Научная статья на тему 'Нормативно-правовое регулирование организации и деятельности таможни в советской России в 1917-1928 годах'

Нормативно-правовое регулирование организации и деятельности таможни в советской России в 1917-1928 годах Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
993
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Котихина Анастасия Сергеевна

В статье производится анализ законодательной базы таможенных отношений в Советской России с подведением итогов, выявляются проблемные аспекты функционирования таможенного дела в условиях монополии на внешнюю торговлю, расцвета контрабанды и практика взимания таможенных платежей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal regulation of organization and operation of customs in the Soviet Russia in 1917.1928

In this paper we analyze the legal framework of customs relations in Soviet Russia with summarizing. Identified problematic aspects of the functioning of customs in a monopoly on foreign trade, flourishing smuggling and the practice of levying customs duties.

Текст научной работы на тему «Нормативно-правовое регулирование организации и деятельности таможни в советской России в 1917-1928 годах»

Илюхина В.А. Эволюция идеи мирового суда в отечественной историко-правовой мысли (вторая половина XVII — первая половина XIX века)

в период «просвещенного абсолютизма» // История судебных учреждений России: Сборник обзоров и рефератов / Гл. ред. Ю.С. Пивоваров. — М., 2004. — С. 102.

13. Ключевский В.О. Русская история: Полный курс лекций: В 3 кн. — М., 1993. — Кн. 3. — С. 286—287.

14. См., например: Корнилов A.A. Курс истории России XIX века. — М., 1993. — С. 33.

15. См.: Учреждения для управления губерний Всероссийской империи (1775 г., ноября 7). Ст. 40 // Антология мировой правовой мысли: В 5 т. — М., 1999. — Т. IV: Россия XI—XIX вв. — С. 335.

16. См.: Витт В.В. Указ. соч. — С. 111—118.

17. Учреждения для управления губерний Всероссийской империи (1775 г., ноября 7). Ст. 41 // Антология мировой правовой мысли: В 5 т. — М., 1999. — Т. IV: Россия XI—XIX вв. — С. 335.

18. См.: Трофимова H.H. Указ. соч. — С. 34—35.

19. См.: Корнилов A.A. Указ. соч. — С. 62—63.

20. РГИА, ф. 1167, оп. XVI, 1826 г., д. 92, л. 141; Филиппов M.A. Судебная реформа в России: В 2 т. — СПб., 1875. — Т. 1. — С. 162; Виленский Б.В. Судебная реформа и контрреформа в России. — Саратов, 1969. — С. 114; Слободанюк И.П. Проекты преобразования судебной системы России в первой половине XIX в. и подготовка судебной реформы // История судебных учреждений России: Сборник обзоров и рефератов / Гл. ред. Ю.С. Пивоваров. — М., 2004. — С. 133.

21. Цит. по: Танков A. Мирные судьи по проекту дворянства в 1826 г. // Русская старина. — СПб., 1887. — Т. 53. — Январь-февраль-март. — С. 223; см. также: Полянский H.H. Мировой суд // Судебная реформа: В 2т. / Сост.: Н.В. Давыдов и H.H. Полянский. — М., 1915. — Т. 2. — С. 173.

22. Цит. по: Танков A. Указ. соч. — С. 224; см. также: Полянский H.H. Указ. соч. — С. 174.

23. См.: Блинов И.А. Ход судебной реформы 1864 года // Судебные уставы 20 ноября 1864 года за пятьдесят лет: В2т. — Пг., 1914. — Т. 1. — С. 186;см. также: Трофимова H.H. Указ. соч. — С. 36—37.

24. См.: Конституция Никиты Муравьева, написанная его рукою в каземате крепости и представленная при ответах // Дружинин Н.М. Избранные труды: Революционное движение в России в XIX в. — М., 1985. — С. 296, 298—302.

В целом следует признать, что «тюремный» вариант проекта Конституции, написанный Н.М. Муравьевым в заключении в Петропавловской крепости по требованию Следственного комитета, является наиболее завершенным.

25. См. там же. — С. 298.

26. Там же. — С. 299.

27. Там же.

28. Там же. — С. 298.

29. Там же. — С. 298—299.

30. Там же. — С. 299.

31. Там же.

32. См. там же.

33. Лонская С.В. Мировая юстиция в России: Монография. — Калининград, 2000. — С. 30.

34. См.: Семевский В.И. Вопрос о преобразовании государственного строя в России в XVII и первой четверти XIX века // «Былое». — 1906. — № 2. — С. 109; Яхин Р.Х. Политические и правовые взгляды декабристов Северного общества. — Казань, 1964. — С. 144—145.

35. Виленский Б.В. Судебная реформа и контрреформа в России. — Саратов, 1969. — С. 86.

36. См.: Антология мировой правовой мысли: В 5т. — М., 1999. — Т. IV: Россия XI—XIX вв. — С. 487.

37. См.: Лонская С.В. Указ. соч. — С. 37.

A.C. Котихина

Котихина Анастасия Сергеевна — старший преподаватель кафедры таможенного дела Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского

E-mail: [email protected]

Нормативно-правовое регулирование организации и деятельности таможни в Советской России в 1917—1928 годах

В статье производится анализ законодательной базы таможенных отношений в Советской России с подведением итогов, выявляются проблемные аспекты функционирования таможенного дела в условиях монополии на внешнюю торговлю, расцвета контрабанды и практика взимания таможенных платежей.

In this paper we analyze the legal framework of customs relations in Soviet Russia with summarizing. Identified problematic aspects of the functioning of customs in a monopoly on foreign trade, flourishing smuggling and

the practice of levying customs duties.

К началу XX века в России сложилась единая ном являлся департаменттаможенных сборов Ми-

система таможенных органов. Центральным орга- нистерства финансов, осуществлявший непосред-

ственное руководство таможенным делом страны.

Выбранные хронологические рамки обусловливаются качественными изменениями функций таможенных учреждений посредством введения в действие декрета СНК РСФСР от 29 июня 1918 года «О разрешении на ввоз и вывоз товаров», которым была национализирована внешняя торговля, а также постановлением СНК РСФСР от 11 июля 1920 года «Об организации внешней торговли и товарообмена РСФСР». Эти законодательные акты называли традиционные формы деятельности таможен. Декретом СНК РСФСР от 29 июня 1918 года любые торговые операции были отнесены к компетенции Народного комиссариата внешней торговли. Ведомства, учреждения и организации РСФСР, предприятия или частное лицо не наделялись правомочиями осуществлять какие-либо мероприятия, вести переговоры или заключать какие-либо сделки, касающиеся ввоза и вывоза товаров, иначе как с предварительного согласия и разрешения Народного комиссариата внешней торговли или соответствующих его заграничных органов и на устанавливаемых ими основаниях1.

29 мая 1918 года был издан декрет СНК РСФСР «О разграничении прав центральной и местных советских властей по собиранию пошлин и о регулировании таможенных учреждений». Именно эта дата стала днем рождения советской таможенной системы. Декрет детализировал полномочия таможенных органов, их функции и задачи, а также утверждал их структуру. Декрет издавался в целях разграничения прав центральных и местных советских властей по сбору пошлин, а также координации деятельности местных таможенных учреждений. Определение размера таможенных пошлин и другихсборовс ввозимых товаров из-за границы и ввозимых с территории Советского государства принадлежало исключительно центральной государственной власти. Контрольные функции по приему и выпуску товаров и их досмотр, а также проверка пассажиров и их багажа возлагались на таможенные учреждения, которые располагались как вдоль границы, таки внутри государства. Таможенные органы были подотчетны департаменту таможенных сборов Министерства финансов и явля-лисьсоставной частью органов центральной советской власти. Порядок назначения, перемещения и увольнения таможенных служащих являлся исключительным правом Центрального народного комиссариата финансов.

Декретом СНК РСФСР от 28 мая 1918 года «О разграничении прав центральной и местныхсо-ветских властей по собиранию пошлин и о регулировании таможенных учреждений» образовалась пограничная охрана, которая совместно с департаментом таможенных сборов осуществляла охрану государственной границы. Единственным уполномоченным органом, которому принадлежало исключительное право ведения торговых операций с иностранными государствами и организациями, признавался Народный комиссариатвнешнейтор-

говли. В декрете также было установлено, что решение всех вопросов, затрагивающих таможенное дело, принадлежит центральной государственной власти2.

Анализ деятельности таможенных органов в годы Гражданской войны позволяет прийти к выводу об ослаблении их правового статуса, о подчиненном месте таможенной администрации в области внешней торговли и о возможном упразднении таможенных органов. Это связано с тем, что политика Советского государства была направлена на построение новой экономической политики и как следствие таможенная система претерпевала изменения, а именно функции таможенных органов приобрели больше контролирующийхарактер, нежели фискальный, при осуществлении внешней торговли.

Стоит подчеркнуть необходимость совершенствования системы внешнеэкономических отношений, с тем чтобы потребности и возможности мирового рынка учитывались и своевременно использовались в интересах развития советской экономики. Это предполагает и дальнейшее совершенствование таможенной политики Советского государства при сохранении ее основ.

Появлялись новые веяния, до конца произошло осознание значимости функций таможенной системы в развитии международных внешнеэкономических отношений.

В данный период место и роль таможенной системы определялись под влиянием формирования международного торгового обмена и мировых экономическихсвязей. В.И. Ленин разработал теоретические основы таможенной политики Советского государства и уделил серьезное внимание ее практическим аспектам.

Следует также сказать, что острой проблемой изучаемого периода была контрабанда, которая происходила в значительных объемах вследствие национализации внешней торговли.

Согласно декрету СНК РСФСР от 22 апреля 1918 года «О национализации внешней торговли» вся внешняя торговля национализировалась. Торговые сделки по покупке и продаже разного рода продуктов (добывающей, обрабатывающей промышленности, сельского хозяйства и пр.) с иностранными государствами и отдельными торговыми пред-приятиямиза границей производилисьотлица Российской Республики специально на то уполномоченными органами3.

В соответствии с названным декретом органом, ведающим национализированной внешнейторгов-лей, являлся Народный комиссариат торговли и промышленности. Для организации вывоза и ввоза при Народном комиссариате торговли и промышленности был учрежден Совет внешней торговли. В данный совет таможенные органы не входили. Совет занимался планированием товарообмена с заграницей, производил учет спроса и предложения вывозимых и ввозимых продуктов, устанавливал цены вывозимых и ввозимых товаров, а также

Вестник Hижегородской академии МВД России, 2011, № 1(14)

39

Котихина A.C. Hормативно-правовое регулирование организации и деятельности таможни в Советской России в 1917—1928 годах

Котихина A.C. Hормативно-правовое регулирование организации и деятельности таможни в Советской России в 1917—1928 годах

организовывал закупки за границей при посредстве государственных закупочных комиссий и агентов, кооперативных организаций и торговых фирм.

Таким образом, следует сказать, что таможенная политика в анализируемый период складывалась по двум направлениям: протекционизму и фритредерству. Политика советского периода с 1917 по 1928 год в области таможенного дела не подпадает ни под одно из них. Таможенная политика советского периода носила насильственно-захватнический характер, что отрицательно отразилось как на самой таможенной системе, так и на торговом обороте. По мнению автора, такая государственная политика была направлена на борьбу с частным капиталом, а монополизация торговли являлась мощным оружием в борьбе с ним.

Период с 1922 по 1928 год был особенно знаменательным в истории советской таможенной политики и законодательства. Именно в этот период были разработаны теоретические основы и приняты основные законодательные акты в области таможенного дела, определившие принципы осуществления таможенного дела в СССР. Переход в марте 1921 года к нэпу реанимировал утраченные функции таможенных органов и обусловил интенсивное структурное развитие таможенной системы. С 1922 по 1928 год (особенно в 1924—1925 гг.) формировалась сложная, многоступенчатая система управления таможенным делом. Декрет от 12 апреля 1923 года «О внешней торговле» был издан в целях укрепления государственной монополии внешней торговли. Согласно декрету глав-нымиторговыми органами РСФСРза границей являлись торговые представительства РСФСР4.

12 апреля 1923 года был принят декрет «О порядке допущения иностранных фирм к производству торговых операций в пределах РСФСР». Иностранные фирмы получили доступ к совершению торговых операций в пределах РСФСР. Кроме того, они могли создавать представительства и филиалы с разрешения Главного концессионного комитета по заключению Народного комиссариата внешней торговли.

Кроме того, прослеживается налаживание связей в области международной торговли5. Таким образом, Советское государство по средствам принятия рядазаконодательныхактовдостигало одновременно несколько целей. Во-первых, происходило восстановление международных торговых связей и тем самым возрождался товарооборот России, пришедший ктому времени практически к нулю. Во-вторых, совершалась попытка поднять отечественного производителя посредством жесткого контроля и ограничений. К тому же все это не ослабляло государственную монополию на внешнюю торговлю, а делало ее более гибкой и приспособленной.

В изучаемый период развития таможенных органов активно применялись меры для обеспечения своевременной и полной уплаты таможенных платежей. Выпускзаграничныхтоваров из таможен допускался только после уплаты всех причитающих-

ся с этихтоваровтаможенных и иныхсборов. С товаров, привозимых частными лицами, кооперативами и государственными учреждениями и предприятиями, переведенными на хозяйственный расчет, все вышеуказанные сборы взимались только наличными деньгами. Перечислялись они непосредственно в доход казны6. Подобные нововведения положительно сказывались на экономической ситуации Советского государства.

В соответствии с задачами, функциями таможенных учреждений, а также в условиях перехода к нэпу и в связи с расширением внешней торговли началосьформирование многоступенчатой системы управления таможенным делом.

Декретом СНК РСФСР от 23 февраля 1922 года был утвержден Таможенно-тарифный комитет при СНК РСФСР, который занимался разработкой законодательных предположений об установлении новых и изменении существующих ставок таможенных пошлин и всякого рода таможенных сборов, а также устанавливал изменения вросписитоваров, запрещенных к привозу и вывозу товаров. В компетенцию таможенно-тарифного комитета входила также дача заключений по всем законодательным предположениям, проектам торговых договоров, конвенций и соглашений, имеющих отношение к таможенному и таможенно-тарифному делу, а также по жалобам на постановления Главного таможенного управления по вопросам применения таможенных тарифов.

Впоследствии правовой статус Таможенно-тарифного комитета был закреплен в Таможенном уставе СССР 1924года иТаможенном кодексе СССР 1928 года.

12 декабря 1924 года Президиум ЦИКСССРут-вердил новый Таможенный устав, он являлся первым кодифицированным актом по таможенному делу. Устав детально регламентировал и разграничивал компетенцию НКВТ и Главного таможенного управления. НКВТ решал основные задачи в области таможенного дела, а на Главное таможенное управление возлагались: выработка всеобщего характера мероприятий, инструкций и разъяснений к ним, а равно организация и руководство борьбой с контрабандой через таможенные учреждения по всей территории Союза ССР.

Главное таможенное управление было подотчетно НКВТ. Таможенный устав также четко определял структуру таможенных служб7.

Таким образом, можно сказать, что Таможенный устав 1924 года законодательно закрепил структуру таможенных служб и четко разграничил их полномочия, дал четкое определение таможенному досмотру и порядку его осуществления и многие другие положения. Сформировалась четкая четырехзвенная иерархичная система управления: НКВТ — ГТУ — уполномоченные НКВТ, отделения ГТУ — районные таможенные инспекторские управления —таможни и таможенные посты.

Таможенный устав 1924 года просуществовал 4 года. Его недолговечность можно определитьтем,

что это, во-первых, первый кодифицированный акт, который свел воедино нормативный материал, касающийся деятельности таможенных органов, во-вторых, он был перегружен установками регламентирующего характера, что мешало совершенствованию деятельности таможенных служб.

В 1928 году принимается Таможенный кодекс СССР, который просуществовал 36 лет. Он закрепил сложившиеся принципы деятельности таможен, которые сводились к фактическому контролю за выполнением постановлений о государственной монополии внешней торговли8.

Подводя итоги, следует сделать выводотом, что к концу 1920-х годов советское правительство переходило к новой политике построения коммунизма, отменялись многие организационные нормы предприятий. Государство все более активно вмешивалось в деятельность промышленности, постепенно национализируя почти все предприятия. Уничтожалась частная собственность на землю, окончательно монополизировалась внешняя торговля. Государство контролировало фактически все сферы деятельности, вводился административный порядок управления, создавался административно-бюрократический аппарат. На фоне монополизации внешней торговли произошла и смена законодательства, так как государство ставило иные цели, направляя политику по новому пути. Таможенное законодательство подвергалось сильному изменению в сторону усиления контроля за перевозкой товаров и выполнением решений правительства о монополии государства на внешнюю торговлю. Советская власть

активно через государственные органы проникала во все сферы отношений, подвергая тотальному контролю как деятельность организаций, так и жизнь каждого гражданина.

Примечания

1. Декрет СНК РСФСР от 29 июня 1918 года «О разрешении на ввоз и вывоз товаров» // СУ РСФСР. — 1918. — № 4. — Ст. 197.

2. Декрет СНК РСФСР от 28 мая 1918 года «О разграничении прав центральных и местных советских властей по собиранию пошлин и о регулировании таможенных учреждений» //СУ РСФСР. — 1919. — № 8. — Ст. 89.

3. Декрет СНК РСФСР от 22 апреля 1923 года «О национализации внешней торговли» // СУ РСФСР. — 1924. — № 5. — Ст. 34.

4. См.: Аграшеников A.B. Таможенная служба России в период модернизации: Историко-правовой и политический аспект // Ученые записки. — 2005. — № 5. — С. 16.

5. Декрет СНК РСФСР от 12 апреля 1923 года «О внешней торговле» // СУ РСФСР. — 1923. — №31. — Ст. 31.

6. Декрет СНК РСФСР от 12 апреля 1923 года «О порядке допущения иностранных фирм к производству торговых операций» // СУ РСФСР. — 1923. — № 31. — Ст. 345.

7. См.: Сандовский К.К. Таможенное право. — Киев, 1974. — С. 75—76.

8. Таможенный устав СССР 1924 года // Собрание законодательства СССР. — 1925. — № 5. — Ст. 53.

М.Е. Лошкарева

Лошкарева Мария Евгеньевна — доцент кафедры конституционного и административного права Национального

исследовательского университета «Высшая школа экономики» (г. Нижний Новгород), кандидат исторических наук

E-mail: m [email protected]

Преступления против личности в средневековом валлийском праве

Статья посвящена анализу норм о преступлениях против личности в средневековом валлийском праве. Третий раздела Закона Хауэла Доброго «Книга для судей» позволяет охарактеризовать некоторые особенности уголовного права в средневековом Уэльсе. Автор пытается классифицировать преступления против личности, описываемые законом, установить, характерные черты системы наказаний и компенсаций.

The article is devoted to personal crimes in the native law of Wales — The Law of Hywel Dda. Analysis of «The justice’s test book» allows to describe some features of the criminal law in medieval Wales. The author tries to classify the crimes, punishments and penalties, typical for medieval Welsh law.

Право Уэльса в Средние века связывается с За- ла Доброго хроники датируют 904—949 годами1.

коном Хауэла Доброго (по-валлийски — Cyfrait Трудно судить о точном времени составления За-

Hywel, по-латыни — Leges Hoeli). Правление Хауэ- кона: правовые реалии этого документа ближе kXII

Вестник Нижегородской академии МВД России, 2011, № 1(14)

п

Лошкарева М.Е. Преступления против личности в средневековом валлийском праве

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.