Научная статья на тему 'Нормативно-правовое обеспечение деятельности образовательной организации, реализующей инклюзивную практику (на примере Рязанской области)'

Нормативно-правовое обеспечение деятельности образовательной организации, реализующей инклюзивную практику (на примере Рязанской области) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1443
366
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / EDUCATION SYSTEM / CHILDREN WITH DISABILITIES / INCLUSIVE EDUCATION / LEGAL SUPPORT INCLUSIVE EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рожкова В.Е., Теняева О.В., Сафонова О.В.

В статье определена актуальность и основные проблемы инклюзивного образования на сегодняшний момент времени. Также,в данной статье рассматриваются нормативно-правовые ресурсы, необходимые для осуществления инклюзивной практики в современной образовательной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рожкова В.Е., Теняева О.В., Сафонова О.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGULATORY SUPPORT OF THE EDUCATIONAL ORGANIZATIONS IMPLEMENTING INCLUSIVE PRACTICES (FOR EXAMPLE RYAZAN REGION)

The article defines the relevance and the main problems of inclusive education at the moment of time. Also in this article discusses the legal resources necessary to implement inclusive practices in contemporary educational organization.

Текст научной работы на тему «Нормативно-правовое обеспечение деятельности образовательной организации, реализующей инклюзивную практику (на примере Рязанской области)»

УДК 37

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ, РЕАЛИЗУЮЩЕЙ ИНКЛЮЗИВНУЮ ПРАКТИКУ (НА ПРИМЕРЕ РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ)

Рожкова В.Е., к.э.н., заведующая кафедрой управления, экономики и права Рязанского института развития образования Теняева О.В., к.п.н., доцент кафедры управления, экономики и права Рязанского института развития образования Сафонова О.В., старший преподаватель кафедры управления, экономики и права Рязанского института развития образования

В статье определена актуальность и основные проблемы инклюзивного образования на сегодняшний момент времени. Также,в данной статье рассматриваются нормативно-правовые ресурсы, необходимые для осуществления инклюзивной практики в современной образовательной организации.

Ключевые слова: система образования, дети с ограниченными возможностями здоровья, инклюзивное образование, правовое обеспечение инклюзивного образования.

REGULATORY SUPPORT OF THE EDUCATIONAL ORGANIZATIONS IMPLEMENTING INCLUSIVE PRACTICES (FOR EXAMPLE RYAZAN REGION)

Rojkova V., Ph.D., head of the Management, Economics and Law chair, Ryazan Institute for Educational Development Tenyaeva O., Ph.D., associate professor of the Management, Economics and Law chair, Ryazan Institute for Educational Development Safonovа O., head lecturer of the Management, Economics and Law chair, Ryazan Institute for Educational Development

The article defines the relevance and the main problems of inclusive education at the moment of time. Also in this article discusses the legal resources necessary to implement inclusive practices in contemporary educational organization.

Keywords: education system, children with disabilities, inclusive education, legal support inclusive education.

Система отечественного образования на протяжении долгих лет была ориентирована на обучение детей, не имеющих отклонений в психическом и физическом развитии, в то время как дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) практически не имели возможности получать полноценное разностороннее образование и реализовывать свои возможности наравне со «здоровыми детьми». Значительное число детей с ОВЗ обучалось и до сих пор обучается в специальных (коррекционных) образовательных организациях, в которых созданы необходимые условия не только для их обучения, воспитания и развития в соответствии с особенностями здоровья, но и лечения, коррекции, реабилитации и социальной адаптации.

Актуальные направления развития современного общества, ориентация на гуманизацию образования и создание равных условий для самореализации каждого гражданина требуют новых подходов к организации образовательной деятельности, в том числе и для детей с ограниченными возможностями здоровья. Согласно п.5 ст. 5 ФЗ от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» в современном российском образовании «создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказаний ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определённого уровня и определённой направленности, а так же социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья»[1].

Инклюзия - это полное равноправное включение детей с различными возможностями во все аспекты жизни образовательной организации, требующее адаптации пространства образовательной организации к нуждам и потребностям всех детей без исключения с учетом их особенностей.

Инклюзивное образование предоставляет возможность каждому ребенку удовлетворить свою потребность в развитии и реализации права на получение образования, адекватного его возможностям и уровню его развития независимо от социального положения, физических и умственных способностей. В то же время для осуществления индивидуального подхода в рамках реализации инклюзивного образования процесс обучения должен быть организован с учетом индивидуальных потребностей и возможностей каждого ребенка, что не всегда возможно в условиях современной школы. Распространение инклюзии на детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в образовательных организациях представляет собой еще один шаг к обеспечению полноценной реализации прав детей

на получение доступного образования.

Одним из условий эффективной работы образовательной организации в области внедрения и развития инклюзивного обучения является качественное управление «включением» ребенка с ОВЗ в образовательный процесс, что невозможно без законодательных основ, обозначающих границы возможностей участников. Нормативно-правовые ресурсы в области образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации составляют документы нескольких уровней: международные, федеральные, правительственные, ведомственные и региональные, а так же локальные нормативные акты организации.

К основным международно-правовым документам, определяющим положение ребенка в современном мире, относятся:

«Конвенция ООН о правах ребенка», принятая Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г., ратифицированная Верховным Советом СССР 13 июня 1990 г. и действительная на сегодняшний день на всей территории Российской Федерации[2];

Программа ЮНЕСКО «Образование для всех», сверхзадачей которой по существу является устранение разного рода барьеров на пути доступа различных групп населения к образовательным ценностям. Программа в максимальной степени актуализирует внимание к проблемам образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов)[3].

Стоит отметить, что права лиц в ОВЗ в мировой законотворческой практике вплоть до начала 90-х годов касались отдельных прав инвалидов, но не защищали их права в целом. Только в 1993 году был принят документ — Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов, который и можно считать всеобъемлющим, определяющих все возможности людей с ОВЗ.

В «Саламанской декларации» 1994 года [4] обозначены основные направления развития включения инвалидов в социальный процесс: признание необходимости придать образованию инклюзивный характер; включение принципа инклюзивного образования в политическую и правовую системы; разработка способов планирования и контроля образовательного обеспечения детей и взрослых; финансирование профессиональных аспектов инклюзивного образования и т. д.

Самым значимым международным документом в области защиты прав лиц с ОВЗ является Конвенция о правах инвалидов, принятая резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеей от 13 декабря 2006 года [5], в котором утверждается право инвалидов не быть исключенными по причине инвалидности из системы общего образования, а детей-инвалидов — из системы бесплатного и обязательного начального образования или среднего образования, а так же наравне в другими доступ к инклюзивному, качественному и бесплатному

70 TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA | №1 2015 |

начальному образованию и среднему образованию в местах своего проживания (ст.24)[5].

В России Конвенция о правах инвалидов была ратифицирована федеральным законом от 3 мая 2012 года 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов», в котором закреплены гарантии обеспечения государством достаточного жизненного уровня инвалидов и их социальной защиты. В частности, инвалидам гарантируется равный с другими доступ к транспорту, информации и связи, а также к иным объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах, устанавливается равенство в получении образования.

К основным документам федерального уровня относятся:

Конституция РФ в статье 43 провозглашает право каждого гражданина Российской Федерации на образование, право выбора формы обучения и образовательного учреждения без дискриминации по какому-либо признаку[6].

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», который является основным Федеральным законом, обеспечивающим развитие специального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Закон содержит ряд статей (3, 5, 12, 17, 79 и др.), закрепляющих право детей-инвалидов на получение качественного образования в соответствии с имеющимися у них потребностями и возможностями [1].

Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» занимает центральное место в нормативно-правовом обеспечении образования, в том числе специального, устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией РФ [7].

Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», который определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации, устанавливает право инвалидов обучаться как в общеобразовательных учреждениях, так и в специальных образовательных учреждениях в соответствии с индивидуальной программой реабилитации [8].

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (от 04 февраля 2010 года, Пр-271) определяет необходимость создания в каждом образовательном учреждении универсальной безбарьерной среды с целью обеспечения интеграции в образовательный процесс детей-инвалидов [9].

Среди ведомственных документов, регламентирующих деятельность образовательных организаций в области инклюзивной практики, действуют:

Письмо Минобразования РФ ОТ 16.04.2001 № 29/1524-6 «О концепции интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (со специальными образовательными потребностями)». В данном документе отмечено, что отечественная концепция интегрированного обучения строится на трех принципах: интеграция через раннюю диагностику, через обязательную коррекционную помощь каждому ребенку и через разноуровневые модели интеграции. Реализация идеи интеграции рассматривается как одна из ведущих тенденций современного этапа в развитии отечественной системы специального образования (коррекционной помощи, реабилитации и др.) и не означает ни в коей мере необходимости свертывания системы дифференцированного обучения разных категорий детей. Эффективная интеграция возможна лишь в условиях постоянного совершенствования систем массового и специального образования [10].

Письмо Минобрнауки РФ ОТ 18.04.2008 № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами». Формы и степень образовательной интеграции ребенка с ограниченными возможностями здоровья могут варьироваться в зависимости от степени выраженности недостатков его психического и (или) физического развития. Например, дети, уровень психофизического развития которых в целом соответствует возрастной норме, могут на постоянной основе обучаться по обычной образовательной программе в одном классе со сверстниками, не имеющими нарушений

развития, при наличии необходимых технических средств обучения. При этом число детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в обычном классе, как правило, не должно превышать 3 - 4 человек [11].

Письмо Минобрнауки РФ от 27.03.2000 № 27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения», действующих в целях обеспечения комплексной специализированной помощи детям и подросткам с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации в условиях образовательного учреждения. ПМПк может быть создан на базе образовательного учреждения любого типа и вида независимо от организационно-правовой формы приказом руководителя образовательного учреждения при наличии соответствующих специалистов[12].

На региональном уровне (в Рязанской области) нормативно-правовой базой деятельности образовательных организаций, реализующих инклюзивную практику, является Закон Рязанской области от 29.08.2013 № 42-ОЗ (ред. от 22.04.2014) «Об образовании в Рязанской области» (принят Постановлением Рязанской областной Думы от 28.08.2013 N 314-У РОД), который устанавливает правовые, организационные и экономические особенности функционирования системы образования в Рязанской области, определяет полномочия органов государственной власти Рязанской области в сфере образования, меры социальной поддержки обучающихся образовательных организаций, педагогических и иных работников системы образования Рязанской области. Ст. 18 данного закона «Организация обучения отдельных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья» в основном определяет порядок обучения детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на дому, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий, по основным общеобразовательным программам с предоставлением средств компьютерной техники, связи и специального комплекса программно-технических средств[13].

Государственная Программа Рязанской области «Развитие образования на 2014-2018 годы» (далее Программа), утвержденная Постановлением Правительства Рязанской области 30 октября 2013 г. № 344, является основным стратегическим документом, определяющим региональную политику в области образования в регионе на ближайшие годы. В Программе отмечается, что одним из условий успешности социально-экономического развития Рязанской области и повышения благосостояния населения является модернизация образования и реализация его современной модели, обеспечивающей повышение доступности качественного образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики, современными потребностями общества и каждого гражданина[14]. Среди целей, которые определены в Программе, особенно следует отметить:

• создание в системе общего образования равных возможностей для современного качественного образования и позитивной социализации детей;

• обеспечение государственной поддержки и создание благоприятных условий для успешной социализации детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в том числе, с ограниченными возможностями здоровья [14].

В качестве основных ожидаемых результатов

реализации Программы, непосредственно относящихся к реализации инклюзивной практики в образовательных организациях Рязани и Рязанской области, следует отметить:

• увеличение доли государственных образовательных организаций, в которых обучаются и воспитываются дети-сироты и дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, и дети с ограниченными возможностями здоровья, оснащенных современным оборудованием, до 90%;

• увеличение доли государственных образовательных организаций, в которых обучаются и воспитываются дети-сироты и дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, и дети с ограниченными возможностями здоровья, активно использующих информационно-коммуникационные технологии, до 100%;

• уменьшение доли государственных образовательных организаций, в которых обучаются и воспитываются дети-сироты и дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, и дети с ограниченными возможностями здоровья, требующих проведения капитального ремонта, до 0[14].

Таким образом, на сегодняшний день нормативно-правовая

ТКЛШРОШ" БШШБББ Ш КШБТЛ | №1 2015 | 71

база организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов практически сформирована, выработаны основные направления государственной политики в данной сфере, однако на практике остается актуальной проблема правового и социально-экономического обеспечения реализации инклюзивной практики «на местах», локальное регламентирование деятельности всех участников образовательного процесса, создание образовательной среды в соответствии с требованиями ФГОС.

Деятельность образовательной организации регулируется федеральными нормативными актами, нормативными актами органов власти субъектов РФ, а также органов местного самоуправления, которые находятся в иерархическом соподчинении, причем, как между уровнями (законы субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам), так и внутри каждого уровня (нормативные акты регионального органа управления образованием не могут противоречить закону субъекта РФ, регулирующему сферу образования).

Локальные акты образовательной организации образуют низший уровень правового регулирования деятельности образовательной организации. При этом изменение правового регулирования вопросов образования, например, на федеральном уровне влечет за собой цепную реакцию изменений на всех других уровнях, в том числе и на уровне образовательной организации. Локальные акты образовательной организации действуют только в пределах самой образовательной организации и не могут регулировать отношения, складывающиеся вне ее.

С учетом компетенций, прав, обязанностей и ответственности образовательной организации, примерный (минимальный) Перечень локальных актов, регламентирующий деятельность образовательной организации в части обучения и воспитания детей с ОВЗ, в том числе детей-инвалидов, должен включать в себя:

1. положение о реализации инклюзивной практики в образовательной организации (об особенностях организации обучения и воспитания детей с ОВЗ);

2. положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) с приложением (приказ о создании ПМПк, приказ о составе ПМПк на начало нового учебного года, должностные обязанности членов ПМПк и др.)

3. положение об организации психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ и ребенка с инвалидностью в учебном процессе, в т.ч. через договор взаимодействия с центром психолого-медико-социального сопровождения детей (договор о сотрудничестве) и/или со специальными (коррекционными) образовательными учреждениями, лечебно-профилактическими учреждениями, учреждениями здравоохранения, учреждениями социального обслуживания;

4. договор с родителями детей с ОВЗ;

5. положение о разработке и реализации индивидуального учебного плана, который обеспечивает освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного учащегося;

6. положение о разработке и реализации адаптированной образовательной программы.

Все локальные нормативные акты образовательной организации в части обучения детей с ОВЗ целесообразно утверждать через издание приказа, так как они имеют прямое или косвенное отношение к участникам образовательного процесса, и требует обязательного ознакомления с ним.

Унифицированной формы для такого приказа не предусмотрено, поэтому руководитель образовательной организации вправе определить ее самостоятельно. В приказе об утверждении локального акта необходимо отразить:

1. дату введения локального нормативного акта в действие;

2.указание об ознакомлении работников с локальным нормативным актом и сроки для этого;

3. фамилии и должности лиц, ответственных за соблюдение локального нормативного акта.

Локальные нормативные акты образовательной организации не могут противоречить Уставу и действующему законодательству. Закон требует указать в Уставе перечень локальных актов, регламентирующих деятельность образовательной организации. Необходимо помнить, что действующий закон «Об образовании в РФ» не требует обязательной регистрации локальных нормативных актов в качестве дополнений к Уставу в соответствующих органах,

что предусматривалось нормами старого закона.

При организации инклюзивного образования образовательная организация должна:

1. внести изменения в Устав в части совместного обучения (воспитания), включая организацию совместных учебных занятий, досуга, различных видов дополнительного образования, лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений;

2. разработать локальные акты, регламентирующие деятельность организации по обучению лиц с ОВЗ;

3. обеспечить специальные условия для обучающихся с ОВЗ, включенных в учебно-воспитательный процесс;

4. принять индивидуальные учебные программы, учебно-тематические планы для обучения каждого ребенка с ОВЗ;

5. иметь документацию, позволяющую отследить прохождение образовательной программы, динамику обучения ребенка, коррек-ционную работу с ним;

6. предусмотреть ставки учителя-дефектолога, педагога-психолога, учителя-логопеда, социального педагога либо заключить договоры с образовательными организациями для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи со специальными (коррекционными) образовательными организациями, учреждениями здравоохранения, учреждения социального обслуживания населения и др.;

7. осуществлять плановую подготовку (переподготовку) кадров для работы с детьми с ОВЗ;

8. выполнять рекомендации, содержащиеся в заключениях окружной психолого-медико-социальной экспертизы (для детей-инвалидов), лечебно-профилактических учреждений здравоохранения;

9. иметь договор с родителями (законными представителями) детей с ОВЗ (детей с инвалидностью), в котором указывается программа обучения ребенка и другие особенности организации учебно-воспитательного процесса;

10. иметь Положение об оплате труда с установкой размера доплат и надбавок учителям, осуществляющим работу с детьми с ОВЗ и инвалидностью.

Обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование является одной из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития Российской Федерации, активно развивается, опираясь на нормы российского и мирового права.

Литература:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 п 273-фз (ред. от 07.05.2013 с изменениями, вступившими в силу с 19.05.2013) «Об образовании в российской федерации» - [Электронный ресурс] - режим доступа:http://zakonbase.ru/zakony/ob-obrazovaшi/

2. «Конвенция о правах ребенка» (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) - [Электронный ресурс] - режим доступа:Ийр:// base.consultant.ru/cons/cgi/onlme.cgi?base=law&n=9959&req=doc

3. Андреева Л.В., Бойков Д.И., Войлокова Е.Ф. и др. Образование лиц с ограниченными возможностями в контексте программы ЮНЕСКО "Образование для всех": опыт России: Аналитический обзор / Под ред. акад. Г. А. Бордовского. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2007. - 81 с.

4. Саламанская декларация о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями[Электронный ресур^ - режим доступа:http://www. notabene.ru/down_syndrome/Rus/declarat.html

5. Конвенция о правах инвалидов (принятая Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 г. N 61/106)-[Электронный ресурс] - режим доступа:http://base.garant.ru/2565085/ #ixzz3RXgtVnbj

6. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) - [Электронный ресур^ - режим доступа:http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_law_2875/

7. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)- [Электронный ресур^ - режим доступа: http://base.garant.ru/179146/#ixzz3RXhsKE5M

8. Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 21.07.2014, с изм. от 01.12.2014) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (24 ноября 1995 г.) - [Электронный ресур^ - режим

72 TRANSPORT БШШЕББ Ш RUSSIA | №1 2015 |

доступа:Ийр://'№№й'.сошиИап1:.ги /document/cons_doc_law_166137/

9. Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" (утв. Президентом РФ от 4 февраля 2010 г. N Пр-271)- [Электронный ресурс] - режим доступа: http://base.garant.ru/6744437/ #ixzz3RXioIwVI

10. Письмо Минобразования РФ ОТ 16.04.2001 № 29/1524-6 «О концепции интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (со специальными образовательными потребностями)» - [Электронный ресурс] - режим доступа:http://base. consultant.ru/ cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=331458

11. Письмо Минобрнауки РФ ОТ 18.04.2008 № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами». - [Электронный ресур^ - режим доступа:http://base.consultant.ru/ cons/cgi/online. cgi? req=doc;base=EXP;n=433853

12. Письмо Минобрнауки РФ от 27.03.2000 № 27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения» - [Электронный ресурс] -режим доступа:http://base.consultant.ru/cons/ cgi/online. cgi?base=EXP&n=316942&req=do

13. Закон Рязанской области от 29.08.2013 № 42-ОЗ (ред. от 22.04.2014) «Об образовании в Рязанской области» (принят Постановлением Рязанской областной Думы от 28.08.2013 N 314-V РОД) - [Электронный ресур^ - режим доступа:http://base.consultant.ru/ regbase/cgi/online.cgi? req=doc;base=RLAW073;n=154701

14. Государственная Программа Рязанской области «Развитие образования на 2014-2018 годы», утвержденная Постановлением Правительства Рязанской области 30 октября 2013 г. № 344 - [Электронный ресур^ - режим доступа:http://base.consultant.ru/regbase/ cgi/online.cgi?req=doc;base=RLAW073;n=175329

УДК. 656.61.052

НЕЙРОСЕТЕВАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ МОДЕЛИ ДВИЖЕНИЯ СУДНА В УСЛОВИЯХ ВЛИЯНИЯ ВНЕШНИХ ФАКТОРОВ

Дерябин В.В., к.т.н., доцент кафедры Общеинженерных дисциплин, Архангельский филиал Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова, тел.: +7 (921) 550 61 40, e-mail: gmavitder@mail.ru, г. Архангельск, Россия

В настоящей статье рассматривается построение модели движения судна на основе нейронной сети. Принимая в качестве входного сигнала вектор, компоненты которого характеризуют действующие на судно управляющие и возмущающие воздействия, нейронная сеть прогнозирует приращения к его счислимым координатам. К возмущающим воздействиям относятся ветер и волнение. Формирование образцов предполагается на основе вариаций управляющих и возмущающих воздействий, которые могут быть проведены в ходе натурных наблюдений. Работоспособность синтезированной системы проверялась при помощи имитационного моделирования с использованием параметров судов нескольких серий. Результаты тестирования позволяют сделать вывод о том, что в рассмотренных модельных ситуациях прогнозирование траектории движения судна в условиях влияния внешних факторов с использованием нейронной сети выполняется в среднем с приемлемой для навигационных целей точностью.

Ключевые слова: нейронная сеть; идентификация модели движения судна; счисление пути; имитационное моделирование.

NEURAL NETWORK IDENTIFICATION OF VESSEL'S MOTION MODEL IN EXTERNAL FACTORS INFLUENCE CONDITIONS

Deryabin Viktor, Ph.D., Associated Professor of General Engineering Department, Arkhangelsk brunch of the Admiral Makarov State University of Maritime and Inland Shipping, tel.: +7 (921) 550 61 40, e-mail: gmavitder@mail.ru, Arkhangelsk, Russia

In the article the vessel's motion model construction on basis of neural network is considered. Taking vector with components that determine control and disturbance influences on vessel as input signal neural network predicts increments to its dead reckoning coordinates. Wind and waves are considered as disturbance influences. Forming a set of training samples is carried out on the basis of variations of control and disturbance actions that may be organized in natural experiments. Testing of the constructed system has been performed by means of imitation modeling that included the use of different type vessel's parameters. The results of the test let us to resume that in considered model situations neural network trajectory prediction mean accuracy in external factors influence conditions is acceptable for navigational purposes.

Keywords: neural network; vessel's motion model identification; dead reckoning; imitation modeling.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На судах морского транспорта в качестве автономной навигационной системы часто используется относительный лаг, измеряющий только продольную составляющую скорости, и гирокомпас. Погрешность определения счислимых координат при этом зависит от инструментальных ошибок указанных навигационных приборов, а также от величины неучтённой скорости дрейфа судна. Точность расчёта поперечной составляющей относительной скорости зависит во многом от методики учёта дрейфа. Определение угла дрейфа навигационными способами не всегда возможно, а соответствующие расчётные методики носят, как правило, статический характер, не учитывают предыдущие значения угла дрейфа и характеристик относительного ветра. Кроме того, указанные методики не учитывают ещё и волнение, которое, действуя совместно с ветром, также оказывает существенное влияние на движение судна. Более совершенным по отношению к упомянутым методам выглядит подход, основанный на составлении дифференциального уравнения скорости дрейфа судна [1,2], позволяющий учитывать внешние факторы и физические характеристики конкретного судна. Однако дифференциальный подход имеет своим недостатком то, что при составлении системы уравнений движения судна их правые части содержат слагаемыми силы, рассчитываемые исходя из тех или иных теоретических соображений, которые могут не соответствовать динамике судна в конкретных условиях плавания. Иными словами, при составлении дифференциальных уравнений движения судна существует проблема выбора наиболее адекватных расчётных методик сил, действующих на корпус судна в процессе плавания. В связи с этим становится актуальной разработка новых методов определения счислимых координат с учётом скорости дрейфа.

При решении задачи прогноза счислимых координат судна особый интерес представляет использование нейросетевых технологий. Отличительной особенностью данных методов является нелинейность, адаптивность, возможность синтеза на их основе отказоустойчивых и помехоустойчивых систем. Все эти свойства соответствуют задаче синтеза систем, решение которой направлено на повышение точности счисления пути судна. Нелинейность нейронных сетей носит, в отличие от традиционных нелинейных методик расчёта силовых воздействий, универсальный характер, что обеспечивается наличием в их структуре нейронов с нелинейными функциями активации.

В работе [4] предлагается построение нейронной сети, прогнозирующей приращения к счислимым координатам судна. Архитектура сети во многом определяется видом дифференциальных уравнений движения судна, а её весовые коэффициенты представляют собой реальные физические характеристики корпуса судна. Синтезированная система счисления показывала удовлетворительную точность лишь в случае, когда входными сигналами выступали образцы из обучающего множества. В остальных случаях использование нейронной сети нередко приводило к существенным ошибкам счисления. В статьях [3,5,6] излагается подход к построению нейронной сети, прогнози-

TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA | №1 2015 | 73

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.