2022
ВОПРОСЫ МУЗЕОЛОГИИ
Т. 13. Вып. 2
МУЗЕЙ И ОБЩЕСТВО
УДК 094.5
Правовое поле российских музеев как основа реализации современной культурной политики Российской Федерации
О. Б. Вахромеева
Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна, Российская Федерация, 191186, Санкт-Петербург, ул. Большая Морская, 18.
Для цитирования: Вахромеева О. Б. 2022. Правовое поле российских музеев как основа реализации современной культурной политики Российской Федерации. Вопросы музеологии 13 (2): 301-313. https://doi.org/10.21638/spbu27.2022.211
В Санкт-Петербургском государственном университете промышленных технологий и дизайна с 2022/2023 учебного года начинается чтение лекций и проведение практических занятий по одной из актуальных учебных дисциплин «Современная культурная политика Российской Федерации», разработкой рабочей программы, учебных материалов и пособия которой занималась автор статьи начиная с 2020 г. Данный курс введен в учебный процесс многих российских вузов и связан с Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. № 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики». Государственная культурная политика представляется неотъемлемой частью Стратегии национальной безопасности современной России. В ее рамках ставятся и выполняются конкретные задачи. В статье описана структура нормативно-правовой базы, формирующей государственную политику России в области культуры. Составляющие ее нормативные правовые акты служат источниками правового поля музейной сферы. Новизна исследования заключается в методе систематизации нормативно-правовых документов, лежащих в основе законодательства о российских музеях с целью изложения основ современной культурной политики студентам СПбГУПТД. Научная значимость состоит в том, что новейшие нормативно-правовые акты, затрагивающие музейную проблематику, анализируются, истолковываются и сопровождаются комментариями исследователей вопроса для формирования у студентов понимания того, что защита общего блага, в том числе в сфере музеев, связана с организационно-властной деятельностью государства. В статье проанализированы отдельные нормативно-правовые источники Российской Федерации, касающиеся состояния и функционирования Музейного фонда и музеев в России, в частности, Федеральный
© Санкт-Петербургский государственный университет, 2023
закон от 26 мая 1996 г. № 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» (в редакции 2021 г.).
Ключевые слова: музеи России, нормативно-правовая база, современная культурная политика, Российская Федерация.
В XXI столетии культура российского народа выступает одним из определяющих факторов создания общенациональной идеологии. Она призвана способствовать становлению нравственной, мыслящей, творческой личности и поддержанию гражданского единства нации. Российская культура содействует определению и достижению общих целей развития Отечества, поэтому государственная культурная политика тесно связана со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации. Об этом свидетельствуют такие источники, как Указ Президента РФ от 24 декабря 2014 г. № 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики», Указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 г.», Указ Президента РФ от 5 сентября 2022 г. № 611 «Об утверждении Концепции гуманитарной политики Российской Федерации за рубежом» и Распоряжение Правительства РФ от 29 февраля 2016 г. № 326-р «Об утверждении Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 г.». Последний акт инициирует координационную деятельность и взаимодействия субъектов культуры1.
В проекте правового акта «Основы государственной культурной политики» от 16 мая 2014 г. была четко сформулирована цель развития страны и общества — «сильная, единая, независимая во всех отношениях Россия, приверженная собственной модели общественного развития и при этом открытая для сотрудничества и взаимодействия со всеми народами, государствами и культурами»2. По мнению авторов документа, культура оказывает воздействие «на все аспекты политики государства и сферы жизни общества»3. Отечественная культурная политика строится на реализации «комплекса стратегических задач» в системе государственного управления, лишь опосредованно связанной с культурой, поэтому была проведена многоэтапная и сложная работа по встраиванию конкретных стратегий в государственный и негосударственный секторы культурной деятель-ности4.
В Указе Президента РФ от 24 декабря 2014 г. № 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики» к стратегическим задачам культурной политики были отнесены:
— сохранение наследия русской культуры и культур всех народов России как универсальной ценности, определяющей самобытность и жизнеспособность российского народа;
1 Востряков, Тургаев, 2018. С. 6-7.
2 Основы государственной культурной политики (проект от 16 мая 2014 г.). Президент России. URL: http://www.kremlin.ru/events/administration/21027 (дата обращения: 20.01.2021).
3 Там же.
4 Там же.
— развитие и защита русского языка — государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения — как основы гражданского и культурного единства Российской Федерации;
— поддержка отечественной литературы, обеспечение доступа граждан к произведениям русской классической и современной литературы, произведениям литературы на языках народов России;
— привлечение детей и молодежи к участию в познавательных, творческих, культурных, краеведческих, благотворительных организациях, объединениях и коллективах;
— развитие русской и национальных культур народов России;
— поддержка существующих и вновь создаваемых институтов и общественных инициатив, связанных с различными видами культурной деятельности;
— практическое обеспечение равных прав граждан на доступ к культурным ценностям, на свободное творчество, занятие культурной деятельностью, на пользование учреждениями и благами культуры;
— развитие образования в сфере искусства и культуры;
— поддержка научных исследований в указанной сфере и др.5
Музейная сфера была упомянута в документе трижды: во-первых, в связи с уточнявшимися терминами «культурная деятельность» и «информационная среда»; во-вторых, в отношении «усиленной роли» музеев наряду с библиотеками, архивами, театрами и иными учреждениями культуры «в деле исторического и культурного просвещения и воспитания»; в-третьих, в разделе задач государственной культурной политики в области культурного наследия народов России. Речь зашла о совершенствовании системы государственной охраны объектов культурного наследия, в том числе предметов музейного фонда, а также о «систематизации, расширении и развитии имеющегося опыта использования объектов культурного наследия, предметов музейного фонда, научного и информационного потенциала российских музеев и музеев-заповедников в образовательном процессе»6.
Согласно Указу Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 г.», культура была впервые включена в состав приоритетных национальных проектов7. Глава государства нацелил исполнителей на региональный фактор, повышение качества и разнообразие культурной жизни граждан, проживающих в малых городах и поселках страны. Реализация национального проекта «Культура» началась 1 января 2019 г. по трем направлениям: «Культурная среда», «Творческие люди», «Цифровая культура». В настоящий момент куратором выступает заместитель Председателя Правительства РФ Т. А. Голикова, руководителем — министр культуры РФ О. Б. Любимова. Успешная реализация проекта связана с улучшением системы информирования населения через средства массовой информации и информационно-телекоммуникационную сеть Интернет, налаживанием финансового контроля (при бюджетном финансировании музейных и концертных организаций не менее 75 %8), поиском дополнительных источников финансирования, воспитанием кадро-
5 Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. № 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики». Президент России. URL: http://www.kremlin.ru/acts/ bank/39208 (дата обращения: 24.07.2022).
6 Там же.
7 Востряков, Тургаев, 2018. С. 7.
8 Абанкина, 2013. С. 156.
вого резерва, созданием виртуальных концертных залов, музейных пространств и др.9 Так, к концу 2024 г. в национальных и региональных музеях планируется создание 450 новых мультимедиа-гидов по экспозициям и выставочным проектам с использованием технологии дополненной реальности; ожидается осуществление 48 выставочных проектов федеральных и региональных музеев в субъектах Российской Федерации10.
По мнению исследователей М. Н. Магомедова и Н. А. Носковой, отечественное законодательство в сфере культуры носит публичный характер. Они замечают: «Культурная политика предполагает широкое участие общественных организаций в подготовке проектов законов через общественные палаты, общественные советы при органах государственной власти и экспертные сообщества. Наконец, законы о культуре выступают одним из механизмов выявления и защиты общественных интересов и потребностей»11.
В Указе Президента РФ от 5 сентября 2022 г. № 611 «Об утверждении Концепции гуманитарной политики Российской Федерации за рубежом» российская культура всех исторических эпох названа «символом России и российской нации»: «Ее уникальность демонстрировали миру не только труды выдающихся представителей литературы, музыки и науки... но и богатое культурное и духовное наследие многонационального народа России»12. Для защиты, сохранения, продвижения традиций и идеалов Русского мира, например, в рамках музейного дела следует «поощрять международное сотрудничество в области сохранения, реставрации и охраны культурных ценностей, вырабатывать надежные гарантии возвращения в Российскую Федерацию временно направленных в другие государства музейных экспонатов, принимать меры по предотвращению незаконного вывоза из Российской Федерации культурных ценностей и незаконной передачи права собственности на них»13.
Нормативно-правовую базу культурной политики Российской Федерации, которая создается уже не одно десятилетие, составляют законы, подзаконные акты и различные нормативные распорядительные документы. Правовое поле определяет взаимодействие институтов культуры и деятелей культуры с государством, обеспечивает реализацию стратегических задач и приоритетов государства, контролирует и принуждает, гарантирует права и свободы индивида в сфере культуры14.
Основной закон России — Конституция Российской Федерации, имеющая высшую юридическую силу, прямое действие и применяемая на всей территории нашей страны, определяет порядок подготовки и издания законов. Последняя функция доступна Федеральному Собранию РФ и главам субъектов РФ. Постановления, распоряжения и приказы, касающиеся деятельности отдельных учреждений
9 Национальный проект «Культура». Министерство культуры Российской Федерации. URL: https://cuIture.gov.ru/about/national-project/about-project/ (дата обращения: 03.09.2022).
10 Паспорт национального проекта «Культура». Правительство России. URL: http://government. ru/info/35562/ (дата обращения: 03.09.2022).
11 Магомедов, Носкова, 2019. С. 167.
12 Указ Президента Российской Федерации от 5 сентября 2022 г. № 611 «Об утверждении Концепции гуманитарной политики Российской Федерации за рубежом». Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202209050019 (дата обращения: 09.09.2022).
13 Там же.
14 Евменов (ред.), 2020. С. 119.
культуры, относятся к нормативным актам, не имеющим силы закона15. Согласно первой части ст. 44 Конституции РФ, «каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом»; при этом представительная, исполнительная и судебная власти выступают гарантами прав и свобод всех субъектов культурной деятельности, защищают эти права и свободы посредством законодательной, иной нормативной деятельности и др. Помимо названных важнейших гарантий свободы творчества, иные гарантии, предусматривающие ряд обязанностей государства в творческой сфере, закреплены в ст. 32-34 Конституции РФ и в актах текущего законодательства16. Согласно второй части рассматриваемой статьи, «каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям», включая находящиеся в государственном библиотечном, музейном, архивном фондах, иных собраниях во всех областях культурной деятельности. Относительно культурных ценностей, которые являются музейными предметами или музейными коллекциями, включенными в состав Музейного фонда РФ и находящимися в музеях РФ, действует принцип открытости для доступа каждого, что подтверждается, в частности, ст. 35 Федерального закона «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации»17. Согласно третьей части ст. 44 Конституции РФ, обязанность каждого гражданина заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры соотносится с «Декларацией принципов международного культурного сотрудничества» ООН (1966 г.). Обязанность имеет своей целью сохранение духовных и материальных культурных ценностей многонационального российского народа. К объектам культурного наследия относятся бесчисленные объекты музейного пространства18.
Федеральные законы затрагивают в том числе социально-культурные и духовные аспекты жизни всего российского общества. Например, «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» от 26 мая 1996 г. № 54-ФЗ, «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 24 мая 2002 г. № 73-ФЗ и др.
Региональное законодательство призвано, с одной стороны, создавать правовую нормативную базу, чтобы развивать отрасли культуры выполняя обязательства государства, а с другой стороны, гарантировать финансирование региональных объектов культурного наследия, а также приобщать жителей к культурным ценностям. Законы субъектов РФ в сфере музеев разнятся между собой (например, в Ульяновской19 и Рязанской областях20), хотя и опираются на основы законода-
15 Тургаев (ред.), 2017. С. 96, 99-100.
16 Статья 44 Конституции РФ. Комментарии к статье. Конституция РФ. URL: https://constrf.ru/ razdel-1/glava-2/st-44-krf (дата обращения: 28.01.2022).
17 Там же.
18 Там же.
19 Постановление Правительства Ульяновской области от 24 сентября 2021 г. № 444-П «Об утверждении положения о региональном государственном контроле (надзоре) за состоянием Музейного фонда Российской Федерации». Электронный фонд правовых и нормативно-правовых документов. URL: https://docs.cntd.ru/document/463739494 (дата обращения: 04.09.2022).
20 Закон Рязанской области от 26 декабря 2016 г. № 102-03 «О регулировании отдельных отношений в сфере музеев на территории Рязанской области». Электронный фонд правовых и нор-
тельства РФ о культуре, Музейном фонде России. Общей проблемой регионального законодательства является отсутствие должной правовой защиты объектов культурного наследия.
Распорядительные акты органов исполнительной власти и высших должностных лиц в государстве — подзаконные акты. На вершине стоят Указы Президента России, далее следуют постановления и распоряжения Правительства РФ. Министерство культуры РФ, реализующее государственную политику и предоставляющее государственные услуги в области культуры и культурного наследия, издает в качестве нормативных правовых актов приказы, распоряжения и др.
Муниципальные правовые акты ответственны за расширение культурного потенциала краев, областей, регионов России. Они отвечают за развитие малых городов и местечек, обеспечивают доступность для населения культурных благ (например, создают инфраструктурные объекты культуры в сельских поселениях)21.
Иерархию нормативных правовых актов завершают локальные акты (приказы, распоряжения, обзоры, отчеты, статистическая информация и др.) организаций, которые рассчитаны на применение положений рядом или всеми работниками. Например, к ним относятся ведомственные нормативные правовые акты о противодействии коррупции в учреждениях культуры22, являющиеся ответом на указы Президента РФ и распоряжения Правительства РФ23.
Большинство указанных актов и распоряжений являются источниками для законодательства музейной сферы.
Основополагающим документом правового поля российских музеев служит Федеральный закон от 26 мая 1996 г. № 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации». В ст. 28 акта сказано, что в России музеи учреждаются в порядке, установленном законодательством РФ, а реорганизуются и ликвидируются согласно гражданским законам (ст. 31-32)24. Документ рассматривается в редакции 2021 г., с учетом предыдущих изменений от 2003, 2004, 2007, 2008, 2010, 2011, 2014, 2016, 2017 и 2018 гг.
В ст. 3 представлены основные понятия. Так, под Музейным фондом РФ понимается «совокупность подлежащих государственному учету и постоянно хранящихся на территории Российской Федерации музейных предметов и музейных коллекций, гражданский оборот которых допускается с соблюдением ограничений, установленных настоящим Федеральным законом»25. Музей — это «некоммерче-
мативно-правовых документов. URL: https://docs.cntd.ru/document/444883126 (дата обращения: 04.09.2022).
21 Тургаев (ред.), 2017. С. 99-100.
22 Отчет по выполнению ведомственного плана по противодействию коррупции за 2020 год. Министерство культуры РФ. URL: https://cuIture.gov.ru/documents/otchet-o-vypolnenii-vedomstvennogo-plana-po-protivodeystviyu-korruptsii-za-2020-god19022021/?sphrase_id=598827 (дата обращения: 04.09.2022).
23 Указ Президента Российской Федерации от 19 мая 2008 г. № 815 «О мерах по противодействию коррупции». Министерство культуры РФ. URL: https://cuIture.gov.ru/documents/o-merakh-po-protivodeystviyu-korruptsii815/?sphrase_id=598827 (дата обращения: 04.09.2022).
24 Федеральный закон от 26 мая 1996 г. № 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации». Министерство культуры РФ. URL: https://cuIture.gov.ru/ documents/o-muzeynom-fonde-rossiyskoy-federatsii-i-muzeyakh-v-rossiyskoy-federatsii-54/ (дата обращения: 02.09.2022).
25 Там же.
ское учреждение культуры, созданное собственником для хранения, изучения и публикации представления музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, а также для достижения иных целей, определенных настоящим Федеральным законом»26. Начиная с редакции 2017 г. было введено определение негосударственного музея федерального значения — музей, особый статус которого определяется постановлением Правительства РФ. По представлению федерального органа исполнительной власти в сфере культуры Правительство РФ может предоставить негосударственному музею статус негосударственного музея федерального значения27.
В ст. 5 поясняется, что Музейный фонд состоит из государственной и негосударственной частей, а музейные предметы и музейные коллекции, которые включены в его состав, «могут находиться в государственной, муниципальной, частной или иных формах собственности»28.
В качестве целей создания музеев в России законодатель намечает следующие: осуществление просветительской, научно-исследовательской и образовательной деятельности; хранение музейных предметов и музейных коллекций; выявление, собирание, изучение и публикация музейных предметов и музейных коллекций29.
Начиная с редакции 2017 г. Федерального закона «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» была упрощена процедура включения предметов в Музейный фонд РФ. Схематично она выглядит таким образом: экспертиза культурных ценностей — приказ директора — включение в Книгу поступлений — передача данных в Государственный каталог — выгрузка данных с учетом номера Государственного каталога Музейного фонда в специальную программу АМС30.
На вопросе о государственном учете музейных предметов и музейных коллекций остановились в комментариях к Федеральному закону заместитель директора Департамента музеев Министерства культуры РФ Н. В. Чечель и главный хранитель Алтайского государственного краеведческого музея Ю. А. Абрамова. Первая отметила важность подразделения государственного учета на первичный и централизованный, процитировав источник. «Первичный государственный учет включает в себя: экспертизу культурных ценностей в целях отнесения их к музейным предметам и музейным коллекциям; приказ директора; первичную регистрацию музейных предметов и музейных коллекций в главной инвентарной книге музея»31. «Центральный учет осуществляется в форме регистрации музейных предметов и музейных коллекций Музейного фонда РФ в Государственном каталоге»32. Второй автор пошагово описала новую процедуру государственного учета, отметив,
26 Там же.
27 Там же.
28 Там же.
29 Там же.
30 Чечель Н. В. Об изменениях нормативно-правовой базы в области учета и хранения Музейного фонда РФ. ГБУК ЛО «Музейное агентство». URL: https://www.lenoblmus.ru/sites/default/ files/2020-09/ceb88f0f97b09dc7dbdf4a53683a84ed.pdf (дата обращения: 04.09.2022).
31 Там же.
32 Там же.
что и первичный, и централизованный учет необходимо осуществлять силами сотрудников музея33.
Упомянутые авторы затрагивают тему потенциала Государственного каталога Музейного фонда РФ. При этом Н. В. Чечель описала его структуру, состоящую из трех реестров (реестра музеев, иных организаций, физических лиц, в собственности, во владении или в пользовании которых находятся музейные предметы и музейные коллекции; реестра музейных предметов и музейных коллекций; и реестра сделок с музейными предметами и музейными коллекциями)34.
Исследователи вопроса называют Госкаталог Музейного фонда РФ важным федеральным проектом, который интересен как специалистам, так и пользователям. Тем не менее они отмечают его явные недостатки, которые затрудняют работу с имеющимися данными, предлагая устранить проблему при помощи введения дополнительного интерфейса35. Наряду с этим исследователи Г. М. Цинченко и И. С. Орлова отмечают имеющиеся противоречия правового поля российских музеев. Так, в Музейный фонд включены только музейные предметы, зафиксированные в электронном каталоге, поэтому большинство (90 %) существующих музейных предметов не находятся под государственной защитой, что чревато возможными утратами источников, проблемами с их сохранностью в случае внутренних или внешних угроз. В музеях сохранностью и безопасностью музейных предметов занимаются сотрудники различных групп в рамках общей концепции безопасности организации36. Кроме того, не включенные в Госкаталог Музейного фонда РФ музейные предметы испытают постоянные проблемы в области хранения и реставрации37.
Федеральный закон «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» задает тон законодательным органам власти в субъектах РФ. Так, в редакции 2017 г. рассматриваемого акта появилась ст. 26.1 о музеях-заповедниках. Это музеи, говорится в документе, к которым «в установленном порядке представлены земельные участки с расположенными на них достопримечательными местами, отнесенными к историко-культурным заповедникам, или ансамблями»38. Музеи-заповедники обязаны сохранять и изучать переданные им объекты культурного наследия, а также предоставлять гражданам доступ к ним с популяризаторской целью, что напрямую соотносится с Указом Президента РФ от 24 декабря 2014 г. № 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики».
33 Абрамова Ю. А. Музеи и Госкаталог Музейного фонда Российской Федерации. Музеи Рязанской области. URL: https://musrzn.ru/uploads/images/fiIes/muzei_i_goskatalog.pdf (дата обращения: 04.09.2022).
34 Чечель Н. В. Об изменениях нормативно-правовой базы в области учета и хранения Музейного фонда РФ. ГБУК ЛО «Музейное агентство». URL: https://www.lenoblmus.ru/sites/defauIt/ files/2020-09/ceb88f0f97b09dc7dbdf4a53683a84ed.pdf/ (дата обращения: 04.09.2022).
35 Костенко, Козлова, 2021. С. 37.
36 Цинченко, Орлова, 2019. С. 56.
37 Кузнецова, Романова, 2018. С. 43-44.
38 Федеральный закон от 26 мая 1996 г. № 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации». Министерство культуры РФ. URL: https://cuIture.gov.ru/ documents/o-muzeynom-fonde-rossiyskoy-federatsii-i-muzeyakh-v-rossiyskoy-federatsii-54/ (дата обращения: 02.09.2022).
Для реализации Федерального закона от 26 мая 1996 г. № 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» были приняты, пересмотрены, дополнены и на данный момент действуют: два федеральных закона, пять постановлений Правительства РФ, 14 документов Министерства культуры РФ и один приказ Министерства финансов РФ39.
Рассмотренные нормативно-правовые акты высшей юридической силы нацелены на сохранение и приумножение культурных ценностей — движимых предметов материального мира независимо от времени их создания, имеющих историческое, художественное, научное и культурное значение — сосредоточенных в Музейном фонде — фундаментальном хранилище культурного наследия народов России.
Закон Российской Федерации от 9 октября 1992 г. № 3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (в редакции 2020 г.) является одним из старейших федеральных актов современной России, касающихся музейной тематики. В ст. 4 музейное дело и коллекционирование были вынесены отдельной строкой среди прочих отделов культурной деятельности40. В ст. 12 по редакции 2014 г., содержащей сведения о приобщении к культурным ценностям, сообщается, что «лицам, не достигшим восемнадцати лет, гарантируется право на бесплатное посещение музеев один раз в месяц; лицам, обучающимся по основным профессиональным образовательным программам, предоставляется право на бесплатное посещение государственных и муниципальных музеев не реже одного раза в месяц»41. В ст. 39 по редакции 2008 г. речь идет о создании и поддержке государственных музеев (за исключением федеральных государственных музеев)42. В ст. 51 законодатель указывает на культурные ценности, хранившиеся в государственных и муниципальных музеях, которые не могли быть использованы в качестве обеспечения кредита или сданы под залог43.
По Закону Российской Федерации от 15 апреля 1993 г. № 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей» (в редакции 2020 г.) вопросы, связанные с вывозом, временным вывозом и временным ввозом культурных ценностей государственными и муниципальными музеями, находятся в компетенции законодательства о Музейном фонде РФ44. Данный закон, нацеленный на развитие международного культурного сотрудничества, в первую очередь стоит на страже сохранения «культурного наследия многонационального народа Российской Федерации»45, чем укрепляет национальную безопасность и помогает решать стратегические задачи государственной культурной политики.
39 Чечель Н. В. Об изменениях нормативно-правовой базы в области учета и хранения Музейного фонда РФ. ГБУК ЛО «Музейное агентство». URL: https://www.lenoblmus.ru/sites/default/ files/2020-09/ceb88f0f97b09dc7dbdf4a53683a84ed.pdf/ (дата обращения: 04.09.2022).
40 Закон Российской Федерации от 9 октября 1992 г. № 3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (в редакции 2020 г.). Сахалинский областной центр народного творчества. URL: https://ocnt.sakhalin.gov.ru/site_get_file/17796/Zakon%20o%20kulture.docx (дата обращения: 04.09.2022).
41 Там же.
42 Там же.
43 Там же.
44 Закон Российской Федерации от 15 апреля 1993 г. № 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей». Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ ips/?docbody=&nd=102022779 (дата обращения: 04.09.2022).
45 Там же.
Постановления Правительства РФ в музейной сфере призваны исполнить волю законодателя в области государственной культурной политики, заложенной в «Основах государственной культурной политики». Распоряжений Правительства РФ по музейному делу несравнимо больше, чем федеральных законов (с ними можно ознакомиться на официальном сайте46).
Из ранних актов следует назвать «Положение о Государственном каталоге Музейного фонда Российской Федерации» от 12 февраля 1998 г. № 179, деятельность которого была приостановлена приказом министра культуры А. А. Авдеева от 2 июня 2011 г.; значительно позже, в 2017 г., было утверждено новое «Положение о Государственном каталоге Музейного фонда Российской Федерации» (содержание документа соотносится с Федеральным законом «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации»)47.
Из последних актов важно отметить постановление Правительства РФ от 11 декабря 2021 г. № 2260 «О переоснащении муниципальных музеев». Федеральный центр обязался помочь регионам приобрести современное оборудование и обновить экспозиции почти в ста муниципальных музеях (для этого были внесены изменения в государственную программу «Развитие культуры», в федеральном бюджете на это уже предусмотрено 2,5 млрд рублей.). В документе сказано: «К 2024 г. планируется переоснастить свыше 400 муниципальных музеев. В федеральном бюджете на это уже предусмотрено более 1,9 млрд рублей. В частности, в 2022 г. регионам будет направлено 420 млн рублей, в 2023 г. — 750 млн рублей, в 2024 г. — 750 млн рублей. Эти деньги пойдут в том числе на закупку, доставку и установку экспозиционных витрин, климатического оборудования, а также на внедрение автоматизированных систем продажи билетов и учета музейных ценностей. Получатели субсидий будут определены Министерством культуры после рассмотрения заявок от регионов. Господдержка позволит модернизировать муниципальные музеи по всей России, поможет увеличить количество их посетителей и повысить туристическую привлекательность регионов»48. Работа ведется по поручению Президента России (по итогам Послания Федеральному Собранию глава государства поручил Правительству направить в 2021-2024 гг. дополнительное финансирование на реконструкцию, капитальный ремонт и оснащение муниципальных музеев49).
Ведомственные нормативные правовые акты в музейной сфере, например приказы Министерства культуры РФ, соотносятся с федеральными законами и постановлениями Правительства РФ. Так, приказ от 4 августа 2022 г. № 1322 «Об утверждении правил организации учета, хранения и использования музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации и содержащих в своем составе драгоценные металлы и драгоценные камни», совершенствуя нормативно-правовое регулирование в области Музейного фонда, опирается
46 Музейное и архивное дело. Правительство РФ. URL: http://government.ru/rugovclassifier/575/ events/ (дата обращения: 04.09.2022).
47 Приказ врио министра культуры В. В. Аристархова от 1 декабря 2017 г. № 2012 «Об утверждении Положения о Государственном каталоге Музейного фонда Российской Федерации». Министерство культуры РФ. URL: https://culture.gov.ru/documents/ob-utverzhdenii-polozheniya-o-gosudarstvennom-kataloge-muzeynogo-fonda-rossiyskoy-federatsii/ (дата обращения: 04.09.2022).
48 Постановление Правительства о переоснащении муниципальных музеев от 11 декабря 2021 г. № 2266. Правительство РФ. URL: http://government.ru/docs/44109/ (дата обращения: 04.09.2022).
49 Там же.
на Федеральный закон от 26 мая 1996 г. № 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» и соответствующее постановление Правительства РФ50. Министерство культуры инициирует унификацию музейных предметов: например, в 2020 г. были введены измененные и дополненные «Единые правила организации комплектования, учета, хранения и использования музейных предметов и музейных коллекций»51. На основании данного документа музеи утверждают свои локальные акты (методические и инструктивные документы), «вну-тримузейные правила комплектования, учета, хранения и использования музейных предметов, отражавших специфику организации»52. Ведомство стандартизует профессиональную деятельность сотрудников музеев, в частности, в области антикоррупционной политики, выпустив в 2019 г. «Кодекс этики и служебного поведения».
Примером музейного локального акта, реализующего государственную культурную политику, может служить «Положение об организации доступа граждан к музейным предметам и музейным коллекциям, находящимся в экспозиционных залах и фондохранилищах ГБУК РА "Национальный музей Республики Адыгея"» (Майкоп, 2018). Согласно третьему пункту документа, доступ граждан к музейным предметам и музейным коллекциям осуществляется посредством просветительных и образовательных мероприятий, публичного показа, воспроизведения в печатных изданиях, на электронных и других носителях, размещения сведений о музейных предметах и музейных коллекциях в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, публикации результатов научно-исследовательских работ и др.53 Другим примером служит работа сотрудников музея по созданию электронной версии организации. Так, из «Положения об официальном сайте учреждений культуры в сети Интернет» ГБУК ЛО «Староладожский историко-архитектурный и археологический музей-заповедник» (Старая Ладога, 2014) выясняется, что, создавая сайт музея, сотрудники способствуют введению в широкий оборот исследовательских материалов по историко-культурному наследию Старой Ладоги; обеспечивают доступ широкой общественности к культурным ценностям и получению полной информации о музейных коллекциях; популяризируют наследие старины; способствуют формированию единого культурного пространства и др.54
50 Приказ Министерства культуры РФ от 4 августа 2022 г. № 1322 «Об утверждении правил организации учета, хранения и использования музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации и содержащих в своем составе драгоценные металлы и драгоценные камни». Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202208160004 (дата обращения: 09.09.2022).
51 Приказ Министерства культуры РФ от 23 июля 2020 г. № 1827 «Об утверждении правил организации комплектования, учета, хранения и использования музейных предметов и музейных коллекций». Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://publication.pravo. gov.ru/Document/View/0001202011060011 (дата обращения: 09.09.2022).
52 Там же.
53 Положение об организации доступа граждан к музейным предметам и музейным коллекциям, находящимся в экспозиционных залах и фондохранилищах ГБУК РА «Национальный музей Республики Адыгея». Локальные нормативные акты. Национальный музей Республики Адыгея. URL: https://docs.google.com/viewer?url=https://adyg-museum.ru/upload/iblock/c40/Pologenie_o_dostupe_k_ muzeynim_predmetam.pdf (дата обращения: 09.09.2022).
54 Положения об официальном сайте учреждений культуры в сети Интернет. ГБУК ЛО «Староладожский историко-архитектурный и археологический музей-заповедник». URL: https://ladoga-museum.com/polozhenie-ob-oficzialnom-sajte-uchrezhdeniya-kulturyi-v-seti-internet.html (дата обращения: 09.09.2022).
По мнению ряда исследователей, в последние годы Санкт-Петербург и Ленинградская область являются лидерами среди других регионов России по наличию интернет-ресурсов в учреждениях культуры55.
Законы и подзаконные акты, составляющие основу правового поля культурной политики Российской Федерации, гарантируют права и свободы гражданина в области музейной сферы, а также сохранность музейных предметов и музейных коллекций, вошедших в Музейный фонд России. Отечественная правовая система, выходя за рамки культуры, связывает последнюю с экономикой, просвещением, обществом в целом, при этом реализуя стратегические задачи и приоритеты, о которых говорится в Указе Президента РФ от 24 декабря 2014 г. № 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики».
Литература
Абанкина Т. В. 2013. Финансирование организаций культуры: проблемы и перспективы в условиях
кризиса. Культура и рынок. Опекаемые блага. СПб.: Алетейя: 136-163. Востряков Л. Е., Тургаев А. С. 2018. Новая модель государственной культурной политики России.
Вестник СПбГИК 3: 6-16. Евменов А. Д. (ред.). 2020. Основы государственной культурной политики Российской Федерации:
учеб. пособие. СПб.: СПбГИКиТ. Костенко В. В., Козлова А. С. 2021. Госкаталог Музейного фонда России: первый подход к прикладному анализу данных. СКИФ. Вопросы студенческой науки 9 (61): 34-38. Кузнецова И. Г., Романова Н. М. 2018. Обеспечение сохранности и безопасности музейных коллекций
в выставочной практике (по материалам музеев России). СПб.: Корвус. Магомедов М. Н., Носкова Н. А. 2019. Обзор нормативно-правового регулирования сферы культуры Российской Федерации. Международный журнал гуманитарных и естественных наук 2: 164-168.
Тургаев А. С. (ред.). 2017. Основы государственной культурной политики Российской Федерации:
учеб. пособие. СПб.: СПбГИК. Цинченко Г. М., Орлова И. С. 2019. Проблемы реализации и перспективы развития государственной политики в сфере музейной деятельности на федеральном и региональном уровне. Управленческое консультирование 12 (132): 46-58.
Статья поступила в редакцию 2 сентября 2022 г.; рекомендована к печати 15 октября 2022 г.
Контактная информация:
Вахромеева Оксана Борисовна — д-р ист. наук; [email protected]
The legal field of Russian museums as the basis of the modern cultural policy of the Russian Federation
O. B. Vakhromeeva
St Petersburg State University of Industrial Technologies and Design, 18, ul. Bolshaya Morskaya, St Petersburg, 191186, Russian Federation
For citation: Vakhromeeva O. B. 2022. The legal field of Russian museums as the basis of the modern cultural policy of the Russian Federation. The Issues of Museology 13 (2): 301-313. https://doi.org/10.21638/spbu27.2022.211 (In Russian)
Starting from the 2022-2023 academic year, St Petersburg State University of Industrial Technologies and Design will begin lecturing and conducting practical classes in one of the topical
55 Цинченко, Орлова, 2019. С. 56.
academic disciplines "Modern Cultural Policy of Russian Federation". This course has been introduced into the educational process of many Russian universities in connection with the Decree of the President of the Russian Federation "Fundamentals of State Cultural Policy" (2014). State cultural policy is an integral part of Russia's national security strategy. Within its framework, specific tasks are set and carried out. The article describes the structure of the regulatory framework that forms the state policy of Russia in the field of culture. The normative legal acts that make it up serve as sources of the legal field of the museum sphere. The novelty of the study lies in the method of systematizing the legal documents that underlie the legislation on Russian museums in order to present the foundations of modern cultural policy to students of St Petersburg State University of Applied Arts. The scientific significance lies in the fact that the latest legal acts affecting museum issues are analyzed, interpreted with the comments of the researchers of the issue in order to form students' understanding that the protection of the common good, including in the field of museums, is associated with the organizational and power activities of the state. This article analyzes separate legal sources of the Russian Federation regarding the state and functioning of the Museum Fund and museums in Russia, in particular, the Federal Law "On the Museum Fund of the Russian Federation and museums in the Russian Federation".
Keywords: Russian museums, legal framework, modern cultural policy, Russian Federation. References
Abankina T. V 2013. Financing cultural organizations: Problems and prospects in a crisis. Kul'tura i rynok.
Opekaemye blaga. St Petersburg: Aleteiia Publ: 136-163. (In Russian) Evmenov A. D. (ed.). 2020. Fundamentals of the state cultural policy of the Russian Federation: textbook.
St Petersburg: SPbGIKiT Publ. (In Russian) Konstenko V V., Kozlova A. S. 2021. State catalog of the Museum Fund of Russia: The first approach to applied data analysis. SKIF. Voprosy studencheskoi nauki 9: 34-38. (In Russian) Kuznetsova I. G., Romanova N. M. 2018. Ensuring the safety and security of museum collections in exhibition
practice (based on the materials of Russian museums). St Petersburg: Korvus Publ. (In Russian) Magomedov M. N., Noskova N. A. 2019. Overview of legal regulation of the sphere of culture of the Russian Federation. International Journal of the Humanities and Natural Sciences 2: 164-168. (In Russian) Tsinchenko G. M., Orlova I. S. 2019. Problems of implementation and prospects for the development of state policy in the field of museum activities at the federal and regional levels. Administrative consulting 12: 46-58. (In Russian)
Turgaev A. S. (ed.). 2017. Fundamentals of the state cultural policy of the Russian Federation: textbook.
St Petersburg: SPbGIK Publ. (In Russian) Vostryakov L. E., Turgaev A. S. 2018. A new model of the state cultural policy of Russia. Vestnik SPbGIK 3: 6-16. (In Russian)
Received: September 2, 2022 Accepted: October 15, 2022
Author's information:
Oksana B. Vakhromeeva — Dr. Sci. in History; [email protected]