Научная статья на тему 'НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОБОСНОВАНИЯ ПЕРЕЧНЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ УСТОЙЧИВОГО РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОБОСНОВАНИЯ ПЕРЕЧНЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ УСТОЙЧИВОГО РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
103
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УСТОЙЧИВОСТЬ РАЗВИТИЯ / РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ПОКАЗАТЕЛИ УСТОЙЧИВОСТИ / СИСТЕМА ОЦЕНКИ / ОБОСНОВАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ / РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Разов Павел Викторович, Вольф Константин Владимирович, Дроконова Ксения Евгеньевна

В статье проводится описание существующей нормативно-правовой базы формирования системы оценки устойчивости регионального развития в Российской Федерации и условий ее эффективного функционирования. Показана особенность имплементации международных норм в области устойчивого развития, участия нашей страны в соблюдении экологических стандартов с учетом национальных интересов. Раскрыты некоторые нормы федерального законодательства, а также роль и место регионального нормативно-правового регулирования проблем обеспечения устойчивости регионального развития с учетом территориальных природных, социально-экономических и иных условий. Дана характеристика процесса уточнения перечня показателей этой системы оценки на основе внедрения новых форм хозяйствования, применения цифровых технологий организации социальной жизни, социального контроля и обмена глобальной информацией между регионами и федеральным центром. Приводится авторский взгляд на полному и возможности совершенствования юридической базы системы оценки устойчивости регионального развития, субъектов участия в ней циркулирования полученной информации. Показана особенность учета в административных регламентах оценочных процедур учета эффективности государственных процедур и научных институтов для устойчивого регионального развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Разов Павел Викторович, Вольф Константин Владимирович, Дроконова Ксения Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGULATORY AND LEGAL BASES FOR SUBSTANTIATING THE LIST OF INDICATORS OF THE SYSTEM FOR ASSESSING SUSTAINABLE REGIONAL DEVELOPMENT IN THE RUSSIAN FEDERATION

The article describes the existing regulatory framework for the formation of a system for assessing the sustainability of regional development in the Russian Federation and the conditions for its effective functioning. The characteristic of the refinement of the list of indicators of this evaluation system is given. The author’s view on the importance and possibilities of improving the legal framework of the system for assessing the sustainability of regional development, the subjects involved in the circulation of the information received in it is given. The peculiarity of accounting in administrative regulations of evaluation procedures for the effectiveness of state procedures and scientific institutions for sustainable regional development is shown.

Текст научной работы на тему «НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОБОСНОВАНИЯ ПЕРЕЧНЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ УСТОЙЧИВОГО РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Нормативно- правовые основы обоснования перечня показателей системы оценки устойчивого регионального развития в Российской Федерации

Разов Павел Викторович,

доктор социологических наук, профессор, профессор Департамента социологии Финансового университета при Правительстве Российской Федерации E-mail: PVRazov@fa.ru

Вольф Константин Владимирович,

директор Центра изучения и мониторинга эффективности мер социально-экономической поддержки промышленности и предпринимательства «Локомотивы роста» Финансового университета при Правительстве Российской Федерации E-mail: KVVolf@fa.ru

Дроконова Ксения Евгеньевна,

лаборант-исследователь Центра изучения и мониторинга эффективности мер социально-экономической поддержки промышленности и предпринимательства «Локомотивы роста» Финансового университета при Правительстве Российской Федерации E-mail: KEDrokonova@fa.ru

В статье проводится описание существующей нормативно-правовой базы формирования системы оценки устойчивости регионального развития в Российской Федерации и условий ее эффективного функционирования. Показана особенность имплементации международных норм в области устойчивого развития, участия нашей страны в соблюдении экологических стандартов с учетом национальных интересов. Раскрыты некоторые нормы федерального законодательства, а также роль и место регионального нормативно-правового регулирования проблем обеспечения устойчивости регионального развития с учетом территориальных природных, социально-экономических и иных условий. Дана характеристика процесса уточнения перечня показателей этой системы оценки на основе внедрения новых форм хозяйствования, применения цифровых технологий организации социальной жизни, социального контроля и обмена глобальной информацией между регионами и федеральным центром. Приводится авторский взгляд на полному и возможности совершенствования юридической базы системы оценки устойчивости регионального развития, субъектов участия в ней циркулирования полученной информации. Показана особенность учета в административных регламентах оценочных процедур учета эффективности государственных процедур и научных институтов для устойчивого регионального развития.

Ключевые слова: устойчивость развития, региональное развитие, нормативно-правовое регулирование, показатели устойчивости, система оценки, обоснование показателей, Российская Федерация.

Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финуниверситета.

Обоснование перечня параметров процесса устойчивости регионального развития с точки зрения эффективности государственных процедур и научных институтов должна обеспечивать определение общей оценки результативности мер поддержки этого процесса. Однако, в реальности, степень их реализации может быть различным, что может затруднить определение обобщенных характеристик, что может быть строгим следованием юридическим нормам, административным регламента, правовой практике.

В условиях цифрового общества проблемы соотнесения частных и обобщенных показателей весьма остро ставятся в условиях усложнения информационных потоков. Способы преодоления этих проблем требуют дополнительного научного поиска в рамках правовых исследований полноты нормативно-правовой базы обеспечения устойчивости регионального развития.

Анализ этой базы позволяет охарактеризовать на основе выделения различных групп юридических источников, а также, соответственно, правовых норм, закрепляющих требования к оценочным процедурам и административным регламентам функционирования системы оценки на основе выявления характеристик этих параметров.

Во-первых, это имплементированные нормы международных правовых документов, решений международных организаций, требования международных договоров в области охраны окружающей среды.

Во-вторых, установленные в нашей стране нормы и административные регламенты стратегического планирования, обеспечения устойчивого социально-экономического развития в системе обеспечения национальной безопасности.

В-третьих, правовые требования федерального законодательства и нормативно-правовых актов федерального уровня по реализации программно-целевого подхода к решению социально-экономических задач по развитию регионов и пространственному развитию.

В-четвертых, локальные нормативно-правовые акты органов субъектов Российской Федерации, а также органов муниципального управления в сфере обеспечения устойчивости регионального развития, понимаемой в самом широком смысле.

Организационно-технологический компонент системы показателей устойчивого развития обеспечивает определение сил, средств, а также порядка их взаимодействия в интересах оперативного получения мониторинговой информации о характеристиках этих показателей.

5 -о

сз

<

При этом необходимость технологизации мониторинговой оценки устойчивости регионального развития на основе современных цифровых технологий с точки зрения обеспечения обоснованности используемых показателей, эффективности государственных процедур и научных институтов объективно требует как уточнения имеющихся концепций управления, так и корректировку используемых практических решений в системе этой оценки.

Организационно-технологический компонент системы показателей оценки устойчивости регионального развития с точки зрения обеспечения эффективности государственных процедур и научных институтов может быть представлен в форме технологической карты сбора информации в интересах получения первичных, а также интегрированных оценок показателей отдельных компонентов, а также возможных угроз, способности противостоять им.

В целом система показателей состояния устойчивости регионального развития с точки зрения эффективности государственных процедур и научных институтов имеет сложную структуру в связи с многоаспектностью этого процесса, как объекта изучения, и на этой основе может рассматриваться как релевантное средство получения характеристик устойчивости регионального развития с точки зрения эффективности государственных процедур и научных институтов. При внедрении системы показателей в практику мониторинговых исследований ее полезные характеристики будут сохранены, а возможности расширены за счет построения динамических рядов показателей процесса устойчивого регионального развития.

На основе уточненной системы показателей оценки устойчивого регионального развития необходимо реализовать следующий комплекс исследовательских действий:

во-первых, необходимо определить сущность социальной эффективности процесса устойчивого регионального развития [2; 4], как важнейшего компонентов этого процесса в целом, что связано со следующими мероприятиями: а) важно предусмотреть различные параметры оценки социальной эффективности, которые характеризуют: не только непосредственный социальный эффект, но рациональность затраченных на их достижение ресурсов, а также косвенные социальные последствия от реализации мер экономического, природоохранного и управленческо-организационного характера; б) включение в методику способов, средств и методов измерения включенных в нее параметров;

во-вторых, осуществляется оценка показателей экономического компонента процесса устойчивого регионального развития, что предполагает: а) сбор экономико-статистических данных; в) целевые проверки эффективности функционирования субъектов хозяйственной деятельности на территории; г) соблюдения налоговой дисциплины и обеспечение постоянного притока финансовых ресур-

сов; д) оценку трудовых ресурсов, прогнозирования их миграции;

в-третьих, учитывается состояние экологической безопасности региона, определения перечня, вероятности и возможности ущерба экологических рисков; систематическое проведение этой работы на всех этапах планов мероприятий устойчивого регионального развития [1].

в-четвертых, на основании полученных оценочных данных компонентов устойчивого регионального развития определяется способ получения системной (комплексной, интегральной) оценки эффективности этого процесса; эта оценка может быть дифференцирована в зависимости от социально-экономических и природных условий;

в-пятых, на уровне определения инструментального компонента методики важно провести группировку показателей, сочетания способов их нормирования, интегрирования и типизации, рейтингова-ния регионов на основе учета введенных показателей эффективности функционирования органов власти субъектов Российской Федерации.

в-шестых, для обоснования параметров системы оценки устойчивости регионального развития производится алгоритм отбора, оценки и мониторинга моделей устойчивого развития, которые определяются сочетанием и балансом социальной справедливости и экономической эффективности в единой системе социо-экономико-природных связей на региональном уровне.

В-пятых, далее происходит обобщение и структуризация параметров устойчивого регионального развития по разным основаниям: а) темпоральные параметры - календарные сроки принятия и реализации планов устойчивого развития - оперативных, среднесрочных, долгосрочных; б) натуральные и условные параметры - количество инвестиционных, инновационных и инфраструктурных проектов, количество привлеченных специалистов и перечень реализующих частные программы устойчивости предприятия, а также доли используемых ресурсов; в) по универсальности; г) по характеру используемых методических средств для измерения и других [3; 5].

Таким образом, в настоящее время имеются существенные наработки по реализации системного подхода в обосновании перечня показателей в мониторинге содержания, детерминации и результативности процесса устойчивого регионального развития, что позволяет сформировать модель постоянного изучения сбалансированности всех его компонентов. При этом алгоритм методики постоянного уточнения системы показателей устойчивости регионального развития включает взаимосвязанные действия по сбору первичных экологических, социально-экономических и иных характеристик этого процесса, их нормирование и перевзвешивание в соответствии с их значимостью, объединение в интегрированные индексы и их перевод в уровневые значения.

Литература

1. Гончаров А.Ю. Проблема устойчивого сбалансированного развития региона. Оценка экологической составляющей / А.Ю. Гончаров, Л.Н. Чудинова // Управление изменениями в социально-экономических системах: сборник статей XIV Международной научно-практической конференции 30 июня 2015 г. ВГУ, Экономический факультет, Кафедра экономики и управления организациями; под редакцией Г.В. Голиковой. - С. 96-103.

2. Ломакин М.И. Анализ инвестиционных проектов в условиях неопределенности /М.И. Ломакин // Инвестиции в России. - 2000, № 3. -С.43-47.

3. Ломакин М.И. Оптимальный портфель инвестиционных проектов / М.И. Ломакин // Инвестиции в России. - 2001, № 2. - С. 43.

4. Чудинова Л.Н. Вопросы оценки социальной эффективности региональных инвестиционных проектов / Л.Н. Чудинова // Актуальные вопросы технических, экономических и гуманитарных наук: Материалы VI международной заочной научно-практической конференции, г. Георгиевск, 23-24 ноября 2011 г. - Георги-евск: Георгиевский технологический институт (филиал) ФГБОУ ВПО «Северо-Кавказский государственный технический университет», 2011. - С. 199.

5. Чудинова Л.Н. Мониторинг инвестиционных решений в процессе управления инвестициями / Л.Н. Чудинова // Вестник Тамбовского университета. Сер. Гуманитарные науки. - Тамбов, 2009. - Вып. 9(77) - С. 77.

REGULATORY AND LEGAL BASES FOR SUBSTANTIATING THE LIST OF INDICATORS OF THE SYSTEM FOR ASSESSING SUSTAINABLE REGIONAL DEVELOPMENT IN THE RUSSIAN FEDERATION

Razov P.V., Wolf K.V., Drokonova K.E.

Financial University under the Government of the Russian Federation

The article describes the existing regulatory framework for the formation of a system for assessing the sustainability of regional development in the Russian Federation and the conditions for its effective functioning. The characteristic of the refinement of the list of indicators of this evaluation system is given. The author's view on the importance and possibilities of improving the legal framework of the system for assessing the sustainability of regional development, the subjects involved in the circulation of the information received in it is given. The peculiarity of accounting in administrative regulations of evaluation procedures for the effectiveness of state procedures and scientific institutions for sustainable regional development is shown.

Keywords: sustainability of development, regional development, regulatory and legal regulation, sustainability indicators, assessment system, justification of indicators, Russian Federation.

References

1. Goncharov A. Yu. The problem of sustainable balanced development of the region. Assessment of the environmental component / A. Yu. Goncharov, L.N. Chudinova // Managing changes in socio-economic systems: collection of articles of the XIV International Scientific and Practical Conference on June 30, 2015, VSU, Faculty of Economics, Department of Economics and Management of Organizations; edited by G.V. Golikova. -pp. 96-103.

2. Lomakin M.I. Analysis of investment projects in conditions of uncertainty / M.I. Lomakin // Investments in Russia. - 2000, No. 3. - pp. 43-47.

3. Lomakin M.I. Optimal portfolio of investment projects / M.I. Lomakin // Investments in Russia. - 2001, No. 2. - p. 43.

4. Chudinova L.N. Issues of assessing the social effectiveness of regional investment projects / L.N. Chudinova // Topical issues of Technical, Economic and Humanitarian sciences: Materials of the VI International Correspondence Scientific and Practical Conference, Georgievsk, November 23-24, 2011 - Georgievsk: Georgievsky Technological Institute (branch) of the North Caucasus State Technical University, 2011. - p. 199.

5. Chudinova L.N. Monitoring of investment decisions in the process of investment management / L.N. Chudinova // Bulletin of the Tambov University. Ser. Humanities. - Tambov, 2009. - Issue 9(77) - p. 77.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.