НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ НЕЗАКОННОЙ МИГРАЦИИ
Захарова Л. Н.
Статья посвящена рассмотрению некоторых особенностей миграционных процессов, а также анализу проблем и факторов, влияющих на распространение нелегальной миграции. Массовая миграция, не сумев в ряде случаев найти законный канал, стала осуществляться незаконными способами, что привело к активизации процессов незаконной миграции и формированию организованных преступных группировок по перевозке мигрантов из третьих стран.
Ключевые слова: миграционные процессы, незаконная миграция, проблемы миграции, регулирование миграции, дешёвая рабочая сила, правовое положение иностранных граждан.
NORMATIVE AND LEGAL REGULATION OF LEGAL REGULATION OF ILLEGAL MIGRATION Zacharova L. N.
The article is devoted to consideration of some features of migration processes and the analysis of the problems and factors, that influence the spread of illegal migration. Mass migration, unable in some cases to find a legitimate channel, started by unlawful means that led to the intensification of the processes of illegal migration and organized crime on the transport of migrants from third countries.
Key words: migration, irregular migration, problems of migration, migration management, cheap labour, the legal status of foreign citizens.
В настоящее время проблемы нелегальной миграции приобрели широкомасштабный характер. Ни одна страна в мире не в состоянии эффективно противодействовать незаконной миграции вне взаимосвязи с остальными государствами. Указанная проблема давно переросла национальные границы, приняла глобальные масштабы и требует дальнейшего объединения усилий всего международного сообщества для ее решения. Динамика развития международного транспортного сообщения и приграничных связей России с другими странами, а также необходимость усиления борьбы с нарушениями установленных режимов пересечения границы поставили вопрос о совершенствовании нормативной правовой базы пограничных органов в организации пропуска через границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных.
Сталкиваясь с рядом трудностей при осуществлении легальной миграции, мигранты стали искать способы обойти закон, что привело к формированию организованных преступных группировок по транспортировке мигрантов в развитые страны. Большую роль в возникновении незаконной миграции играют такие факторы, как:
— низкий уровень жизни, высокий уровень безработицы;
— политическая нестабильность;
— подавление прав и свобод человека;
— жесткое регулирование визового режима и процедур выдачи вида на жительство в ряде государств1.
Во многих государствах темпы миграции опережают возможности государств по регулированию миграционных процессов и реагированию на их последствия. Незаконная миграция стала представлять ощутимую угрозу для всех государств, а транспортировка незаконных мигрантов превратилась в криминальный источник огромных доходов. По подсчетам учёных Международного центра по развитию Миграционной политики в г. Вене, ежегодная прибыль криминального сектора в этой сфере деятельности достигает от 5 до 7 миллиардов, а в некоторые годы и до 9,5 миллиардов долларов. Транснациональные преступные сообщества ежегодно незаконно вывозят более миллиона человек нелегальных мигрантов2.
Можно выделить государства Азии и Африки, из которых традиционно наблюдается
1 Бахур О. Международное право - вопросы миграции и беженцев // Журнал международного права и международных отношений. 2005. № 2. С. 23.
2 Захарова Л. Н. Проблемы борьбы с международными преступлениями в условиях глобализации // Право и образование. 2013. № 9. С. 133.
s
ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
значительный отток населения в более развитые страны. В конце ХХ - начале XXI века значительно усилились миграционные процессы в ряде южных республик СНГ и Закавказья.
К странам, где мигранты надолго не задерживаются и в основном впоследствии мигрируют в государства Центральной и Восточной Европы, относятся страны СНГ. К странам назначения относятся государства Западной Европы, Скандинавии, США, Канада и др.
Дело в том, что страны, где наблюдается значительный отток населения, в некоторой степени заинтересованы в том, чтобы их граждане работали за рубежом. Это позволяет ослабить социальную напряженность в обществе, обусловленную низким уровнем заработной платы и отсутствием рабочих мест, а также в ряде государств создаются места локального поселения значительного числа выходцев из Китая, Африки, что даёт возможность некоторым образом влиять на проводимую странами Запада политику.
В государствах транзита предпринимают меры, направленные на то, чтобы не допустить незаконный въезд на свою территорию. В России серьёзных ограничений по въезду мигрантов пока не предусмотрено, поэтому криминальный бизнес рассматривает Россию как плацдарм для осуществления своих целей.
Незаконная миграция в некоторой степени выгодна странам назначения из экономических соображений. США и страны Западной Европы нуждается в мигрантах, так как на всех предприятиях сферы обслуживания, при уборке территорий, вывозе мусора с улиц городов, используется труд иммигрантов из Азии, Африки и Восточной Европы.
Крупные регионы России, такие как Московская область, города федерального значения Москва и Санкт-Петербург, также в настоящее время не могут обойтись без нелегального труда иммигрантов. Руководители данных и других регионов России, губернаторы, по-разному оценивают ситуацию с нелегальной миграцией, которая сложилась в настоящее время. Например, перед выборами мэра Москвы, борьба с нелегальными мигрантами в Москве приобрела довольно острый характер.
Однако такого рода мероприятия скорее исключение, чем правило. «Возможность привлечения губернатора к юридической ответственности будет способствовать повышению его дисциплины, снижению коррупции, осознанию огромной ответственности перед народом и постоянному поиску новых, эффек-
тивных механизмов развития субъекта Российской Федерации»3.
На 68-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН состоялся диалог на высоком уровне по вопросу о международной миграции и развитии (3-4 октября 2013 года). В докладе ООН по вопросам миграции отмечалось, что, «поскольку рост мобильности человека будет продолжаться и, вероятно, ускорится, перерастая в „мегатенденцию“ нашего века, правительства все в большей степени признают важность сотрудничества в вопросах регулирования миграции, а также отмечают взаимосвязь миграции с тремя основными направлениями устойчивого развития: экономическим, социальным, экологическим». В этом же докладе говорилось, что Россия заняла второе место в мире по числу нелегальных мигрантов в мире (11 млн человек) и вошла в тройку стран-лидеров по числу жителей, негативно относящихся к иностранцам-мигрантам. В списке из 140 стран Россия уступила только Венесуэле и Боливии4. Для россиян характерно нетерпимое отношение не только к иностранцам, но также и к внутренним мигрантам. В сознании рядового человека в условиях социально-экономического кризиса происходит перенос комплекса неудовлетворённости своим положением на образ понятного и зримого врага. Это первая форма недовольства, которая трансформируется в ненависть к этническим и религиозным чужакам, проявления которой мы наблюдаем на улицах наших городов. Опросы, проводившиеся в Москве независимыми центрами «Левада-Центр», ВЦИОМ и другими, свидетельствуют, что «уровень негативного отношения к выходцам с территории Северного Кавказа гораздо выше, чем по отношению к выходцам из других регионов России»5.
К мусульманину-татарину, приехавшему в Москву из Казани, отношение лучше, чем к мусульманину-дагестанцу, приехавшему из Махачкалы, притом что юридический статус обоих одинаков и ничем не отличается от статуса выходцев из Санкт-Петербурга. Республики Северного Кавказа являются дотацион-
3 Першина Е. А. Губернаторы в современных федеративных государствах // Вестник СевКавГТИ. 2012. № 12. С. 126.
4 Поощрение и защита прав человека, включая пути и способы поощрения прав мигрантов на 68-й сессии ООН (3-4 октября 2013г.): доклад Генерального секретаря ООН URL: http://www.un.org/ru/ga/6S/meetings/ migration/resources. shtml
5 Федеральная служба государственной статистики РФ. URL: http:// www.gks.ru
ными, однако именно в них традиционно высокий уровень нецелевого использования бюджетных средств. Между тем факты казнокрадства и коррупции в регионах, ставшие достоянием гласности, вызывают болезненную реакцию со стороны всего населения России и сказываются на отношении к трудовым мигрантам.
С 2010 г. на территории РФ действует Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Данным ФЗ введена мера, которая направлена на противодействие появлению нелегальной рабочей силы. В п. 4.6 ст. 13 предусматривается, что иностранный гражданин при выдаче ему разрешения на работу, подлежит фотографированию и обязательной государственной дактилоскопической регистрации с последующим внесением полученных сведений в банк данных об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности, создаваемый в соответствии со статьей 18.2 данного Федерального закона. Это означает, что, во-первых, с 1.07.2010 г. федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции ведет формируемый в рамках государственной информационной системы миграционного учета банк данных об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности, в который вносятся сведения о документах, выдаваемых иностранным гражданам; во-вторых, въехавшие на срок не более 90 суток иностранные граждане подлежат фотографированию и обязательной государственной дактилоскопической регистрации. Кроме того, законодательство Российской Федерации предусматривает возможность привлечения к трудовой деятельности. На основании ст. 13 п. 4 п. Федерального зако на «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» № 115-ФЗ работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право
привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста восемнадцати лет, при наличии разрешения на работу. Указанный порядок не распространяется на иностранных граждан (в ред. Федеральных законов от 19.05.2010 № 86-ФЗ, от 23.07.2013 № 204-ФЗ)6.
Нарастающие проблемы миграции, особенно незаконной, актуализировали для России необходимость их урегулирования на новом правовом уровне как в плане приведения национального законодательства к общепризнанным в мире стандартам, так и посредством развития международного сотрудничества. Выработка действенных мер по борьбе с незаконной миграцией является первостепенной задачей, стоящей перед Россией и всем международным сообществом.
Миграция должна быть разумной и избирательной, однако, учитывая не совсем удачный опыт большинства стран мира, так и не взявших под контроль миграцию, например в странах ЕС, а также объективные потребности в дешёвой рабочей силе, эти вопросы необходимо решать в России совместными усилиями правительственных структур и всего общества.
Об авторе
Захарова Людмила Николаевна, канд. истор. наук, доцент кафедры теории и истории государства и права Ставропольского кооперативного института, подразделения (филиала) Белгородского университета кооперации, экономики, коммерции и права, тел. 8-906-461-61-70, ludmila_n@mail.ru
6 О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации: Федеральный закон № 115-ФЗ:
принят Государственной Думой 21 июня 2002 года (с изменениями на 23 июля 2013 года. (редакция, действующая со 2 октября 2013 года). URL: http:// www.pravo.gov.ru