Научная статья на тему 'Нормативное обеспечение в вопросах формирования финансовой отчетности для организаций государственного сектора в Российской Федерации'

Нормативное обеспечение в вопросах формирования финансовой отчетности для организаций государственного сектора в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
291
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННЫЙ БЮДЖЕТ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ ДЛЯ ОБЩЕСТВЕННОГО СЕКТОРА / КАЗЕННЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / БЮДЖЕТНЫЕ И АВТОНОМНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / ЕДИНЫЙ ПЛАН СЧЕТОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Трофимова Л. Б.

В статье исследована эволюция основных этапов и смена общих концепций финансовой отчетности государственного сектора. Анализ применения нормативной базы РФ в вопросах формирования финансовой отчетности организаций общественного сектора позволил выявить два перспективных направления это адаптация к международным стандартам финансовой отчетности для общественного сектора и создание «Электронного бюджета».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Трофимова Л. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Нормативное обеспечение в вопросах формирования финансовой отчетности для организаций государственного сектора в Российской Федерации»

Мнения, комментарии, рекомендации специалистов

НОРМАТИВНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В ВОПРОСАХ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Л. Б. ТРОФИМОВА, кандидат экономических наук,

профессор

Российский экономический университет

имени Г. В. Плеханова

Бюджетным кодексом РФ регулируются вопросы бюджетных ассигнований, предоставления субсидий юридическим лицам и, в частности, НКО.

В 2010 г. был принят Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», который дал старт проведению реформы бюджетных и межбюджетных отношений. Бюджетные учреждения приобрели новую правовую составляющую — данный закон вводит в действие вместо бюджетных учреждений следующие типы организационно-правовых форм (рис. 4):

• казенные учреждения;

• бюджетные учреждения нового типа;

• автономные учреждения.

Понятие бюджетного учета теперь не является синонимом бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях, а понятие бюджетной отчетности больше не соответствует отчетности бюджетного учреждения.

* Окончание. Начало см. в журнале «Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях». 2013. № 12 (324).

Рис. 4. Типы государственных муниципальных учреждений

С 01.01.2011 бухгалтерский учет учреждения, а также его отчетность зависят от типа учреждения (казенное, бюджетное или автономное): • бюджетный учет в органах государственной власти, органах местного самоуправления, органах управления государственными внебюджетными фондами, государственных академиях наук, казенных учреждениях ведется в соответствии с приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н «Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и инструкции по его применению» (далее — Приказ № 162н);

• бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях регламентирован приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и инструкции по его применению» (далее — Приказ № 174н);

• бухгалтерский учет в автономных учреждениях — приказом Минфина России от 23.12.2010 № 183н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению» (далее — Приказ № 183н).

Частное учреждение полностью или частично финансируется собственником его имущества. Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом.

Частное или казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества. Казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества.

Автономной некоммерческой организацией признается не имеющая членства НКО, созданная в целях предоставления услуг в сфере образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных сферах. Автономная некоммерческая организация может быть создана в результате ее учреждения гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, а также путем преобразования юридического лица другой организационно-правовой формы.

Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенных автономным учреждением за счет выделенных таким собственником средств. Собственник имущества автономного учреждения не несет ответственность по обязательствам автономного учреждения.

Бюджетным учреждением признается НКО, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным обра-

зованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Бюджетное учреждение по своим обязательствам отвечает всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом. Имущество может закрепляться за бюджетным учреждением как собственником имущества, так и приобретаться за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности.

Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» определяет правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации НКО как юридических лиц, формирования и использования имущества НКО, права и обязанности их учредителей (участников), основы управления НКО и возможные формы их поддержки органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Учредителями НКО в зависимости от ее организационно-правовых форм могут выступать полностью дееспособные граждане и (или) юридические лица.

Учредителем бюджетного или казенного учреждения являются:

1) Российская Федерация — в отношении федерального бюджетного или казенного учреждения;

2) субъект Российской Федерации — в отношении бюджетного или казенного учреждения субъекта Российской Федерации;

3) муниципальное образование — в отношении муниципального бюджетного или казенного учреждения.

Государственными, муниципальными учреждениями признаются учреждения, созданные Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием.

Нормы Федерального закона от 30.12.2006 № 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» (далее — Закон № 275-ФЗ) регулируют отношения, возникающие при сборе денежных средств на формирование целевого капитала НКО, формировании, а также определяют особенности правового положения НКО, формирующих целевой капитал.

Целевым капиталом НКО является сформированная за счет пожертвований, внесенных жертво-

вателем (жертвователями) в виде денежных средств, часть имущества некоммерческой организации, переданная ей в доверительное управление управляющей компании для получения дохода, используемого для финансирования уставной деятельности некоммерческой организации или иных некоммерческих организаций, в порядке, предусмотренном Законом № 275-ФЗ.

Доходом от целевого капитала является доход от доверительного управления имуществом, составляющим целевой капитал, а также часть имущества, составляющего целевой капитал, которые передаются получателям дохода от целевого капитала.

Доходом от доверительного управления имуществом, составляющим целевой капитал, является сумма, определяемая как увеличение стоимости чистых активов в результате доверительного управления имуществом, составляющим целевой капитал, за отчетный период.

Жертвователи — это физические лица или юридические лица, осуществляющие пожертвования НКО на формирование целевого капитала посредством передачи в их собственность денежных средств.

Получатели дохода от целевого капитала являются НКО за исключением государственных корпораций, политических партий и общественных движений.

Следующий нормативный документ — Единый план счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений (далее — Единый план счетов), утвержденный приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, является основополагающим документом, содержащим бухгалтерские правила по ведению бюджетного учета.

Единый план счетов является, по сути, новой инструкцией по бюджетному учету и отличается от прочих инструкций нового поколения прежде всего количеством приложений. В нем приведены схемы корреспонденции счетов, порядок формирования номеров планов счетов бухгалтерского учета и т. д.

Согласно Единому плану счетов под субъектами учета понимаются:

• органы государственной власти (государственные органы);

• органы местного самоуправления;

• органы управления государственными внебюджетными фондами;

• государственные академии наук;

• государственные муниципальные учреждения;

• органы управления государственными внебюджетными фондами РФ;

• органы управления территориальными государственными внебюджетными фондами, осуществляющие составление и исполнение бюджетов (финансовые органы);

• органы, осуществляющие кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

• органы Федерального казначейства, финансовые органы муниципальных образований РФ, осуществляющие открытие и ведение лицевых счетов государственных муниципальных бюджетных учреждений, автономных учреждений. При ведении бухгалтерского учета учреждениям, финансовым органам, органам, осуществляющим кассовое обслуживание, необходимо учитывать, что:

• бухгалтерский учет государственного (муниципального) имущества, обязательств, операций их изменяющих (фактов хозяйственной деятельности), финансовых результатов осуществляется методом двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов субъекта учета;

• бухгалтерский учет ведется методом начисления, согласно которому результаты операций признаются по факту их совершения независимо от того, когда получены или выплачены денежные средства (или их эквиваленты) при расчетах, связанных с осуществлением указанных операций;

• бухгалтерский учет ведется непрерывно исходя из предположения, что субъект учета будет осуществлять свою деятельность в обозримом будущем;

• информация в денежном выражении о состоянии активов и обязательств, об операциях их изменяющих и финансовых результатах указанных операций (доходах, расходах), отражаемая на соответствующих счетах рабочего плана счетов субъекта учета, должна быть полной с учетом существенности;

• информация об имуществе, обязательствах и операциях их изменяющих, а также о результатах исполнения бюджета и хозяйственной

деятельности субъекта учета формируется субъектом учета на соответствующих счетах бухгалтерского учета с обеспечением аналитического учета в объеме показателей, предусмотренных для представления внешним пользователям;

• данные бухгалтерского учета и сформированная на их основе отчетность учреждений должны быть сопоставимы у государственного муниципального учреждения вне зависимости от его типа, в том числе за различные финансовые периоды его деятельности;

• рабочий план счетов субъекта учета, а также требования к структуре аналитического учета, утвержденные в рамках формирования учетной политики субъектом учета, применяются непрерывно и изменяются при условии обеспечения сопоставимости показателей бухгалтерского учета и отчетности;

• в бухгалтерском учете подлежит отражению информация, не содержащая существенных ошибок и искажений, позволяющая ее пользователям положиться на нее, как на правдивую;

• имущество, являющееся собственностью учредителя государственного муниципального учреждения, учитывается учреждением обособленно от иного имущества, находящегося у данного учреждения в пользовании (управлении, на хранении);

• обязательства, по которым учреждение отвечает имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, а также указанное имущество учитываются в бухгалтерском учете учреждений обособленно от иных объектов учета.

При ведении бухгалтерского учета субъект

учета обеспечивает:

• формирование полной и достоверной информации о наличии государственного муниципального имущества, его использовании, о принятых учреждением обязательствах, полученных учреждением финансовых результатах и формирование бухгалтерской отчетности, необходимой внутренним пользователям, а также внешним пользователям бухгалтерской отчетности;

• предоставление информации, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для осуществления ими полномочий по внутреннему и внешнему финансовому контролю за соблюдением

законодательства Российской Федерации при осуществлении субъектом учета хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами.

Помимо концептуальных (теоретических) положений по ведению бюджетного учета, Единый план счетов содержит инструкцию по ведению финансового учета и перечень всех активов и обязательств, отражаемых в статьях финансовой отчетности.

В государственных (муниципальных) учреждениях, финансовых органах соответствующих бюджетов и органах, осуществляющих их кассовое обслуживание, приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных муниципальных учреждений и Инструкции по его применению» определены следующие виды деятельности:

• деятельность, осуществляемая за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации (бюджетная деятельность);

• приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения);

• средства во временном распоряжении;

• субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания;

• субсидии на иные цели;

• бюджетные инвестиции;

• средства по обязательному медицинскому страхованию.

Единый план счетов состоит из пяти разделов, сгруппированных по экономическому содержанию в целях составления достоверной финансовой отчетности и отражения показателей, необходимых для формирования государственного задания, бюджетной сметы (сметы доходов и расходов, плана финансово-хозяйственной деятельности) учреждения.

Как было сказано выше, Инструкция по единому плану счетов применяется всеми типами государственных муниципальных учреждений, однако существует специфика ведения учета и построения отчетности казенных, бюджетных и автономных учреждений в силу их особенностей. Проблема мно-

говариантности была решена следующим образом. На основе Единого плана счетов бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений были сформированы отдельные планы счетов и инструкции для каждой организационно-правовой формы таких учреждений, а именно:

• Приказом № 162н — для государственных органов, органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, органов управления территориальными государственными внебюджетными фондами, казенных учреждений, государственных академий наук и иных юридических лиц, осуществляющих бюджетные полномочия получателя бюджетных средств;

• Приказом № 174н — для бюджетных учреждений;

• Приказом № 183н — для автономных учреждений.

Порядок составления финансовой отчетности для казенных учреждений регламентируется приказом Минфина России от 28.12.2010 № 191н «Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» (далее — Приказ № 191н).

Приказ № 191н распространяется на государственные академии наук и созданные ими учреждения. Бюджетная отчетность для казенных учреждений составляется главными распорядителями, распорядителями, получателями бюджетных средств, главными администраторами, администраторами доходов бюджетов, главными администраторами, администраторами источников финансирования дефицита бюджетов, финансовыми органами, органами казначейства, а также органами, осуществляющими кассовое обслуживание. Приказом № 191н устанавливаются сроки и порядок составления отчетности, также он содержит образцы форм от-четностей, различающиеся в зависимости от того, кем они составляются:

• главным администратором, администратором источников финансирования дефицита бюджета, главным администратором, администратором доходов бюджета;

• финансовым органом;

• финансовым органом, уполномоченным на формирование бюджетной отчетности об исполнении соответствующего консолидированного бюджета РФ.

Порядок составления финансовой отчетности бюджетных и автономных учреждений регламентируется приказом Минфина России от 25.03.2011 № 33н «Об утверждении Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений».

Необходимо отметить, что баланс главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, администратора доходов бюджета (ф. 0503130), применяемый казенными учреждениями, отличается от баланса для бюджетных и автономных учреждений (ф. 0503730).

В российском финансовом учете не разработаны отдельные положения по бухгалтерскому учету для организаций государственного сектора. Применяемые для организаций государственного сектора два ПБУ используются как для коммерческого, так и для некоммерческого сектора. Это — Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утвержденное приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н «Об утверждении положений по бухгалтерскому учету», и Положение по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» ПБУ 13/2000, утвержденное приказом Минфина России от 16.10.2000 № 92н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи».

В соответствии со ст. 8 Закона № 402-ФЗ все экономические субъекты обязаны формировать и применять при организации финансового учета и составлении финансовой отчетности учетную политику (раньше бюджетными учреждениями ведение учетной политики было необязательно).

В перечне правовых документов, а также документов в области организации бухгалтерского учета и формирования финансовой отчетности не указаны Гражданский кодекс РФ, Закон № 402-ФЗ и ПБУ 1/2008, поскольку они относятся ко всем организационно-правовым формам организации. В табл. 4 включены только те законы и положения, которые применяются к той или иной организационно-правовой форме в зависимости от ее формы.

Классификационный анализ организационно-правовых форм организаций в РФ показал, что в силу исторических предпосылок формирования правовой структуры предприятий сложилась довольно сложная система их образования. Так, согласно ГК РФ к организациям государственного сектора относятся как коммерческие организации,

Таблица 4

Применение российских нормативных источников и характер применения Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) *

№ п/п Наименование Правовые документы РФ Документы в РФ по организации бухгалтерского учета Принципы построения финансовой отчетности в РФ Вид МСФО

1 Хозяйственные товарищества и общества Федеральный закон от 03.12.2011 № 380-Ф3 «О хозяйственных партнерствах». Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» Положения по бухгалтерскому учету Приказ Минфина России от 02.07.2010 №66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» МСФО

2 Производственные кооперативы Федеральный закон от 08.05.1996 № 41-ФЗ «О производственных кооперативах». Федеральный закон от 30.11.2011 № 362-ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Положения по бухгалтерскому учету Приказ Минфина России от 02.07.2010 №66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» МСФО

3 Государственные муниципальные (унитарные) предприятия Федеральный закон от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» Положения по бухгалтерскому учету Приказ Минфина России от 02.07.2010 №66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» МСФО

4 Казенные учреждения Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» Приказ Минфина России от 01.12. 2010 № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению. Приказ Минфина России от 06.12.2010 № 162н «Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и инструкции по его применению» Приказ Минфина России от 28.12.2010 № 191н«Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» МСФО ОС**

5 Бюджетные учреждения Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» Приказ Минфина России от 01.12. 2010 № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению». Приказ Минфина России от 16.12.2010 № 174н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и инструкции по его применению» Приказ Минфина России от 25.03.2011 №33н «Об утверждении Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений» МСФО ОС

и) м

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

м о

и)

2 X

ж о 2 2 № X

ч

0) тз

тз №

о 2 № X В 0) с

№ С х 0) а

X

п ч о

09

Окончание табл. 4

№ п/п Наименование Правовые документы РФ Документы в РФ по организации бухгалтерского учета Принципы построения финансовой отчетности в РФ Вид МСФО

6 Автономные учреждения Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» Приказ Минфина России от 01.12.2010 № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению». Приказ Минфина России от 23.12.2010 № 183н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению» Приказ Минфина России от 25.03.2011 №33н «Об утверждении инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений» МСФО ОС

7 Общественные и религиозные организации (объединения) Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» Положения по бухгалтерскому учету Приказ МФ РФ от 02.07.2010 №66н «О формах отчетности» МСФО

8 Потребительский кооператив Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» Положения по бухгалтерскому учету Приказ Минфина России от 02.07.2010 №66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» МСФО

9 Фонды Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» Положения по бухгалтерскому учету Приказ Минфина России от 02.07.2010 №66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» МСФО

10 Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы) Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» Положения по бухгалтерскому учету Приказ Минфина России от 02.07.2010 №66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» МСФО

и> м

м о

и)

2 X

ж о 2 2 № X

ч 0) тз

тз №

о 2 № X В 0) с

■"Составлено автором.

**Международные стандарты финансовой отчетности для общественного сектора.

№ С х 0) а

X п ч о и

Внедрение МСФООС

так и некоммерческие. Вместе с тем анализ показал, что не все НКО имеют отличия в построении финансового учета и отчетности от коммерческого сектора. В данном случае влияют не только национальные особенности отличительного формирования бюджетной отчетности от остальных правовых форм организаций, но и институциональные противоречия, закрепленные в ГК РФ. Так, например, отнесение потребительского кооператива к некоммерческому сектору противоречит самому определению НКО, содержащемуся в самом же ГК РФ.

Исторический анализ становления и развития бюджетной отчетности в РФ позволил выявить три перспективных направления совершенствования бюджетной отчетности — это разработка и принятие федеральных стандартов государственного сектора, внедрение МСФО ОС в российскую практику организации учета и отчетности в государственном секторе и «Электронный бюджет».

Исследование уровней нормативного регулирования выявило отсутствие в настоящее время документов второго уровня, регламентирующих методику, технику и принципы учета и построения бюджетной отчетности.

Что касается внедрения МСФО ОС в российскую практику организации учета и отчетности в государственном секторе и электронного бюджета, то оба направления развиваются параллельно. Поскольку основные цели этих двух этапов совпадают (рис. 5), следует совместно развивать процессы создания «Электронного бюджета», а также вопросы адаптации МСФО ОС в российскую практику бюджетной отчетности.

Совместное развитие данных направлений решается путем создания форм бюджетной отчетности, отвечающих основным критериям прозрачности, открытости и сопоставимости финансовых отчетов, чему в активной мере будут способствовать как грамотно составленные Концептуальные основы финансовой отчетности для государственного сектора, так и учетная политика для государственно-муниципальных учреждений.

Злектронный бюджет

V

Обеспечение прозрачности, открытости и подотчетности деятельности органов государстве иной «ласти и органов

местного самоуправления

Рис. 5. Взаимоувязка основной цели МСФО ОС и «Электронного бюджета»

Список литературы

1. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ.

2. О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений: Федеральный закон от 08.05.2010 № 8Э-ФЗ.

3. Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных муниципальных учреждений и Инструкции по его применению: приказ Минфина России от 01.12.2010 № 157н.

4. Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации: приказ Минфина России от 28.12.2010 № 191н.

5. Об утверждении Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений: приказ Минфина России от 25.03.2011 № 33н.

6. Соколов Я. В., Соколов В. Я. История бухгалтерского учета: учебник. 3-е изд. М.: Магистр, 2009. С. 9, 21.

7. URL:http://www. minfin. ru/ru/ebudget/ppt/.

8. URL:http://www. minfin. ru/common/img/ uploaded/library/2011/09/Kontseptsiya. doc.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.