Научная статья на тему 'Нормативно-правовые основы государственного управления в сфере культуры'

Нормативно-правовые основы государственного управления в сфере культуры Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
95
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Ключевые слова
нормативно-правовое основание культурной политики / культурная политика / законодатель / нормативно-правовые акты / целевые программы / региональные программы / целевое финансирование / национальная идентичность / культурный суверенитет / культурные и традиционные ценности / normative-legal basis of cultural policy / cultural policy / legislator / normative-legal acts / targeted programs / regional programs / targeted financing / national identity / cultural sovereignty / cultural and traditional values

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Регина Фанзилевна Чингизова

В статье рассматриваются основные направления и векторы развития государственной политики в сфере культуры современной России. Государственная культурная политика должна обеспечивать культурный суверенитет страны, территориальную целостность, реализацию культурной политики и сохранить историко-культурную идентичность российского общества. Государственная политика в сфере культуры основана на Конституции, законодательных и нормативно-правовых актах; органы власти разрабатывают целевые программы по развитию культуры и сохранению культурного наследия страны, созданию институтов и учреждений культуры, а также по организации и проведению культурных мероприятий и программ. Государственная политика в сфере культуры может быть выражена как на уровне национального государства, так и на региональном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Regulatory and legal bases of public administration in the sphere of culture

The article discusses the main directions and vectors of development of state policy In the sphere of culture of modern Russia. It is proved that the state cultural policy should ensure the cultural sovereignty of the country, the territorial integrity of the implementation of cultural policy and preserve the historical and cultural identity of Russian society. The state policy in the field of culture is based on the Constitution, legislative and regulatory acts, according to the established budget, programs, the state provides financial support to cultural institutions, develops targeted programs for the development of culture and preservation of the cultural heritage of the country, for the creation of cultural institutions and institutions, as well as for the organization and conduct of cultural events and programs. State policy in the field of culture can be expressed both at the level of the national state, and at the regional or local level.

Текст научной работы на тему «Нормативно-правовые основы государственного управления в сфере культуры»

Закон и право. 2024. № 2. С. 111-115. Law and legislation. 2024;(2):111-115.

Научная статья УДК 342

https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-2-111-115 EDN: https://elibrary.ru/PUYTRQ

NIION: 1997-0063-2/24-082 MOSURED: 77/27-001-2024-2-282

Нормативно-правовые основы государственного управления

в сфере культуры

Регина Фанзилевна Чингизова

Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы,

Москва, Россия, reginachingizova@gmail.com

Аннотация. В статье рассматриваются основные направления и векторы развития государственной политики в сфере культуры современной России. Государственная культурная политика должна обеспечивать культурный суверенитет страны, территориальную целостность, реализацию культурной политики и сохранить историко-культурную идентичность российского общества. Государственная политика в сфере культуры основана на Конституции, законодательных и нормативно-правовых актах; органы власти разрабатывают целевые программы по развитию культуры и сохранению культурного наследия страны, созданию институтов и учреждений культуры, а также по организации и проведению культурных мероприятий и программ. Государственная политика в сфере культуры может быть выражена как на уровне национального государства, так и на региональном уровне.

Ключевые слова: нормативно-правовое основание культурной политики, культурная политика, законодатель, нормативно-правовые акты, целевые программы, региональные программы, целевое финансирование, национальная идентичность, культурный суверенитет, культурные и традиционные ценности.

Для цитирования: Чингизова Р.Ф. Нормативно-правовые основы государственного управления в сфере культуры // Закон и право. 2024. № 2. С. 111—115. https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-2-111-115 ЕБЫ: https://elibrary.ru/PUYTRQ

Original article

Regulatory and legal bases of public administration in the sphere of culture

Regina F. Chingizova

Patrice Lumumba Peoples' Friendship University of Russia, Moscow,

Russia, reginachingizova@gmail.com

Abstract. The article discusses the main directions and vectors of development of state policy in the sphere of culture of modern Russia. It is proved that the state cultural policy should ensure the cultural sovereignty of the country, the territorial integrity of the implementation of cultural policy and preserve the historical and cultural identity of Russian society. The state policy in the field of culture is based on the Constitution, legislative and regulatory acts, according to the established budget, programs, the state provides financial support to cultural institutions, develops targeted programs for the development of culture and preservation of the cultural heritage of the country, for the creation of cultural institutions and institutions, as well as for the organization and conduct of cultural events and programs. State policy in the field of culture can be expressed both at the level of the national state, and at the regional or local level.

Keywords: normative-legal basis of cultural policy, cultural policy, legislator, normative-legal acts, targeted programs, regional programs, targeted financing, national identity, cultural sovereignty, cultural and traditional values.

For citation: Chingizova R.F. Regulatory and legal bases of public administration in the sphere of culture // Law and legislation. 2024; (2) : 111 — 115. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-2-111-115 EDN: https://elibrary.ru/PUYTRQ

© Чингизова Р.Ф. М., 2024. LAW & LEGISLATION • 02-2024

В основу российской государственной политики в сфере культуры заложены концепции единого и целостного федеративного управления, иерархия федерального и местного управления, сохранение исторической памяти и традиционных национальных ценностей. Развитие государственного управления в сфере культуры невозможно без дальнейшего совершенствования конституционно-правовой политики в данной области.

Правовое обеспечение государственной политики в сфере культуры осуществляется совокупностью нормативных правовых актов. Ядро нормативного массива составляют нормы Конституции и законов о культуре. Конституционные положения в силу своего места в иерархической системе нормативных правовых актов имеют первостепенное значение, определяя принципиальные положения.

Законы о культуре определяют предмет правового регулирования и систему законодательства в сфере культуры, принципы государственной политики и задачи государства, права и свободы человека и гражданина в сфере культуры, а также государственное управление в данной сфере. К числу общих задач, стоящих перед государствами в сфере культуры, на основе анализа, можно отнести следующие: формирование и реализация государственной культурной политики, сохранение и развитие национальной культуры (культуры народов), реализация и защита прав граждан на деятельность в области культуры и доступа к культурным ценностям.

На основании Всеобщей декларации прав человека мы можем утверждать, что «каждый человек как член общества имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях посредством национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства».

В Российской Федерации основы государственной политики в области культуры рассмотрены в ст. 44 Конституции, на основе которой российским гражданам «гарантируется свобода любого вида творчества», а также в данной статье закреплена охрана интеллектуальной собственности.

Согласно ст. 44 каждый имеет право на участие в культурной жизни и посещение учреждений культуры. В ней же рассмотрена совокуп-

ность прав, свобод и обязанностей в сфере культуры, которая подразумевает необходимость обеспечения нормами права свободы художественного, литературного и иного видов творчества и прав на пользование учреждениями культуры, участия в культурной жизни, на получение доступа к ценностям культурного характера, включая обязанности по сохранению культурного и исторического наследия, в том числе памятников культуры и истории.

Государственные обязанности субъектов РФ в области культуры определены в Федеральном законе «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Согласно Закону субъекты РФ самостоятельно устанавливают систему органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ.

На основании Конституции Российской Федерации разграничиваются полномочия между органами государственной власти РФ и ее субъектами в области регулирования деятельности в сфере культуры. Таким образом, к ведению Российской Федерации относятся: установление основ федеральной политики и федеральных программ в области культурного и национального развития, правовое регулирование интеллектуальной собственности. В совместном ведении России и ее субъектов находятся охрана памятников истории и культуры и общие вопросы образования и культуры.

Развитие и стабильность сферы культуры находятся в области влияния политики. Эффективное взаимовлияние сферы культуры и политики является одним из ключевых факторов, определяющих основные направления развития культуры государства и общества. Кроме того, взаимовлияние культуры и политики, безусловно, предопределяет нормативное содержание государственного регулирования области культуры. Действующая Конституция Российской Федерации очерчивает основные векторы государственного управления, обеспечения гарантии и свобод граждан, общества и публично-правовых институтов в области культуры в среднесрочной и долгосрочной перспективах.

На основании Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года условием формирования и сохранения общероссийской культурной идентичности выступает передача от поколения к поколению традиционных российских духовно-

ЗАКОН И ПРАВО • 02-2024

нравственных ценностей, самобытных традиций, обычаев и образцов поведения, сохранение и защита национальной идентичности и культурной самобытности всех народов страны (ч. 3 ст. 69 Конституции РФ), включая государство-образующий русский народ, ослабление которого, в том числе путем деструктивного воздействия на русскую культурную доминанту (русская культура и русский язык), рассматривается государством как непосредственная угроза национальной безопасности.

Объектом государственной политики в сфере культуры являются взаимоотношения между государством и гражданским обществом, а также отношения, складывающиеся внутри гражданского общества по вопросам реализации и обеспечения культурной среды. Характеризуя правовую реальность современной России, необходимо подчеркнуть ее противоречивый характер, что во многом связано с отсутствием четких механизмов реализации государственной культурной политики. К сожалению, наличие бинарных оппозиций в правовой системе, в том числе и в области культуры, — черты, отличающие государственное регулирование в России.

Для эффективного управления областью культуры с точки зрения современного понимания правовой культуры в российском правоведении необходимо выявление тенденций развития правовой культуры в контексте современного правоведения, в основе которого будет осознание духовно-нравственной ответственности и определение юридической силы нравственных норм и принципов. Мы согласны с мнением исследователей о том, что «гражданское общество, основанное на принципах правового государства, уважения нравственности, гуманизма и справедливости, соответствует этой правовой культуре, которая является частью целого, включающего правосознание, правовые ценности, общественный интерес, а также опыт мира» [1; 6; 7].

Государственное управление в сфере культуры включает разработку нормативно-правовой базы, регулирует преобразование культурной среды и системы управления сферой культуры в соответствии с требованиями административной реформы [1, с. 219]. Также стоит отметить, что законодатель установил механизмы создания условий для эффективной деятельности учреждений культуры, стимулирующих комплекс мер, направленных на курс адаптации учреждений культуры к рыночным условиям, который подразумевает наиболее целесообразное планирова-

ние и благоустройство, а также преобразование учреждений культуры в новую организационно-правовую форму, а также ведет активную деятельность и правовое регулирование в целях развития механизмов государственно-частного партнерства и системы саморегулирования и патроната объектов культуры [4, с. 12].

Государственная политика в сфере культуры основывается «на идее объединения усилий всего общества для создания единого культурного пространства и коллективной идентичности рос -сиян, в основе которой, в свою очередь, лежит целостный подход к культуре, и предполагает значительное расширение поля культурной политики» [2, с. 7]. Такой подход направлен на создание интегративного плана по согласованию культурной политики региона и федерального масштаба.

Государственная культурная политика выступает как инструмент согласования интересов творческой личности, общества и страны. Основанием такого договора является Основной закон в области культуры и искусства. Для эффективного управления сферой культуры необходимо разработать и реализовать программу развития культуры на муниципальном уровне, учитывающую наиболее перспективные направления в развитии культуры региона и сохранения национальной идентичности данного региона, формирование общественного сознания, норм поведения, развития гражданского патриотизма, пропаганду международного взаимопонимания.

Кроме того, такие региональные программы развития культуры должны быть направлены на повышение качества государственного управления в области культуры и эффективности распределения экономических средств, обеспечение широкого доступ граждан к ценностям, обеспечивающим культурное, общедоступное творчество, а также обеспечение равного уровня доступности культурных ценностей для населения вне зависимости от доходов и социального положения граждан, создание культурной среды на территории общности, удовлетворяющей потребности личности и общества в целом.

Государственное управление подразумевает и финансовое регулирование учреждений культуры, которое осуществляется за счет средств учредителя, доходов от их деятельности и иных доходов, разрешенных законодателем. На сегодняшний день в РФ есть не только государственные, но и частные учреждения культуры. Условия их создания, деятельности и организации устанавливаются Федеральным законом Россий-

ЬДМ & ЬЕ^БЬДТЮМ • 02-2024

ской Федерации «О некоммерческих организациях» [2, с. 78]. Кроме того, Законом предусмотрены льготы, гранты для осуществления деятельности в сфере культуры.

Нормативной основой культурного развития являются программно-целевые документы, отражающие целевые назначения и источники финансирования, ориентированные на комплексное сохранение российской культурной самобытности [1, с. 226]. В региональной политике в области культуры приоритетом является проведение мероприятий по реализации историко-культурного потенциала региона и получению статуса одного из национально-культурных центров государства [3, с. 656].

На современном этапе одним из ключевых органов государственной власти в области культуры является Министерство культуры Российской Федерации, главной задачей которого является поддержка, развитие и защита культурного наследия России и осуществление государственной политики в области культуры. В соответствии с идеей децентрализации власти установлено разделение полномочий между федеральными, региональными и местными органами власти при сохранении общей миссии: доступ к культуре и участие каждого гражданина региона.

Органы государственной власти и органы управления на федеральном, региональном и местном уровнях не могут вмешиваться в решение вопросов, отнесенных к ведению других органов. Региональным и местным органам власти дано право разрабатывать собственное законодательство, действующее только на территории муниципалитета; содержание которого не должно противоречить действующему российскому законодательству.

Региональная культурная политика ведется в муниципалитетах соответствующими органами и должна пройти проверку в течение пяти лет. В таких программах указывается комплекс задач, которые необходимо выполнить для достижения целей культурного развития региона. Для каждой задачи в программе должны быть определены мероприятия, которые направлены на их выполнение. Кроме того, в контексте культурного развития муниципалитета могут разрабатываться подпрограммы, учитывающие цели и задачи программы. Для определения эффективности реализации целевой программы развития культуры в границах данного сообщества в программе определяются ожидаемые результаты [1, с. 206].

Таким образом, государственная политика в области культуры основана на Конституции, законодательных и нормативно-правовых актах. Государственные органы власти разрабатывают целевые программы по развитию и сохранению культурного наследия страны, направленные на создание институтов и учреждений культуры, а также на организацию и проведение культурных мероприятий и программ.

Список источников

1. Актуальные проблемы культурной политики современной России: Сб. матер. / Под ред. Б.Ю. Сорочкина. М.: Российская академия наук, Федеральное агентство по культуре и кинематографии, Государственный ин-т искусствознания, 2021. 256 с.

2. Астафьева О.Н. Культурная политика и национальная культура: перспективы стратегического вектора современной России / О.Н. Астафьева, Г.А. Аванесова // Ярославский педагогический вестник. 2020. № 5. С. 193—201.

3. Бирюкова Т. С. Управление сферой культуры в регионе / Т.С. Бирюкова, И.А. Кох // Вопросы управления. 2021. № 2 (63). С. 214—228.

4. Изикова Н.В. Теоретико-методологические основы современной культурной политики: Дис. ... д-ра филос. наук. Санкт-Петербург, 2020.

5. Колякова И.В. Культура и власть: векторы трансформации культурной политики современной России // Юбилейный сб. ст. преподавателей и сотрудников социологического факультета Самарского гос. ун-та. амара: Самгу, 2019. С. 336—340.

6. Максимова М.А. Полномочия органов местного самоуправления в области культуры, образования, физического развития и спорта / М.А. Максимова, Н.В. Павлова // Синергия наук. 2021. № 43. С. 654—660.

7. Сергеев В.В. О формировании культурной политики в современных условиях // Власть. 2020. № 9. С. 13—15.

References

1. Actual problems of cultural policy of modern Russia: Collection of materials / Edited by B.Yu. Sorochkin. M.: Russian Academy of Sciences, Federal Agency for Culture and Cinematography, State Institute of Art Studies, 2021. 256 p.

2. Astafyeva O.N. Cultural policy and national culture: prospects of the strategic vector of modern Russia / O.N. Astafyeva, G.A. Avanesova // Yaroslavl Pedagogical Bulletin. 2020. № 5. Pp. 193—201.

ЗАКОН И ПРАВО • 02-2024

3. Biryukova T.S. Management of the sphere of culture in the region / T.S. Biryukova, I.A. Koch // Management issues. 2021. № 2 (63). Pp. 214—228.

4. Izikova N.V. Theoretical and methodological foundations of modern cultural policy: Dis. ... doctor of philosophy. St. Petersburg, 2020.

5. Kolyakova I.V. Culture and power: vectors of transformation of cultural policy of modern Russia // Jubilee collection of articles by teachers and staff of the Faculty of Sociology of Samara State Universi-

ty. Samara: Samara State University, 2019. Pp. 336-340.

6. Maksimova M.A. Powers of local self-government bodies in the field of culture, education, physical development and sports / M.A. Maksimova, N.V. Pavlova // Synergy of Sciences. 2021. № 43. Pp. 654-660.

7. Sergeev V.V. On the formation of cultural policy in modern conditions // Power. 2020. № 9. Pp. 13-15.

Информация об авторе

Чингизова Р.Ф. — магистрант

Статья поступила в редакцию 09.12.2023; одобрена после рецензирования 08.01.2024; принята к публикации 14.01.2024.

Information about the author

Chingizova R.F. — master's student

The article was submitted 09.1 2.2023; approved after reviewing 08.01.2024; accepted for publication 14.01.2024.

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Психология. 2-е изд., перераб. и доп. Учеб. пособие. Гриф НИИ образования и науки. Гриф МУМЦ " Профессиональный учебник". Гриф МНИЦ Судебной экспертизы и исследований / Под науч. ред. И.В. Гро-шева, В.Л. Цветкова; под общ. ред. В.Ф. Родина, И.Б. Лебедева. 311 с.

ISBN: 978-5-238-03625-0

Учебное пособие разработано в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта по специальностям "Правовое обеспечение национальной безопасности" и " Правоохранительная деятельность". Рассмотрены основы психологии для сотрудников правоохранительных органов.

Для курсантов, студентов, адъюнктов, аспирантов вузов, а также всех тех, кто интересуется проблемами психологического обеспечения правоохранительной деятельности.

LAW & LEGISLATION • 02-2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.