено в одном из выпусков издаваемой ЮНЕСКО серии документов «Коммуникация и общество», который был посвящен развитию кино и телевидения в Африке. Авторы брошюры Гастон Саме Нтоссо и Катрин Рюэль, анализируя телевизионную аудиторию африканских стран, расположенных к югу от Сахары, отмечают, что телевещанием охвачена лишь незначительная часть их территории. Исключение составляют Маврикий, Габон, Того, Кот-д'Иву-ар и Бенин, где охват территории телевещанием составляет соответственно 100, 80, 75, 70 и 66%, в то время как в Сенегале он равен 0,5%, в Нигере — 5%. В остальных странах этот показатель колеблется от 10 до 30% [2].

Одновременно в этой сфере намечается определенный прогресс. Прежде всего стабильно увеличивается число телевизоров в государствах Африки. К тому же на континенте «семейная» телеаудитория в среднем составляет 10—15, а то и 20 зрителей [3]. Этот факт необходимо учитывать, чтобы преднамеренно не уменьшать воздействие телевидения на африканцев.

Большое внимание авторы брошюры уделяют анализу программ и изучению соотношения передач национального и иностранного производства. Отмечается большое число импортируемых программ на телевидении стран Африки к югу от Сахары. Так, например, Буркина-Фасо ежегодно дает 80% иностранных пере-

дач, главная телестанция Нигерии — 63%. В других странах эта цифра несколько ниже: в Кении — 40%, Габоне — 40%, в Чаде — 30% [4].

Однако эти данные далеко не в полной мере отражают реальное положение дел, так как не учитывают, что иностранные передачи часто повторяются как полностью, так и частично.

О зависимости африканского телевидения от иностранных программ свидетельствует и такой факт: ежедневные информационные передачи, прямые репортажи, занимающие в неделю от 7 до 13 часов, — преимущественно зарубежного производства.

В Чаде в среднем на 60 минут теленовостей приходится 30 минут информации корреспондентов западных теле- и радиостанций. К тому же такая информация передается полностью в первоначальном варианте и никак не комментируется. В результате чадское, как и в целом африканское, телевидение буквально наводняется иностранной информацией.

Большое внимание авторы брошюры уделяют анализу программ и изучению соотношения передач национального и иностранного производства. Отмечается большое число импортируемых программ на телевидении Чада — ежегодно 80% иностранных передач.

Зачастую западные государства предоставляют свои программы бесплатно, спекулируя на финансовых трудностях Чада, что лишает республику возможности выбора телепродукции и вынуждает использовать то, что поставляется. В результате телевидение зачастую становится инструментом зависимости в духовном отношении от Запада, оно далеко не всегда готово выполнять свое истинное предназначение — способствовать расцвету национальных культур, всестороннему социальному развитию, утверждению национального своеобразия.

В Чаде, как и в большинстве стран Центральной Африки, существуют проблемы:

— нехватка оборудования (в среднем на телестудию приходится, к примеру, две или три телекамеры),

— зависимость от иностранных программ,

— недостаток ассигнований, кредитов и др.

Франция же предлагает франкоязычным государствам на выбор до 500 часов программ в год. Для телевизионных каналов, функционирующих по 5—6 часов в день, получается немало. Париж выступает здесь в роли первого и главного иностранного поставщика, причем эта услуга предоставляется бесплатно [5]. Министерство внешних сношений Франции в начале каждого года выделяет африканским государствам квоту, в рамках которой можно заказывать телепрограммы из пяти ежегодных печатных каталогов, рассылаемых организацией «Франсме-диа интернасиональ».

Первые шаги телевидения Чада были робкими и скромными. Долгое время в стране имелось только две станции, осуществлявшие телепередачи. В последующий период телевидение республики быстро растет.

Однако понадобилось еще много времени, прежде чем телестанции начали вести регулярные передачи. В больших городах вводятся в строй местные телестан-

ции. Особенно «урожайными» были 1970-е гг., когда во многих районах страны стало возможным принимать телевизионные программы из Нджамены.

Телевизоров индивидуального пользования в стране было крайне мало. Правительство даже открыло кредит для покупки телевизоров частными лицами. Количество телевизоров в стране является лишь приблизительным показателем числа зрителей, поскольку, как указывалось выше, один телевизор смотрят обычно от пяти до десяти человек, а иногда и больше. Частично этот недостаток компенсировался созданием в различных населенных пунктах «общественных просмотровых центров», которые посещало большое число зрителей.

По заявлениям руководителей телевизионной службы Чада, на первом этапе развития телевидения главное внимание было уделено передачам образовательного характера.

Этот вопрос обсуждался в Лагосе в ноябре 1964 г. на конференции ЮНЕСКО, посвященной созданию и развитию телевидения в Африке. Делегаты на конференцию прибыли из 17 стран Тропической Африки. Все единодушно признали огромные потенциальные возможности телевидения в деле образования и культуры в Африке. Рекомендации конференции в общем сводились к тому, что телевидение в Африке должно быть использовано в качестве средства борьбы за национальное единство и социально-экономическое развитие, что телевидение должно считать просвещение своей первоочередной задачей содействовать школам в подготовке учителей и программ обучения грамоте и в целом составлению проектов национального развития общества.

Необходимо использовать, говорилось в рекомендациях, не только студии, но и записи на видеомагнитную ленту и фильмы, с тем чтобы показать жизнь народа по всей стране; учителя должны не только уметь пользоваться телевидением для нужд образования, но и участвовать в составлении программ обучения.

Совершенно очевидно, что создание собственных африканских программ является ключом к тому, что телевидение служило и служит нуждам образования и национального развития, поэтому в соответствии с рекомендациями Лагосской конференции, выдвигались следующие основные задачи [6].

1. Обучение грамоте. Для этого прежде всего нужны были работники телевидения, которые умели бы преподавать, а также наставники на местах или учителя для закрепления уроков на практике; возможности для группового просмотра (в школах и общественных центрах).

2. Работа в области «социального просвещения», предполагающая создание определенных программ по вопросам гигиены и ухода за детьми, сельского хозяйства и т.д.

Такого рода передачи с самого начала включались в программы телевидения, также как и радиопрограммы, почти во всех странах Африки. В Чаде эти программы передаются регулярно. Основной материал для таких передач предоставляется ОКОРА.

3. Создание программ для школ и техникумов или даже колледжей.

Однако школьное телевидение в Чаде слабо развивалось в этом направлении.

Трудности заключались в том, что практически по всей стране не было школ, ко-

торые имели бы собственный учебный телевизионный центр, а также в нехватке подготовленных соответствующим образом учителей.

В связи с этим правительству страны предстояло проделать огромную работу для превращения телевидения в средство повышения образовательного и культурного уровня народа. В этих целях необходимо было обеспечить телевизорами значительно большее число школ и районов страны, а также совершенствовать программы телевизионных передач, посвященных вопросам народного образования.

Постепенно телевизионная сеть распространяется по всей стране. Распространение цветного телевидения во многих развивающихся государствах стало своего рода политической проблемой. Почти все бывшие французские колонии (за исключением Алжира) приняли французскую систему цветного телевидения СЕКАМ, бывшие английские колонисты (в том числе Алжир) отдали предпочтение германской ПАЛ.

К 1980-м гг. в Чаде развернулось строительство наземных трансляционных линий и передатчиков, связанных между собой в единую сеть. Окончательное и полное решение проблемы ретрансляции телевизионных программ в республике стало возможным при помощи искусственных спутников.

Следует учесть, что первые годы существования телевидения в Чаде подтвердили истину: телевизионный экран — зеркало, так или иначе отражающее состояние общества, в котором оно функционирует.

Чадское телевидение, еще не обретя своего лица, уже готово было его утратить, стать тенью «старших партнеров». Возникающая телевизионная практика способствовала насаждению западной цивилизации как универсальной и сдвигала национальную культуру с главной жизненной арены.

По мнению французского философа Ива Бено, Запад и его идеологический аппарат отнюдь нельзя упрекнуть в недостаточном интересе к Африке: дело в том, что, говоря о ней, они исходили из своего понимания и своей шкалы оценок, распространяя в итоге определенные представления: Африка — это трибализм, всепроникающая коррупция, каннибализм, социальный беспорядок...

Возникновение телевидения в который раз актуализировало дилемму: традиционные ценности или аккультурация? В решении этого вопроса и отразилась суть тех проблем, с которыми столкнулось ТВ Тропической Африки в целом. Правда же, по мнению большинства философов и культурологов, заключается в том, что современный африканец не является продуктом только одной культуры.

Последствия исторической встречи Африки с Западом невозможно изменить ни в результате политической воли, ни усилиями в сфере культуры.

Для Чада ориентиром на пути создания национального телевидения как инструмента всестороннего развития страны стал критерий «эндогенного вещания», т.е. вещания, отвечающего традициям, культурной специфике, национальным приоритетам во всех областях — экономике, образовании, политике.

При этом для телеэкрана оказалось естественным соединение исторически сложившихся форм общения, оригинальных явлений культуры с массовостью и демократичностью, их функционирования среди широких слоев населения.

Однако несмотря на различные политические, социальные, экономические, культурные и другие факторы, влияющие на функционирование телевидения, именно телеэкрану суждено играть особую роль в жизни жителей Чада в силу специфического — аудиовизуального — характера традиционной африканской культуры, в силу того, как каждый житель Чада видит и понимает мир и себя в нем. Именно благодаря этому телеэкран смог стать «золотым троном», который привлек приверженцев политической и культурной модернизации и сторонников сохранения традиционных ценностей, представителей разных политических убеждений и этнических групп.

Таким образом, зарождение и развитие телевидения Чада показывает, что оно достигло значительных успехов только после получения независимости Чада в 1960 г., положившей конец господству французских колонизаторов в стране и создавшей благоприятные условия для успешного дальнейшего развития телевидения в последующие годы, превращению телевидения в средство демократизации общества в Чаде.

В XXI веке эта борьба еще больше обострится. Национальная составляющая телевидения будет неуклонно увеличиваться, а иностранная уменьшаться.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Галушко Р.И. Телевидение в развивающихся странах Азии, Африки и Латинской Америки. — М., 1986.

[2] SAME N'GOSSO G., Ruclle С. Cinema et television en Afrique: de l'indcpcndance a 1'inter-dependance. — Paris-UNESCO., 1983. — P. 20—21.

[3] SAME N'GOSSO G., Ruclle С. Cinema et television en Afrique: de l'indcpcndance a 1'inter-dependance. — Paris-UNESCO., 1983. — P. 25.

[4] SAME N'GOSSO G., Ruelle C. Cinema et television en Afrique: de l'independance a 1'inter-dependance. — Paris-UNESCO., 1983. — P. 25.

[5] Вачпадзе Г.Н. Агрессия против разума: информационный империализм. — М., 1988.

[6] «Marches tropicaux ct mediterraneans». — Paris, 1964.— N 987. — P. 2350.

FORMATION OF A NEW TELECASTING OF THE REPUBLIC OF CHAD

Adum Chere

Theory and History of Journalism Russian Peoples' Friendship University

Miklukho-Maklaya, 6, Moscow, Russia, 117198

The article discusses the emergence and development of television Chad French influence on the politics of broadcasting, as well as the problem of television in education.

Key words: television, news programs, the Western influence and education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.