Научная статья на тему 'НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ БАНКОВСКОЙ ТАЙНЫ В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ'

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ БАНКОВСКОЙ ТАЙНЫ В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
191
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и управление
ВАК
Область наук
Ключевые слова
закон / банковская тайна / нормативная база / государство / банк / кредитная организация / сотрудник / потребитель / гражданин.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Майстренко А.Г., Майстренко Г.А.

В России на государственном уровне уделяется повышенное внимание к соблюдению института тайны. К данным вопросам относятся государственная тайна, коммерческая и банковская, которая является составной частью права на неприкосновенность частной жизни, гарантированного Конституцией РФ. Авторами проведен анализ отечественной законодательной базы, так и исследованы международно-правовые стандарты по вопросам соблюдения банковской тайны. Основное внимание в статье обращено на понятие банковской тайны и деятельность субъектов, обеспечивающих безопасность данных, образующих банковскую тайну, таких как, Центробанк РФ, страховые и кредитные организации, в функции которых входит обеспечение безопасности информации о каждом потребителе услуг кредитной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Майстренко А.Г., Майстренко Г.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ БАНКОВСКОЙ ТАЙНЫ В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ»

DOI: 10.24412/2224-9133-2023-1-143-149 МАЙСТРЕНКО Анна Григорьевна,

NIION: 2021-0079-1/23-26 кандидат юридических наук,

MOSURED : 77/27-025-2023-0 1-26 доцент кафедры гражданского и

предпринимательского права Всероссийской академии внешней торговли Минэкономразвития России, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин Российского государственного университета нефти и газа имени И.М. Губкина, г. Москва, Россия, e-mail: annamajstrenko@yandex.ru

МАЙСТРЕНКО Григорий Александрович,

кандидат юридических наук, старший научный сотрудник Научно-исследовательского института Федеральной службы исполнения наказаний России, доцент кафедры уголовного права и процесса Открытого гуманитарно-экономического университета,

Москва, Россия, e-mail: g.maуstrenko@yandex.ru

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ БАНКОВСКОЙ ТАЙНЫ В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

Аннотация. В России на государственном уровне уделяется повышенное внимание к соблюдению института тайны. К данным вопросам относятся государственная тайна, коммерческая и банковская, которая является составной частью права на неприкосновенность частной жизни, гарантированного Конституцией РФ. Авторами проведен анализ отечественной законодательной базы, так и исследованы международно-правовые стандарты по вопросам соблюдения банковской тайны. Основное внимание в статье обращено на понятие банковской тайны и деятельность субъектов, обеспечивающих безопасность данных, образующих банковскую тайну, таких как, Центробанк РФ, страховые и кредитные организации, в функции которых входит обеспечение безопасности информации о каждом потребителе услуг кредитной организации.

Ключевые слова: закон, банковская тайна, нормативная база, государство, банк, кредитная организация, сотрудник, потребитель, гражданин.

MAISTRENKO Anna Grigorievna,

PhD in Law, associate Professor of Department of Civil and Entrepreneurial Law, All-Russian Academy of Foreign Trade of the Ministry of Economic Development of the Russia, Associate Professor of the Department of Civil Law Disciplines of the Gubkin University, Moscow, Russia

MAISTRENKO Grigoriy Aleksandrovich,

PhD in Law, Senior Researcher of Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Associate Professor, Department of Criminal Law and Procedure, Open University

for the Humanities and Economics,

Moscow, Russia

REGULATORY AND LEGAL INSTITUTE OF BANKING SECRET IN RUSSIAN LEGISLATION

Annotation. In Russia, at the state level, increased attention is paid to the observance of the institution of secrecy. These issues include state secrets, commercial and banking, which is an integral part of the right to privacy guaranteed by the Constitution of the Russian Federation. The authors carried out an analysis of the

'^mmmmmmmmmmmmiiimmmmmsmmmmm^

domestic legislative framework, and studied international legal standards on the observance of banking secrecy. The main attention in the article is drawn to the concept of banking secrecy and the activities of entities that ensure the security of data constituting banking secrecy, such as the Central Bank of the Russian Federation, insurance and credit organizations, whose functions include ensuring the security of information about each consumer of the services of a credit institution.

Key words: law, bank secrecy, regulatory framework, state, bank, credit organization, employee, consumer, citizen.

Законодательная система в России включает в себя множество разнообразных нормативно-правовых актов, регулирующих банковскую тайну. Сюда можно отнести источники нормативных актов в различных областях права: конституционного, уголовного, административного, банковского, гражданского и иного права. За основу правовых отношения в отечественном законодательстве, берутся положения, заложенные в Конституции РФ [1]. Наряду с законодательными положениями у нас в стране, анализируемый сектор регламентируется нормой права международного уровня, а в частности Международной конвенцией ООН в борьбе с финансированием терроризма от 9 декабря 1999 г. [2].

В этом правовом документе изложены принципы передачи сведений, формирующих банковскую тайну, в целях прерывания компетентными госструктурами потока поступления денег для проведения террористических актов. Одним из международных актов, регламентирующим сектор передачи данных, формирующих банковскую тайну, являются положения Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 г. [13, с. 71]. Нормативная регламентация института банковской тайны носит гражданско-правовой характер и считается объектом гражданских прав, и охватывают административные, уголовные, процессуальные положения.

Гражданский кодекс РФ считается основным законодательным документом, регламентирующим данный институт [3]. Так, в соответствии со ст. 857 указанного кодекса предусматривается обеспечение сохранности данных о счетах и вкладах, протекающих по ним процедурах, личной информации о потребителях, существующих в банковской организации [3].

В обозначенном нормативно-правовом акте содержится три категории данных, образующих банковскую тайну:

- банковский счет и банковский вклад;

- проводимые по счету процедуры;

- информация о потребителе [3].

Определение банковской тайны, отраженное в ст. 26 Федерального закона № 395-1 02.12.1990 (посл. ред.) [4][более детально характеризует данное понятие, нежели трактовка, при-

веденная в гражданских нормах. Здесь рассматривается состав субъектов, обеспечивающих безопасность данных, образующих банковскую тайну, Центробанк РФ, страховые и кредитные организации, обеспечение безопасности информации о каждом потребителе услуг кредитной организации.

Такое широкое толкование банковской тайны соответствует отечественной и зарубежной банковской практике. Ст. 26 Федерального закона № 395-1 определяет, что кредитные учреждения наделены возможностью включать в число сведений, которые составляют банковскую тайну любые иные, не закрепленные в законодательстве сведения, в том случае, если это не противоречит федеральному законодательству. Таким образом, банковские учреждения имеют право на расширение перечня информации, составляющей банковскую тайну [4].

Подобная формулировка практикуется и за рубежом [6]. Обозначенная статья содержит нормы, согласно которым у кредитных организаций есть право считать банковской тайной любую информацию, не отраженную в нормативной регламентации и соответствующую федеральным требованиям.

Наряду с изложенными законодательными документами, существуют разнообразные нормативно-правовые акты специального формата, регламентирующие данный сектор и устанавливающие субъекты с правом получения данных, образующих банковскую тайну, а также субъекты, обязанностью которых является предоставление и нечинение препятствий к получению информации. В категорию указанных нормативно-правовых актов, можно привести как пример - Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Данный закон регламентирует право избирательных комиссий на ознакомление с необходимыми сведениями, получение информации по обращениям, ознакомление с данными о банковских счетах потребителей, баллотирующихся в депутаты.

Рассмотренные категории сведений должны предоставляться избирательным комиссиям на основе поступивших от них обращений субъек-

тами, к которым относят учреждения независимо от формы собственности. Следовательно, банк должен на основе обращения избирательной комиссии дать доступ к сведениям о потребителе, образующим банковскую тайну.

Законодательной недоработкой в вопросах регламентации банковской тайны в России следует назвать отсутствие порядка обеспечения сохранности сведений, формирующих банковскую тайну, в течение неограниченного срока, что предусмотрено правовыми нормами других государств, в частности в Швейцарии [11, с. 537]. Основная сложность нормативной регламентации анализируемой сферы заключается в том, что не разработано отдельного законодательного документа, регламентирующего анализируемый сектор. Законодательная система других стран включает подобные документы, успешно используемые в практической деятельности. Здесь закрепляется формулировка самой дефиниции «банковская тайна», состав субъектов, которые имеют право ознакомится с данными, образующими банковскую тайну, права и обязанности субъектов, правила ознакомления со сведениями, нормы, предусматривающие определенную меру наказания за несоблюдение законодательных требований в сфере обеспечения сохранности банковской тайны.

Следует разработать правовые нормы, регулирующие режим обеспечения сохранности данных, составляющих банковскую тайну, поступивших в кредитные организации в процессе их работы. В ряде ситуаций категория сведений может измениться, в связи с чем, складываются противоречия и расхождения в вопросах обеспечения со стороны кредитного учреждения сохранности информации как банковской тайны.

Здесь подразумеваются случаи окончания обслуживания потребителей, прерывания договоров в связи с тем, что последние безответственно исполняют свои обязанности и допускают просрочки в проведении кредитных выплат. В подобных ситуациях в содержании договоров по кредитованию отражаются условия о возможности перенаправления данных о потребителях третьим лицам, в частности коллекторам, но сведения предоставляются частично лишь для целей удержания задолженности. В литературных источниках приведены версии, что предоставление доступа кредитными учреждениями к данным о потребителях даже частично в любом случае является несоблюдением банковской тайны [5, с. 75]. Данное обстоятельство аргументируется тем аспектом, что даже частичные сведения достаточно информативны, в частности предоставляются сведения о личности клиента, сумме его задолженности, о связанных с ним лицах. Широ-

кое распространение информационно-коммуникационных систем и цифровых сервисов в секторе банковской тайны не привело к разработке отдельных законодательных документов, регламентирующих эту сферу.

Создание отдельных законодательных актов связано с запоздалым развитием нормативной регламентации общественных правоотношений. В большей мере подвержена влиянию цифровых процессов система обеспечения безопасности банковской тайны. Возникают технические новации, способы видоизменения данных, лимитирующие доступ работников кредитных учреждений к механизмам связи на рабочих местах.

Такие мероприятия ориентированы на борьбу с возможностью кражи работниками кредитной организации информации, формирующей банковскую тайну, а также сведений, не подлежащих разглашению и распространению во внешние источники. При этом на рабочем месте не соблюдается право сотрудников на сохранение конфиденциальности информации о своих действиях и жизни. Цифровизация требует уравновешивания процессов предоставления доступа к данным и сохранения их в тайне кредитными учреждениями, эти процессы должны иметь конкретные позиции разграничения, поскольку задействованы конституционное право на информацию и право на обеспечение сохранности банковской тайны [10, с. 10]. Последнему следует отдавать предпочтение.

Наряду с этим, активное распространение цифровых технологий привело к внедрению в данную сферу аутсорсинга, который предоставляется банкам ввиду их стремления сократить расходы по найму персонала, осуществляющего обработку данных, операции с техническим и программным оснащением в процессе функционирования учреждения.

Услуги аутсорсинга направлены на решение важных задач банка, в ходе которых предприятие, оказывающее данные услуги, получает от банка доступ к сведениям, формирующим банковскую тайну. В подобных обстоятельствах на первый план выходят цели обеспечения безопасности этих сведений [9, с. 41].

В правовых нормах приведен ориентировочный перечень данных, не подлежащих разглашению и входящих в категорию конфиденциальной информации. Он включает также рекомендации Банка России, среди которых к сведениям этой информационной категории относят:

- личную информацию о потребителях;

- сведения, характеризующие кредитную историю;

- сведения о финансовых операциях;

- документацию кредитных учреждений, связанную с обеспечением их информационной и технической защиты;

- внутреннюю корпоративную документацию;

- сведения, формирующие банковскую тайну;

- данные, образующие налоговую тайну, а также прочие сведения, относимые банком к группе конфиденциальных.

Субъекты, обязанностью которых является обеспечение исполнения принципов неразглашения сведений, образующих банковскую тайну, закреплены на законодательном уровне. Сюда входят операторы платежных систем, учреждения, предоставляющие услуги по переводу денег, банковские платежные агенты, операторы услуг платежной инфраструктуры.

Права кредитных организаций по предоставлению данных о внутренних операциях по перечислению денег за рубеж регулируются Федеральным законом от 27 июня 2011 г. № 161-ФЗ «О национальной платежной системе», которые предусматривает соответствующие меры ограничительного характера. Исходя из пунктов, закрепленных в этом законе, отметим, что компании, предоставляющие услуги аутсорсинга и имеющие доступ к тем сведениям кредитных учреждений, которые не подлежат разглашению, не следует размещать в других странах, включая технические средства, с помощью которых такие компании анализируют данные. Также порядок регулирования доступа и обращения со сведениями, образующими банковскую тайну, фиксируется во внутреннем регламенте банка [8, с. 703].

Владельцы сведений, не подлежащих разглашению, обязаны проводить меры, обеспечивающие их безопасность:

- выявить информацию, подлежащую включению в категорию конфиденциальной;

- установить правила работы с данными подобного характера;

- выявить субъекты, имеющие право доступа и обращения с конфиденциальными данными;

- зафиксировать в условиях трудовых договоров в качестве обязанности работников, которым предоставляется доступ к обозначенной категории сведений, соблюдать режим их не разглашения;

- маркировать документацию, включающую данные, образующие коммерческую информацию.

Комплекс обозначенных мер является многоступенчатым процессом, поэтому в реальной работе ими нередко пренебрегают и полноценно не реализуют. Следовательно, данные, которые

необходимо включить в категорию конфиденциальных, в нее не заносятся и не подлежат защите.

В связи с этим, с юридической стороны возникают трудности, сопряженные с приведением доказательств в отношении несоблюдения законодательства обеспечения сохранности банковской тайны и расчетом величины ущерба. Это аргументировано тем, что суды не выносят определений, предусматривающих возмещение нанесенного ущерба. Ранее были изложены сложности, сопряженные с предоставлением третьим лицам данных, образующих банковскую тайну. Предоставление сведений в работу компаниям, оказывающим услуги аутсорсинга, можно считать процессом передачи ее третьим лицам, поэтому необходимо следовать ряду препятствий, закрепленных правовыми нормами [7, с. 84].

В научных источниках приведены антагони-рующие подходы в отношении концептов предоставления данных, формирующих банковскую тайну, для обработки аутсортинговым организациям. Большой востребованностью пользуется концепция, в соответствии с которой данные, образующие банковскую тайну, не должны передаваться третьим лицам, включая организации, оказывающие услуги аутсорсинга (ст. 857 ГК РФ) [3].

Наряду с этим, более аргументированным считается подход, предполагающий, что информация, образующая банковскую тайну, подлежит передаче в оборот аутсортинговым организациям, когда:

1) у банка есть контроль за соответствующей инфраструктурой поставщика;

2) у аутсортиноговой организации нет доступа к данным этой категории.

Соблюдая эти принципы, обеспечивается сохранность банковской тайны от предоставления ее третьим лицам. В современных условиях необходима проработка законодательной базы, регламентирующей предоставление услуг аутсорсинга в отношении сведений, образующих банковскую тайну. Следует детально изложить порядок предоставления таких сведений аутсортинговым компаниям.

В РФ нормативная регламентация института банковской тайны полноценно не удовлетворяет потребности банков, находящихся на стадии активного развития в связи с повсеместным внедрением цифровых технологий.

Наряду с этим, не исключены расхождения в положениях законодательства, регламентирующего рассматриваемый сектор, в связи с чем, появляются проблемы в реализации правоприменительной практики в условиях размытого законодательного регулирования [12, с. 496].

Для повышения качества нормативной регламентации института банковской тайны в РФ

необходимо непрерывно улучшать законодательные нормы, регламентирующие данный сектор.

На сегодняшний день в правовых положения РФ нет общей трактовки дефиниции «банковская тайна», с чем связаны трудности реализации применения правовых норм в текущей деятельности, включая определение спектра сведений, формирующих банковскую тайну.

Появляется возможность ошибочного понимания информации, формирующей банковскую тайну, что, в свою очередь, сопряжено с неэффективной системой обеспечения безопасности банковской тайны. При этом правовая сущность данного понятия зависит от четкости ее законодательной регламентации, разработка которой соответствует низкому уровню. Этот вопрос связан как с институтом банковской тайны, так и с другими сведениями, входящими в круг конфиденциальной информации.

Сущность юридического формата банковской тайны наделена совокупным частно-публичным характером, интегрирующим частно-правовые и публично-правовые составляющие.

Отечественная система законодательства включает множество разнообразных нормативно-правовых актов, регулирующих банковскую тайну. Сюда относят источники нормативной документации в различных сферах права: административного, конституционного, уголовного, банковского, гражданского и иного.

Следует разработать правовые нормы, регулирующие режим обеспечения сохранности данных, составляющих банковскую тайну, поступивших в кредитные организации в процессе их работы. В ряде ситуаций категория сведений может измениться, в связи с чем, складываются противоречия и расхождения в вопросах обеспечения со стороны кредитного учреждения сохранности информации как банковской тайны [14, с. 99].

В подобных ситуациях в содержании договоров по кредитованию отражаются условия о возможности перенаправления данных о потребителях третьим лицам, в частности коллекторам, но сведения предоставляются частично лишь для целей удержания задолженности. В литературных источниках приведены версии, что предоставление доступа кредитными учреждениями к данным о потребителях даже частично в любом случае является несоблюдением банковской тайны.

Данное обстоятельство аргументируется тем аспектом, что даже частичные сведения достаточно информативны, в частности предоставляются сведения о личности клиента, сумме его задолженности, о связанных с ним лицах.

Имеются в виду ситуации, в которых клиентам кредитные учреждения более не предоставляют услуги в связи с несвоевременным внесением платежей и недобросовестным исполнением своих обязанностей потребителями.

Говоря о законодательных нормах, регламентирующих сектор банковской тайны, и внедрении цифровых процессов в экономическую сферу, следует подчеркнуть отсутствие особой законодательной базы, ориентированной на проработку вопросов, сопряженных с активным использованием цифровых возможностей.

Создание отдельных законодательных актов связано с запоздалым развитием нормативной регламентации общественных правоотношений. В большей мере подвержена влиянию цифровых процессов система обеспечения безопасности банковской тайны. Возникают технические новации, способы видоизменения данных, лимитирующие доступ работников кредитных учреждений к механизмам связи на рабочих местах и т.д.

Такие мероприятия ориентированы на борьбу с возможностью кражи работниками кредитной организации информации, формирующей банковскую тайну, а также сведений, не подлежащих разглашению и распространению во внешние источники. При этом на рабочем месте не соблюдается право сотрудников на сохранение конфиденциальности информации о своих действиях и жизни. Цифровизация требует уравновешивания процессов предоставления доступа к данным и сохранения их в тайне кредитными учреждениями, эти процессы должны иметь конкретные позиции разграничения, поскольку задействованы конституционное право на информацию и право на обеспечение сохранности банковской тайны. Последнему следует отдавать предпочтение. Но анализируя отечественную законодательную базу, мы проводим анализ данной проблемы за рубежом, в связи с последними событиями, связанными с введением режима санкций в отношении РФ со стороны западных государств. Так, в частности, в ряде стран, в нарушении международных прав в области бан-ковско-кредитной деятельности, раскрываются персональные данные граждан России по банковским вкладам. И на основе этих данных правительство этих государств пытаются изъять эти денежные средства и передать их в пользу Украины.

Таким образом, можно констатировать, что банковская тайна является частью гражданско-правового института и считается объектом гражданских прав, охватывая административные, уголовные, процессуальные факторы.

Список литературы:

[I] Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изм., одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) [Электронный ресурс]. - URL: https:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/(дата обращения: 12.12.2022).

[2] Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма (заключена в г. Нью-Йорке 09.12.1999) [Электронный ресурс]. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_42234/ (дата обращения: 12.12.2022).

[3] Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 № 51-ФЗ (посл. ред.) [Электронный ресурс]. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/(дата обращения: 12.12.2022).

[4] Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 № 395-1 (посл. ред.) [Электронный ресурс] - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5842/(дата обращения: 12.12.2022).

[5] Бажанов С.В. Феномен тайны в интерпретации банковского законодательства // Право и экономика. 2020. № 10(392). - С. 75-79.

[6] Болгова В.В., Жданова E.H., Сидорова А.В. Институт банковской тайны в странах СНГ: сравнительно-правовой анализ // Банковское право. 2018. № 2. - С. 57-64.

[7] Гатапова Е.А., Былков А.С. Банковская тайна: понятие, правовое обеспечение и международная практика. Банковская тайна в Российской Федерации // Молодой ученый. 2021. № 51(393). - С. 84-88

[8] Загоруйко И. Ю. Современные теоретико-экономические основы к содержанию института банковской тайны в предпринимательстве // Экономика и предпринимательство. 2021. № 5 (130). - С. 703-705.

[9] Засимова О.Л. Проблемы и предложения по совершенствованию законодательства о банковской тайне на современном этапе // Вестник научных конференций. 2017. № 9-2(25). - С. 41-44.

[10] Рыжов В.Б. Информационная безопасность в государствах Европейского Союза: к постановке проблемы // Представительная власть: XXI век: законодательство, комментарии, проблемы. 2018 № 4 (163). - С. 8-12.

[II] Семенова Н.А. История развития института банковской тайны в России / Н. А. Семенова // Аллея науки. 2020. Т. 1. № 5 (44). - С. 537-539.

[12] Сумская М.Ю., Бакуева Д.Х. К вопросу о соотношении правового режима банковской тайны с правовыми режимами иных видов информации ограниченного доступа // Аллея науки. 2017. Т. 2. № 15. - С. 496-500.

[13] Филатова М.А. Уголовно-правовая охрана банковской тайны // Законы России: опыт, анализ, практика. 2020. № 10. - С. 71-78.

[14] Чуракова E.H., Калашникова Е.Б., Александрова Д.Д. Ответственность за разглашение банковской тайны по российскому законодательству // Инновационное развитие. 2017. № 5 (10). - С. 99-100.

Spisok literatury:

[1] Konstituciya Rossijskoj Federacii (prinyata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993 s izm., odobren-nymi v hode obshcherossijskogo golosovaniya 01.07.2020) [Elektronnyj resurs]. - URL: https://www.consult-ant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (data obrashcheniya: 12.12.2022).

[2] Mezhdunarodnaya konvenciya o bor'be s finansirovaniem terrorizma (zaklyuchena v g. N'yu-Jorke 09.12.1999) [Elektronnyj resurs]. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_42234/ (data obrashcheniya: 12.12.2022).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[3] Grazhdanskij kodeks Rossijskoj Federacii ot 30.11.1994 № 51-FZ (posl. red.) [Elektronnyj resurs]. -URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/(data obrashcheniya: 12.12.2022).

[4] Federal'nyj zakon "O bankah i bankovskoj deyatel'nosti" ot 02.12.1990 № 395-1 (posl. red.) [Elek-tronnyj resurs] - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5842/ (data obrashcheniya: 12.12.2022).

[5] Bazhanov S.V. Fenomen tajny v interpretacii bankovskogo zakonodatel'stva // Pravo i ekonomika. 2020. № 10(392). - S. 75-79.

[6]Bolgova V.V., ZHdanova E.N., Sidorova A.V. Institutbankovskoj tajny vstranah SNG: sravnitel'no-pra-vovoj analiz// Bankovskoe pravo. 2018. № 2. - S. 57-64.

[7] Gatapova E.A., Bylkov A.S. Bankovskaya tajna: ponyatie, pravovoe obespechenie i mezhdunarod-naya praktika. Bankovskaya tajna v Rossijskoj Federacii // Molodoj uchenyj. 2021. № 51(393). - S. 84-88

[8] Zagorujko I. YU. Sovremennye teoretiko-ekonomicheskie osnovy ksoderzhaniyu instituta bankovskoj tajny v predprinimatel'stve //Ekonomika i predprinimatel'stvo. 2021. № 5 (130). - S. 703-705.

[9] Zasimova O.L. Problemy i predlozheniya po sovershenstvovaniyu zakonodatel'stva o bankovskoj tajne na sovremennom etape // Vestnik nauchnyh konferencij. 2017. № 9-2(25). - S. 41-44.

[10] Ryzhov V.B. Informacionnaya bezopasnost' v gosudarstvah Evropejskogo Soyuza: k postanovke problemy // Predstavitel'naya vlast': XXI vek: zakonodatel'stvo, kommentarii, problemy. 2018 № 4 (163). - S. 8-12.

[11] Semenova N.A. Istoriya razvitiya instituta bankovskoj tajny v Rossii / N. A. Semenova //Alleya nauki. 2020. T. 1. № 5 (44). - S. 537-539.

[12] Sumskaya M.YU., Bakueva D.H. K voprosu o sootnosheniipravovogo rezhima bankovskoj tajny s pravovymi rezhimami inyh vidov informacii ogranichennogo dostupa // Alleya nauki. 2017. T. 2. № 15. - S. 496-500.

[13] Filatova M.A. Ugolovno-pravovaya ohrana bankovskoj tajny // Zakony Rossii: opyt, analiz, praktika. 2020. № 10. - S. 71-78.

[14] Churakova E.N., Kalashnikova E.B., Aleksandrova D.D. Otvetstvennost' za razglashenie bankovskoj tajny po rossijskomu zakonodatel'stvu // Innovacionnoe razvitie. 2017. № 5 (10). - S. 99-100.

•чшшшшжтттттттюшшшшжтттттттюшшшжттюжжжжшшшшшжтттттттюшшшжтттттттюшшшшж*^

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.