Научная статья на тему 'Германо-белорусские экономические контакты в межвоенный период'

Германо-белорусские экономические контакты в межвоенный период Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
190
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мигун Дмитрий Адамович

В статье исследуется динамика развития германо-белорусских внешнеполитических контактов в межвоенный период. Автор анализирует участие БССР и Германии в проведении промышленных и сельскохозяйственных выставок на территории Германии и Беларуси в 20–30-х гг. ХХ ст. Исследователь на основании новых, ранее не изученных документов приходит к выводу, что на сегодняшний день в отечественной исторической литературе недостаточно полно и объективно раскрыта данная тематика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the dynamics of German-Belarusian policy affairs on the basis of newly analyzed historical documents about the participation of BSSR and Germany in the industrial and agricultural exhibitions in 1920–1930. The author has come to the conclusion that the fact found in these documents are not enough for fully analysis of the given theme.

Текст научной работы на тему «Германо-белорусские экономические контакты в межвоенный период»

52

ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА

УДК 327(430:476)(091)(043.3)

Д. А. Мигун

ГЕРМАНО-БЕЛОРУССКИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ КОНТАКТЫ В МЕЖВОЕННЫЙ ПЕРИОД

В статье исследуется динамика развития германо-белорусских внешнеполитических контактов в межвоенный период. Автор анализирует участие БССР и Германии в проведении промышленных и сельскохозяйственных выставок на территории Германии и Беларуси в 20-30-х гг. ХХ ст. Исследователь на основании новых, ранее не изученных документов приходит к выводу, что на сегодняшний день в отечественной исторической литературе недостаточно полно и объективно раскрыта данная тематика.

Введение

Белоруссия и Германия в 20-е гг. строили свои экономические и политические взаимоотношения на основе заключенного в 1922 г. Рапалльского договора. С открытием в Берлине торгового представительства Белоруссии начался новый этап в германобелорусских отношениях.

Результаты исследования и их обсуждение

Еще в октябре 1921 г. Белвнешторг - юридическое лицо, которое представляло БССР на международной арене в области внешней торговли и экономического сотрудничества, -провел переговоры с немецкой фирмой «Пфайфер и Шнайдер» о поставках товаров, необходимых для обеих сторон [1, 46]. Переговоры прошли весьма успешно и имели хорошие результаты. О взаимовыгодном характере белорусско-немецкого сотрудничества в 1921 г. свидетельствует тот факт, что немецкая фирма «Ост-Вест» также открыла в БССР свое представительство. Следующим шагом в ответ со стороны Беларуси было открытие в марте 1922 г. представительства Белвнешторга в Германии.

Торговое представительство БССР открылось в Берлине только после того, как был подписан т. н. «торговый договор» [2, 40]. Сначала в Берлин прибыл уполномоченный Наркомвнешторговли РСФСР в Германии Б. Стаменков, а потом М. Мороз, который временно выполнял функции официального представителя в Германии.

Любопытно, что в принятом ЦИК ССРБ в 1922 г. положении «О взаимоотношениях управления Уполнаркомвнешторга Белоруссии с НКВТ РСФСР» говорилось о том, что Белоруссия, находящаяся у самой границы с Западной Европой и представляющая собой важный транзитный путь для торговых сношений всей Советской Федерации с Западной Европой, особенно с Польшей и Германией, должна быть поставлена в отношении внешней торговли в исключительные условия [3, л. 13 об.]. Далее указывалось на то, что благодаря приграничному положению в Белоруссию со всех концов Федерации стекаются потребители заграничных товаров, обращающиеся в Госторгбел или непосредственно за отпуском или с заказами на ввоз из-за границы. Необходимость быстрого обслуживания клиентуры требует самостоятельности и гибкости в отношениях с иностранными контрагентами [3, л. 13 об.]. Неуклонное проведение принципа национализации внешней торговли и борьба с нарушением этого принципа приводят к необходимости создать для управления Уполнаркомвнешторга в Белоруссии такие условия, при которых оно могло бы самостоятельно, решительно и быстро проводить необходимые мероприятия. Следует отметить, что в этом положении указывается на необходимость для Белоруссии иметь собственное торговое представительство за границей, которое одно только в состоянии обеспечить надлежащее удовлетворение импортных потребностей края и наиболее выгодную реализацию его экспортных ресурсов [3, л. 14].

В марте 1922 г. Наркомвнешторг Белоруссии направил в Берлин своего полноправного представителя. Им стал Ю. В. Гольдштейн. Как следует из выписки из распоряжения по торговому представительству РСФСР в Германии № 53 от 23.05.1922 г., распоряжением СНК ССРБ товарищ Ю. В. Гольдштейн должен был представлять НКВТ Белоруссии при торговом представительстве РСФСР в Германии [4, л. 11]. Ему предоставлялось право давать поручения всем отделам торгового

ПСГОРЫЯ

53

представительства в отношении выполнения нарядов и поручений, получаемых им от НКВТ Белоруссии. Далее указывалось на то, что все отделы представительства приглашаются оказывать товарищу Гольдштейну всемерное содействие при исполнении им обязанностей представителя НКВТ Белоруссии [4, л. 11].

Из выданного ему официального документа (мандата) [4, л. 9] хорошо видны не только его полномочия, но и направленность внешней торговли Беларуссии в 20-х годах, а также его зависимость от внешнеэкономической деятельности Советской России в Германии. Так, Ю. В. Гальдштейну предоставлялось право:

- быть представителем Наркомвнешторга Белоруссии во всех без исключения учреждениях и предприятиях, находящихся на территории Германии, где этого требуют интересы дела внешней торговли;

- производить по заданиям Наркомвнешторга Белоруссии покупку и продажу в Германии товаров, вести товарообмен, руководить приемом различных прибывающих от Наркомвнешторга Белоруссии в Германию товаров и их учетом, заключать всякого рода договоры и совершать сделки по вышеуказанным операциям с предварительного согласия Наркомвнешторга Белоруссии, руководствуясь во всех своих действиях существующими декретами Советской власти, инструкциями и указаниями Наркомвнешторга РСФСР;

- открывать с разрешения Наркомвнешторга Белоруссии на территории Германии, где потребуется в интересах дела, отделения, конторы, агентства, руководить всей деятельностью открытых в Германии отделений, контор и агентств, требовать от них предоставления самых подробных отчетов, назначать с утверждения Наркомвнешторга Белоруссии управляющих отделениями, заведующих конторами и агентствами, принимать и увольнять служащих, привлекать к суду лиц, совершивших злоупотребления, отстраняя их от должности независимо от занимаемого ими поста, всякий подобный факт доводить до сведения Наркомвнешторга Белоруссии, приглашать экспертов, консультантов и образовывать комиссии из сведущих лиц для исследования и освещения различного рода вопросов;

- в случае необходимости открывать склады в Германии в местах, где это потребуется в интересах дела;

- товарищу Ю. В. Гольдштейну надлежит во всех своих действиях стоять в тесном контакте с представителем РСФСР в Германии [4, л. 9].

С посылкой в Берлин специального постоянного представителя Белвнешторга стало проводиться более тщательное изучение германского товарного рынка, стали устанавливаться более тесные деловые связи [5, 16]. В первый же месяц своей деятельности представительство Белвнешторга в Германии разместило в нескольких немецких фирмах заказы на производство товаров, необходимых белорусским предприятиям: карданных лент, металлических сеток и химических товаров. Через несколько месяцев после подписания этих соглашений Германия становится основным внешнеполитическим торговым партнером нашего государства [6, 40].

9 апреля 1923 г. российский полномочный представитель в Германии М. Крестинский вручил Ф. Эберту верительную грамоту Советской Белоруссии. По решению ЦИК БССР М. Крестинскому было поручено представлять интересы Советской Белоруссии в Германии [4, л. 1-9]. С этого момента фактически начали развиваться официальные германобелорусские отношения. Следует признать, что они изначально оформились и обрели содержание не только с помощью, но и под непосредственным руководством со стороны РСФСР [2, 40].

Наиболее значительными предметами вывоза в Германию были щетина, пушнина, кожсырье, конский волос, скипидар, смола, деготь, орехи, грибы, мясо птицы, лес [7, 229-230]. В свою очередь ассортимент импорта из Германии в Белоруссию включал машины, станки, хирургические инструменты, микроскопы, красители, ткани, проволоку, лабораторные принадлежности, сельскохозяйственные машины и оборудование, трубы, плуги, ножи, селитру, медицинские препараты и др. [6, 49].

Следует отметить, что представители деловых кругов Германии вступали в активные контакты с промышленными предприятиями и торговыми организациями Белоруссии. Во второй половине 20-х гг. Госторгбел закупала крупные партии оборудования и машин у целого ряда германских фирм для различных учреждений и организаций, промышленных предприятий и трестов Белоруссии. Д. В. Романовский считает, что число немецких фирм, налаживавших в 20-30-х гг. сотрудничество с Белоруссией, могло доходить до 200 [6, 57].

54

ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА

Из белорусских экспортно-импортных организаций наиболее активными в 20 -е гг. в торговле с заграницей, в основном с Германией, были Госторгбел, Лесбел (Государственное объединение лесной, экспортной и деревообрабатывающей промышленности), Кишпромторг (Белорусское районное отделений главной кишечной конторы Госторга наркомвнешторга СССР) и Белпищетрест [6, 57-58].

Свидетельством заинтересованности немецких фирм в торговом сотрудничестве с БССР является то, что уже в феврале 1924 г. Советская Белоруссия в числе других советских республик будущего Союза ССР была официально приглашена немецкими промышленно-торговыми кругами на проведение II-й восточно-европейской лесной ярмарки в Кенигсберге 25-28 марта 1924 г., где известные в то время белорусские торгово-промышленные организации «Лесбел» и «Западлес» демонстрировали свою продукцию [8, л. 35]. В прилагаемой программе выставки можно заметить, что на данной выставке большое внимание планировалось уделить лесопромышленной технике и вопросам организации восточно-европейской лесной промышленности. Так, планировалось:

- провести выставку деревообрабатывающих машин, инструментов и транспортных средств;

- продемонстрировать фильмы, фотографии, диаграммы новых изобретений и усовершенствований машин и технических средств для лесной промышленности и их применение;

- организовать техническое бюро, которое будет давать каждому участнику ярмарки бесплатно справки по всем техническим вопросам, связанным с устройством предприятий для обработки и выработки дерева, выбору и стоимости машин, устройству подсобных предприятий для использования древесины;

- прочитать доклады (с фильмами и диаграммами) по вопросам рациональной обработки и использования древесины;

- показать способы применения машин для эксплуатации леса и рациональной обработки, применяемые в различных странах;

- организовать выставку технических средств и предметов, необходимых для лесного хозяйства [8, л. 36].

Организаторы выставки не намеревались стимулировать торговые интересы одной из стран, а ставили перед собой задачи более широкие: организаторы имели намерение создать лесной центр, где бы периодически встречались лесопромышленники для изучения, обсуждения и разрешения вопросов, связанных с организацией и развитием лесопромышленности восточной Европы, и создать удобное место для встречи лесоэкспортеров с лесоимпортерами [8, л. 35].

26 июля 1928 г. Наркомторг БССР информировал ряд организаций (Лесбел, Госторгбел, Белщетина, Белсельсоюз, Белкоопсоюз, Белкустпромсоюз, Белсельтрест) о необходимости принять участие в проведении в г. Кенигсберге международной промышленной ярмарки 11-14.07.28 [9, л. 215]. Как указывалось в этом документе, на данной ярмарке планировалась организация особого белорусского отдела, для которого должны быть выделены из БССР необходимые экспонаты (образцы, сопровождаемые пояснениями и диаграммы, и пр.). В примерном перечне товаров для БССР, которые рекомендуются Торгпредством СССР в Германии, указываются: лесоматериалы и фанера, щетина, кишки, лекарственные травы, лен и пенька, смолопродукты, яйца, сыр, мед и др. [9, л. 215]. Далее в письме подчеркивается, что времени до открытия выставки осталось совсем мало, но участие БССР в ней является желательным в связи с возможным развитием нашего экспорта в Кенигсберг, Наркомторг просит срочно выслать в Кенигсберг (на адрес Торгпредства СССР в Германии) образцы вышеназванных и других товаров, какие могут явиться предметами нашего экспорта в Кенигсберг [9, л. 215]. Образцы должны были быть сопровождены необходимыми пояснениями, указанием ориентировочного количества, какое возможно экспортировать в 1928-29 гг., и обозначением экспортирующей или производящей организации [9, л. 215].

В этой связи очень любопытно, что в подготовленной 24 июля 1928 г. Наркомторгом информации указывается на то, что необходимо и полезно целый ряд товаров из БССР в Германию направлять исключительно в Кенигсберг [9, л. 206]. До Первой мировой войны Кенигсберг был крупным импортером русских товаров. В настоящее время, как указывалось в данном документе, хорошо оборудованные для этой цели склады в порту пустуют вследствие отсутствия экспорта из СССР. После войны был устроен элеватор с новейшим техническим оборудованием в надежде на получение российского хлеба. Кроме всего прочего, указывалось на то, что город и деловые круги в целом сильно заинтересованы в торговле с БССР [9, л. 206].

ПСГОРЫЯ

55

В данном информационном письме отмечалось, что нам с Кенигсбергом гораздо легче будет работать, чем с Берлином и Гамбургом. При крупных оборотах последних они не в состоянии уделить достаточное внимание нашим товарам. Кенигсбергское же отделение сможет уделить максимум внимания нашим товарам. В развитии торговли также сильно заинтересован и городской магистрат, представители которого обещали всяческую поддержку, что они неоднократно подчеркивали в беседах [9, л. 207]. Характерно, что председатель Торговой Палаты рекомендует БССР иметь в Кенигсберге своего коммерческого атташе. В Кенигсберге можно будет развивать продажу свиней, сала свиного, гусиного жира и др. товаров. На выставку в Кенигсберге рекомендовалось послать следующие товары: грибы сухие и маринованные, сыр, фанерные сидения, яйца, клей, желатин, скипидар, смолу, войлок, льноволокно, пеньку, картофельную муку, лесоматериалы, раки, яблочные изделия, муку, бруснику [9, л. 207-208]. В дальнейшем представители БССР неоднократно бывали на выставках в Кенигсберге [10, л. 22 об., 22 а, 259].

Заместитель заведующего Кенигсбергским отделением Торгпредства СССР в Германии

С. Я. Зингерман в своем письме от 25.05.1929 г. в Наркомторг БССР отмечал большой интерес немецких фирм, и в частности фирмы «Ф. Шихау», к возможной деловой связи с Белоруссией [10, л. 115, 115 об., 116]. Это стало прямым результатом участия представителей БССР на выставках в Кенигсберге. Фирма «Ф. Шихау» (одна из известнейших в Германии), как отмечалось в письме, была готова взять на себя доставку в Белоруссию всякого необходимого для нас оборудования на льготных условиях, включая и долгосрочный кредит. Кроме всего прочего, данная фирма предлагала устроить экскурсию с целью осмотра оборудования и условий переработки сельскохозяйственного сырья (картофеля) [10, л. 117, 117 об.].

Беларусь также приглашалась на проведение Международной Лейпцигской выставки в августе 1928 г. [9, л. 111].

В соответствии с постановлением Правительства БССР в августе 1930 г. в Минске открылась Первая Всебелорусская выставка сельского хозяйства и промышленности [11, л. 2]. В руководстве БССР считали, что данная выставка будет иметь исключительно важное значение для политической и хозяйственной жизни страны [11, л. 4]. В целях ознакомления с новейшим заграничным оборудованием, приборами и инструментами, которые могут найти полезное применение в условиях БССР, планировалось пригласить на выставку соответствующие иностранные фирмы и организации.

В письме руководства выставки, адресованном Бюро ярмарок и выставок Торгового представительства СССР в Берлине, отмечалось, что Главным выставочным комитетом для иностранных фирм были установлены нижеследующие условия:

1. За предоставление места в павильоне плата не взимается. В случае желания фирмы построить свой павильон дирекция предоставляет место.

2. Транспортировка экспонатов за счет фирм.

3. Охрана экспонатов на территории выставки за счет устроителей выставки.

4. Необходимая электроэнергия за счет устроителей выставки.

5. Монтаж экспонатов за счет фирм. Допускается приезд иностранных монтеров.

6. Страховка экспонатов в пути за счет фирм, на территории выставки - за счет устроителей выставки.

7. Пошлинами экспонаты не облагаются.

8. Гарантии на продажу экспонатов не выдаются. В случае продажи экспонатов фирмам возвращаются расходы по транспортировке и страховке и одновременно товар облагается установленной законом пошлиной [11, л. 16].

В обращении Торгового представительства СССР в Берлине, адресованного крупнейшим немецким фирмам, по поводу участия в проведении Первой Всебелорусской выставки сельского хозяйства и промышленности указывалось на то, что выставка охватывает следующие отрасли промышленности:

1. Сельскохозяйственные машины по определенному выбору.

2. Машины для механизации обработки продуктов сельскохозяйственного сырья: льна, конопли, пера, пуха, щетины и т. п.

3. Мелкодорожные строительные машины.

4. Механизация лесной промышленности.

5. Молочное хозяйство.

6. Борьба с вредителями в сельском хозяйстве.

7. Инкубаторы.

8. Машины и аппараты для мелкой промышленности [11, л. 79-81].

56

ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА

Следует отметить, что на обращение Торгового представительства СССР в Берлине в адрес Главного выставочного комитета Первой Всебелорусской выставки сельского хозяйства и промышленности в Минск поступили многочисленные запросы от немецких фирм, предлагавших гораздо более широкий ассортимент оборудования, чем планировали устроители.

Так, в письме Общества с ограниченной ответственностью «Зейт-Верке» от 28.04.1930 г. указывалось, что они хотели бы выставить оборудование по следующим отраслям:

1. Машины подвального хозяйства, а также машины для других отраслей питьевой промышленности.

2. Машины и аппараты для производства безалкогольных виноградных и яблочных соков (переработка плодов).

3. Машины для молочного хозяйства. Полный набор новейших машин большой и средней производительности для мойки, разливки и укупорки бутылок. Обеспложивающий фильтр для воды для производства обеспложенной воды для промывки масла [11, л. 138-139].

В письме Торгового представительства СССР в Берлине в адрес Главного выставочного комитета Первой Всебелорусской выставки сельского хозяйства и промышленности от 10.04.1930 г. указывалось, что 4 немецкие фирмы заявили о своем согласии принять участие в проведении выставки. Это: «Зейц-Верке», «Грушвиц», «Саториус-Верке», «Кремат-Верк». 12 фирм еще не сообщили о своем решении [11, л. 137, 137 об.].

Но некоторые немецкие фирмы отказались от участия в выставке. Это: «Фрембс и Фрейданберг», «Агра-Машиненфабрик», «Зименс и Хальске», «Езеф Фегеле», «Рудольф Вернике Хейлигенбейль Остпрейсен» [11, л. 137]. По мнению Д. В. Романовского, сказывался отрицательный рост антисоветских настроений в Германии, а также недовольство немецкой стороны жесткой таможенной политикой, коррупцией и ростом бюрократических препятствий во внешнеторговых ведомствах и аппарате СССР, в том числе в Белоруссии [6, 62]. Первая Всебелорусская выставка сельского хозяйства и промышленности прошла все же успешно и показала реальные достижения БССР за 10 лет советской власти.

Итогом военно-политического и экономического развития РСФСР, УССР, ЗСФСР и БССР стало объединение их в единый союз. 30 декабря 1922 г., в результате создания СССР, БССР вошла в этот союз. Любопытно то, что республики еще до подписания союзного договора пытались сохранить хотя бы формально свое присутствие и представительства при союзных полпредствах и торгпредствах. Однако это вызвало активное неприятие со стороны И. В. Сталина, Г. В. Чичерина, М. М. Литвинова. Особенно они возражали против создания постоянного органа при НКИД РСФСР. В начале 20-х годов БССР фактически напрямую зависела от той политики, которая вырабатывалась в Москве. Самостоятельные шаги БССР на международной арене, в том числе и в отношениях с Германией, такой политикой не предусматривались. Наоборот, они прямо контролировались и даже регламентировались вплоть до мельчайших деталей со стороны Управления уполномоченных Наркомата иностранных дел СССР при правительстве БССР. Наша республика просто не могла расширять сотрудничество с Веймарской Германией, так как не имела самостоятельной внешней и культурной политики [2, 44]. И именно этот фактор обусловил игнорирование БССР на внешнеполитической арене со стороны Германии, предпочитавшей налаживать отношения прежде всего с РСФСР.

Выводы

- С открытием в 1922 г. представительства Белвнешторга в Германии у Беларуси появилась возможность более активно налаживать экономическое сотрудничество с немцами.

- На протяжении 20-х гг. БССР регулярно приглашалась немецкой стороной для проведения международных промышленных выставок на территории Германии.

- В начале 20-х гг. БССР фактически была лишена самостоятельности на международной арене, в том числе и в отношениях с Германией. Вся внешнеполитическая деятельность Беларуси мощно контролировалась и даже регламентировалась полностью со стороны Управления уполномоченных Наркомата иностранных дел СССР при правительстве БССР.

- Вхождение Белоруссии в состав СССР и передача функций от наркома иностранных дел БССР к НКИД РСФСР вызвало ограничение отношений Белоруссии и Германии.

ГІСТОРЫЯ

57

Литература

1. Ермаловіч, В. З гісторыі беларуска-нямецкага грамадскага супрацоўніцтва ў 20-х гадах ХХ стагоддзя / В. Ермаловіч // Беларуска-нямецкае грамадска-культурнае ўзаемадзеянне: гісторыя, сучасныя перспектывы : зб. арт. / гал. рэд. Л. Кулатата. - Мінск : ННАЦ імя Ф. Скарыны, 1996. - Беларусіка = Albaruthenica : кн. 7. - С. 46-52.

2. Космач, В. А. Палітыка Рапала і беларуска-германскія гаспадарча-эканамічныя, навукова-тэхнічныя і культурныя сувязі ў 1922-1932 гг.: стан, праблемы і вопыт / В. А. Космач // Беларуска-нямецкае грамадска-культурнае ўзаемадзеянне: гісторыя, сучасныя перспектывы : зб. арт. / гал. рэд Л. Кулатата. -Мінск : ННАЦ імя Ф. Скарыны, 1996. - Беларусіка = Albaruthenica : кн. 7. - С. 39-46.

3. Приказы Наркомвнешторга РСФСР, соглашение между СНК РСФСР и БССР по вопросам внешней торговли, проект положений об Уполномоченном Наркомвнешторга РСФСР при СНК БССР, представительствах правления Госторгбела и его местных органов при Торговых представительствах РСФСР, Государственном транспортном тресте // Национальный архив Республики Беларусь. - Ф. 126 (Управление Уполнаркомвнешторга СССР при СНК БССР. 1921-1936 гг.). - Оп. 1. - Д. 84.

4. Мандат Полномочного представителя Управления Уполнаркомвнешторга СССР при СНК БССР в Германии Гольштейна Ю. В., удостоверения, выданные частным лицам на право заготовки товаров за пределами БССР // Национальный архив Республики Беларусь . - Ф. 126 (Управление Уполнаркомвнешторга СССР при СНК БССР. 1921-1936 гг.). - Оп. 1. - Д. 92.

5. Внешняя торговля ССР Белоруссии. Обзор деятельности Белорусского областного управления НКВТ и Государственной импортно-экспортной торговой конторы «Госторгбел» за 1921-23 гг. - Минск : Издание Белорусского областного управления, 1924. - 32 с.

6. Космач, В. А. Советская Беларусь и Германия в 1917-1932 гг.: кампания солидарности, торговли, культурный обмен (уроки истории для современности) / В. А. Космач, Д. В. Романовский. -Витебск : Изд-во ВГУ им. П. М. Машерова, 2001. - 156 с.

7. Внешняя торговля СССР за период 1918-1927/28 гг. Статистический обзор / под ред. А. П. Винокура и С. Н. Бакулина. - Л.-М. : СНАПКООПГИЗ, 1931. - 848 с.

8. Циркуляры Наркомвнешторга и Народного комиссариата по иностранным делам (НКИД) СССР, положения о порядке выдачи уполномоченными Наркомвнешторга СССР заграничных служебных паспортов и разрешений на выезд за границу, об отделе государственной хлебной инспекции Наркомтруда СССР и его местных органах, проекты должностных инструкций директора-распорядителя Госторгбела, штатное расписание Управления Уполнаркомвнешторга СССР при СНК БССР, утверждено СНК БССР 9 июня 1924 г., Программа 2-й восточно-европейской ярмарки в г. Кенигсберге (25-28 марта 1924 г.) // Национальный архив Республики Беларусь. - Ф. 126 (Управление Уполнаркомвнешторга СССР при СНК БССР. 1921-1936 гг.). -Оп. 1. - Д. 129.

9. Переписка с торговыми представительствами СССР за границей об экспорте товаров // Национальный архив Республики Беларусь. - Ф. 117 (Народный комиссариат по внутренней торговле БССР. Народный комиссариат внешней и внутренней торговли БССР. Народный комиссариат торговли БССР). - Оп. 1. - Д. 538.

10. Постановления, приказы, циркуляры Наркомторга БССР и переписка с Наркомторгом СССР, торговыми организациями Белоруссии и торгпредствами за границей об экспорте и импорте товаров, назначении представителей и командировках сотрудников за границу и другим вопросам // Национальный архив Республики Беларусь. - Ф. 117 (Народный комиссариат по внутренней торговле БССР. Народный комиссариат внешней и внутренней торговли БССР. Народный комиссариат торговли БССР). - Оп. 1. - Д. 534.

11. Список экспонатов, сельхозмашин и инвентаря, переписка с заграничными организациями // Национальный архив Республики Беларусь. - Ф. 50 (Всесоюзная сельскохозяйственная и промышленная выставка 1929-1930 гг.). - Оп. 1. - Д. 87.

12. Ковалева, Л. В. Внешнеполитическая деятельность Советской Белоруссии в 1914-1929 гг. : автореф. ... дис. канд. истор. наук : 07.00.02 / Л. В. Ковалева ; Институт истории АН БССР. - Минск, 1993. - 27 с.

Summary

The article deals with the dynamics of German-Belarusian policy affairs on the basis of newly analyzed historical documents about the participation of BSSR and Germany in the industrial and agricultural exhibitions in 1920-1930. The author has come to the conclusion that the fact found in these documents are not enough for fully analysis of the given theme.

Поступила в редакцию 26.01.09.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.