ЗАРУБЕЖНЫЕ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ В АФРИКАНСКИХ СТРАНАХ
Жан Непомусен Низейимана
Кафедра массовых коммуникаций Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, д. 6, Москва, Россия, 117198
В статье рассматривается вопрос о соотношении зарубежных и национальных источников информации в странах Африки (печатные и аудиовизуальные СМИ). Обладание техническими средствами передачи информации (включая спутниковое и цифровое телевидение) еще не является залогом деколонизации в сфере СМИ, если по ним распространяется экспортируемая информационная продукция. По мнению автора, во главе угла всей системы перестройки информационных отношений в африканских странах должна стоять проблема деколонизации источников и содержания информации.
Актуальным для развивающихся стран в новом контексте глобализации СМИ остается вопрос становления и развития национальных структур информации. В Африке СМИ являются одной из важных опор для молодых государств в решении ряда социальных, экономических и культурных вопросов.
С завершением борьбы за политическую независимость перед политическими деятелями, перед широкой общественностью африканских стран остро встали проблемы, выдвинутые социально-экономическими потребностями общественного развития на новом историческом этапе. Решение таких вопросов, как ликвидация безграмотности, развитие народного хозяйства, приобщение к научно-технической революции и других, во многом зависит от создания надежных систем национальных СМИ.
В настоящее время независимая Африка осуществляет обширную программу развития средств связи, которая требует крупных финансовых вложений, технической и профессиональной помощи из-за границы, учебных программ для инженеров, журналистов и работников африканского радио и телевидения, для чего за помощью обращались к ООН, ЮНЕСКО, Международному союзу электросвязи и многим другим международным организациям. В течение последних десятилетий как в самой Африке, так и за ее пределами проводились специализированные конференции, посвященные почтовым соглашениям, развитию телекоммуникаций, созданию и развитию национальных информационных агентств, развитию телевидения и использованию радио в учебных целях. Были созданы специализированные организации общеафриканского характера по средствам массовой коммуникации: Африканский союз радио и телевещания (УРТНА), основанный в мае 1962 г. в Лагосе, Союз африканских информационных агентств, основанный в апреле 1963 г. в Тунисе, Всеафриканский союз журналистов, основанный в Аккре в ноябре 1963 г., и Панафриканское информационное агентство (ПАНА), учрежденное в 1977 г. в Дакаре.
Колониальная политика, долгое время осуществлявшаяся в странах Африки, по своей природе отрицает развитие национального самосознания населения колоний. К противоречиям, унаследованным от прошлого, после получения независимости добавились новые, не менее острые и обусловленные давлением извне. За последние годы эти противоречия вылились в пограничные и этнические конфликты. Некоторые конфликты затянули народы в гражданскую войну. «Африканские государства, — справедливо отмечала в своей книге Розалинд Эйнсли, — поставлены перед необходимостью провести кампанию за национальную переориентацию и пропаганду, чтобы создать и укрепить новое национальное сознание, чтобы одновременно уничтожить антагонизмы прошлого и создать единство нации, чтобы наряду с этим разрабатывать неотложные программы национального развития. Эти программы предусматривают осуществление аграрных реформ, создание новых отраслей промышленности, расширение системы образования на всех уровнях и большие затраты на социальное и медицинское обслуживание. Первостепенное значение для решения обеих задач имеет наличие развитой системы информации, без которой государство напоминает тело, лишенное нервной системы, неспособное передавать сигналы мозга своим органам или сообщать мозгу об их нуждах».
Ни одна программа экономического и социального развития, указывала далее в своей книге Эйнсли, не может быть даже составлена, а тем более осуществлена без достаточно развитых средств связи, которые, с одной стороны, информируют составителей планов о нуждах населения, а с другой несут новые знания в массы. Средства массовой информации, используемые должным образом, способны сделать еще больше, они могут помочь отыскать наикратчайшие пути к выполнению трудных задач и таким образом способствовать ускорению естественных темпов развития. Например, если взять проблему образования, включающую в себя ликвидацию неграмотности среди взрослых, начальное или среднее образование, то радио и телевидение могут организовывать занятия или лекции для населения, которые будут дополнять усилия учителей и наставников на местах. В свое время американский профессор в области журналистики Уиябур Шрамм, которому ЮНЕСКО поручило написать исследование «Средства массовой информации и национальное развитие», указывая, что в развивающихся странах, где население жаждет учиться и где ощущается острая нехватка подготовленных учителей, средства массовой информации могут выполнять функцию преподавателя.
Очевидно, что средства массовой информации рассматривать как нечто самостоятельное в развивающемся обществе нельзя, и независимая Африка все больше осознает данную реальность. Это касается также инфраструктуры коммуникаций. Естественно, что колониальная администрация так же нуждалась в средствах связи, но они служили для сообщения с Европой. Чтобы связать основные административные центры, прокладывались шоссейные и железные дороги, создавались линии телеграфа. Однако теперь средства связи, приспособленные к задачам колониального управления, уже не отвечают нуждам социального развития африканских стран. Современным правительствам нужно поддерживать
связь не только с городами, но и с отдаленными деревнями, потому что для отсталых сельских районов кампании развития более необходимы, чем для городов.
Африка сильно отстает от других континентов по уровню развития средств массовой информации. По данным справочника ЮНЕСКО, изданного в 2005 г., в Африке в 2000 г. имелось всего 618 ежедневных газет (на 1000 человек приходилось 19,2 экз.), 1260 радиостанций и 250 телестанций (частных и государственных) и на 1000 человек приходилось 191 радиоприемников и 50 телевизоров.
В качестве ближайшей задачи для развивающихся стран ЮНЕСКО предложила следующие минимальные нормы: 350 экземпляров ежедневных газет, 250 радиоприемников и 200 телевизоров на 1000 человек населения; однако достижение даже этого скромного уровня является для Африки гигантской задачей. (Нужно подчеркнуть, что эти данные относятся к 2000 году, хотя и были опубликованы в ежегодной книге ЮНЕСКО за 2005 г).
Скудность средств массовой информации и, как следствие этого, зависимость от иностранных источников создают проблему не только количества информации, но также и ее качества. Разве можно позволить, чтобы африканские СМИ и далее находились в зависимости от иностранных источников не только при освещении зарубежных событий, но и событий в Африке? Многие африканцы справедливо считают, что они смотрят на мир «через западные очки», узнавая о событиях даже в своих собственных странах из материалов западных информационных агентств, нередко подающихся в искажении и предубежденном виде. Именно искаженное освещение событий, особенно событий на континенте, усилило решимость Африки развивать собственные источники информации и средства ее распространения.
Сейчас в Африке существует более 170 национальных информационных агентств, почти все они были созданы после 1960 г. Лишь несколько из них имеют своих собственных корреспондентов за границей, а некоторые имеют весьма ограниченные возможности для освещения событий даже в своей стране. Те же немногие СМИ, которые могут похвастаться тем, что имеют корреспондентов за рубежом, в основном принадлежат иностранцам. По сведениям «Уорлд ком-мюникейшн», все африканские информационные агентства получают известия о событиях на планете от европейских, американских или российских информационных агентств. Обмен информацией между африканскими странами осуществляется в основном через Панафриканское информационное агентство и Союз национальных телерадиокомпаний Африки. Ключевая позиция в распространении африканской информации принадлежит «Рейтер» и «Франс Пресс», в меньшей степени «Дойче Пресс Агентур» (ДПА), «Юнайтед Пресс Интернэшнл» (ЮПИ), ИТАР-ТАСС и «Ассошиэйтед Пресс» (АП). Конечно, это неприемлемо для африканской аудитории. Представим себе, что для английской аудитории главным источником информации не только по международным вопросам, но и о самой Англии стал бы ИТАР-ТАСС. У англичан в этом случае было бы более чем достаточно оснований почувствовать себя ущемленными. Они могли бы воз-
разить, что Россия имеет иное мировоззрение, что русские информационные агентства отбирают и освещают события, исходя из иных соображений, чем английские. Они могли бы добавить, что корреспонденты ИТАР-ТАСС в Великобритании являются иностранцами, и что они не до конца понимают и не вполне согласны с английской политикой или английским образом жизни. В настоящее время в таком положении находятся почти все африканские редакторы. Они вынуждены смотреть чужими глазами не только на внешний мир, но и на свой континент, а иногда и на свою собственную страну.
Андре Жан Тюдеск в своей книге приводит данные о публикациях новостей в газетах стран, включая высокоразвитые и развивающиеся. Установлено, что во всех случаях в зарубежных новостях предпочтение отдавалось четырем странам: Соединенным Штатам Америки, России, Великобритании и Франции. По крайней мере, трем из них «в прессе Сенегала уделялось больше внимания, чем соседнему Мали; в прессе Мали больше внимания, чем соседнему Сенегалу; в прессе Египта этим державам уделялось больше внимания, чем соседней Ливии, соответственно в прессе Ливии больше внимания, чем соседнему Египту и т.д.».
Тюдеск приходит к заключению, что поток информации идет из развитых стран в развивающиеся, в особенности из четырех высокоразвитых стран, в которых находятся мировые информационные агентства.
Вполне естественно, что африканцы хотят читать в своих газетах и смотреть на своем телевидении новости и комментарии прежде всего о событиях в своих странах, а не пребывать в плену чужих представлений о мире. Кроме того, они не проявляют большого интереса к средствам массовой информации, служащим просто для развлечения. Весьма серьезный подход к событиям со стороны большинства африканских средств массовой информации определил то исключительно большое место, которое занимают в них политические сообщения. Журналисты и политические деятели обычно сходятся во мнениях, что круг задач, решению которых могут способствовать средства информации, очень широк: воспитывать чувство национального и африканского единства, способствовать экономическому развитию и не только обучать, но и воспитывать массы. Некоторые африканские лидеры были или до сих пор являются сторонниками активной организаторской и агитационно-пропагандистской роли СМИ в обществе. Так, бывший президент Ганы, ныне уже покойный Кваме Нкрума являлся горячим сторонником «революционной» теории печати. Он изложил ее на Второй конференции африканских журналистов в Аккре в ноябре 1963 г.: «Подлинно африканская революционная пресса существует не только для того, чтобы служить источником обогащения для ее владельцев или развлекать читателей. Пресса является неотъемлемой частью нашего общества, их цели совпадают. Как и в западных странах пресса служит его интересам, так в революционной Африке наша революционная африканская пресса должна служить осуществлению революционной цели — утвердить на континенте прогрессивную политическую и экономическую систему, которая освободит народ от нужды и несправедливости и позволит ему решать задачи социального и культурного строительства в условиях мира и свободы».
В то же время надо отметить, что К. Нкрума недооценивал свободу печати и других СМИ, не признавая контролирующую роль прессы в отношении правительств и национальных политических партий. Другие же африканские лидеры и в особенности сами африканские журналисты, наоборот, отводят СМИ функции «четвертой власти», считают, что они должны обладать правом не соглашаться, и иногда весьма решительно, с политикой правительств. По их мнению, если правительство хочет ощущать пульс общественного мнения, необходимо, чтобы в стране существовала свободная пресса; ибо только такая пресса может отражать подлинные настроения общества. Но в любом случае нужно добиваться того, чтобы средства массовой информации стали доступными не только образованной части населения и городским жителям, но и широким народным массам.
Существенным обстоятельством является и то, что долгие годы телевизионное вещание во многих странах было прерогативой государства и не выходило за рамки его собственной границы. Освоение технологии спутниковой коммуникации на данном этапе позволяет многим национальным телекомпаниям передавать свои программы на большие расстояния. Также современная журналистика располагает всеми возможностями для быстрого прямого включения репортажа и передачи материалов из любой точки земного шара и при любых погодных условиях. Большим преимуществом спутникового телевидения является возможность быстро обработать пакет огромной и разнообразной информации и оперативно распространить ее по всему миру.
Сначала СТВ предназначалось для обслуживания больших, но ограниченных территорий, таких как Россия, США, Канада или труднодоступных районов разных стран, где природные климатические условия не позволяют проложить коммуникационные системы для эфирного телевидения, например, в Калахари, Сахаре (Африка), в Сибири (Россия), в Амазонии (Южная Америка). Сегодня основные производители спутниковой технологии такие компании, как «Хьюз спэйс энд коммюникейшн» (США), ЕКО — европейское космическое агентство, или российская государственная организация космической связи, располагают техническими разработками, которые способны покрывать спутниковыми коммуникациями всю территорию земного шара. Для осуществления этого необходимо всего от двух до трех спутников. В целом эффективность функционирования спутникового телевещания за последние десять лет повысилась в 25 раз.
Еще более перспективным и актуальным является цифровое спутниковое телевидение (ЦСТВ) — это принципиально новая технология передач телевизионных сигналов на большие расстояния, позволившая более совершенно использовать каналы связи и доставлять потребителю изображение очень высокого качества, практически свободное от шумов и искажений. Переход к цифровому телевидению по своей значимости можно сравнить с переходом от черно-белого к цветному телевидению. Передача изображения в цифровой форме связана с обработкой огромных массивов информации. Практическое его осуществление стало возможным только в последние годы благодаря разработке эффективных алгоритмов устранения избыточности телевизионного сигнала, так называемой циф-
ровой компрессии, и аппаратуры, реализующей эти алгоритмы. Цифровая компрессия позволяет повысить скорость цифрового потока в 30—50 раз и практически без потери качества передать в одном спутниковом канале 10 телевизионных программ (вместо одной в аналоговом стандарте). На один спутник можно передавать одновременно 20 телевизионных каналов в аналоговом стандарте, в цифровом эта возможность увеличивается в 10 раз, таким образом, получается 200 программ. Например, с помощью одного спутника на одном цифровом спутниковом канале можно передавать все вместе взятые телепрограммы стран СНГ, включая региональные телерадиокомпании. Можно утверждать, что цифровое спутниковое телевидение стало по-настоящему информационной технологической революцией конца двадцатого столетия и активно внедряется во всем мире.
Несомненны его преимущества и для африканских стран с их большой потребностью в каналах телевизионного вещания и распределения ТВ-программ. Конечно, для развивающихся стран в особенности, спутники могли бы обеспечить большую надежность и гибкость связи. По мнению ряда исследователей, со временем СТВ при его многообразии жанров передач и богатстве выбора в конечном итоге полностью заменит эфирное ТВ, однако другие исследователи, напротив, высказывают мысль, что еще достаточно долго будут сосуществовать в крупных городах, таких как Нью-Йорк, Атланта, Лос-Анджелес, Брюссель, Берлин или Йоханнесбург и Гонконг, каналы одновременно спутникового, эфирного и кабельного телевидения. Но большая заслуга спутникового телевидения заключается в том, что оно обеспечивает прямой доступ в отдаленные районы, где нет инфраструктур ни кабельного, ни эфирного телевидения.
Таким образом, проблемы, стоящие перед международным сообществом в сфере массовой информации, выражены особенно остро в развивающемся мире. Не случайно, что первоначально идея коренных изменений международных информационных отношений возникла из осознания необходимости «деколонизации» информации в «третьем мире», где все вопросы, связанные с дисбалансами в информационных обменах, содержанием новостей, свободой прессы, развитием собственных систем СМИ, доведены до небывалой остроты. Создание в развивающихся странах собственных, эффективно действующих систем сбора и распространения информации является первостепенной насущной задачей.
Технические средства массовой коммуникации, включая спутники связи, — важный компонент информационных обменов. Однако обладание ими еще не является залогом деколонизации в сфере СМИ, если по ним распространяется экспортируемая информационная продукция. Именно поэтому во главе угла всей системы перестройки информационных отношений стоит проблема деколонизации источников и содержания информации.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Simon H.A. Global Broadcasting System and the national information Policy. — Pittsburgh, 2004.
[2] Tudesq A.-J. Feuilles d’Afrique. — Bordeaux, 1995.
[3] Unesco yearbook — statistique. — Paris, 2005.
[4] Unesco-PIDC. Nouvelles technologies de la communication. L'enjeux pour les pays en voie de développement. — Paris, 2005.
[5] Эйнсли Р. Пресса в Африке. — М., 1971.
FOREIGN AND NATIONAL SOURCES OF INFORMATION IN THE AFRICAN COUNTRIES
Jean Nepomuscene Nizeyimana
Department of Modern technologies of mass media and mass communication Peoples’ Friendship University of Russia
Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198
The relationship of foreign and national sources of information in African countries is being considered in this article (printed and audiovisual mass-media).
The acquisition of technical means of information transfer (including satellite and digital television) can not be considered decolonization yet in the sphere of mass-media, if exported information product are still being out through it. In the opinion of the author, at the corners head of the restructuc-turing of informational relationships in African countries shold stand the problem of decolonization of informational sources and contents.