НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ УСЛОВИЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБОРОННОГО ЗАКАЗА В НОВЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ
А.В. Бойкова, д-р экон. наук, доцент
Военная академия воздушно-космической обороны имени Маршала Советского Союза Г.К. Жукова (Россия, г. Тверь)
DOI:10.24412/2411-0450-2023-8-28-30
Аннотация. Развитие оборонно-промышленного комплекса является неотъемлемым условием обеспечения обороноспособности государства. В сложившейся ситуации это требует увеличения бюджетных расходов. В тоже время, несмотря на важность решаемых задач, не исключены случаи нарушений в сфере государственного оборонного заказа со стороны головных исполнителей государственного оборонного заказа. Это требует корректировки положений законодательства в данной сфере. В статье обобщены поправки в нормативно-правовые акты, регулирующие ответственность за нарушение условий государственного оборонного заказа в новых экономических условиях.
Ключевые слова: обороноспособность, государственный оборонный заказ, правонарушения, ответственность, ущерб.
По информации главы Следственного комитета России А. Бастрыкина за 9 месяцев 2022 года в суды поступило более 8,7 тысяч дел о коррупции в оборонно-промышленном комплексе (ОПК). Это на 10% больше, чем в 2021 году. К уголовной ответственности были привлечены 60 должностных лиц, совершивших коррупционные преступления в ОПК, и 250 - в сфере государственных контрактов и государственных закупок, в том числе 27 - при реализации государственного оборонного заказа [1].
Еще в 2017 году Федеральная антимонопольная служба обобщила типовые нарушения в сфере государственного оборонного заказа (ГОЗ):
- необоснованный отказ от заключения контракта со стороны головного исполнителя или исполнителя ГОЗ, навязывание доминирующим субъектом невыгодных условий договора своему контрагенту либо изъятие товара из обращения на рынке при наличии спроса на такой товар;
- заключение антиконкурентных соглашений между хозяйствующими субъектами, действующими на одном товарном рынке (в том числе сговор на торгах);
- ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) органов власти [2].
24 сентября 2022 года опубликован и вступил в силу Федеральный закон № 365-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации», предусматривающий уголовную ответственность за повторное нарушение условий государственного контракта, контракта государственного оборонного заказа в отношении лиц, ранее подвергнутых административному наказанию по ст. 14.55 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) [2].
В частности, уголовная ответственность предусмотрена как для юридических, так и для физических лиц, например, в виде штрафа, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, либо лишения свободы на срок от 4 до 8 лет [4].
Разъяснена ситуация относительно наказания за отказ от заключения или уклонение от заключения государственного контракта, ГОЗ, договора необходимого для выполнения государственного оборонного заказа. Ответственность предусмотрена только если заключение таких государственных контрактов либо догово-
ров является обязательным в соответствии с федеральным законом [4].
При этом, в случае невыполнения заданий ГОЗ и (или) нарушения, повлекшего причинение ущерба не менее 5% от его суммы, но не менее 5 млн. рублей, в отношении должностных лиц головного исполнителя или исполнителя ГОЗ предусмотрена уголовная ответственность в виде лишения свободы на срок от 5 до 10 лет [4].
На основании Федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 14.07.2022 N 291-ФЗ Ко-АП РФ введён новый состав административного правонарушения - «Непредставление предложения о цене на продукцию по государственному оборонному заказу и информации о затратах на ее производство». Так непредставление или несвоевременное представление по запросу государственного заказчика предложения о цене на продукцию по государственному оборонному заказу влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30000 до 50000 рублей; на юридических лиц - от 300000 до 500000 рублей [5].
Кроме того, нарушение сроков предоставления отчета об исполнении государственного контракта заказчику влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20000 до 50000 рублей; на юридических лиц - от 100000 до 300000 рублей [5].
Инициатором внесения данных поправок выступила Федеральная антимонопольная служба РФ.
В тоже время в соответствии с положениями Федерального закона от 28.04.2023 года № 152-ФЗ «О внесении изменений в статьи 3.5 и 14.55.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» предусмотрено смягчение административной ответственности при выявлении значительных суммы завышения цен при поставках по ГОЗ. Так, если завышение сметы по ГОЗ привело к полу-
чению излишнего дохода до 1000000 рублей, размер штрафа на должностное лицо составит 50000 рублей, а юридического лица - в размере от 3000000 до 5000000 рублей [6].
В соответствии с Указом Президента РФ от 19.10.2022 года № 756 с 20 октября 2022 года было введено военное положение на территориях Донецкой и Луганской народной республик, Запорожской и Херсонской областей [8].
Военное положение - это особый правовой режим, которые вводит президент на территории РФ или ее части в случае агрессии против страны или угрозы агрессии [9].
Данный факт не мог не отразиться на деятельности предприятий-исполнителей государственного оборонного заказа. Поэтому оправданным является тот факт, что 3 марта 2023 года вступил в силу Указ Президента РФ № 139 «О некоторых вопросах осуществления деятельности хозяйственных обществ, участвующих в выполнении государственного оборонного заказа». Документ направлен на ужесточение ответственности головных исполнителей, в частности, в случае нарушения ими своих обязательств по ГОЗ, впредь до отмены военного положения:
- приостанавливаются права участников (акционеров) такого хозяйственного общества и полномочия его органов управления;
- определяется управляющая организация, которая будет осуществлять полномочия единоличного исполнительного органа такого хозяйственного общества [7].
Для этих целей создадут специальную рабочую группу при коллегии Военно-промышленного комплекса РФ.
Таким образом, проведенный анализ показал, что на фоне происходящих в стране и мире изменений, законодательство в сфере регулирования государственных закупок и государственных контрактов движется в направлении ужесточения ответственности за нарушение условий их исполнения.
Библиографический список
1. Серков Д. ФАС предложила упростить доступ прокуратуры к данным о гособоронза-казе. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.rbc.ru/society/22/12/2022/63a2d9c79a7947f7c17f6c25.
2. Федеральный закон от 24 сентября 2022 г. N 365-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - № 39. - Ст. 6535.
3. Официальный сайт Федеральной антимонопольной службы РФ (ФАС России). - Режим доступа https://fas.gov.ru.
4. Официальный сайт Экспертно-аналитического центра ценообразования в оборонной промышленности «Эксперт 275». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://expert275.ru.
5. Федеральный закон «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 14.07.2022 N 291-ФЗ. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_421852.
6. Федеральный закон от 28.04.2023 г. N 152-ФЗ «О внесении изменений в статьи 3.5 и 14.55.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях». -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_446113.
7. Указ Президента Российской Федерации от 03.03.2023 года № 139 «О некоторых вопросах осуществления деятельности хозяйственных обществ, участвующих в выполнении государственного оборонного заказа». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/bank/48995.
8. Указ Президента Российской Федерации от 19.10.2022 г. № 756 О введении военного положения на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/bank/48426.
9. Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ «О военном положении». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://council.gov.ru/services/reference/9934/.
APPROACH TO ESTIMATING THE COST OF ENSURING INFORMATION SECURITY OF A MILITARY AUTOMATED CONTROL SYSTEM BASED ON KEYBOARD HANDWRITING
A.V. Boykova, Doctor of Economic Sciences, Professor
Military Academy of Aerospace Defense named after Marshal of the Soviet Union G.K. Zhukov (Russia, Tver)
Abstract. Development of the defense industry complex is an indispensable condition for ensuring the defense capability of the state. In the current situation, this requires an increase in budget expenditures. At the same time, despite the importance of the tasks to be solved, cases of violations in the sphere of the state defense order on the part of head executors of the state defense order are not excluded. This requires adjustments to the provisions of the legislation in this area. The article summarizes the amendments to the regulatory legal acts regulating responsibility for violation of the terms of the state defense order in the new economic conditions. Keywords: defense capability, state defense order, offenses, liability, damages.