Нормативное определение показателей мониторинга оценки устойчивости регионального развития
Кибакин Михаил Викторович,
доктор социологических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Центра изучения и мониторинга эффективности мер социально-экономической поддержки промышленности и предпринимательства «Локомотивы роста» Финансового университета при Правительстве Российской Федерации E-mail: MVKibakin@fa.ru
Чернов Виталий Вениаминович,
кандидат социологических наук, доцент, научный сотрудник Центра изучения и мониторинга эффективности мер социально-экономической поддержки промышленности и предпринимательства «Локомотивы роста» Финансового университета при Правительстве Российской Федерации E-mail: VVChernov@fa.ru
Мельничук Галина Борисовна,
старший научный сотрудник Центра изучения и мониторинга эффективности мер социально-экономической поддержки промышленности и предпринимательства «Локомотивы роста» Финансового университета при Правительстве Российской Федерации E-mail: GBMelnichuk@fa.ru
В статье показана связь системы мониторинговой оценки устойчивости регионального развития с документами стратегического развития, в которых заложена необходимость активного внедрения информационно-аналитических технологий в обеспечении эффективности государственного управления. На основе проведенного авторского правового экспертного исследования приводятся данные о приоритетности развития отдельных компонентов системы оценки устойчивого регионального развития в различных сферах: экологической, социально-экономической, в сфере безопасности, а также государственного и муниципального управления. Раскрыты нормативные основы формирования исследовательской базы, проведения экспертных процедур, получения обобщенных характеристик и их визуализации. Раскрыты количественные оценки отдельных компонентов процесса устойчивого регионального развития, как объекта их мониторинговой оценки. Приводится авторский взгляд на возможности учета эффективности государственных процедур и научных институтов для обеспечения устойчивости регионального развития.
Ключевые слова: устойчивое региональное развитие, правовое исследование, экспертиза, мониторинг, система оценки устойчивого регионального развития, построение системы мониторинга.
Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финуниверситета.
В системе оценки устойчивости регионального развития можно выделить два аспекта: статический и динамический. При одномоментной характеристике процесса развития с точки зрения устойчивости выявляются параметры содержания, детерминации и общие показатели устойчивости в конкретных условиях. При динамической оценке - многократной с течением времени - можно выявить тенденции, высказать прогнозы, описать механизмы обеспечения устойчивого развития.
В связи с этим обеспечение объективной мониторинговой оценки устойчивого регионального развития опираются на понимание региона, как самостоятельной социально-экономической системы, представленной различными объектами хозяйствования и управления. При этом, на основе требований документов стратегического развития [3], появляется возможность регулирования региональных пропорций, совершенствования существующих структур управления, выявления и целенаправленного использования факторов конкурентоспособности.
При этом основные усилия разработчиков системы оценки должны быть направлены на обоснование инструментов, повышающих объективность оценки содержания и результативности этого процесса, как важнейшего элемента организационно-управленческой платформы обеспечения устойчивого сбалансированного развития региона.
При обосновании структуры модели системы оценки были учтены компоненты различной функциональной предназначенности: а) связанные с управлением, предупреждением коррупции среди должностных лиц; б) связанные с обеспечением общественной безопасности, развитием человеческого потенциала; в) связанные с развитием экономики, привлечением инвестиций, созданием условий для научно-технического прогресса.
Обоснование приоритетности этих компонентов в рамках мониторинговой модели системы оценки [1; 4] опирается на экспертные оценки приоритетности включения в нее компонентов, что отражено на рисунке 1.
Экспертная оценка приоритетности компонентов устойчивого регионального развития отражена в средних значениях пятичленной интервальной шкалы (max оценка - 5 баллов, min - 0). Стоит отметить, что все компоненты устойчивого регионального развития получили высокую оценку необходимости для осуществления вышеуказанной политики (выше 2,5 балла).
Оценки компонентов следует рассмотреть на основе имеющихся научно-практических наработок [2; 5] в рамках трех групп.
Первая группа, получившая наиболее высокую оценку, включает в себя социально-экономические ресурсы (4,2 балла), человеческий потенциал (4 балла) и инвестиции (4 балла). Данную группу можно определить как «Основа для устойчивого регионального развития» и можно интерпретиро-
вать следующим образом: по мнению экспертов, для устойчивого регионального развития необходимы социально-экономические ресурсы, так как они имеют большое значение для функционирования региона и страны в целом, человеческий потенциал для осуществления заданной политики и рационального подхода к использованию указанных ресурсов, а также инвестиции, которые стимулируют социально-экономические взаимодействия.
Предупреждение коррупции Стратегическое социальное управление Управление Общественная безопасность Удовлетворение потребностей жителей Социально-экономические ресурсы Человеческий потенциал Научно-техническое развитие Инвестиции Природные ресурсы
3,13
3,67
3,00
3,67 ■ 3,80 ^^^Я 4,20 4,00
3,87 4,00
3,13
0,00 0,50 1,00 1,50 2,00 2,50 3,00 3,50 4,00 Уровень выраженности(среднее значение по 5-ти бальной шкале)
Рис. 1. Экспертная оценка приоритетности компонентов устойчивого регионального развития (по материалам
собственного исследования)
Во вторую группу вошли научно-техническое развитие (3,87 балла), удовлетворение потребностей жителей (3,8 балла), стратегическое социальное управление (3, 67 балла) и общественная безопасность (3,67 балла). Данную группу следует определить как «Компоненты социально-ориентированной политики обеспечения устойчивого регионального развития», так как научно-техническое развитие напрямую связано с социальной сферой через образование, удовлетворение потребностей жителей - основная социальная задача государства, а стратегическое социальное планирование и общественная безопасность являются компонентами, обеспечивающие стабильность и позитивные социальные перспективы.
Третья группу компонентов устойчивого регионального развития составляют: предупреждение коррупции (3,13 балла), природные ресурсы (3,13 балла) и управление (3 балла). Данную группу следует определить как «операциональные компоненты устойчивого регионального развития». Это связано с тем, что эти компоненты являются неотъемлемой частью устойчивого регионального развития и применяются на низшем уровне планирования.
Целесообразно заметить, что эти компоненты находятся в процессе постоянного динамичного изменения, что обосновывает важность наличия постоянного внутреннего контроля их функционирования и согласованности действий, что входит в компетенцию субъектов администрирования мониторинговой системы оценки устойчивости регионального развития.
Методика системы оценки устойчивости регионального развития по мнению экспертов должна включать в себя ряд компонентов, приоритетность создания которых отражена на рисунке 2.
Важность компонентов системы оценки устойчивости регионального развития с точки зрения эффективности деятельности государственных процедур и научных институтов оценена на 10-ти бальной шкале. (0 - min значение, 10 - max). Рассмотрим полученные данные более подробно.
Из всех компонентов лишь один получил среднюю оценку важности в системе оценки устойчивого регионального развития, которая соответствует интервалу от более 3,3 до менее 6,67 - административные регламенты использования органами власти (6,27 балла). Остальные компоненты системы оценки устойчивого регионального развития с точки зрения эффективности деятельности государственных процедур и научных институтов получили оценку, соответствующую высокой важности (от 6, 67 и более до 10 включительно).
Однако данные компоненты также можно разделить на две подгруппы, первая - с оценкой ближе к средней важности и вторая - с оценкой, близкой к максимальной (10 баллам).
К компонентам с высокой важностью, но близкие к среднему ровню приоритетности относятся: ситуационные центры, использующие систему оценки (6,67 балла); система показателей достижения параметров устойчивости (7,47 балла); кадровый состав системы оценки (7,87 балла).
К компонентам с высоким уровнем важности и оценкой близкой к максимальной относятся: си-
5 -а
сз
<
4,50
стема сбора, обработки и анализа данных (8,13 баллов); механизм внутреннего контроля системы качества (8,13 баллов); механизмы адаптации системы оценки (8,13 баллов); интегрированные
между собой элементы (8,67 балла); целеполага-ние и функциональная предназначенность системы оценки (8,67 балла).
3
Административные регламенты использования органами власти Кадровый состав системы оценки Ситуационные центры, использующие систему оценки Система сбора, обработки и анализа данных Система показателей достижения параметров устойчивости Механизм внутреннего контроля системы качества Интегрированные между собой элементы
Механизмы адаптации системы оценки
Целеполагание и функциональная предназначенность системы оценки
6,27
7,87
6,67
8,13 7,47
8,13
8,67
0,00 2,00 4,00
Уровень важности (по 10-ти балльной шкале)
6,00
8,13 8,67
¡,00 10,00
Рис. 2. Экспертная оценка важности компонентов системы оценки устойчивости регионального развития с точки зрения эффективности деятельности государственных процедур и научных институтов (по материалам
собственного исследования)
На основе полученных данных можно сделать вывод, что все компоненты системы оценки устойчивого регионального развития с точки зрения эффективности деятельности государственных процедур и научных институтов являются важными, однако некоторые из них, а именно целеполагание, согласованность и интегрированность отдельных компонентов предлагаемой системы имеют приоритетный характер.
В силу сложности мониторинговых оценочных технологий, их внедрение требует кропотливой и сложной проектной работы, которая предполагает: а) формирование замысла (дизайна) мониторинговой системной оценки на основе технического задания со стороны органов власти; б) разработку и отладку отдельных компонентов; в) интеграцию этих компонентов на единой управленческой технологической платформе и испытание в пилотном режиме, на локальных территориях; г) полное внедрение мониторинговой системы оценки с обязательным научно-технологическим ее сопровождением.
Отдельного внимания заслуживает вопрос использования для мониторинговых систем современных информационно-коммуникационных средств, локальных и глобальных цифровых платформ. Учитывая современную ситуацию, в которой проявилась зависимость интернет-сетей, цифровой инфраструктуры от враждебных государств, целесообразно в целях мониторинга использовать либо собственные региональные цифровые наработки, либо использовать сервисные возможности отечественных цифровых корпораций.
Таким образом, мониторинговая система оценки устойчивости регионального развития включает в себя не только структурные, но и факторные, де-
терминационные и прогнозные элементы, что позволяет использовать ее в качестве органичного компонента государственного и муниципального управления территориями и быть важным компонентом обеспечения качества жизни в регионах.
Литература
1.
2.
3.
4.
5.
Муайяд Ш. Экспресс оценка устойчивого развития регионального туристского комплекса // Экономика и предпринимательство. 2020. № 8 (121). С. 461-467.
Попов Н. С., Милованова О.В., Баламуто-ва А.А., Чуксина Л.Н. Стратегия управления инфраструктурными объектами региональной экономики в проблеме устойчивого развития // Устойчивое развитие региона: архитектура, строительство и транспорт. 2021. С. 23-30. Федеральный закон от 28 июня 2014 г. Ж72-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» // «Официальный интернет-портал правовой информации» (www.pravo. gov.ru) // Собрание законодательства Российской Федерации от 30 июня 2014 г. N26 (часть I) ст. 3378.
Чудинова Л.Н. Мониторинг эффективности инвестиционных проектов предприятия / Л.Н. Чудинова // Проблемы менеджмента, маркетинга и финансов: матер. I междунар. науч.-практ. конф. молодых ученых. - Воронеж, 2009. -С. 157.
Чурина Л.А. Мониторинг учебной деятельности в инновационном образовательном учреждении как фактор рефлексивного управления / Л.А. Чурина. - Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Спец-ть 13.00.01 «Общая педагогика.
История педагогики и образования». - Киров, 2001. - С. 11.
NORMATIVE DEFINITION OF MONITORING INDICATORS FOR ASSESSING THE SUSTAINABILITY OF REGIONAL DEVELOPMENT
Kibakin M.V., Chernov V.V., Melnichuk G.B.
Financial University under the Government of the Russian Federation
Based on the author's legal expert research, the article provides data on the priority of the development of individual components of the system for assessing sustainable regional development. The normative foundations of the formation of the research base, expert procedures, obtaining generalized characteristics and their visualization are disclosed. The connection of the evaluation system with strategic development documents is shown. Quantitative assessments of individual components of the process of sustainable regional development as an object of their monitoring assessment are disclosed. The author's view on the possibilities of taking into account the effectiveness of state procedures and scientific institutions to ensure sustainability is given.
Keywords: sustainable regional development, legal research, expertise, monitoring, assessment system for sustainable regional development, building a monitoring system.
References
1. Muayyad Sh. Express assessment of the sustainable development of the regional tourist complex // Economics and entrepre-neurship. 2020. No. 8 (121). pp. 461-467.
2. Popov N. S., Milovanova O.V., Balamutova A.A., Chuksi-na L.N. Strategy for managing infrastructure facilities of the regional economy in the problem of sustainable development // Sustainable development of the region: architecture, construction and transport. 2021. pp. 23-30.
3. Federal Law No. 172-FZ of June 28, 2014 "On Strategic planning in the Russian Federation" // "Official Internet Portal of Legal Information" (www.pravo.gov.ru) // The Collection of legislation of the Russian Federation of June 30, 2014 N26 (part I) of Article 3378.
4. Chudinova L.N. Monitoring the effectiveness of investment projects of the enterprise / L.N. Chudinova // Problems of management, marketing and finance: mater. I International scientific and practical conference of young scientists. - Voronezh, 2009. -p. 157.
5. Churina L.A. Monitoring of educational activity in an innovative educational institution as a factor of reflexive management / L.A. Churina. - Autoref. dis. ... candidate of pedagogical Sciences. - Spec 13.00.01 "General pedagogy. History of pedagogy and education". - Kirov, 2001. - p. 11.