Научная статья на тему 'Отчётность по страховым взносам: изменения 2017 года'

Отчётность по страховым взносам: изменения 2017 года Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
122
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ / INSURANCE PREMIUMS / ЕДИНЫЙ РАСЧЕТ / SINGLE PAYMENT / ПРОВЕРКИ / CHECKS / ШТРАФНЫЕ САНКЦИИ / PENALTIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Проданова Наталья Алексеевна, Зацаринная Елена Ивановна

В январе 2016 г. Президент РФ подписал Указ о концентрации в «одном окне» функций по администрированию страховых взносов, уплачиваемых в ПФР, ФСС, ФФОМС. Результатом чего стало принятие ряда федеральных законов. В Налоговом кодексе РФ появилась новая глава 34 «Страховые взносы». Внесены соответствующие изменения в законодательство об обязательном пенсионном, социальном и медицинском страховании, которые вступают в действие с 1 января 2017 года. Предполагается, что принятие этих законопроектов снизит административную нагрузку на бизнес за счет сокращения числа контролирующих госорганов, оптимизации отчетности, уменьшения количества проверок и улучшения их качества. В статье рассмотрены основные изменения, касающиеся отчетности по страховым взносам в 2017 г., контроля за достоверностью сведений, представляемых страхователями и введенных штрафных санкциях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Проданова Наталья Алексеевна, Зацаринная Елена Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Reporting on insurance premiums: CHANGE 2017

In January 2016 the Russian President signed a decree on the concentration of the "single window" functions related to administration of insurance premiums paid to the Pension Fund, Social Insurance Fund, and Federal Compulsory Medical Insurance Fund, which resulted in adoption of a number of federal laws. A new Chapter 34 "Insurance payments" has appeared in the Tax Code. The appropriate changes, made to the law on compulsory retirement, Social Security and Medicare, come into effect from January 1, 2017. It is expected that the adoption of these bills will reduce the administrative burden on business by reducing the number of controlling state bodies, streamlining of reporting, reducing the number of inspections and improving their quality. The article describes the main changes regarding reporting of insurance premiums in 2017, control over the reliability of the information submitted by insurers, and imposed penalties.

Текст научной работы на тему «Отчётность по страховым взносам: изменения 2017 года»

Образец ссылки на эту статью: Проданова Н.А., Зацаринная Е.И. Отчетность по страховым взносам: изменения 2017 года // Бизнес и дизайн ревю. 2016. Т. 1. № 4 (4). С. 6.

УДК: 331.56

ОТЧЁТНОСТЬ ПО СТРАХОВЫМ ВЗНОСАМ:

ИЗМЕНЕНИЯ 2017 ГОДА

Проданова Наталья Алексеевна

АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна», Москва, Россия (129010, г. Москва, Протоповский переулок, 9), доктор экономических наук, доцент, prodanova-00@mail.ru, 8-965-363-44-78.

Зацаринная Елена Ивановна

Азово-Черноморский инженерный институт ФГБОУВО Донской ГАУ, г. Зерноград (347740, г. Зерноград, ул. Ленина 21), кандидат экономических наук, e-mail: e29175z@yandex.ru, 8-903-660-61-21.

Аннотация: в январе 2016 г. Президент РФ подписал Указ о концентрации в «одном окне» функций по администрированию страховых взносов, уплачиваемых в ПФР, ФСС, ФФОМС. Результатом чего стало принятие ряда федеральных законов. В Налоговом кодексе РФ появилась новая глава 34 «Страховые взносы». Внесены соответствующие изменения в законодательство об обязательном пенсионном, социальном и медицинском страховании, которые вступают в действие с 1 января 2017 года. Предполагается, что принятие этих законопроектов снизит административную нагрузку на бизнес за счет сокращения числа контролирующих госорганов, оптимизации отчетности, уменьшения количества проверок и улучшения их качества.

В статье рассмотрены основные изменения, касающиеся отчетности по страховым взносам в 2017 г., контроля за достоверностью сведений, представляемых страхователями и введенных штрафных санкциях.

Ключевые слова: страховые взносы; единый расчет; проверки; штрафные санкции.

REPORTING ON INSURANCE PREMIUMS:

CHANGE 2017

Prodanova Natalia Alekseevna

Institute of Business and Design (B&D), Moscow, Russia (Russia, 129010, Moscow Protopopovskiy lane, 9), Doctor of Economics, Associate Professor, prodanova-00@mail.ru, 8965-363-44-78.

Zatsarinnyi Elena Ivanovna

Azov-Black Sea Engineering Institute, State Federal-Funded Educational Institution of Higher Professional Training "Don GAU", Zernograd (347,740, Zernograd, Lenin str. 21), PhD, e-mail: e29175z@yandex.ru, 8-903-660-61-21.

In January 2016 the Russian President signed a decree on the concentration of the "single window" functions related to administration of insurance premiums paid to the Pension Fund, Social Insurance Fund, and Federal Compulsory Medical Insurance Fund, which resulted in adoption of a number of federal laws. A new Chapter 34 "Insurance payments" has appeared in the Tax Code. The appropriate changes, made to the law on compulsory retirement, Social Security and Medicare, come into effect from January 1, 2017. It is expected that the adoption of these bills will reduce the administrative burden on business by reducing the number of controlling state bodies, streamlining of reporting, reducing the number of inspections and improving their quality.

The article describes the main changes regarding reporting of insurance premiums in 2017, control over the reliability of the information submitted by insurers, and imposed penalties.

Keywords: insurance premiums; single payment; checks, penalties.

Уплата страховых взносов обеспечивает право граждан на получение финансовой поддержки при выходе на пенсию, при беременности, в случае рождения ребенка, болезни, а также предоставляет право получения бесплатной медицинской помощи. Они разделены по видам обязательного социального страхования и по государственным внебюджетным фондам, в которые они зачисляются, и до конца 2016 г. будут регулироваться Законом №212-ФЗ.

Таблица 1

Страховые взносы

Страховые взносы

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование Страховые взносы на обязательное социальное страхование по временной нетрудоспособности и в связи с материнством Страховые взносы на обязательное медицинское страхование

Фонды

Пенсионный фонд РФ Фонд социального страхования РФ Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

В начале 2016 г. Президент РФ Указом от 15.01.2016 № 13 поручил Правительству РФ разработать дополнительные меры по укреплению платежной дисциплины при осуществлении расчетов с внебюджетными фондами по обязательным страховым взносам, результатом чего стало принятие двух федеральных законов:

- От 03.07.2016 № 243-Ф3 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» — ввел новую главу о страховых взносах в Налоговый кодекс РФ.

Вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, а также на страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством с 1 января 2017 г.

регулируются гл. 34 части второй НК РФ. В эту главу перешли ключевые положения Закона №2 212-ФЗ.

В НК РФ прописаны только основные элементы «страхового» обложения. Все иные положения, связанные с администрированием взносов, указаны в НК РФ по отношению к налогам и будут распространяться и на взносы. В частности, мероприятия по контролю за уплатой налогов (камеральная и выездная проверки) детально описаны в ч. I НК РФ.

- От 03.07.2016 № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» — отменяет основной закон о страховых взносах — Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

Камеральные и выездные проверки по взносам в ПФР, ФСС и ФФОМС (кроме взносов «на травматизм») с 1 января 2017 г. будут проводить налоговики. А на выездные проверки правильности расходов на выплату соцстраховских пособий инспекторы будут выходить вместе с сотрудниками ФСС.

При наличии определенных оснований, срок проверки может быть продлен (таблица 2).

Таблица 2

Продление сроков выездной проверки

Перечень оснований для продления сроков проведения выездной (повторной выездной) проверки Процедура продления срока проведения выездной (повторной выездной) проверки

1) получение информации от правоохранительных, контролирующих органов либо из иных источников о наличии у страхователя нарушений законодательства РФ о страховых взносах и требующей дополнительной проверки; 2) наличие обстоятельств непреодолимой силы на территории проведения проверки; 3) наличие у организаций несколько обособленных подразделений, а именно: -4 и более обособленных подразделения - срок продления до 4-х месяцев; -10 и более обособленных подразделений - срок продления до 6-ти месяцев; 4) непредставление страхователем в установленный срок документов, необходимых для проведения проверки (ст. 26.16 п.10 Федеральный закон от 03.07.2016 №250-ФЗ). 1) запрос направляется в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов; 2) решение о продлении принимает руководитель либо заместитель руководителя вышестоящего органа контроля за уплатой страховых взносов (ст. 26.16 п.11 Федеральный закон от 03.07.2016 №250-ФЗ).

Приняты поправки и в другие законодательные акты РФ.

Основные отчеты по страховым взносам в Пенсионный фонд РФ и Фонд соцстраха - формы РСВ-1 и 4-ФСС с 2017 года будут отменены. Вместо РСВ-1 и 4-ФСС придется сдавать единый расчет по страховым взносам в налоговую инспекцию по месту учета. Единый расчет по страховым взносам будет ежеквартальным (ст. 423 НК РФ).

Срок представления - не позднее 30 числа календарного месяца, следующего за отчетным периодом.

Сроки представления в ИФНС России Единого расчета:

30 апреля - за I квартал (так как 30 апреля 2017 г. выпадает на воскресенье — выходной день, то отчетность необходимо сдать не позднее 2 мая 2017 г.);

30 июля - за первое полугодие;

30 сентября - за 9 месяцев;

30 января - за отчётный год.

При среднесписочной численности 25 человек и менее можно будет представлять расчет на бумаге, а с численностью более 25 человек — только в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (п. 10 ст. 431 НК РФ).

Форму нового отчета предполагалось утвердить к 1 октября 2016 г.

Не претерпели существенных изменений основные вопросы расчета и уплаты страховых взносов:

- порядок отнесения выплат к объекту обложения страховыми взносами для лиц, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (подп. 1 п. 1 ст. 419, п. 1, 2 ст. 420 НК РФ);

- порядок определения базы для начисления страховых взносов плательщиками, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (подп. 1 п. 1 ст. 419, ст. 421 НК РФ);

- перечень необлагаемых выплат (ст. 422 НК РФ);

- размеры тарифов страховых взносов, в том числе пониженные и дополнительные (ст. 425—429 НК РФ);

- общие сроки уплаты страховых взносов (п. 3 ст. 431, п. 2 ст. 432 НК РФ).

За опоздание со сдачей нового расчета налоговики оштрафуют на 5 % от

неуплаченной суммы за каждый месяц. Максимум — 30 % этой суммы. Минимальный штраф составит 1000 руб.

За непредставление других документов по взносам - штраф 200 руб. за каждый документ, которого не хватает (ст. 126 НК РФ).

Неуплата страховых взносов, грубое нарушение правил учета доходов и расходов, если они повлекли занижение базы для исчисления взносов, грозят штрафом 20 % от неуплаченной суммы (п. 3 ст. 120, ст. 122 НК РФ).

Начиная с отчетности за апрель 2016 г., работодатели ежемесячно сдают отчётность в ПФР за работников по форме СЗВ-М (Федеральный закон от 29.12.2015 № 385-ФЗ).

Форма СЗВ-М - Сведения о застрахованных лицах, утверждена Постановлением Правления ПФ РФ от 01.02.2016 № 83п и предназначена для контроля за уплатой пенсий работающим пенсионерам. Форма СЗВ-М сдаётся по каждому работнику.

Форма СЗВ-М включает в себя:

1. Реквизиты страхователя (регистрационный номер страхователя в ПФР, наименование организации, ИНН, КПП).

2. Отчетный период (код месяца, за который подаете расчет).

3. Тип формы («исхд» (исходная), «доп» (дополнительная) или «отмн» (отменяющая).

4. Сведения о застрахованных лицах (ФИО, СНИЛС, ИНН).

С 1 января 2017 г. отчетность по форме СЗВ-М будет сдаваться ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом (п. 2. 2 ст. 11 Закона № 27-ФЗ в новой редакции). В 2016 г. данная отчетность сдается до 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. То есть на подготовку формы дадут пять дополнительных дней.

Таблица 3

Сроки сдачи СЗВ-М 2017 г.

За какой период представляется Срок представления

декабрь 2016 года Не позднее 16.01.2017 года

январь 2017 года Не позднее 15.02.2017 года

февраль 2017 года Не позднее 15.03.2017 года

март 2017 года Не позднее 17.04.2017 года

апрель 2017 года Не позднее 15.05.2017 года

май 2017 года Не позднее 15.06.2017 года

июнь 2017 года Не позднее 17.07.2017 года

июль 2017 года Не позднее 15.08.2017 года

август 2017 года Не позднее 15.09.2017 года

сентябрь 2017 года Не позднее 16.10.2017 года

октябрь 2017 года Не позднее 15.11.2017 года

ноябрь 2017 года Не позднее 15.12.2017 года

Отчетность сдается (письмо от 27.07.16 № ЛЧ-08-19/10581):

- в отношении физлиц, работающих по трудовому договору, СЗВ-М необходимо представлять вне зависимости от фактического осуществления выплат в их пользу, а также вне зависимости от уплаты страховых взносов по таким работникам;

- в отношении застрахованных лиц, работающих по гражданско-правовым договорам, СЗВ-М представляется при условии начисления страховых взносов на вознаграждения, выплачиваемые по таким договорам;

- при отсутствии застрахованных лиц, с которыми заключен трудовой договор или гражданско-правовой договор, на вознаграждения по которому начисляются страховые взносы, СЗВ-М сдавать не нужно.

Представлять отчетность необходимо в подразделение Пенсионного фонда по месту регистрации страхователя (п. 1 ст. 11 Закона № 27-ФЗ).

Подать форму СЗВ-М нужно в любом случае, даже если организация фактическую деятельность не вела, и выплат сотрудникам в отчетном месяце не было.

Контроль за достоверностью сведений, представляемых страхователями в Пенсионный фонд Российской Федерации, осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации.

Штраф за непредставление формы СЗВ-М в установленный срок - 500 рублей за каждого работника, о котором не сообщены сведения (ч. 4 ст. 17 Закона № 27-ФЗ).

За несоблюдение страхователем порядка представления сведений персонифицированного учета в форме электронного документа предусмотрен штраф в размере 1000 руб. (ст. 17 Закона № 27-ФЗ).

В Законе № 27-ФЗ введен трехлетний срок давности привлечения к ответственности за совершение правонарушения в сфере персонифицированного учета (ст. 17 Закона № 27-ФЗ).

Излишне уплаченные страховые взносы, а также пеню по этим взносам или штраф в бюджет фонда, можно:

- или зачесть в счет погашения имеющейся задолженности;

- или зачесть в счет предстоящих платежей;

- или вернуть на расчетный счет.

Зачет переплаты возможен только в счет платежей по тому виду страхования, на которое были уплачены взносы (пеня, штраф).

Возврат переплаты возможен только после того, как за счет переплаты будет погашена задолженность, имеющаяся перед соответствующим фондом.

Заявление о зачете (о возврате) суммы излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов можно подать не только в письменной форме, но и в электронной.

С 2017 г. письменные разъяснения плательщикам страховых взносов по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах, в том числе по взиманию страховых взносов, обязан давать Минфин России (п. 1 ст. 2, п. 1 ст. 34.2 НК РФ). Налоговые органы также обязаны информировать плательщиков об их правах и обязанностях, о других вопросах применения законодательства РФ о налогах и сборах (подп. 4 п. 1, п. 2.1 ст. 32 НК РФ).

Таким образом, введение нового сбора, это практически возврат к единому социальному налогу, так как администрированием ЕСН тоже занимались представители налоговой службы. Правда, единый социальный страховой сбор (в отличие от ЕСН) не является налоговым платежом. Он будет определяться на основе новой законодательной базы. Будем надеяться что, вводимые изменения позволят сотрудникам ФНС контролировать платежную дисциплину организаций и своевременно принимать меры к ее повышению.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список литературы

1. Налоговый кодекс РФ (часть вторая): от 05.08.2000, № 117-ФЗ, принят ГД ФС РФ 19.07.2000; в ред. 03.07.2016 г.

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: от 30.12.2001 №195-ФЗ, Принят ГД ФС РФ 20.12.2001 г.; в ред. от 06.07.2016 г.

3. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование: Федеральный закон от 03.07.2016 № 250-ФЗ.

4. О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование: Федеральный закон от 03.07.2016 № 243-Ф3.

5. Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования: Федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ.

References

1. Nalogoviy kodeks RF (chast vtoraya): ot 05.08.2000, № 117-FZ, prinyat GD FS RF 19.07.2000; v red. 03.07.2016 g.

2. Kodeks Rossiyskoy Federatsii ob administrativnykh pravanorusheniyakh: ot 30.12.2001 №195-FZ, Prinyat GD FS RF 20.12.2001 g.; v red. ot 06.07.2016g.

3. O vnesenii izmeneniy v otdelnye zakonodatelnye akty Rossiyskoy Federatsii i priznanii utrativshimi silu otdelnykh zakonodatelnykh aktov (polozheniy zakonodatelnykh aktov) Rossiyskoy Federatsii v svyazi s prinyatiem Federalnogo zakona "O vnesenii izmeneniy v chasti pervuya i vtoruya Nologovogo kodeksa Rossiyskoy Federatsii v svyazi s peredachey nalogovym organam polnomochiy po administirovaniyu stakhovykh vznosov na obyazatelnoe pensionnoe, sotsialnoe i meditsinskoe strakhovanie: Federalnyy zakon ot 03.07.2016 №250-FZ.

4. O vnesenii izmeneniy v chasti pervuya i vtoruyu Nologovogo kodeksa Rossiyskoy Federatsii v cvyazi s peredachey nalogovym organam polnomochiy po administirovaniyu straxavykh vznosov na obyazatelnoe pensionnoe, sotsialnoe i medetsnskoe strakhovanie: Federalniy zakon ot 03.07.2016 № 243-FZ.

5. Ob individualnom (personifitsirovanom) uchete v sisteme obyazatelnogo pensionnogo strakhovaniya: Federalnyy zakon ot 01.04.1996 № 27-FZ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.