Научная статья на тему 'Нормативное обеспечение инклюзивного образования: региональный опыт'

Нормативное обеспечение инклюзивного образования: региональный опыт Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
168
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНКЛЮЗИЯ / ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ / МОДЕЛЬ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / НОРМАТИВНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОБЛЕМЫ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кучмаева Оксана Викторовна, Сабитова Галина Валентиновна, Петрякова Ольга Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Нормативное обеспечение инклюзивного образования: региональный опыт»



Нормативное обеспечение инклюзивного образования: региональный опыт

Оксана Викторовна Кучмаева,

заведующая лабораторией проблем жизнедеятельности семьи и семейной политики Института семьи и воспитания Российской академии образования, доктор экономических наук, профессор

Галина Валентиновна Сабитова,

первый заместитель директора Института семьи и воспитания Российской академии образования, доктор педагогических наук

Ольга Леонидовна Петрякова,

старший научный сотрудник лаборатории проблем жизнедеятельности семьи и семейной политики Института семьи и воспитания Российской академии образования, кандидат экономических наук

1 Проведение исследования включало: выборочный опрос родителей несовершеннолетних лиц с ОВЗ (506 человек) и родителей несовершеннолетних лиц, не имеющих ОВЗ (309 человек), проведение шести фокус-групп с родителями детей с ОВЗ (шесть фокус-групп), экспертный опрос 52 специалистов.

• инклюзивное образование • инклюзия

• дети с ограниченными возможностями здоровья • образование детей-инвалидов

• модель инклюзивного образования • нормативное обеспечение инклюзивного образования • проблемы инклюзивного образования

На законодательном уровне вопрос о введении системы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условиях обычных учреждений впервые рассматривался в Государственной Думе Российской Федерации в 1995 г., в ходе внесения законопроекта «Об интегрированном образовании». В данном документе были, в частности, затронуты вопросы финансирования интегрированного образования, реабилитации и поддержки обучающихся, обеспечения социальными гарантиями педагогов, осуществляющих работу с особыми детьми и ряд других вопросов, что позволило рассматривать в тот период представленный законопроект, в целом, как прогрессивный шаг в сфере образования. Его основным недостатком, по мнению оппонентов, являлась идея так называемой дикой инклюзии, т.е. совместного обучения лиц с ОВЗ и здоровых детей, без создания специальных условий и переквалификации педагогов.

За истекший период законодательные основы образовательной системы России претерпели существенные изменения. Но и по сей день многие эксперты весьма скептически оценивают федеральное законодательство в контексте инклюзивного образования.

Так, в ходе социологического исследования «Проблема доступности среднего образования для несовершеннолетних лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве», проведённого в 2011 г. по заказу Уполномоченного по правам человека в г. Москве Институтом семьи и воспитания Российской академии образования1, многие эксперты из числа педагогов, юристов, ме-

-е-

диков, психологов оценили действующее законодательство в этой сфере как «один большой пробел». Основанием для такого заключения, по их мнению, является непроработанность правовых норм, определяющих сущность инклюзивного образования; механизмы обеспечения инклюзивного образования (возможности совместного обучения детей с ОВЗ и здоровых детей в одном классе), предоставления образовательных услуг конкретным категориям детей согра-ничениями в развитии; вопросы взаимодействия государственных органов медико-социальной экспертизы (МСЭ) с психолого-медико-педагогическими комиссиями (ПМПК) при разработке образовательного маршрута детей с инвалидностью или с ОВЗ в рамках индивидуальных программ реабилитации и ряд других не менее важных вопросов образования особых детей.

Восполнить пробелы нормативного правового регулирования в этой сфере образования пытаются субъекты Российской Федерации. В их числе столичный регион, который в Российской Федерации одним из первых приступил к реализации идей инклюзивного образования. В Москве первой опытной площадкой для реализации концепции инклюзивного образования стал интегративный детский сад на базе Центра лечебной педагогики. Он был создан в 1993 г. по инициативе родителей детей с ОВЗ как единственная альтернатива существующей на тот момент официальной специальной системе образования. Успешность реализации идей инклюзивного образования позволила в 1996 г. передать данный детский сад в ведение управления образования ЦАО города Москвы и присвоить ему официальное наименование «ГОУ № 1465 комбинированного вида «Наш дом»». Появление инклюзивного детского сада потребовало научно-методического и кадрового обеспечения образовательного процесса. В связи с этим в 2002 г. по инициативе Центрального окружного управления образования ЦАО города Москвы был создан Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Тверской» (далее — ЦППРК «Тверской»). Важным шагом на пути развития образовательной вертикали стало открытие в 2004 г. первой инклюзивной школы — ГОУ СОШ № 142.

С 2006 г. шло непрерывное наращивание числа образовательных учреждений, реализующих инклюзивное образование, и к 2009 г. в столице сложилось так называемое ресурсное ядро инклюзивного образования, куда входили ЦППРК «Тверской», детский сад № 288 (преобразованный из ДОУ № 1465), школы ЦО № 1447, ЦО № 1429, СОШ № 518, а также коррекционная школа № 532.

На базе этих экспериментальных площадок столицы осуществлялась апробация моделей инклюзивного образования. Работа экспериментальных площадок Центрального окружного управления образования города Москвы сопровождалась развитием соответствующего нормативного обеспечения их деятельности.

В числе первых локальных нормативных правовых актов, направленных на продвижение идей инклюзивного образования и его регулирование, были:

• Концепция развития инклюзивного образования в Центральном административном округе города Москвы.

• Положение об организации деятельности инклюзивной группы государственного образовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы дошкольного образования.

• Положение о классах инклюзивного (включённого) обучения в общеобразовательном учреждении.

• Положение о деятельности государственного образовательного учреждения ЦАО города Москвы в режиме Окружного ресурсного центра по инклюзивному образованию.

Указанные документы являлись в своём роде новаторскими, поскольку были разработаны в отсутствие федерального и городского законодательства.

Накопленный участниками инклюзивного процесса опыт позволил разработать закон города Москвы «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве». В данном документе, впервые за всю историю отечественного образовательного законодательства на территории России, были закреплены: понятие «инклюзивное образование», роль родителей в реализации инклюзивного образования, гарантии реализации инклюзивного образования со стороны города Москвы в лице органов управления образованием, порядок взаимодействия образовательных учреждений, психолого-медико-педагогическая комиссии (ПМПК) и органов управления образованием, льготы и социальные гарантии педагогам, осуществляющим инклюзивное образование.

Закон города Москвы «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве» [3] от 28 апреля 2010 г. № 16 определяет инклюзивное образование как весьма важную форму обучения лиц с ОВЗ. Вместе с тем закон предусматривает сохранение и развитие иных форм обучения для детей с ОВЗ, прежде всего для тех, которые не имеют возможности получать инклюзивное образование. В их числе классы компенсирующего обучения или специальные (коррекционные) классы, дистанционное обучение и пр.

Согласно ст. 4 органы власти города Москвы обеспечивают родителям детей с ОВЗ возможность выбирать образовательное учреждение и форму получения образования с учётом медицинского заключения или заключения ПМПК. Приём лиц с ОВЗ в государственные образо-

О

Приём лиц с ОВЗ в государственные образовательные учреждения осуществляется в соответствии с общим порядком, установленным федеральным и московским законодательством. Образовательное учреждение не вправе отказать в приёме лицам с ОВЗ в связи с наличием у них ограниченных возможностей здоровья, за исключением случаев, установленных законодательством.

вательные учреждения осуществляется в соответствии с общим порядком, установленным федеральным и московским законодательством. Образовательное учреждение не вправе отказать в приёме лицам с ОВЗ в связи с наличием у них ограниченных возможностей здоровья, за исключением случаев, установленных законодательством.

Другим важным региональным документом, определяющим основные направления развития инклюзивного образования, является Стратегия повышения качества жизни инвалидов в городе Москве на период до 2020 г., утверждённая Постановлением Правительства Москвы от 17 февраля 2009 г. № 115-ПП [2]. В перечень целевых индикаторов в этом секторе включены:

• создание специальных условий для детей, имеющих особые образовательные потребности, во всех типах и видах образовательных учреждений города;

• дифференцированный подход при принятии решений о формах воспитания и образования детей с ОВЗ на основе оценки состояния их здоровья.

Развитию инклюзивного образования и укреплению материально-технической базы образовательных учреждений в определённой степени способствовала реализованная в 2009 — 2011 гг. городская целевая программа развития образования «Столичное образование — 5», утверждённая Постановлением Правительства Москвы от 12 августа 2008 г. № 737-ПП [1].

В рамках этой программы реализованы такие задачи:

• обеспечение качества и доступности образовательных услуг на всех уровнях образования для разных категорий обучающихся;

• развитие системы психологического сопровождения образовательного процесса на всех уровнях образования и в различных типах учреждений;

• формирование здоровьесберегающей образовательной среды, учитывающей адаптационные резервы школьников и обеспечивающей сохранение их психосоматического здоровья и духовно-нравственное развитие;

• совершенствование материально-технической базы образовательных учреждений.

Среди конкретных индикаторов, предназначенных для оценки решения поставленных задач (п. 4 Программы), содержался пункт, касающийся инклюзивного образования — «увеличение до 70% количества детей-инвалидов, охваченных дошкольным образованием, посредством развития инклюзивного, интегративного и специального образования, включая новые формы дошкольного образования». (К сожалению, в материалах «Об основных направлениях, результатах деятельности программы развития образования в г. Москве

в 2011 году и задачах на 2012 год» [7], опубликованных на сайте Департамента образования г. Москвы, информации о достижении такого показателя нет; а в 2010 г., согласно данным Доклада о положении детей в г. Москве, дошкольным образованием было охвачено лишь 41,8% детей-инвалидов в возрасте до семи лет [8, с.108].)

Ряд мероприятий по развитию инклюзивного образования финансировался в рамках Комплексной целевой программы «Социальная интеграция инвалидов города Москвы» на 2011 г., утверждённой Постановлением Правительства Москвы от 14 февраля 2011 г. № 28-П [4]. В частности, приобретено специальное оборудование и приспособления для инвалидов в целях создания службы проката для образовательных учреждений, реализующих инклюзивное образование; предусмотрено проведение мониторинга потребностей в инклюзивном образовании детей с ОВЗ. На реализацию Комплексной целевой программы в 2011 г. из бюджета города Москвы были выделены целевые средства в размере 700 млн руб., направленные на:

• реализацию пилотного проекта по развитию дистанционного образования детей-инвалидов;

• модернизацию ученических рабочих мест для организации обучения детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий;

• оснащение приспособлениями для инвалидов зданий (входные группы, внутренние пути перемещения и зоны оказания услуг), а также прилегающих к ним территорий по 1787 объектам образования;

• оснащение учреждений образования бегущей строкой, звуковыми говорящими устройствами, телескопическими пандусами.

Отметим, что, к сожалению, в рамках программы пока не была предусмотрена компенсация дополнительных затрат родителей на обучение ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.

27 сентября 2011 г. Постановлением Правительства Москвы № 450-ПП была утверждена Государственная программа города Москвы на среднесрочный период 2012 — 2016 гг. «Развитие образования города Москвы» [5]. Программой предусмотрены дальнейшие шаги по развитию индивидуализации образовательного маршрута и организации психолого-медико-педагогического сопровождения для детей с ОВЗ и нарушениями развития; введение специальных нормативов подушевого финансирования образования детей с ОВЗ, грантов для внедрения программ инклюзивного образования; создание условий для получения профессионального образования и трудоустройства лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Вместе с тем в настоящее время Закон города Москвы от 28 апреля 2010 г. № 16 «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве» остаётся основным нормативным актом, регулирующим образование лиц с ОВЗ. Несмотря на прогрес-

сивность этого закона, в нём имеются определённые пробелы (не закреплены механизмы межведомственного взаимодействия в реализации прав лиц с ОВЗ в области образования, источники и механизмы финансового обеспечения работы тьюторов и дополнительных педагогов, создания специальных условий для осуществления образовательного процесса), что диктует необходимость совершенствования законодательных основ инклюзивного образования.

Обобщение мнений экспертов, принявших участие в социологическом исследовании «Проблема доступности среднего образования для несовершеннолетних лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве» [10, с. 150—159], а также анализ практики реализации Закона «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве» позволяют наметить приоритетные шаги в развитии законодательной и нормативной базы инклюзивного образования.

Принятие документов по проблемам инклюзивного образования, предусмотренных основными направлениями Стратегии Правительства Москвы по реализации государственной политики в интересах детей «Московские дети» на 2008—2017гг. Среди них:

• Положение об организации инклюзивного образования.

• Положение о психолого-медико-педагогических комиссиях (в новой редакции).

• Комплексный план внедрения инклюзивного образования во всех школах Москвы, гарантирующий право детей-инвалидов или детей с трудностями в обучении (развитии) обучаться в общеобразовательных школах, оставаясь жить в своей семье, и включающего следующие направления:

— обеспечение технической доступности школ для детей с инвалидностью (оборудование пандусов, расширение дверей в туалетные комнаты и т.д.);

— увеличение материального обеспечения каждой школы, которая поставила своей целью организовать интегрированное обучение детей с ОВЗ и инвалидов, включая необходимое оборудование и ресурсные материалы;

— организация подготовки школьных педагогов к эффективному обучению детей с особыми потребностями;

— пропаганда идей инклюзивного образования среди окружающего сообщества;

— проведение в школах системы воспитательных мероприятий, направленных на формирование у учащихся позитивного отношения к детям-инвалидам, установок на оказание им всесторонней помощи и поддержки.

Разработка и утверждение регламентов и нормативов, определяющих порядок финансирования образовательных учреждений, реализующих инклюзивную практику.

Согласно п. 1 статьи 18 Закона города Москвы № 16 «финансирование государственных образовательных учреждений, в которых обучаются лица с ограниченными возможностями здоровья, осуществляется за счёт средств бюджета города Москвы на основании индивидуального штатного расписания в соответствии с финансовыми нормативами затрат, утверждаемыми Правительством Москвы на очередной финансовый год. В финансовые нормативы затрат включаются затраты на создание специальных условий обучения (воспитания) лиц с ограниченными возможностями здоровья». По сути, финансирование обучения ребёнка с ОВЗ в условиях массового учреждения должно осуществляться по нормативу специального (коррекционного) учреждения. Основанием служит заключение ПМПК о необходимости создания специальных условий обучения.

В настоящее время в соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 29 декабря 2011 г. № 669-ПП «О внесении изменений в Постановление Правительства Москвы от 14 сентября 2010 г. № 789-ПП» [6] в столице действуют корректирующие коэффициенты к нормативам финансового обеспечения предоставления образовательных услуг детям с ограниченными возможностями здоровья: коэффициент 3 — в отношении детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и 2 — в отношении других категорий детей с ограниченными возможностями здоровья. При этом в документе имеются некоторые неточности: в тексте Постановления и заголовке приложения к нему речь идёт о детях с ограниченными возможностями здоровья, а в самом тексте приложения к Постановлению, где рассматриваются корректирующие коэффициенты, упоминаются лишь дети-инвалиды. Такие разночтения в определениях могут создать условия для дискриминации детей с ОВЗ, не имеющих официально установленной инвалидности. В ходе экспертного опроса высказывались предложения о том, что коэффициенты подушевого финансирования обучения различных категорий детей должны устанавливаться в соответствии с заключением ПМПК, определяющим тяжесть нарушения и необходимый коррекционно-образо-вательный пакет. При этом эксперты полагают, что объёмы финансирования должны быть более значительными, чем действующие. Некоторые из экспертов высказались за увеличение коэффициента для финансирования образования детей с ОВЗ не менее чем в четыре раза.

Создание ресурсных центров на базе специальных (коррекционных) учреждений, разработка и утверждение Положения о ресурсных центрах инклюзивного образования.

Законом города Москвы № 16 (п. 6 статьи 5, п. 5 статьи 7) определено, что при невозможности организации коррекционных меро-

приятий для детей с ОВЗ непосредственно в государственном образовательном учреждении эта услуга может быть оказана специальным (коррекционным) образовательным учреждением. Кроме того, закреплена функция специальных (коррекционных) учреждений как стажировочных площадок для специалистов образовательных учреждений, реализующих инклюзивную практику. Следовательно, для их развития необходима соответствующая нормативная база.

Разработка и утверждение примерных форм договоров между:

• родителями (законными представителями) ребёнка с ОВЗ и образовательным учреждением, реализующим инклюзивную практику;

• государственным образовательным учреждением, в котором обучаются дети с ОВЗ, с государственным образовательным учреждением для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, или специальным (коррекционным) образовательным учреждением для коррекции ограниченных возможностей здоровья (при обучении в обычном учреждении менее шести детей с ОВЗ или обучении ребёнка с ОВЗ на дому).

Подготовка предложений для внесения дополнений в уставы учреждений, реализующих инклюзивную практику; разработка и утверждение нормативов наполняемости инклюзивных классов и нагрузки на педагогов.

В соответствии с п. 2 ст. 23 Закона города Москвы № 16 при осуществлении инклюзивного образования, по решению уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы в области образования (с учётом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии) в классе (группе) может устанавливаться меньшая наполняемость. Кроме того, соотношение в классе (группе) лиц с ОВЗ и лиц, не имеющих таких ограничений, обучающихся по очной форме обучения, определяется таким образом, чтобы совместное обучение не препятствовало успешному освоению ими образовательных программ. Эти положения закона нацелены на обеспечение баланса интересов учеников с ОВЗ и здоровых школьников, а также на создание необходимых условий для успешной трудовой деятельности педагогических работников. Соответственно они должны найти отражение в уставах учреждений.

Обобщение мнений родителей и экспертов, полученное в ходе исследования, свидетельствует о следующей позиции в отношении возможных нормативов наполняемости классов: «в инклюзивном классе должно быть не более 12—15 учеников, из них один — три ученика с ОВЗ, а также не менее двух учителей»; «в классе инклюзивного обучения должно быть не более 14 детей, из которых четыре с ОВЗ, иначе обучение превратится из инклюзивного в кор-рекционное».

Определение и закрепление на законодательном уровне статуса помощников (тьюторов), установление требований к их профессиональной квалификации.

В Законе города Москвы № 16 для учащихся с ОВЗ закреплена возможность, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации (ИПР), иметь помощника. Однако не конкретизированы требования к уровню квалификации тьюторов. К тому же введение института тьюторов требует разработки программы подготовки таких специалистов, поскольку эта деятельность является новым направлением в реабилитационной практике в нашей стране. Кроме того, согласно закону ИПР разрабатывается только для обучающихся с установленной медико-социальной экспертной комиссией (МСЭК) инвалидностью, а дети с ОВЗ, не имеющие статуса инвалида, не могут пользоваться услугами помощника. Следовательно, данные законодательные пробелы должны быть восполнены.

Требует совершенствования система статистического учёта численности детей-инвалидов и детей с ОВЗ в целях более полного их включения в образовательный процесс, а также выявления всех детей с ОВЗ, не обучающихся по тем или иным причинам.

В настоящее время отсутствуют достоверные данные о численности детей с ОВЗ, статистическая отчётность не позволяет оценить всех масштабов этой социальной группы. В ходе социологического исследования было выявлено, что у 63% детей с ОВЗ официально ус- —

тановлена инвалидность. Если распространить данное соотношение на всех московских детей с ОВЗ в возрасте от 3 до 18 лет, то получается, что в настоящее время их численность в столице составляет около 42 тыс. Однако и данная цифра представляется несколько заниженной. Согласно результатам мировых исследований, опубликованных ЮНИСЕФ [9]2, в столице около 120 тыс. детей с ОВЗ. При таких расхождениях в оценках сложно чётко планировать развитие сети инклюзивного образования.

Крайне трудно выявить детей с ОВЗ, лишённых права получать образование и не посещающих какое-либо образовательное учреждение. Нередко такие дети выпадают из поля зрения не только субъектов образовательного процесса, но и общественных организаций, отстаивающих права особых детей. Следовательно, необходимо создание единой базы данных детей с ОВЗ. При этом важно обеспечить соблюдение норм Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 152 «О защите персональных данных».

В перспективе, развитие нормативного обеспечения инклюзивного образования в столице может быть ориентировано на разработку:

• образовательных стандартов инклюзивного образования для детей с различными нарушени-

2 В среднем в мире около 2,5% детей имеют существенные нарушения и ещё около 8% имеют трудности с «поведением ями вне стен коррекционных учреждений, или (и) обучением». включая вопросы итоговой аттестации резуль-

татов обучения и многоступенчатые критерии оценки знаний детей с ОВЗ;

• регламентов и рекомендаций, позволяющих сформировать индивидуальный образовательный план, соответствующий образовательным потребностям каждого ученика;

• типового положения об учреждении инклюзивного вида, включая требования к организации инклюзивного образования.

Последовательное развитие законодательной базы инклюзивного образования в регионе создаёт прочную основу для позитивных изменений в системе обучения особых детей. Вместе с тем для достижения желаемого результата — обеспечения права каждого ребёнка с инвалидностью или ОВЗ на образование — необходимо, чтобы наряду с совершенствованием нормативных правовых основ формировалась система соответствующего информационного, методического, кадрового, ресурсного обеспечения инклюзивного образования.

Так, серьёзной проблемой, с которой сталкиваются администрации и педагогические коллективы школ и дошкольных образовательных учреждений на пути реализации положений Закона города Москвы № 16, является дефицит научно-методических материалов по организации образовательного процесса детей с ОВЗ. Методическую помощь в реализации модели инклюзивного образования оказывают материалы сайта Института проблем инклюзивного (интегратив-ного) образования М1р://^^«.тс1и81уе — edu.ru. Однако методик для инклюзивного обучения детей с различными патологиями выпущено мало, кроме того они доступны далеко не для всех педагогов.

Согласно закону, образовательное учреждение разрабатывает индивидуальный образовательный маршрут ученика, но рекомендации по обучению детей с различными видами ограничений в состоянии здоровья (например: незрячих, с ДЦП, инвалидов по ментальным заболеваниям, слабослышащих и т.д.) практически не издаются. Без сомнения, такие материалы могли бы помочь образовательным учреждениям в организации инклюзивного образования, поскольку рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии и индивидуальная программа реабилитации носят сугубо индивидуальный характер и относятся к конкретному обучающемуся, а общие рекомендации по категориям обучающихся с ОВЗ отсутствуют до сих пор. Это диктует необходимость подготовки и распространения серии научно-методических рекомендаций и материалов по проблемам организации учебного процесса для лиц с ОВЗ, включая вопросы разработки индивидуальных образовательных программ.

Специфика организации учебно-воспитательной и коррекционной работы с детьми, которые имеют нарушения в развитии, актуализирует задачу специальной подготовки педагогического коллектива образовательного учреждения общего типа, осуществляющего инклюзивное образование. Требуется формирование системы профес-

сиональной подготовки и переподготовки педагогов и разработка стандартов подготовки специалистов для инклюзивного образования. Программа подготовки специалистов должна охватывать широкий круг вопросов, включая:

• организацию процесса одновременного обучения на уроке здоровых детей с типовой программой обучения и детей с ОВЗ с индивидуальной программой;

• обеспечение занятости детей с ОВЗ на уроке в случае, если они быстро устают и имеют проблемы с концентрацией внимания;

• формирование толерантного, доброжелательного отношения между детьми;

• построение просветительской работы с родителями здоровых детей в целях формирования у них терпимого отношения к факту совместного обучения здоровых детей с ребёнком-инвалидом.

Педагогические работники должны владеть основами коррекцион-ной педагогики и специальной психологии, иметь чёткое представление об особенностях психофизического развития детей с ОВЗ, методиках и технологиях организации образовательного и реабилитационного процесса для «особых» детей.

Повышению эффективности предпринимаемых мер по развитию системы инклюзивного образования в столице могла бы способствовать большая информационная открытость деятельности региональных органов власти в данной сфере. В настоящее время функционирует информационно-методический портал по инклюзивному и специальному образованию Департамента образования города Москвы http://edu-open.ru. Однако о его существовании знают немногие. В настоящее время отдельная информация об учреждениях инклюзивного образования размещается на сайтах окружных управлений образования, но она не структурирована, не отличается единообразием и зачастую предлагаемая система навигации не позволяет пользователям оперативно найти требуемые данные.

Для доведения необходимой информации до сведения родителей детей с ОВЗ целесообразно формирование базы данных всех учреждений города в разрезе округов и районов, оказывающих услуги по образованию и социализации этой категории детей; размещение данной информации с указанием адресов учреждений в сети Интернет, например в качестве специальной страницы на сайте Департамента образования города Москвы и окружных управлений образования; подготовка и издание на основании данной информационной базы брошюры, содержащей также информацию о возможностях получения образования ребёнком с ограниченными возможностями здоровья, его правах; а также организация распространения данной брошюры через соответствующие учреждения по месту жительства (поликлиники, ПМПК и пр.).

О

О

Следовательно, формирование информационного поля, помогающего родителям выстроить образовательную траекторию для своего ребёнка, соответствующую его возможностям и потребностям, обрести уверенность за его будущее, а также реализация комплексной информационной кампании с использованием СМИ и социальной рекламы, направленной на формирование толерантного отношения к людям и детям с ОВЗ, представляются крайне актуальными направлениями деятельности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для обеспечения результативности проводимой работы важно реализовать систему мониторинга мнения родителей и детей о качестве предоставляемых образовательных услуг, о потребности в услугах инклюзивного образования, внедрить в практику деятельности механизм, позволяющий в процессе оценки учитывать мнения и взгляды всех заинтересованных участников образовательного процесса.

Как показал анализ региональной нормативной базы инклюзивного образования, результаты проведённых опросов родителей и экспертов, в столице накоплен интересный опыт формирования модели инклюзивного образования детей с ОВЗ, в значительной степени учитывающий необходимость индивидуального подхода к каждому ребёнку, многоаспектность возникающих проблем. Именно это позволило выработать столь широкий спектр направлений и мер его дальнейшего совершенствования. И важно, чтобы в условиях происходящего в настоящее время реформирования сферы образования позитивная динамика развития инклюзивного образования была сохранена.

Литература

1. Постановление Правительства Москвы от 12 августа 2008 г. № 737-ПП «О городской целевой программе развития образования «Столичное образование^» на 2009-2011 гг.» //Вестник Мэра

и Правительства Москвы. 26.08.2008. № 48.

2. Постановление Правительства Москвы от 17 февраля 2009 г. № 115-ПП «О Годе равных возможностей в городе Москве и Стратегии повышения качества жизни инвалидов в городе Москве на период до 2020 года» //Вестник Мэра и Правительства Москвы. 03.03.2009. № 13.

3. Закон города Москвы «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве» от 28 апреля 2010 г. № 16 //Вестник Мэра и Правительства Москвы. 22.06.2010. № 35.

4. Постановление Правительства Москвы от 14 февраля 2011 г. № 28-ПП «О задачах на 2011 год

в сфере социальной интеграции инвалидов (с утверждением Комплексной целевой программы «Социальная интеграция инвалидов города Москвы» на 2011 год)» //Вестник Мэра и Правительства Москвы. 28.02.2011. № 12.

5. Постановление Правительства Москвы от

27 сентября 2011 г. № 450-ПП «Об утверждении Государственной программы города Москвы на среднесрочный период (2012 — 2016 гг.) «Развитие образования города Москвы («Столичное образование)». //Вестник Мэра и Правительства Москвы. 07.10.2011. № 56.

6. Постановление Правительства Москвы от 29.12.2011 г. № 669-ПП «О внесении изменений

в Постановление Правительства Москвы от 14 сентября 2010 г. № 789-ПП» URL: http://mosopen.ru/document/669_pp_2011-12-29.

7. Об основных направлениях, результатах деятельности программы развития образования

в г. Москве в 2011 году и задачах на 2012 год. http://www.educom.m/ru/official/detail/?ID = 24953.

8. О положении детей в г. Москве: Государственный доклад. Департамент семейной и молодёжной политики города Москвы. http://www.dsmp.mos.ru/documents/docs/

9. Поощрение прав детей с ограниченными возможностями: Дайджест «Инночети». М.: ЮНИСЕФ, 2008.

10. Проблема доступности среднего образования для несовершеннолетних лиц с ограниченными возможностями здоровья в г. Москве / Под ред. Кучмаевой О.В. М.: ФГНУ ИСВ РАО, 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.