Научная статья на тему 'Компетентностный подход в образовании как новая форма подготовки специалистов пищевых отраслей'

Компетентностный подход в образовании как новая форма подготовки специалистов пищевых отраслей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
48
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / БАКАЛАВР / МАГИСТР / MASTER'S DEGREE / ОБУЧЕНИЕ / TRAINING / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / COMPETENCE / КАФЕДРА / УНИВЕРСИТЕТ / UNIVERSITY / BACHELOR'S DEGREE / INSTITUTE/COLLEGE DEPART-MENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Данилов М.Б., Забалуева Ю.Ю., Лескова С.Ю., Гомбожапова Н.И.

Статья посвящена реструктуризации высшего профессионального образования и новой форме подготовки специалистов пищевых отраслей. Рассмотрены вопросы компетентностного подхода в подготовке специалистов как ключевого элемента новизны образовательных стандартов третьего поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Competence-wise education approach to food industry professionals training

The article presents the restructuring of higher education and a new form of education for preparing the specialists for food industries. It also deals with the questions of competence-based approach in education as a key of novelty of educational standards of the third generation.

Текст научной работы на тему «Компетентностный подход в образовании как новая форма подготовки специалистов пищевых отраслей»

аз ДЛ/J ОТО

*1

УДК 378.147:664

Компетентностный подход в образовании

как новая форма подготовки специалистов пищевых отраслей

М.Б. Данилов, д-р техн. наук, профессор, Ю.Ю. Забалуева, канд. техн. наук, доцент, С.Ю. Лескова, канд. техн. наук, доцент, Н.И. Гомбожапова, канд. техн. наук, доцент Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления

Развитие отечественного образования непосредственно связано с интеграцией России в глобальное образовательное пространство. Надо признать, что за последние годы достигнуты значительные результаты в разработке моделей и технологий инновационного обучения студентов инженерного профиля.

Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) в области пищевых технологий II поколения были построены на базе квалификационной модели специалиста и достаточно жестко привязаны к объекту и предмету труда. Однако в новых ФГОС ВПО предусмотрен переход от квалификационной модели к компетентност-

Ключевые слова: образование; бакалавр; магистр; обучение; компетентность; кафедра; университет.

Key words: education; bachelor's degree; master's degree; training; competence; institute/college department; university.

ной. В ряде западноевропейских систем профессионального образования и подготовки принято выражение «обучение на основе компетенций». В российской же образовательной системе укоренился термин «компетентностный подход» [1, 2, 3]. Как показывает анализ литературных данных, именно этот термин употребляется в официальных документах, в том числе в Федеральной це-

левой программе развития образования на 2006-2010 гг. и в Плане мероприятий по реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации на 2005-2010 гг.

В настоящее время на кафедре «Технология мясных и консервированных продуктов» Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления ведется работа по подготовке изменений структуры и содержания учебных планов и рабочих программ отдельных дисциплин в контексте трактовки компетентности. Сегодня на кафедре осуществляется подготовка инженеров по двум специальностям: «Технология мяса и мясных продуктов» и «Технология консервов и пи-щеконцентратов». В 1993 г. кафедрой был произведен первый набор бакалавров по направлению «Технология продуктов питания», обучающихся по двухуровневой системе. После четырех лет обучения бакалавры, как правило, продолжают учебу на одной из специальностей кафедры или в магистратуре, где реализуются две специализированные магистерские программы.

С 2011 г. кафедра проводит подготовку только бакалавров и магистров по утвержденным стандартам нового поколения. Новая форма подготовки специалистов будет осуществляться по двум направлениям:

NEW TRAINING FORMS FOR FOOD INDUSTRY PROFESSIONALS

«Продукты питания из растительного сырья (профиль «Технология консервов и пищеконцентратов») и «Продукты питания животного происхождения» (профили «Технология мяса и мясных продуктов», «Технология рыбы и рыбных продуктов»).

В связи с этим нами выполнен предварительный анализ ФГОС ВПО по указанным двум направлениям подготовки бакалавров и магистров. Анализ проводили как на основе образовательной парадигмы, где модель выпускника будет выглядеть как совокупность компетенций, относящихся к той или иной стороне личности, так и в рамках другой образовательной парадигмы, согласно которой основная цель профессионального образования - «подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля». Каждая образовательная парадигма предполагает различные виды компетенций: в первом случае - готовность к научному, системному познанию мира; готовность к общественно одобряемой продуктивной деятельности, а также готовность и стремление познавать и совершенствовать самого себя, в другом -компетентность в узкой (специальной) области профессиональной деятельности; компетентность в широкой (инвариантной к разным специальностям) области профессиональной деятельности; компетентность в общенаучной сфере, служащей базой соответствующей профессии; компетентность в сфере социальных отношений и аутопсихологическая компетентность, готовность к критической самооценке, постоянному повышению квалификации.

Так, образовательный стандарт по направлению «Продукты питания из растительного сырья» целью в области обучения ставит «формирование универсальных, профессиональных и предметно-специализированных компетенций, а другое направление подготовки - «Продукты питания животного происхождения» указывает, что выпускник должен «обладать универсальными и предметно-специализированными компетенциями». Присутствие разного количества групп компетенций, которые преследует каждый стандарт, уже вызывает недоумение. Кроме того, непонятно, что вкладывали разработчики в понятия «профессиональные» и «предметно-специализированные» компетенции. Хотя очевидно, что из трех наиболее известных типов классификаций компетенций (предложенной в стандартах подготовки бакалавров и магистров по специальностям, примененная в

проекте TUNING и совмещающая оба типа классификаций) можно выделить две группы: общие (универсальные, ключевые, надпрофессио-нальные); предметно-специализированные (профессиональные).

Таким образом, понятно, что обе группы компетенций соотносятся с двумя рядами требований: требованиями к академической подготовленности и требованиями к профессиональной подготовленности. Конечно, состав компетенций, как отмечают многие специалисты, по направлению подготовки должен быть инвариантным для всех профилей направления и вариантным для каждого.

Многие исследователи отмечают, что существует концептуально-методологическая проблема - это разведение понятий «результаты образования», «компетенции» и «цели образования». Анализ разделов «Требования к результатам освоения основных образовательных программ подготовки» бакалавров и магистров соответственно также выявил ряд существенных различий как по структуре, так и по содержанию состава компетенций.

Нет сомнения, что компетентност-ный подход составляет ключевой элемент новизны образовательных стандартов третьего поколения и является одним из главных принципов их реализации. Однако отечественное высшее образование имеет огромный опыт построения квалификационных моделей и этот опыт не должен быть утрачен, а наоборот, его нужно активно использовать в реализации компетентностного подхода как при разработке учебных планов направлений подготовки, так и рабочих программ отдельных дисциплин.

Так, при формировании учебного плана направления «Продукты питания растительного происхождения» профиля «Технология консервов и пищеконцентратов» для бакалавров предусмотрено изучение основной дисциплины в соответствии с названием профиля, а также дисциплин по хранению плодов и овощей, холодильной технологии, сушке, микробиологии пищеконцентратов и консервированных плодов и овощей и др. В учебном плане, разработанном для профилей «Технология мяса и мясных продуктов» и «Технология рыбы и рыбных продуктов», основной дисциплиной также является технология мясных и рыбных продуктов соответственно. Кроме этих дисциплин большое количество часов отводится на изучение курсов по проектированию промышленных

предприятий, стандартизации и сертификации, микробиологии продуктов животного происхождения.

Учебный план основной образовательной программы (ООП) подготовки магистров по специализированной программе «Технология продуктов длительного хранения», кроме дисциплин профессионального цикла, предусматривает изучение курсов: научные основы производства продуктов длительного хранения, современные способы и средства обеспечения качества и безопасности продуктов длительного хранения и технология продуктов длительного хранения функционального назначения. Реализация учебного плана по программе «Биотехнология продуктов лечебного, специального и профилактического питания» направления «Продукты питания животного происхождения» предусматривает освоение таких дисциплин, как «Технология продуктов функционального назначения», «Качество и конкурентоспособность пищевых продуктов», «Экологическая безопасность продуктов животного происхождения» и др.

Таким образом, реализация учебных планов ООП подготовки бакалавров по профилям кафедры «Технология мясных и консервированных продуктов» Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления, а также магистров по специализированным магистерским программам: «Технология продуктов длительного хранения» и «Биотехнология продуктов лечебного, специального и профилактического питания» позволит выпускникам быстро адаптироваться к социально-экономическим изменениям общества и эффективно реализовать компетенции в условиях производства.

ЛИТЕРАТУРА

1. Байденко, В.И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения/В.И Байденко//Методическое пособие. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. - 72 с.

2. Байденко, В.И. Компетенции в профессиональном образовании (К освоению компетентностного подхо-да)/В.И Байденко//Высшее образование в России. - 2004. - № 11. - С. 3-13.

3. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования/И.А. Зимняя//Выс-шее образование сегодня. - 2003. -№ 5. - С. 34-42.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.