Научная статья на тему 'НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БОРЬБЫ С НЕЗАКОННЫМ ОБОРОТОМ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫМ В РЕЗУЛЬТАТЕ ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТОВ, В ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ'

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БОРЬБЫ С НЕЗАКОННЫМ ОБОРОТОМ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫМ В РЕЗУЛЬТАТЕ ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТОВ, В ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
51
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ / ВООРУЖЕННЫЕ КОНФЛИКТЫ / ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / НЕЗАКОННЫЙ ОБОРОТ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Прибе А.И.

Основная цель этой статьи - анализ правовой базы для оценки того, может ли она эффективно способствовать борьбе с незаконным оборотом культурных ценностей, осуществляемым в результате вооруженных конфликтов. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач: изучить причины и условия, способствующие незаконному обороту культурных ценностей, изучение мер борьбы с данным явлением, провести анализ положений международного права, отражающего порядок борьбы с незаконным оборотом культурных ценностей. Методологическую основу работы составили всеобщие методы; общенаучные, такие, как анализ, синтез, системный подход, функциональный подход. Результатами исследования являются положения о том, что культурные ценности, если только они не могут быть классифицированы как национальное достояние одного государства-члена ЕС или не поступают нелегально из Ирака и Сирии, могут свободно перемещаться на территории ЕС и контролируются только при их выезде из страны на внешних таможенных границах ЕС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGULATORY AND LEGAL REGULATION OF THE FIGHT AGAINST ILLEGAL TRAFFICKING OF CULTURAL PROPERTY CARRIED OUT AS A RESULT OF ARMED CONFLICTS IN THE EUROPEAN UNION

The main purpose of this article is to analyze the legal framework to assess whether it can effectively contribute to the fight against illicit trafficking in cultural property carried out as a result of armed conflicts. To achieve this goal, it is necessary to solve a number of tasks: to study the causes and conditions that contribute to the illicit trafficking of cultural property, to study measures to combat this phenomenon, to analyze the provisions of international law reflecting the procedure for combating illicit trafficking in cultural property. The methodological basis of the work was made up of universal methods; general scientific, such as analysis, synthesis, system approach, functional approach. The results of the study are provisions that cultural values, unless they can be classified as a national treasure of one EU Member state or do not come illegally from Iraq and Syria, can move freely within the EU and are controlled only when they leave the country at the external customs borders of the EU.

Текст научной работы на тему «НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БОРЬБЫ С НЕЗАКОННЫМ ОБОРОТОМ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫМ В РЕЗУЛЬТАТЕ ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТОВ, В ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ»

DOI 10.47643/1815-1329_2023_4_236 УДК 341.1/8

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БОРЬБЫ С НЕЗАКОННЫМ ОБОРОТОМ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫМ В РЕЗУЛЬТАТЕ ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТОВ, В ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ LEGAL REGULATION OF THE FIGHT AGAINST ILLEGAL TRAFFICKING OF CULTURAL PROPERTY CARRIED OUT AS A RESULT OF ARMED CONFLICTS

IN THE EUROPEAN UNION

ПРИБЕ Алексей Игоревич,

адъюнкт факультета подготовки научно-педагогических и научных кадров, Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя. 107061, Россия, г. Москва, Окружной проезд, 4. E-mail: pribe.lesha@yandex.ru;

Pribe Alexey Igorevich,

Adjunct of the Faculty of Training full-time Scientific, Pedagogical and Scientific Personnel of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot. 107061, Russia, Moscow, Okruzhny proezd, 4. E-mail: pribe.lesha@yandex.ru

Краткяа аннотация: Основная цель этой статьи - анализ правовой базы для оценки того, может ли она эффективно способствовать борьбе с незаконным оборотом культурных ценностей, осуществляемым в результате вооруженных конфликтов. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач: изучить причины и условия, способствующие незаконному обороту культурных ценностей, изучение мер борьбы с данным явлением, провести анализ положений международного права, отражающего порядок борьбы с незаконным оборотом культурных ценностей. Методологическую основу работы составили всеобщие методы; общенаучные, такие, как анализ, синтез, системный подход, функциональный подход. Результатами исследования являются положения о том, что культурные ценности, если только они не могут быть классифицированы как национальное достояние одного государства-члена ЕС или не поступают нелегально из Ирака и Сирии, могут свободно перемещаться на территории ЕС и контролируются только при их выезде из страны на внешних таможенных границах ЕС.

Abstract: The main purpose of this article is to analyze the legal framework to assess whether it can effectively contribute to the fight against illicit trafficking in cultural property carried out as a result of armed conflicts. To achieve this goal, it is necessary to solve a number of tasks: to study the causes and conditions that contribute to the illicit trafficking of cultural property, to study measures to combat this phenomenon, to analyze the provisions of international law reflecting the procedure for combating illicit trafficking in cultural property. The methodological basis of the work was made up of universal methods; general scientific, such as analysis, synthesis, system approach, functional approach. The results of the study are provisions that cultural values, unless they can be classified as a national treasure of one EU Member state or do not come illegally from Iraq and Syria, can move freely within the EU and are controlled only when they leave the country at the external customs borders of the EU.

Ключевые слова: культурные ценности, вооруженные конфликты, Европейский союз, незаконный оборот.

Keywords: cultural values, armed conflicts, European Union, illegal trafficking.

Для цитирования: Прибе А.И. Нормативно-правовое регулирование борьбы с незаконным оборотом культурных ценностей, осуществляемым в результате вооруженных конфликтов, в Европейском Союзе // Аграрное и земельное право. 2023. № 4(220). С. 236-238. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_4_236.

For citation: Pribe A.I. Legal regulation of the fight against illegal trafficking of cultural property carried out as a result of armed conflicts in the European Union // Agrarian and Land Law. 2023. No. 4(220). pp. 236-238. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_4_236.

Статья поступила в редакцию: 04.04.2023

Введение

В настоящее время мы являемся свидетелями уничтожения, повреждения и незаконного оборота культурных ценностей, особенно в ситуациях вооруженных конфликтов, подобных хорошо известным в Ираке и Сирии. С начала этих вооруженных конфликтов незаконный оборот иракских и сирийских культурных ценностей увеличился в геометрической прогрессии. Этому есть ряд причин, из которых три являются наиболее важными. Во-первых, террористические группировки, такие как ИГИЛ и «Аль-Каида», используют доходы от незаконного оборота культурных ценностей для финансирования своей деятельности. Во-вторых, уже существующие случаи грабежей и контрабанды иракских и сирийских культурных ценностей, осуществляемые местными и транснациональными преступными организациями, увеличились в геометрической прогрессии, в значительной степени используя ситуацию вооруженного конфликта. В-третьих, люди, спасающиеся от конфликтов в Ираке и Сирии, могут легко взять с собой культурные ценности, чтобы оплатить свое путешествие. Эти же причины актуальны и для других менее известных ситуаций вооруженного конфликта, например, в Мали, Ливии и Йемене.

Борьбой с уничтожением, повреждением и незаконным оборотом культурных ценностей занимаются не только государства, но и несколько международных и региональных организаций. Среди этих организаций Организация Объединенных Наций (ООН), Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Международный уголовный суд (МУС), Интерпол и Европейский союз (ЕС). Например, Совет Безопасности Организации Объединенных Наций (СБ ООН) принял несколько резолюций, специально посвященных ситуации в Ираке и Сирии, такие как Резолюция № 1483 (2003 г.), озаглавленная «Ситуация между Ираком и Кувейтом», и Резолюция № 2199 (2015 г.) «Угрозы международному миру и безопасности, создаваемые террористическими актами». Эти Резолюции характеризуются тем, что они касаются общих ситуаций вооруженного конфликта в Ираке и Сирии и защиты культурных ценностей, а также других вопросов. Растущая важ-

Международно-правовые науки

ность защиты культурных ценностей в условиях вооруженного конфликта и обеспокоенность международного сообщества также очевидны в последней Резолюции СБ ООН № 2347 (2017 г.) под названием «Поддержание международного мира и безопасности». В отличие от предыдущих резолюций, она полностью посвящена защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта. Таким образом, она применима к любой ситуации вооруженного конфликта, а не только к конфликтам в Ираке или Сирии.

В соответствии с резолюциями СБ ООН № 1483 и 2199 ЕС принял два регламента: Регламент Совета (ЕС) № 1210/2003 от 7 июля 2003 г., касающийся некоторых конкретных ограничений экономических и финансовых отношений с Ираком. («Регламент 1210») и Регламент Совета (ЕС) № 36/2012 от 18 января 2012 г. об ограничительных мерах в связи с ситуацией в Сирии. («Регламент 36»). Как и соответствующие резолюции СБ ООН, эти Регламенты касаются не только борьбы с незаконным оборотом культурных ценностей, но и других вопросов, связанных с иракскими и сирийскими ситуациями вооруженных конфликтов.

Помимо регламентов 1210 и 36, существующая правовая база ЕС по борьбе с незаконным оборотом культурных ценностей состоит из других правовых инструментов, имеющих более общую сферу применения: некоторые части Договора о функционировании Европейского Союза. (ТРЕи) о свободном перемещении товаров (статьи 28-30 и 34-36) на территории ЕС; и Регламент Совета (ЕС) № 116/2009 от 18 декабря 2008 г. о вывозе культурных ценностей. («Регламент 116»). Кроме того, в рамках этой правовой базы также действует Директива 2014/60/ЕС Европейского парламента и Совета от 15 мая 2014 г. о возвращении культурных ценностей, незаконно вывезенных с территории государства-члена. («Директива 60»). Тем не менее, поскольку настоящая Директива касается только «[...] возврата культурных ценностей, классифицированных или определенных государством-членом как национальные достояния, которые были незаконно вывезены с территории этого государства-члена», оно не применяется к культурным ценностям, поступающим из третьих государств, таких как Ирак и Сирия, а также из других стран, находящихся в условиях вооруженного конфликта. Наконец, действующая правовая база ЕС будет дополнена новым Положением о ввозе и вывозе культурных ценностей. («Регламент об импорте»), который Парламент ЕС принял в первом чтении 12 марта 2019 года и который должен вступить в силу в ближайшие месяцы, до окончания срока действия действующего законодательного органа.

Основной целью данной статьи является анализ правовой базы ЕС, в том числе в свете недавно принятого и еще не вступившего в силу Регламента об импорте. Этот анализ позволит оценить, может ли правовая база ЕС эффективно способствовать борьбе с незаконным оборотом культурных ценностей в результате конфликтных ситуаций. Для достижения этой цели в статье сначала исследуется существующая правовая база ЕС, которая, как упоминалось выше, состоит из положений ДФЕС о свободном перемещении товаров по территории ЕС и Регламентов 116, 1210 и 36. Во-вторых, в статье анализируется новый Регламент об импорте, который, как ожидается, вступит в силу в ближайшие несколько месяцев.

Положения ДФЕС о свободном перемещении товаров на территории ЕС

ДФЕС культурная составляющая культурных ценностей учитывается путем предоставления исключения из запрета количественных ограничений на ввоз и вывоз, а также мер, имеющих равнозначный эффект. Это исключение предусмотрено в статье 36 ДФЕС и касается «[...] защиты национальных сокровищ, обладающих художественной, исторической или археологической ценностью [...]». Однако следует отметить, что, поскольку данное исключение касается только «национальных сокровищ», государств-членов ЕС, он не применяется к культурным ценностям, поступающим из третьих стран. Это означает, что как только культурные ценности третьих стран попадают на территорию ЕС, они могут свободно обращаться там, как и любые другие товары.

Регламент 116 о вывозе культурных ценностей

Регламент 116 имеет общую сферу применения и учитывает все вывозы культурных ценностей из ЕС в третьи страны: «Вывоз культурных ценностей за пределы таможенной территории Соообщества осуществляется при условии предъявления лицензии на вывоз».

Таким образом, в настоящее время на основании Регламента 116 ЕС, похоже, может контролировать вывоз со своей территории культурных ценностей, даже если они поступают из третьих стран. Поскольку иракские и сирийские культурные ценности соответствуют культурным ценностям, ввезенным из третьей страны, Регламент 116 следует считать применимым к ним. Более того, поскольку в Регламенте 11 6 используется общее выражение «третья страна», можно утверждать, что его контроль в пункте вывоза с территории ЕС распространяется не только на иракские и сирийские культурные ценности, но и на культурные ценности, поступающие из другие государства, не являющиеся членами ЕС, такие как Мали, Ливия и Йемен. Тем не менее представляется, что возможность контроля за вывозом культурных ценностей третьей страны следует считать труднодостижимой. Исходя из этого, даже если для вывоза культурных ценностей третьих стран за пределы территории ЕС требуется лицензия, то на практике же отсутствуют какие-либо ограничения на выдачу соответствующей лицензии на вывоз этих предметов. Таким образом, ограничения на вывоз культурных ценностей третьих стран должны быть предусмотрены внутренним законодательством каждого государства-члена ЕС. Это означает, что в этой области может наблюдаться отсутствие единообразия среди государств-членов ЕС, в результате чего новые маршруты незаконного оборота культурных ценностей из третьих стран будут развиваться через страны с наименее эффективным внутренним законодательством.

Регламент о ввозе культурных ценностей

В настоящее время регулирование ввоза культурных ценностей третьих стран оставлено на усмотрение внутреннего законодательства каждого государства-члена ЕС. Эта ситуация привела к лоскутному одеялу, когда некоторые из них (например, Италия, Нидерланды и Германия) приняли национальные меры, которые должны применяться в момент ввоза культурных ценностей на их территории, а другие не имеют конкретных положений. Кроме того, существующие государственные меры в отношении импорта часто расходятся. Это лоскутное одеяло позво-

лило развить маршруты незаконного оборота через более уязвимые и нерегулируемые границы государств-членов ЕС, явление, известное как «покупка в порту». Любой, кто хочет ввезти культурные ценности на территорию ЕС, может выбрать государство-член ЕС с «наиболее благоприятным» или «нерегулируемым» внутренним законодательством. Таким образом, культурные ценности, как легально, так и нелегально вывезенные из страны их изначального местонахождения, могут ввозиться в ЕС и свободно обращаться на территории ЕС.

12 марта 2019 года Парламент ЕС принял в первом чтении текст нового Регламента о ввозе культурных ценностей. Комиссия ЕС предложила проект этого регламента 13 июля 2017 года. Это предложение было предусмотрено в Плане действий Комиссии по усилению борьбы с финансированием терроризма, представленном в 2016 году и направленном на подрыв источников доходов, используемых террористическими организациями, путем воздействия на их возможности для сбора средств. Более того, это предложение было ответом на многочисленные призывы к действию со стороны других институтов ЕС и национальных правительств для борьбы с незаконным оборотом культурных ценностей в пределах ЕС.

Регламент об импорте преследует две основные цели: с одной стороны, защита культурного наследия человечества; а с другой стороны, предотвращение незаконной торговли культурными ценностями, в частности, когда она может способствовать финансированию терроризма. Исходя из этого, Регламент о ввозе соответствует цели (и даже расширяет ее) политических документов, ранее принятых институтами ЕС -защита культурных ценностей и борьба с финансированием терроризма.

Положение об импорте предусматривает две разные процедуры, которые необходимо соблюдать, когда владелец культурных ценностей третьей страны ЕС будет ввозить их на территорию ЕС. В первой процедуре требуется импортная лицензия, а во второй - заявление импортера. Некоторые исключения из этих процедур предусмотрены в статье 3(4) и (5). К ним относятся: во-первых, лицензия на импорт и заявление импортера не требуются, когда культурные ценности третьих стран, первоначально вывезенные как товары ЕС с таможенной территории Союза, возвращаются на эту территорию в течение трех лет и декларируются для выпуска в свободное обращение по заявлению заинтересованного лица; во-вторых, когда культурные ценности ввозятся исключительно с целью обеспечения их сохранности государственным органом или под его надзором с намерением вернуть эти ценности; в-третьих, когда культурные ценности временно ввозятся на таможенную территорию ЕС для научных целей, консервации, реставрации, выставки, оцифровки, исполнительского искусства, в целях исследований, проводимых академическими учреждениями, или в целях сотрудничества между музеями или подобными учреждениями; и, наконец, когда культурные ценности временно ввозятся на таможенную территорию ЕС для представления на коммерческих художественных ярмарках, где было предоставлено заявление импортера.

Заявка на получение лицензии на импорт дополнительно должна содержать документы и сведения, подтверждающие, что рассматриваемые культурные ценности были вывезены из страны, где они были созданы или обнаружены в соответствии с законами и правилами этой страны, или предоставление доказательств отсутствия таких законов и правил на момент их вывоза с ее территории.

После получения заявки компетентный орган проверяет ее полноту и выдает лицензию на импорт в течение 90 дней.

Вторая процедура ввоза касается категорий культурных ценностей, перечисленных в Части С Приложения. Для введения или импорта этих категорий товаров необходимо подать заявление импортера владельцем товара через электронную систему, предусмотренную статьей 8.

Отступления от содержания декларации владельца предусмотрены в двух случаях: во-первых, когда невозможно достоверно определить страну, в которой были созданы или обнаружены культурные ценности; и, во-вторых, когда культурные ценности покинули страну, в которой они были созданы или обнаружены, до 24 апреля 1972 г.

Что касается стандартизированного документа, описывающего рассматриваемые культурные ценности, то в пункте 15 преамбулы делается ссылка на стандарт Object ID, разработанный Информационным институтом Гетти в 1997 г. В настоящее время Международный совет музеев (ИКОМ) имеет лицензию и право на продвижение использования стандарта Object ID, который является общепризнанным инструментом в борьбе с незаконным оборотом культурных ценностей. На практике ЮНЕСКО рекомендует использовать этот стандарт, и Всемирная таможенная организация и Интерпол основывают на нем свою работу.

Библиография:

1. С. Урбинати Эволюция роли Совета Безопасности Организации Объединенных Наций и защита культурного наследия в случае вооруженного конфликта, «QIL (Вопросы международного права)» II Режим доступа: http://www.qil-qdi. org (дата обращения: 01.04.2022)

2. Фриго М. Обращение к культуре, определение применимого закона и методы регулирования судебных процессов II Международная академия права Ла Хэ, Ла Хэ, - 2016. - С. 307.

3. Фриго М. Подходы Совета Безопасности к глобальной защите культурного наследия: эволюционирующая роль в предотвращении незаконной торговли культурными ценностями II Rivista di diritto internazionale». - 2018. - Vol. 101 (4). - Стр. 1165-1181 ;

4. Хауслер М. Культурное наследие и Совет Безопасности: почему резолюция 2347 имеет значение, «QIL (Вопросы международного права)» II Режим доступа: http://www.qil-qdi.org (дата обращения: 01.04.2022)

References:

1. S. Urbinati Evolyuciya roli Soveta Bezopasnosti Organizacii Ob"edinennyh Nacij i zashchita kul'turnogo naslediya v sluchae vooruzhennogo konflikta, «QIL (Voprosy mezhdunarodnogo prava)» Il Rezhim dostupa: http:llwww.qil-qdi. org (data obrashcheniya: 01.04.2022)

2. Frigo M. Obrashchenie k kul'ture, opredelenie primenimogo zakona i metody regulirovaniya sudebnyh processov // Mezhdunarodnaya akademiya prava La He, La He, - 2016. - S. 307.

3. Frigo M. Podhody Soveta Bezopasnosti k global'noj zashchite kul'turnogo naslediya: evolyucioniruyushchaya rol' v predotvrashchenii nezakonnoj torgovli kul'turnymi cennostyami II Rivista di diritto internazionale». - 2018. - Vol. 101(4). - Str. 1165-1181;

4. Hausler M. Kul'turnoe nasledie i Sovet Bezopasnosti: pochemu rezolyuciya 2347 imeet znachenie, «QIL (Voprosy mezhdunarodnogo prava)» II Rezhim dostupa: http://www.qil-qdi.org (data obrashcheniya: 01.04.2022)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.