Научная статья на тему 'Нормативно-правовое регулирование высокотехнологичной медицинской помощи. Реальность и перспективы'

Нормативно-правовое регулирование высокотехнологичной медицинской помощи. Реальность и перспективы Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
118
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА / NORMATIVE AND LEGAL BASE / РЕГИСТРЫ / REGISTERS / БЕНЧМАРКИНГ / BENCHMARKING

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Краснов А.В., Петрова И.А., Нечаев В.С.

К настоящему времени принято большое количество нормативно-правовых актов, регламентирующих оказание высокотехнологичной медицинской помощи (ВМП). Однако, существует определенное количество «пробелов». Практически отсутствуют утвержденные единые методики определения потребности и планирования ВМП, не разработаны единые правила расчета финансовых затрат. Указанные обстоятельства в значительной степени влияют на эффективность оказания ВМП. В свете предстоящего сокращения бюджетного финансирования описанные выше проблемы могут стать еще более острыми. Предложены возможные направления совершенствования нормативно-правовой базы с целью разрешения указанных проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Краснов А.В., Петрова И.А., Нечаев В.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Normative-legal regulation of high-tech health care. Reality and prospects

At present a great number of normative and legal acts regulating the high-tech health care delivery have been adopted. However, there exists a certain number of “gaps”. Practically there are no approved single methodology of determining the requirements and planning of high-tech care, and no rules of estimating financial expenditures. These circumstances to a great extent influence the effectiveness of high-tech care delivery. In the light of impending reduction of budget financing the above mentioned problems could become more acute. Suggestions are made of possible ways to improve the normative and legal base with the view of solving the mentioned problems.

Текст научной работы на тему «Нормативно-правовое регулирование высокотехнологичной медицинской помощи. Реальность и перспективы»

имеет мониторинг показателей не только качества и доступности, но и ресурсной обеспеченности и экономической эффективности деятельности учреждений, оказывающих ВМП. Описанное выше, в дальнейшем должно стать основой формирования аналитической отчетности. Последняя, в свою очередь, создаст условия для эффективного сравнения деятельности медицинских учреждений и фундамента поступательного развития в такой важной области отечественного здравоохранения, как высокотехнологичная медицинская помощь.

Литература

1. Эфрос Л.А. Создание регистра больных ишемической болезнью сердца, подвергшихся коронарному шунтированию, - важнейшее направление совершенствования кардиологической помощи // Менеджер здравоохранения. - 2012. - № 10. - С. 37-46.

2. Fonarow G.C., Abraham W.T., Albert N.M., Stough W.G., Gheorghiade M., Greenberg B.H., O'Connor C.M., Pieper K., Sun J.L., Yancy C., Young J.B. OPTIMIZE-HF Investigators and Hospitals. Association between performance measures and clinical outcomes for patients hospitalized with heart failure. - JAMA. - 2007 Jan 3. - № 297(1). - С. 61-70.

3. Lee J.S., Primack B.A., Mor M.K., Stone R.A., Obrosky D.S., Yealy DM., Fine M.J. Processes of Care and Outcomes for Community-Acquired Pneumonia // Am J Med. - 2011 Oct 13.

4. Porter M.E. What Is Value in Health Care? N Engl // J Med. - 2010. - № 363. - С. 24772481.

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ РЕАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ

А.В. Краснов, И.А. Петрова, В.С. Нечаев*

К настоящему времени принято большое количество нормативно-правовых актов, регламентирующих оказание высокотехнологичной медицинской помощи (ВМП). Однако, существует определенное количество «пробелов». Практически отсутствуют утвержденные единые методики определения потребности и планирования ВМП, не разработаны единые правила расчета финансовых затрат. Указанные обстоятельства в значительной степени влияют на эффективность оказания ВМП. В свете предстоящего сокращения бюджетного финансирования описанные выше проблемы могут стать еще

* ФГБНУ «Национальный НИИ общественного здоровья им. Н.А. Семашко», г. Москва

Краснов Алексей Васильевич - к.м.н., старший научный сотрудник

Петрова Ирина Анатольевна - к.ф.н., ведущий научный сотрудник

Нечаев Василий Сергеевич - д.м.н., профессор, зав. отделом, vn52@inbox.ru

более острыми. Предложены возможные направления совершенствования нормативно-

правовой базы с целью разрешения указанных проблем.

Ключевые слова: нормативно-правовая база, регистры, бенчмаркинг.

At present a great number of normative and legal acts regulating the high-tech health care delivery have been adopted. However, there exists a certain number of "gaps". Practically there are no approved single methodology of determining the requirements and planning of high-tech care, and no rules of estimating financial expenditures. These circumstances to a great extent influence the effectiveness of high-tech care delivery. In the light of impending reduction of budget financing the above mentioned problems could become more acute. Suggestions are made of possible ways to improve the normative and legal base with the view of solving the mentioned problems.

Key words: normative and legal base, registers, benchmarking.

Начало формирования нормативно-правовой базы в сфере высокотехнологичной медицинской помощи ознаменовано Указом Президента РФ от 26 сентября 1992 г. № 1137. Приказом Минздрава РФ и РАМН от 10 июля 2000 г. № 252/50 устанавливались так называемые квоты -количество больных из субъектов Российской Федерации, которым запланировано оказание ВМП в федеральных медицинских учреждениях.

С 2006 г. ежегодно утверждалось государственное задание по оказанию ВМП гражданам России за счет средств федерального бюджета, а также стандарты оказания ВМП, устанавливающие гарантированный объем помощи. С 2010 г. в целях соответствия регламенту бюджетного процесса (Приказ Минздравсоцразвития России № 1047н от 30 декабря 2009 г.) государственные задания по оказанию ВМП формировались только для федеральных ЛПУ.

В соответствии с Приказом Минздравсоцразвития России от 7 июля 2006 г. № 527 ведомство приступило к разработке и внедрению системы мониторинга ВМП.

Указом Президента Российской Федерации от 30 июня 2006 г. № 658 «О федеральном агентстве по высокотехнологичной медицинской помощи», была создана государственная структура, на которую возлагалась задача организации оказания высокотехнологичной медицинской помощи в рамках государственного задания. Указом Президента РФ от 12 мая 2008 г. № 724 Агентство было упразднено, а в составе Министерства здравоохранения и социального развития создан Департамент высокотехнологичной медицинской помощи, действующий по настоящее время.

С декабря 2013 г. (Приказ Минздрава России № 1117н) ежегодно утверждается перечень медицинских организаций, находящихся в ведении 10

главных распорядителей бюджетных средств, получающих государственное задание по оказанию ВМП.

Программой государственных гарантий с 2015 г. введены два перечня методов ВМП: первый - 459 методов, включен в базовую программу ОМС; второй - 1007 методов - к таковой не относится. В Программе впервые появился новый показатель - случай госпитализации на 1 жителя.

С 1994 по 2006 г. оплата высокотехнологичной медицинской помощи осуществлялась по сметному принципу. С 2006 г. согласно Приказу Минздравсоцразвития России от 29 марта 2006 г. № 658 внедрен механизм финансирования за пролеченного больного (квоты). C 2014 г. (ФЗ № 317-Ф3) финансовое обеспечение высокотехнологичной медицинской помощи осуществляется из 3-х источников: 1) средств обязательного медицинского страхования; 2) бюджетных ассигнований федерального бюджета; 3) бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.

Программой государственных гарантий с 2015 г. введены два механизма финансирования ВМП: первый - для 459 методов - из средств ТФОМС; второй - для 1007 методов - из федерального бюджета за счет иных межбюджетных трансфертов ФОМС.

Согласно данным ВОЗ, по эффективности системы здравоохранения Россия занимает 130 место в мире, находясь между Перу и Гондурасом [2] и высокотехнологичная помощь - не исключение. К 2016 г. запланировано сокращение финансирования здравоохранения с 3,7 до 3,4% ВВП [1].

Назрела необходимость совершенствования нормативно-правовой базы. Действенными инструментами повышения эффективности управления высокотехнологичной медицинской помощью могли бы стать привлечение в отрасль частных провайдеров (государственно-частное партнерство - ГЧП), разработка регистров ВМП, госпитальный бенчмаркинг.

Для успешного внедрения указанных технологий необходима детальная нормативная регламентация. Относительно ГЧП - это единые с государственными клиниками возможности, требования и ответственность. Для регистров и бенчмаркинга - унификация технологий лечебно-диагностического процесса, использование единого понятийного аппарата и статистического дизайна. Все перечисленное непременно должно иметь недвусмысленное толкование в нормативно-правовых актах с целью единообразного применения в медицинских учреждениях страны.

Литература

1. Шамшурина Н.Г., Иванов А.В. Финансирование государственной помощи по программе государственных гарантий: повышение эффективности // Здравоохранение. -2014. - № 5. - С. 20-27.

2. Швабский О.Р., Вартапетова Н.В., Карпушкина А.В. Аккредитация медицинских учреждений как один из методов контроля и управления качеством услуг // Здравоохранение. - 2014. - № 4. - С. 94-102.

ИНТЕГРАЦИЯ УСИЛИЙ УЧРЕЖДЕНИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ, НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ КАК МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

О.В. Кущ*, Г.В. Артамонова**

В сообщении представлен опыт организации системы управления качеством медицинской помощи на основе интеграции ресурсов медицинских организаций муниципальной системы здравоохранения и федеральных учреждений науки и образования. В Кемеровской области это направление реализуется на основе договора о сотрудничестве между МУЗ «Кемеровский кардиологический диспансер», НИИ комплексных проблем сердечно-сосудистых заболеваний и Кемеровской государственной медицинской академией Министерства здравоохранения Российской Федерации. К основным задачам комплекса относятся: повышение уровня профессионализма и компетенций медицинских работников, научное обоснование и применение новых медицинских технологий. Ключевые слова: организация медицинской помощи, управление качеством медицинской помощи, интеграция ресурсов.

The report presents the experience of the organization of quality management system of medical care based on the integration of resources of medical institutions municipal health care system and the federal institutions of science and education. In the Kemerovo region, this direction is realized on the basis of a cooperation agreement between the MUZ «Kemerovo Cardiology Clinic», Institute for Complex Problems of cardiovascular disease and the Kemerovo State Medical Academy of the Ministry of Health of the Russian Federation. The main tasks of the complex include: raising the level of professionalism and competence of health professionals, scientific rationale and application of new medical technologies. Key words: organization of care, quality of care management, integration of resources.

* Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения «Кемеровский кардиологический диспансер»

** ФГБНУ «НИИ комплексных проблем сердечно-сосудистых заболеваний» Федерального агентства научных организаций, г. Кемерово, Россия

Кущ Оксана Васильевна - к.м.н., зам. главного врача, kovaov@kemcardio.ru

Артамонова Галина Владимировна - д.м.н., профессор, зам. директора по научной работе,

artamonova@kemcardio.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.