Dzagurova Natalia Khadzhumarovna PECULIARITIES OF POLITICAL ACTIVITY ..
juridical science
УДК 342.54
НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ ОСНОВА ПОЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН
© 2017
Дзагурова Наталья Хаджумаровна, кандидат исторических наук, доцент, старший научный сотрудник отдела социально-политических исследований
Владикавказский научный центр РАН (362027, Россия, Владикавказ, ул. Маркуса, 22, e-mail: bekoevamarina@mail.ru)
Аннотация. Политическая деятельность современных женщин связана с качественными характеристиками социально-экономических и политических преобразований в стране, уровнем развития общественных организаций. С каждым годом женских организаций среди них появляется все больше. С учетом современных политических тенденций разработаны Программа Общероссийского общественно-политического движения женщин России и его Устав, в которой говориться, что «Истинная демократия предполагает, что участие женщин и мужчин в управленческих структурах государственной власти должно осуществляться на основе равноправия». Для того чтобы женщина могла войти в политику полноправно, нужно: искоренить стереотип патриархального мышления; вести регулярную работу среди женщин, поясняя им необходимость следования принципу равенства женщин и мужчин на всех этапах политической деятельности; пересмотреть подходы к решению проблемы со стороны действующих партий, уделив в программе особое внимание вопросам укрепления роли женщин не только в качестве членов партий и общественных организаций, но и как кандидатов на руководящие должности государственных структур; целенаправленное продвижение женщин к высшим уровням государственной службы; сориентировать средства массовой коммуникации на возвышение престижа женщин как политических деятелей, обращаясь при этом к существующему положительному опыту. В коллективном сознании всегда существовала ярко выраженная асимметрия в показателях оценки мужчин и женщин как глав, политических деятелей, руководителей. В большинстве случаев, как аксиома, с трудом признается мужчинами способности женщины к масштабности мышления, лидерству, независимости, объективности, политическим маневрам. Эти качества считаются мужскими. В новых социально-экономических условиях большинство политических партий пересмотрели свое отношение к женским общественным объединениям, от которых наполовину, а при некоторых демографических условиях и еще больше, зависят результаты выборов в государственные органы. Участие в политике женщин, специфика их лидерства в условиях развития рыночной экономики в российском обществе, выделяющегося всплеском скрытой женской дискриминации, нуждается в поддержке государства для продвижения женщин в политическую жизнь страны.
Ключевые слова: политическая деятельность женщин, государственное управление, женская политика, структурные подразделения, женские организации, женщина руководитель.
PECULIARITIES OF POLITICAL ACTIVITY OF MODERN WOMEN
© 2017
Dzagurova Natalia Khadzhumarovna, candidate of historical sciences, associate professor senior researcher, department of social and political studies Vladikavkaz scientific center of the RAS (362027, Russia, Vladikavkaz, Marcus Street, 22, e-mail: bekoevamarina@mail.ru)
Abstract. The political activity of modern women is associated with the qualitative characteristics of socio-economic and political transformations in the country, the level of development of public organizations. Every year more women's organizations appear among them. Given the current political trends, the Program of the All-Russian Social and Political Movement of Women of Russia and its Charter have been developed, which states that "True democracy presupposes that the participation of women and men in the administrative structures of state power should be based on equality." In order for a woman to enter politics fully, it is necessary: to eradicate the stereotype of patriarchal thinking; to conduct regular work among women, explaining to them the necessity of following the principle of equality of women and men at all stages of political activity; to reconsider the approaches to solving the problem on the part of the active parties, giving special attention in the program to the strengthening of the role of women, not only as members of parties and public organizations, but also as candidates for leading positions in state structures; purposeful promotion of women to the highest levels of public service; to orient the mass media to elevate the prestige of women as politicians, while addressing the existing positive experience. In the collective consciousness there was always a pronounced asymmetry in the indicators of the evaluation of men and women as heads, politicians, leaders. In most cases, as an axiom, it is difficult for men to recognize the woman's ability to scale thinking, leadership, independence, objectivity, political maneuvers. These qualities are considered masculine. In the new socio-economic conditions, most political parties have revised their attitude towards women's public associations, on which, depending on demographic conditions and even more, the results of elections to state bodies depend on them. Participation in women's politics, the specificity of their leadership in the conditions of the development of a market economy in Russian society, marked by a surge of hidden female discrimination, needs the support of the state for the advancement of women into the political life of the country.
Keywords: political activity of women, public administration, women's policy, structural subdivisions, women's organizations, woman leader.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Политическая деятельность современной женщины - это особая сфера деятельности человека, которая так необходима в государственном управлении, потому что исключительно мужская политика обречена чаще всего на провал. Как показывает мировой опыт парламентаризма, если в государственных законодательных органах 10% мест занимают женщины, то это делает более вероятным принятие законов в защиту детей. А если 20-30% мест принадлежит женщинам, то все программы, представляющие интересы женщин и детей, реализуются намного эффективнее и быстрее. «Не случайно ООН во всех офи-472
циальных документах придерживается строгой позиции - без равноправного участия женщин и наделения их властными полномочиями не могут быть реализованы надежные решения в обществе, которому грозят социально-политические, экономические и иные проблемы. С этой целью при ООН были созданы «Комитет по ликвидации дискриминации женщин (CEDA W)» и «Фонд ООН для развития в интересах женщин (ЮНИФЕМ)» [1].
Всплеск политической активности женщин в России относится к первой половине XX столетия. Дорогу женщинам в сферу политической деятельности открыли Большевики в 1917 году. Тогда же были приняты зако-Baltic Humanitarian Journal. 2017. Т. 6. № 4(21)
юридические науки
Дзагурова Наталья Хаджумаровна НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ ОСНОВА ...
ны, защищающие права женщины (А.В. Сурков), разработаны различные механизмы по работе среди женской части населения. «В ноябре 1918 года состоялся Первый Всероссийский съезд работниц и крестьянок, на котором В.И. Ленин заявил: «успех революции зависит от того, насколько в ней участвуют женщины». Съезд определил новые формы и методы активации женщин, вовлечения их в общественно полезный труд, государственную политическую деятельность». В этот период были созданы комиссии, которые пропагандировали женское равноправие и агитировали женщин принимать посильное участие в политической жизни страны. Немало внимания уделяли власти образованию женщин. На политической арене зазвучали женские имена (Н.Л. Пушкарева): И.Ф. Арманд, П.С. Землячки, А.М. Коллонтай, Н.К. Крупская, Е.Д. Стасова, М.И. Ульянова, Е.А. Фурцева и др. [2].
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Как отмечают многие исследователи (Н.О. Адибекян [3], В.И. Дедов [4], А.С. Сорвина [4], А.С. Лебец [5]), политическая деятельность женщин не получила до сих пор должной научной интерпретации, и этому довольно много примеров: бесконечные межнациональные конфликты (Л.Т. Шинелева) [6], межконфессиональные противостояния (М.К. Яковлева) [7], разборки между криминальными группировками (Н.Х. Дзагурова, Н.В. Тедеева) [8] и многое другое. Следует отметить, что господствующей мужской российской элите в современных условиях не удается поддерживать в стране здоровое гражданское общество (А.Ю. Мамычев, Д.И. Мамычева, С.В. Качурова) [9], стабильную политическую систему (Г.Я. Тригуб) [10], а также устойчивую государственную власть. Отстранения женщин от властных структур, а также от государственного управления оборачиваются обстоятельными просчетами мужской части элиты.
Формирование целей статьи (постановка задания). Тот факт, что женщины занимают определенные руководящие должности, сам по себе еще не может гарантировать защиту интересов и потребностей женщин. Но, вместе с тем, в обществе всегда существуют интересы женского и мужского населения, и они различны. При принятии политических решений гендерный подход заключается в осознании того, что те или иные процессы по-разному воздействуют на мужчин и женщин, вызывают неодинаковую их реакцию, социальную напряженность в обществе в целом поддерживают по-разному. И женщины, находящиеся в государственных структурах власти, способны привносить в политическую область те элементы, которые помогут отстаивать, защищать интересы как женской, так и мужской части населения. Источником более глубокой и презентабельной демократии, организации реальных возможностей максимального учета разносторонних интересов в обществе выступает партнерство женщин и мужчин в политической деятельности. Обнародование в России независимости и равенства всех граждан перед законом означает пересмотр всех позиций властных отношений в обществе. Сущность демократического механизма модернизации общественных систем заключается не только в перераспределении обязанностей между отраслями политической власти, между государственными и общественными организациями, но и между женщинами и мужчинами. Степень участия женщин в политических структурах государства является показателем устойчивости демократических процессов.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. В общественном сознании закрепились стереотипные критерии оценки деятельности женщины-руководителя. К женщинам, занимающимся политической деятельностью, как правило, предъявляются более высо-
кие требования, чем к мужчинам-политикам. Женщины должны иметь больше положительных нравственных качеств, быть более подготовленными интеллектуально, трудоспособными, обладать большей интуицией, инстинктами. Как справедливо отмечает Н.А. Зацепина, дважды избравшаяся в Государственную Думу, «.. .мужчины могут выступать на пленарном заседании с какими угодными скандальными заявлениями - надрываться, кричать, закатывать истерику, оскорблять, размахивать руками. Воспринимается это в порядке вещей. Но если аналогичное позволят себе женщины, им сразу навешают ярлыки: «Чего с них возьмешь - женщин!»
Часто возникает вопрос: зачем женщинам высокие руководящие должности? Выдвигаются альтернативные варианты: или семейные дела, дети, руководящая должность, любовь, счастье, бизнес и т.д. В последнее время российские средства массовой коммуникации все настоятельнее обвиняют женщин в том, что они предпочитают общественную деятельность, работу семейным делам, материнству (Е.Л. Вартанова, О.В. Смирнова, Т.И. Фролова) [16], обслуживанию детей и мужа. Однако, как отмечают некоторые ученые (С.А. Амбалова [11], В.И. Дедов [4], А.С. Сорвина [4]), такая альтернатива несправедлива: любовь, пристрастие, семейные проблемы, воспитание детей требуют партнерских отношений между супругами, то есть равного участия мужчины и женщины, иначе происходит процесс «инвалидизации», гипертрофии ответственности женщины.
Что необходимо женщинам-политикам? Прежде всего, быть компетентными, разбираться в проблемах определенных групп населения, которыми они занимаются, они обязательно должны доводить начатые дела до конца, у них слова не должны расходится с делом,. Женщины, занимающиеся политикой должны отличаться большей работоспособностью, владеть способностью менять безболезненно ритм работы, уметь сбавлять напряженность, владеть чувством милосердия, быть добрыми, но объективными, сохранять деловитость, но и, что очень важно, женственность.
В отличие от мужчины-лидера, женщина-лидер должна придерживаться своих принципов, руководящих идей, основных правил осуществления социально-политической деятельности. В основе женских принципов должны лежать, несомненно, последовательность, адекватное аккумулирование ресурсов и сил, благожелательность. Женский принцип должен основываться на утилитарности, накопительстве, магнетизме, то есть способность привлекать к себе внимание, реализовывать имеющиеся ресурсы на повышение благосостояния населения, сохранять материальные и духовные ценности. Женщина должна выделяться умением слушать и воспринимать мудрые советы. Иными словами, женщина должна предпочитать эволюционный путь развития общества. Сложившийся образ руководителя, с другой стороны, налагает свой отпечаток на характер женщины-лидера, так как любая модель руководителя формируется на основе стандартного «мужского» эталона. В соответствии с ним одеяние, поведение, манера общения женщины подвергаются своеобразным изменениям. Явная, своего рода, «маскулинизация» женщины-лидера, способствующая поведенческой жесткости, самоуверенности, строгости, классичности. Впоследствии компрометируются сами идеи женщины-руководителя. Происходит все это, разумеется, «с благословения» и для «комфорта» мужчин, занимающих руководящие посты и не жаждущих пожертвовать традиционно сформированными нормами, устойчивыми поведенческими традициями.
Прямые правовые акты, ограничивающие доступ женщин к государственным структурам, конституционно зафиксированные в России, отсутствуют. Но вместе с тем, есть ряд непрямых актов, которые через предоставление различных трудовых льгот, связанных, в первую очередь, с родительством, и сконцентрированных почти
Dzagurova Natalia Khadzhumarovna juridical
PECULIARITIES OF POLITICAL ACTIVITY ... science
всегда только на одного родителя - мать, распоряжаются именно женщине совмещать семейные функции с работой на производстве. Из-за этого женщина рассматривается как сотрудник, имеющий множество «льгот». А это значит, что она - «ненадежный» кандидат для продвижения в структурах государственного управления.
Наряду с социально-экономическими факторами меняется также социально-культурная норма, регулирующая поведение человека в конкретных условиях. Ее основу составляют запреты, ограничения или дополнения, с помощью которых государство стандартизирует поведение своих граждан. Кроме того, в ней предписаны определенные позиции, указывающие, как может и должен вести себя человек в соответствии с внутренними психологическими установками личности.
«Многие исследователи (С.А. Амбалова, В.А. Зимин, А.Г. Волкова) разделяют мысль И. Кона о том, что характер общественных взаимоотношений между полами зависит не только и не столько от самого полового разделения труда, круга специфических обязанностей мужчин и женщин, сколько от распределения власти, меры общественного признания престижности мужских и женских занятий» [11; 12; 13].
Застарелые причины устойчивости такого стереотипного отношения к женщине обнаруживаются в большей мере именно в управленческой сфере как престижном, привилегированном виде деятельности, предопределяющем высокий социальный статус. В целях предупреждения процесса отторжения женщины от управленческих структур, по нашему мнению, необходимо уделять особое внимание таким факторам, как: профессиональную компетентность, профессиональный рост, уровень конкурентоспособности человека, качество социально-бытовой сферы, способность к работе в структурах государственного управления.
«Принятие решений - особый вид деятельности, отличающийся высокой ответственностью и требующий не только полной отдачи творческих сил, а нередко и рабочего дня сверх установленных его границ. Поэтому достижение качественно нового уровня участия женщин в принятии решений зависит и от кардинальных преобразований быта с той целью (В.П. Пугачев, А.И. Соловьев, Ч.М. Токтоназарова), чтобы он не ограничивал реализацию способностей и индивидуальных устремлений женщин» [14; 15].
Как подтверждает исторический опыт, любое продвижение женщин к усвоению нового социального статуса всегда сопровождается разной степенью осуждения со стороны консервативно настроенной части населения, которая видит в этом покушения на свои права и боится потерять свои привычные льготы. Так было, когда женщина завоевывала и права на образование, и права на трудовую деятельность, и политического равноправия. Подобное происходило и тогда, когда женщины приблизились к рычагам управления. Проведенные различными международными организациями исследования указывают на то (З.В. Канукова Е.В. Нипорка, Н.В. Тедеева), что участие женщин в управлении на всех уровнях - стабилизирующий. Фактор. Там, где женщины занимают 30-40% мест в структурах власти, общество развивается более устойчиво и динамично, оно больше социально ориентировано. Российским женщинам-лидерам, женским организациям необходимо приложить максимум стараний, чтобы эту позицию осмыслили и российские политические партии, и особенно мужчины-политики, и государство в целом [17; 18; 19].
На пороге XXI века политическая деятельность в защиту прав женщин активизировалась и приобрела более мощный импульс. На протяжении всего времени, прошедшего после первой Конференции ООН по правам женщин, в рамках кампании деятельности за достижение равноправия между мужчинами и женщинами произошли кардинальные изменения и имели место бесспорные достижения: количество женщин на рынке труда начало 474
увеличиваться невиданными темпами, у женщин добились значительных достижений на всех уровнях общественной бытия [20].
Решающим событием стало принятие Генеральной Ассамблеей «Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин», принятая от 18 декабря 1979 года. Она установила в международно-правовом формате принципы и меры, сконцентрированные на обеспечение для всех женщин равноправных возможностей. Она потребовала от государств утвердить национальные законодательные акты, осуждающие дискриминацию женщин. Конвенция рекомендовала государствам принять законы, направленные на форсирование условий установления равенства между женщинами и мужчинами, а также механизмы модификации культурных и социальных моделей, содействующих устранению дискриминации» [18]. Важную роль в продвижении женщин в большую политику сыграли «Перспективные стратегии деятельности в области улучшения положения женщин на период с 1986 по 2000 год». В стратегических документах были выдвинуты три цели - равноправие, развитие и согласие. При этом равноправие рассматривается не только как нормативно-правовое равенство между мужчинами и женщинами, но и как паритетность прав, обязанностей и потенциала женщин участвовать в процессах развития законодательных актов в качестве активной действующей силы (В.А. Зимин) [12, с. 297-299].
Характерно, что реформирование или создание новой нормативно-правовой базы совершенствования положения женщин, официальное закрепление социальной феминологии имеет существенное значение и неразрывно связано с особенностями функционирования национальных систем, воздействием организационных структур, направленных на решение женских проблем. В восьмидесяти странах мира функционируют национальные механизмы регулирования социальных прав женщин на государственном уровне (А.С. Лебец), в пяти странах их контролируют премьер-министры [5, с. 4447]. Историко-культурный анализ деятельности таких государственных структур позволяет утверждать, что в разных государствах существуют различные подходы и типы ведомств - министерства, комитеты по делам женщин, женские общественные организации. Но одна обобщающая тенденция, несомненно, при этом наблюдается: политика, сосредоточенная на принятии законопроектов по обеспечению равноправия женщин, разрабатывается на государственном уровне, ее претворение в жизнь регулируется также государством. Примечательно, что национальные системы регулирования социальных прав женщин функционируют как в крупных, так и в малых государствах. Процесс их развития продолжается по настоящее время.
К компетенции этих структур, как правило, политики относят следующие действия:
- следование принципу равенства мужчин и женщин в рамках разрабатываемых государственных законопроектов;
- реагирование на определенные нарушения прав женщин и случаи их дискриминации;
- информационная деятельность по защите социальных, политических, экономических и культурно-образовательных прав женщин;
- разработка и проведение соответствующих научных исследований;
- исследование и использование опыта других стран.
На основе принципов нормативно-правового регулирования социальных прав женщин в рамках стран Европейского союза были утверждены две долгосрочные программы по реализации равных возможностей мужчин и женщин на период 2010-2020 гг. С каждым годом разрабатываются новые программы и перспективы по реализации равных возможностей женщин и мужчин на политической арене.
Baltic Humanitarian Journal. 2017. Т. 6. № 4(21)
юридические науки
Дзагурова Наталья Хаджумаровна НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ ОСНОВА ...
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Важным средством привлечения женщин в политическую деятельность, параллельно с системой организационных мер, считается социальная политика, сосредоточенная на облегчении бытовых условий, воспитания детей. Как показал анализ нормативно-правовых и законодательных актов, принятых ООН, сегодня наиболее существенные изменения в подходах к решению социальных, бытовых и общественных проблем женщин, повышения их роли в политических решениях связаны с процессами коллективного социального планирования. Общественные и политические трансформации в России направлены на включение различных социальных групп и общественных сил в систему разработки, принятия и исполнения политических решений проблем женской дискриминации. Современные российские женские организации, несмотря на ослабление их политической активности, обладают высоким потенциалом для продвижения и защиты интересов женщин в общественной сфере и политических структурах, борьбы за гендерное равноправие и улучшение социального положения женщин в обществе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Документы ООН по защите прав человека https://konsulmir.com/dokumenty-oon-po-zashhite-prav-cheloveka-3/
2. Пушкарева Н.Л. Знаменитые россиянки. СПб.: Пресс, 2005. 336 с.
3. Адибекян Н.О. Семейный канал влияния женщины на политику //Научные проблемы гуманитарных исследований. 2009. № 4. С. 1-10.
4. Дедов В.И., Сорвина А.С. Занятость женщины на рынке труда: гендерная политика в России //Вестник новых медицинских технологий. 2010. Т. 17. № 2. С. 291.
5. Лебец А.С. Женщины в политике или политика женщин //Философия права. 2010. № 2. С. 44-47.
6. Шинелева Л.Т. Женщина и общество. - М.: Печать, 2007. 264 с.
7. Яковлева М.К. Женщина в политике: гендерное неравенство //Известия Регионального финансово-экономического института. 2013. № 2 (2). С. 14.
8. Дзагурова Н.Х., Тедеева Н.В. Повышение роли и расширение участия женщин в политических процессах //Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени Коста Левановича Хетагурова. 2016. № 4. С. 33-38.
9. Мамычев А.Ю., Мамычева Д.И., Качурова С.В. Политическая модернизация публично-властной организации на евразийском пространстве: социокультурный аспект //Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. №3 (16). С. 257-261.
10. Тригуб Г.Я. Реализация женщинами избирательного права в ходе городских выборов на Дальнем Востоке и в Забайкалье в последней четверти XIX - начале XX в //Балтийский гуманитарный журнал. Т. 6 №3 (20). 2017. С. 361-364.
11. Амбалова С.А. Семья как ведущий фактор становления личности //Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени Коста Левановича Хетагурова. 2015. № 4. С. 90-93.
12. Зимин В.А. Женщины России в политике и структурах власти //Теория и практика общественного развития. 2013. № 10. С. 297-299.
13. Волкова А.Г. Женщина и власть. СПб.: Питер, 2006. 218 с.
14. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. Учебник для ВУЗов. М.: Аспетн Пресс, 2008. 116 с.
15. Токтоназарова Ч.М. Восстановление социальной справедливости как цель уголовного наказания (теоретический анализ) //Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 240-243
16. Вартанова Е.Л., Смирнова О.В., Фролова Т.И. Женщины в российской политике: СМИ показали, от-
куда придет гендерное равенство //Вопросы теории и практики журналистики. 2013. № 1. С. 49-63.
17. Канукова З.В. Традиционная культура в инновационном развитии Северного Кавказа //Кавказология. 2017. № 2. С. 89-102.
18. Нипорка Е.В. Общественное мнение о женщинах в политике: современная ситуация //Женщина в российском обществе. 2007. № 3. С. 76-79.
19. Тедеева Н.В. Изменения в сфере семьи и брака женщин Северной Осетии в контексте советских модернизационных процессов 1920-1930-х годов // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2014. № 4-2 (42). С. 183-186.
20. Tedeevа N.V. The involvement of women in North Ossetia in drum's and stakhanov's movement 1920-30-ies in the USSR //The Second International Conference on Eurasian scientific development Proceedings of the Conference. 2014. С. 46-49.
Статья поступила в редакцию 03.10.2017
Статья принята к публикации 26.12.2017