Научная статья на тему 'Роль социокультурных факторов в социально-экономическом развитии Республики Чад'

Роль социокультурных факторов в социально-экономическом развитии Республики Чад Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
420
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАДИЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / РЕСПУБЛИКА ЧАД / РОЛЬ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ФАКТОРОВ / TRADITIONAL SOCIETY / REPUBLIC OF CHAD / SOCIOCULTURAL FACTORS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Брахим Дина Али

В современном социально-экономическом развитии в условиях традиционного общества важно учитывать роль специфических факторов, характерных для образа жизни разных народов и этносов. Анализу главных из этих факторов (традиций, касающихся семейных отношений, религии, образования) в Республике Чад посвящена данная статья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of sociocultural factors in social and economic development of the Republic of Chad

Taking into consideration the role of specific factors typical of lifestyle of different nations and ethnical groups is essential for the contemporary social and economic development in the context of traditional society. The article is devoted to the analysis of the most important of the factors involved (customs and traditions pertaining to family relations, religion and education) in the Republic of Chad.

Текст научной работы на тему «Роль социокультурных факторов в социально-экономическом развитии Республики Чад»

РОЛЬ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ФАКТОРОВ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ РЕСПУБЛИКИ ЧАД

Брахим Дина Али

Кафедра социологии Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 10, Москва, Россия, 117198

В современном социально-экономическом развитии в условиях традиционного общества важно учитывать роль специфических факторов, характерных для образа жизни разных народов и этносов. Анализу главных из этих факторов (традиций, касающихся семейных отношений, религии, образования) в Республике Чад посвящена данная статья.

Ключевые слова: традиционное общество, Республика Чад, роль социокультурных факторов.

Реформы, которые проводятся в Республике Чад с 1995 г. с целью придания импульса экономике и расширения частного сектора, привели к оздоровлению макроэкономической картины в целом, появлению определенного количества частных предприятий и росту неформального сектора. Однако существуют и проблемы, в частности слабая покупательная способность, энергетический дефицит, отсутствие развитой инфраструктуры, сложность получения кредита, высокий уровень неграмотности. Такие проблемы в наибольшей степени представлены в Нджамене, где существуют важные факторы производства, а определенные достижения в социально-экономической сфере обусловили рост иммиграции, некоторое улучшение жизни местного населения, увеличение числа рабочих мест, изменения системы кредитования в интересах новых предпринимателей. Многое меняется в быту, культуре, например, народов Канембу и Ваддая.

Вместе с тем общества Чада, в большинстве своем сильно иерархированные, опираются на патриархальный режим, традиционные и религиозные ценности, социокультурные традиции, сложившиеся исторически. Они составляют специфические для Чада факторы, влияющие на социально-экономическую ситуацию в стране и препятствующие развитию современной экономической системы. К таким факторам можно отнести семейные отношения патриархального типа, предопределяющие положение женщины в обществе; образование; религию; обычаи.

Каждое общество или большая этническая группа имеют свою систему ценностей, свои обычаи и язык. Несмотря на бесспорные культурные различия, которые существуют между сообществами, семья повсюду представляет базовую социальную единицу. Она моделирует и регламентирует жизнь членов сообщества. Участие и финансовая помощь в общественных и семейных церемониях, таких как свадьбы, крещения, церемонии инициации и похороны показывают степень близости отношений человека и его социального окружения. Традиционный коллективизм требует затрат времени, энергии, денег, а часто и определенных жертв. Поведение должно быть одобрено обществом, если хочешь утвердиться как личность.

Сообщество этнических групп в Чаде основано на традиционных ценностях, прививаемых в больших патриархальных семьях. Принадлежность к семье, роду или другой социальной единице определяет статус, место и роль человека в обществе. Традиционно власть принадлежит наиболее древним родам, последним волнам иммигрантов, людям, отличившимся в каких-то событиях. Власть старших над младшими, так же как и власть мужчины над женщиной, до сих пор сильна в чадском обществе. Несмотря на изменение менталитета, связанное с присутствием большого количества наций, женщина до сих пор ограничена только ролью супруги, матери и хозяйки дома [1. С. 1].

Обычаи играют значительную роль в жизни женщин, и часто общество не принимает в расчет их вклад в социально-экономическое развитие общества. За некоторым исключением, женщины занимаются неквалифицированным трудом. Их экономическая активность проявляется главным образом в секторе первичной обработки сельскохозяйственных продуктов, в коммерции и сфере услуг. Чтобы в этом убедиться, достаточно обратить внимание на их деятельность и их место в экономике семьи.

Особую роль женщины играют в неформальном секторе, удовлетворяя потребности своей семьи. Несмотря на значительные перегрузки, которым они подвергаются, женщины еще не являются настоящими акторами в процессе развития. Такова статистика ООН: на женский труд приходится 67% всего рабочего времени в мире, женщины зарабатывают 10% мирового дохода. И тем не менее, на женщин приходится /3 неграмотных в мире, женщинам принадлежит только 1% собственности в мире [2. С. 2]. Такая статистика полностью соответствует ситуации, наблюдаемой в Чаде: для большинства женщин характерны неграмотность, недостаток профессиональных навыков, ограниченный доступ к ресурсам и средствам производства, подчиненность, зависимость в принятии решений и т.д. Сохраняется традиционное непризнание за женщиной права собственности на землю. Только мужчина должен владеть и управлять землей. Несмотря на эволюцию взглядов и изменения в земельном и семейном законодательстве, фактически сохраняется притеснение женщин.

Однако несмотря на такую ситуацию, женщины вовлечены в различные сферы деятельности: сельское хозяйство, индивидуальное производство (например, добыча соли, покраска тканей, изготовление мыла, глиняной посуды, плетеных изделий), переработка и сохранение продуктов (очищение зерновых, производство пальмового масла, переработка орехов, производство масла из сального дерева), торговля (продажа продуктов) и т.д. Такая деятельность может не только обеспечивать существование, но и приносить прибыль.

Женщины задействованы во всех секторах производства как в городе, так и в сельской местности. Они занимаются главным образом сельским хозяйством, кустарным производством и мелким бизнесом. Даже если у женщин будут те же права, что и у мужчин, то уровень их образования будет значительно ниже, так как среди них наиболее высок процент неграмотности. Сюда еще следует добавить общественные предубеждения о месте и роли женщины в обществе, которые не всегда способствуют участию женщин решении задач, стоящих перед обществом.

В условиях сельской местности женщины могут иметь свой собственный участок, заниматься торговлей, разводить кур, овец, коз, реже — крупный рогатый скот. Они контролируют доходы от своей деятельности. Мелкое предпринимательство и кустарное производство популярны среди женщин, которые занимаются покраской тканей, пошивом одежды, изготовлением посуды, изготовлением мыла из растительных жиров, масла в коммерческих интересах. Традиционная покраска ткани в цвет индиго, например, объединяет около 400 кооперативов, чья деятельность известна не только в национальных масштабах [3. С. 2].

Несмотря на такие серьезные препятствия, как недостаточное число квалифицированных кадров в сфере управления и организации производства и торговли, сложности с получением кредитов, слабость технических и профессиональных возможностей, сложности с вступлением в «мужские» сферы деятельности, женщины привлекли внимание представителей соответствующих структур ООН. Главная цель — добиться появления женщин-предпринимателей и профессиональных женских ассоциаций. Уже есть инициативы «женщин предпринимателей», хотя они касаются главным образом секторов первичной обработки сельскохозяйственных продуктов, торговли, сферы услуг. Здесь следует упомянуть Ассоциацию женщин предпринимателей Чада (АЖПЧ) и Объединение деловых женщин Чада (ОДЖЧ).

Несмотря на особые условия, женщины в предпринимательской деятельности сталкиваются с теми же проблемами, что и мужчины, связанные с развитием предпринимательских, хозяйственных и технических возможностей, снижением стоимости продукции, отсутствием финансирования и административной поддержки, невозможностью удовлетворить технические потребности и получить образование и т.д.

Стоит отметить, что государственные структуры и банки поддерживают женщин в их профессиональной экономической деятельности, в получении образования, что способствует укреплению этнической общности и ее развитию по пути модернизации. Этнические сообщества выработали систему ценностей, норм, традиций, структур, более или менее благоприятствующих этому. Такая социокультурная атмосфера значительно влияет, в частности, на развитие предпринимательской деятельности и включение в нее всего общества, всех этнических групп и, естественно, женщин. Но так как особое место женщин традиционно определяется ее ролью в жизни семьи, именно в семье счастье женщины. Часто женщину оценивают в зависимости от числа ее детей: чем больше у женщины детей, тем большим уважением она пользуется в обществе [5. С. 3].

Состав семьи — наличие других жен, количество, пол и возраст детей — облегчает или осложняет производственные или домашние работы женщин в течение сезонов. Может так случиться, что жены будут помогать друг другу в работе. Помощь детей также необходима. Дети являются бесплатной рабочей силой и гарантом обеспеченной старости для родителей. Дети должны уважать, слушаться и помогать родителям даже после вступления в брак. Мальчиков ценят больше, потому что после свадьбы они останутся в семье, в то время как девочки будут вести хозяйство уже у мужа. Такая дискриминация женщин является одной из составляющих традиционной культуры, и здесь не последнюю роль играют религия

и образование, оправдывающие такую ситуацию. Девочки оказывают большую помощь матери в работе по дому, что не особенно ценится. Если у женщины нет дочерей, то она может взять на воспитание дочку родственников. Хорошо воспитанная девушка — это в первую очередь выгодный брак, то есть богатый и преуспевающий муж и его поддержка.

Понятно, что семьи обычно большие. Кроме отца, матери, их собственных детей, туда могут входить родственники как со стороны мужа, так и со стороны жены: жены и дети братьев или кузенов, отсутствующих по причине смерти или по причине миграции, дети друзей или взятые на обучение. В браке женщина должна подчиняться мужу. Хотя с ней советуются, но окончательное решение принимает муж. Для начала любой деятельности, в том числе предпринимательской, женщина должна спросить разрешения мужа. Однако она может повлиять на решение мужа, используя свой талант вести переговоры.

Разделение труда, как правило, осуществляется следующим образом. Обязанности по дому лежат на жене, мужчины должны работать и приносить деньги. Если мужчина по каким-то причинам не может больше обеспечивать семью, он теряет уважение своего окружения, так как для того, чтобы получить признание общества, необходимо попытаться проявить свои предпринимательские способности. В таких случаях женщина берет на себя обязанности по обеспечению семьи. Такая ситуация предоставляет женщине больше автономии в отношениях с мужем. Женщина может стать богатой благодаря своему происхождению, мужу или своим деловым качествам [6. С. 4]. Несмотря на такое важное экономическое достижение, большинство женщин остаются финансово зависимыми от своих мужей.

На развитие ситуации в современном Чаде большое влияние оказывает религия. Хотя светский характер государства закреплен в конституции, существуют строгие социальные и религиозные практики. Среди основных религий можно выделить ислам (85% верующих), католичество (8%) и анимизм (7%). Пришедший сюда в XI в. ислам образует две группы: кадирью и тиджанию [7. С. 4]. Христианство, пришедшее сюда в XIX в., наиболее популярно в лесных регионах и саванне. Все религии живут в гармонии и согласии, не существует конфронтации между исламом и анимизмом, между христианством и анимизмом.

В сильно исламизированном чадском обществе религия регламентирует все стороны жизни. В некоторых областях строительство мечети будет приоритетно по сравнению со строительством новой школы или больницы. Поэтому почти в каждой деревне есть своя мечеть. Вместе с тем существует и оккультные практики. Одним из характерных примеров является, например, марабутизм.

Поведение жителей Чада соотносится с ценностями, которых люди придерживаются в обычной жизни. Религиозный синкретизм — результат объединения «африканизированного» ислама с традиционной культурой, основанной на анимизме, включающей фетишизм, колдовство, черную магию и оккультные практики, марабутизм влияет как на обычную жизнь, так и на деловую. Он представляет собой сложное сочетание практик исламского и антиисламского культа, которого придерживаются марабу, предсказатели, ясновидящие, медиумы, обладающие невероятной силой, предполагаемой или реальной. Перед лицом нищеты и бедст-

вий, неуверенности в своем будущем люди обращаются к сверхъестественным силам и «хитрому» уму, начинают носить амулеты, защищающие от невзгод и приносящие удачу [8. С. 4]. Большинство людей верит марабутизму, поскольку существуют проблемы в повседневной жизни, безнадежные ситуации, личные, семейные и профессиональные проблемы и т.д. Люди часто идут к предсказателю, чтобы привлечь себе доброго духа, избавиться от проклятия, прогнав злых духов, добиться успехов в различных видах деятельности или заговорить себя от неудач и провалов. Это и защита от проклятия или сглаза, изменение ситуации в чью-либо пользу, улучшение здоровья, получение власти и ее удержание, помощь в принятии решения, причинение вреда, например, сопернику.

Система образования, сложившаяся в Чаде, также выступает важным фактором социально-экономического развития. Большинство населения в стране не имеет образования. Согласно докладу по человеческому развитию 2003 г., уровень образованности в 2001 г. составлял 34%, уровень начального образования — 47% (для девочек — 41%), уровень среднего школьного образования — 12% (6% у девочек), уровень образования взрослых составляет 41% [10. С. 5]. Одной из причин низкой посещаемости девочками школы является то, что довольно часто на них возлагаются домашние дела, занятия сельским хозяйством или другая деятельность с целью извлечения выгоды. Государство, следуя своей цели снизить уровень бедности и поднять уровень образованности, хочет увеличить число получивших начальное школьное образование до 70%. Образование, получаемое в семье, равенство полов и равенство жителей из разных регионов станут объектами особого внимания, так как становится все более очевидным, что без этого невозможно дальнейшее развитие страны. Если говорить о традиционном образовании, оно передает из поколения в поколение в устной форме нравы и обычаи, совокупность убеждений и практик, характерных для общества. Знания, получаемые младшими от старших, часто применяются на практике, многое выражается в символах и обрядах. В результате человек принимает неотъемлемые ценности своей семьи и своей этнической группы: право старшего, хранение секретов, единство во всем, превалирование интересов общности над интересами индивида, превосходство мужчины над женщиной, честность, а также многое другое. Такие ценности передаются различными способами, например, через мифы и легенды, пословицы и поговорки, сказки, песни и танцы, церемонии и игры.

Рассмотрение влияния особенностей жизненного уклада и базовых этнических ценностей населения Чада на основе анализа родственных связей, социального статуса, положения в обществе женщин, вопросов религии и образования привело нас к пониманию того, что большинство населения страны строго придерживается установок своей религии и строго следует ее канонам, согласовывая с ними свою деловую практику.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Abou S. L’identite culturelle: relation interethnique et problemes d’acculturation. — Paris :

Anthropos, 1981.

[2] Adler N.J. Comportement organisationnel: une approche multiculturelle. — Ottawa: Editions

Reynald Goulet inc., 1994.

[3] Aktouf O. Leadership interpellable et gestion mobilisatrice // Gestion internationale de gestion. — 1990. — Vol. 15. — № 4.

[4] Albagli C., Henault G.M. (s.dir.) La creation d'entreprise en Afrique. — Vanves (92178): EDICEF, 1996.

[5] Aldrich H. Organizations evolving. — Newbury Park, CA: Sage Publications, 1999.

[6] Amselle J.-L. Au creur de l’ethnie. Ethnies, tribalisme et Etat en Afrique. — Paris: La De-couverte, 1985.

[7] Annamaria R. Ethnie — Ethnicite // Le retour de l’ethnocentrisme. Recherches revue du M.A.U.S.S. 1999. № 13. — Paris: La Decouverte.

[8] Arcin A. Histoire de la Guinee frangaise — Rivieres du Sud — Fouta Dialo Region du Soudan. — Paris, 1970.

[9] Arellano R., Gasse Y., Verna G. (s.dir.) Les entreprises informelles dans le monde. — Sainte-Foy: Presses de l’Universite Laval, 1994.

[10] Bachelor A., Joshi P. La methodologie phenomenologique de recherche en psychologie: guide pratique. — Quebec: Presses de l’Universite Laval, 1998.

[11] Balde A., Wann B. Contribution a l’etude de l’evolution des coutumes sociales au Tchad (Futa central et oriental). — DES, Kankan: IPJN, 1999.

[12] Balibar E., Wallerstein I. Race, nation, classe, les identites ambigues. — Paris: La Decouverte, 1998.

[13] Banque africaine de developement. Fonds africain de developement. Republique du Tchad // Document de strategie par pays, 1996—1998. 1996.

[14] Banfield E. The Moral Basis of a Backward Society. — Cambridge (Mass.): Harvard University Press, 1993.

[15] Bangura M. Contribution a l’histoire des ouaddai du 16e au 19e siecles. — DES, Ndjamena: IPGAN, 1972.

[16] Barnouw V. Culture and Personality. — Homewood, Ill.: Dorsey Press, 1963.

[17] Barry A.A.B. Les violences collectives en Afrique: Le cas tchadien. — Paris, Montreal, 2000.

THE ROLE OF SOCIOCULTURAL FACTORS IN SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE REPUBLIC OF CHAD

Brahim Dina Ali

Sociology Chair Peoples’ Friendship University of Russia Miklukho-Maklai str., 10/1, Moscow, Russia, 117198

Taking into consideration the role of specific factors typical of lifestyle of different nations and ethnical groups is essential for the contemporary social and economic development in the context of traditional society. The article is devoted to the analysis of the most important of the factors involved (customs and traditions pertaining to family relations, religion and education) in the Republic of Chad.

Key words: traditional society, Republic of Chad, sociocultural factors.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.