Научная статья на тему 'Нормативно-методическая база прогнозирования научно-технического развития сельского хозяйства региона'

Нормативно-методическая база прогнозирования научно-технического развития сельского хозяйства региона Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
56
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ПИЛОТНАЯ ПРОГРАММА / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / ИМПОРТОЗАВИСИМОСТЬ / МЕРОПРИЯТИЯ / ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ / ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ / ПРОЕКТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / МОДЕЛИ ВОСПРОИЗВОДСТВА

Аннотация научной статьи по прочим сельскохозяйственным наукам, автор научной работы — Полулях Ю. Г., Ададимова Л. Ю.

Анализируются принципы, содержание, структура, цели и ожидаемые результаты «Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017-2025 годы». Исследуются связи с ней региональных программ развития сельского хозяйства, регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и их подпрограмм в части научно-технического развития. Оценивается перевод ныне действующих региональных программ на проектное управление путем разработки пилотных программ. Отмечаются некоторые недоработки, предлагается совершенствование процессной части пилотных программ путем подключения моделей обеспечения воспроизводства в сельском хозяйстве и прогнозирования его научно-технического развития, базирующихся на электронных таблицах годовых отчётов сельскохозяйственных организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим сельскохозяйственным наукам , автор научной работы — Полулях Ю. Г., Ададимова Л. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Нормативно-методическая база прогнозирования научно-технического развития сельского хозяйства региона»

УДК 631.1

НОРМАТИВНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ БАЗА ПРОГНОЗИРОВАНИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РЕГИОНА

ПОЛУЛЯХ ЮГ.,

доктор экономических наук, ведущий научный сотрудник ФГБНУ «Поволжский научно-исследовательский институт экономики и организации агропромышленного комплекса», тел. (8452) 64-86-70, 8(917)327-48-01; е-mail: adadimova@inbox.ru.

АДАДИМОВА Л.Ю.,

кандидат экономических наук, главный научный сотрудник ФГБНУ «Поволжский научно-исследовательский институт экономики и организации агропромышленного комплекса», тел. 8917-30905-57; e-mail: adadimova@inbox.ru.

Реферат. Анализируются принципы, содержание, структура, цели и ожидаемые результаты «Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017-2025 годы». Исследуются связи с ней региональных программ развития сельского хозяйства, регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и их подпрограмм в части научно-технического развития. Оценивается перевод ныне действующих региональных программ на проектное управление путем разработки пилотных программ. Отмечаются некоторые недоработки, предлагается совершенствование процессной части пилотных программ путем подключения моделей обеспечения воспроизводства в сельском хозяйстве и прогнозирования его научно-технического развития, базирующихся на электронных таблицах годовых отчётов сельскохозяйственных организаций.

Ключевые слова: научно-техническое развитие, пилотная программа, сельское хозяйство, импорто-зависимость, мероприятия, целевые индикаторы, ожидаемые результаты, проектное управление, модели воспроизводства.

NORMATIVE-METHODICAL BASE OF FORECASTING OF SCIENTIFIC AND TECHNICAL DEVELOPMENT OF AN AGRICULTURE OF REGION

POLULYAKH Y.G.,

doctor of Economics, the leading scientific employee of sector of information technologies in agrarian and industrial complex FGBNU of «Volga region scientific research institute of economy and the organization of agrarian and industrial complex», Saratov, Russia, ph. (8452) 64-86-70, 8(917)327-48-01, е-mail: adadimova@inbox.ru.

ADADIMOVA L.Y.,

cand.Econ.Sci., the main scientific employee of sector of information technologies in agrarian and industrial complex FGBNU of «Volga region scientific research institute of economy and the organization of agrarian and industrial complex», Saratov, Russia, ph. (8452) 64-86-70, 8(917) 309-05-57, Е-mail: adadimova@inbox.ru.

Essay. Principles, the maintenance, structure, the purposes and expected results « the Federal scientific and technical program of development of an agriculture for 2017-2025 » are analyzed. Communications with it of regional programs of development of an agriculture, regulation of the markets of agricultural production, raw material and the foodstuffs and their subroutines regarding scientific and technical development are investigated. Translation of current regional programs into design management by development of pilot programs is estimated. Some defects are marked, perfection of a process part of pilot programs by connection of models of maintenance of reproduction in an agriculture and forecasting of its scientific and technical development, annual reports of the agricultural organizations based spreadsheets is offered.

Key words: Scientific and technical development, the pilot program, agriculture, dependence on import, action, the target indicators, expected results, design management, models of reproduction.

Введение. Состояние исследуемой проблемы характеризуется не столько степенью разработки передовых производственных технологий, сколько способностью общества осваивать инновации. В современной России она стоит достаточно остро. Основополагающими документами федерального

уровня для её решения являются Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2016 г. № 350 «О мерах по реализации государственной научно-технической политики в интересах развития сельского хозяйства» и «Федеральная научно-техническая программа развития сельского хозяй-

ства на 2017-2025 годы», которая была разработана и утверждена постановлением Правительства РФ от 25 августа 2017 г. № 996 в соответствии с названным указом. Началом обсуждения, разработки и решения проблемы научно-технологического развития страны, как важной составной части научно-технического развития, явилось поручение Президента РФ в июне 2015 года, а затем его Указ «О стратегии научно-технологического развития России». Наконец, в 2016 году был разработан «Прогноз научно-технологического развития агропромышленного комплекса Российской Федерации на период до 2030 года». Эксперты Центра стратегических разработок пошли дальше, заявив о необходимости технологической революции в Российской Федерации и представив экспертно-аналитический доклад.

Тема исследования актуальна также в связи с тем, что экономика Российской Федерации во многом уступает экономикам развитых стран, причём в большей степени отставание наблюдается в аграрной сфере, для которой научно-техническое развитие крайне необходимо из-за неослабевающей остроты проблемы замещения импорта продовольствия. Кстати, именно в целях снижения импортозависимости отечественного сельского хозяйства была разработана и утверждена названная выше «Федеральная научно-техническая программа развития сельского хозяйства на 2017-2025 годы». Анализ показывает, что для того, чтобы эта Программа позволяла конкретным субъектам страны не только снижать им-портозависимость, но и реально обеспечивать научно-техническое развитие сельского хозяйства, повышать его экономическую эффективность, необходимо выполнить некоторые корректировки.

Материал и методика исследования. Использованы общенаучные методы экономических исследований (монографический, абстрактно-логический, системного подхода, анализа и синтеза, информационных технологий). Исследование проводилось по материалам федеральных и региональных органов управления АПК, нормативно-правовым документам.

Результаты исследования. Основные мероприятия Программы изложены в приложении № 1 и сведены к трём пунктам: создание научных и (или) научно-технических результатов и продукции для агропромышленного комплекса; их передача для практического использования; коммерциализация. Следует заметить, что во втором пункте не совсем удачно передачу научных и (или) научно-технических результатов и продукции объединили с повышением квалификации участников научно-технического обеспечения развития сельского хозяйства. Представляется, что повышение квалификации - это отдельная, вполне самостоятельная и серьезная задача, достойная выделения в обособленный пункт, причём реали-

зуемый уже на первом этапе, параллельно с научно-техническими разработками.

Наиболее насыщенным и информативным является приложение № 2 - целевые индикаторы и показатели программы, раскрывающие суть и содержание намеченных мер. Характерно, что они отражают именно четыре, а не три мероприятия, т. е. с выделением обеспечения сельского хозяйства программами подготовки кадров по востребованным на рынке труда новым и перспективным направлениям и специальностям. Индикаторы представлены в виде ежегодных приростов: по привлечению инвестиций в сельское хозяйство - абсолютно (в тыс. руб.), а остальные (повышение инновационной активности в сельском хозяйстве, повышение уровня обеспеченности АПК объектами инфраструктуры, обеспечение программами подготовки) - относительно (в %).

Показатели программы разбиты строго по трём мероприятиям, то есть с включением повышения квалификации участников научно-технического обеспечения развития сельского хозяйства в мероприятие по передаче научных и научно -технических результатов и продукции, хотя логичнее было бы поместить его между созданием и передачей результатов, а ещё лучше параллельно с созданием, чтобы обеспечить быструю передачу научной продукции на подготовленную «почву» и не создавать лаг на пути реализации проектов (технологий). Следует отметить, что в перечне показателей второго мероприятия (передача) «уровень обеспеченности системы профессионального образования образовательными программами» находится на первом месте, но кардинально это обстоятельство не меняет ситуацию.

Первое мероприятие характеризуется четырьмя показателями. Но если «увеличение числа охраняемых результатов интеллектуальной деятельности в сфере технологий АПК» и «количество лицензионных соглашений» не подлежат сомнению, то увеличение числа публикаций, входящих в базу данных Scopus и Web of Science» [1], а также «увеличение числа охраняемых результатов .... за рубежом» вызывает некоторое недоумение в связи с известными событиями, из-за которых, собственно, возникла и обостряется проблема замещения импорта продовольствия, во имя решения которой и была разработана «Федеральная научно-техническая программа развития сельского хозяйства на 2017-2025 годы». Её не двусмысленным ожидаемым результатом является достижение снижения уровня импортозависимости за счет внедрения: производства семян отечественных высокоурожайных сортов сельскохозяйственных культур, отечественной племенной продукции, высококачественных кормов и кормовых добавок, лекарственных средств для животных, пестицидов и агрохимикатов биологического происхождения и др.

Наиболее представительным и важным для конкретных товаропроизводителей является

третье мероприятие «коммерциализация научных и (или) научно-технических результатов и продукции для АПК». В нём предусматривается увеличение уже названных показателей: объемов производства семян, племенной продукции, кормов и кормовых добавок, лекарственных средств, средств диагностики патогенов сельскохозяйственных культур, пестицидов и агрохимикатов биологического происхождения; а также - числа технологий переработки и хранения сельскохозяйственной продукции, методов контроля качества сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и экспертизы генетического материала. Здесь следует сказать о необходимости соблюдения соответствия объемов производства тех или иных инновационных продуктов относительным показателям снижения импортозависимости по тем же самым направлениям, намеченным в разделе «Ожидаемые результаты реализации Программы».

Все целевые индикаторы и показатели имеют свои алгоритмы расчётов, приведённые в «Методике...», помещённой в приложении № 4 к Программе. Основным методическим приёмом является определение приращений, как правило, выраженных в процентах к исходному (базовому) году, хотя в «Методике» приводятся формулы цепных, а не базисных индексов. Исключение составляют четыре показателя: привлечение инвестиций, тыс.руб., количество лицензионных соглашений, увеличение объёма лекарственных средств и увеличение числа технологий. Они рассчитываются (устанавливаются) в виде сумм по годам программы. Для расчёта остальных индикаторов и показателей непременно нужны исходные данные в год предшествующий началу функционирования Программы. Но далеко не всегда, особенно в регионах можно найти все включенные в Программу показатели, поскольку отсутствует необходимая, в том числе статистическая информация, что отмечается во многих публикациях [2, 3].

Поскольку анализируемая Программа является одним из важных нормативно-методических материалов и источником необходимой информации для разработки модели прогнозирования научно-технического развития сельского хозяйства региона, то все отмеченные недочёты должны быть учтены. Исследование должно выполняться с применением разнообразного инструментария, в том числе анализа статистической информации о «науке и инновациях», как на федеральном, так и на региональном уровнях.

В связи с принятием «Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017-2025 гг.», субъекты РФ скорректировали свои Программы развития сельского хозяйства. В частности, в Программе «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельхозпродукции, сырья и продовольствия на 2014 - 2020 годы» в Саратовской области скорректирована (в редакции от 28.12.2017 г.) подпро-

грамма 4 «Техническая и технологическая модернизация, научно-инновационное развитие на 20142020 годы», содержащая всего 8 пунктов, из которых непосредственно мероприятиям федеральной программы соответствуют только «разработка приоритетных научных исследований» и «развитие биотехнологий», а также «государственная поддержка кадрового потенциала агропромышленного комплекса Саратовской области», учреждённая аналогичным областным законом. Одно мероприятие касается непосредственно финансового обеспечения технической и технологической модернизации сельскохозяйственного производства, а ещё одно - направлено на финансовую поддержку переработки продукции растениеводства и животноводства.

Кроме того, предусмотрено проведение выставок, семинаров, конкурсов, презентаций и выделение средств на поощрение товаропроизводителей, достигших, наивысших показателей по результатам ежегодного областного конкурса в АПК. Понятно, что это лишь косвенные, хотя, безусловно, необходимые составляющие и атрибуты научно-технического развития. Некоторые подробности приводятся в развернутых по годам показателях подпрограммы «Развитие отраслей агропромышленного комплекса на 2017-2020 годы». В ней из 52 пунктов (мероприятий) 28 так или иначе относятся к «технической и технологической модернизации», а из них только около половины непосредственно связаны с научно-техническим развитием.

Следует заметить, что эти корректировки просуществовали не долго. Уже к середине 2018 года Министерство сельского хозяйства области разработало проект Пилотной государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Саратовской области на 2019-2025 годы». Это произошло в соответствии с решением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 22 марта 2017 г. № 3 о переводе «Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы» на механизмы проектного управления с 2018 года, а также постановлением Правительства РФ от 13.12.2017 года №1544 о внесении соответствующих изменений в эту программу и распоряжением Правительства области от 25 июня 2018 года № 156-Пр «О внесении изменений в распоряжение Правительства области от 26 июля 2013 года № 179-Пр». За основу были приняты положения действующей пока Федеральной программы на 2013-2020 годы (с учетом внесенных изменений) и аналогичной программы Саратовской области на 2014 - 2020 годы, действие которой в связи с утверждением пилотной государственной программы будет досрочно прекращено.

Целями пилотной программы являются:

- обеспечение потребностей региона в основных продуктах питания и сельскохозяйственном сырье для пищевой и перерабатывающей промышленности;

- обеспечение сбалансированного и устойчивого развития агропромышленного комплекса области, определяемое уровнем рентабельности сельскохозяйственных организаций (с учетом субсидий);

- стимулирование инвестиционной деятельности и инновационного развития агропромышленного комплекса, характеризующееся индексом физического объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства;

- повышение производительности труда в агропромышленном комплексе области (по стоимости продукции в сопоставимых ценах);

- повышение уровня и качества жизни сельского населения, показателем достижения которой является среднемесячная заработная плата работников сельского хозяйства.

Программа включает 5 подпрограмм: развитие отраслей агропромышленного комплекса, обеспечивающих ускоренное импортозамещение основных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия; стимулирование инвестиционной деятельности в агропромышленном комплексе; развитие мелиорации земель; устойчивое развитие сельских территорий; обеспечение реализации пилотной государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Саратовской области».

Суть перевода действующей государственной программы на механизмы проектного управления состоит в выделении в её составе проектной и процессной частей. В этих целях в неё включены два ведомственных проекта, содержащих софи-нансируемые из федерального бюджета мероприятия, и приоритетный проект «Экспорт продукции АПК», весьма важный для области, имеющей большой потенциал для экспорта зерна и другой продукции. Два ведомственных проекта вводятся в две подпрограммы со сходными названиями -«Развитие отраслей агропромышленного комплекса» и «Стимулирование инвестиционной деятельности в агропромышленном комплексе».

Приоритетный проект «Экспорт продукции АПК» включается в подпрограмму 5 «Обеспечение реализации пилотной государственной программы Саратовской области ...».

Проект «Развитие отраслей агропромышленного комплекса, обеспечивающих ускоренное им-портозамещение основных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия», объединяет в себе все действующие меры государственной поддержки, фактически сведенные в два вида: поддержание доходности сельхозтоваропроизводителей (несвязанная поддержка в области растениеводства и повышение продуктивности в молочном скотоводстве) и содействие достиже-

нию целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса в виде «единой» субсидии, консолидирующей ряд других мер. Достижение целей Проекта «Стимулирование инвестиционной деятельности в агропромышленном комплексе» представляет собой поддержку инвестиционного кредитования в агропромышленном комплексе (возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам), взятым на развитие АПК), и компенсацию части прямых понесенных затрат на создание и (или) модернизацию объектов агропромышленного комплекса.

Знакомство с проектом Пилотной государственной программы Саратовской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Саратовской области» наводит на некоторые не совсем позитивные выводы. В частности, неубедительно выглядит динамика основных показателей программы, приведенных в приложении 4. Хотя понятно, что это связано с тем, что базовый (2017 год) оказался для области аномальным по погодным условиям, способствовавшим получению «рекордно» высокого урожая зерновых культур, а в текущем (2018 году) ожидается существенный спад. Поэтому ожидаемые в 2018 году многие показатели и цепные индексы (к предыдущему году) - резко падают, в 2019 году - не менее резко возрастают, а затем демонстрируют ламинарное движение. В связи с этим, видимо, в качестве базы для расчета основных показателей следовало бы использовать средние данные за последние годы, например, за три средних года из последних пяти лет (после исключения лучшего и худшего годов), как это делают в ВТО.

Нечётко просматривается связь с «Федеральной научно-технической программой развития сельского хозяйства» и соответствующими подпрограммами ныне действующей «Государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Саратовской области на 2013-2020 годы». Хотя представляется, что Пилотная программа разрабатывается в большей степени для реализации научно-технического развития, во-первых, потому что рассчитывается на тот же срок, т.е. до 2025 года, а во-вторых, первая подпрограмма нацелена на «ускорение импор-тозамещения основных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия». Поэтому, не понятно, почему на весь период запланирована одна и та же доля площади, засеваемой элитными семенами в общей площади посевов на территории области (4,2 %), и одна и та же сумма «возмещения части затрат на приобретение элитных семян» (50,09 млн. руб. без учёта инфляции).

В следствие отсутствия связи программных показателей с реальной ситуацией в сельском хозяйстве представляется неубедительной информация о рентабельности сельскохозяйственных орга-

низаций (п. 2 приложения 4), потому что не обнаруживается никаких упоминаний о затратах на производство и реализацию продукции и о прогнозе цен реализации, в то же время есть указание на ежегодную инфляцию в размере 3,8 %. Есть основания усомниться и по поводу роста производительности труда, поскольку не удалось обнаружить данных о динамике численности работников, занятых в сельском хозяйстве, или о затратах труда. Судя по приведенным индексам производства продукции в сопоставимых ценах и производительности труда, численность работников (или затраты труда) к 2025 году должна (должны) сократиться до 96,8 %.

Представляется неадекватным показатель «среднемесячной заработной платы работников сельского хозяйства» в качестве «показателя достижения цели № 5 - «повышение уровня и качества жизни сельского населения». Во-первых, потому что работники сельского хозяйства уже не являются доминантными или, во всяком случае, теряют свою доминирующую роль на сельских территориях, а во-вторых, в соответствии с данными Программы среднемесячная номинальная заработная плата «будет доведена с 21363,2 рублей в 2017 году до 22000 рублей в 2025 году». Как видно, рост оплаты труда среднегодового работника составит 102,98 %, то есть за восемь лет номинальная заработная плата возрастёт всего на 3 %, а в реальном выражении при заложенной в программе ежегодной инфляции 3,8 % она снизится в 1,3 раза. Может быть, разработчики рассчитывают на то, что работодатели будут добросовестно индексировать оплату труда нанятых ими работников? На самом деле, среднемесячная заработная плата только за счёт индексации на уровень инфляции должна возрасти в 1,4 раза и составить 29,9 тыс. руб. Кстати, показатели финансирования Программы, судя по справке, заложены с учётом инфляции, хотя, видимо, не по всем мероприятиям.

Выводы. В целом создается впечатление, что Программа названа пилотной потому, что в ней предпринята попытка изменить сам процесс прогнозирования развития сельского хозяйства и форму участия в нем государства. То есть, если до 2018 года сначала намечали объёмы производства продукции, а затем под них государство выделяло некоторое количество финансовых ресурсов, то

теперь оно проектно намечает некие объёмы финансирования, которые должны обеспечить получение определённых результатов. Формально эта цель достигнута, то есть имеют место проектные и процессные части программ, по крайней мере, в трёх из пяти подпрограмм. Но реально нельзя быть уверенным в том, что выделяемые бюджетные средства обеспечат получение заданных объёмных параметров, а тем более экономических показателей, потому что не хватает самого главного звена - процесса производства с его реальными затратами и результатами. То есть, на самом деле, исходной базой для разработки Программы должна быть работающая модель обеспечения воспроизводства в сельском хозяйстве, через которую можно пропускать информацию о намечаемых размерах средств и получать возможные конечные результаты в процессе решения прямой задачи по их оптимизации обеспечения воспроизводства. С другой стороны, с помощью обратной задачи, задавая определенные параметры по объемам и эффективности производства, можно находить потребности в дополнительных ресурсах, в том числе в форме мер государственной финансовой поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Такой базой может стать разработанная в Поволжском НИИ экономики и организации АПК «Модель обеспечения воспроизводства в основных отраслях сельского хозяйства региона» [4]. В ней в качестве основной матрицы используются электронные таблицы форм № 9-АПК (растениеводство) и № 13-АПК (животноводство), имеющие связи со всеми остальными формами годовой отчётности сельскохозяйственных организаций, что позволяет получать конечные экономические результаты и объективно оценивать возможности достижения поставленных целей. Ещё большей степенью приближенности к процессной части названной Программы обладает разрабатываемая в настоящее время «Модель прогнозирования научно-технического развития сельского хозяйства региона» [5], с помощью которой можно проверять эффективность внедрения, практически, любых инноваций в области агропромышленного комплекса и оценивать уровень научно-технического развития сельского хозяйства.

Список использованных источников

1. БД «Scopus», «Web of Science». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.ru-science. com/ru/blog/bazy-scopus-i-web-of-science.

2. Методические рекомендации по совершенствованию статистического учёта и оценки инновации в сельском хозяйстве / Е. Попкова, А. Боговиз, Т. Литвинова и др. //АПК: Экономика, управление. - 2017. - № 7 . - С. 42-49.

3. Родионова И.А. Оценка уровня инновационного развития сельского хозяйства: состояние и проблемы // Научное обозрение: теория и практика. - 2016. - № 2. - С. 138-147.

4. Ададимова Л.Ю., Полулях Ю.Г., Брызгалин Т.В. Моделирование анализа финансовых результатов как основы обеспечения воспроизводства в сельском хозяйстве // Аграрный научный журнал. - 2017. -№ 11 . - С. 66-70.

5. Полулях Ю.Г., Ададимова Л.Ю. Моделирование анализа воспроизводственных процессов в сельском хозяйстве региона. - 2017. - № 9 . - С. 97-100.

List of sources used

1. BD "Scopus", "Web of Science". [Electronic resource]. -Mode of access: https://www.ru-science.com/en/blog/bazy-scopus-i-web-of-science.

2. Methodological recommendations for improving statistical accounting and assessing innovation in agriculture / E. Popkova, A. Boghoviz, T. Litvinova, etc. // APK: Economics, Management. - 2017. - No. 7. - P. 4249.

3. Rodionova I.A. Assessment of the level of innovative development of agriculture: the state and problems // Scientific review: theory and practice. - 2016. - No. 2. - P. 138-147.

4. Adadimova L.Yu., Poluliakh Yu.G., Bryzgalin T.V. Modeling the analysis of financial results as the basis for ensuring reproduction in agriculture // Agrarian Scientific Journal. - 2017. - No. 11. - P. 66-70.

5. Poluliakh Yu.G., Adadimova L.Yu. Modeling the analysis of reproductive processes in the agriculture of the region. - 2017. - No. 9. - P. 97-100.

УДК 635.21

ПОЧЕМУ ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ СЕЛЬХОЗТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЬ ПОКУПАЕТ ИМПОРТНЫЕ СОРТА КАРТОФЕЛЯ?

МИХИЛЕВ А.В.,

доктор экономических наук, профессор, генеральный директор Национального союза селекционеров и семеноводов.

СТАРЦЕВ С.В.,

кандидат сельскохозяйственных наук, начальник отдела селекции и семеноводства Национального союза селекционеров и семеноводов.

СТАРЦЕВ В.И.,

доктор сельскохозяйственных наук, профессор, научный сотрудник ФГБНУ «Всероссийский научно-исследовательский институт фитопатологии».

Реферат. Картофель в Российской Федерации - одна из основных продовольственных и технических культур, которая постоянно находится в рационе питания населения страны. Для достижения стабильности производства, направленного на самообеспечение Российской Федерации продукцией картофелеводства необходимо комплексное решение данной проблемы. Несмотря на значительный сортимент отечественных сортов, включенных в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию, сельхозтоваропроизводитель во многих регионах Российской Федерации предпочитает покупать импортный посадочный материал картофеля, по цене, которая зачастую в 2-3 раза превышает предлагаемую отечественными производителями посадочного материала. Причина этого в том, что сельхозтоваропроизводитель, выбирая сорт, включает его в приемлемую для него технологию возделывания и впоследствии, останавливаясь на данном сорте, хочет иметь стабильность поставки посадочного материала с известным ему качеством и, при необходимости, методическое сопровождение производственного процесса. С переходом основного объема производства из мелкотоварного (в хозяйствах населения) в сферу крупнотоварного производства - необходимо решать проблему хранения и переработки продукции. Одним из основных направлений обеспечения надежности производства картофеля в стране является развитие селекционных и производственных технологий картофеля. Для чего необходимо взаимодействие и изучение опыта зарубежных стран, адаптирование к условиям Российской Федерации лучших наработок, а также использование их при создании оригинальных отечественных решений.

Ключевые слова: картофель, семена, посадочный материал, цена, завоз, урожайность, защита растений, технологии возделывания.

WHY DOES THE DOMESTIC AGRICULTURAL PRODUCER BUY IMPORTED VARIETIES OF POTATOES?

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.