Вестник Омского университета. Серия «Право». 2018. № 2 (55). С. 180-184.
УДК 343
DOI 10.25513/1990-5173.2018.2.180-184
НЕЗАКОННАЯ МИГРАЦИЯ: КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД
ILLEGAL MIGRATION: CRIMINOLOGICAL APPROACH С. А. БУЧАКОВ (S. A. BUCHAKOV)
Показываются общественная опасность незаконной миграции, её связь с криминальной миграцией и определёнными видами преступной деятельности.
Ключевые слова: незаконная миграция; криминальная миграция; торговля людьми; контрабанда; экстремизм; коррупция.
The article shows the public danger of illegal migration, its connection with criminal migration and certain types of criminal activity.
Key words: illegal migration; criminal migration; human trafficking; smuggling; extremism; corruption.
Анализ миграционных процессов на территории Российской Федерации показывает, что незаконная миграция имеет характер постоянно действующего фактора, всё более негативно влияющего на социально-экономическую и внутриполитическую стабильность в регионах и создающего потенциальные угрозы потери контроля над отдельными территориями государства. Среди факторов нелегальной иммиграции выделяются следующие: экономическое отставание стран-«поставщиков» нелегальных иммигрантов от стран-«потребителей», потребность работодателей в дешёвой рабочей силе, попытка нелегального иммигранта избежать уголовной ответственности, к которой он должен быть привлечён на территории той страны, гражданином которой является (особенно при использовании фальшивых документов, удостоверяющих личность).
Миграция традиционно рассматривается в отечественной криминологической доктрине как фоновое явление преступности [1]. По мнению многих учёных-криминологов, миграция в целом и нелегальная миграция в частности являются одними из факторов,
влияющих на состояние преступности в регионах [2], т. е. отмечается повышенная кри-миногенность данного феномена, его способность порождать различные виды преступности. Данное обстоятельство обусловливает необходимость изучения нелегальной миграции в качестве объекта криминологического исследования, её влияния на криминальную ситуацию. В национально-этническом аспекте незаконная миграция обычно связана с перемещением этносов, которые отличаются повышенной криминогенностью. Исследования подтверждают: «Несмотря на то, что подавляющее большинство мигрантов... - это законопослушные люди, всё-таки статистика показывает, что они в негативном плане влияют на криминогенную обстановку в странах въезда. Это вопрос деликатный, и полицейские многих стран пытаются уклончиво отвечать на него. В то же время в некоторых тюрьмах Франции около 80 % "пациентов" - иностранцы или потомки выходцев из других государств» [3]. На взаимосвязь миграции и преступности указывал Ч. Ломброзо, выделяя миграцию в качестве фактора, детерминирующего преступность [4].
© Бучаков С. А., 2018
Известные английские криминологи Т. Нэш, Э. Войдзиак, Д. Брок говорят об эскалации расовой напряжённости во многих городах Англии, о причинах беспорядков на расовой почве, обусловленных миграционными изменениями национального состава в связи с увеличением доли выходцев из Юго-Восточной Азии. Криминолог из США К. Хейнс указывает, что раса и этническая принадлежность влияют на принятие решения полицейскими о задержании. Д. Гейс и М. Дрессер, анализируя преступность иностранных граждан, делают выводы о том, что за последние десять лет произошёл рост правонарушений и преступлений, усилилась этническая напряжённость в обществе [5].
Незаконная миграция тесно связана с криминальной миграцией. Незаконная миграция выступает объектом криминологического исследования, так как достаточно часто носит криминальный характер и способствует ухудшению криминогенной обстановки. Это обусловлено тем, что данная категория мигрантов сознательно идёт на нарушение законодательно установленных правил передвижения по территории чужого государства, в отличие от законопослушных иностранных граждан и лиц без гражданства. Даже в том случае, если первоначально криминальные цели не служили основой для территориальных перемещений, вероятность преступной деятельности этой категории лиц достаточно высока, что обусловлено сложными условиями жизни, связанными с нелегальным проживанием и создающими благоприятную почву для совершения преступлений. Вместе с тем не обязательно незаконная миграция имеет криминальный подтекст, и в основе территориальных перемещений таких лиц возможен позитивный настрой на легализацию правового статуса и адаптацию в стране пребывания, однако данный подход является скорее исключением, нежели правилом.
Термин «криминальная миграция» введён в научный оборот в 1996 г., позднее он вошёл в устойчивый оборот криминологической научной мысли. Данный категориальный аппарат применяется к территориальным перемещениям лиц с целью совершения преступлений. В частности, С. Е. Метелевым криминальная миграция определяется как
социальное, относительно массовое, общественно опасное явление, которое заключается в территориальном перемещении лиц в целях совершения преступлений, а также перемещении криминальных технологий [6]. Спектр форм и видов криминальной миграции чрезвычайно широк. Так, к криминальной миграции относятся территориальные перемещения правонарушителей, скрывшихся от следствия и суда, смена преступниками места жительства, чтобы их не установили компетентные органы ещё до момента возбуждения уголовного дела, миграция лиц, избегающих мести со стороны соучастников или иных представителей преступного мира, преступность гастролирующих преступников. При криминальной миграции лица осознают, что они перемещаются с целью нарушения уголовно-правовых норм или с намерением сделать это в будущем.
Следовательно, незаконная миграция и криминальная миграция - явления вполне самостоятельные, но частично совпадающие. Сущность криминальной миграции определяется главным образом субъективным фактором (стремление совершать преступление или осуществлять преступную деятельность). Именно по этому признаку криминальная миграция, с одной стороны, отличается от гуманитарной и трудовой миграции, а с другой - выходит за рамки социально-демографического процесса. Это обусловлено тем, что данное явление находится на стыке преступности и миграции.
Как видим, криминальный и незаконный аспекты миграции тесно взаимосвязаны. Незаконные иммигранты в большей своей массе, въезжая в Российскую Федерацию, преследуют цель улучшить условия жизни. В свою очередь, целью криминальных субъектов является извлечение сверхприбылей от эксплуатации незаконных мигрантов. Иностранный гражданин, въехавший в Россию незаконно (пересёк границу без документов, по визе, не предусматривающей трудовые отношения, и т. д.), становится лёгкой жертвой для криминала. Это и позволяет рассматривать незаконную миграцию в качестве объекта криминологического исследования. Как отмечает М. П. Клейменов, не всякое криминальное поведение реально признано преступным. Криминальное поведение - по-
тенциально преступное поведение, при этом проявляются две потенции: одна выражает тенденцию закономерного «превращения» поведения в уголовно наказуемое, а другая указывает на его криминогенную роль, поскольку любое общественно опасное поведение порождает цепь негативных последствий [7].
Незаконная иммиграция определяет целый спектр негативных социальных последствий, представляющих угрозу национальной безопасности в России. Массовая миграция иностранных граждан и лиц без гражданства из государств Закавказья, Центральной и Восточной Азии и их незаконное пребывание в регионах Российской Федерации зачастую ухудшают социальную обстановку, создают базу для формирования террористических организаций и политического экстремизма, являются угрозой безопасности России.
Социальная опасность незаконной миграции как в Россию, так и из России заключается в том, что возрастающая незаконная миграция, угрожая национальной и экономической безопасности России, влечёт рост теневой экономики. Труд нелегальных иммигрантов стимулирует теневой сектор экономики России. За последнее десятилетие в процессе реструктуризации российской экономики и рынка труда выделялись сектора, где неформальные отношения приобрели особый размах. Если в среднем объёмы неформальной или теневой экономики оцениваются разными исследователями от 22 до 40 % ВВП, то есть отрасли, где эти оценки доходят до 60-80 %. Это строительство, торговля, мелкие частные предприятия лёгкой, пищевой промышленности, сфера услуг (автосервис, туризм, индустрия развлечений и пр.) и некоторые другие. Такие отрасли и сектора занятости и предъявляют спрос на дешёвый, незащищённый труд мигрантов. Масштабы теневой экономики в России, по самым консервативным оценкам, вдвое больше, чем в других развитых странах, и, по данным Росстата, в неформальном секторе занято как минимум 10 млн человек (15 % от числа занятых в экономике) [8].
Незаконная миграция способствует коррупции среди государственных служащих; демонстрирует слабость государственной власти, её нежелание либо неумение контро-
лировать значимые процессы; создаёт реальную угрозу изменения сложившейся демографической ситуации не только в отдельных субъектах Федерации, но и в целом в стране; стимулирует рост националистических настроений, создаёт условия для возникновения межнациональных конфликтов; ухудшает благосостояние коренного населения; способствует росту этнической преступности, криминализации, постоянному пополнению преступной среды «своими кадрами»; ослабляет стремление желающих мигрировать в Россию сделать это законным, но более сложным и дорогостоящим путём; наносит ощутимый ущерб интересам Российской Федерации в международной сфере.
Этнические формирования незаконных мигрантов создают неконтролируемый рынок товаров и услуг, уклоняясь от уплаты налогов, нередко пытаются монополизировать конкретные сферы деятельности в социально-экономической области различных государств. В этих целях часто используются противоправные средства, что вызывает недовольство коренного населения и усиливает межнациональную напряжённость. Незаконная миграция тесно связана с существованием международного терроризма. Незаконный въезд на территорию страны с целью совершения террористических актов представляет собой существенную угрозу национальной безопасности государства.
Незаконная миграция стимулирует рост националистических настроений, приводящих к возникновению межнациональных конфликтов, подрывает экономическую и национальную безопасность государства. Она становится дополнительным препятствием в деятельности правоохранительных органов по профилактике организованной преступной деятельности и преступлений террористического характера [9]. Все эти факторы негативно влияют на внутриполитическую стабильность в регионах и представляют потенциальную угрозу национальной безопасности России. Обеспечение безопасности требует выработки и реализации стратегии предупреждения и пресечения незаконной миграции.
Незаконная миграция и правовое положение незаконных мигрантов становятся серьёзной проблемой для принимающих го-
сударств, особенно остро она встаёт перед государствами в период глобальных финансовых кризисов и социально-экономических потрясений. Серьёзность разрешения этих проблем обусловлена сложностью определения количественных параметров указанных процессов, неопределённостью вызываемых ими последствий. Отсутствие концептуальной проработанности проблемы незаконной миграции на фоне всего перечисленного обусловливает сложность борьбы с указанными явлениями в условиях нестабильной социально-политической и экономической ситуации.
Анализируя структуру иммиграционных процессов с точки зрения потенциальной криминальности, можно выявить виды использования незаконных мигрантов:
- в качестве курьеров для перевозки и торговли наркотиками;
- с целью вовлечения в террористическую и экстремистскую деятельность;
- вовлечение в сферу торговли людьми со всеми вытекающими последствиями (сексуальная эксплуатация, подневольное состояние, изъятие органов и тканей); торговля детьми - самостоятельное направление торговли людьми;
- для контрабанды объектов флоры и фауны;
- для организации незаконной миграции;
- использование в сфере услуг (проституции, порнографии и пр.).
Таким образом, незаконная миграция выступает в качестве комплексной угрозы национальной безопасности России. Она представляет исключительную общественную опасность, заключающуюся в том, что способствует развитию криминальных структур, связанных с транспортировкой наркотиков, отмыванием теневых капиталов, незаконным оборотом оружия, нелегальной торговлей ядерными материалами и др., т. е. криминализации общественных отношений на всех уровнях, от межгосударственного до муниципального. В частности, к последствиям незаконной миграции в России относятся расширение теневой экономики, развивающейся вне налогового и финансового законодательства; изъятие из финансового оборота значительной доли денежных средств; обострение ситуации на рынке труда и вытесне-
ние фирм и работников страны проживания; криминализация бизнеса; формирование национальных кланов и мафий и др.
Нелегальная миграция становится фактором организованной преступности. Это связано с тем, что незаконная миграция приобретает характер отлаженного криминального бизнеса. Организация незаконной миграции выступает в качестве самостоятельного вида общественно опасной преступной деятельности, способствует коррупции, росту этнической преступности, возникновению межнациональных конфликтов.
Именно поэтому чрезвычайно важное значение имеет осуществление постоянного мониторинга и анализа происходящих на территории Российской Федерации миграционных процессов и их влияния на социально-экономические, демографические и иные аспекты развития страны, а также последующая корректировка конкретных мер государственной миграционной политики Российской Федерации [10].
1. См.: БабаевМ. М., Кузнецова Э. В., Урла-нис Е. Б. Влияние демографических процессов на преступность. - М., 1976. - 176 с.; Ры-баковский Л. Л. Региональный анализ миграции. - М., 1973. - 147 с.; ТюркинМ. Л. Совершенствование концептуально-правовых основ миграционной системы России. - М., 2004. - 114 с.
2. Бабаев М. М. Методы анализа влияния различных факторов социально-экономической ситуации на состояние оперативной обстановки. - М., 1999. - С. 78; Берзин В. А. Криминологическая характеристика и профилактика преступности мигрантов в условиях сверхкрупного города (на материалах г. Москвы) : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. -М., 1999. - С. 6-7; Цориева Е. С. Преступность вынужденных мигрантов (по материалам Республики Северная Осетия - Алания) / под ред. В. Е. Эминова. - Владикавказ, 2004. - С. 168.
3. Трудовая миграция в России: проблемы работы органов внутренних дел : результаты научных исследований. - Ростов н/Д., 2005. -С. 7.
4. Ломброзо Ч. Преступление. Новейшие успехи науки о преступнике. Анархисты / сост. и пре-дисл. В. С. Овчинского. - М., 2004. - 320 с.
5. Цит. по: Иншаков С. М. Зарубежная криминология. - М., 1997. - 374 с.
6. Метелев С. Е. Криминальная миграция: характеристика и предупреждение : автореф.
дис. ... канд. юрид. наук. - Омск, 1996. -С. 25-30.
7. Клейменов М. П. Введение в этнокриминоло-гию. - Омск, 2004. - 244 с.
8. См.: ТюрюкановаЕ. Миграционный режим и глобализация экономики // Проблема незаконной миграции в России: реалии и поиск решений (по итогам социологического обследования). - М., 2004. - С. 64.
9. См.: Кузнецов А. П. Ответственность за организацию незаконной миграции (ст. 3221) // Миграция. Межэтнические отношения. Преступность. - Н. Новгород, 2005. - С. 106.
10. Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года : (утв. Президентом РФ 13 июня 2012 г.). - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».