УДК 378 DOI: 10.14526/2070-4798-2020-15-4-91-94
Нормативно-правовая подготовка специалистов в системе высшего
профессионального образования
Кузнецов СА.*
Набережночелнинский филиал «Университета управления «ТИСБИ» г. Набережные Челны, Россия ORCID: 0000-0002-7708-0403, stanislav.kuznetsov.79@mail.ru*
Аннотация: Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года, Национальная доктрина образования до 2025 года являются основными документами, обеспечивающими нормативно-правовую основу образования в Российской Федерации. Материалы. Фундаментализация образования, преемственность уровней и ступеней образования, непрерывность образования выбраны приоритетами развития системы образования в нашей стране. В статье фундаментализация образования сочетается с прикладной направленностью. Методы исследования. Положения философской и педагогической антропологии о человеке как субъекте права, о природе и сущности человеческой деятельности, общефилософский принцип единства общего, единичного и особенного, системный подход. аксиологический подход, раскрывающий природу ценностного аспекта профессионального образования. Результаты. Важнейшими направлениями в сфере развития нормативно-правовой подготовки, развития правовой грамотности и правосознания граждан Российской Федерации в работе выбраны направления: «развитие практики обучения основам права в образовательных учреждениях различного типа и вида, поддержка различных вариантов региональных моделей правового образования, разработка учебных курсов, включающих правовую тематику, соответствующих образовательных программ, учебных и методических пособий, а также повышение уровня юридической грамотности педагогов, проведение научно-исследовательских и опытно-экспериментальных работ в целях научно-методического обеспечения правового образования». Заключение. Проблема формирования нормативно-правовой культуры у работников социальной сферы (в том числе и специалистов сферы социального туризма), так как их деятельность связана с взаимоотношениями с людьми разных категорий из слабозащищенных слоев населения (пенсионеры, студенты, инвалиды и др.). Работа с данным контингентом имеет выраженный гуманистический характер и осуществляется на основе приоритета права личности на достойную жизнь и самореализацию в социуме с соблюдением общественных норм.
Ключевые слова: нормативно-правовая подготовка, специалисты, высшее образование.
Для цитирования: Кузнецов С.А.* Нормативно-правовая подготовка специалистов в системе высшего профессионального образования. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2020; 15(4): 91-94. DOI: 10.14526/2070-4798-2020-15-491-94
Regulatory and legal training of specialists in the system of higher professional
education
Stanislav A. Kuznetsov*
Naberezhnye Chelny Branch of "TISBI University of Management"
Naberezhnye Chelny, Russia ORCID: 0000-0002-7708-0403, stanislav.kuznetsov.79@mail.ru*
Abstract: The concept of long-term socio-economic development of the Russian Federation for the period up to 2030, the National Doctrine of Education until 2025 are the main documents that provide the regulatory framework for education in the Russian Federation. Materials. The fundamentalization of education, the continuity of levels and stages of education, and the
continuity of education are chosen as priorities for the development of the education system in our country. In the article, the fundamentalization of education is combined with an applied orientation. Research methods. The provisions of philosophical and pedagogical anthropology about man as a subject of law, about the nature and essence of human activity, the general philosophical principle of the unity of the general, individual and special, a systematic approach. an axiological approach that reveals the nature of the value aspect of professional education. Results. The most important directions in the development of legal training, legal literacy and legal awareness of the Russian Federation citizens in the manuscript are the following: "Development of the teaching the basics of law practice in educational institutions of various types, support for various options for regional models of legal education, development of training courses that include legal topics, relevant educational programs, training and methodological manuals, as well as improving the level of teachers legal literacy, conducting research and experimental work for the purpose of scientific and methodological support of legal education". Conclusion. The problem of forming a regulatory culture among social workers (including specialists in the field of social tourism), since their activities are related to relationships with people of different categories from vulnerable segments of the population (pensioners, students, disabled people, etc.). Work with this contingent has a pronounced humanistic character and is carried out on the basis of the individual's right priority to a decent life and self-realization in society in compliance with social norms.
Keywords: regulatory and legal training, specialists, higher education.
For citation: Kuznetsov S.A.* Regulatory and legal training of specialists in the system of higher professional education. Russian Journal of Physical Education and Sport. 2020; 15(4): 91-94. DOI: 10.14526/2070-4798-2020-15-4-91-94
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время в социально-экономической сфере Российской Федерации приоритетами являются развитое гражданское общество, социально ориентированная экономика, образование, которое должно отвечать потребностям личности. Нормативно-правовая основа жизнедеятельности граждан, а также государственного устройства, является основой для реализации государственных приоритетов во всех сферах общественной жизни.
Концепция долгосрочного социально-экономическогоразвитияРоссийскойФедерации на период до 2030 года, Национальная доктрина образования до 2025 года являются основными документами, обеспечивающими нормативно-правовую основу образования в Российской Федерации. В этих документах отмечается, что система образования в России должна осуществлять переход от системы массового образования к непрерывному образованию для всех. Оно ориентировано на формирование социально-ответственной творческой
личности. Фундаментализация образования, преемственность уровней и ступеней образования, непрерывность образования являются основными приоритетами развития системы образования в нашей стране. Фундаментализация образования сочетается с прикладной направленностью. Усиление правовых начал в поведении людей, в жизни общества и государства происходит в условиях правового государства, а также в системе
социальных регуляторов, возрастает роль закона [3,4].
Важнейшими направлениями в сфере развития нормативно-правовой подготовки, развития правовой грамотности и правосознания граждан Российской Федерации (2011 год) определены основные направления: «развитие практики обучения основам права в образовательных учреждениях различного типа и вида, поддержка различных вариантов региональных моделей правового образования, разработка учебных курсов, включающих правовую тематику, соответствующих образовательных программ, учебных и методических пособий, а также повышение уровня юридической грамотности педагогов, проведение научно-исследовательских и опытно-экспериментальных работ в целях научно-методического обеспечения правового образования».
Правовое устройство государства определяет его цивилизационный характер. Но в современной реальной жизни очень много примеров правого нигилизма, низкого уровня правосознания и правовой культуры населения. У значительной части населения изменились представления о правилах и нормах поведения в обществе, о границах допустимых в социальном поведении. На фоне отсутствия нормативно-правовой культуры у молодежи происходит нарастание правовой безграмотности. Этому способствуют средства массовой информации своим разрушительным воздействием. Они зачастую пропагандируют вызывающее
противоправное поведение молодых граждан, ценности и нормы поведения.
Образование обеспечивает
формирование нормативно-правовой культуры как части общей культуры личности.
Систем знаний о праве как главном механизме взаимоотношений личности, общества и государства составляет основу нормативно-правовой подготовки специалистов в системе высшего профессионального образования.
Целый ряд исследований (Р.С. Дралюк, Л.Н. Николаева, Е.А. Певцова, С.Б. Тугуз и др.) выполнены в последние годы по формированию правовой, профессионально-правовой,
социально-правовой компетентности правового сознания, правовой культуры у студентов различных специальностей.
Нормативно-правовая подготовка
работника социальной сферы приобретает особую остроту и актуальность, поскольку его деятельность связана с людьми из слабо защищенных слоев населения. К ним относятся пенсионеры, инвалиды, студенты и др. Работа с данным контингентом осуществляется на основе приоритета права личности на достойную жизнь, самореализацию в социуме с соблюдением общественных норм и имеет ярко выраженный гуманистический характер.
Социальный туризм выполняет экономические, гуманитарные функции. Он вошел в обычный стандарт жизнеобеспечения.
Такие исследователи, как В.В. Бронников, Т.А. Фролова, Д.В. Щусь теоретически обосновали сущность и специфику социального туризма как формы социальной поддержки малообеспеченных слоев населения [1,2].
Низкий уровень правосознания у специалистов сферы социального туризма, незнание нормативно-правовых актов отмечается многими исследователями. Поэтому они не могут в полной мере реализовывать свои обязанности в соответствии с профессиональными требованиями. Нормативно-правовая подготовка специалистов данной сферы является актуальной проблемой.
Ряд исследователей (В.А. Маноляк, А.П. Черватюк и др.) обосновывают необходимость формирования профессионально-правовой компетентности у будущих специалистов сферы сервиса и туризма. Но проблема формирования нормативно-правовой культуры у будущих специалистов сферы социального туризма в вузе не была предметом специального исследования.
Противоречия:
- между потребностью государства и общества в специалистах сферы социального туризма и необходимостью традиционной системы нормативно-правовой подготовки
будущих специалистов этой сферы обеспечить данную потребность;
- между имеющимся потенциалом содержания профессиональной подготовки будущих специалистов для сферы социального туризма и отсутствием научного обоснования концептуальных положений формирования их нормативно-правовой культуры;
- между требованиями к нормативно-правовой компетентности специалистов сферы социального туризма, как комплексу, обеспечивающему должный уровень их профессиональной деятельности и неразработанностью содержательно-технологического обеспечения процесса формирования нормативно-правовой культуры у данных специалистов в вузе [3].
Проблема исследования: каковы теоретические, методологические и
технологические основы формирования нормативно-правовой культуры у специалистов сферы социального туризма в вузе.
Тема исследования: «Теоретические основания и механизмы формирования нормативно-правовой культуры у специалистов сферы социального туризма».
Цель исследования: исследование теоретико-методологических основ и разработка содержательно-технологического обеспечения процесса формирования нормативно-правовой культуры у специалистов сферы социального туризма в вузе.
Объект исследования: профессиональная подготовка специалистов сферы социального туризма в вузе.
Предмет исследования: теоретико-методологическое обоснование и
содержательно-технологическое обеспечение процесса формирования нормативно-правовой культуры у специалистов сферы социального туризма в вузе.
Анализ теории и практики изучаемой проблемы показал, что, с одной стороны, роль и значение нормативно-правовых знаний в современном обществе в последние годы значительно повысились. Это обусловлено, прежде всего, происходящим обновлением российского законодательства, укреплением мотивационно-ценностного отношения к праву. Однако, с другой стороны, как показывает практика, на фоне отсутствия нормативно-правовой культуры происходит нарастание правовой безграмотности у молодежи.
Особую озабоченность вызывает проблема формирования нормативно-правовой культуры у работников социальной сферы (в том числе и специалистов сферы социального туризма), так как их деятельность связана с взаимоотношениями с людьми разных
категорий из слабозащищенных слоев населения (пенсионеры, студенты, инвалиды и др.). Работа с данным контингентом имеет выраженный гуманистический характер и осуществляется на основе приоритета права личности на достойную жизнь и самореализацию в социуме с соблюдением общественных норм. В связи с этим возникает проблема формирования нормативно-правовой подготовки у специалистов сферы социального туризма [4].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Кузнецов С.А. Формирование нормативно-правовой культуры у будущих специалистов сферы социального туризма. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2016; 1(38): 159-170. DOI 10.14526/01_1111_91
2. Кузнецов С.А. Методологические основания процесса формирования нормативно-
правовой культуры личности. Педагогико-психологические и медико- биологические проблемы физической культуры и спорта. 2017; 12(2). URL: http://journalsport.ru
3. Кузнецов С.А., Неверкович С.Д., Кузнецова З.М. Теоретические основания и механизмы формирования нормативно-правовой культуры у специалистов сферы социального сервиса. Девятый международный научный конгресс «Современная наука и образование в Северной и Южной Америке, Африке и Евразии». Рио-де- Жанейро, Бразилия, 18-20 августа 2015.
4. Кузнецов А.С., Кузнецова З.М. II Съезд членов общественной организации «Российское профессорское собрание». Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2019; 14(4): 5-7. DOI: 10.14526/2070-4798-201914-4-5-7.
Статья поступила в редакцию: 10.10.2020
Кузнецов Станислав Александрович - кандидат педагогических наук, доцент, Набережночелнинский филиал Университета правления «ТИСБИ», 423806, Россия, Набережные Челны, ул. Комсомольская набережная, дом 6, e-mail: stanislav.kuznetsov.7Q@mail.ru