Научная статья на тему 'НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ СИЛЫ В РОССИИ И КНР'

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ СИЛЫ В РОССИИ И КНР Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
53
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ СИЛА / АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРИНУЖДЕНИЕ / КИТАЙ / КОНСТИТУЦИЯ / СИЛОВОЙ МЕТОД / АДМИНИСТРАТИВНОЕ УСМОТРЕНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Турская Елена Романовна, Молоков Евгений Сергеевич

В статье, авторами проводится сравнительный анализ законодательного понятия и основания применения физической силы, как одной из мер государственного принуждения, применяемой сотрудниками полиции МВД России и сотрудниками органов общественной безопасности Китая. Выявлены и проанализированы отрицательные особенности применения физической силы сотрудниками полиции в ряде регионов России, по которым на наш взгляд оценка доказательств была произведена с соблюдением принципов судопроизводства и решение суда вступило в законную силу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Турская Елена Романовна, Молоков Евгений Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION OF THE USE OF PHYSICAL FORCE IN RUSSIA AND CHINA

In the article, the authors conduct a comparative analysis of the legislative concept and the basis for the use of physical force as one of the measures of state coercion used by police officers of the Ministry of Internal Affairs of Russia and employees of public security agencies of China. The negative features of the use of physical force by police officers in a number of regions of Russia have been identified and analyzed, for which, in our opinion, the evaluation of evidence was carried out in compliance with the principles of judicial procedure and the court decision entered into force.

Текст научной работы на тему «НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ СИЛЫ В РОССИИ И КНР»

DOI 10.47643/1815-1337_2023_8_108 УДК 342.9

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ СИЛЫ В РОССИИ И КНР LEGAL REGULATION OF THE USE OF PHYSICAL FORCE IN RUSSIA AND CHINA

ТУРСКАЯ Елена Романовна,

кандидат педагогических наук, заместитель начальника кафедры административного права и административно-служебной деятельности ОВД Дальневосточного юридического института МВД России. 680000, Россия, Хабаровский край, г. Хабаровск, пер. Казарменный, 15. E-mail: ert.74@mail.ru;

МОЛОКОВ Евгений Сергеевич,

слушатель Дальневосточного юридического института МВД России. 680000, Россия, Хабаровский край, г. Хабаровск, пер. Казарменный, 15. E-mail: fraud-1@mail.ru;

TURSKAYA Elena Romanovna,

Candidate of Pedagogical Sciences, Deputy Head of the Department of Administrative Law and Administrative and Service Activities of the Department of Internal Affairs Far Eastern Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 680000, Russia, Khabarovsk Krai, Khabarovsk, lane. Barracks, 15. E-mail: ert.74@mail.ru;

MOLOKOV Evgeny Sergeevich,

student of the Faculty of Law Enforcement of the Far Eastern Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 680000, Russia, Khabarovsk Krai, Khabarovsk, lane. Barracks, 15. E-mail: fraud-1@mail.ru

Краткая аннотация: В статье, авторами проводится сравнительный анализ законодательного понятия и основания применения физической силы, как одной из мер государственного принуждения, применяемой сотрудниками полиции МВД России и сотрудниками органов общественной безопасности Китая. Выявлены и проанализированы отрицательные особенности применения физической силы сотрудниками полиции в ряде регионов России, по которым на наш взгляд оценка доказательств была произведена с соблюдением принципов судопроизводства и решение суда вступило в законную силу.

Abstract: In the article, the authors conduct a comparative analysis of the legislative concept and the basis for the use of physical force as one of the measures of state coercion used by police officers of the Ministry of Internal Affairs of Russia and employees of public security agencies of China. The negative features of the use of physical force by police officers in a number of regions of Russia have been identified and analyzed, for which, in our opinion, the evaluation of evidence was carried out in compliance with the principles of judicial procedure and the court decision entered into force.

Ключевые слова: физическая сила, административное принуждение, Китай, конституция, силовой метод, административное усмотрение.

Keywords: physical force, administrative coercion, China, constitution, force method, administrative discretion.

Для цитирования: Турская Е.Р., Молоков Е.С. Нормативно-правовое регулирование применения физической силы в России и КНР // Право и государство: теория и практика. 2023. № 8(224). С. 108-110. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_8_108.

For citation: Turskaya E.R., Molokov E.S. Legal regulation of the use of physical force in Russia and China // Law and state: theory and practice. 2023. No. 8(224). pp. 108-110. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_8_108.

Статья поступила в редакцию: 28.06.2023

Отношения между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой в экономических и политических сферах характеризуются, как положительный этап развития взаимных отношений развитых стран. Российско-Китайские отношения укреплены выработанной и сформированной за долгие годы правовой базой, а так же межгосударственным взаимодействием на высоком уровне1. Взаимодействие между главами двух государств осуществляется в рамках международных экономических союзов: ШОС, БРИКС, АТС, ОДКБ. Также происходит развитие международных отношений в сфере образования, путем обмена применения опыта в практической деятельности, научно-технического результата, а так же культурного начала. Взаимодействие, взаимовлияние особенно в национально-культурной, социально-правовой сферах особенно чувствительны и имеют далеко не утилитарные выгоды. Так, например, изучая культуру и право народа (в данном случае имеется в виду полный комплекс норм социальной регуляции принятый обществом), можно истинно понять его образ мысли, модель бытия, форму и содержание, представляющих определенную ценность для этого общества отношений. Увидеть, как общество подходит к решению насущных проблем и ищет удобный для себя способ существования.

Изучение законодательства других государств помогает нам выявить более оптимальные методы правового регулирования. Анализируя нормы зарубежного права, механизм правового регулирования правоотношений, видоизменяя, адаптируя и встраивая в отечественную правовую систему, законодатель эволюционирует ее. В целях достижения правомерного поведения и реакции государства на противоправное поведение применяется ряд мер государственного принуждения. В этом перечне: обеспечительные, пресекательные, санкционные, правовосстанови-тельные, правокомпенсационные меры. В настоящей работе мы сузим исследовательское поле до одной, очень чувствительной для государства, общества и личности меры государственного принуждения, а именно, применения физической силы, применяемой органами внутренних дел.

В отечественном законодательстве основания и условия применения физической силы регламентируется весомым перечнем правовых актов. В целом, законодательное понимание (подход) о сущности понятия применения физической силы, фактически одинаков в различных актах правотворчества.

Так, непосредственно в ст. 20 Федерального закона от 07 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции», устанавливается, что сотрудники полиции России имеют право лично или в составе подразделения применять физическую силу, только в том случае, если не силовые способы не

1 Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой. Подписан Президентом России Владимиром Путиным и Председателем КНР Цзян Цзэминем в Москве 16 июля 2001 года

Публично-правовые (государственно-правовые) науки

обеспечивают выполнение обязанностей, в определенных, закреплённых настоящим законом случаях1.

В соответствии с действующим «Законом КНР о народной полиции», сотрудники общественной безопасности Китая в отношении граждан, представляющих угрозу общественной безопасности или общественному порядку, могут использовать силовые методы и изолировать его с места совершения действий2. В первую очередь, обратив внимание на расхождение в выборе языковых единиц для обозначения понятия. Следует понять, что же принято считать «физической силой», а что «силовым методом».

В соответствии с определением Конституционного суда Российской Федерации, под физической силой следует считать - действия, выражающиеся в непосредственном контакте с лицом, которое сопровождается ограничением телесной неприкосновенности, ограничением свободы действий и передвижения, сопровождающееся причинением боли, вреда здоровью, а так же повреждений частей тела3.

Законодательство КНР не раскрывает понятие силовой метод и не дает комментариев, т.к. в данном государстве отсутствует Конституционный суд.

К силовым методам воздействия мы можем отнести: социальное управление по средствам государственно-правового регулирования в соответствии с действующим законодательством (менеджмент); доставление лица, которое находится в общественном месте в состоянии опьянения (алкогольного или наркотического), и утратило способность к самостоятельному передвижению или ориентированию в окружающей обстановке, передаются медицинским организациям или в специализированные учреждения (медицина); психологическое воздействие применяемое в профессиональной деятельности сотрудниками органов внутренних дел (психология). Совокупность разработанных средств и методов управления в органах внутренних дел, представляет собой модель правомерного поведения по осуществлению субъектом охраны общественного порядка, защите прав и

4

интересов граждан, а так же принятия своевременных мер по выявлению и предупреждению предпосылок к противоправным деяниям .

Психологическое воздействие в деятельности правоохранительных органов выступает как процесс межличностного взаимодействия. Применение правомерного психического воздействия, необходимо для формирования сознательного отношения у правонарушителя к существованию правосудия. Правомерность данной меры считается достигнутой, если волеизъявление гражданина не сопровождалось ограничением со стороны представителей власти5.

Кроме того действующее законодательство, в исключительных случаях допускает и дает право правоохранительным органам на применение закрепленных в законе силовых методов. При этом физическое насилие заключается в физическом воздействии на организм человека по средствам применения физической силы, специальных средств, а психическое воздействие характеризуется формированием у лица положительного отношения к органам власти.

Основания для применения данной меры административного принуждения, в обоих государствах различны. Отечественный законодатель определил исчерпывающий перечень случаев применения физической силы: для пресечения преступлений и административных правонарушений; для доставления в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение, совершившие преступления или административные правонарушения; для преодоления противодействия законным требованиям сотрудника полиции.

Законодательство КНР в ст. 8 Закона КНР о народной полиции установило перечень случаев для применения административного принуждения в качестве силовых методов: в случае представления гражданином серьезной угрозы общественному порядку, либо создает угрозу общественной безопасности. Закон КНР, в рамках административно-правового усмотрения, в качестве правоприменительной деятельности, органам исполнительной власти в лице народной полиции по осуществлению законов и нормативно-правовых актах республики, делегировал в административно-правовых нормах применение административных методовв соответствии со 8 Закона КНР о народной полиции. Силовые методы в отношении граждан могут быть применены, но не закреплены допустимые приделы на законодательном уровне, сотрудник принимает решение на основании законности действий гражданина.

Соблюдение законности сотрудниками полиции при применении физической силы, является основой административно-правового механизма воздействия, при реализации меры административного принуждения. Сотрудник полиции в свой профессиональной деятельности не допускает нарушение предписаний, избирает меру административного принуждения, которая является оптимальной и законной для достижения эффективного результата. При выборе меры непосредственного принуждения в качестве физической силы, сотрудник выполняет определенные процессуальные требования, а так же запреты и ограничения регламентированные существующим законодательством.

В практико-применительной деятельности мер непосредственного принуждения должностными лицами правоохранительных органов прослеживается негативная тенденция злоупотреблением права на применение физической силы. Так, например, приговором Ясногорского районного суда Тульской области от 2 марта 2021 г. по делу № 1-1/2021 установлены следующие обстоятельства: сотрудник, являющийся старшим оперуполномоченным, по факту совершения потерпевшим административного правонарушения предусмотренного ст. 20.21 КоАП РФ, доставлял его для прохождения медицинского освидетельствования на состояние алкогольного опьянения. На пути следования в медицинскую организацию, сотрудник полиции принял решение об остановке транспортного средства, по причине того, что был закрыт железнодорожный переезд, в этот момент пострадавший самовольно покинул служебный автомобиль, на что сотрудник уголовного розыска направился в его сторону и применил физическую силу, а

Федеральный закон Российской Федерации «О полиции» от 07 февраля 2011 г. № 3-ФЗ (ред. от 21.12.2021) // СПС «Консультант Плюс: законодательство».

2 Закон КНР "О народной полиции" от 28 февраля 1995 г. [Электронный ресурс]: URL: http://www.law.uglc.ru/police.htm(дата обращения: 06.04.2022).

3Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 19 октября 2010 г. N 1400ЮЮ "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Бондаренко Константина Михайловича на нарушение его конституционных прав ст. 13 Закона РФ "О милиции"Источник:https://zakonopolitsii.ru/glava-5/statya-20(дата обращения: 06.04.2022).

4.ГоликовВ.Д. Менеджмент. Уч. Пос.Уфа, УГАТУ; - 641с.. 2007

5.ЧернышеваЕ.В. Полицейская психология. Екатеринбург, - 184 с.. 2016

именно умышлено нанес правой ногой три удара в область тела, а так же не менее шести ударов кулаком правой руки в область головы. В момент применения физической силы потерпевший находился в состоянии алкогольного опьянения, сопротивление не оказывал, а так же не был предупрежден о намерении применения к нему физической силы. Сотрудник полиции был привлечен к уголовной ответственности по п. «а» ч. 3 ст. 286 УК РФ1.

Следующим примером служит приговор Нанайского районного суда от 21 августа 2019 г. по делу № 1-74/2019в котором установлено, что должностным лицом, постоянно осуществляющим функции представителя власти - участковым уполномоченным ОУУП и ПДН ОМВД России по Хабаровскому краю, совершено действие, явно выходящие за пределы его полномочий и повлекшие существенные нарушения прав и законных интересов гражданина ФИО. Так, на служебном автомобиле осуществлял профилактическое мероприятие на административном участке и на проезжей части дороги к нему обратился гражданин ФИО с просьбой довести его до дома, но сотрудник полиции отказал в просьбе, на что тот начал оскорблять сотрудника полиции и кинулся на него с кулаками. Сотрудник полиции совершил бросок через бедро последнего, а также с силой нанес потерпевшему руками и ногами множественные, не менее 12 ударов в область жизненно важных органов человека - голову, верхних конечностей. Сотрудник полиции был привлечен к уголовной ответственности по п.п. «а», «в» ч. 3 ст. 286 УК РФ2.

При проведении сравнительного анализа нормы права государств, России и КНР, было установлено, что «Закон КНР о народной полиции» не регламентирует порядок и условия применения силовых методов к гражданину. В ст. 19 ФЗ №3 «О полиции», закрепил обязанность каждого сотрудника полиции перед применением физической силы сообщать лицам, что предполагается применение физической силы, сообщить, что он является сотрудником полиции, предупредить о своем намерении, предоставить возможность и время для выполнения законных требований сотрудника полиции. А так же предоставил право сотруднику без предупреждения применять физическую силу, только если промедление в их применении создает непосредственную угрозу жизни и здоровью гражданина или сотрудника полиции либо может повлечь иные тяжкие последствия.

В ходе проведения сравнительного анализа языковых элементовпонятия«физическая сила», применяемой в России и КНР, были определены отличительные признаки. Толковать юридическое понятие в силе Конституционный суд, в России официально узаконен конституционной контроль - это отличительная черта нашей государственно-правовой системы с Китаем. В отечественном законодательстве содержится исчерпывающий перечень оснований для применения физической силы сотрудниками полиции.

Законодатель КНР в свих нормативно-правовых актах не конкретизирует понятие «силовые методы». Предоставляет сотрудникам народной полиции в качестве усмотрения применять данные силовые методы без установленных на то запретов и ограничений. Применение возможно только в тех случаях, когда создается «серьезная угроза» гражданином, считаем, что определение такого момента является спорным и субъективным фактором. На сегодняшний день, Китай не имеет специальных органов по осуществлению конституционного контроля. Надзор за актами в стране осуществляет Всекитайское собрание народных представителей, которое по своей юридической специфики не наделено полномочиями конституционного контроля. Действующее законодательство реализуется в согласовании с Конституций, суды вправе объяснять конституцию. В случае возникновения конфликтов между нормами права, то суды использую конституцию, как главный закон своего государств. Библиография:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г.) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс: законодательство».

2. Федеральный закон Российской Федерации «О полиции» от 07 февраля 2011 г. № З-ФЗ (ред. от 21.12.2021) // СПС «Консультант Плюс: законодательство».

3. Закон КНР «О народной полиции» от 28 февраля 1995 г. [Электронный ресурс]: URL: http://www.law.uglc.ru/police.htm (дата обращения: 15.06.2022).

4. Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой. Подписан Президентом России Владимиром Путиным и Председателем КНР Цзян Цзэминем в Москве 16 июля 2001 года.

5. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 19 октября 2010 г. N 1400-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Бондаренко Константина Михайловича на нарушение его конституционных прав статьей 13 Закона Российской Федерации «О милиции» Источник: https://zakonopolitsii.ru/glava-5/statya-20(дата обращения: 06.04.2022).

6. Алексеев С.С. Общая теория права: в 2 т. Т. I. М., 1981. С. 33.

7. Голиков В.Д. Менеджмент. Уч. Пос. Уфа, УГАТУ, - 641 с. 2007.

8. Трощинский П.В. Правовая система Китая. М.: Институт Дальнего Востока РАН, 2016. - 472 с.

9. Чернышева Е.В. Полицейская психология, -184 с., 2016.

10. Энгельфельд В.В. Очерки государственного права Китая. Т. II. Известия Юридического факультета в г. Харбине, 1925. С. 120.

11. Приговор Ясногорского районного суда Тульской области от 2 марта 2021 г. по делу № 1 -1/2021[Электронный ресурс] // URL: https://sudact.ru/regular/doc/tPzJn4HuxjY8/ (дата обращения: 15.06.2023).

12. Приговор Нанайского районного суда от 21 августа 2019 г. по делу № 1-74/2019[Электронный ресурс] // URL: https://sudact.ru/regular/doc/qonzgGQcpxWa/ (дата обращения: 15.06.2023).

References:

1. The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on December 12, 1993 with amendments approved during the all-Russian vote on July 1, 2020) // Legal reference system "Consultant Plus: legislation".

2. Federal Law of the Russian Federation "On the Police" dated February 07, 2011 No. 3-FZ (ed. dated 12/21/2021) // Legal reference system "Consultant Plus: legislation".

3. Law of the People's Republic of China "On the People's Police" dated February 28, 1995 [Electronic resource]: URL: http://www.law.uglc.ru/police.htm (date of application: 06/15/2022).

4. The Treaty on Good-Neighborliness, Friendship and Cooperation between the Russian Federation and the People's Republic of China. Signed by Russian President Vladimir Putin and Chinese President Jiang Zemin in Moscow on July 16, 2001.

5. The ruling of the Constitutional Court of the Russian Federation of October 19, 2010 N 1400-0-0 "On refusal to accept for consideration the complaint of citizen Bondarenko Konstantin Mikhailovich on violation of his constitutional rights by Article 13 of the Law of the Russian Federation "On Militia" Source: https://zakonopolitsii.ru/glava-5/statya-20 (accessed: 06.04.2022).

6. Alekseev S.S. General theory of law in 2 vols. T. I. M., 1981. p. 33.

7. Golikov V.D. Management. Uch. Pos. Ufa, UGATU, - 641 p. 2007\

8. Troshchinsky P.V. The legal system of China. M.: Institute of the Far East of the Russian Academy of Sciences, 2016. - 472 p.

9. Chernysheva E.V. Police Psychology, -184 p., 2016.

10. Engelfeld V.V. Essays on state law of China. Vol. II. Proceedings of the Faculty of Law in Harbin, 1925. p. 120.

11. The verdict of the Yasnogorsky District Court of the Tula region of March 2, 2021 in case No. 1-1/2021[Electronic resource] // URL: https://sudact.ru/regular/doc/tPzJn4HuxjY8 / (date of appeal: 06/15/2023).

12. Verdict of the Nanai District Court of August 21, 2019 in case No. 1 -74/2019[Electronic resource] // URL: https://sudact.ru/regular/doc/qonzgGQcpxWa / (accessed: 06/15/2023).

1Приговор Ясногорского районного суда Тульской области от 2 марта 2021 г. по делу № 1-1/2021[Электронный ресурс] // URL: https://sudact.ru/regular/doc/tPzJn4HuxjY8/ (дата обращения: 15.06.2023).

Приговор Нанайского районного суда от 21 августа 2019 г. по делу № 1 -74/2019[Эл. ресурс] // URL: https://sudact.ru/regular/doc/qonzgGQcpxWa/ (дата обращения: 15.06.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.