Научная статья на тему 'НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ДОМАШНЕГО НАСИЛИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ И ФРАНЦИИ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ'

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ДОМАШНЕГО НАСИЛИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ И ФРАНЦИИ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
201
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЕЙНО-БЫТОВОЕ НАСИЛИЕ / РОССИЯ / ФРАНЦИЯ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / СТАТИСТИКА / ПРИЧИНЫ / ПОСЛЕДСТВИЯ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ЖЕРТВА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гусева Светлана Александровна

В данной статье на примере сравнительного анализа законодательства России и Франции рассматривается проблема домашнего насилия. В качестве подтверждения актуальности изучаемой темы приведены статистические показатели двух стран. Помимо общеизвестных физической и психологической форм насилия, были разобраны и такие редко изучаемые формы, как сексуальное и экономическое. Проведен анализ причин и последствий семейно-бытового насилия, а также мер, принимаемых для их предотвращения. Было замечено, что на протяжении последнего десятилетия в Российской Федерации нормативная база данного вопроса претерпевает некоторые изменения. Для сравнения рассматривалась законодательная система Франции, проводилось сопоставление терминологий и других особенностей правового регулирования домашнего насилия. Выполненные исследования позволили сделать вывод о том, что регламентация изучаемой проблемы в двух странах заметно отличается. Одним из немногих сходств в законодательствах по рассматриваемому вопросу «домашней тирании» являются вводимые в последние годы дополнения и изменения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION OF THE PROBLEM OF DOMESTIC VIOLENCE IN MODERN RUSSIA AND FRANCE: A COMPARATIVE ANALYSIS

In this article, on the example of a comparative analysis of the legislation of Russia and France, the problem of domestic violence is considered. As confirmation of the relevance of this topic, statistical indicators of the two countries are given. In addition to the well-known physical and psychological forms of violence, such rarely studied forms as sexual and economic were analyzed. An analysis was made of the causes and consequences of domestic violence, as well as measures taken to prevent them. It was noted that over the past decade in the Russian Federation, the regulatory framework for this issue has undergone some changes. For comparison, the legislative system of France was considered, a comparison of terminologies and other features of the legal regulation of domestic violence was carried out. The performed studies allowed us to conclude that the regulation of the problem under study in the two countries differs markedly. One of the few similarities in the laws on the issue of "domestic tyranny" under consideration are the additions and changes introduced in recent years.

Текст научной работы на тему «НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ДОМАШНЕГО НАСИЛИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ И ФРАНЦИИ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ»

Нормативно-правовое регулирование проблемы домашнего насилия в современной

России и Франции: сравнительный анализ

Legal regulation of the problem of domestic violence in modern Russia and France: a

comparative analysis

Гусева Светлана Александровна

Студент 2 курса, Института публичного права и управления, Московский государственный юридический университет имени О.Е.Кутафина (МГЮА),

Россия, г.Москва. e-mail: gusevasvetlana2015@yandex.ru

Guseva Svetlana Aleksandrovna

2rd year student, Kutafin Moscow State Law University (MSAL), Institute of Public Law and Administration, Russia, Moscow. e-mail: gusevasvetlana2015@yandex.ru

Аннотация.

В данной статье на примере сравнительного анализа законодательства России и Франции рассматривается проблема домашнего насилия. В качестве подтверждения актуальности изучаемой темы приведены статистические показатели двух стран. Помимо общеизвестных физической и психологической форм насилия, были разобраны и такие редко изучаемые формы, как сексуальное и экономическое. Проведен анализ причин и последствий семейно-бытового насилия, а также мер, принимаемых для их предотвращения. Было замечено, что на протяжении последнего десятилетия в Российской Федерации нормативная база данного вопроса претерпевает некоторые изменения. Для сравнения рассматривалась законодательная система Франции, проводилось сопоставление терминологий и других особенностей правового регулирования домашнего насилия. Выполненные исследования позволили сделать вывод о том, что регламентация изучаемой проблемы в двух странах заметно отличается. Одним из немногих сходств в законодательствах по рассматриваемому вопросу «домашней тирании» являются вводимые в последние годы дополнения и изменения.

Annotation.

In this article, on the example of a comparative analysis of the legislation of Russia and France, the problem of domestic violence is considered. As confirmation of the relevance of this topic, statistical indicators of the two countries are given. In addition to the well-known physical and psychological forms of violence, such rarely studied forms as sexual and economic were analyzed. An analysis was made of the causes and consequences of domestic violence, as well as measures taken to prevent them. It was noted that over the past decade in the Russian Federation, the regulatory framework for this issue has undergone some changes. For comparison, the legislative system of France was considered, a comparison of terminologies and other features of the legal regulation of domestic violence was carried out. The performed studies allowed us to conclude that the regulation of the problem under study in the two countries differs markedly. One of the few similarities in the laws on the issue of "domestic tyranny" under consideration are the additions and changes introduced in recent years.

Ключевые слова: семейно-бытовое насилие, Россия, Франция, государственное регулирование, статистика, причины, последствия, ответственность, жертва.

Key words: domestic violence, Russia, France, state regulation, statistics, causes, consequences, responsibility,

victim.

Проблематика семейно-бытового насилия, проявляющегося в наше время в различных формах, остается острой и актуальной в большинстве стран мира, в частности России и Франции. Так, в прошлом году общероссийская ассоциация женских общественных организаций «Консорциум женских неправительственных объединений» (НПО) на основе проведенного исследования и анализа судебных приговоров установила, что за период с 2020 по 2021 год (время коронавирусной пандемии и самоизоляции) около 71% убитых женщин стали жертвами домашнего насилия [11]. Во Франции, в свою очередь, так же была выявлена отрицательная динамика уровня насильственных женских смертей от рук партнера: в 2021 году 122 девушки были убиты своими

супругами что на 20% превысило показатели 2020 года. Тогда как службами безопасности было зарегистрировано 208 тысяч потерпевших от насилия в семье [14]. Эта неутешительная статистика свидетельствует о необходимости введения эффективных мер по предотвращению и профилактике бытового насилия на законодательном уровне как одной из первостепенных задач государства.

Стоит отметить, что жертвой домашнего насилия может стать любой человек, независимо от пола, однако чаще всего страдают наименее защищенные категории граждан: женщины, дети, инвалиды, пожилые люди. Широкая распространенность данной социально-правовой проблемы обусловлена отчасти разнообразием ее видов, ведь, помимо известных большинству физического и психического или эмоционального насилия, существует еще сексуальное и экономическое. Несмотря на то что об этих формах известно меньше, финансовое злоупотребление (экономическое насилие) встречается довольно часто в современном мире и проявляется как установление жесткого контроля над финансовыми средствами одним из членов семьи, вплоть до самовольного присвоения чужого имущества и распоряжения им, в целях подчинения жертвы в экономическом плане.

Если анализировать причины и последствия данного деструктивного явления, то в России выражение семейно-бытовой тирании, как правило, связывают с несколькими факторами, влияющими на поведение домочадца и его противоправные деяния: злоупотребление алкоголем, наркомания, различные психические патологии и расстройства, а также «агрессивность как черта характера» [10, с 26-27]. В ответ на «преступные внутрисемейные посягательства» с 2007 по 2017 год российское государство в лице судебной власти по большинству дел назначило условное осуждение (64%), освободило от уголовной ответственности в связи с примирением с потерпевшим около одной пятой правонарушителей и лишь в 15% случаев применило наказание в виде лишения свободы [10, с 26].

Говоря о судебной статистике, необходимо проанализировать правовые нормы, служащие нормативной основой для правоохранительных органов при рассмотрении дел о домашнем насилии. Так, правосудие в этой сфере осуществляется прежде всего на основании положений Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ) и Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ). В УК РФ содержатся статьи о физическом и психическом насилии (раздел VII, глава 16, статьи 111-122), применяемые к актам насилия как от члена семьи, так и со стороны постороннего лица, поскольку законодательство не содержит определения термина «домашнее насилие» и не разграничивает эти проявления [8, с 31]. «Из числа случаев домашнего насилия, по которым возбуждается уголовное дело, большинство дел возбуждается по статьям, касающимся умышленного причинения легкого вреда здоровью (статья 115) или неоднократного нанесения побоев (статья 116.1)» [8, с 31]. Статья 116.1 дополнила УК РФ в соответствии с Федеральным законом от 30.07.2016 №323-Ф3 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации по вопросам совершенствования оснований и порядка освобождения от уголовной ответственности» и закрепила уголовную ответственность для правонарушителя, повторно совершившего побои в отношении близких лиц «в течение года с момента исполнения административного наказания» по ст.6.1.1. КоАП РФ («Побои») [4; 3]. Этим же Федеральным законом в УК РФ была внесена статья 76.2, предусматривающая обязательство в виде выплаты судебного штрафа для лица, впервые совершившего противоправное посягательство небольшой или средней тяжести, «если оно возместило ущерб или иным образом загладило причиненный преступлением вред» [4]. Еще чаще к актам семейно-бытового насилия применяется административное регулирование в виде статьи 6.1.1. КоАП РФ, под юрисдикцию которой подпадает нанесение побоев в отношении близких лиц впервые ввиду исключения уголовной ответственности за данное деяние в соответствии с Федеральным законом от 7.02.2017 №8-ФЗ «О внесении изменений в статью 116 Уголовного кодекса Российской Федерации» [5]. Помимо положений УК РФ и КоАП РФ, российское законодательство

содержит нормы Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), регулирующие порядок возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина в том числе вследствие семейных конфликтов (например, ГК РФ часть вторая глава 59) [1]. Также, в случае выявления непосредственной угрозы для жизни и здоровья ребенка в семье, Семейный кодекс Российской Федерации (СК РФ) предусматривает право органа опеки и попечительства отобрать ребенка у родителей или попечителей (ст.77 СК РФ) [2].

Исходя из рассмотренных нормативно-правовых актов, можно прийти к выводу о том, что государственное регулирование «домашних посягательств» подвергается различным изменениям на протяжении последних лет. Еще одной новацией в уголовном праве относительно процессуального порядка уголовного преследования стал проект Федерального закона «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (в части изменения вида уголовного преследования в отношении преступлений, предусмотренных частью первой статьи 115, статьей 116.1 и частью первой статьи 128.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)», подготовленный и внесенный в Государственную Думу Верховным Судом РФ 7 апреля 2021 г. [6]. Действительно, уголовные дела по указанным статьям возбуждаются как дела частного обвинения, то есть жертва насилия должна одновременно исполнять роль своего адвоката и представлять обвинение, а также собирать и предоставлять доказательства факта совершения преступления обвиняемым, тогда как участие государства в уголовном процессе критически мало. Поскольку такой вид уголовного преследования делает пострадавшую сторону еще уязвимее, Верховный Суд РФ предлагает более эффективный для данной категории дел порядок частно-публичного обвинения, в рамках которого завершение уголовного процесса вследствие примирения с подсудимым невозможно [6].

Вышеперечисленное законодательное регулирование является реакционным, а значит направлено на борьбу с серьезными последствиями «бытовой тирании», но не на противодействие их наступлению. Именно для предупреждения случаев применения насилия в российских семьях в 2019 году был разработан и опубликован на сайте Совета Федерации проект Федерального закона «О профилактике семейно-бытового насилия в Российской Федерации». Однако ввиду юридического несовершенства, правовой неопределенности и широких дискуссий о необходимости подобного правового акта, законопроект так и не был принят. Основным спорным моментом итоговой редакции, критикуемым даже соавторами, является проблема определения понятия «семейно-бытовое насилие», а именно используемые формулировки «физическое страдание» и «не содержащее признаки административного правонарушения или уголовного преступления» [7]. Так, не охватывается одна из главных форм домашнего насилия -физическое, поскольку «словосочетание физическое страдание не встречается ни Уголовном кодексе, ни в КоАП» [9]. Также «не смогут получить защиту пострадавшие в самой опасной фазе конфликта и те лица, кому угрожают убийством или причинением тяжкого вреда здоровью, так как данное деяние также запрещено Уголовным кодексом» [9]. Помимо этого, выделяют отсутствие запрета «преследования» жертвы и серьезный пробел касательно круга лиц, имеющих право на защиту в соответствии с законопроектом. Действительно, такая распространенная форма сожительства как «гражданский брак» или, говоря другими словами, пары, не имеющие общих детей и проживающие совместно без регистрации брака, не подпадают под действие данного правового акта. Упомянутые недостатки и замечания свидетельствуют о необходимости грамотной доработки предложенной редакции и принятия усовершенствованного проекта.

Рассмотрев ситуацию с домашним насилием в России, стоит провести параллель с положением дел в Европе, а точнее во Франции. Здесь супружеское насилие четко отграничивается от семейного конфликта в силу отсутствия свободы выражения каждой из сторон и равенства занимаемых позиций в семье. Домашнее насилие, в свою очередь, определяется как «продолжительный процесс, в течение которого в рамках текущих или прошлых интимных отношений (брак, сожительство, PACS или гражданский договор солидарности) один

партнер ведет себя агрессивно, жестоко и деструктивно по отношению к другому» [13]. Так, круг лиц, которые могут быть признаны жертвами партнерского насилия, в данном определении значительно шире, чем по российскому законодательству.

Помимо различий в терминологии, существенные особенности можно заметить во французском нормативном регулировании данной проблемы. С 1992 года Франция приняла ряд специальных законодательных актов, направленных на борьбу с насилием в отношении женщин и имеющих мощное символическое значение как свидетельство общественного осуждения подобных фактов. Одной из правовых основ этих законов послужила Конвенция Совета Европы о предотвращении и борьбе с насилием в отношении женщин и домашним насилием (Стамбульская конвенция), вступившая в силу во Франции в 2014 году. Среди наиболее поздних можно выделить три правовых акта, одним из которых является Закон №2 2019-1480 от 28 декабря 2019 года, содержащий положения о:

-лишении родительских прав в случае домашнего насилия по отношению к ребенку или другому родителю;

-усилении защитного предписания (упразднение необходимости предварительной подачи жалобы); - расширении возможности применения браслетов против приближения правонарушителя к жертве; -введении экспериментальной системы финансовой поддержки для жертв, покидающих семейное или общее жилье и получающих охранный судебный приказ;

-лишении пенсии по потере кормильца лица, осужденного за совершение преступления или проступка против супруга [12].

Кроме того, 29 января 2020 года в Национальном собрании единогласно в 1-м чтении был принят законопроект Гуффье-Ша, направленный на защиту жертв насилия в семье. Закон предусматривает, в частности, 1) исключение процедуры медиации по гражданским и уголовным делам о супружеском насилии, 2)признание насильственного самоубийства правонарушением, 3) приостановление права на посещение несовершеннолетнего ребенка и его проживание с родителем, совершившим насилие, 4) отмену врачебной тайны, как только медицинский работник подозревает непосредственную опасность для жизни пострадавшего от семейного насилия лица, 5) признание кибер-контроля в паре как формы бытового насилия [12].

И, наконец, самым недавним нововведением стал Закон № 2023-140 от 28 февраля 2023 года, учреждающий всеобщую чрезвычайную помощь жертвам супружеского насилия, был опубликован в Официальном вестнике от 1 марта 2023 года. Речь идет об оказании поддержки пострадавшим, гарантируя им финансовые условия, необходимые для того, чтобы скорее покинуть семейный очаг, оказаться в безопасности и начать все сначала. В принятом виде закон предусматривает предоставление экстренной помощи жертвам насилия, совершенного супругом, партнером PACS или сожителем, если оно подтверждено: -охранным приказом, выданным судьей по семейным делам; -подачей жалобы;

-заявлением, направленным прокурору Республики [14].

Эта поддержка должна предоставляться либо в форме беспроцентного кредита, либо в виде пожертвования (безвозмездная финансовая помощь), что определяется материальным и социальным положением жертвы и наличием детей. Выплата или ее часть будет перечислена в течение трех рабочих дней, а на протяжении шести месяцев пострадавший сможет воспользоваться правами и вспомогательными пособиями, такими как автоматическое предоставление дополнительной медицинской помощи, а также социальная и профессиональная поддержка. Возмещение экстренного кредита может быть произведено за счет супруга, партнера или сожителя,

совершившего насилие, в пределах 5000 евро. В противном случае пострадавший сможет воспользоваться определенными скидками в зависимости от его ситуации [14].

Помимо специального законодательства, Гражданский и Уголовный кодекс Франции содержат положения, регламентирующие меры предупреждения и пресечения случаев домашнего насилия, четко отграничивая их от других правонарушений. В частности, гражданским судьей могут быть приняты следующие меры защиты:

- в первую очередь, речь идет об охранном приказе, выдаваемом в срочном порядке (в течение 6 дней с момента назначения даты слушания);

- возможно выселение виновного в насилии из жилья пары и предоставление жертве права пользования имуществом;

- запрет для правонарушителя на встречи с жертвой и детьми;

- предоставление пострадавшему права скрывать свое местожительство или местопребывание;

- предложение виновному пройти курс о привлечении к ответственности в целях предотвращения насилия в семье и снижения риска рецидива (осуществляется правонарушителем за свой счет). В свою очередь, несоблюдение мер, введенных защитным предписанием, является правонарушением, влекущим наказание в виде лишения свободы сроком на два года и штрафа в размере 15000 евро [12].

Что касается санкций по французскому уголовному законодательству, они зависят от того, к какому количеству дней полной нетрудоспособности жертвы привело «бытовая тирания». Если такое число меньше или приравнено к 8 дням, или насилие не повлекло нетрудоспособности, максимальное наказание составляет лишение свободы на срок до трех лет и штраф в размере 45000 евро. Подобная мера воздействия предусмотрена даже в случае психического насилия. Тогда как при превышении 8 дней или признании насильственных актов постоянными наказание может варьироваться от пяти до десяти лет лишения свободы со штрафом от 75000 до 150000 евро. Если насилие повлекло за собой убийство жертвы по неосторожности, выделяют две разновидности наказаний: двадцать лет лишения свободы, когда смерть наступила в результате только одного случая насилия, или тридцать лет лишения свободы при условии, что гибель обусловлена неоднократными насильственными действиями. В случае умышленного убийства или покушения на убийство назначается наказание в виде пожизненного лишения свободы. Также предусмотрены санкции в виде штрафа в размере 100000 евро и лишения свободы сроком от семи до двадцати лет за сексуализированное насилие в паре, включая сексуальные посягательства [15].

Таким образом, на основе проведенного сравнительного анализа правовых основ России и Франции можно сделать вывод о том, что домашнее насилие-это повсеместная социальная проблема, решение которой во многом определяется эффективностью законодательного регулирования. Важную роль играет и общественное восприятие данного явления, влияющее на направление государственной политики в данной сфере. Так, недостаточное порицание и преобладающее безразличие со стороны окружающих значительно замедляет рост уровня защищенности потенциальных жертв бытового насилия в нашей стране. Многие воспринимают эту проблему как личную, внутрисемейную, однако она носит более глобальный характер, порождая криминогенную и нездоровую психологическую обстановку в обществе. Рассмотрев предупредительные и пресекательные меры, принимаемые во Франции, нужно отметить, что российская система нормативного регулирования противодействия семейному насилию находится только в начале своего пути развития и нуждается в реализации некоторых мер: внедрение успешной зарубежной практики в национальное специализированное законодательство, координация деятельности федеральных, региональных и местных властей, их взаимодействие с неправительственными организациями в рамках борьбы с домашним насилием.

Список используемой литературы:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред.от 01.07.2021 с изм. от 08.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу 01.01.2022) [Электронный ресурс] -URL:https://www.consultantm/document/cons doc LAW 9027/6e9e76ac34eed2325a2dc76d37b9d81d2cbbaeb0/

2. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-Ф3 (ред. от 28.04.2023) [Электронный ресурс] - URL:

https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8982/75c6564c6de3ecd6cc8979e7cd26464636d640e4/

3. Статья 116.1 УК РФ. Нанесение побоев лицом, подвергнутым административному наказанию или имеющим судимость // Логос - правовой центр URL: logos-pravo.ru/statya-1161-uk-rf-nanesenie-poboev-licom-podvergnutym-administrativnomu-nakazaniyu

4. Федеральный закон Российской Федерации "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации по вопросам совершенствования оснований и порядка освобождения от уголовной ответственности" от 30.07.2016 № З23-Ф3 (последняя редакция) [Электронный ресурс] - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_200696/

5. Федеральный закон Российской Федерации "О внесении изменений в статью 116 Уголовного кодекса Российской Федерации" от 07.02.2017 № 8-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] - URL: https://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 212385/

6. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 06.04.2021 г. №3 «О внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (в части изменения вида уголовного преследования в отношении преступлений, предусмотренных частью первой статьи 115, статьей 1161 и частью первой статьи 1281 Уголовного кодекса Российской Федерации)» [Электронный ресурс] — URL: https://www.zakonrf.info/postanovlenie-plenum-verkhovnogo-suda-rf-3-06042021/

7. Проект федерального закона "О профилактике семейно-бытового насилия в Российской Федерации" (подготовлен Советом Федерации Федерального Собрания РФ 29.11.2019) // Система Гарант URL: base.garant.ru/73230126/

8. Дюбан, Э. ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ВОПРОСАМ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ И БОРЬБЫ С НАСИЛИЕМ В ОТНОШЕНИИ ЖЕНЩИН И ДОМАШНИМ НАСИЛИЕМ, В ТОМ ЧИСЛЕ В СИТУАЦИЯХ СОЦИАЛЬНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ, В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Официальный сайт. Уполномоченный по правам человека.

9. Коробка, Е. Для обсуждения опубликована предварительная редакция законопроекта о профилактике домашнего насилия // Адвокатская газета Орган Федеральной палаты адвокатов РФ. 2019. 03.12.

10. Харламов, В.С. Теория и практика противодействия преступному насилию в семье : системное криминологическое и уголовно-правовое исследование : автореф. дис. ... д-р. юрид. наук: 12.00.08. СПб., 2019. 43 с.

11. Алгоритм света. 2020 - 2021 годы. URL: readymag.com/algorithmsveta/2020-2021/ (дата обращения: 14.03.2023).

12. Arrêtons les violences // LES VIOLENCES AU SEIN DU COUPLE URL: arretonslesviolences.gouv.fr/besoin-d-aide/violences-au-sein-du-couple#ce_que_dit_la_loi2

13. Vasseur P., Dupont M., Ray-Salmon C. Hommes victimes de violences conjugales constats et perspectivesIntimate partner violence, male victims observations and perspective // ScienceDirect. 2020. №11. С. 5662.

14. Loi du 28 février 2023 créant une aide universelle d'urgence pour les victimes de violences conjugales // Vie publique. Au coeur du debat public URL: vie-publique.fr/loi/286851-aide-durgence-victimes-violences-conjugales-loi-du-28-fevrier-2023

15. Violence conjugale // Service-publique.fr URL: https://www.service-public.fr/particuliers/vosdroits/F12544

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.