Научная статья на тему 'Нормативно-правовое регулирование менеджмент-образования в высших учебных заведениях физической культуры'

Нормативно-правовое регулирование менеджмент-образования в высших учебных заведениях физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
297
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МЕНЕДЖМЕНТ-ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / HIGHER EDUCATION / MANAGEMENT-EDUCATION / THE EDUCATIONAL STANDARD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кумпен Дмитрий Андреевич

В настоящее время развитие высшего профессионального образования в России в области менеджмента определяется такими тенденциями как обновление реализуемых образовательных программ, переход на двухуровневую систему подготовки выпускников (бакалавриат магистратура), введение балльно-рейтинговой оценки знаний и др. В этой связи особое значение имеет трансформация государственных образовательных стандартов, являющихся федеральной нормой качества и определяющих совокупность требований к подготовке специалистов в этой сфере. В статье проанализированы особенности структуры и содержания стандартов менеджмент-образования трех поколений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кумпен Дмитрий Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Law regulation of management-education in higher educational institutions of physical culture

Now days the development of the higher professional education in Russia in the field of management is defined by such tendencies as updating of educational programs, transition to two-level system (a bachelor degree a magistracy), introduction of a rating estimation of knowledge, etc. In this connection special value has transformation of the state educational standard as federal norm of quality and requirements to preparation of specialists in this sphere. In the article features of structure and the maintenance of managementeducation standards of three generations are analyzed.

Текст научной работы на тему «Нормативно-правовое регулирование менеджмент-образования в высших учебных заведениях физической культуры»

ного совета вуза и требуют формирования компетенций для профессиональной деятельности в конкретной сфере.

ЛИТЕРАТУРА

1. Проект федеральных государственных образовательных стандартов по направлению физическая культура / Нац. Гос. ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. - СПб. : [б.и.], 2008. - 51 с.

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕНЕДЖМЕНТ-ОБРАЗОВАНИЯ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ

КУЛЬТУРЫ

Дмитрий Андреевич Кумпен, аспирант,

Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург,

(НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

В настоящее время развитие высшего профессионального образования в России в области менеджмента определяется такими тенденциями как обновление реализуемых образовательных программ, переход на двухуровневую систему подготовки выпускников (бакалавриат -магистратура), введение балльно-рейтинговой оценки знаний и др. В этой связи особое значение имеет трансформация государственных образовательных стандартов, являющихся федеральной нормой качества и определяющих совокупность требований к подготовке специалистов в этой сфере. В статье проанализированы особенности структуры и содержания стандартов менеджмент-образования трех поколений.

Ключевые слова: высшее образование, менеджмент-образование, образовательный стандарт.

LAW REGULATION OF MANAGEMENT-EDUCATION IN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF PHYSICAL CULTURE

Dmitry Andreevich Kumpen, the post-graduate student Lesgaft national state university of physical education, sport and health, St.-Petersburg

Abstract

Now days the development of the higher professional education in Russia in the field of management is defined by such tendencies as updating of educational programs, transition to two-level system (a bachelor degree - a magistracy), introduction of a rating estimation of knowledge, etc. In this connection special value has transformation of the state educational standard as federal norm of quality and requirements to preparation of specialists in this sphere. In the article features of structure and the maintenance of management- education standards of three generations are analyzed.

Keywords: higher education, management-education, the educational standard.

К числу основных нормативно-правовых документов, устанавливающих требования к структуре и содержанию высшего профессионального образования относятся государственные образовательные стандарты (ГОС ВПО). Образовательные стандарты определяют название направления и специальности, квалификацию выпускника, срок обучения по полной программе подготовки, дифференциацию основных видов обучения, объемные соотношения циклов, комплекс обязательных дисциплин, объем учебного времени, выделяемого для практики, каникул и контрольных мероприятий [4]. Классификатор направлений и специальностей высшего профессионального образования был утвержден приказом Госкомвуза России от 05.03.94 № 180, в соответствие с которым вводились следующие образовательные программы в области менеджмента: (см. табл.)

Таблица

Классификатор направлений и специальностей высшего профессионального об_______________________разования в области менеджмента________________________

Код Год принятия Направление (специальность) Квалификация

060000 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

061100 1996 Менеджмент Специалист

061200 1996 Менеджмент в социальной сфере Специалист

061000 1995 Государственное и муниципальное управление Специалист

061500 1995 Маркетинг Специалист

062000 Антикризисное управление Специалист

060800 1995 Экономика и управление на предприятии Специалист

520000 ГУМАНИТАРНЫЕ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

521500 1993 Менеджмент Бакалавр, Магистр

Менеджмент-образование уже в 1990-е годы включало возможность подготовки как по программе специальностей, регламентировавших 5-летний срок обучения с присвоением квалификации специалист - менеджер, так и по двухуровневой системе подготовки (4+2 года) с присвоением академической степени бакалавр-магистр. Направление или специальность высшего образования представляет собой совокупность знаний, представлений, умений и навыков выпускника, приобретенных в процессе обучения по основным профессиональным образовательным программам высшего образования и обеспечивающих возможность определенного вида профессиональной деятельности в соответствии с присваиваемой квалификацией. В отличие от специальности высшего образования направление обеспечивает специалисту более широкую область профессиональной деятельности [5]. Данные образовательные программы относились к стандартам первого поколения, характеризовавшиеся следующей структурой: 1) общая характеристика специальности (нормативный срок освоения образовательно-профессиональной программы при очной форме обучения, характеристика сферы и объектов профессиональной деятельности менеджера, виды профессиональной деятельности); 2) требования к уровню подготовленности лиц, успешно завершивших обучение; 3) обязательный минимум содержания образовательной программы.

Сравнительный анализ структурных элементов государственных образовательных стандартов первого поколения в области менеджмента выявил их следующие характерные особенности: область профессиональной деятельности определялась как осуществление определенных управленческих функций (обеспечение рационального управления, функционирования маркетинговой службы, анализ функционирования организационных подразделений систем управления и др.); в качестве объектов профессиональной деятельности выступали предприятия и организации различных форм собственности, органы государственной власти, а также отрасли материального и нематериального производства; виды профессиональной деятельности определись назначением и местом выпускника в системе управления, и охватывали широкий спектр реализуемых профессиональных функций; уровень подготовленности специалистов включали в себя, с одной стороны, общие требования к образованности специалиста, а с другой - требования к реализации знаний и умений в практической профессиональной деятельности по каждому циклу входящих в учебный план дисциплин.

В 1996г. был разработан и опубликован проект концепции обновления образовательных стандартов. Во втором поколении стандартов, принятых в 2000г., появились новые программы высшего профессионального образования в области менедж-

мента - специальности - Информационный менеджмент и 062100 - Управление персоналом. В новых стандартах был сохранен функциональный подход к определению области профессиональной деятельности. В структуру стандартов второго поколения входили следующие разделы: общая характеристика направления подготовки или специальности, требования к уровню подготовки абитуриента, общие требования к основной образовательной программе, требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы; сроки освоения основной образовательной программы; требования к разработке и условиям реализации программы; требования к кадровому, учебно-методическому и материально-техническому обеспечению учебного процесса; требования к организации практик; требования к профессиональной подготовленности выпускника; требования к итоговой государственной аттестации (выпускной квалификационной работе и к государственному экзамену). По составу и содержанию дисциплин в стандартах менеджмент-образования произошла следующая трансформация: изменение дидактического наполнения дисциплин (теория организации, муниципальное управление и др.); укрупнение (объединение) дисциплин (теория управления); введение новых дисциплин (документационное обеспечение управления, гражданское право, административное право, трудовое право).

Вхождение России в Болонский процесс предопределило введение новой системы стандартизации высшего профессионального образования и переход на стандарты третьего поколения, характерными особенностями которых являются компетентно-стный подход (способность применять знания и умения для успешной профессиональной деятельности), введение балльно-рейтинговой оценки знаний, а также обновление реализуемых образовательных программ [6]. В рамках укрупненной группы “Экономика и управление (Менеджмент)”, объединяющей все образовательные программы, относящиеся к данной образовательной области, дифференцируется направление подготовки “Менеджмент” как совокупность образовательных программ, интегрированных на основании общности фундаментальной и общепрофессиональной подготовки. Направление включает в себя профили, определяющие программы более узкой образовательной и профессиональной направленности, к числу которых относятся: “Менеджмент организации”, “Экономика и управление на предприятии (по отраслям), “Антикризисное управление”, “Государственное и муниципальное управление”, “ Управление персоналом”, “Логистика”, “Информационный менеджмент”. Опубликованный в 2008г. проект стандарта подготовки по направлению “Менеджмент” предусматривает его следующую структуру: область применения, общая характеристика направления подготовки (уровни профессионального образования, область и объекты профессиональной деятельности выпускника), характеристика профессиональной деятельности бакалавра (виды и задачи профессиональной деятельности), цели подготовки бакалавра и магистра ( в области обучения и воспитания личности), требования к результатам освоения, структуре и условиям реализации образовательных программ [2].

Основной отличительной особенностью стандартов третьего поколения в области менеджмента явился переход исключительно на двухуровневую систему подготовки (бакалавр-магистр). Поскольку бакалавриат предполагает общую подготовку без деления на специализации, то магистерские дисциплины отражают специфику управленческой деятельности в различных сферах материального и духовного производства. Магистратура направлена на получение студентами более углубленных профессиональных знаний, умений и навыков по профилю направления подготовки в области менеджмента - уточняет вид и объект деятельности, а также технологии, формирующие компетентность выпускника [3].

В настоящее время более 380 вузов России реализуют разнообразные программы высшего профессионального образования в области менеджмента[1]. Многие российские вуза физической культуры осуществляют подготовку специалистов в области спортивного менеджмента. В этой связи важное значение имеет формирование про-

фессиональных и специальных компетенций выпускников с учетом сферы их дальнейшего трудоустройства в соответствие с классификатором профессий, по которым могут быть трудоустроены бакалавры и магистры менеджмента в спорте. Эти компетенции формируются содержанием вариативной части профессионального цикла, организацией практик, а также выбором соответствующей тематики выпускных квалификационных работ. Именно профессионализация подготовки является основой формирования квалифицированных специалистов, сочетающих высокий уровень общетеоретических знаний с конкретными требованиями управления в сфере физической культуры и спорта.

ЛИТЕРАТУРА

1. Коротков, Э.М. Управление качеством образования : учебное пособие для вузов / Э.М. Коротков. - М. : Академический Проект : Мир, 2006. - 116 с.

2. Проект федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению “Менеджмент”. Уровень подготовки “Бакалавр”. - М. : Государственный университет управления, 2008. - 19 с.

3. Проект федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению “Менеджмент”. Уровень подготовки “Бакалавр”. - М. : Государственный университет управления, 2008. - 22 с.

4. Об образовании : закон Рос. Федерации с изменениями и дополнениями на 10.09.2005 г. // ОвД. Межведомственный информационный бюллетень. - 2005. - № 26. - С. 10-65.

5. Федеральный закон Российской Федерации № 125 - ФЗ от 22 августа 1996г. “О высшем и послевузовском профессиональном образовании” // Справочно-правовая система «Консультант +».

6. Федеральный закон Российской Федерации от 24 октября 2007г. № 232-Ф3 “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования)” // Справочноправовая система «Консультант +».

НАРУШЕНИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ В ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ ПРИ ПАТОЛОГИИ СОСУДОВ ГОЛОВНОГО МОЗГА

Людмила Павловна Лассан, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, профессор,

Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена (РГПУ),

Санкт-Петербург

Аннотация

Проведен анализ нейропсихологического исследования 117 больных школьного возраста от 7 до 18 лет с патологией сосудов головного мозга и 119 успешных школьников 1-10 классов. Установлены влияние фактора латерализации патологии на психические функции и зависимость нарушений от пола и возраста пациента.

Ключевые слова: психические функции, дети школьного возраста, патология сосудов головного мозга, латерализация и локализация патологии, половые различия.

DISTURBANCE OF МENTAL FUNCTIONS OF SCHOOL AGE CHILDREN WITH

VASCULAR PATHOLOGY

Lyudmila Pavlovna Lassan, the candidate of psychological sciences, the senior scientific

employee, the professor,

The Russian state pedagogical university it. A. I. Gertsena,

St.-Petersburg

Abstract

The analysis of neuropsychological investigations of 117 patients from 7 to18 years old with

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.