DOI 10.47643/1815-1337_2023_6_186 УДК 342
НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Legal regulation of psychological assistance in the Russian Federation
ДАНИЛОВА Валерия Александровна,
кандидат юридических наук, доцент кафедры «Государственно-правовые дисциплины»
Пензенского государственного университета.
ул. Красная, 40, г. Пенза, Пензенская обл., Россия, 440026.
E-mail: v_danilova@list.ru;
Danilova V.A.,
associate professor, candidate of jurisprudence
The Department of state and legal disciplines of the Penza state university, Russia. Krasnaya str., 40, Penza, Penza region, 440026. E-mail: v_danilova@list.ru
Краткая аннотация: рассматривается нормативно-правовое регулирование психологической помощи в Российской Федерации, подчеркивается необходимость установления государственных гарантий на получение квалифицированной психологической помощи, что будет способствовать обеспечению прав человека в столь тонкой и важной сфере человеческой жизни как психологическое здоровье личности, которое предопределяет здоровье общества в целом.
Abstract: the legal regulation of psychological assistance in the Russian Federation is considered, the need to establish state guarantees for obtaining qualified psychological assistance is emphasized, which will contribute to ensuring human rights in such a delicate and important sphere of human life as the psychological health of the individual, on which the health of society as a whole depends. the whole.
Ключевые слова: права человека, право на охрану здоровья, психологическая помощь, гарантии прав человека, общественное
здоровье.
Keywords: human rights, the right to health protection, psychological assistance, guarantees of human rights, public health.
Для цитирования: Данилова В.А. Нормативно-правовое регулирование психологической помощи в Российской Федерации // Право и государство: теория и практика. 2023. № 6(222). С. 186-188. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_6_186.
For citation: Danilova V.A. Legal regulation of psychological assistance in the Russian Federation // Law and state: theory and practice. 2023. No. 6(222). pp. 186-188. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_6_186.
Статья поступила в редакцию: 11.04.2023
Современный мир меняется с каждым днем, меняются общественные отношения, меняются вызовы, стоящие перед современным социумом, что откладывает отпечаток на права и свободы человека, здоровье населения, безопасность как отдельной личности, так и общества в целом.
На современном этапе развития Конституции Российской Федерации в ч. 1 ст. 41 закрепляет, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь [1]. Под охраной здоровья граждан Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 28.12.2022) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" понимает систему мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи. Федеральный закон определяет здоровье как состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма [3].
Подчеркивая значимость указанного направления реализации функций государства, Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ дополнил ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации, уточнил область совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по координации вопросов здравоохранения, в том числе обеспечения оказания доступной и качественной медицинской помощи, сохранение и укрепление общественного здоровья, создание условий для ведения здорового образа жизни, формирования культуры ответственного отношения граждан к своему здоровью; социальную защиту, включая социальное обеспечение [2].
Т.Я. Хабриева, А.А. Клишас отмечают, что включение в Конституцию новой категории «общественное здоровье» и отнесение вопросов, связанных с его сохранением и укреплением к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, определяется потребностью в переориентации как законодательства, так и общественного сознания на широкое понимание вопросов здравоохранения. Кризисные условия (финансовые, эпидемиологические) свидетельствуют о том, что общественное здоровье — это не только медико-демографическая, но и социальная категория, отражающая физическое, психическое, социальное благополучие людей, устойчивость взаимодействия, состояние связей внутри общества как единого организма. По сути, речь идет о формировании ценностного отношения граждан к здоровью, его охране и медицине в целом. Обеспечение общественного здоровья требует разработки и реализации медико-социальных мер, направленных на укрепление здоровья населения и качества медицинской помощи на всех территориальных уровнях осуществления публичной власти, смены приоритетов в пра-
Публично-правовые (государственно-правовые) науки
вовом регулировании этой области. Таким образом, природа и значение данных вопросов обусловили их отнесение к совместному ведению Федерации и ее субъектов [11].
Таким образом, здоровье предстает как сложное, многогранное явление, которое детерминировано физическим, психическим и социальным благополучием человека. Следует подчеркнуть, что психическое здоровье человека выступает необходимым модусом более общего и сложного понятия как здоровье человека. В связи с чем, обеспечение психологического здоровья населения можно определить в качестве приоритетной задачи современного социума.
Нормативно-правовое регулирование психологической помощи в российском законодательстве осуществляется отраслевыми законами и подзаконными актами.
Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» среди видов социальных услуг выделил социально-психологические услуги, предусматривающие оказание помощи в коррекции психологического состояния получателей социальных услуг для адаптации в социальной среде, в том числе оказание психологической помощи анонимно с использованием телефона доверия. Сами же социальные услуги закон определил как действие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности [4].
Среди срочных социальных услуг законодатель определил содействие в получении экстренной психологической помощи с привлечением к этой работе психологов и священнослужителей. Указанный закон в ч. 2 ст. 21 закрепляет, что предоставление срочных социальных услуг в целях оказания неотложной помощи осуществляется в сроки, обусловленные нуждаемостью получателя социальных услуг, без составления индивидуальной программы и без заключения договора о предоставлении социальных услуг. Основанием для предоставления срочных социальных услуг является заявление получателя социальных услуг, а также получение от медицинских, образовательных или иных организаций, не входящих в систему социального обслуживания, информации о гражданах, нуждающихся в предоставлении срочных социальных услуг.
Изменяющиеся общественно-политические отношения обусловили необходимость дополнительных государственных гарантий в сфере обеспечения получения психологической помощи. Так, в пояснительной записке к проекту федерального закона "О внесении изменения в федеральный закон "О ветеранах" указано, что в настоящее время в оказании профессиональной психологической помощи нуждаются инвалиды войны и ветераны боевых действий, а также члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, ветеранов боевых действий и военнослужащих. Особая поддержка в этой сфере должна быть оказана и ветеранам старшего поколения. Проектом федерального закона предлагается закрепить правовую гарантию на получение психологической помощи, которая будет предоставляться ветеранам, членам семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий. Кроме того, законопроектом также предлагается инвалидам боевых действий и участникам боевых действий при наличии показаний предоставить право на медико-психологическую реабилитацию. Законопроект в случае его принятия закрепит право ветеранов, членов семей погибших (умерших) ветеранов и членов семей военнослужащих, погибших в ходе боевых действий, на психологическую помощь, что позволит эффективно и своевременно оказывать им психологическую поддержку в случаях, когда они в ней нуждаются, а также предоставит право инвалидам боевых действий и ветеранам боевых действий на медико-психологическую реабилитацию [10].
Порядок оказания экстренной психологической помощи закреплен Приказом Минздрава РФ от 24.10.2002 N 325 "О психологической и психиатрической помощи в чрезвычайных ситуациях", который определяет, что на период чрезвычайных ситуаций психологическая и психиатрическая помощь пострадавшим организуется органами управления здравоохранением и руководителями учреждений здравоохранения, оказывающих психиатрическую помощь, с использованием действующих отделений "Телефон доверия", кабинетов социально-психологической помощи, отделений кризисных состояний, врачебных и фельдшерских бригад скорой психиатрической помощи [5].
Постановление Минтруда РФ от 19.07.2000 N 54 (ред. от 24.11.2008) "Об утверждении Методических рекомендаций по организации деятельности государственного (муниципального) учреждения "Центр экстренной психологической помощи по телефону" закрепляет основные направления деятельности Центра - реализация права семьи и детей на защиту и помощь со стороны государства, снижение психологического дискомфорта, уровня агрессии у людей, включая аутоагрессию и суицид, формирование психологической культуры и укрепление психического здоровья, атмосферы психологической защищенности населения, в т.ч. несовершеннолетних, в связи с чем Центр осуществляет: обеспечение доступности и своевременности психологической помощи по телефону для граждан независимо от их социального статуса и места жительства; обеспечение каждому гражданину, обратившемуся за советом и помощью, возможности доверительного диалога; психологическое консультирование по телефону; помощь абонентам в мобилизации их творческих, интеллектуальных, личностных, духовных и физических ресурсов для выхода из кризисного состояния; расширение у абонентов диапазона социально и личностно приемлемых средств для самостоятельного решения возникших проблем и преодоления имеющихся трудностей, укрепление уверенности в себе; направление абонентов в соответствующие организации, учреждения, где их запросы могут быть удовлетворены более полно и квалифицированно; анализ причин и источников повышенного психического напряжения различных возрастных и социальных групп населения и доведение результатов до сведения органов социальной защиты населения и заинтересованных учреждений и организаций. Основным направлением деятельности Центра является оказание заочных (по телефону) социально-психологических услуг обратившимся за помощью гражданам [9].
Столь высокие задачи, стоящие перед психологами при осуществлении профессиональных функций, требуют рассмотрения вопроса обеспечения качества оказываемой психологической помощи. Требования, предъявляемые к субъектам оказания психологической помощи опре-
делены в нормативных правовых актах, среди которых можно выделить Приказ Минтруда России от 14.09.2022 N 537н "Об утверждении профессионального стандарта "Психолог-консультант"[6], Приказ Минтруда России от 18.11.2013 N 682н "Об утверждении профессионального стандарта "Психолог в социальной сфере"[7], Приказ Минтруда России от 24.07.2015 N 514н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог-психолог (психолог в сфере образования)" [8]. Среди требований, которые указанные нормативные акты предъявляют к субъектам оказания психологической помощи, можно выделить наличие высшего образования по профилю профессиональной деятельности, отсутствие судимости за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации. Рекомендуется дополнительное професси о-нальное образование по программам повышения квалификации, участие в групповой и (или) индивидуальной супервизорской практике, а также обеспечение конфиденциальности полученных в результате деятельности сведений о физических лицах и организациях. Однако, следует особо подчеркнуть, что соблюдение указанных профессиональных требований частнопрактикующими психологами носит добровольный характер, поскольку отсутствует единый системный общегосударственный подход в регулировании данной сферы общественных отношений, что безусловно является правовым пробелом и несет риск угрозы нарушения прав человека.
В связи с этим, особую актуальность приобретает необходимость установления государственных гарантий, касающихся закрепления на федеральном уровне дефиниции понятия «психологическая помощь», цели, задачи, функции психологической помощи, профессиональные требования к компетенции субъекта оказания психологической помощи, а также ответственности за оказание неквалифицированной психологической помощи, что будет способствовать обеспечению прав человека в столь тонкой и важной сфере человеческой жизни как психологическое здоровье личности, которое предопределяет здоровье общества в целом.
Библиогра фия:
1. Конституция Российской Федерации"(принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/
2. Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 N 1-ФКЗ "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти" // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_346019/
3. Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ф3 (ред. от 28.12.2022) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121895/
4. Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ (ред. от 28.12.2022) "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156558/
5. Приказ Минздрава РФ от 24.10.2002 N 325 "О психологической и психиатрической помощи в чрезвычайных ситуациях" // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_101282/2ff7a8c72de3994f30496a0ccbb1ddafdaddf518/
6. Приказ Минтруда России от 14.09.2022 N 537н "Об утверждении профессионального стандарта "Психолог-консультант" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.10.2022 N 70506) // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_429323/
7. Приказ Минтруда России от 18.11.2013 N 682н "Об утверждении профессионального стандарта "Психолог в социальной сфере" (Зарегистрировано в Минюсте России 25.12.2013 N 30840) // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_157396/855598216fedda7a9292b9daa27787085b96b819/
8. Приказ Минтруда России от 24.07.2015 N 514н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог-психолог (психолог в сфере образования)" (Зарегистрировано в Минюсте России 18.08.2015 N 38575) // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_185098/
9. Постановление Минтруда РФ от 19.07.2000 N 54 (ред. от 24.11.2008) "Об утверждении Методических рекомендаций по организации деятельности государственного (муниципального) учреждения "Центр экстренной психологической помощи по телефону" // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28095/ca823e27a7ada0429f6d60979270a444e219a4d2/
10. Паспорт проекта Федерального закона N 253352-8 "О внесении изменения в Федеральный закон "О ветеранах" (о предоставлении ветеранам и инвалидам войны, а также членам их семей права на психологическую помощь и медико-психологическую реабилитацию)" // http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=PRJ&n=227499#1TmHCaTJgBIkHGTC
11. Хабриева, Т. Я. Тематический комментарий к Закону Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» / Т.Я. Хабриева, А.А. Клишас. — Москва : Норма : ИНФРА-М, 2022. — 240 с. - ISBN 978-5-00156-090-6. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1872304 (дата обращения: 01.04.2023).
References:
1. The Constitution of the Russian Federation" (adopted by popular vote on 12.12.1993 with amendments approved during the All-Russian vote on 01.07.2020) // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/
2. The Law of the Russian Federation on the amendment to the Constitution of the Russian Federation of 14.03.2020 N 1 -FKZ "On improving the regulation of certain issues of the organization and functioning of public power" // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_346019/
3. Federal Law No. 323-FZ of 11/21/2011 (as amended on 12/28/2022) "On the basics of protecting the health of citizens in the Russian Federation" // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121895/
4. Federal Law No. 442-FZ of 12/28/2013 (as amended on 12/28/2022) "On the basics of social sernces for citizens in the Russian Federation" // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156558/
5. Order of the Ministry of Health of the Russian Federation of 24.10.2002 N 325 "On psychological and psychiatric care in emergency situations" // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_101282/2ff7a8c72de3994f30496a0ccbb1ddafdaddf518/
6. Order of the Ministry of Labor of Russia dated 14.09.2022 N 537n "On approval of the professional standard "Psychologist-consultant" (Registered in the Ministry of Labor of Russia on 14.10.2022 N 70506) // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_429323/
7. Order of the Ministry of Labor of Russia dated 18.11.2013 N 682n "On approval of the professional standard "Psychologist in the social sphere" (Registered with the Ministry of Justice of Russia on 25.12.2013 N 30840) // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_157396/855598216fedda7a9292b9daa27787085b96b819/
8. Order of the Ministry of Labor of Russia dated 24.07.2015 N 514n "On approval of the professional standard "Teacher-psychologist (psychologist in the field of education)" (Registered with the Ministry of Justice of Russia on 18.08.2015 N 38575) // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_185098/
9. Resolution of the Ministry of Labor of the Russian Federation dated 07/19/2000 No. 54 (ed. dated 11/24/2008) "On approval of Methodological recommendations on the organization of the activities of the state (municipal) institution "Center for emergency psychological assistance by phone" // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28095/ca823e27a7ada0429f6d60979270a444e219a4d2/
10. Passport of the draft Federal Law No. 253352-8 "On amendments to the Federal Law "On Veterans" (on granting veterans and war invalids, as well as their family members the right to psychological assistance and medical and psychological rehabilitation)" // http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=PRJ&n=227499#1TmHCaTJgBIkHGTC
11. Khabrieva, T. Ya. Thematic commentary on the Law of the Russian Federation on the Amendment to the Constitution of the Russian Federation dated March 14, 2020 No. 1-FKZ "On improving the regulation of certain issues of the organization and functioning of public power" / T.Ya. Khabrieva, A.A. Klishas. — Moscow : Norma : INFRA-M, 2022. — 240 p. - ISBN 978-5-00156-090-6. - Text : electronic. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1872304 (date of application: 01.04.2023).