Научная статья на тему 'НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВАНИЯ РОССИЙСКО-КИТАЙСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ'

НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВАНИЯ РОССИЙСКО-КИТАЙСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
404
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
нормативно-правовая база / сотрудничество / российско-китайское взаимодействие / соглашение / образование / обмен / межгосударственное сотрудничество.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мишакова А.Н.

В статье проводится анализ нормативно-правовой базы российско-китайского взаимодействия в области образования, который позволяет изучить современное состояние международного образования. В историографической базе отсутствуют комплексные исследования данной проблемы. Целью работы является проведение анализа нормативно-правовых оснований межгосударственного образовательного сотрудничества России и Китая. Для достижения цели были решены следующие задачи: рассмотрены основные этапы образовательного взаимодействия России и Китая; дана оценка принятым нормативно-правовым документам, регламентирующим двустороннее взаимодействие в сфере образования. Автор пришел к выводу, что успешное на сегодняшний день сотрудничество в сфере образования основывается и регулируется прочной нормативно-правовой базой. Однако на современном этапе наметились аспекты, требующие принятия решений для получения более выгодных результатов для российской стороны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВАНИЯ РОССИЙСКО-КИТАЙСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ»

С®4 УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ ^D

DOI: 10.24412/2076-1503-2022-2-256-260 МИШАКОВА Арина Николаевна,

NIION: 2018-0076-2/22-471 студент магистратуры Волгоградского

MOSURED: 77/27-023-2022-2-670 государственного социально-педагогического

университета, специалист по учебно-методической работе Волгоградской государственной академии последипломного образования, e-mail: ped.mishakova@gmail. com

НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВАНИЯ РОССИСКО-КИТАЙСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье проводится анализ нормативно-правовой базы российско-китайского взаимодействия в области образования, который позволяет изучить современное состояние международного образования. В историографической базе отсутствуют комплексные исследования данной проблемы.

Целью работы является проведение анализа нормативно-правовых оснований межгосударственного образовательного сотрудничества России и Китая. Для достижения цели были решены следующие задачи: рассмотрены основные этапы образовательного взаимодействия России и Китая; дана оценка принятым нормативно-правовым документам, регламентирующим двустороннее взаимодействие в сфере образования.

Автор пришел к выводу, что успешное на сегодняшний день сотрудничество в сфере образования основывается и регулируется прочной нормативно-правовой базой. Однако на современном этапе наметились аспекты, требующие принятия решений для получения более выгодных результатов для российской стороны.

Ключевые слова: нормативно-правовая база, сотрудничество, российско-китайское взаимодействие, соглашение, образование, обмен, межгосударственное сотрудничество.

MISHAKOVA Arina Nikolaevna,

Postgraduate student of Volgograd State Socio-Pedagogical University, Specialist in Educational and Methodological work of Volgograd State Academy of Postgraduate Education

LEGAL BASIS OF RUSSIAN-CHINESE COOPERATION IN EDUCATION

Annotation. The article analyses the legal basis of Russian-Chinese cooperation in education, which allows for studying the current state of international education. There are no comprehensive scientific works of this problem in the historiographic database.

The purpose of the work is to analyze the regulatory and legal foundations of interstate educational cooperation between Russia and China. To achieve the goal, the author solved the following tasks: to consider the main stages of educational interaction between Russia and China; to give an assessment of the adopted regulatory and legal documents regulating bilateral cooperation in the field of education.

The author concluded that successful cooperation in education is based on and regulated by a sound legal framework. However, there are aspects that require decision-making in order to obtain profitable results for the Russian side.

Key words: legal basis, cooperation, exchange, interstate cooperation.

Введение.

Российско-китайское сотрудничество в сфере образования непрерывно развивается на протяжении более чем двух десятилетий.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2022

Russian-Chinese cooperation, agreement, education,

С середины прошлого века проблема взаимодействия двух стран в области образования находится под пристальным вниманием исследователей. Основная историографическая база

научных работ представлена исследованиями на тему российско-китайских отношений в период с середины XX по начало XXI века. В своих научных трудах исследователи частично затрагивают тему нормативно-правовых отношений между Россией и Китаем в области образования. Однако следует отметить, что в теоретической базе исследования отсутствуют комплексные научные работы анализа нормативно-правовых оснований российско-китайских отношений с сфере образования.

Изучение современного состояния российско-китайского взаимодействия в области образования посредством анализа нормативно-правовой основы является актуальным, поскольку анализ позволяет более точно выделить основные временные рамки сотрудничества, формы сотрудничества, создания совместных образовательных проектов и программ, реализации проектов и дальнейшие перспективы развития международных отношений в образовательной сфере.

Таким образом, исследование нормативно-правовой базы необходимо для более полного понимания сложившихся основ российско-китайского взаимодействия в области образования.

Целью исследования является проведение анализа нормативно-правовых оснований межгосударственного образовательного сотрудничества России и Китая.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи: рассмотреть основные этапы образовательного взаимодействия России и Китая; дать оценку принятым нормативно-правовым документам, регламентирующим двустороннее взаимодействие в сфере образования.

Методы.

Методологическую основу составляют компаративистский и социокультурный подходы, метод системного анализа. Компаративистский подход позволил провести сравнительный анализ нормативно-правовых документов России и Китая в области образования, а также сопоставительный анализ российско-китайских образовательных проектов и учебных программ. Социокультурный подход позволил дать оценку влияния государственной образовательной политики на сферу общественной жизни. Метод системного анализа позволил определить степень влияния межгосударственного образовательного сотрудничества на общую систему международных отношений России и Китая.

Особый период международного образовательного взаимодействия России и Китая берет начало в середине XX века. Большинство исследователей, среди которых О.Б. Борисов , Б.Г. Колосков [1], М.С. Капица [4], А.С. Цветко [15] и др. занимались анализом советско-китайских отношений в сфере культуры и образования с

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2022

1949-го по 1980-е гг. Авторы подчеркивали большой вклад, внесенный Советским Союзом в развитие научно-технического прогресса Китайской Народной Республики, ведущую роль советской модели образования в создании китайской образовательной модели.

Д.В. Полежаев в своей работе обращал внимание на важность формирования дружественных международных отношений в области образования для государства [7].

До начала 1990-х гг. советско-китайские отношения переживали период спада в виду напряженности в политической сфере. Приезд президента СССР М.С. Горбачева на встречу с Генеральным секретарем ЦК компартии Китая Чжао Цзыяном в 1989 году сыграл ключевую роль для дальнейшего развития международных отношений.

Нормативно-правовая основа будущих российско-китайских отношений начала закладываться именно в этот период, что подтверждает принятое 18 декабря 1992 года Соглашение между Правительством РФ и Правительством КНР о культурном сотрудничестве [9]. В области образования данное соглашение направлено на обмен специалистов преподавательского состава, налаживание прямых контактов между высшими учебными заведениями, возможности предоставления стипендий, изучения возможности подписания соглашения об эквивалентности документов об образовании, ученых степеней и званий [Там же]. Последнее стало результатом начавшейся совместной работы. 26.06.1995 года было подписано Соглашение о взаимном признании документов об образовании и ученых степенях [10]. Китайские и российские студенты получили возможность поступать в вузы друг друга.

В начале нового тысячелетия Россия и Китай подписали важный исторический документ - Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве от 16 июля 2001 г [2]. Данный документ стал основой нормативно-правового регулирования международного взаимодействия в XXI веке. Согласно документу «Договаривающиеся стороны всемерно способствуют развитию обменов и сотрудничества в области культуры, образования, здравоохранения, информации, туризма, спорта и права» [Там же]. К основным результатам взаимодействия в начале 2000-х можно отнести: создание комиссии по сотрудничеству в области образования, культуры и здравоохранения; расширение академической мобильности; переход к межвузовскому обмену.

Дальнейшее развитие образовательных связей требовало поиска новых форм взаимодействия. В целях расширения сотрудничества в 2005 году было принято Соглашение об изучении рус-

ского языка в Китае и китайского в России [11]. Стороны договорились «поощрять изучение и преподавание русского языка, литературы и культуры в образовательных учреждениях друг друга, также осуществлять ежегодный обмен квалифицированными специалистами и научно-педагогическими работниками для чтения лекций и ведения практических занятий» [Там же]. Принятие данного соглашения вносит ценный вклад в развитие отношений и способствует повышению интереса к культурам двух стран.

Укрепление позиций двух держав в экономическом и политическом отношении на мировой арене способствует необходимости проведения образовательных реформ для подготовки высококвалифицированных кадров, способных осуществлять и поддерживать сложившееся международное сотрудничество. 9 ноября 2006 г. Минобрна-уки РФ и Минобразования КНР заключили Соглашение о сотрудничестве в области образования [12]. Данный документ позволил структурировать процесс двустороннего обмена. В нем содержится подробная информация о количестве студентов (100 человек в год), участвующих в обмене, финансировании, сроках обучения по образовательным программам и т.д. Стоит отметить, что принятию данного документа предшествовало подписание 15 июня 2006 года Соглашения между правительствами государств - членов ШОС о сотрудничестве в области образования [13]. Таким образом, Россия и Китай кроме межгосударственных двусторонних связей налаживают взаимодействие в рамках международных организаций.

Другим важным документом, закрепляющим совместную деятельность двух стран в области образования является Меморандум о реализации плана действий по развитию российско-китайского взаимодействия в гуманитарной сфере от 6 декабря 2012 года [6]. Целью образовательного взаимодействия в рамках принятого документа стало увеличение до 2020 года числа студентов, обучающихся в государствах-партнерах до 100 тысяч человек.

Результаты работы в сфере образования подводятся в рамках ежегодных заседаний межправительственных комиссий по гуманитарному сотрудничеству. Стороны ежегодно подписывают протоколы и планы работ по сотрудничеству в сфере образования. «Российско-китайская подкомиссия по данному виду сотрудничества существует с 2001 года, на ежегодных заседаниях комиссии рассматриваются актуальные вопросы двустороннего взаимодействия и принимаются решения, касающиеся развития сотрудничества» [3].

В первое десятилетие XXI века Россия и Китай активно наращивают сотрудничество в

сфере образования. Так с 2006-го года в России начинают появляться первые Институты Конфуция, которые играют значительную роль в изучении китайского языка российскими студентами.

Исследование правовых оснований действия ИК на территории России привели к выводу об отсутствии в России нормативно-правовой базы о создании и функционировании ИК. Министерство науки РФ согласилось поддерживать сесть ИК, однако договоров с китайской стороной не существует [5]. На практике, договор на открытие ИК утверждается китайской государственной организацией Ханьбань после направления заявки от российского вуза. В китайском законодательстве указано, что открытие филиалов иностранных вузов может быть реализовано только в качестве совместных учебных заведений [8]. В России как показывает анализ законодательства, отсутствуют документы, которые четко регулируют эту деятельность.

Таким образом, Россия в рамках двустороннего взаимодействия иногда уступает Китаю, в результате нарушается принцип равенства открытия ИК на территории РФ и Центров русского языка в КНР. Подобный неравнозначный обмен может повлиять на дальнейшее распространение русского языка на территории Китая.

На современном этапе межгосударственного сотрудничества сфера образования остается приоритетной. В 2020 году на 21-м заседании Российско-Китайской подкомиссии по сотрудничеству в области образования были подписаны Соглашение о сотрудничестве между Московским государственным университетом имени М.В. Ломоносова и Государственным советом по стипендиям КНР и между Санкт-Петербургским государственным университетом и Государственным советом по стипендиям КНР [14]. Было отмечено, что за 2020 год подписано около 300 документов о сотрудничестве в области образования. Особое внимание на заседании было уделено вопросу онлайн обучения в период пандемии. Страны-партнеры смогли перестроиться на новый режим работы и вести образовательную деятельность дистанционно.

Результаты.

В статье рассмотрены нормативно-правовые основания российско-китайского взаимодействия в области образования, которые опираются на принятое 18 декабря 1992 года Соглашение между Правительством РФ и Правительством КНР о культурном сотрудничестве и Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве от 16 июля 2001 года.

Анализ нормативно-правовых документов позволил сделать вывод о том, что к настоящему моменту сформирована прочная норматив-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2022

но-правовая база двусторонней образовательной деятельности. Взаимодействуя на межгосударственном уровне, страны являются участниками международных организаций, таких как ШОС, в рамках которых также развивают международное взаимодействие.

Россия и Китай на современном этапе сотрудничества ежегодно организовывают регулярные встречи, обсуждают достигнутые результаты, ставят новые цели и намечают перспективы сотрудничества в области образования. Отношения двух стран имеют огромные перспективы развития.

Однако, автором установлено, что в российском законодательстве не хватает документов, регламентирующих образовательную деятельность иностранных партнеров на территории РФ. Данный аспект требует определения приоритетных задач дальнейшего взаимодействия, учитывая, в первую очередь интересы РФ.

Список литературы:

[1] Борисов, О. Б. Советско-китайские отношения, 1945-1980 / О. Б. Борисов, Б. Т. Колосков.

- М.: Мысль, 1980. - 638 с

[2] Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между РФ и КНР // Рос. газ. - 2001.

- 17 июля.

[3] Ефремова Л.И. О российско-китайском сотрудничестве в области образования // Вестник РУДН. 2017. №4. С. 857-865.

[4] Капица М.С. Братская дружба двух великих народов. М. : Знание, 1959. 32 с.

[5] Леконцева К.В. Институты Конфуция, как инструмент «гибкой власти» Китая // Вестник Забайкальского государственного университет. 2010. №7. С. 27-31.

[6] Меморандум о реализации Плана действий по развитию российско-китайского взаимодействия в гуманитарной сфере // КонсорциумКО-ДЕКС : электронный фонд правовой и нормативно-технической документации [сайт]. URL: http:// docs.cntd.ru/document/499014828 (дата обращения: 25.03.2022).

[7] Полежаев, Д.В. Менталитет и национальный характер образования [Текст] / Д.В. Полежаев // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2009. - № 4 (38). С. 12-16. (Сер. «Педагогические науки»).

[8] Самойлова М.П., Лобанова Е.А. Правовое регулирование деятельности Институтов Конфуция в России // Право, политологические науки. 2017. №6. С. 29-31.

[9] Соглашение между Правительством РФ и Правительством КНР о культурном сотрудничестве от18 декабря 1992 года // КонсорциумКО-ДЕКС : электронный фонд правовой и норматив-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2022

но-технической документации [сайт]. URL: https:// docs.cntd.ru/document/1900252 (дата обращения: 23.03.2022).

[10] Сборник Российско-китайских договоров 1949 - 1999 гг. - М., 1999. - С. 312.

[11] Соглашение между Правительством РФ и Правительством КНР об изучении русского языка в Китае и китайского в России // Консорци-умКОДЕКС : электронный фонд правовой и нормативно-технической документации [сайт]. URL: https://docs.cntd.ru/document/901959023 (дата обращения: 20.03.2022).

[12] Соглашение между Министерством образования и науки Российской Федерации и Министерством образования Китайской Народной Республики о сотрудничестве в области образования от 9 ноября 2006 г // Национальный информационный центр [сайт]. URL: https://nic.gov.ru/ru/ docs/foreign/collaboration/agreem coop_China_2006 (дата обращения 19.03.2022).

[13] Соглашения между правительствами государств - членов ШОС о сотрудничестве в области образования // КонсорциумКОДЕКС : электронный фонд правовой и нормативно-технической документации [сайт]. URL: https://docs.cntd. ru/document/902029746 (дата обращения: 20.03.2022).

[14] Соглашение о сотрудничестве между Московским государственным университетом имени М.В. Ломоносова и Государственным советом по стипендиям КНР и между Санкт-Петербургским государственным университетом и Государственным советом по стипендиям КНР // Московским государственным университетом имени М.В. Ломоносова [сайт]. URL: https://www.msu.ru/news/ soglashenie-o-sotrudnichestve-s-gosudarstvennym-sovetom-po-stipendiyam (дата обращения: 20.03.2022).

[15] Цветко, А.С. Советско-китайские культурные связи / А.С. Цветко. - Москва: Мысль, 1974. - 131 с.

Spisok literatury:

[1] Borisov, O. B. Sovetsko-kitaiskie otnoshe-niia, 1945-1980 / O. B. Borisov, B. T. Koloskov. - M.: Mysl', 1980. - 638 p.

[2] Dogovor o dobrososedstve, druzhbe i sotrudnichestve mezhdu RF i KNR // Ros. gaz. -2001. - 17 iiulia.

[3] Efremova L.I. O rossiisko-kitaiskom sotrudnichestve v oblasti obrazovaniia // Vestnik RUDN. 2017. №4. P. 857-865.

[4] Kapitsa M.S. Bratskaia druzhba dvukh velik-ikh narodov. M. : Znanie, 1959. 32 p.

[5] Lekontseva K.V. Instituty Konfutsiia, kak instrument «gibkoi vlasti» Kitaia // Vestnik Zabai-

kal'skogo gosudarstvennogo universitet. 2010. №7. P. 27-31.

[6] Memorándum o realizatsii Plana deistvii po razvitiiu rossiisko-kitaiskogo vzaimodeistviia v gumanitarnoi sfere // KonsortsiumKODEKS : elek-tronnyi fond pravovoi i normativno-tekhnicheskoi dokumentatsii [sait]. URL: http://docs.cntd.ru/docu-ment/499014828 (data obrashcheniia: 25.03.2022).

[7] Polezhaev, D.V. Mentalitet i natsional'nyi kharakter obrazovaniia [Tekst] / D.V. Polezhaev // Izvestiia Volgogradskogo gosudarstvennogo peda-gogicheskogo universiteta. - 2009. - № 4 (38). P. 12-16. (Ser. «Pedagogicheskie nauki»).

[8] Samoilova M.P., Lobanova E.A. Pravovoe regulirovanie deiatel'nosti Institutov Konfutsiia v Rossii // Pravo, politologicheskie nauki. 2017. №6. P. 29-31.

[9] Soglashenie mezhdu Pravitel'stvom RF i Pravitel'stvom KNR o kul'turnom sotrudnichestve // KonsortsiumKODEKS : elektronnyi fond pravovoi i normativno-tekhnicheskoi dokumentatsii [sait]. URL: https://docs.cntd.ru/document/1900252 (data obrash-cheniia: 25.03.2022).

[10] Sbornik Rossiisko-Kitaiskikh dogovorov 1949 - 1999 gg. - M., 1999. - P. 312.

[11] Soglashenie mezhdu Pravitel'stvom RF i Pravitel'stvom KNR ob izuchenii russkogo iazyka v Kitae i kitaiskogo v Rossii // KonsortsiumKODEKS : elektronnyi fond pravovoi i normativno-tekhnicheskoi

dokumentatsii [sait]. URL: https://docs.cntd.ru/docu-ment/901959023 (data obrashcheniia: 20.03.2022).

[12] Soglashenie mezhdu Ministerstvom obrazovaniia i nauki Rossiiskoi Federatsii i Ministerstvom obrazovaniia Kitaiskoi Narodnoi Respubliki o sotrudnichestve v oblasti obrazovaniia ot 9 noiabria 2006 g // Natsional'nyi informatsionnyi tsentr [sait]. URL: https://nic.gov.ru/ru/docs/foreign/collaboration/ agreem coop_China_2006 (data obrashcheniia 19.03.2022).

[13] Soglasheniia mezhdu pravitel'stvami gosu-darstv - chlenov ShOS o sotrudnichestve v oblasti obrazovaniia // KonsortsiumKODEKS : elektronnyi fond pravovoi i normativno-tekhnicheskoi dokumentatsii [sait]. URL: https://docs.cntd.ru/docu-ment/902029746 (data obrashcheniia: 20.03.2022).

[14] Soglashenie o sotrudnichestve mezhdu Moskovskim gosudarstvennym universitetom imeni M.V. Lomonosova i Gosudarstvennym sovetom po stipendiiam KNR i mezhdu Sankt-Peterburgskim gosudarstvennym universitetom i Gosudarstvennym sovetom po stipendiiam KNR // Moskovskim gosudarstvennym universitetom imeni M.V. Lomonosova [sait]. URL: https://www.msu.ru/news/soglash-enie-o-sotrudnichestve-s-gosudarstven-nym-sovetom-po-stipendiyam (data obrashcheniia: 20.03.2022).

[15] Tsvetko, A.S. Sovetsko-kitaiskie kul'turnye sviazi / A.S. Tsvetko. - Moskva: Mysl', 1974. 131 p.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.