Научная статья на тему 'Нормативное и правовое обеспечение процесса исчисления и уплаты страховых взносов в Российской Федерации'

Нормативное и правовое обеспечение процесса исчисления и уплаты страховых взносов в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
705
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука без границ
Область наук
Ключевые слова
СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ / INSURANCE CONTRIBUTIONS / СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ / SOCIAL INSURANCE / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ / PUBLIC OFF-BUDGET FUNDS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Саная Георгий Звиадович

В статье выделены основные этапы становления и развития системы социального страхования в России, рассмотрены особенности нормативного и правового регулирования процесса исчисления и уплаты страховых взносов в Российской Федерации в настоящее время

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Саная Георгий Звиадович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Normative and legal support for the process of calculating and paying insurance premiums in the Russian Federation

The article outlines the main stages in the formation and development of the social insurance system in Russia, the peculiarities of normative and legal regulation of the process of calculating and paying insurance premiums in the Russian Federation at present are examined

Текст научной работы на тему «Нормативное и правовое обеспечение процесса исчисления и уплаты страховых взносов в Российской Федерации»

УДК 336.233.2

НОРМАТИВНОЕ И ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЦЕССА ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Саная Георгий Звиадович, студент, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова», Москва, РФ

Аннотация: В статье выделены основные этапы становления и развития системы социального страхования в России, рассмотрены особенности нормативного и правового регулирования процесса исчисления и уплаты страховых взносов в Российской Федерации в настоящее время. Ключевые слова: страховые взносы; социальное страхование; государственные внебюджетные фонды.

NORMATIVE AND LEGAL SUPPORT FOR THE PROCESS OF CALCULATING AND PAYING INSURANCE PREMIUMS IN THE RUSSIAN FEDERATION

Sanaya Georgiy Zviadovich, student, Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia

Summary: The article outlines the main stages in the formation and development of the social insurance system in Russia, the peculiarities of normative and legal regulation of the process of calculating and paying insurance premiums in the Russian Federation at present are examined. Keywords: insurance contributions; social insurance; public off-budget funds.

Страховые взносы в государственные внебюджетные фонды (далее -ГВФ) выступают финансовой основой системы обязательного социального страхования Российской Федерации. Собственно, за счет аккумулирования страховых взносов во внебюджетных фондах осуществляется выплаты пенсий, различного рода пособий и других видов социальных платежей.

В настоящее время в связи с коротким сроком действия нового законодательства отсутствуют комплексные исследования проблем правого регулирования страховых взносов в Россий-

ской Федерации. В настоящей статье была произведена попытка учесть последние изменения законодательства.

Для начала важно определить сущность «страховых взносов».

На сегодняшний день не существует единого определения страховых взносов. Те дефиниции, которые закреплены в законодательстве, являются довольно разрозненными и не дают возможности выделить существенные признаки страховых взносов. В целом, страховые взносы в ГВФ - это обязательные платежи, осуществляемые юридическими лицами, индивидуаль-

ными предпринимателями и отдельными категориями физических лиц, в Пенсионный фонд Российской Федерации (далее - ПФ РФ) на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации (далее - ФСС РФ) на случай временной нетрудоспособ-ности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (далее - ФФОМС РФ) на обязательное медицинское страхование [1].

Но для наиболее полного рассмотрения вопроса правовой природы страховых взносов в ГВФ, необходимо осветить историю становления и развития системы обязательного социального страхования в Российской Федерации, так как на протяжении последних 15 лет она претерпевала существенные изменения.

Кардинальное изменение модели социального обеспечения, переход от сугубо государственной системы социального страхования к подлинно страховым его формам (обязательному и добровольному) связаны с началом 90-х гг. ХХ века. Распад СССР, приватизация государственной собственности, глубокий социально-экономический кризис страны - вот условия, в которых формировалась правовая и институциональная основа новой, соответствующей международным стандартам, системы социального страхования [2].

Международная организация труда отдает приоритет в решении задач социальной политики системам обязательного социального страхования. Учитывая соответствующие положения Рекомендации МОТ от 12 мая 1944 г. № 67 «Об обеспечении дохода» [3] социальное страхование в России начало

приобретать значение самостоятельной и полноценной организационно-правовой формы социального обеспечения. Свидетельством тому явилось создание независимых специализированных финансово-кредитных учреждений - государственных внебюджетных фондов: Пенсионного фонда (1990 г.); Фонда социального страхования (1991 г.); Государственного фонда занятости населения (далее - Фонд занятости) (1991 г.); Федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования (1993 г.).

Смысл создания государственных внебюджетных целевых фондов состоял в совершенствовании финансовой политики, создании условий, при которых финансирование наиболее важных экономических и социальных программ в условиях рыночной экономики было бы наиболее эффективным и своевременным [4].

Согласно Закону РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10 октября 1991 года средства, которые направлялись на социальное страхование и обеспечение, были отделены от государственного бюджета, и сформировали внебюджетные фонды [5].

Основанием для образования Пенсионного фонда послужило Постановление Верховного Совета РСФСР № 4421 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР» от 22 декабря 1990 года [6]. Целью его стало государственное управление финансами, направляемыми на пенсионное обеспечение, требующими их выделения в самостоятельный фонд. Доходная часть Пенсионного фонда пополнялась из следующих основных источников: страховые взносы

предприятий и организаций; страховые взносы граждан, которые вели индивидуальную трудовую деятельность, в том числе фермеров; страховые взносы работающих граждан; ассигнования из госбюджета СССР.

Страховой тариф на 1991 год был установлен в следующих размерах: предприятия и организации уплачивали 26 % от начисленной оплаты труда (общественные организации инвалидов и пенсионеров, их предприятия, учреждения, объединения и учебные заведения были освобождены от уплаты страховых взносов); граждане, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, - 5 % от дохода; работающие граждане - 1 % от заработка [7].

С 1 января 1991 года был образован внебюджетный Фонд социального страхования. Основанием его образования и дальнейшего функционирования выступило Постановление Совета Министров РСФСР и Федерации независимых профсоюзов «О совершенствовании управления и порядка финансирования расходов на социальное страхование трудящихся РСФСР» от 25 декабря 1990 года № 600/9-3 [8].

В Указе было определено, что ФСС - это самостоятельное государственное финансово-кредитное учреждение Российской Федерации. Было установлено, что денежные средства Фонда не являются частью бюджетов Российской Федерации, не входят в состав других фондов и не могут быть изъяты.

Постановлением ВС РФ «О страховом тарифе взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации» от 27 декабря 1991 г. № 2126-1 на 1992 год был установлен страховой тариф взносов в ФСС для предприятий,

организаций и учреждений вне зависимости от форм собственности в размере 5,4 % от начисленной оплаты труда по всем основаниям [9].

Следующий закон, который вступил в действие - это Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 [10].

Источником формирования бюджета Фонда занятости являлся страховой тариф в размере 2 % по отношению к начисленной оплате труда.

На основании Постановления Верховного Совета РФ № 4543-1 «О порядке финансирования обязательного медицинского страхования граждан на 1993 год» от 24 февраля 1993 года был создан ФОМС [11].

Наполнение бюджета ФОМС происходило за счет страховых взносов работодателей за работающее население 3,6 % от фонда оплаты труда: 3,4 % зачислялось в территориальный фонд, а 0,2 % в федеральный фонд.

Институциональная структура формируемого социального страхования соответствовала страховым принципам, поскольку каждому из фондов были свойственны главные характеристики институтов социального страхования, зафиксированные международно-правовыми нормами. Их средства, составляя собственность Российской Федерации, не были консолидированы в бюджете страны, не подлежали изъятию, а имели строго целевое назначение, определяемое назначением социального страхования [2].

Средства, сосредоточенные в большинстве централизованных внебюджетных фондов, обеспечивают финансовую гарантию конституционных прав граждан России в отношении социаль-

ной защиты при наступлении старости, в случаях болезни, неблагоприятного социального и экономического положения отдельных групп населения [12].

До 1 января 2001 года на территории Российской Федерации в целях финансового обеспечения системы обязательного социального страхования взимались страховые взносы, уплачиваемые в ГВФ, ставки по которым ежегодно пересматривались путем принятия отдельных федеральных законов [13]. С 2001 года эта система финансового обеспечения обязательного социального страхования претерпела коренные изменения.

С вступлением в силу с 1 января 2001 года второй части НК РФ страховые взносы в ПФ РФ, ФСС РФ и фонды ОМС были консолидированы в составе единого социального налога (далее - ЕСН). Причем, с течением времени, порядок его взимания существенным образом менялся.

ЕСН был призван заменить собой страховые взносы в ПФ РФ, ФСС РФ и ФОМС, за исключением Государственного фонда занятости РФ, который с 1 января 2001 года был ликвидирован [12].

Введение ЕСН, администрирование которого возлагалось на налоговые органы, оправдывалось необходимостью повысить собираемость страховых взносов, усилить контроль их уплаты, упростить и удешевить механизм социального страхования. На тот период, финансирование социального страхования за счет страховых взносов не обеспечивало его высокую результативность: автономность каждого из фондов при осуществлении контроля за исчислением и уплатой соответству-

ющих платежей, административная нагрузка, ложившаяся на плательщиков, безусловно, не могли не отразиться на уровне поступлений. Да и сами страховые взносы, хотя и рассматривались в качестве «особых обязательных платежей» [14], имели весьма схожий с налоговыми взиманиями режим регулирования [2].

В первый год существования ЕСН подлежал зачислению по установленным ставкам в государственные внебюджетные фонды (федеральные и территориальные фонды обязательного медицинского страхования). С 2002 года налогоплательщики стали перечислять часть ЕСН в виде страхового взноса на обязательное пенсионное страхование, а оставшаяся часть, которая шла на финансирование пенсионного обеспечения, стала направляться в федеральный бюджет.

Применялась регрессивная шкала ставок ЕСН, чем выше заработная плата, тем больше начислялся ЕСН.

С 1 января 2010 года ст. 24 «Единый социальный налог» НК РФ была отменена, ЕСН опять был заменен страховыми взносами.

Решение о возвращении к ранее действовавшей системе в первую очередь было обусловлено особенностями правовой природы страховых взносов в государственные пенсионные фонды [13].

Также с 1 января 2010 года в юридическую силу вступил Федеральный закон № 212-ФЗ. Данный закон регулировал отношения по исчислению и уплате (перечислению) страховых взносов в ГВФ, а также отношения, связанные с осуществлением контроля за исчислением и уплатой (перечислением)

страховых взносов и привлечением к ответственности за нарушение национального законодательства о страховых взносах [15].

Важно отметить, что внутреннее строение Закона № 212-ФЗ концептуально не отличалось от структуры НК РФ:

• законодателем были заменены некоторые понятия (к примеру, «налогоплательщик» в «страхователя», «налоговые ставки» в «страховой тариф»), в то же время в юридическом составе страховых взносов, как и налогов, можно было проследить обязательные и факультативные элементы;

• в целом права страхователей соответствовали правам налогоплательщиков, а права органов контроля за уплатой страховых взносов были схожи с правами налоговых органов;

• составы нарушения законодательства РФ о страховых взносах также были перенесены из НК РФ.

Таким образом, разделяя страховые взносы в ГВФ и налоги, законодатель все-таки для построения страхового законодательства использовал концепцию аналогичную построению НК РФ. То есть по сути нормы, регулирующие порядок исчисления и уплаты страховых взносов в ГВФ, фактически были перенесены законодателем из НК РФ в страховое законодательство и, как было показано выше - у законодательства о страховых взносах было больше общего с налоговым, нежели со страховым законодательством.

В начале 2016 года Президентом РФ Правительству РФ было поручено разработать дополнительные меры по

укреплению платежной дисциплины при осуществлении расчетов с внебюджетными фондами по обязательным страховым взносам [16]. Выполняя поручение Президента РФ, законодателями были приняты три закона: одним [17, 21] из них в НК РФ была введена новая глава о страховых взносах, вторым [18] отменено действие Закона № 212-ФЗ, третьим [19] нормативно оформлена передача функций администрирования страховых взносов налоговым органам.

Тем самым, с 1 января 2017 года НК РФ пополнился новой главой 34 «Страховые взносы», в которую перешли ключевые положения Закона № 212-ФЗ. В эту главу вошли статьи 419...432, регулирующие правила начисления и уплаты страховых взносов. Одновременно с этим основные принципы, касающиеся налогов, с 2017 года стали распространяться и на страховые взносы, что предусмотрено в Законе № 243-ФЗ.

В главе 34 «Страховые взносы» НК РФ установлены:

• объект и база обложения страховыми взносами;

• суммы, которые не подлежат обложению страховыми взносами;

• тарифы (включая пониженные);

• сроки представления отчетности;

• порядок и сроки уплаты страховых взносов.

Также в НК РФ предусматривается возможность зачета произведенных плательщиками страховых взносов расходов на выплату страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования в соответствии с законодательством РФ (оплата больничных листов работников) в счет уплаты страховых взносов.

Многие эксперты отмечают, что глава 34 НК РФ во многом «дублирует» «старый» закон [20].

В 2017 году сохранилась общая нагрузка по страховым взносам - 30 %.

Теперь к страховым взносам при проверках применяются положения НК РФ, установлен лимит для суточных и ряд других. Увеличение размера тарифа в главе 34 НК РФ «Страховые взносы» предусмотрено с 2019 г. до 34 %. Будут, как и прежде, ежегодно меняться предельные базы для начислений.

С 1 января 2017 года начали действовать изменения, внесенные и в другие законы:

• поправки в Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» от 1 апреля 1996 г. №2 27-ФЗ;

• поправки в Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ.

Кроме того, приняты поправки и в другие законодательные акты, в том числе в Закон РФ «О налоговых органах Российской Федерации», федеральные законы «Об обязательном пенсионном

страховании в Российской Федерации» «Об основах обязательного социального страхования», «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

В соответствии с Законом № 250-ФЗ функция администрирования страховых взносов была передана в налоговые органы. Начиная с 2017 года контроль за исчислением и уплатой страховых взносов, проведение камеральных и выездных налоговых проверок осуществляют налоговые органы. Такие изменения внесены в общую часть НК РФ (п. 1 ст. 30, п. 1 ст. 82 НК РФ).

Вопросы, связанные с работой с неплательщиками, взысканием страховых взносов, осуществлением зачетов и возвратов переплаты по ним, а также другие, касающиеся администрирования страховых взносов и прямо не определенные главой 34 НК РФ, подпадают под регулирование положениями части первой НК РФ. Эти дополнения внесены, например, в ст. 46, 78 НК РФ.

Следует отметить, что передача страховых взносов на администрирование налоговым органам не является возвратом к ЕСН, это, по сути, техническая замена администратора страховых взносов с сохранением их действующей конфигурации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Устинова Н. С. Страховые взносы в государственные внебюджетные фонды как инструменты государственной социальной политики // Ученые труды российской академии адвокатуры и нотариата. - 2016. - № 1 (40). - С. 134 - 137.

2. Рощепко Н. В. Единство публичных и частных начал в правовом регулировании социально-страховых отношений: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.05 / Рощепко Наталья Владимировна; Место защиты: [Национальный исследовательский институт Высшая школа экономики]. - Ярославль, 2016. - 286 с.

3. Рекомендация № 67 Международной организации труда «Об обеспечении дохода». Принята в г. Филадельфии 12 мая 1944 г. на 26-ой сессии Генеральной конференции МОТ //

Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1919-1956. Т. I. - Женева: Международное бюро труда, 1991. - С. 591-612.

4. Мантурова Т. А. Правовой статус государственных внебюджетных фондов РФ // Вестник Уральского института экономики, управления и права. - 2016. - № 1 (34). - С. 22-30.

5. Закон РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10.10.1991 № 1734-1 (ред. от 31.07.1995, с изм. от 10.07.1996) // Ведомости СНД и ВС РСФСР. - 1991. - № 46. - Ст. 1543.

6. Постановление ВС РСФСР «Об организации Пенсионного фонда РСФСР» от 22.12.1990 № 442-1 // Ведомости СНД и ВС РСФСР. - 1990. - № 30. - Ст. 415.

7. Закон РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20.11.1990 № 340-1 (ред. от 27.11.2001, с изм. от 05.11.2002) // Ведомости СНД и ВС РСФСР. - 1990. - № 27. -Ст. 351.

8. Постановление Совмина РСФСР № 600, Федерации Независимых Профсоюзов РСФСР № 9-3 «О совершенствовании управления и порядка финансирования расходов на социальное страхование трудящихся РСФСР» от 25.12.1990 (ред. от 26.10.1993) // СП РСФСР. - 1990.

- № 5. - Ст. 63.

9. Постановление ВС РФ «О страховом тарифе взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации» от 27 декабря 1991 г. № 2126-1 // Ведомости СНД и ВС РФ. - 1992.

- № 6. - Ст. 236.

10. Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19.04.1991 № 1032-1 (ред. от 28.12.2016) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 17. - Ст. 1915.

11. Постановление ВС РФ «О порядке финансирования обязательного медицинского страхования граждан на 1993 год» от 24.02.1993 № 4543-1 (ред. от 24.03.2001) // Ведомости СНД и ВС РФ. - 1993. - № 17. - Ст. 591.

12. Филипповская О. В. Эволюция страховых взносов государственных внебюджетных фондов России // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. -2016. - № 3 (13). - С. 112-116.

13. Якубов Т. А. Финансово-правовое регулирование страховых взносов в государственные внебюджетные фонды: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.04 / Якубов Тимур Амирович; Место защиты : [Московский государственный юридический университет имени О. Е. Кутафина (МГЮА)]. - Москва, 2016. - 187 с.

14. Постановление Конституционного Суда РФ от 24 февраля 1998 г. № 7-П // Собрание законодательства РФ. - 1998. - 10. - Ст. 1242; Определение Конституционного Суда РФ от 26 ноября 1998 г. № 144-О // Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 49. - Ст. 6103.

15. Покачалова Е. В., Бит-Шабо И. В. Историко-правовые особенности становления системы функционирования государственных социальных внебюджетных фондов // Вопросы экономики и права. - 2015. - №80. - С. 35-42.

16. Указ Президента РФ «О дополнительных мерах по укреплению платежной дисциплины при осуществлении расчетов с Пенсионным фондом Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования» от 15.01.2016 № 13 // Собрание законодательства РФ. - 2016. - № 3. - Ст. 474.

17. Федеральный закон «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» от 03.07.2016 № 243-ФЗ (ред. от 30.11.2016) // Собрание законодательства РФ. - 2016. - № 27 (Часть I). - Ст. 4176.

18. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального

закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» от 03.07.2016 № 250-ФЗ (в ред. от 28.12.2016) // Собрание законодательства РФ. - 2016. - № 27 (Часть I). - Ст. 4183.

19. Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 46 и 47.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» от 03.07.2016 № 346-Ф3 // Собрание законодательства РФ. - 2016. - № 27 (часть II). - Ст. 4279.

20. Фахретдинова Э. Л., Катермина В. В. Что ждет плательщиков страховых взносов в 2017 году? // Вестник научных конференций. - 2016. - № 9-5. - С. 194-195.

21. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 №117-ФЗ (ред. от ред. от 28.12.2016) // Собрание законодательства РФ. - 2000. - № 32. - Ст. 3340.

22. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 №145-ФЗ (ред. от 28.12.2016) // Собрание законодательства РФ. -1998. - № 31. - Ст. 3823.

23. Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24.07.1998 № 125-ФЗ (ред. от 29.12.2015) // Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 31. - Ст. 3803.

24. Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования» от 16.07.1999 № 165-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // Собрание законодательства РФ. - 1999. - № 29. - Ст. 3686.

25. Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» от 29.11.2010 № 326-ФЗ (ред. от 28.12.2016) // Собрание законодательства РФ. - 2010.

- № 49. - Ст. 6422.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

26. Федеральный закон «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» от 24.07.2009 № 212-ФЗ (ред. от 19.12.2016) // Собрание законодательства РФ. - 2009. - № 30. - Ст. 3738.

REFERENCES

1. Ustinova N. S. Strakhovye vznosy v gosudarstvennye vnebyudzhetnye fondy kak instrumenty gosudarstvennoy sotsial'noy politiki // Uchenye trudy rossiyskoy akademii advokatury i notariata.

- 2016. - № 1 (40). - S. 134 - 137.

2. Roshchepko N. V. Edinstvo publichnykh i chastnykh nachal v pravovom regulirovanii sotsial'no-strakhovykh otnosheniy: dis. ... kand. yurid. nauk: 12.00.05 / Roshchepko Natal'ya Vladimirovna; Mesto zashchity: [Natsional'nyy issledovatel'skiy institut Vysshaya shkola ekonomiki]. -Yaroslavl', 2016. - 286 s.

3. Rekomendatsiya № 67 Mezhdunarodnoy organizatsii truda «Ob obespechenii dokhoda». Prinyata v g. Filadel'fii 12 maya 1944 g. na 26-oy sessii General'noy konferentsii MOT // Konventsii i rekomendatsii, prinyatye Mezhdunarodnoy konferentsiey truda. 1919-1956. T. I. - Zheneva: Mezhdunarodnoe byuro truda, 1991. - S. 591-612.

4. Manturova T. A. Pravovoy status gosudarstvennykh vnebyudzhetnykh fondov RF // Vestnik Ural'skogo instituta ekonomiki, upravleniya i prava. - 2016. - № 1 (34). - S. 22-30.

5. Zakon RSFSR «Ob osnovakh byudzhetnogo ustroystva i byudzhetnogo protsessa v RSFSR» ot 10.10.1991 № 1734-1 (red. ot 31.07.1995, s izm. ot 10.07.1996) // Vedomosti SND i VS RSFSR.

- 1991. - № 46. - St. 1543.

6. Postanovlenie VS RSFSR «Ob organizatsii Pensionnogo fonda RSFSR» ot 22.12.1990 № 442-1 // Vedomosti SND i VS RSFSR. - 1990. - № 30. - St. 415.

7. Zakon RF «O gosudarstvennykh pensiyakh v Rossiyskoy Federatsii» ot 20.11.1990 № 340-1 (red.

ot 27.11.2001, s izm. ot 05.11.2002) // Vedomosti SND i VS RSFSR. - 1990. - № 27. - St. 351.

8. Postanovlenie Sovmina RSFSR № 600, Federatsii Nezavisimykh Profsoyuzov RSFSR № 9-3 «O sovershenstvovanii upravleniya i poryadka finansirovaniya raskhodov na sotsial'noe strakhovanie trudyashchikhsya RSFSR» ot 25.12.1990 (red. ot 26.10.1993) // SP RSFSR. - 1990. - № 5. - St. 63.

9. Postanovlenie VS RF «O strakhovom tarife vznosov v Fond sotsial'nogo strakhovaniya Rossiyskoy Federatsii» ot 27 dekabrya 1991 g. № 2126-1 // Vedomosti SND i VS RF. - 1992. - № 6. - St. 236.

10. Zakon RF «O zanyatosti naseleniya v Rossiyskoy Federatsii» ot 19.04.1991 № 1032-1 (red. ot 28.12.2016) // Sobranie zakonodatel'stva RF. - 1996. - № 17. - St. 1915.

11. Postanovlenie VS RF «O poryadke finansirovaniya obyazatel'nogo meditsinskogo strakhovaniya grazhdan na 1993 god» ot 24.02.1993 № 4543-1 (red. ot 24.03.2001) // Vedomosti SND i VS RF.

- 1993. - № 17. - St. 591.

12. Filippovskaya O. V. Evolyutsiya strakhovykh vznosov gosudarstvennykh vnebyudzhetnykh fondov Rossii // Innovatsionnaya ekonomika: perspektivy razvitiya i sovershenstvovaniya. -2016. - № 3 (13). - S. 112-116.

13. Yakubov T. A. Finansovo-pravovoe regulirovanie strakhovykh vznosov v gosudarstvennye vnebyudzhetnye fondy: dis. ... kand. yurid. nauk: 12.00.04 / Yakubov Timur Amirovich; Mesto zashchity : [Moskovskiy gosudarstvennyy yuridicheskiy universitet imeni O. E. Kutafina (MGYuA)]. - Moskva, 2016. - 187 s.

14. Postanovlenie Konstitutsionnogo Suda RF ot 24 fevralya 1998 g. № 7-P // Sobranie zakonodatel'stva RF. - 1998. - № 10. - St. 1242; Opredelenie Konstitutsionnogo Suda RF ot 26 noyabrya 1998 g. № 144-O // Sobranie zakonodatel'stva RF. - 1998. - № 49. - St. 6103.

15. Pokachalova E. V., Bit-Shabo I. V. Istoriko-pravovye osobennosti stanovleniya sistemy funktsionirovaniya gosudarstvennykh sotsial'nykh vnebyudzhetnykh fondov // Voprosy ekonomiki i prava. - 2015. - №80. - S. 35-42.

16. Ukaz Prezidenta RF «O dopolnitel'nykh merakh po ukrepleniyu platezhnoy distsipliny pri osushchestvlenii raschetov s Pensionnym fondom Rossiyskoy Federatsii, Fondom sotsial'nogo strakhovaniya Rossiyskoy Federatsii i Federal'nym fondom obyazatel'nogo meditsinskogo strakhovaniya» ot 15.01.2016 № 13 // Sobranie zakonodatel'stva RF. - 2016. - № 3. - St. 474.

17. Federal'nyy zakon «O vnesenii izmeneniy v chasti pervuyu i vtoruyu Nalogovogo kodeksa Rossiyskoy Federatsii v svyazi s peredachey nalogovym organam polnomochiy po administrirovaniyu strakhovykh vznosov na obyazatel'noe pensionnoe, sotsial'noe i meditsinskoe strakhovanie» ot 03.07.2016 № 243-FZ (red. ot 30.11.2016) // Sobranie zakonodatel'stva RF. -2016. - № 27 (Chast' I). - St. 4176.

18. Federal'nyy zakon «O vnesenii izmeneniy v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossiyskoy Federatsii i priznanii utrativshimi silu otdel'nykh zakonodatel'nykh aktov (polozheniy zakonodatel'nykh aktov) Rossiyskoy Federatsii v svyazi s prinyatiem Federal'nogo zakona «O vnesenii izmeneniy v chasti pervuyu i vtoruyu Nalogovogo kodeksa Rossiyskoy Federatsii v svyazi s peredachey nalogovym organam polnomochiy po administrirovaniyu strakhovykh vznosov na obyazatel'noe pensionnoe, sotsial'noe i meditsinskoe strakhovanie» ot 03.07.2016 № 250-FZ (v red. ot 28.12.2016) // Sobranie zakonodatel'stva RF. - 2016. - № 27 (Chast' I). - St. 4183.

19. Federal'nyy zakon «O vnesenii izmeneniy v stat'i 46 i 47.2 Byudzhetnogo kodeksa Rossiyskoy Federatsii v svyazi s prinyatiem Federal'nogo zakona «O vnesenii izmeneniy v chasti pervuyu i vtoruyu Nalogovogo kodeksa Rossiyskoy Federatsii v svyazi s peredachey nalogovym organam polnomochiy po administrirovaniyu strakhovykh vznosov na obyazatel'noe pensionnoe, sotsial'noe i meditsinskoe strakhovanie» ot 03.07.2016 № 346-FZ // Sobranie zakonodatel'stva RF. - 2016.

- № 27 (chast' II). - St. 4279.

20. Fakhretdinova E. L., Katermina V. V. Chto zhdet platel'shchikov strakhovykh vznosov v 2017 godu? // Vestnik nauchnykh konferentsiy. - 2016. - № 9-5. - S. 194-195.

21. Nalogovyy kodeks Rossiyskoy Federatsii (chast' vtoraya) ot 05.08.2000 №117-FZ (red. ot red. ot 28.12.2016) // Sobranie zakonodatel'stva RF. - 2000. - № 32. - St. 3340.

22. Byudzhetnyy kodeks Rossiyskoy Federatsii ot 31.07.1998 №145-FZ (red. ot 28.12.2016) // Sobranie zakonodatel'stva RF. -1998. - № 31. - St. 3823.

23. Federal'nyy zakon «ОЬ obyazatel'nom sotsial'nom strakhovanii ot neschastnykh sluchaev na proizvodstve i professional'nykh zabolevaniy» ot 24.07.1998 № 125^ (red. ot 29.12.2015) // Sobranie zakonodatel'stva RF. - 1998. - № 31. - St. 3803.

24. Federal'nyy zakon «ОЬ osnovakh obyazatel'nogo sotsial'nogo strakhovaniya» ot 16.07.1999 № 165-FZ (red. ot 03.07.2016) // Sobranie zakonodatel'stva RF. - 1999. - № 29. - St. 3686.

25. Federal'nyy zakon «ОЬ obyazatel'nom meditsinskom strakhovanii V Rossiyskoy Federatsii» ot 29.11.2010 № 326^ (red. ot 28.12.2016) // Sobranie zakonodatel'stva RF. - 2010. - № 49. - St. 6422.

26. Federal'nyy zakon «О strakhovykh vznosakh V Pensionnyy fond Rossiyskoy Federatsii, Fond sotsial'nogo strakhovaniya Rossiyskoy Federatsii, Federal'nyy fond obyazatel'nogo meditsinskogo strakhovaniya» ot 24.07.2009 № 212^ (red. ot 19.12.2016) // Sobranie zakonodatel'stva RF. -2009. - № 30. - St. 3738

Материал поступил в редакцию 24.04.2017

© Саная Г. З., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.