Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ОПЫТА СОВРЕМЕННОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ'

АНАЛИЗ ОПЫТА СОВРЕМЕННОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
111
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ / ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА / КУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / РАЗГРАНИЧЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Харченко А.Б.

Дано определение государственной политики в сфере культуры, определены разграничения полномочий на федеральном, региональном и муниципальном уровнях власти, определены стратегические цели и пути их достижения органа исполнительной власти. Сделан обзор основных законодательных актов в сфере культуры. Обозначены перспективные направления развития законодательства в сфере культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE EXPERIENCE OF MODERN STATE AND REGIONAL POLICY IN THE SPHERE OF CULTURE

The definition of state policy in the sphere of culture, defined lines of authority at the Federal, regional and municipal levels of government, identifies strategic goals and ways to achieve them Executive authority. A review of the main legislative acts in the sphere of culture was done. The perspective directions of development of legislation in the sphere of culture were designated.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ОПЫТА СОВРЕМЕННОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ»

индивидуального или индивидуализированного обучения и позволяющее контролировать полученные знания и умения обучаемых.

Электронный учебник, как учебное средство нового типа, может быть открытой или частично открытой системой, т.е. такой системой, которая позволяет внести изменения в содержание и структуру учебника. При этом, естественно, должно быть ограничение от несанкционированного изменения учебника, таким образом, чтобы, во-первых, не нарушался закон "Об авторских и смежных правах", а для защиты электронного учебника от несанкционированного изменения должен применяться пароль или система паролей. Во - вторых, изменения, если предусмотрена такая возможность, должны быть разрешены только опытному преподавателю, чтобы не нарушалась общая структура и содержание электронного учебника [6].

Использованные источники:

1.Буянов А.А. Динамика учебной мотивации студентов. // Высшее образование сегодня, 2008, №3

2.Кузнецов А.А. Сергеева Т.А. Компьютерная программа и дидактика // Информатика и образование. - 2006, № 2

3.Ланкин В., Григорьева О. Электронный учебник: возможности, проблемы, перспективы. // Высшее образование в России, 2008, №2.

4.Материалы VII Всероссийского семинара «Разработка и применение программных средств в учебном процессе» / Институт проблем информатики МГУ - М., 2008

5.Роберт И. В. Современные информационные технологии в образовании./ И. В. Роберт- М.: Школа-Пресс, 2007.

6.Тыщенко О.Б. Новое средство компьютерного обучения - электронный учебник // Компьютеры в учебном процессе, 2008, № 10, стр. 89-92.

УДК 351

Харченко А.Б. студент магистратуры 3 курс направление «Государственное и муниципальное управление»

СЗИУ РАНХиГС Россия, г. Санкт-Петербург АНАЛИЗ ОПЫТА СОВРЕМЕННОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ Аннотация. Дано определение государственной политики в сфере культуры, определены разграничения полномочий на федеральном, региональном и муниципальном уровнях власти, определены стратегические цели и пути их достижения органа исполнительной власти. Сделан обзор основных законодательных актов в сфере культуры. Обозначены перспективные направления развития законодательства в сфере культуры.

Ключевые слова: государственная политика; стратегические цели, целевая программа, региональная целевая программа, культурное пространство, законодательство, разграничение полномочий.

Kharchenko A.B.

3 course magistrate of State and municipal management

NWIM RANEPA Russia, Saint-Petersburg ANALYSIS OF THE EXPERIENCE OF MODERN STATE AND

REGIONAL POLICY IN THE SPHERE OF CULTURE Abstract. The definition of state policy in the sphere of culture, defined lines of authority at the Federal, regional and municipal levels of government, identifies strategic goals and ways to achieve them Executive authority. A review of the main legislative acts in the sphere of culture was done. The perspective directions of development of legislation in the sphere of culture were designated.

Key words: public policy, strategic objectives, target program, regional target program, cultural space, legislation, the separation of powers.

«Россия - страна великой культуры, огромного культурного наследия, многовековых культурных традиций и неиссякаемого творческого потенциала. В силу своего географического положения, многонациональности, многоконфессиональности Россия развивалась и развивается как страна, объединяющая два мира - Восток и Запад. Исторический путь России определил ее культурное своеобразие, особенности национального менталитета, ценностные основы жизни российского общества».

Культурная политика государства - это выработка обоснованных приоритетов, связанных с возрождением и развитием отечественной культуры, а также разработка системы административно-правового и экономического регулирования, стимулирующей организации культуры в направлениях социально-культурной деятельности, наиболее значимых для духовного развития общества.

Основы государственной культурной политики, утвержденные указом президента Российской Федерации, определяют цели и стратегические задачи культурного развития страны. Культура является национальным приоритетом. Государство признает ее важнейшим фактором роста качества жизни и гармонизации общественных отношений, залогом динамичного социально-экономического развития, гарантом сохранения единого культурного пространства и территориальной целостности России.

Необходимо методологически рассматривать политику в сфере культуры на уровне государства и на уровне ее практического применения. В первом случае политика в сфере культуры должна учитывать культурную составляющую всех государственных программ, независимо от направления: экономического, экологического, социального, международного и национального развития.

Поэтому все государственные программы федеральные и региональные должны быть проанализированы специалистами в сфере культуры. В практике реализации политики в сфере культуры государственные программы должны анализировать концепции развития

образования, культуры, науки, для чего должны быть созданы нормы и принципы, которые позволят также регулировать тенденции духовного развития общества.

Со второй половины XX века формирование политики государства в сфере культуры стало рассматривать в соответствии с развитием нормативных документов по социальному развитию государства. В настоящее время ни одно государство, ни один регион практически не может развиваться без целенаправленной политики в сфере культуры. Разработка и реализация политики в сфере культуры способствует социальному развитию территории и формированию стабильности общества.

Развитие законодательства - процесс хотя и непрерывный, тем не менее, неравномерный. Он проходит определенные этапы, объективно обусловленные как внутренним состоянием общества, так и влиянием международных условий.

Общее законодательство, касающееся сферы культуры берет свое начало из конституционных норм. В соответствии с Конституцией РФ, Россия это «демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления», где «человек, его права и свободы являются высшей ценностью». А также Статья 44 гарантирует свободу творчества, охрану интеллектуальной собственности, право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. Обязанностью граждан является забота о сохранении исторического и культурного наследия, памятники истории и культуры охраняются законом.

Также Конституцией распределены полномочия в сфере культуры по уровням власти определено в Конституции следующим образом:

согласно Статье 71, к ведению Российской Федерации отнесены: регулирование и защита прав национальных меньшинств, установление основ федеральной политики и федеральные программы в области культурного развития Российской Федерации, правовое регулирование интеллектуальной собственности;

согласно Статье 72, к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации отнесены особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры; общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей.

В рамках административной реформы и в соответствии с законами об общих принципах управления в субъектах Федерации и о местном самоуправлении, полномочия региональных и местных (муниципальных) властей были расширены, что было отражено в «Основах законодательства Российской Федерации о культуре», а именно в статьях 38, 39, 40 описаны полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления муниципального района.

Новое разграничение полномочий изменило положение муниципальных учреждений культуры и государственную политику по отношению к ним и Министерству культуры пришлось искать эффективные способы контроля за реализацией государственной культурной политики на местах. Однако значение Основ законодательства Российской Федерации о культуре заключается не только в разграничении полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. К тому же эта функция постепенно перестала рассматриваться как главная, что во многом был обусловлено иным способом разграничение полномочий по предметам совместного ведения, а именно, Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». В этом плане Основы законодательства отходят на периферию правового регулирования, так как воспроизводят положения иных законодательных актов. Также в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а именно в статьях 14-17 указанного закона, закреплены вопросы местного значения различных видов муниципальных образований. Как видно из приведенных примеров, в настоящее время регулятивные возможности общего закона о культуре в данной части сведены к минимуму. При этом перенесение в Основы законодательства Российской Федерации о культуре положений из иных законов не должно идти по пути слепого копирования.

Именно в Основах законодательства Российской Федерации о культуре главная роль отводится человеку, его правам и потребностям. Сформулирован принцип верховенства прав человека в законодательном регулировании отношений в сфере культуры. Этому посвящен Раздел 2 «Права и свободы человека в области культуры».

Важно отметить, что становление российского законодательства о культуре началось не с принятия законодательных актов по отдельным направлениям культурной деятельности, а с акта, направленного в целом на регулирование отношений в сфере культуры, с установления общих принципов правового регулирования культурной деятельности, то есть с формирования «центра» законодательства о культуре. Однако с момента принятия и до настоящего времени Основы законодательства Российской Федерации о культуре, выполнявшие функцию гармонизации законодательства, сформулировавшие культурные права и свободы, права этнических групп и меньшинств, определившие государственные обязательства в сфере культуры и искусства, а также основные принципы культурной политики, понесли множество изменений, а именно, более трети статей были изменены и более десяти утратили силу. Стоит дополнительно отметить, что действующая Конституция Российской Федерации появилась только в следующем после принятия Закона году. Таким образом, некоторые

положения Закона не соответствуют духу времени и изменениям в обществе. В условиях продолжающихся экономических, социальных и административных реформ появились новые факторы, оказывающие существенное влияние на развитие сферы культуры. Вместе с этим разработан проект нового федерального закона N 617570-5 «О культуре в Российской Федерации» и по заказу Министерства культуры Российской Федерации Фондом «Институт экономики и социальной политики» составлена концепция проекта нового федерального закона. В целом, разрабатываемый законопроект должен отражать новые реалии и перспективы развития культуры в Российской Федерации. При работе над проектом учитываются рекомендации ЮНЕСКО, а также используется законодательная и правоприменительная зарубежная практика.

Законодательство о культуре принадлежит комплексным отраслям законодательства и представляет собой систему законодательных актов, направленных на регламентацию культурной деятельности. В соответствии со Статьей 3 Основ законодательства Российской Федерации о культуре культурная деятельность - это деятельность по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей. Это позволяет в свою очередь выделять в рассматриваемой отрасли законодательства конкретные разделы (охрана культурных ценностей, государственная поддержка культуры и искусства и т. д).

Существует ряд нормативных правовых актов, регулирующих отдельные аспекты деятельности и отношений в области культуры, разъясняющих и конкретизирующих положения Основ законодательства, такие как Федеральный закон от 26.05.1996 г. № 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации», определяющем особенности правового положения Музейного фонда Российской Федерации, а также особенности создания и правовое положение музеев в Российской Федерации и распространяется на все действующие и вновь создаваемые музеи в Российской Федерации, Федеральный закон от 25.06.2002 г. N 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями), направленный на урегулирование отношений в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и реализацию; конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и многие другие.

Развитие культурной политики можно добиться с помощью комплексного, основанного на научном прогнозировании и планировании государственного подхода к разработке социально ориентированного законодательства, при соответствующем организационном и экономическом обеспечении. Система государственного управления, организации, финансирования и контроля в сфере культуры требует модернизации в соответствии с изменившимися условиями, обеспечения доступности

культурных благ для всех слоев населения, повышения уровня культурной и информационной безопасности, участия граждан в культурном творчестве.

Ввиду стратегической важности для государства сферы культуры и культурной политики законодательство в этой сфере должно содержать конкретные правовые механизмы, прежде всего - социального и финансово-экономического характера, должно быть свободно от декларативности.

К существенным направлениям развития законодательства о культуре следует отнести:

1. повышение эффективности правовых механизмов реализации положений Конституции Российской Федерации, гарантирующих и защищающих культурные права и свободы гражданина;

2. законодательное закрепление права на художественное образование и эстетическое воспитание в самом широком смысле, которое должно быть раскрыто и обеспечено эффективными механизмами его реализации;

3. законодательное закрепление форм государственной поддержки творческой деятельности, творческих работников и их объединений;

4. системное совершенствование норм, регламентирующих полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области культуры;

5. создание правовых основ для развития новых видов деятельности в сфере культуры;

6. закрепление на уровне федерального закона конкретных социальных гарантий в сфере культуры, уровневых показателей её финансирования, механизмов льгот, поощрений, стимулирования в сфере культуры и т.д.

Усиление влияния культуры на все аспекты политики государства предполагает уточнение действующих и введение новых норм в различные разделы законодательства Российской Федерации.

Использованные источники:

1.Горлова И. Культурная политика в современной России: региональный аспект. - Краснодар, 2008. 242 с.

2.Жидков В.С., Соколов К.Б. Культурная политика России: теория и история. - М.: Изд-во Сервис, 2008. 164 с.

3.Карпухин О.И. Управление в культуре: проблемы функционирования и совершенствования.// Социал. - полит. журн., 2010 - С. 26-39.

4.Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008№ 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ)

5.Указ Президента РФ от 24 декабря 2014 г. № 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики»

б.Закон РФ от 09.10.1992 г. № 3612-I «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (с изменениями и дополнениями посл. от 01.12.2014)

7.Федеральный закон от 6.10.1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»

8.Федеральный закон от 06.10.2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в российской федерации» (действующая редакция от 29.06.2015)

Цейтлина Н. Е. студент

Игрунова С. В., к.тн., доцент НИУ «БелГУ» РФ, г. Белгород

РАЗРАБОТКА КЛИЕНТСКОЙ ЧАСТИ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ КОФЕЙНОГО МАГАЗИНА

Аннотация: в данной статье описана разработка клиентской части информационной системы кофейного магазин, структура клиентского приложения, выбор средств проектирования и разработки.

Abstract: This article describes the development of the client part of the information system of the coffee shop, the client application structure, the choice of means of design and development.

Ключевые слова: информационная система, кофейный магазин, клиентское приложение, С++.

Keywords: information system, coffee shop, client application, С++.

Данная статья посвящена разработке клиентской части информационной системы кофейного магазина с использованием клиент-серверной технологии. Первым шагом в проектировании программного обеспечения является выбор инструментальных средств для создания ПО. В данной работе использовались система управления базами данных Firebird, графическая оболочка для взаимодействия с СУБД IBExpert и интегрированная среда разработки C++ Builder.

IBExpert — GUI-оболочка, подготовленная с целью разработки и администрирования баз данных InterBase и Firebird, а кроме того с целью подбора и модификации информации, хранящихся в базах.

C++ Builder — программный продукт, механизм быстрой разработки приложений (RAD), встроенная среда программирования (IDE), система, применяемая программистами с целью разработки программного обеспечения в стиле программирования C++.

Важным этапом разработки информационной системы является разработка программного обеспечения. Главным этапом является создание Win-приложения. В первую очередь необходимо связать приложение с базой данных. Для этого используется компонент Data Module и не визуальные

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.