Научная статья на тему 'Формирование профессиональных компетенций при подготовке технологов рыбоперерабатывающих производств'

Формирование профессиональных компетенций при подготовке технологов рыбоперерабатывающих производств Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
89
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОДНЫЕ БИОЛОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ / WATER BIOLOGICAL RESOURCES / ТЕХНОЛОГИЯ ГИДРОБИОНТОВ / TECHNOLOGY OF AQUATIC ORGANISMS / ПРОФИЛЬ ПОДГОТОВКИ / SKILLS PROFILE / БАКАЛАВРИАТ / КОМПЕТЕНЦИИ / EXPERTISE / BACHELOR'S PROGRAMME

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ким И. Н., Лисиенко С. В.

Для подготовки специалистов для рыбоперерабатывающих предприятий в рамках направления «Продукты питания животного происхождения» предусмотрен профиль «Технология рыбы и рыбных продуктов». В названии данного профиля видовой состав промысловых гидробионтов отражен не полностью, поскольку рыбы являются только частью, хотя и составной, водных биологических ресурсов. С целью соответствия специфики подготовки кадров сути их последующей профессиональной деятельности разработан профиль «Продукты питания из водных биологических ресурсов» уровней бакалавриата и магистратуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ким И. Н., Лисиенко С. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Forming professional competencies in the course of training process engineers for the fish processing enterprises

For the purpose of specialists training for the fish-processing enterprises special field «Foodstuff of animal origin» covers the skills profile «Fish and fish products technology». The name of the abovementioned skills profile doesn't completely reflect the species composition of commercial aquatic organisms, because fish is only a part even if a component part of water biological resources. In an effort to make specific training of human resources suitable for the main point of their future professional occupation there was developed a skills profile «Foodstuff made of water biological resources» for the Bachelor and Master Degree Programs.

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональных компетенций при подготовке технологов рыбоперерабатывающих производств»

НОВЫЕ ФОРМЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ ОТРАСЛИ

ТЕМА НОМЕРА Щ

УДК 378.14+639.2

Формирование

профессиональных

компетенций

при подготовке технологов

рыбоперерабатывающих

производств

И.Н. Ким, канд. техн. наук, профессор, С.В. Лисиенко, канд. экон. наук, доцент Дальневосточный государственный технический рыбохозяйственный университет, г. Владивосток

В настоящее время экономика РФ остро нуждается в специалистах, готовых самостоятельно работать с пакетами современных технологий в изменяющихся внешних условиях. Однако российская высшая школа продолжает по инерции готовить специалистов простых технологий и не развивает у них в процессе обучения способности креативных менеджеров [1, 5, 6].

Сложившаяся ситуация начинает негативно сказываться на темпах развития экономики страны и требует кардинальной и быстрой перестройки существующих форм и методов подготовки кадров в вузе, поскольку при спокойном периоде

Сегодня направление «Продукты питания животного происхождения» с профилем подготовки «Технология рыбы и рыбных продуктов» по-прежнему остается базовой для рыбоперерабатывающей промышленности.

проведения реформ высшей школы, например, в течение 10-15 ближайших лет, дефицит высококвалифицированных специалистов будет только нарастать и может достичь катастрофических размеров.

Переход отечественного высшего профессионального образования (ВПО) на уровневую систему обучения имеет одной из своих целей -подготовку конкурентоспособных специалистов, удовлетворяющих рынку труда. В этой системе бакалавриат и магистратура рассматриваются в качестве самостоятельных образовательных уровней ВПО. Предполагается, что бакалавриат обеспечивает базовую фундаментальную подготовку, а магистрату-

Ключевые слова: водные биологические ресурсы; технология гидроби-онтов; профиль подготовки; бакалавриат; компетенции.

Key words: water biological resources, technology of aquatic organisms, skills profile, Bachelor's programme, expertise.

ра - углубленную специализированную подготовку. При этом подготовка бакалавров направлена на обеспечение массовой потребности промышленности в работниках среднего управленческого звена, а магистрами будет формироваться высшая структура управления производством [4].

Введение широкой бакалаврской программы с последующей специализацией в магистратуре соответствует быстро изменяющимся условиям рынка труда, особенно в рыбо-хозяйственной отрасли, отличительные особенности которой: нестабильная промысловая обстановка, сезонность промысла, географическая разобщенность районов добычи, мест производства и массового потребления готовой продукции.

В соответствии с действующим перечнем подготовки специалистов ВПО для нужд рыбной отрасли по направлению 260200 «Продукты питания животного происхождения» уровней бакалавриата и магистратуры осуществляется подготовка по профилю «Технология рыбы и рыбных продуктов» [4].

В течение всего прошлого века вплоть до перехода системы ВПО на уровневую подготовку специальность «Технология рыбы и рыбных продуктов» была одной из базовых в рыбохозяйственных вузах и основной для рыбоперерабатывающей отрасли, поскольку обеспечивала продовольственную безопасность стра-

ны и восполнение дефицита полноценного белка и некоторых макро- и микронутриентов.

Сегодня направление «Продукты питания животного происхождения» с профилем подготовки «Технология рыбы и рыбных продуктов» по-прежнему остается базовой для рыбоперерабатывающей промышленности, а востребованность выпускников данного направления подготовки имеет устойчивую тенденцию к росту. Это связано с более глубоким осознанием условий и перспектив устойчивого развития и стабильности предприятий рыбного бизнеса в условиях динамично развивающейся экономики, основанных на комплексном сочетании активной добычи сырья с его эффективной переработкой. За последнее десятилетие в рыбоперерабатывающей отрасли произошли кардинальные изменения технологий промышленной переработки гидробионтов в связи с вовлечением в производственный процесс практически всего видового состава водных биологических ресурсов и глубокой переработкой некоторых видов сырья. Фактически произошла технологическая революция в создании принципиально новых подходов к использованию и переработки гидробионтов, побудительными факторами которой стал ряд объективных причин.

В последние десятилетия повсеместно возросла популярность и уровень потребления различных гидро-бионтов. Это, прежде всего, относится к продуктам из нерыбных объектов промысла, благодаря их пищевой и биологической ценности, а также уникальным органолептическим свойствам. Поэтому гидробионты входят в перечень наиболее привлекательных объектов международной торговли, особенно если она имеет низкую степень обработки.

Кроме того, одна из важнейших особенностей рыночной экономики - быстрая смена технологий и сокращение длительности технологического цикла пищевых изделий. Это связано с тем, что значительно изменились структура и качество питания населения, резко расширился ассортимент продукции адресного назначения в виде детских, функциональных, лечебно-профилактических, диетических и других продуктов, в том числе с искусственной структурой, и аналогов. Произошло определенное смещение потребительских свойств традиционных продуктов. Например, при производстве пресервов, соленой или копченой рыбы превалирует тенденция снижения уровня концентрации поваренной соли и повышенное содержание воды в готовой продукции.

Это связано с тем, что в условиях конкурентной борьбы предприятия вынуждены искать в традиционных продуктах дополнительные преимущества с целью обеспечить их изделию «добавочную ценность», которая максимально удовлетворит потребителя. Однако продукты с низкой концентрацией поваренной соли (до 6 %) и повышенным содержанием воды по степени риска пищевого отравления находятся на втором месте, вслед за моллюсками, при условии употребления последних без предварительной кулинарной обработки. Основными требованиями, предъявляемыми к перечисленным видам продуктов, стали обладание высокими органолептическими свойствами, деликатесность и устойчивость при хранении.

Вышеперечисленные причины привели к значительной трансформации традиционных базовых технологий, которые были переориентированы на совершенствование изготовления традиционных продуктов с применением различных заменителей, консервантов, ароматизаторов, упаковочных и иных материалов.

В последние годы одна из приоритетных задач в области питания -ликвидация существующего в течение всего календарного года у большинства населения страны дефицита микронутриентов, прежде всего витаминов, минеральных и биологически активных веществ, пищевых волокон, полиненасыщенных жирных кислот и других компонентов. Один из эффективных способов решения этой проблемы - дополнительное обогащение продуктов данными веществами до уровня, соответствующего физиологическим потребностям человека. В этой связи наблюдается высокая активность, в частности, в производстве биологически активных добавок, экстрагируемых из органов и тканей гидроби-онтов, поскольку данные добавки служат эффективным средством повышения качества жизни населения в целом и снижения риска развития многих широко распространенных заболеваний человека в частности. Поэтому производство биологически активных добавок и функциональных (обогащенных) продуктов во всех экономически развитых странах стало отдельным, интенсивно развивающимся направлением деятельности.

Среди промысловых гидробион-тов, добываемых на территории РФ, до 60 % обладают высокой пищевой и биологической ценностью, востребованных на внешнем рынке, поэтому их реализация не является для производителей сложной проблемой. Гидробионты, попадающие на

российский берег, в основном направляются на изготовление продуктов традиционного ассортимента (80 %), а 20 % - на глубокую переработку.

Перечисленные изменения в производстве и потреблении продукции из гидробионтов, безусловно, требуют соответствующую перестройку подготовки профильных специалистов.

В настоящее время название профиля «Технология рыбы и рыбных продуктов» не полностью соответствует всему спектру объектов производственной деятельности специалистов-технологов, поскольку рыбы - это только составная часть водных биологических ресурсов. В этой связи Федеральным агентством по рыболовству было принято однозначно правильное решение о необходимости разработки профиля подготовки бакалавров и магистров «Продукты питания из водных биологических ресурсов (В Б Р)» для нужд предприятий, специализирующихся на переработке гидробионтов [2, 3].

Название данного профиля в полном объеме отвечает сути работы специалистов, соприкасающихся в процессе своей профессиональной деятельности с широким спектром различных гидробионтов, видовой состав которых меняется в зависимости от сезона промысла, при этом наблюдается периодическая изменчивость пищевой и биологической ценности сырья в виду изменения его химического состава в зависимости от времени года. Кроме того, как правило, в уловах прибрежного рыболовства в обязательном порядке присутствует широкий состав гидро-бионтов, характерный для определенного района и периода вылова. Подобная картина нередко встречается и на специализированных видах промысла, что, безусловно, требует знаний специфики их переработки.

Особой специфичностью обладают водоросли, требующие совершенно иных технологических подходов их переработки, и жиры гидро-бионтов. Данные продукты считаются наиболее полезными для человека. Поэтому многим специалистам рыбоперерабатывающей отрасли в течение своей активной профессиональной жизни приходится довольно часто менять свою специализацию, а также вырабатывать устойчивую профессиональную позицию по самостоятельной оценке ситуации, оперативному принятию ответственных решений, особенно в условиях удаленного промысла, по выбору оптимальных технологий переработки скоропортящихся гидробионтов, обладающих высокой биологической ценностью.

Первой частью нашей работы стала разработка названного профиля уровня бакалавриата [2]. Разработанная основная образовательная программа (ООП) по профилю «Продукты питания из ВБР» квалификации бакалавр предназначена для подготовки технологов рыбоперерабатывающих производств и выполнена в строгом соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) ВПО по данному направлению подготовки, утвержденного приказом Минобрнауки РФ №741 от 21.12.2009 г.

В базовые части учебных циклов включены базовые дисциплины в соответствии с требованиями ФГОС ВПО. В вариативных частях учебных циклов сформированы перечень и последовательность дисциплин в соответствии с профилем подготовки.

Профильность обучения реализуется в рамках вариативных частей математического и естественно-научного и профессионального циклов учебного плана, в состав которых

включены такие дисциплины, как «Аналитическая химия и физико-химические методы анализа», «Методы исследования свойств сырья и продуктов из ВБР», «Основы рыболовства и аквакультуры», «Биология и экология ВБР». Данные дисциплины органично дополняют содержание базовой части цикла, делая его лаконично законченным и профессионально наполненным.

Наряду с этим, вариативная часть профессионального цикла содержит следующие дисциплины профессиональной направленности: «Сырье и материалы рыбной промышленности», «Принципы консервирования и способы технологической обработки ВБР», «Тара и упаковка продуктов из ВБР», «Проектирование предприятий рыбной отрасли», «Научные основы производства морепродуктов», «Морские растения и БАВ», «Технология белковых продуктов с регулируемой структурой», «Сенсорный анализ продуктов питания из ВБР», «Технологическое оборудование отрасли» и др. Представленные дисциплины позволяют практически полностью охватить профессиональ-

Сегодня название профиля «Технология рыбы и рыбных продуктов» не полностью соответствует всему спектру объектов производственной деятельности специалистов-технологов.

НОВЫЕ ФОРМЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ ОТРАСЛИ

ТЕМА НОМЕРА]

ную деятельность бакалавра по профилю «Продукты питания из ВБР».

Подбор состава дисциплин вариативной части профессионального цикла направлен, прежде всего, на целевую подготовку выпускников для рыбоперерабатывающих предприятий, эффективная деятельность которых должна базироваться на знаниях процессов, характерных для производства продуктов из ВБР. С этой целью разработаны 16 дополнительных профессиональных компетенций для оценки способности и готовности применять профессиональные знания и умения, полученные в ходе изучения профильных дисциплин.

Дисциплины, входящие в состав вариативной части, в полном объеме реализуют компетентностный подход в подготовке технологов, включающий основные требования к профессиональной характеристике и подготовленности выпускника по профилю «Продуты питания из ВБР», а именно: способность разрабатывать технологии новых видов гото-

Профессиональная подготовка магистров должна учитывать, а иногда и предвидеть изменяющиеся запросы отраслевых работодателей и общества в целом.

вой продукции с учетом особенностей региона и проекты нормативной и технической документации на новую рыбную продукцию; способность разрабатывать теоретические модели, позволяющие прогнозировать свойства многокомпонентных продуктов из ВБР; рассматривать и разрабатывать предложения по совершенствованию традиционных технологий продуктов из ВБР; разрабатывать рациональные технологии продуктов из объектов аквакульту-ры; способность разрабатывать технологические программы комплексного использования сырья; умение обосновывать производственно-технологическую деятельность на предприятиях малого бизнеса; способность теоретически обосновывать выбор и использование пищевых добавок, направленные на расширение ассортимента продукции из ВБР и обеспечение ее качества, а также выбор групп готовых продуктов, в том числе аналоговых, с учетом региональных особенностей; способность обосновывать использование сырья с позиции выработки функциональных продуктов, направленных на поддержание здоровья населения; умение осуществлять микробиологический контроль сырья, продукции

из ВБР, обеспечивающий пролонгированные сроки ее хранения; способность обосновывать рациональный выбор тары, обеспечивающей сохранение готовой продукции при транспортировании и хранении.

Вторая часть нашей работы - разработка профиля подготовки специалистов «Продукты питания из ВБР» уровня магистратуры [8]. Известно, что магистратура - это логическое завершение системы двухуровневого образования. Она предполагает углубление полученных в бакалавриате знаний, направленных на формирование общекультурных и профессиональных компетенций и раскрытие творческого потенциала будущего ученого, исследователя, педагога или менеджера. Поэтому в рамках каждого образовательного направления программы специализированной магистерской подготовки имеют много вариантов и в значительной степени ориентированы на исследовательскую деятельность.

Строго говоря, выпуск магистров в РФ осуществляется уже более 10 лет, однако до сих пор они представляют собой штучный «продукт», подготовленный по инициативе отдельных научных руководителей-энтузиастов. С другой стороны, нынешнего магистра можно рассматривать исключительно с позиции результата финансовых вложений родителей [6, 14]. Однако, принимая во внимание, что бакалавриат стал наиболее массовой формой подготовки кадров ВПО, в ближайшие годы следует ожидать приток студентов в магистратуру, так как общеизвестно, что если какой-то образовательный уровень становиться всеобщим, то довольно быстро осуществляется мас-совизация следующего, более высокого уровня образовательной программы [10].

Основная цель, которой в настоящее время руководствуются в большинстве вузов при наборе в магистратуру, - обеспечение преемственности бакалавриата, магистратуры, аспирантуры и докторантуры, где магистратура рассматривается в качестве «плацдарма» для подготовки молодых и инициативных научных, научно-педагогических кадров для нужд своего вуза, других вузов и НИИ региона, а также научно-производственных сотрудников предприятий.

Однако для становления магистратуры как самостоятельного института необходимо отказаться от действующей «идеологии» системы подготовки данных специалистов, что влечет за собой изменение стереотипов мышления среди ППС вуза, а также работодателей. Безусловно, подготовка магистров должна быть на-

правлена не только на восполнение кадров вуза, но и сориентирована на работодателя, т. е. базовым предназначением магистратуры должно стать формирование «научного» потенциала предприятия. В этой связи диалог между вузом и производством приобретает новый смысл и будет способствовать формированию необходимых профессионально-ориентированных компетенций магистров, дополняющих компетенции бакалавров.

Профессиональная подготовка магистров должна учитывать, а иногда и предвидеть изменяющиеся запросы отраслевых работодателей и общества в целом [9]. Поэтому учебные планы подготовки магистров должны быть насыщены дисциплинами, стимулирующими исследовательскую деятельность, что значительно облегчит своевременное освоение ими новейших достижений науки и производства. Дисциплины программы подготовки объединяются в модули. Модульность учебного процесса означает построение обучения по отдельным функциональным узлам-модулям, предназначенным для достижения конкретной цели. В отличие от традиционной схемы образования при модульной форме учитывается не отдельная дисциплина, а совокупность обязательных и дополнительных к ним курсов. Для этого требуется проведение достаточно сложной, кропотливой научной и учебно-методической работы по формированию модулей, обозначению границ их проблематики, наполняемости курсов, созданию рациональных образовательных технологий.

Модульно-компетентностное обучение магистров предполагает создание условий для осознанного изучения студентами профессионально значимых дисциплин и развития у них способностей, позволяющих им быть востребованными на рынке труда.

С учетом вышесказанного ООП уровня магистратуры по направлению подготовки 260200.68 «Продукты питания животного происхождения» по профилю «Продукты питания из ВБР» была выполнена в строгом соответствии с требованиями ФГОС ВПО по данному направлению подготовки, утвержденного приказом Минобрнауки РФ № 761 от 21.12.2009 г. [3].

Реализация компетентностного подхода представлена в ООП формируемыми в процессе освоения магистерской программы выпускником магистратуры восьми общекультурных и 22 профессиональных компетенций. Все разработанные профильные дисциплины в полном

объеме реализуют указанные компетенции с точки зрения оценки способности и готовности применить профессиональные знания и умения, полученные в ходе изучения разработанных профильных дисциплин.

Вариативная часть профессионального цикла, включая дисциплины по выбору и научно-исследовательскую работу, представлена специализированными дисциплинами по профилю подготовки «Продукты питания из ВБР»: «Качество и идентификация продуктов из ВБР», «Биологически активные композиции из ВБР», «Биоконверсия водного биологического сырья», «Биотехнология продуктов из ВБР», «Инновации в технологии продуктов из ВБР». Данные дисциплины дополняют содержание базовой (общепрофессиональной) части цикла, делая его лаконично законченным и профессионально наполненным, и позволяют широко охватить профессиональную деятельность магистра по программе «Продукты питания из ВБР», нацеливая его на дальнейшую научно-исследовательскую и инновационную деятельность.

Дисциплины профессионального цикла, а также научно-исследовательская работа позволяют подготовить выпускника к завершающему этапу обучения в вузе, а именно -написанию магистерской диссертации, целью которой - систематизация теоретических знаний по всему циклу профессиональных дисциплин и применение этих знаний при решении конкретных научных, технических, экономических и производственных задач.

Безусловно, основное преимущество получения магистерского образования - это работа над диссертацией, которая позволяет не только получить знания, дополнительно к бакалаврским, но приобрести и развить творческие навыки в специальности и самообразовании [1, 5, 6]. Усвоение этих навыков облегчается тем, что оно проходит под непосредственным контролем научного руководителя при активном участии ППС кафедры.

Необходимой составной частью магистерской диссертации должны быть теоретический обзор и анализ исследований отечественных и зарубежных авторов по проблеме диссертации, использование современных методик, технологий в изучаемой научной области. В ходе подготовки диссертации магистр должен приобрести умения проводить и оформлять научные исследования: аргументированно обосновывать проблему и актуальность исследования, выбирать теоретико-

методологические позиции, структурировать научный материал. Здесь эффективным методом обучения будет проведение совместных научных мероприятий в виде конференций, диспутов, семинаров-тренингов, научных кружков, а также учебных занятий совместно с аспирантами.

Совершенно очевидно, что магистерская диссертация должна содержать результаты реальной аналитической работы, проводимой на кафедре с непосредственным участием как официального руководителя диссертации, так и самого диссертанта. Подготовка аналитической диссертации ведется как выполнение чисто экспериментальной работы с получением новых опытных данных либо как анализ уже известных результатов, полученных в этих областях ранее. На последнем подходе целесообразно остановиться подробнее.

Существует огромный массив ранее выполненных научно-исследовательских работ, оформленных в виде статей, монографий, учебных пособий, справочников, отчетов, содержащих информацию, которая не утратила теоретическую и практическую значимость до настоящего времени. К сожалению, многие из этих изысканий уже стали библиографической редкостью и практически нигде не упоминаются. Например, исследования, посвященные рациональной переработке сельди-иваси. Особенность этой рыбы - периодические вспышки их численности, последний раз данное явление наблюдалось в 80-х годах XX столетия [11, 13]. По прогнозам специалистов, массовое появление сельди-иваси возможно в течение ближайшего десятилетия, в связи с чем актуальна «реанимация» ранее проведенных исследований по переработке данной рыбы, но не в виде простого переписывания, а с аналитической переработкой содержащихся в них данных на основе современных возможностей, отсутствовавших на момент проведения исследований. Прежде всего, это касается использования возможностей компьютерной техники.

В случае выполнения программы обучения в полном объеме магистр будет готов к созданию, развитию и разработке новых направлений, научно-инновационной деятельности на производстве, а значит, будет востребован на рынке труда.

Таким образом, в соответствии с установленным заданием нами были разработаны профили подготовки «Продукты питания из ВБР» квалификации бакалавр и магистр, полностью соответствующие действующим

ФГОС ВПО и базирующиеся на общетеоретической, технологической и инженерной подготовке, где органично сочетаются фундаментальное и прикладное образование [2, 3].

Разработанный профиль «Продукты питания из ВБР» в будущем должен заменить реализуемый в настоящее время в вузах Федерального агентства по рыболовству профиль «Технология рыбы и рыбных продуктов», поскольку в наиболее полной мере адаптирован к реалиям современности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Мосичева, И.А. Кадры высшей квалификации для инновационной России/И.А. Мосичева, В.П. Шестак, М.В. Соколова, Е.М. Застрожнова// Высшее образование в России. -2010. - № 2. - С. 3-10.

2. Основная образовательная программа высшего профессионального образования по направлению подготовки 260200.62 «Продукты питания

Модульность учебного процесса означает построение обучения по отдельным функциональным узлам-модулям, предназначенным для достижения конкретной цели.

животного происхождения» профиля подготовки «Продукты питания из водных биологических ресурсов» уровня бакалавриата/И.Н. Ким, С.Н. Максимова, С.В. Лисиенко и др. - Владивосток: Дальрыбвтуз, 2011. - 243 с.

3. Основная образовательная программа высшего профессионального образования по направлению подготовки 260200.68 «Продукты питания животного происхождения» профиля подготовки «Продукты питания из водных биологических ресурсов» уровня магистратуры/И.Н. Ким, С.Н. Максимова, С.В. Лисиенко и др. - Владивосток: Дальрыбвтуз, 2011. - 96 с.

4. Рогов, И.А. Методология разработки основной образовательной программы по направлению подготовки «Продукты питания животного происхождения»/И.А. Рогов [и др.]/ /Известия вузов. Пищевая технология. - 2009. - № 5-6. - С. 107-112.

5. Сальников, Н. Реформирование высшей школы: актуальное состояние и проблемы/Н. Сальников, С. Бурухин//Высшее образование в России. - 2008. - № 8. - С. 3-13.

6. Хуршудян, С.А. Роль вузов в подготовке кадров для инновационного общества России/С.А. Хуршу-дян//Пищевая промышленность. -2008. - № 10. - С. 8-10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.