Научная статья на тему 'НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ И ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВЛАСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ МОЛОДЕЖИ (на примере Приволжского федерального округа)'

НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ И ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВЛАСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ МОЛОДЕЖИ (на примере Приволжского федерального округа) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
70
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
молодежная политика / молодежь / нормативно-правовая база / общественно-политические структуры / Приволжский федеральный округ / youth policy / youth / regulatory framework / socio-political structures / Volga Federal District

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Старкин Сергей Валерьевич, Москаленко Владимир Антонович

В статье анализируется нормативно-правовая база, а также деятельность региональных органов власти по формированию общественных институтов, способствующих поддержке гражданской идентичности молодежи. В качестве примера взят Приволжский федеральный округ, где в последние годы активно обновлялось законодательство и программы в сфере молодежной политики, внедрялись новые общественно-политические структуры, нацеленные на вовлечение молодежи в региональные процессы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Старкин Сергей Валерьевич, Москаленко Владимир Антонович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGULATORY-LEGAL AND INSTITUTIONAL ACTIVITIES OF THE AUTHORITIES TO FORM THE CIVIL IDENTITY OF YOUTH (by the example of the Volga Federal District)

The article analyzes the legal framework, as well as the activities of regional authorities in the formation of public institutions that help to support the civic identity of young people. The Volga Federal District is taken as an example, where in recent years legislation and programs in the field of youth policy have been actively updated, new socio-political structures have been introduced aimed at involving young people in regional processes.

Текст научной работы на тему «НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ И ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВЛАСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ МОЛОДЕЖИ (на примере Приволжского федерального округа)»

СТАРКИН Сергей Валерьевич — доктор политических наук, доцент; заведующий кафедрой политологии Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского (603022, Россия, г. Нижний Новгород, пр-кт Гагарина, 23; starkin@imomi.unn.ru)

МОСКАЛЕНКО Владимир Антонович — соискатель кафедры политологии Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского (603022, Россия, г. Нижний Новгород, пр-кт Гагарина, 23; mva8@bk.ru)

НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ И ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВЛАСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ МОЛОДЕЖИ

(на примере Приволжского федерального округа)

Аннотация. В статье анализируется нормативно-правовая база, а также деятельность региональных органов власти по формированию общественных институтов, способствующих поддержке гражданской идентичности молодежи. В качестве примера взят Приволжский федеральный округ, где в последние годы активно обновлялось законодательство и программы в сфере молодежной политики, внедрялись новые общественно-политические структуры, нацеленные на вовлечение молодежи в региональные процессы.

Ключевые слова: молодежная политика, молодежь, нормативно-правовая база, общественно-политические структуры, Приволжский федеральный округ

Введение. Молодежная политика является одним из ключевых направлений деятельности любого государства, поскольку от ее глубины, системности, стратегической продуманности и ресурсного наполнения во многом зависят будущее существование страны, преемственность осуществляемого курса, стабильность внутренней ситуации и т.д. Традиционно молодежь является объектом повышенного внимания со стороны специализированных государственных органов и институтов. В разных странах (либо отдельных субъектах внутри конкретной страны) делами в сфере молодежной политики могут заниматься отдельные министерства, комитеты, ведомства, палаты и иные структуры, в чьи обязанности входят государственная молодежная политика, работа с молодежью, формирование гражданской идентичности молодежи и ряд других направлений деятельности.

В Российской Федерации молодежная политика представляет собой многоуровневую систему, в которой выстроена вертикальная иерархия взаимодействия между органами власти и институтами (федеральными, региональными, муниципальными и т.д.). Другой отличительной особенностью является мно-говекторность молодежной политики, в рамках которой существует вариативность различных форм, методов, технологий, направлений ее реализации, широкий спектр действующих и создающихся институтов взаимодействия с молодежью, а также ее консолидации и интеграции в общественно-политические процессы.

В рамках научных исследований на сегодняшний день гораздо большее внимание уделяется молодежной политике на федеральном уровне, о чем говорит значительный массив работ, публиковавшихся в разные периоды в течение последних десятилетий [Афонина 2002; Нигматуллина 2013; Кретов 2019;

Кривова 2022]. В то же время тема взаимодействия государства с молодежью на других уровнях (макрорегиональном, региональном, муниципальном и т.д.) пока не изучена столь же подробно. На наш взгляд, в условиях активизации и интенсификации молодежной политики за последние годы, а также повышения значимости работы с молодыми людьми в контексте современных международно-политических процессов с участием России (специальная военная операция, конфронтация с коллективным Западом) анализ опыта, возможностей и недостатков молодежной политики на разных уровнях является крайне актуальной темой.

В рамках данного исследования рассматриваются нормативно-правовая база Приволжского федерального округа (ПФО) в сфере молодежной политики и действующие на его территории институты, чья непосредственная деятельность предполагает работу с молодежью и ее вовлечение в общественные процессы. К настоящему моменту существует ряд исследований, в фокусе внимания которых оказывалось взаимодействие государственных институтов и молодежи на уровне ПФО [Беляева 2017; Терентьева 2019; Спиридонов 2021], однако чаще всего внимание авторов сосредоточивалось на одном или нескольких регионах [Шафикова, Жук 2018; Кочкаева 2020; Благонравова, Ширяева 2022], что ограничивало масштаб анализа и сказывалось на универсальности полученных выводов.

Основная часть. Перед началом анализа специфики нормативно-правовой базы и институтов молодежной политики в рамках ПФО стоит упомянуть клю -чевые термины, содержащиеся в базовых документах федерального уровня. В России к таковым относятся федеральный закон «О молодежной политике в Российской Федерации» № 489-ФЗ1 и Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года2 (далее -Основы).

В Основах государственная молодежная политика определяется как «направление деятельности Российской Федерации, представляющее собой систему мер нормативно-правового, финансово-экономического, организационно-управленческого, информационно-аналитического, кадрового и научного характера, реализуемых на основе взаимодействия с институтами гражданского общества и гражданами, активного межведомственного взаимодействия, направленных на гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание молодежи, расширение возможностей для эффективной самореализации молодежи и повышение уровня ее потенциала в целях достижения устойчивого социально-экономического развития, глобальной конкурентоспособности, национальной безопасности страны, а также упрочения ее лидерских позиций на мировой арене»3. В федеральном законе № 489-ФЗ используется термин «молодежная политика», определение которого во многом совпадает с аналогичным из Основ, дополняя и расширяя пре -дыдущее толкование: это «комплекс мер нормативно-правового, финансово-экономического, организационно-управленческого, информационно-ана-

1 Федеральный закон от 30.12.2020 г. № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации». - Официальный сайт Президента России. Доступ: http://www.kremlin.ru/acts/ bank/46328 (проверено 14.06.2023).

2 Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года. Утв. распоряжением Правительства РФ от 29.11.2014 № 2403-р. - Официальный сайт Правительства России. Доступ: http://static.government.ru/media/files/ceFXleNUqOU. pdf (проверено 14.06.2023).

3 Там же.

литического, кадрового, научного и иного характера, реализуемых на основе межведомственного взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления при участии институтов гражданского общества, юридических лиц независимо от их организационно-правовых форм и граждан Российской Федерации, в том числе индивидуальных предпринимателей, и направленных на создание условий для развития молодежи, ее самореализации в различных сферах жизнедеятельности, на гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание молодых граждан в целях достижения устойчивого социально-экономического развития, глобальной конкурентоспособности, национальной безопасности Российской Федерации»1. Оба определения подчеркивают многоуровневость и многофакторность молодежной политики.

Основы государственной молодежной политики также вводят в оборот термин «работа с молодежью», под которой понимается «профессиональная деятельность, направленная на решение комплексных задач по реализации молодежной политики в сферах труда, права, политики, науки и образования, культуры и спорта, коммуникации, здравоохранения, взаимодействия с государственными организациями и общественными институтами, молодежными и детскими общественными объединениями, а также с работодателями»2.

Также необходимо упомянуть «субъекты, осуществляющие деятельность в сфере молодежной политики», обозначенные в федеральном законе № 489-ФЗ. К ним отнесены «молодежь, молодые семьи, молодежные общественные объединения, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, в том числе объединения юридических лиц, работодателей, профессиональные союзы и их объединения, институты гражданского общества, редакции средств массовой информации, а также граждане, в том числе индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в сфере молодежной политики»3.

Каждый регион в Российской Федерации наделен законодательными полномочиями в различных сферах, к которым относится и молодежная политика. Практическая деятельность зависит от ресурсов, потенциала, традиций каждого отдельного субъекта. Однако немаловажным фактором также является и кадровое обеспечение, т.е. конкретные исполнители, отвечающие за воплощение в жизнь положений федеральных и региональных нормативно-правовых актов. К числу последних относятся прежде всего законы о молодежной политике, стратегии и программы развития.

В состав ПФО входят 14 субъектов, каждый из которых имеет собственный закон о молодежной политике. Последним регионом, принявшим соответствующий акт, стал Пермский край, утвердивший в июле 2021 г. закон № 669-ПК «О молодежной политике в Пермском крае»4. Также в региональную нормативно-правовую базу входят (могут входить) следующие виды документов: специальные целевые программы по молодежной политике (как универсальные, так и отраслевые); законы, регулирующие деятельность местных

1 Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. № 489-ФЗ.

2 Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года

3 Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. № 489-ФЗ.

4 Закон Пермского края от 5 июля 2021 г. № 669-ПК «О молодежной политике в Пермском крае». Доступ: https://docs.cntd.ru/document/574791805 (проверено 14.06.2023).

молодежных организаций, объединений, институтов; локальные подзаконные акты (постановления и распоряжения руководителей субъектов, постановления законодательных органов регионов и т.д.).

Для более четкого понимания ситуации в ПФО необходимо кратко проанализировать наполнение нормативно-правовой базы в каждом из 14 субъектов федерального округа.

1. Республика Башкортостан. Основополагающим региональным документом является закон от 6 декабря 2021 г. № 478-з «О молодежной политике в Республике Башкортостан»1, сменивший принятый еще в позднем СССР одноименный закон от 12 ноября 1991 г.

2. Кировская область. Молодежная политика в регионе регулируется законом от 3 марта 2022 г. № 45-ЗО «О молодежной политике в Кировской области»2.

3. Республика Марий Эл. В октябре 2021 г. принят закон № 54-З «О молодежной политике в Республике Марий Эл»3, заменивший предшествующий закон от сентября 1998 г.

4. Республика Мордовия. Главным региональным документом является закон от 29 апреля 2021 г. № 23-3 «О государственной молодежной политике в Республике Мордовия»4. Предыдущий закон был принят в ноябре 1996 г.

5. Нижегородская область. В конце декабря 2021 г. принят закон № 163-3 «О молодежной политике в Нижегородской области»5, заменивший более ранний акт от апреля 1997 г.

6. Оренбургская область. Основным актом является закон от 28 февраля 2022 г. № 216/74-УП-ОЗ6.

7. Пензенская область. Региональная молодежная политика осуществляется в соответствии с законом от 2 апреля 2021 г. № 3639-3ПО «О реализации молодежной политики в Пензенской области»7.

8. Пермский край. Как было указано выше, в июле 2021 г. был принят закон № 669-ПК «О молодежной политике в Пермском крае»8.

9. Самарская область. Действует закон от 14 декабря 2010 г. № 147-ГД

1 Закон Республики Башкортостан от 06.12.2021 г. № 478-з «О молодежной политике в Республике Башкортостан». Доступ: https://docs.cntd.ru/document/577994904 (проверено 14.06.2023).

2 Закон Кировской области от 03.03.2022 № 46-3О «О молодежной политике в Кировской области». Доступ: https://zsko.ru/documents/local-laws/8276.html (проверено 14.06.2023).

3 Закон Республики Марий Эл от 28.10.2021 № 54-З «О молодежной политике в Республике Марий Эл». Доступ: https://docs.cntd.ru/document/577928783 (проверено 14.06.2023).

4 Закон Республики Мордовия от 29.04.2021 № 23-З «О государственной молодежной политике в Республике Мордовия». Доступ: https://docs.cntd.ru/document/574724563 (проверено 14.06.2023)

5 Закон Нижегородской области от 28.12.2021 № 163-З «О молодежной политике в Нижегородской области» (с изм. на 06.02.2023). Доступ: https://docs.cntd.ru/ document/571713637 (проверено 14.06.2023).

6 Закон Оренбургской области от 28.02.2022 № 216/74-УП-ОЗ «О молодежной политике в Оренбургской области и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Оренбургской области». Доступ: https://docs. cntd.ru/document/578135207 (проверено 14.06.2023).

7 Закон Пензенской области от 02.04.2021 № 3639-ЗПО «О реализации молодежной политики в Пензенской области» (с изм. на 24.03.2023). Доступ: https://docs.cntd.ru/ document/574682642 (проверено 14.06.2023).

8 Закон Пермского края от 05.07.2021 № 669-ПК.

«О молодежи и молодежной политике в Самарской области», неоднократно (в т.ч. в последние годы) дополнявшийся и изменявшийся1.

10. Саратовская область. Продолжает действовать закон от 9 октября 2006 г. № 94-ЗСО «О молодежной политике в Саратовской области», также неоднократно дополнявшийся и изменявшийся2.

11. Республика Татарстан. Продолжает действовать закон от 19 октября 1993 г. № 1983-XII «О молодежной политике в Республике Татарстан», неоднократно редактировавшийся в последние несколько лет3.

12. Удмуртская Республика. Основополагающим региональным документом является закон от 11 октября 2021 г. «О реализации молодежной политики в Удмуртской Республике»4.

13. Ульяновская область. В регионе действуют два ключевых закона: «О деятельности государственных органов Ульяновской области в сфере молодежной политики»5 и «О правовом регулировании отдельных вопросов, связанных с реализацией на территории Ульяновской области молодежной политики»6. Оба были приняты в июле 2009 г. и впоследствии неоднократно дополнялись и редактировались.

14. Чувашская Республика. Продолжает действовать закон от 15 ноября 2007 г. № 70 «О молодежной политике в Чувашской Республике» с многочисленными изменениями и дополнениями7.

На основе приведенной выше информации можно констатировать, что нормативно-правовая база субъектов ПФО в сфере молодежной политики за последние несколько лет подверглась серьезным изменениям. В большинстве регионов ключевые законы либо обновились полностью (заменив в т.ч. во многом устаревшие предшествующие законы), либо были существенно изменены и дополнены. В первую очередь это объясняется развитием федерального законодательства и принятием в 2020 г. федерального закона № 489-ФЗ, регулирующего молодежную политику. Соответственно, на региональном уровне необходимо было приступить к ликвидации разночтений и противоречий между трактовками терминов «молодежь», «молодежная политика» и т.д. в различных субъектах Российской Федерации. Унификация и гармонизация реги-

1 Закон Самарской области от 14.12.2010 № 147-ГД «О молодежи и молодежной политике в Самарской области» (с изм. на 11.11.2021). Доступ: https://docs.cntd.ru/ document/945030329 (проверено 14.06.2023)

2 Закон Саратовской области от 09.10.2006 № 94-ЗСО «О молодежной политике в Саратовской области» (с изм. на 02.06.2021). Доступ: https://docs.cntd.ru/document /933009041 (проверено 14.06.2023).

3 Закон Республики Татарстан от 19.10.1993 № 1983-XII «О молодежной политике в Республике Татарстан» (с изм. на 06.04.2023). Доступ: https://docs.cntd.ru/ document/917000266 (проверено 14.06.2023).

4 Закон Удмуртской Республики от 11.10.2021 № 107-РЗ «О реализации молодежной политики в Удмуртской Республике». Доступ: https://docs.cntd.ru/document/577923646 (проверено 14.06.2023).

5 Закон Ульяновской области от 14.07.2009 № 100-ЗО «О деятельности государственных органов Ульяновской области в сфере молодежной политики». Доступ: http://www.zsuo. ru/42-zakonotvorchestvo/zakony/prinyatye/1080-zakon-700.html (проверено 14.06.2023).

6 Закон Ульяновской области от 14.07.2009 № 100-ЗО «О правовом регулировании отдельных вопросов, связанных с реализацией на территории Ульяновской области молодежной политики» (с изм. на 27.04.2021). Доступ: https://docs.cntd.ru/document/918014374 (проверено 14.06.2023).

' Закон Чувашской Республики от 15.11.2007 № 70 «О молодежной политике в Чувашской Республике» (с изм. на 20.05.2021). Доступ: https://docs.cntd.ru/document/424074533 (проверено 14.06.2023).

ональных законодательств позволяли гораздо более эффективно осуществлять консолидированную политику и координировать деятельность в рамках ПФО.

Еще одним немаловажным аспектом были порою существенные расхождения между региональными законодательными актами в сфере молодежной политики и Основами государственной молодежной политики. В тех случаях, когда локальные нормативно-правовые акты не соответствовали федеральному документу, это вызывало существенные проблемы и трудности в реализации государственного курса на уровне конкретных субъектов, что не только тормозило процесс, но и могло сказываться на настроениях молодежи в целом либо ее отдельных сегментов.

Третьим фактором, объясняющим активизацию законодательных инициатив в сфере региональной молодежной политики, можно считать особенности внутреннего развития ПФО как на уровне отдельных субъектов, так и на непосредственно окружном. Несмотря на свой демографический потенциал, ПФО ежегодно «проседает» в показателях по численности молодежи из-за перманентного оттока молодых людей (прежде всего в Москву и Санкт-Петербург). Таким образом, обновление законодательной базы свидетельствует о намерениях региональных властей повлиять на данные процессы.

С последним фактором напрямую связана и деятельность субъектов ПФО по внедрению и реализации различных специализированных государственных молодежных программ и все более активной институционализации молодежной политики.

Принимая во внимание все указанное выше, следует подчеркнуть, что развитие нормативно-правовой базы и институционализация сферы молодежной политики в ПФО безусловно являются важными процессами по консолидации молодежи и формированию у нее гражданской идентичности. Однако и на федеральном, и на региональном, и на муниципальном уровнях до сих пор имеется большое число проблем и сложностей, связанных с недостатками практической реализации, порою слабым кадровым и/или ресурсным наполнением, некоторыми пробелами в законодательных актах и государственных программах, слабой координацией деятельности регионов по ряду вопросов и процессов.

Помимо региональных законов, регулирующих молодежную политику, необходимо выделить такой тип нормативно-правовых актов, как специализированные региональные программы. Они нацелены на решение конкретных проблем в сфере взаимодействия властей и молодежи, а наполнение и ответственный орган-исполнитель отличаются в зависимости от каждого региона.

1. Республика Башкортостан. В регионе действует государственная программа «Развитие физической культуры, спорта и молодежной политики в Республике Башкортостан», охватывающая не только заявленные в названии сферы, но и, например, популяризацию здорового образа жизни, патриотическое воспитание и т.д. Ответственным исполнителем является региональное Министерство молодежной политики и спорта1.

2. Кировская область. Основной государственной программой региона явля-

1 Постановление Правительства Республики Башкортостан от 25.12.2017 № 613 «Об утверждении государственной программы "Развитие физической культуры, спорта и молодежной политики в Республике Башкортостан" и о внесении изменений в некоторые решения Правительства Республики Башкортостан (с изм. на 16.01.2023). Доступ: https:// docs.cntd.ru/document/446619032 (проверено 14.06.2023).

ется программа «Развитие образования», находящаяся, соответственно, в ведении Министерства образования1.

3. Республика Марий Эл. В регионе на сегодняшний день действуют несколько государственных программ, направленных как на общее развитие молодежной политики, так и на совершенствование ее отдельных аспектов. В частности, можно отметить «Развитие физической культуры, спорта, туризма и молодежной политики в Республике Марий Эл» (ответственный исполнитель -Министерство молодежной политики, спорта и туризма)2 и «Развитие образования» (ответственный исполнитель - Министерство образования и науки)3.

4. Республика Мордовия. В 2021 г. начала действовать государственная программа «Развитие образования в Республике Мордовия», исполнителем является региональное Министерство образования4.

5. Нижегородская область. С 2014 г. действует государственная программа «Развитие образования в Нижегородской области», находящаяся в ведении регионального Министерства образования и науки5. Также стоит отметить, что молодежная политика является одним из главных направлений Стратегии социально-экономического развития Нижегородской области до 2035 г.6

6. Оренбургская область. В регионе представлены две государственные программы, сопряженные с реализацией молодежной политики: «Развитие системы образования Оренбургской области», за реализацию которой отвечает Министерство образования7, и «Патриотическое воспитание и допризывная подготовка граждан в Оренбургской области», находящаяся в ведении Департамента молодежной политики8.

1 Постановление Правительства Кировской области от 30.12.2019 № 754-П «Об утверждении государственной программы Кировской области "Развитие образования"» (с изм. на 21.04.2023). Доступ: https://docs.cntd.ru/document/973079417?marker (проверено 14.06.2023).

2 Постановление Правительства Республики Марий Эл от 30.11.2012 № 449 «О государственной программе Республики Марий Эл "Развитие физической культуры, спорта, туризма и молодежной политики в Республике Марий Эл" на 2013- 2025 годы» (с изм. на 30.01.2023). Доступ: https://docs.cntd.ru/document/424051945 (проверено 14.06.2023).

3 Постановление Правительства Республики Марий Эл от 30.11.2012 № 452 «О государственной программе Республики Марий Эл "Развитие образования"» (с изм. на 30.03.2023). Доступ: https://docs.cntd.ru/document/422401334 (проверено 14.06.2023).

4 Постановление Правительства Республики Мордовия от 06.09.2021 № 416 «Об утверждении государственной программы Республики Мордовия "Развитие образования в Республике Мордовия" и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Республики Мордовия» (с изм. на 27.02.2023). Доступ: ttps://docs.cntd.ru/ document/574868008?marker (проверено 14.06.2023).

5 Постановление Правительства Нижегородской области от 30.04.2014 № 301 «Об утверждении государственной программы "Развитие образования Нижегородской области"» (с изм. на 21.02.2023). Доступ: https://docs.cntd.ru/document/571721130 (проверено 14.06.2023).

6 Постановление Правительства Нижегородской области от 21.12.2018 № 889 «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Нижегородской области до 2035 г.» (с изм. от 04.04.2023). Доступ: https://docs.cntd.ru/document/465587311?section=text (проверено 14.06.2023).

7 Постановление Правительства Оренбургской области от 29.12.2018 № 921-пп «Об утверждении государственной программы Оренбургской области "Развитие системы образования Оренбургской области"» (с изм. на 14.02.2023). Доступ: https://docs.cntd.ru/ document/553167279 (проверено 14.06.2023).

8 Постановление Правительства Оренбургской области от 29.12.2018 № 910-пп «Об утверждении государственной программы "Патриотическое воспитание и допризывная подготовка граждан Оренбургской области"». Доступ: https://docs.cntd.ru/ document/550336342 (проверено 14.06.2023).

7. Пензенская область. Основной государственной программой региона является программа «Молодежь Пензенской области», ответственным исполнителем которой выступает Министерство образования Пензенской области1.

8. Пермский край. С 2013 г. действует государственная программа «Образование и молодежная политика», находящаяся в ведении Министерства образования и науки2.

9. Самарская область. В 2015 г. была принята региональная государственная программа «Развитие образования и повышение эффективности реализации молодежной политики в Самарской области», пролонгированная впоследствии до 2030 г. Ключевым исполнителем стало Министерство образования и науки3.

10. Саратовская область. Действующая государственная программа «Развитие физической культуры, спорта, туризма и молодежной политики» реализуется с 2013 г. под эгидой Министерства молодежной политики, спорта и туризма4.

11. Республика Татарстан. В регионе действует государственная программа «Развитие молодежной политики в Республике Татарстан на 2019-2025 годы», реализуемая под контролем Министерства по делам молодежи5.

12. Удмуртская Республика. С 2015 г. действует государственная программа «Развитие физической культуры, спорта и молодежной политики». Ответственным исполнителем было назначено Министерство по физической культуре, спорту и молодежной политике6.

13. Ульяновская область. Основной государственной программой является программа «Развитие и модернизация образования в Ульяновской области». Исполнителем является Министерство просвещения и воспитания, в числе соисполнителей - Министерство молодежного развития7.

14. Чувашская Республика. В конце 2018 г. была принята государственная

1 Постановление Правительства Пензенской области от 24.09.2013 № 712-п «Об утверждении государственной программы Пензенской области "Молодежь Пензенской области"». Доступ: https://docs.cntd.ru/document/424055923?marker (проверено 14.05.2023).

2 Постановление Правительства Пермского края от 03.10.2013 № 1318-п «Об утверждении государственной программы Пермского края "Образование и молодежная политика"». Доступ: https://docs.cntd.ru/document/494902414 (проверено 14.05.2023).

3 Постановление Правительства Самарской области от 21.01.2015 № 6 «Об утверждении государственной программы Самарской области "Развитие образования и повышение эффективности реализации молодежной политики в Самарской области" на 2015- 2030 годы (с изм. на 11.04.2023). Доступ: https://docs.cntd.ru/document/464016847 (проверено 14.05.2023).

4 Постановление Правительства Саратовской области от 03.10.2013 № 526-П «О государственной программе Саратовской области "Развитие физической культуры, спорта, туризма и молодежной политики"» (с изм. на 13.09.2021). Доступ: https://docs.cntd.ru/ document/467700859 (проверено 14.05.2023).

5 Постановление Кабинета министров Республики Татарстан от 05.03.2019 № 158 «Об утверждении государственной программы "Развитие молодежной политики в Республике Татарстан на 2019-2025 годы"» (с изм. на 22.03.2023). Доступ: https://docs.cntd. ru/document/553168439 (проверено 14.05.2023).

6 Постановление Правительства Удмуртской Республики от 28.09.2015 № 460 «О государственной программе Удмуртской Республики "Развитие физической культуры, спорта и молодежной политики"» (с изм. на 23.01.2023). Доступ: https://docs.cntd.ru/ document/432804621 (проверено 14.05.2023).

7 Постановление Правительства Ульяновской области от 14.11.2019 № 26/56-П «Об утверждении государственной программы Ульяновской области "Развитие и модернизация образования в Ульяновской области"». Доступ: https://docs.cntd.ru/document/463732701 (проверено 14.05.2023).

программа «Развитие образования». Ответственным исполнителем выступает Министерство образования и молодежной политики1.

Приведенные данные демонстрируют активность субъектов ПФО в сфере реализации государственных программ, полностью или частично посвященных молодежной политике. Обновление или корректировка госпрограмм во многом обусловлена необходимостью их соответствия ключевым документам - федеральному закону № 489-ФЗ и Основам государственной молодежной политики. На сегодняшний день проблема расхождения положений федеральных и региональных документов устранена не во всех регионах ПФО.

Еще одним препятствием на пути формирования консолидированной системы молодежной политики на уровне ПФО является нахождение молодежной политики в ведении разных по своим обязанностям органов власти и иных структур. Так, в некоторых регионах молодежная политика выведена в отдельное направление, для чего создается специализированный курирующий орган, в других - объединена со спортом, туризмом и т.д., в-третьих является частью деятельности региональных министерств образования (т.е. не основной сферой деятельности).

Институты вовлечения молодежи в общественные процессы в случае с ПФО разнятся в зависимости от региона и отличаются разными кадровым и ресурсным наполнением, интенсивностью работы и имеющимися результатами. По направлению деятельности это могут быть специализированные учреждения для спорта, творчества, социальной деятельности и т.д. Активно развивается число общественно-политических структур, нацеленных на привлечение и участие молодежи: молодежные парламенты, городские думы, общественные палаты, избирательные комиссии и т.д.

Отдельно необходимо упомянуть о новой для России структуре, созданной в рамках ПФО. В июне 2022 г. представители всех 14 регионов подписали соглашение о создании Ассоциации молодежных парламентов. Предполагается, что данная структура будет заниматься «координацией законотворческой деятельности молодежи округа», а ее непосредственная работа позволит выработать «единые правовые основы для реализации молодежной политики»2.

Выводы. Подводя итоги, можно констатировать, что нормативно-правовая база ПФО на сегодняшний день находится в своеобразном переходном периоде. С одной стороны, наблюдается высокая активность местных органов власти, направленная на ликвидацию расхождений региональных законов с федеральными, активно формируются и реализуются государственные программы. С другой стороны, современная международная и внутриполитическая ситуация требует интенсификации нормативно-правовой и институциональной деятельности в сфере молодежной политики, что проявляется, например, не только в законодательной деятельности, но и в создании ранее не представленных в российском политическом поле структур, нацеленных на реализацию молодежных инициатив.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 Постановление Кабинета министров Чувашской Республики от 20.12.2018 № 531 «О государственной программе Чувашской Республики "Развитие образования"» (с изм. на 26.01.2023). Доступ: https://docs.cntd.ru/document/550302353 (проверено 14.05.2023).

2 В Поволжье создали первую в России ассоциацию молодежных парламентов - ТАСС. 09.06.2022. Доступ: https://tass.ru/politika/14872225 (проверено 14.05.2023).

Список литературы

Афонина В.Н. 2002. Государственная молодежная политика в современной России: взаимодействие институтов государства и гражданского общества: дис. ... к.полит.н. Ростов н/Д. 181 с.

Беляева Н.М. 2017. Практика молодежного парламентаризма в регионах Приволжского федерального округа в контексте трансформации государственной молодежной политики в 2010-е гг. — Вестник Пермского университета. Сер. Политология. № 3. С. 198-217.

Благонравова Ю.К., Ширяева Ю.С. 2022. Оценка и прогнозирование развития молодежной политики в Нижегородской области. - Chronos; Мультидисциплинарные науки. Т. 7. № 5(67). С. 30-33.

Кочкаева Е.Д. 2020. Реализация молодежной политики в Республике Мордовия. - Научный формат: электронный журнал. Доступ: https:// cyberlenmka.ru/article/n/reaUzatsiya-molodezhnoy-poUtiki-v-respublike-mordoviya (проверено 14.05.2023).

Кретов А.Ю. 2019. Механизмы государственной молодежной политики в Российской Федерации: проблемы практической реализации. - Вестник Поволжского института управления. Т. 19. № 6. С. 101-112.

Кривова А.Л. 2022. Молодежная политика в РФ: формы реализации, проблемы и приоритеты развития. — Вопросы национальных и федеративных отношений. Т. 12. № 6(87). С. 2085-2095.

Нигматуллина Т.А. 2013. Механизмы формирования российской молодежной политики:региональный аспект. М.: NOTA BENE. 258 с.

Спиридонов А.Г. 2021. Реализация государственной молодежной политики в регионах Приволжского федерального округа. Межрегиональный проект «Позитив улиц». — Управление устойчивым развитием. № 3(34). С. 63-67.

Терентьева К.О. 2019. Основные направления реализации государственной молодежной политики в Приволжском федеральном округе. - Аллея науки. Т. 2. № 5(32). С. 682-686.

Шафикова И.Ф., Жук С.И. 2018. Молодежная политика в Республике Татарстан: современное состояние, проблемы и перспективы развития. -Экономика и социум. № 3(46). С. 575-580.

STARKIN Sergei Valer'evich, Dr.Sci. (Pol.Sci.), Associate Professor; Head of the Chair of Political Science, Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod (23 Gagarina Ave, Nizhny Novgorod, Russia, 603022; starkin@imomi.unn.ru) MOSKALENKO Vladimir Antonovich, external doctorate student of the Chair of Political Science, Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod (23 Gagarina Ave, Nizhny Novgorod, Russia, 603022; mva8@bk.ru)

REGULATORY-LEGAL AND INSTITUTIONAL ACTIVITIES OF THE AUTHORITIES TO FORM THE CIVIL IDENTITY OF YOUTH (by the example of the Volga Federal District)

Abstract. The article analyzes the legal framework, as well as the activities of regional authorities in the formation of public institutions that help to support the civic identity of young people. The Volga Federal District is taken as an example, where in recent years legislation and programs in the field of youth policy have been actively updated, new socio-political structures have been introduced aimed at involving young people in regional processes. Keywords: youth policy, youth, regulatory framework, socio-political structures, Volga Federal District

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.