УДК 37.013.43
DOI 10.24411/2078-5356-2018-10335
Савченко Ирина Александровна Irina A. Savchenko
доктор социологических наук, кандидат психологических наук, доцент, профессор кафедры психологии и педагогики
Нижегородская академия МВД России (603950, Нижний Новгород, Анкудиновское шоссе, 3);
профессор кафедры философии, социологии и теории социальной коммуникации
Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова (603155, Нижний Новгород, ул. Минина, 31а)
doctor of sciences (sociology), candidate of sciences (psychology), associate professor, professor of the department of psychology and pedagogics
Nizhny Novgorod academy of the Ministry of internal affairs of Russia (3 Ankudinovskoye shosse, Nizhny Novgorod, Russian Federation, 603950);
professor of the department of philosophy, sociology and the theory of social communication
Dobroljubov state linguistics university of Nizhny Novgorod (31a Minina st., Nizhny Novgorod, Russian Federation, 603155)
E-mail: [email protected]
Снегирева Людмила Анатольевна Lyudmila A. Snegireva
кандидат психологических наук, доцент, начальник кафедры психологии и педагогики
Нижегородская академия МВД России (603950, Нижний Новгород, Анкудиновское шоссе, 3)
candidate of sciences (psychology), associate professor, head of the department of psychology and pedagogics
Nizhny Novgorod academy of the Ministry of internal affairs of Russia (3 Ankudinovskoye shosse, Nizhny Novgorod, Russian Federation, 603950)
E-mail: [email protected]
Нормативно-правовые и психолого-педагогические основы профессиональной межкультурной компетенции сотрудника полиции
Legal, psychological and pedagogical basis of police officer cross-cultural professional competence
Показаны взаимосвязи и взаимодетермина- There are proved mutually determinations of
ции нормативно-правовых, психологических и legal, psychological and pedagogical aspects
педагогических аспектов формирования про- of police officer cross-cultural professional
фессиональной межкультурной компетенции competence formation in educational space of
сотрудника полиции. Уточнена специфика фор- higher education institution of the Ministry of Internal
мирования указанной компетенции в образова- Affairs of Russian Federation. In the context of this
тельном пространстве образовательной органи- task solution there are shown the prospects of
© Савченко И.А., Снегирева Л.А., 2018
зации МВД России. Определены перспективы интеграции компетентностного и ценностно-смыслового подходов в образовательном процессе. На основе логотерапевтического метода сформулированы принципы воспитания культуры межэтнического взаимодействия.
integration of competence-based and valuable and semantic approaches in educational process. On the logo-therapeutic method basis the principles of interethnic interaction culture education are formulated.
В современной правоохранительной практике стали актуальными вопросы полиэтнизации всех сфер общественной жизни, в которые вовлекается сотрудник органов внутренних дел. Проблема межэтнического взаимодействия приобретает особую актуальность в вопросах так называемой «этнической преступности» [1], в контексте противодействия этническому радикализму [2] и коррупции [3]. Особую значимость приобретают вопросы конфликтогенности межэтнических отношений в условиях интенсивных миграций [4].
Актуализация указанных проблем не случайна. Сегодня полиэтничным становится «не только сообщество законопослушных граждан, но и преступный мир» [5]. Большинство служебных коллективов в ОВД в наши дни также являются культурно гетерогенными.
В данных условиях особое внимание ученых привлекает проблема формирования профессиональной межкультурной компетенции сотрудника органов внутренних дел [6].
Цель статьи - методологическое обоснование принципов формирования профессиональной межкультурной компетенции сотрудника полиции в образовательном процессе образовательной организации МВД России.
Стратегический ориентир на формирование культуры межэтнического взаимодействия отражен в большинстве федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования по различным специальностям и направлениям подготовки (экономическим, педагогическим, социологическим, техническим, экономическим, юридическим и др.). Поэтому подавляющая часть образовательных стандартов содержит общекультурную компетенцию (ОК), чье формирование обеспечивает коллективную профессиональную деятельность, участники которой толерантно воспринимают социальные, культурные, конфессиональные и иные различия.
Значительная часть современных федеральных образовательных стандартов по разным
специальностям и направлениям подготовки (управленческим, социологическим, рекламно-коммуникативным, туристским, экономическим, информационным, стандартизионно-метроло-гическим и многим другим) содержит общекультурную компетенцию, которая в большинстве случаев формулируется как «способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, культурные, конфессиональные и иные различия».
В федеральных стандартах по юридическим специальностям указанная компетенция приобретает более развернутую форму и практико-ориентированный характер. Так, в стандартах по специальностям 40.05.02 «Правоохранительная деятельность» и 40.05.01 «Правовое обеспечение национальной безопасности» обсуждаемая компетенция обозначается как ОК-5 и формулируется как «способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, культурные, конфессиональные и иные различия, предупреждать и конструктивно разрешать конфликтные ситуации в процессе профессиональной деятельности». Таким образом, общекультурная компетенция приобретает форму профессиональной межкультурной компетенции.
Современные принципы формирования основных профессиональных образовательных программ высшего образования таковы, что образовательные организации высшего образования, обязуясь формировать у выпускника определенную систему компетенций, вместе с тем, имеют достаточную свободу в выборе средств, методов и технологий их формирования. Это подтверждается тем, что около четверти дисциплин, включенных в образовательные программы, являются дисциплинами по выбору. Поэтому исключительной заслугой вуза является включение в образовательную программу таких предметов как «Религиоведение», «Этнопсихология», «Психология конфликта». В данном случае мы с удовлетворением можем говорить, что в большинстве образовательных
организаций МВД России и, в частности, в Нижегородской академии МВД России такие дисциплины преподаются, накоплен обширный образовательный и научно-методический опыт формирования гуманитарной базы для практической деятельности сотрудника ОВД [7].
Вместе с тем, изучение учебных дисциплин, содержащих социокультурную компоненту, должно активироваться и стимулироваться ценностно-смысловым содержанием с опорой на приоритеты духовного развития общества [8]. В данном ключе можно вспомнить о магистральной парадигме отечественного образования семидесятых - восьмидесятых годов прошлого столетия, ориентированной на развитие гармонично развитой личности. Такой ориентир не противоречит компетентностному подходу, но вполне мог бы дополнить его субъективно-осознанным и личностно-значимым содержанием. В концепте гармонично развитой личности важны не только знания, навыки и умения, но и то, как они будут применяться человеком, который их приобрел. Например, индивид может знать особенности поведения и мировоззрения представителей различных социокультурных групп, понимать мотивы их поведения, постигать внутренние состояния, анализировать и прогнозировать поступки - и все это может быть применено как в социально востребованных и профессионально необходимых целях, так и в деструктивных, ма-нипулятивных, социально опасных.
Поэтому сегодня, признавая ведущую роль компетентностного подхода в подготовке сотрудников правоохранительных органов, вполне своевременно актуализировать его личностное, ценностно-смысловое содержание. В современном межкультурном образовании принципиальное значение приобретает категория смысла. Не случайно «смысл» стал ядром наиболее ярких психологических концепций Новейшего времени: «психологии смысла» Д.А. Леонтьева [9; 10], логотерапевтического метода В. Фракла [11], экзистенциальной психологии И. Ялома [12].
В наши дни на повестку дня выходит смысловое значение системно-развивающего подхода в высшем образовании. В этом контексте становится актуальной оценка педагогической системы, направленная на решение проблемы оценки качества образования [13].
Именно в таком ключе целесообразно сформулировать принципы формирования профессиональной межкультурной компетенции сотрудника полиции в образовательном процессе вуза МВД России:
- формулирование четких концептов, понятных обучающимся. Одним из таких концептов является патриотизм. Неактуальность внедрения в общественное сознание «родственного», но «более современного» концепта «гражданского национализма» [14] доказана эмпирически [15];
- осознание согласованности понятий гражданской культуры и этнокультур, осмысление и взвешенная оценка концептов политкорректно-сти, толерантности, мультикультурности;
- понимание социокультурной интеграции как приоритетной модели межкультурного контакта в образовательном процессе и профессиональном взаимодействии, в которой представлена дихотомия межкультурного сближения, с одной стороны, и, с другой стороны, социокультурная дифференциация и самобытность.
В Федеральном законе «О полиции» особое внимание уделяется беспристрастности сотрудника полиции. В Законе сказано, что полиция защищает права, свободы и законные интересы человека и гражданина «независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств». Таким образом, закон, формируя нормативно-правовую основу межкультурного взаимодействия в условиях правоохранительной деятельности, содержит указание на то, что сотрудник полиции должен «проявлять уважение к национальным обычаям и традициям граждан, учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, религиозных организаций, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию» [16].
Федеральные государственные образовательные стандарты также участвуют в формировании нормативной базы для формирования профессиональной межкультурной компетенции сотрудника полиции. И, наконец, магистральное значение в данном случае имеет стратегическая управленческая концепция [17], в русле которой осуществляется формирование указанной компетенции.
В условиях вуза творчество педагогов, основанное на имеющейся нормативно-правовой базе и включающее в себя элементы логотера-певтического метода, обеспечивает гармоничное развитие данной компетенции, эффективность сформированности которой может быть проверена в дальнейшей практической деятельности сотрудника органов внутренних дел.
Примечания
1. Тимина Т.М. О легитимности использования криминологического понятия «этническая преступность» // Криминология: вчера, сегодня, завтра. 2015. № 4 (39). С. 76-82.
2. Савченко И.А., Снегирева Л.А., Устинкин С.В. Феномен этнического радикализма в оценках зарубежных экспертов // Власть. 2017. Т. 283. № 4. С. 58-61.
3. Арутюнов Л.С., Касьяненко М.А. Влияние криминальной бюрократии на этническую преступность в Российской Федерации: монография. Кисловодск: Кис-ловодский гуманитарно-технический ин-т, 2007. 74 с.
4. Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А Психологическая адаптация вынужденных мигрантов // Психологический журнал. 2002. № 4. С. 66-81.
5. Наумов С.И., Савченко И.А. Этнокультурные аспекты социального взаимодействия в правоохранительной сфере // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2017. Т. 8. № 9. С. 58-81.
6. Скворцова Е.В. Этнокультурная компетентность сотрудников полиции // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2016. № 3 (66). С. 15-19.
7. Треушников И.А. Роль общегуманитарных исследований в совершенствовании методического обеспечения подготовки специалистов органов внутренних дел в Нижегородской академии МВД России // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2016. № 4 (36). С. 365-368.
8. Треушников И.А. Приоритеты духовного развития российского общества // Вестник Российского университета кооперации. 2012. № 4 (10). С. 136-141.
9. Леонтьев Д.А Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 2003. 487 с.
10. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 2003. 487 с.
11. Франкл В. Человек в поисках смысла: сборник. М.: Книга по требованию; Прогресс, 2017. 368 с.
12. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. М.: Римис, 2008. 608 с.
13. Жигалев Б.А., Викулина М.А. Качество высшего профессионального образования и его оценка: системно-развивающий подход // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2013. № 3. С. 4-11.
14. Тишков В.А. Забыть о нации (постнационалистическое понимание национализма) // Вопросы философии. 1998. № 9. С. 3-26.
15. Савченко И.А. Природа патриотизма в эмпирическом измерении // Религии России: проблемы социального служения и патриотического воспитания: коллективная монография / под. ред. О.К. Шиман-ской. Н. Новгород: НГЛУ, 2014. С. 48-57.
16. О полиции: федеральный закон от 7 февраля 2011 г № 3-Фз // Собрание законодательства РФ. 2011. № 7, ст. 900.
17. Архипов Д.Н. Совершенствование методов управления как фактор повышения эффективности деятельности органов внутренних дел: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2000. 214 с.
Notes
1. Timina T.M. On the legitimacy of the use of the criminological concept of «ethnic crime». Criminology: yesterday, today, tomorrow, 2015, no. 4 (39), pp. 76-82. (In Russ.)
2. Savchenko I.A., Snegireva L., Ustinkin S.V. Phenomenon of ethnic radicalism in foreign experts' assessments. Authority, 2017, vol. 283, no. 4, pp. 58-61. (In Russ.)
3. Arutyunov L.S., Kasyanenko M.A. The influence of the criminal bureaucracy on ethnic crime in the Russian Federation: monograph. Kislovodsk: Kislovodsk humanitarian and technical institute Pabl., 2007. 74 p. (In Russ.)
4. Soldatova G.U., Shaigerova L.A. Psychological adaptation of forced migrants. Psychological journal,
2002, no. 4, pp. 66-81. (In Russ.)
5. Naumov S.I., Savchenko I.A. Ethno-cultural aspects of social interaction in the field of law enforcement. Modern researches of social problems (electronic scientific journal), 2017, vol. 8, no. 9, pp. 58-81. (In Russ.)
6. Skvortsova E.V. Ethno-cultural competence of police officers. Psychopedagogics in law enforcement agencies, 2016, no. 3 (66), pp. 15-19. (In Russ.)
7. Treushnikov I.A. Role of general humanitarian research in improving the methodological support of training of specialists of internal affairs in the Nizhny Novgorod academy of the Ministry of internal affairs of Russia. Legal science and practice: Journal of Nizhny Novgorod academy of the Ministry of internal affairs of Russia, 2016, no. 4 (36), pp. 365-368. (In Russ.)
8. Treushnikov I.A. Priorities of spiritual development of Russian society. Vestnik of Russian university of cooperation, 2012, no. 4 (10), pp. 136-141. (In Russ.)
9. Leontiev D. a Psychology of meaning: nature, structure and dynamics of semantic reality. M.: Sense,
2003. 487 p. (In Russ.)
10. Leontiev D.A. Psychology of meaning: nature, structure and dynamics of semantic reality. Moscow: Sense Pabl., 2003. 487 p. (In Russ.)
11. Frankl V. Man in search of meaning: collection. Moscow: Book on demand; Progress Pabl., 2017. 368 p. (In Russ.)
12. Yalom I. Existential psychotherapy. Moscow: Rimis Pabl., 2008. 608 p. (In Russ.)
13. Zhigalev B.A., Vikulina M.A. Quality of higher professional education and its evaluation: a systematic and developmental approach. Legal science and practice: Journal of Nizhny Novgorod academy of the Ministry of internal affairs of Russia, 2013, no. 3, pp. 4-11. (In Russ.)
14. Tishkov V.A. Forget about the nation (postnationalist understanding of nationalism). Questions of philosophy, 1998, no. 9, pp. 3-26. (In Russ.)
15. Savchenko I.A. Nature of patriotism in the experiential dimension of Religion in Russia: problems of social service and Patriotic education: the collective monograph / under. the editorship of O.K. Shimanskaya. N. Novgorod: NGLU Pabl., 2014. Pp. 48-57. (In Russ.)
16. About police: federal law of February 7, 2011 no. 3-FZ. Collection of legislative acts of the RF, 2011, no. 7, art. 900. (In Russ.)
17. Arkhipov D.N. The improvement of management as a factor of increase of efficiency of activity of bodies of internal affairs: dissertation... candidate of legal sciences. Moscow, 2000. 214 p. (In Russ.)