Научная статья на тему 'НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ В РОССИИ'

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
526
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Область наук
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ПРАВО / ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / ОБЩЕСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Адаева Ольга Викторовна, Вельдина Кристина Владимировна

Правовое воспитание граждан является одной из важнейших функций государства. Именно благодаря этому процессу люди узнают о своих правах и обязанностях, а также о том, как законно разрешать споры. В условиях демократии важно, чтобы все граждане имели базовое понимание закона, дабы они могли эффективно участвовать в гражданской жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ В РОССИИ»

УДК 349

Юридические науки

Адаева Ольга Викторовна, научный руководитель, старший преподаватель ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный

университет им. Н. П. Огарёва» Вельдина Кристина Владимировна, студент ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный

университет им. Н. П. Огарёва»

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ В РОССИИ

Аннотация: Правовое воспитание граждан является одной из важнейших функций государства. Именно благодаря этому процессу люди узнают о своих правах и обязанностях, а также о том, как законно разрешать споры. В условиях демократии важно, чтобы все граждане имели базовое понимание закона, дабы они могли эффективно участвовать в гражданской жизни.

Ключевые слова: воспитание, право, правовое воспитание, правовая культура, общество.

Annotation: Legal education of citizens is one of the most important functions of the state. It is through this process that people learn about their rights and responsibilities, as well as how to legally resolve disputes. In a democracy, it is important that all citizens have a basic understanding of the law so that they can effectively participate in civic life.

Keywords: education, law, legal education, legal culture, society.

При изучении нормативно-правового регулирования правового воспитания, необходимо обратиться к его понятию. В законодательстве Российской Федерации отсутствует дефиниция правового воспитания, поэтому

определим, как решается данный вопрос в научной литературе. Ш.Б.Магомедов под правовым воспитанием понимал деятельность соответствующих субъектов, выражающаяся в различных формах, осуществляемая различными средствами и методами, направленная на формирование высокого уровня правосознания и правовой культуры личности [7].

Необходимо также отметить, что основная цель правового воспитания, это формирование высокого уровня правового сознания среди граждан. Правовое воспитание предполагает освоение и уяснение правовых ценностей, которые должны лечь в основу правосознания воспитываемых лиц. Правовое воспитание должно быть также направлено на обучение людей тому, как мирно разрешать споры друг с другом, не прибегая к насилию или принуждению. Обучение включает в себя изучение механизмов разрешения споров, таких как посредничество или арбитраж, а также ознакомление с применимыми законами и нормативными актами, регулирующими эти процессы [8].

Правовое воспитание может осуществляться на различных уровнях государственной власти:

1) федеральный уровень правового воспитания;

2) региональный уровень правового воспитания;

3) локальный уровень правового воспитания.

Федеральный уровень правового воспитания. «Основы государственной политики России в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан» (далее-Основы) [1] - это документ, который устанавливает рамки политики российского правительства в области правовой грамотности и правосознания. Он был утвержден Президентом Дмитрием Медведевым 4 мая 2011 года. В Основах изложены цели повышения правовой грамотности и осведомленности граждан, а также конкретные меры, которые необходимо принять для достижения этих целей. Некоторые из ключевых мер включают расширение доступа к информации о праве и правосудии, разработку образовательных программ по праву и правосудию для всех возрастов и

содействие более активному участию общественности в системе правосудия. Основы государственной политики содержат комплекс мероприятий, направленных на формирование высокого уровня правовой культуры и правосознания населения.

Итак, национальная политика в сфере правового образования устанавливается и регламентируется Основами. Данный нормативно-правовой акт создан с целью формирования у граждан высокого уровня правосознания и правовой культуры, путем организации и правовой регламентации правового воспитания в Российской Федерации.

Разработка эффективной правовой базы, отвечающей потребностям общества, необходима для любой социально востребованной и высокоэффективной государственной политики в области правового воспитания. Для того чтобы создать такую основу, необходимо иметь более глубокое понимание сущности, содержания и естественных связей между правом и другими элементами правовой системы.

Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан, в целом был хорошо воспринят учеными-юристами. Однако некоторые эксперты отметили, что уровень детализации в сопроводительной пояснительной записке недостаточен, что затрудняет точное определение того, как будет применяться новый закон и каковы будут его практические последствия. В частности, есть опасения по поводу того, как нововведения повлияют на существующие образовательные программы и смогут ли они соответствовать требованиям закона [3].

В частности, статья 15 Основ, устанавливает конкретные требования к внедрению учебных курсов, программ и учебных материалов в образовательный процесс. Статья предписывает, что такие учебные материалы должны нести в себе знания в области права. Это положение гарантирует, что несовершеннолетние будут обладать необходимыми юридическими знаниями, обеспечивая тем самым формирование высокого уровня правосознания.

Представляется очевидным, что для реализации указанного правового предписания, необходимо провести существенные изменения в области образования, но по нашему мнению - этого недостаточно. Необходимо сформировать у граждан интерес к изучению правовых норм на всех уровнях, так как простое теоретическое внедрение указанной информации не позволит должным образом сформировать представление личности о праве.

Существует необходимость в разработке федерального законодательства, определяющего круг учебных дисциплин, которые должны изучаться в общеобразовательных организациях, и полномочия государственных органов, ответственных за его управление. Указанные изменения также помогли бы обеспечить учащимся доступ к высококачественному юридическому образованию, независимо от того, в каком субъекте государства они обучаются.

Российская Федерация предпринимает шаги по повышению качества юридического образования в общеобразовательных учреждениях. Вводится в действие новая нормативно-правовая база, которая обеспечит соответствие предоставляемого образования высоким европейским стандартам. Указанные нормативные акты позволят создать четкую и эффективную систему правового образования в России, которая принесет пользу как гражданам Российской Федерации, так и государству в целом [2].

В качестве реализации указанных направлений государственной власти, принят Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 324-Ф3 «О бесплатной юридической помощи», который предусматривает получение квалифицированной юридической помощи каждому гражданину Российской Федерации на бесплатной основе. Указанная возможность повышает уровень заинтересованности граждан в получении правовой информации, а также при получении соответствующих правовых знаний.

В 2020 году Правительство Российской Федерации утвердило «Стратегию развития образования в Российской Федерации на период до 2025 года» [4]. В этом документе излагается дорожная карта совершенствования российской системы образования. Стратегия была сосредоточена на разработке

современных методов обучения и учебных программ, расширении доступа к образованию и повышении стандартов на всех уровнях школьного образования. Целью этой программы является повышение качества образования путем сочетания российских традиций с лучшими мировыми практиками. Это поможет создать государственные образовательные учреждения, основанные на современном опыте и способные обеспечить учащимся высококачественный уровень обучения.

Таким образом, государственная политика в области правового воспитания направлена на развитие системы правовой подготовки, отвечающей потребностям общества и повышающей уровень правового сознания и культуры. Политика устанавливает руководящие принципы содержания и структуры юридического образования, которые призваны обеспечить, чтобы граждане имели глубокое понимание права и могли эффективно его применять.

Необходимо выявить основные проблемы, связанные с правовым воспитанием граждан. Обратимся к Федеральному закону РФ от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», в нем под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах личности, общества и государства [3]. Факт окончания обучения подтверждается письменным документом, устанавливающим достижение гражданином (учащимся) уровня образования, предусмотренного государством. Таким образом, достижение определённого образовательного уровня является целью образования. Но применять указанную практику на правовое образование недопустимо, так как уровень правовых знаний невозможно оценить с помощью «оценки». Правовое воспитание должно быть направлено не на простое теоретическое знание нормы права, а формирование у личности правового сознания, ощущения важности и необходимости исполнения правовых норм.

Роль государственной политики определяется ролью правового воспитания в системе функционирования политических и социальных

институтов современного общества, которое призвано наладить взаимоотношения между ними [9].

Правовое воспитание является важным элементом по предотвращению преступности и других противоправных явлений. Однако все еще существуют некоторые элементы правового сознания и правовой культуры, которые необходимо развивать. На этом сосредоточено правовое воспитание.В этой связи следует согласиться с А.С. Бондаревым, который указывает, что правовое воспитание непосредственно направлено на устранение пробелов в правовых знаниях, дефектов правовых убеждений, правовых установок, правовых умений и навыков, правового поведения [6].

Региональный уровень правового воспитания. Программы по правовому воспитанию граждан, реализуются и на региональном уровне. Так, на территории Республики Мордовия, в соответствии с федеральным законодательством приняты следующие нормативные акты: Закон Республики Мордовия «Об образовании в Республике Мордовия»№ 53-З (с изменениями на 18 июня 2020 года); Постановление Правительства Республики Мордовия «Об утверждении Положения о Министерстве юстиции Республики Мордовия» № 550(с изменениями на 17 января 2022 года); «Соглашение об оказании бесплатной юридической помощи адвокатами» Минюст Республики Мордовия и Адвокатская палата Республики Мордовия от 20 декабря 2022 года.

Адвокаты на территории Республики Мордовия оказывают бесплатную юридическую помощь, которая включает в себя и правовое воспитание граждан. Так, исходя из изложенных на официальном сайте органов государственной власти Республики Мордовия статистических данных, всего за 2021 год оказана бесплатная юридическая помощь гражданам в следующих формах: устная помощь 70 людям, письменная помощь 65 людям и помощь 50 людям в составлении документов. Адвокаты также представляли интересы 24 клиентов в суде или других государственных органах [12].

Локальный уровень правового воспитания. Стоит также отметить, что правовое воспитание осуществляется и на локальном уровне. Так, на основании

Положения о юридическом факультете от 30 августа 2016 года на территории ФГБОУ «МГУ им. Н.П. Огарева», действует своя юридическая клиника, деятельность которой направлена на оказание бесплатной юридической помощи населению, включая социально незащищенные категории граждан. В клинике работает команда опытных специалистов, которые предоставляют консультации в различных областях права. Кроме того, студенты имеют возможность получить опыт в реальной юридической практике, работая над делами под руководством опытных юристов [11].

Юридическая клиника имеет важное значение по правовому воспитанию граждан, так как за консультациями обращаются разные категории граждан, в том числе и студенты других факультетов. Получая разъяснения, граждане, обратившиеся за помощью, самостоятельно формируют у себя определенный уровень правосознания. Также, Юридическая клиника создавала ряд памяток, направленных на формирование представлений у граждан о мерах социальной поддержки, которые они могут получить согласно федеральному и региональному законодательству. Студенты юридического факультета, совместно работая с преподавательским составом ФГБОУ «МГУ им. Н.П. Огарева», эффективно разъясняют гражданам работу нормативно-правовых актов, а также подчеркивают важность соблюдения правовых норм [10].

В качестве примера на локальном уровне, выделим комплекс информационно-профилактических мероприятий МВД по РМ, в результате которых состоялась встреча учащихся 8-х классов МОУ СОШ №5 со старшим лейтенантом полиции сотрудником центра временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей Алямкиной Л. В.В указанной конференции, представитель государственной власти рассказала о несовершеннолетних правонарушителях, попадающих в Центры временного содержания [13].

Существенным недостатком сегодня является отсутствие отдельного нормативного акта, посвященного правовому воспитанию. Принятые документы не могут решить те проблемы, которые существуют на практике.

Это приводит к непоследовательности и путанице среди правоприменителей, юристов и практиков. Полагаем, что отдельный нормативный акт внес бы ясность и служил бы руководством для всех, кто занимается юридическим образованием. Кроме этого, практически все акты, упоминающие о правовом воспитании, направлены на воспитание несовершеннолетних или молодежи [8]. Однако, на наш взгляд, не только они, но и в целом все население Российской Федерации нуждается в повышении уровня правовой грамотности и культуры.

Таким образом, целесообразно было бы принять отдельный нормативно-правовой акт о правовом воспитании, так как он необходим для обеспечения ясности содержания юридического образования и четкого определения конкретных мер по его реализации. Данная мера помогла бы создать систему, обеспечивающую всем гражданам Российской Федерации, высокий уровень правового сознания.

Исследование выполнено в рамках научного проекта г/б 15-22.

Библиографический список:

1. Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан» (утв. Президентом РФ 28.04.2011 № Пр-1168) [Электронный ресурс]. - URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_113761/ (дата обращения 05.05.2022).

2. Федеральный закон «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» от 21.11.2011 N 324-Ф3 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121887/ (дата обращения 08.05.2022).

3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения 05.05.2022).

4. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс]. - URL: http://council.gov.ru/media/files/ 41d536d68ee9fec15756.pdf (дата обращения 10.05.2022).

5. Адаева О.В. Правовое воспитание как способ профилактики юридических конфликтов // Пробелы в российском законодательстве. 2021. Т. 14. № 7. С. 35-39.

6. Бондарев А.С. Основы государственной политики в сфере развития правового грамотности и правосознания граждан: взгляд юриста // Правовая культура. № 2. 2011. С.10-17.

7. Магомедов Ш.Б., Амиров М.Г. Правовое воспитание как средство формирования правосознания и правовой культуры // Юридический вестник Дагестанского государственного университета. 2014. №4. С.16-17.

8. Минина А.А. Государственная политика в области правового воспитания: понятие, содержание, особенности // Новый университет. Серия «Экономика и право». 2012. №11. С. 59-62.

9. Хренова А.А., Адаева О.В. Правовое воспитание в России: история и современность // E-Scio. 2020. №6 (45). С. 155-162.

10. Худойкина Т.В. Внешние формы проявления деформации профессионального правосознания // Общество: политика, экономика, право. 2018. № 5 (58). С. 86-90.

11. Худойкина Т.В. Клиническое (практико-ориентированное) обучение будущих юристов: нормативно-правовые основы и реальные возможности // Пробелы в российском законодательстве. 2017. № 3. С. 307-308.

12. Официальный сайт Республики Мордовия [Электронный ресурс]. -URL: https://e-mordovia.ru/gosudarstvennaya-vlast-rm/ministerstva-i-vedomstva/ goskomjust/besplatnaya-yuridicheskaya-pomoshch/ (дата обращения 10.05.2022).

13. Месячник правового воспитания [Электронный ресурс]. - URL: https://sc5sar.schoolrm.ru/life/news/10152/570041/ (дата обращения 10.05.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.