Научная статья на тему 'ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОВЕДЕНИЯ РИСКОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА КАК КОМПОНЕНТА СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ УСТОЙЧИВОСТИ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ'

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОВЕДЕНИЯ РИСКОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА КАК КОМПОНЕНТА СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ УСТОЙЧИВОСТИ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
15
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / УСТОЙЧИВОСТЬ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ / РИСКИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ / РИСКОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РЕГЛАМЕНТОВ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ НАУЧНЫХ ИНСТИТУТОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кибакин Михаил Викторович, Прохорова Ирина Геннадьевна, Чернов Виталий Вениаминович

В статье характеризуется правовое регулирования рискологического анализа устойчивости регионального развития. Показаны возможности рискологического анализа в системе оценки устойчивости. Проведено описание структуры возможных рисков, выраженность которых определена с помощью экспертного опроса. Представлен авторский подход в рамках рискологического анализа, при котором определяется вероятность реализации риска и его потенциальная разрушительная сила, после чего с помощью интегрирования этих количественных характеристик определяется иерархия рисков в системе принятия мер их предотвращения, снижения, а также принятия мер в случае их наступления. Описаны административные регламенты рискологического анализа в системе оценки устойчивого развития. Представлен авторский подход к пониманию роли и места учета эффективности государственных институтов в рискологическом анализе устойчивого регионального развития. Проведено описание особенностей учета эффективности функционирования научных институтов в системе оценки устойчивости регионального развития. Обоснованы позитивные стороны внедрения рискологического анализа, а также трудности и ограничения его использования в существующей практике исследования процессов устойчивости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кибакин Михаил Викторович, Прохорова Ирина Геннадьевна, Чернов Виталий Вениаминович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION OF RISK ANALYSIS AS A COMPONENT OF THE REGIONAL DEVELOPMENT SUSTAINABILITY ASSESSMENT SYSTEM

The article characterizes the legal regulation of the risk analysis of the sustainability of regional development. The possibilities of risk analysis in the stability assessment system are shown. Administrative regulations of risk analysis in the system of assessment of sustainable development are described. The author’s approach to understanding the role and place of taking into account the effectiveness of state institutions in the risk analysis of sustainable regional development is presented. A description of the features of accounting for the effectiveness of the functioning of scientific institutions in the system of assessing the sustainability of regional development is carried out. The positive aspects of the introduction of risk analysis, as well as the difficulties and limitations of its use in the existing practice of the study of sustainability processes are substantiated.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОВЕДЕНИЯ РИСКОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА КАК КОМПОНЕНТА СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ УСТОЙЧИВОСТИ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ»

Правовое регулирование проведения рискологического анализа как компонента системы оценки устойчивости регионального развития

Кибакин Михаил Викторович,

доктор социологических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Центра изучения и мониторинга эффективности мер социально-экономической поддержки промышленности и предпринимательства «Локомотивы роста» Финансового университета при Правительстве Российской Федерации E-mail: MVKibakin@fa.ru

Прохорова Ирина Геннадьевна,

старший научный сотрудник Центра изучения и мониторинга эффективности мер социально-экономической поддержки промышленности и предпринимательства «Локомотивы роста» Финансового университета при Правительстве Российской Федерации E-mail: IGProkhorova@fa.ru

Чернов Виталий Вениаминович,

кандидат социологических наук, доцент, научный сотрудник Центра изучения и мониторинга эффективности мер социально-экономической поддержки промышленности и предпринимательства «Локомотивы роста» Финансового университета при Правительстве Российской Федерации E-mail: VVChernov@fa.ru

В статье характеризуется правовое регулирования рискологического анализа устойчивости регионального развития. Показаны возможности рискологического анализа в системе оценки устойчивости. Проведено описание структуры возможных рисков, выраженность которых определена с помощью экспертного опроса. Представлен авторский подход в рамках рискологического анализа, при котором определяется вероятность реализации риска и его потенциальная разрушительная сила, после чего с помощью интегрирования этих количественных характеристик определяется иерархия рисков в системе принятия мер их предотвращения, снижения, а также принятия мер в случае их наступления. Описаны административные регламенты рискологического анализа в системе оценки устойчивого развития. Представлен авторский подход к пониманию роли и места учета эффективности государственных институтов в рискологическом анализе устойчивого регионального развития. Проведено описание особенностей учета эффективности функционирования научных институтов в системе оценки устойчивости регионального развития. Обоснованы позитивные стороны внедрения рискологического анализа, а также трудности и ограничения его использования в существующей практике исследования процессов устойчивости.

Ключевые слова: правовое регулирование, устойчивость регионального развития, риски устойчивого развития, рискологи-ческий анализ, эффективность государственных регламентов, эффективность научных институтов.

Важным компонентом модели оценки является включение в нее ситемы оценки рисков, учитывая возможности использования концепции рискологического анализа для проведения на его основы оценки устойчивого регионального развития [1; 6]. При этом оценка рисков отвечает современным требованиям к использованию в качестве параметров устойчивого стратегического социально-экономического развития, обеспечения национальной безопасности понятий «вызовы», «опасности», «угрозы» и построению системы противодействию им [3; 5].

Важную основу для использования рискологического анализа составляют нормативно-правовые документы по региональному и пространственному развитию России до 2025 года [2; 4].

Для обеспечения системности оценки рисков использована многокомпонентная методика, включающая в себя: а) формирование перечня рисков;

б) оценку вероятности реализации этих рисков;

в) экспертную оценку разрушительного потенциала рисков; г) интегральная характеристика каждого риска с точки зрения его вредоностности.

В таблице 1 представлен рискологический анализ снижения устойчивости регионального развития в зависимости от определенного риска. Значения представлены в виде индексов, где 0 - min значение, 1 - max значение. Для обеспечения наглядности форма представления индексов предполагает показ его величины до четырех знаков после запятой.

Таблица 1. Рискологический анализ снижения устойчивости регионального развития (по материалам собственного исследования)

Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финуниверситета

Виды рисков Веро- Веро- Уровень

ятность ятность рискоген-

реализа- ущерб ности

ции

Снижение экономического 0,6005 0,7335 0,4405

суверенитета страны

Понижение устойчивости 0,8168 0,8665 0,7077

национальной экономи-

ки к внешним вызовам

и угрозам

Понижение устойчивости 0,6668 0,7000 0,4667 5

национальной экономи- И й

ки к внутренним вызовам S -С

и угрозам m сз

Снижение общественно- 0,6335 0,5995 0,3798 А аз

политической стабиль- Н а

ности

>

67

Окончание

Виды рисков Вероятность реализации Вероятность ущерб Уровень рискоген-ности

Замедление динамики социально-экономического развития 0,6783 0,6785 0,4602

Снижение уровня и улучшение качества жизни населения 0,6545 0,6925 0,4532

Снижение уровня цивили-зационной идентичности молодежи, возрастание установок на самореализацию в других странах 0,5665 0,4665 0,2643

Недостаточность согласованности программно-целевых нормативов (задач, установок) документов стратегического управления в сфере устойчивого регионального развития 0,4838 0,2670 0,1292

Недостатки в государственном и муниципальном менеджменте по месту жительства населения 0,5160 0,3665 0,1891

Недостаточность использования цифровых технологических платформ в различных сферах жизнедеятельности 0,4495 0,4995 0,2245

Недооценка важности обеспечения эффективности государственных процедур и научных институтов 0,5163 0,3665 0,1892

Использование неэффективной системы оценки устойчивости регионального развития 0,4338 0,4335 0,1880

Недостаточность эффективной системы стратегического социального управления 0,4500 0,4995 0,2248

Коррупционные проявления, негативно влияющих на устойчивость регионального развития 0,6163 0,5670 0,3494

Полученные экспертные оценки проанализированы на двух уровнях - первичных характеристик и уровне обобщенного анализа.

В частности, наиболее вероятными рисками для снижения уровня устойчивого регионального уровня экспертами названы: а) понижение устойчивости национальной экономики к внешним вызовам и угрозам (индекс 0,8168); б) замедление динамики социально-экономического развития (индекс 0,6783), что вполне закономерно в условиях санк-ционной политики против нашей страны со стороны враждебных государств.

Наибольший негативный потенциал имеют по мнению экспертов: а) понижение устойчивости национальной экономики к внешним вызовам и угрозам (индекс 0,8665); б) снижение экономического суверенитета страны (индекс 0,7535).

Для анализа вышеприведенных результатов был использован метод классификации. Каждый из трех показателей риска (вероятность реализации, вероятность ущерба, уровень рискогенности) был определен как высокий (равный и выше 0,5) или низкий (ниже 0,5). Далее эти показатели были соотнесены между собой на основе метода социальной типизации.

Данная классификация проведена для наглядного понимания опасности риска, что отражено в таблице 2.

Таблица 2. Классификация рисков устойчивости регионального развития

Группа рисков: Риски, относящиеся к определенной группе

Высокая вероятность реализации, высокая вероятность ущерба, высокий уровень ри-скогенности Понижение устойчивости национальной экономики к внешним вызовам и угрозам;

Высокая вероятность реализации, высокая вероятность ущерба, низкий уровень ри-скогенности

Высокая вероятность реализации, низкая вероятность ущерба, высокий уровень ри-скогенности

Высокая вероятность реализации, низкая вероятность ущерба, низкий уровень ри-скогенности

Низкая вероятность реализации, высокая вероятность ущерба, высокий уровень ри-скогенности

Снижение экономического суверенитета страны; Понижение устойчивости национальной экономики к внутренним вызовам и угрозам; Снижение общественно-политической стабильности; Замедление динамики социально-экономического развития;

Снижение уровня и улучшение качества жизни населения; Коррупционные проявления, негативно влияющих на устойчивость регионального развития

Снижение уровня цивилизаци-онной идентичности молодежи, возрастание установок на самореализацию в других странах;

Недостатки в государственном и муниципальном менеджменте по месту жительства населения;

Недооценка важности обеспечения эффективности государственных процедур и научных институтов

Окончание

Группа рисков: Риски, относящиеся к определенной группе

Низкая вероятность реализации, высокая вероятность ущерба, низкий уровень ри-скогенности

Низкая вероятность реализации, низкая вероятность ущерба, высокий уровень ри-скогенности

Низкая вероятность реализации, низкая вероятность ущерба, низкий уровень рискогенности Недостаточность согласованности программно-целевых нормативов (задач, установок) документов стратегического управления в сфере устойчивого регионального развития; Недостаточность использования цифровых технологических платформ в различных сферах жизнедеятельности; Использование неэффективной системы оценки устойчивости регионального развития; Недостаточность эффективной системы стратегического социального управления

Исходя из примененной методологии, получены результаты по 4 из возможных 8 групп: Группа № 1 «Высокая вероятность реализации, высокая вероятность ущерба, высокий уровень рискоген-ности» имеет наиболее важное значение, так как представляет собой реальную значительную угрозу. Группа № 2 «Высокая вероятность реализации, высокая вероятность ущерба, низкий уровень рискогенности» также заслуживает пристального внимания, так как несет в себе потенциальные значительные угрозы.

Группа № 4 «Высокая вероятность реализации, низкая вероятность ущерба, низкий уровень риско-генности» имеет высокую вероятность реализации, однако не несет под собой значительных угроз для устойчивого регионального развития, по мнению экспертов. Группа № 8 «Низкая вероятность реализации, низкая вероятность ущерба, низкий уровень рискогенности» не имеет значительных угроз, по мнению экспертов.

Количественные характеристики интегративной характеристики разрушительного (вредоностного) воздействия реальных рисков на процесс устойчивого регионального развития представлено на рисунке 1.

Коррупционные проявления

Неэффективность системы стратегического социального управления

Неэффективность системы оценки устойчивости регионального развития Недооценка важности государственных процедур и научных институтов

Недостаточность использования цифровых технологических платформ

Недостатки в государственном и муниципальном менеджменте

Недостаточность согласованности программно-целевых ' нормативов

Снижение уровня цивилизационной идентичности молодежи Снижение уровня жизни населения Замедление динамики развития Снижение общественно-политической стабильности Понижение устойчивости к внутренним вызовам и угрозам Понижение устойчивости к внешним вызовам и угрозам Снижение экономического суверенитета

0,3494

0,2248 0,188

0,1892

0,2245 0,1891 0,1292

0,2643

0,4532 0,4602

0,3798

0,4667

0,7077

0 0,1 0,2 0,3 0,4 Уровень выраженности (индексное значение от «0» до «1»)

0,4405

0,5 0,6

0,7

0,8

Рис. 1. Характеристика рискогенности условий и факторов устойчивого регионального развития (по материалам

собственного исследования)

Характеристика вредоностности (разрушительности) произведена по группам с учетом полученных в ходе экспертного исследования экспертных значений.

В группу наиболее опасных актуальных рисков включен риск «Понижение устойчивости национальной экономики к внешним вызовам и угрозам» с индексом 0,7077. Как нами было ранее указано, что это связано с тем, что первичные показатели этого риска были с точки зрения экспертов приоритетными в современных условиях.

В группу актуальных рисков со средним уровнем опасности включены риски: «Снижение экономического суверенитета страны» (индекс 0,4405); «Снижение уровня и улучшение качества жизни населения» (индекс 0,4532); «Замедление динамики социально-экономического развития» (индекс 0,4602); «Понижение устойчивости национальной экономики к внутренним вызовам и угрозам» (индекс 0,4667).

В группу наименее опасных на сегодняшний момент актуальных рисков включены риски: «Недостаточность согласованности программно-целевых

5 -о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

сз

<

нормативов (задач, установок) документов стратегического управления в сфере устойчивого регионального развития» (индекс 0,1292); «Использование неэффективной системы оценки устойчивости регионального развития» (индекс 0,188); «Недостатки в государственном и муниципальном менеджменте по месту жительства населения» (индекс 0,1891); «Недооценка важности обеспечения эффективности государственных процедур и научных институтов» (индекс 0,1892); «Недостаточность использования цифровых технологических платформ в различных сферах жизнедеятельности» (индекс 0,2245); «Недостаточность эффективной системы стратегического социального управления» (индекс 0,2248); «Снижение уровня цивилизационной идентичности молодежи, возрастание установок на самореализацию в других странах» (индекс 0,2643); «Коррупционные проявления, негативно влияющих на устойчивость регионального развития» (индекс 0,3494); «Снижение общественно-политической стабильности» (индекс 0,3798).

Характеризуя риски третьей группы, целесообразно обратить внимание на то, что даже при относительных малых значениях включенных в нее рисков, органы власти должны предпринимать меры для того, чтобы эти риски не реализовались. Ущерб для природы, народно-хозяйственного комплекса, жизни и здоровья людей будет тем не менее в количественном выражении существенным.

Как справедливо считают эксперты, в условиях реальной внешней угрозы, все другие риски, кроме тех, что связаны с неприкрытым враждебным давлением на нашей страны, выражены существенно меньше. Целесообразно отметить, однако, что оценка рисков должна проводится постоянно, так как социально-экономическая ситуация, общественно-политическая обстановки динамично меняется, а с ними меняются и вызовы, опасности, угрозы, а также связанные с этим риски снижения устойчивости регионального развития в условиях кризиса в межгосударственных отношениях.

С помощью экспертной оценки была сделана оценка процессов устойчивого регионального развития, с точки зрения эффективности деятельности государственных процедур и научных институтов, что отражено на рисунке 2.

Рис. 2. Экспертная оценка современной системы оценки устойчивости регионального развития с точки зрения эффективности деятельности государственных процедур и научных институтов (по материалам собственного исследования)

На основе метода полярного анализа можно сделать вывод, что современная система оценки устойчивости регионального развития не эффективна, так как на это указали 53,9%, из них 7,71% радикально высказались на данный счет, указав, что система оценки не эффективна, а 46,19% отметили, что система оценки устойчивости регионального развития с точки зрения эффективности деятельности государственных процедур и научных институтов скорее не эффективна, чем эффективна.

Об эффективности системы оценки заявили 39,15% экспертов, при этом только 2,42% полностью уверенны в эффективности, а 36,73% отметили, что система оценки устойчивости регионального развития с точки зрения эффективности деятельности государственных процедур и научных институтов скорее эффективна, чем неэффективна. Также стоит упомянуть, что 6,95% экспертов затруднились дать ответ на данный вопрос. Таким образом, основываясь на методе экспертных оценок, можно сделать вывод, что современная система оценки устойчивости регионального развития с точки зрения эффективности деятельности государственных процедур и научных институтов не эффективна и нуждается в модернизации.

Таким образом, в настоящее время в нашей стране и других государствах используются различные подходы методы определения качественных и количественных методов оценки устойчивости территорий, стран и регионов (территорий), самыми распространенными из которых для получения качественных и количественных оценок являются методы стандартизации, взвешивания и агрегирования, что отражен в обширной источ-никовой базе.

Литература

1. Максютов А.А. Анализ долгов компании при определении ее кредитоспособности / А.А. Максютов // Деньги и кредит. - 2002, № 3. - С. 52-55.

2. Основы государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года (Утверждены Указом Президента Российской Федерации от 16 января 2017 года № 13).

3. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации (Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400.

4. Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года (с изменениями на 30 сентября 2022 года) (Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 года № 207-р).

5. Федеральный закон от 28 июня 2014 г. Ш72-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» // «Официальный интернет-портал правовой информации» (www.pravo.

Не эффективна 7,71%

gov.ru) // Собрание законодательства Российской Федерации от 30 июня 2014 г. N26 (часть I) ст. 3378.

6. Чачина Е.Г. Региональный инвестиционный климат и его составляющие / Е.Г. Чачина. -[Электронный ресурс]: Режим доступа www. anrb.ru/isei/cf2004/d775.htm. - Дата последнего обращения 1.02.2016 г.

LEGAL REGULATION OF RISK ANALYSIS AS A COMPONENT OF THE REGIONAL DEVELOPMENT SUSTAINABILITY ASSESSMENT SYSTEM

Kibakin M.V., Prokhorova I.G., Chernov V.V.

Financial University under the Government of the Russian Federation

The article characterizes the legal regulation of the risk analysis of the sustainability of regional development. The possibilities of risk analysis in the stability assessment system are shown. Administrative regulations of risk analysis in the system of assessment of sustainable development are described. The author's approach to understanding the role and place of taking into account the effectiveness of state institutions in the risk analysis of sustainable regional development is presented. A description of the features of accounting for the effectiveness of the functioning of scientific institutions in the system of assessing the sustainability of regional development is carried out. The positive aspects of the introduction of risk analysis, as well as the difficulties and limitations of its use in the existing practice of the study of sustainability processes are substantiated.

Keywords: legal regulation, sustainability of regional development,

risks of sustainable development, risk analysis, effectiveness of

state regulations, effectiveness of scientific institutions.

References

1. Maksyutov A.A. Analysis of the company's debts in determining its creditworthiness / A.A. Maksyutov // Money and Credit. -2002, No. 3. - pp. 52-55.

2. Fundamentals of the state policy of regional development of the Russian Federation for the period up to 2025 (Approved by Decree of the President of the Russian Federation dated January 16, 2017 No. 13)

3. The National Security Strategy of the Russian Federation (Approved by Decree of the President of the Russian Federation No. 400 dated July 2, 2021.

4. Spatial Development Strategy of the Russian Federation for the period up to 2025 (as amended on September 30, 2022) (Approved by the Decree of the Government of the Russian Federation No. 207-r dated February 13, 2019).

5. Federal Law No. 172-FZ of June 28, 2014 "On Strategic Planning in the Russian Federation" // "Official Internet portal of legal information" (www.pravo.gov.ru) // Collection of legislation of the Russian Federation of June 30, 2014 N26 (part I) of Article 3378.

6. Chachina E.G. Regional investment climate and its components / E.G. Chachina. - [Electronic resource]: Access mode www.anrb.ru/isei/cf2004/d775.htm. - Last accessed on 1.02.2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.