Научная статья на тему 'Право российских граждан на паллиативную медицинскую помощь'

Право российских граждан на паллиативную медицинскую помощь Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
327
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
медицинская помощь / паллиативная помощь / права человека / охрана здоровья / хоспис / medical care / palliative care / human rights / health protection / hospice

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Отставнова Елена Александровна

Введение: на основе российского законодательства, международных актов, научной литературы и статистических данных, проанализировано понятие «паллиативной медицинской помощи», ее содержание и реализация в Российской Федерации. Данный вид медицинской помощи рассматривается как часть права на медицинскую помощь и во взаимосвязи с другими конституционными правами человека, в частности правом на жизнь и правом на достоинство личности. Цель: выявить проблемы в правовом регулировании оказания паллиативной медицинской помощи гражданам России и практическом применении нормативно-правовых актов в этой сфере; предложить пути повышения эффективности решения данных вопросов. Методологическая основа: общенаучные и частные методы исследования; совокупность диалектического и системного подходов; метод интерпретации; формально-юридический, статистический подходы. Результаты: Федеральный Закон «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации» содержит только определение «паллиативной помощи» и вопрос финансирования ее оказания. Механизм реализации данного вида медицинской помощи регулируется подзаконными актами, специальными программами как федерального, так и регионального значения. Выявлено, что данные акты не полностью соответствуют определению «паллиативной помощи», данному ВОЗ. В частности, не все из них предусматривают оказание психологической помощи пациенту и его семье. Также, российские граждане нуждаются в получении паллиативной помощи в специализированных учреждениях — хосписах, которых на сегодняшний день значительно меньше количества лиц, которым рекомендуется такое пребывание. Выводы: приоритетным направлением в поддержании качественного уровня жизни инкурабельных больных в Российской Федерации является развитие специализированных медицинских учреждений, которые должны оказывать паллиативную медицинскую помощь как в стационаре, так и на дому. С целью обеспечения равного доступа больных к паллиативной медицинской помощи, в каждом субъекте Российской Федерации должен быть в наличии хоспис, структурные подразделения которого необходимы во всех административно-территориальных образованиях, гарантирующих территориальную доступность ее получения. Паллиативная помощь в них должна состоять не только в купировании боли, но и в предоставлении психологической и религиозной поддержке больных и их близких. Такие меры способны обеспечить человеку право на достойный уход из жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Right of Russian Citizens to Palliative Care

Background: on the basis of Russian legislation, international acts, scientific literature and statistical data, the concept of “palliative care”, its content and implementation in the Russian Federation are analyzed. This type of medical care is considered as part of the right to medical care and in conjunction with other constitutional human rights, in particular the right to life and the right to personal dignity. Objective: to identify problems in the legal regulation of palliative care in Russia and the practical application of regulatory legal acts in this area; suggest ways to improve the efficiency of solving these issues. Methodology: general scientific and private research methods; a set of dialectical and systematic approaches; method of interpretation; formal-legal, statistical approaches. Results: the Law of the Russian Federation “On the basics of protecting the health of citizens of the Russian Federation” contains the definition of “palliative care” only and the issue of financing its provision. The mechanism of implementation of this type of medical care is regulated by by-laws, special programs of both federal and regional significance. It was revealed that these acts do not fully comply with the definition of “palliative care” given by WHO. In particular, not all of them provide psychological assistance to the patient and his family. Also, Russian citizens need to receive palliative care in specialized hospice institutions, which today are significantly less than the number of people in need of them. Conclusions: the priority direction in maintaining the quality of life of incurable patients in the Russian Federation is the development of specialized medical institutions that should provide palliative care both in the hospital and at home. In order to ensure equal access of patients to palliative care, each subject of the Russian Federation should have a hospice, the structural units of which are necessary in all administrative-territorial entities, guaranteeing territorial accessibility of its receipt. Palliative care in them should consist not only in relieving pain, but also in providing psychological and religious support to patients and their loved ones. Such measures can provide a person with the right to a dignified retirement.

Текст научной работы на тему «Право российских граждан на паллиативную медицинскую помощь»

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО

DOI 10.24412/2227-7315-2022-2-84-93 УДК 342.723

Е.А. Отставнова

ПРАВО РОССИЙСКИХ ГРАЖДАН НА ПАЛЛИАТИВНУЮ МЕДИЦИНСКУЮ ПОМОЩЬ

Введение: на основе российского законодательства, международных актов, научной литературы и статистических данных, проанализировано понятие «паллиативной медицинской помощи», ее содержание и реализация в Российской Федерации. Данный вид медицинской помощи рассматривается как часть права на медицинскую помощь и во взаимосвязи с другими конституционными правами человека, в частности правом на жизнь и правом на достоинство личности. Цель: выявить проблемы в правовом регулировании оказания паллиативной медицинской помощи гражданам России и практическом применении нормативно-правовых актов в этой сфере; предложить пути повышения эффективности решения данных вопросов. Методологическая основа: общенаучные и частные методы исследования; ^ совокупность диалектического и системного подходов; метод интерпретации; ° формально-юридический, статистический подходы. Результаты: Федеральный £ Закон «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации» содержит ™ только определение «паллиативной помощи» и вопрос финансирования ее оказания. ^ Механизм реализации данного вида медицинской помощи регулируется подзакон-| ными актами, специальными программами как федерального, так и регионального | значения. Выявлено, что данные акты не полностью соответствуют определению " «паллиативной помощи», данному ВОЗ. В частности, не все из них предусматри-

5 вают оказание психологической помощи пациенту и его семье. Также, российские | граждане нуждаются в получении паллиативной помощи в специализированных учреждениях — хосписах, которых на сегодняшний день значительно меньше количества лиц, которым рекомендуется такое пребывание. Выводы: приоритетным

I

| направлением в поддержании качественного уровня жизни инкурабельных больных I в Российской Федерации является развитие специализированных медицинских 5 учреждений, которые должны оказывать паллиативную медицинскую помощь £ как в стационаре, так и на дому. С целью обеспечения равного доступа больных

0

3 к паллиативной медицинской помощи, в каждом субъекте Российской Федерации

| должен быть в наличии хоспис, структурные подразделения которого необходимы

<3 во всех административно-территориальных образованиях, гарантирующих тер-

1 риториальную доступность ее получения. Паллиативная помощь в них должна т состоять не только в купировании боли, но и в предоставлении психологической

© Отставнова Елена Александровна, 2022

Кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного права имени профессора Исаака Ефимовича Фарбера (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: elenaotstavnova@yandex.ru © Otstavnova Elena Aleksandrovna, 2022

Candidate of Law, Associate Professor, Department of Constitutional Law named after Professor Isaac Efimovich 84 Farber (Saratov State Law Academy)

и религиозной поддержке больных и их близких. Такие меры способны обеспечить человеку право на достойный уход из жизни.

Ключевые слова: медицинская помощь, паллиативная помощь, права человека, охрана здоровья, хоспис.

Е.А. Otstavnova

THE RIGHT OF RUSSIAN CITIZENS TO PALLIATIVE CARE

Background: on the basis of Russian legislation, international acts, scientific literature and statistical data, the concept of "palliative care", its content and implementation in the Russian Federation are analyzed. This type of medical care is considered as part of the right to medical care and in conjunction with other constitutional human rights, in particular the right to life and the right to personal dignity. Objective: to identify problems in the legal regulation of palliative care in Russia and the practical application of regulatory legal acts in this area; suggest ways to improve the efficiency of solving these issues. Methodology: general scientific and private research methods; a set of dialectical and systematic approaches; method of interpretation; formal-legal, statistical approaches. Results: the Law of the Russian Federation "On the basics of protecting the health of citizens of the Russian Federation" contains the definition of "palliative care" only and the issue of financing its provision. The mechanism of implementation of this type of medical care is regulated by by-laws, special programs of both federal and regional significance. It was revealed that these acts do not fully comply with the definition of "palliative care" given by WHO. In particular, not all of them provide psychological assistance to the patient and his family. Also, Russian citizens need to receive palliative care in specialized hospice institutions, which today are significantly less than the number of people in need of them. Conclusions: the priority direction in maintaining the quality of life of incurable patients in the Russian Federation is the development of specialized medical institutions that should provide palliative care both in the hospital and at home. In order to ensure equal access of patients to palliative care, each subject of the Russian Federation should have a hospice, the structural units of which are necessary in all administrative-territorial entities, guaranteeing territorial accessibility of its receipt. Palliative care in them should consist not only in relieving pain, but also in providing psychological and religious support to patients and their loved ones. Such measures can provide a person with the right to a dignified retirement.

Key-words: medical care, palliative care, human rights, health protection, hospice.

Паллиативная медицинская помощь возникла 50 лет назад в Великобритании. Однако ее становление и развитие во всех странах мира актуально и злободневно. Увеличившаяся продолжительность жизни человека и рост, в связи с этим, хронических заболеваний, выявили проблему ухода за инкурабельными больными. Инкурабельность переводится с латинского как «неизлечимость». Как правило, это такое состояние пациента, которое зависит от патологического процесса или общих нарушений в организме, исключающее возможность излечения и длительного поддержания жизни. Оно является терминальной стадией заболевания, то есть последней фазой хронически протекающего, при которой развивается прогрессирующее расстройство основных жизненных функций, неизбежно приводящее к нарастанию субъективно тягостных ощущений и страданий, а далее — к гибели больного [1, с. 20]. На первом месте среди таких

заболеваний стоят: онкология, сердечно-сосудистые заболевания (34% и 38,5% )\ ВИЧ-инфекция, и, наконец, старение организма и связанные с этим болезнь Альцгеймера, Паркинсона и т.д. Таким пациентам требуется специальный медицинский уход, чтобы обеспечить им, насколько это возможно, не только физическое качество жизни, но и сохранение человека как личности.

По данным Всемирной организации здравоохранения ежегодно в паллиативной медицинской помощи нуждаются 40 млн чел., 78% из которых проживают в странах с низким и средним уровнем дохода. В 2019 г. среди 194 государств-участников организации, только в 68% стран было осуществлено финансирование паллиативной помощи, а охват, по крайней мере, половины нуждающихся в ней пациентов удалось обеспечить лишь в 40% стран2.

В Российской Федерации в паллиативной медицинской помощи нуждаются 1,2 млн чел., из которых ее получают только 260 тыс. [2] Согласно «Атласу мира по паллиативной помощи»3 составленному ВОЗ, наиболее качественная помощь в данной сфере оказывается в таких странах, как Великобритания, Австралия, Новая Зеландия, Ирландия, Бельгия, Тайвань, Германия, Нидерланды, США и Франция. В них она включена в систему здравоохранения. Россия занимает 48 место из 80 по данному вопросу.

ВОЗ разделяет паллиативную помощь, оказываемую взрослым и детям. Для взрослого населения — это «...подход к лечению, направленный на улучшение качества жизни пациентов и их семей, которые столкнулись с проблемами, связанными с угрожающими жизни заболеваниями. Данный подход реализуется посредством предотвращения и облегчения страданий за счет ранней диагностики, точной оценки и лечения боли, других проблем и симптомов — физических, психосоциальных и духовных»4. Она включает в себя: облегчение боли и других страданий; относится к умиранию как к естественному процессу; не ускоряет и не отдаляет наступление смерти; включает психологические и духовные аспекты помощи; обеспечивает пациентам максимально возможную активность; поддержку близких больного; улучшает качество жизни пациента. Таким образом, паллиативная помощь — это комплекс мер, направленных на обеспечение человеку достойного уровня жизни и ухода из нее, а также поддержание близких пациента.

Российская Федерация как полноценный участник международных отношений, закрепивший в ч. 3 ст. 15 Конституции общепризнанные принципы и нормы международного права в качестве части своей правовой системы, взяла на себя обязательства и по обеспечению качественной жизни своих граждан в термальных стадиях заболеваний.

Статья 41 Конституции Российской Федерации 1993 г. провозгласила право каждого человека на медицинскую помощь. Однако Основной закон не выделяет виды такой помощи и механизм ее реализации. Эти вопросы регулируются Федеральными законами, подзаконными актами, главным из которых является Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан Российской Феде-

1 См.: Официальный сайт ВОЗ. URL: https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/ palliative-care (дата обращения: 16.01.2022).

2 См.: Там же.

3 См.: Официальный сайт ВОЗ. URL: http://www.hospicefund.ru/wp-content/uploads/2017/09/ Global-Atlas-Russian-version_small.pdf (дата обращения: 16.01.2022).

86 4 См.: Там же.

рации» от 11 ноября 2011 года № 323-ФЗ1. Статья 32 Закона среди видов медицинской помощи выделяет паллиативную, содержание которой раскрывается в ст. 36 — это «комплекс мероприятий, включающих медицинские вмешательства, мероприятия психологического характера и уход, осуществляемые в целях улучшения качества жизни неизлечимо больных граждан и направленные на облегчение боли, других тяжелых проявлений заболевания». Она может оказываться в амбулаторных условиях, в том числе на дому, в условиях дневного стационара, стационарных условиях медицинскими работниками, прошедшими обучение по оказанию такой помощи.

Несмотря на внесение дополнений в данный Закон, касающихся паллиативной медицинской помощи, проблема с ее оказанием в России остается не до конца решенной. Об этом говорит тот факт, что Президент РФ в 2019 г. затронул данную тему в своем Послании Федеральному Собранию РФ. В частности, им отмечено, что вопрос организации паллиативной помощи имеет не только медицинское, но и социальное, общественное, нравственное измерение2. В этом же году (3 октября) Министерством здравоохранения Российской Федерации была утверждена Ведомственная целевая программа «Развитие системы оказания паллиативной медицинской помощи»3, целью которой является повышение качества и доступности паллиативной медицинской помощи. Для этого Программа предусматривает решение четырех важнейших задач: улучшение материально-технической базы медицинских организаций, оказывающих паллиативную медицинскую помощь, в амбулаторных условиях, в том числе на дому, в условиях дневного стационара и стационарных условиях, повышение доступности и качества обезболивания при оказании паллиативной медицинской помощи лекарственными препаратами, в том числе содержащими наркотические средства и психотропные вещества; оказание паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти; мониторинг оказания паллиативной медицинской помощи взрослым и детям; государственная поддержка отдельных общественных и иных некоммерческих организаций, осуществляющих оказание паллиативной медицинской помощи. Таким образом, развитие паллиативной медицинской помощи связано с решением вопросов финансирования, подготовки медицинских работников, функционированием специальных медицинских учреждений, государственной поддержкой волонтерских движений в этой сфере.

Достаточно актуальным остается вопрос финансирования данного вида медицинской помощи. Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации» относит оказание паллиативной помощи к ведению субъектов Российской Федерации. Следовательно, ее правовое регулирование и финансовое сопровождение оказывается субъектами самостоятельно, что создает неравные условия ее получения для граждан, проживающих в разных регионах. Это обусловлено двумя причинами: отсутствием адекватной нормативной базы

1 См.: Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-03 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (в ред. от 2 июля 2021 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. № 48, ст. 6724; 2021. № 27, ч. I, ст. 5143.

2 См.: Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 20 февраля 2019 г. // Российская газета. 2019. 21 февр.

3 См.: Приказ Министерства здравоохранения РФ от 3 октября 2019 г. № 831 «Об утверждении ведомственной целевой программы „Развитие системы оказания паллиативной медицинской помощи"». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». 87

и необходимых бюджетных средств в российских субъектах. В большинстве из них правовое регулирование сводится к констатации полномочий органов государственной власти по оказанию паллиативной помощи или определению вида такой медицинской помощи. Примерами могут служить: Закон Московской области № 132/2013-03 «О здравоохранении в Московской области»1, Закон Ростовской области от 29 февраля 2012 г. № 798-ЗС «Об охране здоровья жителей Ростовской области»2.

Закон Саратовской области от 21 января 1998 г. №№ 11-ЗСО «О здравоохранении Саратовской области»3 (утратил силу в 2005 г.). Новый закон принят не был. В то же время согласно Территориальной Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Саратовской области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 гг.4, утвержденной Правительством Саратовской области, паллиативная медицинская помощь входит в перечень видов медицинской помощи, оказываемой гражданам области бесплатно. К ней отнесена паллиативная первичная медицинская помощь (включая доврачебную и врачебную) и паллиативная специализированная медицинская помощь. Всего на территории Саратовской области действует 11 нормативно-правовых актов, регулирующих оказание паллиативной медицинской помощи гражданам области.

Особое значение в данном вопросе имеет Региональная программа Саратовской области «Развитие системы оказания паллиативной медицинской помощи»5, которая была утверждена Правительством Саратовской области в 2020 г. Цель данной программы схожа с целью Федеральной, разработанной Министерством здравоохранения Российской Федерации. В ней отмечено, что к началу 2020 г. в Саратовской области было организовано 6 кабинетов паллиативной медицинской помощи, 4 выездные патронажные службы, в том числе для обслуживания детского населения города Саратова, открыто 10 паллиативных отделений на 160 круглосуточных коек, в том числе 1 отделение на 10 круглосуточных коек для детей, 473 койки сестринского ухода. В то же время в состав Саратовской области входит 37 районов, 18 городов. Следовательно, территориальное расположение паллиативных отделений играет первостепенную роль в получении необходимой паллиативной медицинской помощи гражданами области. Как правило, такие пациенты не обладают достаточными физическим и транспортными возможностями доступа к паллиативным отделениям. Инфраструктура в данном случае играет значительную роль в обеспечении права граждан на паллиативную медицинскую помощь. Поэтому основными целевыми показателями эффективности реализации региональной программы должно стать, в том числе увеличение доли пациентов, получивших паллиативную помощь, в общем количестве пациентов, нуждающихся в ней с 40% в 2020 г. до 55% в 2024 г.

Бюджет Саратовской области также предусматривает ежегодные расходы на реализацию мероприятия «Совершенствование системы оказания паллиатив-

S 1 См.: Официальный сайт Московской областной думы. URL: https://www.mosoblduma.ru/

Zakoni/Zakoni_Moskovskoj_oblasti/item/12873 (дата обращения: 14.01.2022).

2 См.: Официальный портал Правительства Ростовской области. URL: https://www.donland. ru/documents/3022/ (дата обращения: 14.01.2022).

3 См.: Саратовские вести. 1998. 30 марта.

4 URL: https://saratov03.ru/files/terr_progr_gosgarant.pdf (дата обращения: 14.01.2022).

5 См.: Постановление Правительства Саратовской области от 31 августа 2020 г. № 740-П «Об утверждении региональной программы Саратовской области „Развитие системы оказания паллиативной медицинской помощи"» // Электронный фонд правовых и нормативно-техниче-

88 ских документов. URL: https://docs.cntd.ru/document/467727232 (дата обращения: 14.01.2022).

ной медицинской помощи» в количестве 94 млн, приобретение наркотических лекарственных препаратов для больных, страдающих неизлечимыми прогрессирующими заболеваниями и состояниями — 1 млн, развитие паллиативной медицинской помощи — 93 млн. Большинство затрат планируется обеспечить за счет субсидий, предоставляемых из федерального бюджета.

Аналогичная Программа была принята в 2019 г. в Пензенской области1. Она содержит, в том числе такие мероприятия, как разработка и внедрение комплексной программы социально-бытовой адаптации пациентов, нуждающихся в оказании паллиативной медицинской помощи, и их родственников. Программа Самарской области2 одной из своих задач ставит развитие и внедрение практики применения телемедицинских технологий, разработка алгоритма дистанционного консультирования «врач-врач», «врач-пациент».

Приведенные примеры говорят, во-первых, об актуальности данного вопроса, во-вторых, о том, что развитие паллиативной медицинской помощи в регионах основывается на специальных программах, разрабатываемых на краткосрочную перспективу. Финансирование Программ предусматривается как их федерального в соответствии с Федеральной Программой «Развитие системы оказания паллиативной медицинской помощи», так и региональных бюджетов. Все они имеют схожие цели и задачи с незначительными расхождениями, которые можно свести к следующим: развитие кадрового потенциала; формирование необходимой инфраструктуры; доступность обезболивания, в том числе за счет наркотических средств; создание реестра пациентов, нуждающихся в паллиативной медицинской помощи; проведение мониторинга качества оказанных услуг; взаимодействие медицинских организаций с общественными объединениями и волонтерскими движениями.

Следует отметить, что федеральная и региональные Программы оказания паллиативной медицинской помощи не соответствуют полностью нормам международного права. В частности, ни в одной из них не содержится задача психологической помощи инкурабельным больным и их семьям, что на наш взгляд является не менее важным. Клинические рекомендации, утвержденные Министерством здравоохранения РФ также рассматривают паллиативную медицинскую помощь лишь как возможность облегчения болевого синдрома3. В то же время согласно определению, приведенному в клинических рекомендациях «Хроническая боль у пациентов пожилого и старческого возраста», «боль — это не только симптом большинства заболеваний, но и сложный психофизиологический феномен, в который вовлечены механизмы регуляции и формирования эмоций, моторные, гуморальные и гемодинамические проявления, формирующие болевой синдром». Не даром работники медицинской сферы обращают

1 См.: Постановление Правительства Пензенской области от 30 августа 2019 г. № 525-пП «Об 1 утверждении региональной программы „Развитие системы оказания паллиативной медицин- ) ской помощи"» // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: 2 https://docs.cntd.ru/document/561509446 (дата обращения: 14.01.2022). S

2 См.: Постановление Правительства Самарской области от 30 августа 2019 г. № 423-р «Об утверждении региональной программы Самарской области „Развитие системы оказания паллиативной медицинской помощи"» // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. url: https://docs.cntd.ru/document/561537831 (дата обращения: 14.01.2022).

3 См: Клинические рекомендации «Болевой синдром (БС) у детей, нуждающихся в паллиативной медицинской помощи», Клинические рекомендации «Хроническая боль у пациентов пожилого и старческого возраста», Клинические рекомендации «Хронический болевой синдром (ХБС) у взрослых пациентов, нуждающихся в паллиативной медицинской помощи». Доступ

из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». 89

внимание, что постановка онкологического диагноза создает предпосылки для формирования психических расстройств разного уровня — от невротических до психотических. К психотравмирующему фактору также относится изменение социального уклада жизни больного и его семьи [3]. Это говорит о том, что помощь психолога в данном случае необходима, в том числе и для облегчения болевого синдрома. Только «Положение об организации оказания паллиативной медицинской помощи, включая порядок взаимодействия медицинских организаций, организаций социального обслуживания и общественных объединений, иных некоммерческих организаций, осуществляющих свою деятельность в сфере охраны здоровья»1 предусматривает в этом случае получение таких социальных услуг, как социально-психологические. Они представляют собой помощь в коррекции психологического состояния человека для адаптации в социальной среде. Однако остаются в стороне от такой помощи члены семьи пациента. Отсутствует четкий механизм получения психологической помощи. Однако паллиативная медицинская помощь в России находится на первоначальной ступени развития и предполагается ее поэтапное становление.

За последние годы значительное внимание приобрел вопрос кадровой подготовки оказания паллиативной медицинской помощи. В частности, в 2018 г. Приказом Министерства труда России утвержден профессиональный стандарт «Врач по паллиативной медицинской помощи»2, в котором целью профессиональной деятельности определены — диагностика и лечение боли и иных тяжелых проявлений прогрессирующих заболеваний у неизлечимо больных людей в целях улучшения качества жизни. В нем содержатся трудовые функции соответствующих врачей, требования к их образованию, необходимые умения, знания и навыки. Специалистом в данном случае может быть тот, кто получил высшее образование по одной из специальностей «Лечебное дело», «Педиатрия», и прошел подготовку в интернатуре или ординатуре по другим специальностям, которые перечислены в Стандарте. К этому следует добавить дополнительную образовательную программу или программу повышения квалификации по вопросам оказания паллиативной медицинской помощи. Согласно Письму Министерства здравоохранения «По вопросу получения сертификата и аттестации специалистов, оказывающих паллиативную медицинскую помощь»3 в настоящее время должности врачей по паллиативной медицинской помощи занимают врачи-специалисты, имеющие сертификаты по различным клиническим специальностям, а оказание паллиативной медицинской помощи в амбулаторных условиях организуется и выполняется по 37 видам работ (услуг), в стационарных условиях по 39 видам. Таким образом, приоритет отдан не подготовке врачей, специализирующихся на оказание паллиативной медицинской помощи, а обучению медицинских работников большинства специальностей навыкам диагностики,

1 1 См.: Приказ Минздрава России № 345н, Минтруда России от 31 мая 2019 г. № 372н «Об ут-

i верждении Положения об организации оказания паллиативной медицинской помощи, включая

порядок взаимодействия медицинских организаций, организаций социального обслуживания и общественных объединений, иных некоммерческих организаций, осуществляющих свою деятельность в сфере охраны здоровья» // Российская газета. 2019. 29 июня.

2 См.: Приказ Минтруда России от 22 июля 2018 г. № 409н «Об утверждении профессионального стандарта «Врач по паллиативной медицинской помощи» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 14.01.2022).

3 См.: Письмо Минздрава России от 15 июня 2015 г. № 16-2/10/2-2928 «По вопросу получения сертификата и аттестации специалистов, оказывающих паллиативную медицинскую помощь».

90 Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

лечения, купирования болевого синдрома у инкурабельных больных. С одной стороны, это оправдано значительным разнообразием заболеваний, приводящих к необходимости получения паллиативной помощи. С другой стороны, от работы специалистов, деятельность которых сосредоточена исключительно на поддержании качества жизни таких больных, будет больший эффект.

Примечательно, что Министерством труда РФ разработаны рекомендации специальной оценки условий труда на рабочих местах медицинских работников, непосредственно оказывающих паллиативную медицинскую помощь, которые вступят в силу 1 сентября 2022 г.1 Согласно Приказу этого органа условия труда классифицируются в зависимости от соблюдений правил охраны труда на допустимый класс травмоопасности и опасный класс травмоопасности. Таким образом, российское законодательство содержит не только требования к специалистам, претендующим на осуществление деятельности по оказанию паллиативной медицинской помощи, но и нормы, направленные на защиту их трудовых прав.

Необходимо отметить, что Всемирная организация здравоохранения относит к пациентам, нуждающимся в паллиативной медицинской помощи и лиц пожилого возраста, неспособных по своим физическим, физиологическим и психическим особенностям обеспечивать себе достойный уровень жизни. Следует согласиться с авторами, которые утверждают, что здравоохранение уделяет относительно мало внимания потребностям пожилых людей в финальные годы жизни [4, с. 292]. В случае включения таких лиц в реестр, нуждающихся в паллиативной помощи, количество таких пациентов резко возрастет, следовательно, возрастет и необходимость увеличения финансирования данной сферы общественных отношений. В то же время членам семьи в одиночку довольно сложно справляться с возникшей проблемой. Необходима поддержка со стороны медицинских работников и государства в виде патронажа, обеспечения услугами сиделок, медицинских услуг.

В наиболее сложных случаях возникает потребность в специальных медицинских учреждениях — хосписах, которые оказывают помощь пациентам в конце жизни силами специалистов-медиков и волонтеров. Согласно Всемирной организации здравоохранения, хоспис предлагает медицинскую, психологическую и духовную поддержку. Его целью является создание для умирающих пациентов спокойной, комфортной обстановки и помощи им. На сегодняшний день в России таких учреждений около 100. По данным ВОЗ их количество должно составлять один хоспис на 400 тыс. человек населения. В Российской Федерации не хватает порядка 250 хосписов. Большинство субъектов Российской Федерации лишены таких учреждений полностью, поскольку в основном они сосредоточены в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге и центральной части России [5].

Положение об организации оказания паллиативной медицинской помощи, включая порядок взаимодействия медицинских организаций, организаций социального обслуживания и общественных объединений, иных некоммерческих организаций, осуществляющих свою деятельность в сфере охраны здоровья

1 См.: Приказ Минтруда России от 29 сентября 2021 г. № 664н «Об утверждении особенностей проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах медицинских работников, непосредственно оказывающих паллиативную медицинскую помощь в соответствии со своими должностными обязанностями и осуществляющих указанную деятельность в медицинских организациях или структурных подразделениях медицинских организаций, специализирующихся на оказании паллиативной медицинской помощи». URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 14.01.2022). 91

устанавливает, что в хосписе должна оказываться помощь пациентам имеющим: выраженный болевой синдром в терминальной стадии заболевания преимущественно у пациентов с онкологическими заболеваниями, не поддающийся лечению в амбулаторных условиях, в том числе на дому или в стационарных организациях социального обслуживания; нарастание тяжелых проявлений заболеваний, не поддающихся лечению в амбулаторных условиях, в том числе на дому или в стационарных организациях социального обслуживания, требующих симптоматического лечения под наблюдением врача в стационарных условиях; необходимость подбора схемы терапии для продолжения лечения на дому; отсутствие условий для проведения симптоматического лечения и ухода в амбулаторных условиях, в том числе на дому или в стационарных организациях социального обслуживания1. Вышеприведенная статистика показывает, что значительное количество российских граждан лишены права на получение адекватной паллиативной медицинской помощи, которая должна быть оказана в специализированных медицинских учреждениях.

На основании вышеизложенного необходимо констатировать, что вопрос оказания паллиативной медицинской помощи российским гражданам на сегодняшний день является в наибольшей степени актуальным и востребованным. Механизм реализации права каждого нуждающегося в такой помощи регулируется в основном значительным массивом подзаконных актов Министерства труда РФ, Министерства здравоохранения РФ, а также правовых актов субъектов Российской Федерации. Значительную роль в становлении паллиативной помощи, соответствующей уровню развитых стран мира, играют специальные программы, предусматривающие значительное финансирование данной отрасли медицины. Представляется, что программы рассчитаны на поэтапную реализацию международных стандартов в этой сфере, соответствующих рекомендациям ВОЗ.

Для более эффективного обеспечения права на паллиативную медицинскую помощь, как одного из вида медицинской помощи, гарантированного российским гражданам Основным законом государства, можно предложить следующую схему. Исходя из анализа Программ оказания паллиативной помощи, можно сделать вывод, что в настоящее время проблему пытаются решить путем открытия специализированных кабинетов и отделений медицинских учреждений. На наш взгляд, необходимы специальные клиники — хосписы, профессионально оказывающие необходимую помощь как в стационарах, так и на дому. Ими должны быть обеспечены все субъекты Российской Федерации. В свою очередь, структурные подразделения хосписа должны находится в каждом муниципальном образовании, обеспечив при этом территориальную доступность инкурабельным больным получения необходимой помощи. В них же необходимо организовать все виды такой помощи, оказываемых амбулаторно, стационарно, в виде патронажа. Здесь же должны быть организованы выездные бригады, психологические службы.

Это потребует дополнительных финансовых затрат. Однако, Конституция Российской Федерации провозглашает права человека высшей ценностью нашего

1 См.: Приказ Минздрава России № 345н, Минтруда России № 372н от 31 мая 2019 г. «Об утверждении Положения об организации оказания паллиативной медицинской помощи, включая порядок взаимодействия медицинских организаций, организаций социального обслуживания и общественных объединений, иных некоммерческих организаций, осуществляющих свою 92 деятельность в сфере охраны здоровья» // Российская газета. 2019. 29 июня.

государства и общества. Представляется, что право на жизнь и на достоинство личности основополагающие в этом перечне, обеспечивающие само существование человека как личности. Следовательно, создание условий их реализации, в том числе в конце жизненного пути человека, — первостепенная задача правового государства.

Библиографический список

1. Гнездилов А.В. Психология и психотерапия потерь. Пособие по паллиативной медицине для врачей, психологов и всех интересующихся проблемой. СПб.: Речь, 2007. 162 с.

2. Названо количество нуждающихся в паллиативной помощи россиян // Аргументы и факты. 2020. 30 дек.

3. Шарова О.Н., Важенин А.В., Миронченко М.Н. Организация психолого-психотерапевтической помощи больным с онкопатологией и в системе паллиативной медицинской помощи // Паллиативная медицина и реабилитация. 2018. № 3. С. 48-56.

4. Тазетдинов А.И., Стяжкина С.Н. Клинический случай оказания паллиативной помощи пациентке старческого возраста при канцероматозе // MODERN SCIENCE. 2020. № 4-3. С. 292-296.

5. Шульга О. Хосписы ждут помощи от государства // Парламентская газета. 2020. 31 июля.

References

1. Gnezdilov A.V. Psychology and Psychotherapy of Losses. A manual on palliative medicine for doctors, psychologists and anyone interested in the problem. St. Petersburg: Publishing house "Speech", 2007. 162 p.

2. The Number of Russians in Need of Palliative Care Has Been Named // Arguments | and facts. 2020. December 30. S

3. Sharova O.N., Vazhenin A.V., Miroshnichenko M.N. Organization of Psychological p and Psychotherapeutic Care for Patients with Oncopathology and in the System of Pallia- o tive Medical Care // Palliative medicine and rehabilitation. 2018. No. 3. P. 48-56. §

4. Tazetdinov A.I., Styazhkina S.N. Clinical Case of Palliative Care for an Elderly Pa- 3 tient with Carcinomatosis // MODERN SCIENCE. 2020. No. 4-3. P. 292-296. |

5. Shulga O. Hospices Are Waiting for Help from the State // Parliamentary newspaper. o 2020. July 31. H

O

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.