Научная статья на тему 'Нормативная правовая база, регламентирующая порядок фильтрации военнослужащих Красной Армии и гражданских лиц, освобожденных из немецкого плена'

Нормативная правовая база, регламентирующая порядок фильтрации военнослужащих Красной Армии и гражданских лиц, освобожденных из немецкого плена Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
795
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕПАТРИАЦИЯ / НОРМАТИВНАЯ ПРАВОВАЯ БАЗА / СПЕЦКОНТИНГЕНТ / ВОЕННОСЛУЖАЩИЕ / ГРАЖДАНСКИЕ ЛИЦА / СПЕЦПЕРЕСЕЛЕНЦЫ / ПРАВОВОЙ СТАТУС / REPATRIATION / REGULATORY LEGAL FRAMEWORK / SPECIAL CONTINGENT / MILITARY PERSONNEL / CIVILIANS / SPECIAL SETTLERS / LEGAL STATUS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гребенщикова Ирина Васильевна

Статья посвящена некоторым аспектам становления и развития нормативной правовой базы, регламентирующей проведение фильтрационных мероприятий в отношении военнослужащих Красной Армии и гражданских лиц, попавших в окружение противника во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. На основе проведенного комплексного анализа архивных документов исследуемого периода предприняты попытки выявления проблемных вопросов использования нормативных актов в правоприменительной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Гребенщикова Ирина Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The regulatory legal framework for the implementation of the procedure for filtering Red Army servicemen and civilians released from the german captivity

The article is devoted to some aspects of the formation and development of the regulatory legal framework for the implementation of repatriation measures in relation to the Red Army soldiers and civilians who were surrounded by the enemy during the Great Patriotic War of 1941-1945. On the basis of the comprehensive analysis of archival documents of the period under study, the attempts have been made to identify problematic issues of using acts in law enforcement activities.

Текст научной работы на тему «Нормативная правовая база, регламентирующая порядок фильтрации военнослужащих Красной Армии и гражданских лиц, освобожденных из немецкого плена»

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ПО РАСКРЫТИЮ И РАССЛЕДОВАНИЮ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

УДК 342

Нормативная правовая база, регламентирующая порядок фильтрации военнослужащих Красной Армии и гражданских лиц, освобожденных из немецкого плена

Гребенщикова Ирина Васильевна, Уральский юридический институт МВД России, кандидат юридических наук

e-mail: grebenshikova_iv@ mail.ru

Статья посвящена некоторым аспектам становления и развития нормативной правовой базы, регламентирующей проведение фильтрационных мероприятий в отношении военнослужащих Красной Армии и гражданских лиц, попавших в окружение противника во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. На основе проведенного комплексного анализа архивных документов исследуемого периода предприняты попытки выявления проблемных вопросов использования нормативных актов в правоприменительной деятельности.

Ключевые слова: репатриация; нормативная правовая база; спецконтингент; военнослужащие; гражданские лица; спецпереселенцы; правовой статус.

The regulatory legal framework for the implementation of the procedure for filtering Red Army servicemen and civilians released from the german captivity

Grebenschikova Irina Vasilyevna,

Ural Law Institute of the Ministry of the Interior

of Russia, Candidate of Law

The article is devoted to some aspects of the formation and development of the regulatory legal framework for the implementation of repatriation measures in relation to the Red Army soldiers and civilians who were surrounded by the enemy during the Great Patriotic War of 1941-1945. On the basis of the comprehensive analysis of archival documents of the period under study, the attempts have been made to identify problematic issues of using acts in law enforcement activities.

Key words: repatriation; regulatory legal framework; special contingent; military personnel; civilians; special settlers; legal status.

Одной из основных задач, стоящих перед органами НКВД СССР во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., являлось проведение фильтрационных мероприятий в отношении лиц, оказавшихся на захваченной немецкими войсками территории, с целью выявления среди проверяемых сотрудников немецких разведывательных органов, немецких агентов, изменников Родины. Для проведения указанных мероприятий необходимо было создание мощной нормативной правовой базы.

Следует отметить, что первые нормативные акты, касающиеся организационно-правовых вопросов осуществления порядка фильтрации, были изданы уже в июле 1941 г. По мере высвобождения наших территорий от фашистских захватчиков стало появляться большое количество военнослужащих Красной Армии, а также гражданских лиц, попавших в плен или окружение противника. Так, к концу 1941 г. число советских пленных по различным данным составляло от 2,5 млн до 3,3 млн. Из них к январю 1942 г. умерли 2 млн человек1. Перед государством встала острая необходимость выявления среди такой категории лиц предателей, диверсантов, пособников фашистов. В соответствии с Постановлением ГКО от 27 июля 1941 г. № 1069сс2 для решения организационных вопросов и проведения первичных фильтрационных мероприятий были созданы сборно-пересыльные пункты Наркомата обороны3. Для проведения дальнейших фильтрационных мероприятий и содержания бывших военнослужащих Красной Армии, побывавших в плену и в окружении противника, Приказом НКВД СССР от 28 декабря 1941 г. № 001735сс в трехдневный срок в составе Управления по делам

0 военнопленных НКВД СССР были созданы специальные лагеря НКВД СССР4, начальниками которых назначали опытных оперативных работников государственной безопасности. Начальникам лагерей было предписано обеспечить прием спецконтингента от СПП, а также содержание в лагерях лиц, побывавших в плену и окружении противника, обнаруживаемых в местностях, освобожденных частями Красной Армии. Для проведения проверки спецконтингента при лагерях были созданы отделы НКВД СССР. Спецконтингент, в отношении которого не было компрометирующих материалов, передавали Военкоматам по территориальности. Лица, в отношении которых были получены компроментирующие материалы, подлежали аресту и в установленном порядке передавались на рассмотрение Особого Совещания НКВД СССР. Лица, проходящие спецпроверку в спецлагерях в соответствии с Приказом НКО 1941 г. № 0521, в случае их признания при освобождении из

1 См.: Смыкалин А. С. Колонии и тюрьмы в советской России. Екатеринбург, 1997. С. 167.

2 Вся норматианая правовая база, используемая в данной статье, в настоящее время рассекречена.

3 Далее - СПП.

4 Далее - спецлагеря.

лагерей негодными к военной службе по состоянию здоровья направлялись к прежнему месту жительства. Данных лиц запрещалось направлять в Москву, Ленинград, а также города приграничной полосы и запретных зон СССР. Если семьи таких граждан проживали в этих городах, то разрешение на въезд рассматривалось в каждом отдельном случае по ходатайству начальников спецлагерей, согласованному с с Главным управлением милиции НКВД СССР5.

Обязанность по обеспечению лагерей помещениями, инвентарем, постельными принадлежностями, питанием, обмундированием, санитарной обработкой была возложена на Народный комиссариат обороны СССР (НКО) в соответствии с Постановлением ГКО от 27 июля 1941 г. № 1069сс. В соответствии с этим же Постановлением перевозка контингента от СПП до спецлагерей была возложена на Управление военных сообщений НКО, за конвоирование и охрану лагерей отвечали войска НКВД СССР. К февралю 1942 г. на территории СССР было создано 19 спецлагерей НКВД СССР6.

Порядок содержания в специальных лагерях НКВД СССР бывших военнослужащих Красной Армии, находившихся в плену и в окружении противника, был определен временной инструкцией, введенной в действие Приказом НКВД СССР от 13 января 1942 г. № 0087сс. Данный нормативный правовой акт определял правовой статус указанной категории лиц. Временной инструкцией был определен порядок их размещения и содержания, обязанности и права, а также налагаемые меры взыскания.

Численность военнослужащих Красной Армии, отступающих с фронта в разрозненном порядке, росла. В соответствии с Приказом НКВД СССР от 23 августа 1942 г. начальникам Особых отделов лагерей было предписано всех задержанных подвергать индивидуальному допросу и агентурной обработке.

Так, в августе 1942 г. был создан спецлагерь на территории Закавказского фронта7 по фильтрациии бывших военнослужащих, неорганизованно отходящих с Северо-Кавказского и Южных фронтов. Лица, в отношении которых были данные о предательской деятельности (дезертиры, шпионы), подлежали аресту. На такой спецконтингент заводились учетные дела, впоследствии их передавали по подсудности. Остальной состав спецконтингента, не замеченный в предательской деятельности, направляли в распоряжение Управления формирования Закфронта.

Всем признанным негодными к военной службе на руки выдавались свидетельства о негодности. Отправка указанной категории лиц к месту жительства производилась распоряжением и средствами начальников спецлагерей в организованном порядке с выдачей им проездных документов и продовольствия на путь следования, в годной для носки одежде

5 ГАРФ. Ф. 9414. Оп. 1. Д. 329. Л. 35.

6 См.: Смыкалин А. С. Указ. соч. С. 170.

7 Далее - Закфронт.

и обуви. Если негодные к военной службе по состоянию здоровья нуждались в сопровождающем, то начальники спецлагерей им таких лиц выделяли.

С 1943 г., когда наши войска перешли в наступление, увеличился поток проходящих фильтрацию лиц, на которых имелись компроментирующие материалы (работа при немцах сельскими старостами, рядовыми полицейскими, а также рядовыми участниками организаций, созданных немцами). Данный спецконтингент делился на 3 группы: бывшие военнослужащие Красной Армии, побывавшие в плену или окружении противника, независимо от их деятельности во время нахождения на оккупированной территории; полицейские, старосты и другие пособники оккупационных властей и гражданские лица призывного возраста, находившиеся на территории, занятой противником. Директивой НКВД СССР - НКГБ СССР от 11 октября 1943 г. № 494/94 такой контингент после прохождения предварительных фильтрационных мероприятий в проверочно-пересыльных лагерях и пунктах НКО направлялся для дальнейшей фильтрации и трудового использования в проверочно-фильтрационные лагеря НКВД СССР1, в рабочие батальоны НКО и в качестве постоянных кадров на промышленные объекты, на спецпоселение, к местам прежнего или вновь установленного места жительства или подлежал аресту и суду2.

Перемещение огромного количества лиц в 19441945 гг. повлекло за собой необходимость создания большого массива нормативных правовых актов. Потребовалось издание новых документов в отношении советских граждан, находящихся за пределами СССР, для организации их репатриации на родину. Необходимо было решить все организационные вопросы доставки, регистрации, прохождения фильтрационных мероприятий, направления к постоянному месту жительства либо на предприятия наркоматов угольной и лесной промышленности данной категории лиц. В связи с ростом активности разведывательных органов противника, в соответствии с Приказом НКВД СССР от 28 августа 1944 г., для приема и фильтрации бывших военнослужащих Красной Армии и гражданского населения, возвращающихся на территорию Советского Союза из фашистского плена, была создана система ПФЛ. Директивой НКВД СССР от 29 октября 1945 г. № 188 дальнейший прием репатриированных граждан для прохождения проверки в ПФЛ был отменен. Гражданские лица, а также бывшие военнослужащие, находившиеся в плену у противника, освобожденные от службы в Красной Армии, подлежали проверке местными органами НКВД СССР в порядке, установленном приказом № 00706/002683.

В соответствии с Директивой ОПФЛ НКВД СССР от 26 декабря 1944 г. № 53/2165 был определен порядок выдачи справок о прохождении проверок в спецлаге-

1 Далее - ПФЛ.

2 ГАРФ. Ф. 9414. Оп. 1. Д. 329. Л. 35.

3 ГАРФ. Ф. Р-9408. Оп. 1с. Д. 1с. Л. 43.

рях НКВД. На руки справки не выдавались. При передаче спецконтингента в качестве постоянных кадров на промышленные объекты составлялись списки с установочными данными без указания сведений о прохождении спецпроверки.

Во время прохождения фильтрационных мероприятий в ПФЛ спекцонтингент привлекался к работам на предприятиях наркоматов НКВД СССР (угольная промышленность, черная металлургия и лесозаготовки). Директивой НКВД СССР и НК угольной промышленности СССР от 14 июня 1945 г. № 95/л-2194с устанавливался порядок оплаты труда за работу спецконтингентов, на время проверки находящихся в ПФЛ, которые работали на предприятиях Наркомата угольной промышленности СССР.

В рабочие батальоны НКО и в постоянные кадры промышленности контингент передавался по следующим характеристикам: бывшие военнослужащие, прошедшие предварительную регистрацию, а также военнообязанные недемобилизуемого возраста. В соответствии с Приказом НКВД-НКВД СМЕРШ от 8 сентября 1945 г. № 001027/00381/00169/сш и директивой НКВД СССР от 29 ноября 1945 г. № 231 если среди состава рабочих батальонов появлялись лица, служившие в немецкой армии, немецких строевых формированиях, то они направлялись в ПФЛ4. По окончании проверки в соответствии с Постановлением ГКО от 4 ноября 1944 г. № 6884, а также письмом ОК НКВД СССР от 24 марта 1945 г. № 40/м/14356 данный спецконтингент разрешалось оставлять при лагере для работы по вольному найму до особого распоряжения. В соответствии с Директивой НКВД СССР от 15 марта 1945 г. № 39 указанную категорию лиц направляли в качестве постоянных кадров наркоматов. Семьям бывших военнослужащих, находившихся в плену или окружении, во время проверки выплачивались пособия. После завершения проверки в ПФЛ по Указанию Главупроформа Красной Армии (Директива ОПФЛ НКВД СССР от 14 августа 1945 г. № 53/6855) выплата пособий прекращалась5.

Главным управлением контрразведки СМЕРШ на места направлялись указания об ускоренной проверке спецконтингента, используемого в угольной промышленности, для его последующей передачи в качестве постоянных кадров в этой сфере. По Постановлению ГКО от 25 апреля 1945 г. № 5720с весь проверенный спецконтингент из числа бывших окру-женцев, работающих в угольной промышленности, передавался в качестве постоянных кадров на предприятия Наркомугля СССР6. Указанным постановлением категорически запрещалось в течение II квартала 1945 г. передавать ранее использованный на работах в угольной промышленности спецконтингент другим предприятиям. Передаче подлежали прошедшие проверку военнослужащие и гражданские лица при-

4 ГАРФ. Ф. Р-9408. Оп. 1с. Д. 1с. Л. 42.

5 ГАРФ. Ф. 9414. Оп. 1. Д. 328. Л. 9.

6 ГАРФ. Ф. Р-9408. Оп. 1с. Д. 12. Л. 46.

зывного возраста, находящиеся на занятой противником территории I и III категории. Комбинат был обязан выделить необходимые жилые помещения для проживания контингента вне зоны лагерей. Несмотря на то, что указанным постановлением запрещалось передавать в качестве постоянных кадров на предприятия угольной промышленности спецконтингент II категории (бывшие полицейские и старосты), Директивой НКВД-НКГБ СССР от 29 июля 1945 г. № 122/85, согласно Постановлению ГКО от 18 июля 1945 г. № 9526с, из ПФЛ в качестве постоянных кадров на предприятия угольной промышленности такой контингент передавали независимо от прохождения им проверки1. Оперативное обслуживание этого спецконтингента после передачи было возложено на местные органы НКГБ. В дальнейшем данная директива была отменена директивой от 9 октября 1945 г. № 180/109 и было предложено руководствоваться в этом вопросе Директивой НКВД СССР № 149 и приказом НКВД СССР № 001027/00381/ 00169сс2. После проведения фильтрационных мероприятий в ПФЛ либо рабочих батальонах лиц, служивших в немецких строевых формированиях, а также советских граждан немецкой национальности, направляли на спецпоселение.

Директивами ОПФЛ НКВД СССР от 24 марта 1945 г. № 53/2388 и от 11 августа 1945 г. № 53/6809 поступающие в проверочно-фильтрационные пункты НКВД СССР (далее - ПФП) немцы (советские граждане) при отсутствии материалов к аресту, принявшие германское подданство, направлялись в Богословлаг НКВД СССР и Ухтинский комбинат НКВД СССР; не принявшие германское подданство мужчины - в Богословлаг и Ухтижемлаг, женщины и многодетные мужчины -на станцию Сталинабад, в распоряжение НКВД ТССР.

Согласно Директиве НКВД СССР от 1 апреля 1945 г. № 57 в некоторые ПФЛ были завезены арестованные подданные других государств, подлежащие содержанию в лагерях для интернированных, которые в такие лагеря не вывозились, а размещались изолированно от другого контингента и использовались на работе. Им были предоставлены для проживания улучшенные помещения и улучшенное питание. В данной Директиве были перечислены мероприятия для их оздоровления и уменьшения смертности.

Таким образом, нормативных правовых актов, касающихся передачи спецконтингента в лагподразде-ления, направления на спецпоселение для его дальнейшего трудового использования, было огромное множество, особенно в 1944-1945 гг. Такое положение дел было связано с необходимостью восстанавливать разрушенное войной народное хозяйство. Безусловно, часть документов касалась режима содержания, снабжения, медицинского обслуживания, политработы, оперативной работы, учета и отчетности.

В октябре 1945 г. Дальстрою НКВД СССР было направлено 50 000 человек из числа репатриируемых

1 ГАРФ. Ф. Р-9408. Оп. 1с. Д. 1с. Л. 42.

2 Там же.

бывших военнослужащих Красной Армии, служивших в немецких формированиях. Все направляемые лица обязаны были проработать на предприятиях Дальстроя на правах спецпоселенцев 6 лет. Даль-строю предоставлялось право разрешать указанному контингенту выписывать семьи, оказывать материальную помощь по переезду и хозяйственному устройству этих семей3.

Годы Великой Отечественной войны были особыми в деятельности всех учреждений страны. Война потребовала максимальной централизации всех людских и материальных ресурсов. Сотни объектов промышленного значения в рекордные сроки были восстановлены или построены вновь. В целях оказания неотложной помощи рабочей силой предприятиям угольной промышленности, черной металлургии и лесозаготовкам Наркомлеса СССР в районах Камского бассейна Постановлением ГКО от 18 августа 1945 г. № 9871с было принято решение направлять в указанные промышленности военнослужащих Красной Армии, освобожденных из немецкого плена, прошедших предварительную регистрацию, а также военнообязанных недемобилизуемого возраста, признанных годными к военной службе и подлежащих по закону мобилизации в Красную Армию. Направлялись данные лица батальонами, с выделением по 10 действующих офицеров на каждый батальон. Размещение и материальное обеспечение батальонов возлагалось на соответствующие наркоматы.

Комиссиям в составе представителей НКВД, НКГБ и СМЕРШ НКО было поручено на местах работы организовать проверку спецконтингента батальонов в течение 2-3 месяцев, после чего всех проверенных передать в качестве постоянных кадров предприятий, на которых они работали, за исключением лиц, подлежащих направлению в лагеря НКВД СССР или расселению в отдельных районах.

Всех выявленных лиц, служивших в немецкой армии в специальных немецких формированиях, «власовцев» и полицейских в батальоны не включали, а передавали НКВД СССР для расселения и использования на работах в районах Норильского и Ухтинского комбинатов НКВД СССР, Печорского угольного бассейна, а также на лесозаготовках в верховьях реки Камы Молотовской области в статусе спецпереселенцев. НКВД СССР было разрешено желающим указанной категории лиц выписывать семьи для совместного проживания, оказывать семьям содействие в переезде и обустройстве на местах поселения.

Руководители предприятий и колхозов, где работали семьи спецконтингента, были обязаны их отпускать для переселения.

В соответствии с Постановлением ГКО от 18 августа 1945 г. № 9871с НКО СССР передавали репатриируемых советских граждан из числа бывших военнослужащих Красной Армии и лиц призывного возраста на предприятия черной металлургии, угольной промышленности и лесозаготовки Наркомлеса

3 ГАРФ. Ф. 9414. Д. 328. Л. 9.

СССР в районы Камского бассейна1. Данный спецконтингент после предварительной регистрации был сформирован в рабочие батальоны и организованным порядком направлен на предприятия. Проверка таких лиц проводилась по месту дислокации предприятий, где использовались рабочие батальоны, и была возложена на НКВД-НКГБ, УНКВД-УНКГБ и управление контрразведки НКО СМЕРШ военных округов совместным Приказом от 8 сентября 1945 г. № 001027/00381/00169сш. На органы контрразведки СМЕРШ возлагалась важная функция выявления среди спецконтингента изменников Родины, предателей, ставленников и пособников оккупантов и т. п.

В лагерях ГУПВИ НКВД содержались граждане СССР, насильно мобилизованные на службу в армии противника, в составе которых они и были взяты в плен частями Красной Армии. Директивой НКВД СССР от 21 ноября 1945 г. № 0213с фильтрацию такого контингента проводили на месте, выделив для этой цели группы оперативных работников из аппарата НКВД-УНКВД в соответствии с Директивой НКВД СССР № 63 1945 г. и приложенной к ней инструкцией о порядке проведения фильтрации.

Освобождаемых после проверки лиц направляли к местам жительства с предоставлением им проездных документов, продовольствия на путь следования и годного обмундирования по сезону. Таким лицам для предъявления по месту прибытия в органы НКВД на руки выдавались справки с указанием времени нахождения их в лагерях НКВД для военнопленных. На освобожденных из лагерей граждан СССР в ГУПВИ НКВД предоставлялись именные списки с приложением к ним учетных дел и учетных карточек с отметками об освобождении.

Издание огромного массива нормативных правовых актов, регламентирующих процесс фильтрации бывших военнослужащих и гражданских лиц, оказавшихся в плену или в окружении противника по различным причинам, порождал появление противоречащих друг другу актов. По сообщениям НКВД СССР, среди подлежащих направлению на спецпоселение было значительное количество лиц, которые после службы в немецкой армии и полиции сражались в рядах Красной Армии против немецко-фашистских войск, имели правительственные награды или были ранены, являлись инвалидами. В отношении такой категории лиц отдельных нормативных правовых актов вообще не было.

Несмотря на проведение фильтрационных мероприятий органами НКВД СССР и органами контраз-ведки НКО СМЕРШ по выявлению предателей Родины, агентов Гестапо и других иностранных разведок, диверсантов и участников антисоветских организаций их проникновение на территорию Советского Союза все-таки имело место. Так, за 1947 г. в результате проведенных оперативно-разыскных и следственных мероприятий Управлением МГБ по Свердловской области было выявлено на территории области и

1 ГАРФ. Ф. 9401. Оп. 1А. Д. 192. Л. 102 (об.).

арестовано 35 агентов иностранных разведывательных и контрразведывательных органов, в том числе: германских - 29, английских - 2, японских - 3, финских - 1. Из них разоблачены 8 шпионов, практически осуществлявших полученные ими задания от иностранных разведок, а также ряд лиц, окончивших специальные школы по подготовке диверсантов и переброшенных на советскую территорию с целью проведения подрывной деятельности2.

Таким образом, исходя из проведенного анализа нормативных правовых документов 1941-1945 гг. по осуществлению фильтрационных мероприятий в отношении бывших военнослужащих Красной Армии и гражданских лиц, попавших в плен или в окружение фашистской армии, можно сказать, что значительное количество актов было посвящено не только организационным вопросам проведения фильтрационных мероприятий, но и размещению, содержанию, вещевому и продовольственному обеспечению, трудовому использованию, медицинскому и оперативному обслуживанию проверяемого спецконтингента. Самый большой объем документов относится к ведомственным нормативным актам. Преобладали документы с грифом «секретно» или «совершенно секретно». Несмотря на то, что при использовании нормативных правовых актов имелось много пробелов и противоречий, основные вопросы проведения фильтрационных мероприятий были урегулированы.

Библиографический список

1. Архив Управления ФСБ РФ по Свердловской области. - Ф.1П. - Оп.1. - Ед. хр. 344. - Л. 157-158.

2. Государственный архив Российской Федерации (далее - ГАРФ). - Ф. 9401. - Оп. 1А. - Д. 192. - Л. 102 (об.).

3. ГАРФ. - Ф. 9414. - Д. 328. - Л. 9.

4. ГАРФ. - Ф. 9414. - Оп. 1. - Д. 329. - Л. 35.

5. ГАРФ. - Ф. Р9408. - Оп. 1с. - Д. 12. - Л. 46.

6. ГАРФ. - Ф. Р9408. - Оп. 1с. - Д. 1с. - Л. 42, 43.

7. Смыкалин А. С. Колонии и тюрьмы в советской России / А. С. Смыкалин. - Екатеринбург, 1997.

Bibliograficheskij spisok

1. Arhiv Upravleniya FSB RF po Sverdlovskoj oblasti. -F.1P. - Op.1. - Ed. hr. 344. - L. 157-158.

2. Gosudarstvennyj arhiv Rossijskoj Federacii (dalee -GARF). - F. 9401. - Op. 1A. - D. 192. - L. 102 (ob.).

3. GARF. - F. 9414. - D. 328. - L. 9.

4. GARF. - F. 9414. - Op. 1. - D. 329. - L. 35.

5. GARF. - F. R9408. - Op. 1s. - D. 12. - L. 46.

6. GARF. - F. R9408. - Op. 1s. - D. 1s. - L. 42, 43.

7. Smykalin A. S. Kolonii i tyur'my v sovetskoj Rossii / A. S. Smykalin. - Ekaterinburg, 1997.

2 Архив Управления ФСБ РФ по Свердловской области. Ф. 1. Оп. 1. Ед. хр. 344. Л. 157-158.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.