Современная модель мониторинга эффективности территориального развития крупных городов в контексте региональной экономики The modern model ofmonitoring the effectivenessof territorial developmentof largecitiesin the context ofthe regional economy
БогомоловаИринаВикторовна Кандидат экономических наук, профессор кафедры экономики и
управления проектами в строительстве ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный архитектурно-
строительный университет» bo gomolov a@vo lgadmin. ru bogirvik@gmail. com
Аннотация
В статье рассматривается практика разработки и применения прогрессивной системы мониторинга территориального устойчивого развития крупного города на примере Волгограда.Ключевым компонентом данной системы является мониторинг социально-экономического развития районов Волгограда и комплексная оценка эффективности деятельности территориальных структурных подразделений администрации города. ПриводятсярезультатымониторингаустойчивогоразвитияВолгоградапоитогам 2014 года.
Abstract
The article discusses the practice of development and use of advanced monitoring systems sustainable territorial development of large cities on the example of Volgograd. A key component of this system is the monitoring of socio-economic development of the city district and complex assessment of efficiency of activity of territorial structural units of the Volgograd administration. The article discusses the
results of the monitoring of sustainable development of Volgograd by the end of 2014.
Ключевые слова: мониторинг, большой город, устойчивое развитие, индикативное планирование.
Keywords: monitoring, large city, sustainable development, indicative planning.
В условиях поляризованного развития России, различий социально-экономического и экологического состояний её региональных и муниципальных систем, необходимо научное обоснование процесса мониторинга, поскольку его основная задача состоит в создании достоверной теоретической и объективной практической базы для адресной поддержки тех или иных территорий. В современных условиях на первый план выходит информационно-аналитическое обеспечение управления ходом эколого-социально-экономических процессов на региональном и муниципальном уровнях.
В настоящее время в научных работах и в управленческой практике термин «территориальный мониторинг» не является устоявшимся и общеупотребимым, поэтому зачастую используется в различных смыслах. Под территориальным мониторингом понимают: поступление оперативной и достоверной информации о поведении отдельных объектов наблюдения; контроль над ситуацией в целом всей системы; отслеживание состояния территории как системы в целом и прогноз возможности возникновения качественно новых процессов; прогноз количественных изменений в социально-экономических, экологических, производственных процессах на территории[4].
На основе мониторинга эколого-социально-экономических процессов возможно ускорение развития, значимого для сообщества конкретной территории, а также заблаговременное применение мер, адекватных
возможным негативным событиям, что может повысить эффективность территориального управления. Используемый сегодня территориальный мониторинг выступает, как правило, в качестве специфического инструмента «обратной связи» на уровне регионального или муниципального управления, обеспечивающего устойчивость развития территориальных образований. Его роль как особого метода получения знаний о противоречиях и закономерностях социально-экономических процессов, заключается в управлении критическими ситуациями, выявлении причин отклонений от запланированного хода событий, принятии эффективных решений [5].
Т. Усковым и Э. Прокофьевой были обобщенырезультаты проведения мониторинга в ряде российских городов и регионов России. Соответственно, ими предложено под мониторингом социально-экономической ситуации в городе понимать специально организованную и постоянно действующую систему наблюдения, сбора, оценки и распространения информации, диагностики экономической и социальной обстановки, складывающейся на территории города, анализа тенденций развития и остроты городских проблем, а также подготовки рекомендаций по принятию рациональных управленческих решений [3].
Опыт проведения территориального мониторинга позволил выявить трудности, встречающиеся в ходе его осуществления. Тем не менее, несмотря на очевидные проблемы организации мониторинга планов территориального развития, существуют примеры успешного проведения различного рода мониторингов, в частности, это относится к городу Волгограду, где осуществляется:
- мониторинг реализации стратегического плана устойчивого развития Волгограда до 2025г.;
- мониторинг социально-экономического развития районов Волгограда и комплексная оценка эффективности деятельности территориальных структурных подразделений администрации Волгограда;
- мониторинг отраслевого развития Волгограда и комплексная оценка результативности деятельности отраслевых структурных подразделений администрации Волгограда.
Говоря об организационно-экономических аспектах мониторинга территориального индикативного планирования устойчивого развития Волгограда, следует выделить те функции мониторинга, которые позволяют вести постоянное наблюдение за происходящими социально-экономическими, политическими и иными процессами в городе по выделенным критериям оценки устойчивого развития [1]:
- организация наблюдения и получение достоверной информации о протекающих в Волгограде социально-экономических и экологических процессах;
- анализ и оценка тенденций в различных сферах экономики;
- выявление причин тех или иных изменений;
- определение степени достижения главной цели, решения основных задач стратегического плана;
- обеспечение в установленном порядке органов управления, предприятий, организаций и граждан мониторинговой информацией;
- прогнозирование и моделирование экономической конъюнктуры, социальной и экологической ситуации;
- стимулирование реализации плана в целом и его отдельных частей;
- подготовка рекомендаций по преодолению негативных и поддержке позитивных тенденций, доведение их до сведения соответствующих органов власти.
Важным элементом системы стратегического управления развитием города является мониторинг социально-экономического развития районов Волгограда (далее - мониторинг) и комплексная оценка эффективности деятельности территориальных структурных подразделений администрации Волгограда (далее - комплексная оценка).
В соответствии с методикой, изложенной в постановлении администрации
Волгограда от 27.01.2012 г. № 173 «О мониторинге социально-экономического развития районов Волгограда и комплексной оценке эффективности деятельности территориальных структурных подразделений администрации Волгограда» [2], автором был проведен мониторинг и комплексная оценка по итогам 2014 года. Данная методика представляет собой инновационный подход к оценке СЭР административных территорий, входящих в состав крупного города. Схематично сущность предлагаемой методики мониторинга и комплексной оценки представлена на рис. 1.
Рис.1 Общая схема оценки социально-экономического развития районов крупного города и деятельности районных администраций
Из рисунка наглядно видно, что оценка социально-экономического развития районов представляет собой сравнительный анализ показателей по уровню (в сравнении с общегородскими значениями) и темпам социально-экономического развития районов Волгограда (собственная динамикаразвития районов).
При проведении мониторинга использовались данные структурных подразделений администрации Волгограда, территориального органа федеральной службы государственной статистики по Волгоградской области, ГКУ ЦЗН г. Волгограда и данные ГКУЗ «Волгоградский областной медицинский информационно-аналитический центр».
Комплексный индикатор социально-экономического развития дает характеристику уровню и темпам социально-экономического развития районов Волгограда, и позволяет выявить экономический потенциал и дать оценку социальному развитию районов.
Частные показатели комплексного индикатора характеризуют следующие аспекты социально-экономического развития районов: экономическая и инвестиционная активность, жилищное строительство, потребительский рынок и сфера услуг, демография, рынок труда, доходы населения, доступность и качество важнейших социальных услуг, общественная безопасность и т.д.
Комплексный индикатор складывается из значений 2-х интегральных индикаторов - интегральный показатель уровня и интегральный показатель темпов социально-экономического развития районов Волгограда.
Распределение районов Волгограда в аспекте социально-экономического развития по уровню и темпам по итогам 2014 года представлено на рис.2.
□ <]□□□□□□□ □□□Шрифт: 14
Рис.2. Результаты социально-экономического развития районов Волгограда по уровню и темпам по итогам 2014 года
Районы-лидеры социально-экономического развития: Ворошиловский, Дзержинский и Красноармейский (в прошлом году - лидерами были Ворошиловский, Центральный и Советский районы).
Первое место Ворошиловского района объясняется высокими темпами (2 место) и самым высоким уровнем социально-экономического развития (1 место).
Дзержинский район занимает второе место в рейтинге. Это, прежде всего, обусловлено высоким уровнем социально-экономического развития (2 место), при этом по темпам он занимает лишь 6 место.
Рассматривая результаты мониторинга по Красноармейскому району, который занял 3 место, можно сказать следующее: район показывает уверенную динамику социально-экономического развития, занимая 1 место по темпам социально-экономического развития и 4 место по уровню.
Рассмотрим подробнее алгоритм применения методики на практике. Интегральный индикатор уровня социально-экономического развития районов показывает насколько отклоняется уровень развития района, рассчитанный на основе показателей социально-экономического развития, в лучшую или
худшую сторону от среднегородского значения. Данный индикатор характеризуется сопоставимыми удельными показателями, такими как:
♦♦ Доля сальдированного финансового результата по крупным и средним организациям в объеме отгруженных товаров собственного производства;
♦ Доля инвестиций в основной капитал в общем объеме отгруженных товаров, работ, услуг по крупным и средним организациям;
♦ Ввод в эксплуатацию жилых домов на душу населения района Волгограда;
♦ Оборот розничной торговли, общественного питания, объем платных услуг на душу населения района Волгограда;
♦ Площадь работ по озеленению, выполненных на территории района в расчете на 1 кв. км;
♦ Количество зарегистрированных родившихся, умерших в расчете на 1 тыс. жителей района, количество детей, умерших в возрасте до одного года на 1000 родившихся;
♦ Количество многодетных семей в расчете на 1 тыс. жителей района Волгограда;
♦ Обеспеченность дошкольными образовательными учреждениями (мест на 1000 детей дошкольного возраста);
♦ Удельный вес учащихся занимающихся во вторую смену и средний балл при сдаче ЕГЭ в МОУ районов Волгограда (по 100 бальной шкале);
♦ Количество зарегистрированных преступлений на 10 тыс. жителей и количество дорожно-транспортных происшествий на 1 тыс. жителей района и др.
Уровень социально-экономического развития районов Волгограда
Рис.3. Интегральный показатель уровня социально-экономического развития районов в 2014 году
В 2014 году лидерами по уровню социально-экономического развития являются Ворошиловский, Дзержинский и Центральный районы.
Расчет показателей темпов социально-экономического развития районов Волгограда определяется на основе тех же показателей, что и уровень социально-экономического развития, но в сравнении со значениями прошлого года.таким образом, можно выявить насколько динамично развивается район в социально-экономическом плане.
Рис.4. Динамика социально-экономического развития районов Волгограда в 2013-2014 гг.
Лидерами по темпам социально-экономического развития в Волгограде являются Красноармейский, Кировский и Ворошиловский районы. В прошлом году лидерами были - Краснооктябрьский, Советский и Центральный районы.
Для анализа и оценки деятельности районных администраций рассматриваются показатели, характеризующие вопросы пополнения доходной части бюджета, землепользования, размещения муниципального заказа, капитального и текущего ремонта муниципального жилого фонда, развития ТОС и работы с населением, благоустройства территории и работы административных комиссий, предоставления государственных и муниципальных услуг и т.д.:
Распределение районных администраций по итогам оценки эффективности в 2014 году представлено на рис.5.
Эффективность деятельности территориальных структурных подразделений администрации Волгограда
1Ы)
140--
Тракторозаводский Дзержинский Краснооктябрьский Советский Красноармейский Ворошиловский Центральный Кировский
Интегральный показатель уровня эффективности деятельности ¡Интегральный показатель эффективности деятельности по темпам ■Комплексный индикатор эффективности деятельности по уровню и темпам
Рис.5. Результаты оценки деятельности территориальных структурных подразделений по уровню и темпам по итогам 2014 года
По результатам анализа комплексного показателя эффективности работы администраций районов Волгограда по уровню и темпам лидерами являются администрации Советского, Тракторозаводского, Красноармейского и Краснооктябрьского районов Волгограда.
Первое место в рейтинге занимает администрация Советского района - 1 место по уровню (в сравнении собщегородским) и 3 место по темпам (собственная динамика по итогам года).
На втором месте администрация Красноармейского района, которая показывает достаточно высокий уровень (2 место), но невысокие темпы (5 место).
Администрация Тракторозаводского района занимает 3 строчку рейтинга, что обусловлено 3 местом по уровню эффективности деятельности и 6 местом по темпам.
Данная Методика не носит статический характер и может быть подвержена дополнениям согласно веяниям времени. Та, с учетом
современного осмысления значимости стратегического планирования предлагаем все показатели распределить на несколько групп (5-6) согласно основным стратегическим задачам, поставленными перед районами в соответствии с полномочиями, присвоив каждой группе определенный вес, в зависимости от вклада в социально-экономическое развитие районов (в сумме 100 %) и значимость в баллах каждого из показателей определить внутри группы.
Кроме того, было бы целесообразно с целью создания заинтересованности в успешной реализации стратегических программ ввести материальное стимулирование администраций районов в зависимости от занимаемого районом места в рейтинге.
Представляется, что введение в практику крупных российских городов мониторинга социально-экономического развития подведомственных районов и комплексной оценки эффективности деятельности районных администраций, апробированного на примере города-миллионника Волгограда, станет действенным механизмом обеспечения устойчивого территориального развития.
Библиографический список
1. Богомолова И.В. Индикативное планирование устойчивого развития территории как инструмент формирования инвестиционной политики. Волгоград: Изд-во ВолгГАСУ, 2007. - 66 с.
2. Постановление администрации Волгограда от 27.01.2012 г. № 173 «О мониторинге социально-экономического развития районов Волгограда и комплексной оценке эффективности деятельности территориальных структурных подразделений администрации Волгограда». [Электрон.ресурс] -Режим доступа:http://www.consultant.ru/.
3. Ускова Т.В., Прокофьева Э.О. Основные направления мониторинга социально-экономического развития г. Вологды. // Экономические и социальные перемены в регионе: факты, тенденции, прогноз. - Вып. 14. -Вологда, 2001
4. Шишкин А. Сущность, задачи и принципы мониторинга // Материалы рабочего совещания «Экономический рост в регионах России». -17.02.2006.[Электрон.ресурс] - Режим доступа: http://www.aspe.spb.ru/Workshop/Shishkin.pdf
5. Шевырова Н. И. Мониторинг развития муниципальных образований. -20.09.2003. -. [Электрон.ресурс] - Режим доступа: http://www.urbaneconomics.ru.