Научная статья на тему 'Нормативно-правовая база противодействия коррупции в России'

Нормативно-правовая база противодействия коррупции в России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3987
353
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
коррупция / взятка / противодействие коррупции / corruption / a bribe / corruption counteraction

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — С Р. Гостева

В статье рассматривается нормативно-правовая база противодействия коррупции

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STANDARD-LEGAL BASE OF COUNTERACTION OF THE RUSSIAN CORRUPTION IN RUSSIA

In artikle the standard-legal base, corruption counteractions is considered

Текст научной работы на тему «Нормативно-правовая база противодействия коррупции в России»

С.Р. Гостева, кандидат исторических наук, доцент (г. Воронеж)

НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В РОССИИ

Статья рекомендована к печати доктором юридических наук, профессором В.И. Илюхиным, доктором

юридических наук, профессором В.Г. Розенфельдом.

Аннотация. В статье рассматривается нормативно-правовая база противодействия корруп-Ключевые слова: коррупция, взятка, противодействие коррупции.

УДК 340.3

В последнее время в России резко возросло внимание к проблемам противодействия коррупции. Борьбу с коррупцией ведут Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации, правоохранительные органы, прокуратура, органы государственной власти субъектов Федерации, органы власти муниципальных образований. Граждане России с большим вниманием, заинтересовано реагируют на все меры, предпринимаемые по противодействию коррупции. Это несомненно связано с тем, что коррупция, как говорится, всех достала.

Коррупция, пронизав все сферы общества и государства, достаточно комфортно себя чувствует в экономике, государственных и муниципальных структурах, правоохранительных органах, Вооруженных Силах, здравоохранении, образовании и т.д., и т.п. Понятно, что, имея общую характеристику, она приобрела различные черты, оттенки, в каждой конкретной сфере, конкретном направлении. Коррупция, как раковые метастазы, разъедает организм российского государства и общества. Несомненно, что коррупция в современных условиях является серьезной угрозой национальной безопасности Российской Федерации (А.Э. Бинецкий, О.В. Дамаскин, В.И. Илюхин, А. Константинов, В.М. Корякин, А.И. Кирпичников, С.В. Максимов, В.И. Попов, В.Г. Ро-зенфельд, А.Я. Сухарев, П.А. Скобликов, Ю.В. Голик, В.И. Карасев, С.М. Проява и др.).

Подчеркнем, что коррупция имеет исторические корни, которые уходят в глубокую стари-

ну, во времена формирования основ древнерусской государственности. Известны факты, когда русские цари пытались искоренить коррупцию. Например:

-Соборное уложение 1649 года запретило взяточничество не только в суде, но и за нарушение воинской обязанности. Так, если боярин или воевода отпускал ратных людей со службы без царского указа за взятки, то по слову государя он подвергался жестокому наказанию[1].

-В 1714 году Петр I издал Указ "О воспрещении взяток и посулов", который отменил поместное обеспечение чиновников и повысил их денежное содержание. Даже близкие люди императора за мздоимство, взяточничество подвергались жестоким наказаниям. Навлекал на себя гнев царя Александр Данилович Мен-шиков сребролюбием, алчностью, произвольными действиями. Грабежи, которые позволял себе Меншиков в Польше и Малороссии, возбуждали сильнейшее негодование Петра. В 1712 году, отправляя Меншикова в Померанию, Петр писал ему: "... говорю тебе в последний раз: перемени поведение, если не хочешь большой беды. Теперь ты пойдешь в Померанию, не мечтай, что ты будешь там вести себя, как в Польше; ты мне ответишь головою при малейшей жалобе на тебя". Меншиков не внял угрозам царя. И в Померании, и в последующие годы действовал он так, что еще более раздражал царя. Однако Меншиков избежал участи Гагарина, Нестерова, Шафирова, которые были приговорены к смертной казни [2]. Современники Петра рассказывали следующий случай. Импе-

ратор, слушая в Сенате дела о казнокрадстве, сильно рассердился и сказал генерал-прокурору Ягужинскому: "Напиши именной указ, что если кто и на столько украдет, что можно купить веревку, то будет повешен". - "Государь, -отвечал Ягужинский, - неужели вы хотите остаться императором один без служителей и подданных? Мы все воруем с тем только различием, что один больше и приметнее, чем другой". Петр рассмеялся и ничего не сказал на это [3].

- При Екатерине II окончательно было утверждено денежное жалованье для всех чиновников, включая кадровых военных. Иные их доходы стали приравниваться к взяткам.

- Александр I в начале XIX века издал указы "Об изыскании причин и представлении средств к искоренению лихоимства и лихода-тельства" и "О воспрещении приносить подарки начальникам губерний и другим чиновникам".

-В 1832 году Сенат издал Указ "О воспрещении начальствующим лицам принимать подношения от общества".

-В мае 1862 года Николай I учредил Особый Комитет "Для соображения законов о лихоимстве и положения предварительного заключения о мерах к истреблению сего преступления".

-В 1845 году принимается Уложение о наказаниях уголовных и исправительных, в котором вводилась уголовная ответственность за взяточничество.

-В ноябре 1862 года Александр II издал "антивзяточный" Указ "Об изыскании причин и представлении средств к искоренению сей язвы" [4].

Не смогли справиться с коррупцией цари, не победила ее и Советская власть. В годы правления в СССР М.С. Горбачева коррупция резко возросла. Эта тенденция стала бурно прогрессировать после развала Советского Союза.

Высшее руководство Российской Федерации неоднократно проявляло беспокойство в связи с нарастанием коррупции. Об этом, например, свидетельствуют практически все послания Федеральному Собранию Российской Федерации В.В. Путина во времена его президентства. Однако по многим причинам при

Путине противодействие коррупции не получило достаточного законодательного и практического наполнения.

Потребовалась политическая воля Президента Российской Федерации Д.А. Медведева, выступившего инициатором принятия пакета антикоррупционных федеральных законов. Издан Указ Президента Российской Федерации от 19 мая 2008 года № 815 "О мерах по противодействию коррупции". Был образован Совет при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции [5]. Утвержден Национальный план противодействия коррупции, ратифицированы важнейшие международные правовые акты, принят Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-Ф3 "О противодействии коррупции" [6], внесены изменения в действующее законодательство, изданы указы Президента Российской Федерации, серьезно повышающие требования к государственным и муниципальным служащим. Определено, что правовую основу противодействия коррупции составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-Ф3 "О противодействии коррупции" и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, а также нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты иных федеральных органов государственной власти, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Федерации и муниципальные правовые акты.

В статье 1 Федерального закона "О противодействии коррупции" четко сформулированы понятия о коррупции и противодействии ей:

"1) коррупция:

а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях по-

лучения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или третьих лиц либо незаконное представление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;

б) совершение деяний, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица;

2) противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений".

Основными принципами противодействия коррупции в Федеральном законе от 25 декабря 2008 года № 273-Ф3 определены:

- признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;

- законность;

- публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;

- неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений;

-комплексное использование политических, организационных, информционно-пропа-гандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер;

- приоритетное применение мер по предупреждению коррупции;

- сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами.

Российская Федерация в соответствии с международными договорами Российской Фе-

дерации и (или) на основе принципа взаимности сотрудничает в области противодействия коррупции с иностранными государствами, их правоохранительными органами и специальными службами, а также с международными организациями в целях:

- установления лиц, подозреваемых (обвиняемых) в совершении коррупционных преступлений, их местонахождения, а также местонахождения других лиц, причастных к коррупционным преступлениям;

- выявления имущества, полученного в результате совершения коррупционных правонарушений или служащего средством их совершения;

- предоставления в надлежащих случаях предметов или образцов веществ для проведения исследований или судебных экспертиз;

- обмена информацией по вопросам противодействия коррупции;

- координации деятельности по профилактике коррупции и борьбе с коррупцией.

Иностранные граждане, лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, иностранные юридические лица, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, а также их филиалы и представительства (иностранные организации), обвиняемые (подозреваемые) в совершении коррупционных правонарушений за пределами Российской Федерации, подлежат ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации в случаях и порядке, предусмотренных международными договорами Российской Федерации и федеральными законами.

В России установлены следующие организационные основы противодействия коррупции.

• Президент Российской Федерации определяет основные направления государственной политики в области противодействия коррупции; устанавливает компетенцию федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых он осуществляет, в области противодействия коррупции.

• Федеральное Собрание Российской Федерации обеспечивает разработку и принятие федеральных законов по вопросам противодействия коррупции, а также контролирует деятельность органов исполнительной власти в пределах своих полномочий.

•Правительство Российской Федерации распределяет функции между федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых оно осуществляет, по противодействию коррупции.

•Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий.

• В целях обеспечения координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по реализации государственной политики в области противодействия коррупции по решению Президента Российской Федерации могут формироваться органы в составе представителей федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и иных лиц. Для исполнения решений органов по координации деятельности в области противодействия коррупции могут подготавливаться проекты указов, распоряжений и поручений Президента Российской Федерации, проекты постановлений, распоряжений и поручений Правительства Российской Федерации, которые в установленном порядке представляются на рассмотрение соответственно Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, а также издаваться акты (совместные акты) федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представители которых входят в состав соответствующего органа по координации деятельности в области противодействия коррупции. При полученных данных о совершении коррупционных правонару-

шений органы по координации деятельности в области противодействия коррупции передают их в соответствующие государственные органы, уполномоченные проводить проверку таких данных и принимать по итогам проверки решения в установленном законом порядке.

• Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в пределах своих полномочий координируют деятельность органов внутренних дел Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации и других правоохранительных органов по борьбе с коррупцией и реализуют иные полномочия в области противодействия коррупции, установленные федеральными законами.

• Счетная палата Российской Федерации в пределах своих полномочий обеспечивает противодействие коррупции в соответствии с Федеральным законом от 11 января 1995 года № 4-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации".

В Федеральном законе «О противодействии коррупции» определены следующие основные меры по профилактике коррупции:

- формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;

- антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов;

- предъявление в установленном законом порядке квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей государственной или муниципальной службы, а также проверка в установленном порядке сведений, представляемых указанными гражданами;

- установление в качестве основания для увольнения лица, замещающего должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, с замещаемой должности государственной или муниципальной службы или для применения в отношении его иных мер юридической ответственности непредставления им све-

дений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;

- внедрение в практику кадровой работы федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления правила, в соответствии с которым длительное, безупречное и эффективное исполнение государственным или муниципальным служащим своих должностных обязанностей должно в обязательном порядке учитываться при назначении его на вышестоящую должность, присвоении ему воинского или специального звания, классного чина, дипломатического ранга или при его поощрении;

- развитие институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции.

Основными направлениями деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции законодатель определил:

- проведение единой государственной политики в области противодействия коррупции;

- создание механизма взаимодействия правоохранительных и иных государственных органов с общественными и парламентскими комиссиями по вопросам противодействия коррупции, а также с гражданами и институтами гражданского общества;

- принятие законодательных, административных и иных мер, направленных на привлечение государственных и муниципальных служащих, а также граждан к более активному участию в противодействии коррупции, на формирование в обществе негативного отношения к коррупционному поведению;

- совершенствование системы и структуры государственных органов, создание механизмов общественного контроля за их деятельностью;

- введение антикоррупционных стандартов, то есть установление для соответствующей

области деятельности единой системы запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции в данной области;

- унификация прав и ограничений, запретов и обязанностей, установленных для государственных служащих, а также для лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации;

- обеспечение доступа граждан к информации о деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

- обеспечение независимости средств массовой информации;

- неукоснительное соблюдение принципов независимости судей и невмешательства в судебную деятельность;

- совершенствование организации деятельности правоохранительных и контролирующих органов по противодействию коррупции;

- совершенствование порядка прохождения государственной и муниципальной службы;

- обеспечение добросовестности, открытости, добросовестной конкуренции и объективности при размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд;

- устранение необоснованных запретов и ограничений, особенно в области экономической деятельности;

- совершенствование порядка использования государственного и муниципального имущества, государственных и муниципальных ресурсов (в том числе при предоставлении государственной и муниципальной помощи), а также порядка передачи прав на использование такого имущества и его отчуждения;

- повышение уровня оплаты труда и социальной защищенности государственных и муниципальных служащих;

- укрепление международного сотрудничества и развитие эффективных форм сотрудничества с правоохранительными органами и со специальными службами, с подразделениями финансовой разведки и другими компетентными органами иностранных государств и между-

народными организациями в области противодействия коррупции и розыска, конфискации и репатриации имущества, полученного коррупционным путем и находящегося за рубежом;

- усиление контроля за решением вопросов, содержащихся в обращениях граждан и юридических лиц;

- передача части функций государственных органов саморегулируемым организациям, а также иным негосударственным организациям;

- сокращение численности государственных и муниципальных служащих с одновременным привлечением на государственную и муниципальную службу квалифицированных специалистов;

-повышение ответственности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц за неприятие мер по устранению причин коррупции;

- оптимизация и конкретизация полномочий государственных органов и их работников, которые должны быть отражены в административных и должностных регламентах.

Статьи 8-9 Федерального закона № 273-Ф3 от 25 декабря 2008 года определяют обязанности государственных и муниципальных служащих представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного порядка, а также их обязанности уведомлять об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений.

Статьи 10 и 11 указанного Федерального закона посвящены конфликту интересов на государственной и муниципальной службе; порядку его предотвращения и урегулирования.

Статья 12 закона вводит ограничения, налагаемые на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового договора.

Статьи 13 и 14 Федерального закона № 273-Ф3 от 25 декабря 2008 года посвящены ответственности физических и юридических лиц за коррупционные правонарушения.

Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 274-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона

"О противодействии коррупции" [7] направлен на повышение эффективности и согласованности правового регулирования отношений в области противодействия коррупции. Федеральный закон в законодательные акты Российской Федерации внес изменения, в соответствии с которыми уточнены требования к судьям, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, депутатам законодательных (представительных) и служащим исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований, членам избирательных комиссий, Председателю, заместителю Председателя и аудиторам Счетной палаты Российской Федерации и служащим Банка России. Сведения о доходах, представление которых предусмотрено Федеральным законом для судей, членов избирательных комиссий, Председателя, заместителя Председателя и аудиторов Счетной палаты Российской Федерации и служащих Банка России, впервые подаются ими в I квартале 2010 года за 2009 год. Сведения о доходах, представление которых предусмотрено Федеральным законом для кандидатов на должность судьи, подаются ими с марта 2009 года.

Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и принятием Федерального закона "О противодействии коррупции" [8] внес изменения в 17 законодательных актов, среди которых законы "О милиции", "О прокуратуре Российской Федерации", "О службе в таможенных органах Российской Федерации", "О Федеральной службе безопасности", "О статусе военнослужащих", "О судебных приставах", "О государственной гражданской службе", "О муниципальной службе", а также в Гражданский, Уголовный, Уголовно-процессуальный, Трудовой кодексы и Кодекс об административных правонарушениях. Изменения устанавливают, что на сотрудников органов по контролю за оборотом

наркотиков, военнослужащих, прокурорских работников, сотрудников таможенных органов, судебных приставов распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом "О противодействии коррупции".

Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2008 года № 5-ФК3 "О внесении изменений в статью 10 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" [9] установил, что члены Правительства представляют в налоговые органы сведения о являющихся объектами налогообложения доходах, ценных бумагах и ином имуществе, принадлежащем на праве собственности не только им, но и их супругам и несовершеннолетним детям, а также сведения о своих обязательствах имущественного характера и об обязательствах имущественного характера супругов и несовершеннолетних детей.

Федеральный закон от 22 декабря 2008 года № 262-Ф3 "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" [10] направлен на регулирование отношений, связанных с доступом граждан, организаций, общественных объединений, органов государственной власти и органов местного самоуправления к информации о деятельности судов в Российской Федерации. Указанный закон устанавливает основные принципы и способы обеспечения доступа к указанной информации, порядок ее представления, а также основания, исключающие возможность предоставления информации о деятельности судов в случаях, если запрашиваемая информация относится к информации ограниченного доступа, является вмешательством в деятельность судов, ее предоставление не позволяет обеспечить безопасность участников судебного процесса и в иных случаях. 3начительное внимание уделено размещению информации о деятельности судов в сети Интернет, которая включает в себя: судебные акты; сведения о прохождении дел в судах и о порядке обжалования судебных актов; данные судебной статистики; общие сведения о судах; Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации и его органах, органах судебного сообщества и

другие. Сфера действия Федерального закона от 22 декабря 2008 года № 262-Ф3 распространяется на все суды, составляющие судебную систему Российской Федерации. Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2010 года.

Федеральный закон от 22 декабря 2008 года № 267-Ф3 "О внесении изменений в Федеральный закон "О муниципальной службе в Российской Федерации" [11] внес изменения в Федеральный закон "О муниципальной службе в Российской Федерации" в части введения понятия "урегулирования конфликта интересов на муниципальной службе". Для урегулирования конфликта интересов в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования могут образовываться комиссии по урегулированию конфликта интересов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Федеральным законом от 26 декабря 2008 года № 293-Ф3 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части исключения внепроцессу-альных прав органов внутренних дел Российской Федерации, касающихся проверок субъектов предпринимательской деятельности" [12] внесены изменения в 3акон РСФСР от 18 апреля 1991 года № 1026-1 "О милиции", Федеральный закон от 12 августа 1995 года № 144-Ф3 "Об оперативно-розыскной деятельности" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, которыми исключаются внепроцессуальные права органов внутренних дел Российской Федерации, касающиеся проверок субъектов предпринимательской деятельности. Федеральный закон уточнил процедуры изъятия документов сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации при осуществлении оперативно-розыскной деятельности и производства по делам об административных правонарушениях.

Федеральный закон от 26 декабря 2008 года № 294-Ф3 "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" [13] направлен на усиление гарантий защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного кон-

троля (надзора) и муниципального контроля. Федеральный закон от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ установил порядок юридических и индивидуальных предпринимателей органами государственного контроля (надзора) и муниципального кон-троля; основные принципы защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Федеральный закон предусматривает обязанность органов государственного контроля (надзора) и муниципального контроля по составлению ежегодных планов проверок и формирования Генеральной прокуратурой Российской Федерации ежегодного сводного плана проверок.

Федеральный закон от 28 апреля 2009 года № 60-ФЗ "О внесении изменений в статьи 1 и 27 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении дарственного контроля (надзора) и муниципального контроля" [14] перенес срок вступления в силу Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ с 1 июля 2009 года на 1 мая 2009 года, за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки вступления в силу.

Федеральный закон направлен на реализацию антикризисных мер Правительства Российской Федерации, в рамках которых предусматривается снижение административных барьеров для субъектов предпринимательской деятельности.

В Федеральный закон включены нормы, которые исключают его действие на отношения, связанные с проведением контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Кроме того, согласно Федеральному закону некоторые особенности организации и проведения проверок при осуществлении государственного контроля за регулированием цен (тарифов) и надбавок к ним, контроля за соблюдением стандартов раскрытия информации субъектами естественных монополий, контроля за соблюдением стандартов раскрытия информации организациями коммунального комплекса могут устанавливаться другими федеральными законами.

Законопроект федерального закона "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" был внесен 20 мая 2009 года в Государственную Думу Президентом Российской Федерации. Принят Государственной Думой 3 июля 2009 года, одобрен Советом Федерации 7 июля 2009 года. Подписан Президентом Российской Федерации 17 июля 2009 года. Федеральный закон № 172-ФЗ от 17 июля 2009 года [15] направлен на реализацию мер по профилактике коррупции, определенных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и Национальным планом противодействия коррупции.

В Федеральном законе дано определение коррупционных факторов, определены основные принципы организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), а также установлен порядок проведения этой экспертизы: органы прокуратуры проводят антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов, принимаемых (издаваемых) федеральными органами исполнительной власти, иными государственными органами и организациями, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, их должностными лицами, при осуществлении своих полномочий; Минюст России проводит антикоррупционную экспертизу: проектов федеральных законов, указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти, иными государственными органами и организациями, проектов концепций и технических заданий на разработку проектов федеральных законов, проектов официальных отзывов и заключений на проекты федеральных законов при проведении их правовой экспертизы; нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственных характер, при их

государственной регистрации; федеральные органы исполнительной власти, иные государственные органы и организации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, их должностные лица осуществляют антикоррупционную экспертизы проектов нормативных правовых актов в ходе их подготовки, а нормативных правовых актов - в ходе мониторинга их применения.

Федеральный закон от 17 июля 2009 года № 171-Ф3 "О внесении изменений в Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" в связи с принятием Федерального закона "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных актов" [16] направлен на уточнение положений Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" в части, касающейся полномочий прокуроров по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, в нем определяется, что выявление прокурорами коррупционных факторов и принятие по ним мер прокурорского реагирования являются обязательной составной частью реализации ими своих полномочий. К мерам прокурорского реагирования на выявленные в нормативных правовых актах коррупционные факторы относятся: направление прокурором субъекту, принявшему (издавшему) соответствующий нормативный правовой акт, требования об изменении этого нормативного акта; обращение прокурора в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации. Федеральный закон позволяет органам прокуратуры реализовать в полном объеме положения, предусмотренные пунктом 6 статьи 5 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-Ф3 "О противодействии коррупции" и Федеральным законом "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов".

Отметим, что наряду с федеральными законами были изданы указы Президента Российской Федерации, приняты постановления Правительства Российской Федерации, Государ-

ственной Думы и Совета Федерации, направленные на противодействие коррупции. Так, например, 18 мая 2009 года Президент Российской Федерации издал пять указов № 557, 558, 559, 560 и 561 [17].

Вопросы, связанные с личной безопасностью граждан, борьбой с преступностью, противодействием коррупции, заняли важное место в работе Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

Принятый пакет антикоррупционных федеральных законов уточнил нормативно-правовые возможности применения статей 141 (пункты "а" и "б"), 184, 204, 210, 290, 304, 309 (части 1 и 4), 145.1, 159 (часть 3), 160 (часть 3), 164, 170, 174, 175, 188 (пункт "б" ч.3), 201, 202, 203, 210 (часть 3), 221 (пункт "в" ч.2), 226 (пункт "в" ч.3), 229 (пункт "в" ч.2), 286, 288, 289, 291, 292, 316 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также статей 5.16, 5.17, 5.18, 5.19, 5.20, 5.45, 5.46, 5.47, 5.48, 5.50, 5.52, 7.27, 15.14, 15.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающих наказания за коррупционные действия, преступления.

Создание современной правовой базы противодействия коррупции явилось основой для начала широкомасштабной деятельности государственных органов, органов прокуратуры и МВД России по борьбе с коррупцией, что зафиксировано официальной статистикой, получило отражение в документах МВД России, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, многочисленных публикациях средств массовой информации.

В ежегодном Послании Президента Российской Федерации Д.А. Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации 12 ноября 2009 года вновь было подчеркнуто, что коррупция - один из главных барьеров на пути нашего развития. "Очевидно, что борьба с ней должна вестись по всем направлениям: от совершенствования законодательства, работы правоохранительной и судебной систем до воспитания в гражданах нетерпимости к любым, в том числе бытовым проявлениям этого социального зла.

У нас зачастую говорят, что мало случаев привлечения к ответственности коррупционеров. Хочу назвать несколько цифр. Только за шесть месяцев текущего года рассмотрено свыше 4,5 тысячи дел коррупционной направленности. Среди осужденных - 532 представителя органов государственной власти и органов местного самоуправления, более 700 работников правоохранительных органов. Эти цифры, к сожалению, свидетельствуют и о масштабах коррупции, поразившей наше общество. Однако одними "посадками" проблему не решить. Но сажать надо.

Чтобы успешно бороться с коррупцией, все сферы государственного управления должны стать открытыми для общества, включая деятельность органов государственной власти, судов и органов судейского сообщества. Именно на это направлены и соответствующие законы, которые вступают в силу в следующем году: об открытости государственных органов и об обеспечении доступа к информации о деятельности судов. Будет в том числе установлен порядок размещения информации в сети Интернет о деятельности судов. Публикуемые тексты судебных актов позволяют получить более четкое представление о работе судов, о проблемах в законодательстве и судебной практике. Уверен, что это будет способствовать и преодолению правового нигилизма.

Планируется также создание апелляционных инстанций в судах общей юрисдикции. <..>

Качество работы судебной системы в значительной степени зависит от положения дел в правоохранительных органах, а здесь далеко не все благополучно.

Должны быть приняты самые энергичные меры для очищения рядов милиции и специальных служб от недостойных сотрудников. Таких следует предавать суду.

Работники этих структур будут предоставлять сведения о своем имуществе и имуществе членов своих семей. Нужно жестко укреплять дисциплину, активнее заниматься внутренни-

ми расследованиями, добиваться полного соответствия морально-психологических качеств личного состава высоким профессиональным требованиям" [18].

Президент Российской Федерации видит необходимость дальнейшего совершенствования нормативно-правовой базы противодействия коррупции. Высказывают предложения, направленные на решение данной задачи, Генеральный прокурор России, министр МВД России, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, ученые-правоведы. Видимо, не столь в отдаленном времени в нормативно-правовую базу противодействия коррупции будут вноситься необходимые изменения, дополнения. Это следует делать, опираясь на тщательный анализ результатов мониторинга борьбы с коррупцией, а также учитывая общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.

Примечания:

1. См.: Кирпичников, А.И. Коррупция в России / А.И. Кирпичников. - СПб., 2004. - С.34.

2. См.: Брикнер, А.Г. История Петра Великого /А.Г. Брик-нер. -М.: ООО "Издательство "АСТ", 2002. - С.639-640.

3. См.: Соловьев, С.М. История России с древнейших времен /С.М. Соловьев. - М: ЭКСМО, 2007. - С. 612.

4. См.: Константинов, А. Коррумпированная Россия / А. Константинов. - М., 2006. - С.65.

5. См.: Сборник материалов о противодействии коррупции. -М.: Изд-во "Известия", 2009. - С.31-35.

6. СЗ РФ. 29 декабря 2008. № 52. Ст. 6228.

7. СЗ РФ. 29 декабря 2008. № 52. Ст. 6229.

8. СЗ РФ. 29 декабря 2008. № 52. Ст. 6235.

9. СЗ РФ. 29 декабря 2008. № 52. Ст. 6206.

10. СЗ РФ. 29 декабря 2008. № 52. Ст. 6217.

11. СЗ РФ. 29 декабря 2008. № 52. Ст. 6222.

12. СЗ РФ. 29 декабря 2008. № 52. Ст. 6248.

13. СЗ РФ. 29 декабря 2008. № 52. Ст. 6249.

14. См.: Сборник материалов о противодействии коррупции. - С. 187-188.

15. СЗ РФ. 20 июля 2009. № 29. Ст. 3609.

16. СЗ РФ. 20 июля 2009. № 29. Ст. 3608.

17. СЗ РФ. 25 мая2009. № 21. Ст. 2542, 2543, 2544, 2545, 2546.

18. Ежегодное Послание Президента Российской Федерации Дмитрия Медведева Федеральному Собранию / / Российская газета. - 2009. - 13 ноября.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.