Научная статья на тему 'НОРМАТИВНАЯ ОСНОВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВА НА ЗДОРОВЬЕ В РОССИИ ПОСЛЕ РЕВОЛЮЦИИ 1917 ГОДА[51]'

НОРМАТИВНАЯ ОСНОВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВА НА ЗДОРОВЬЕ В РОССИИ ПОСЛЕ РЕВОЛЮЦИИ 1917 ГОДА[51] Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
35
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ / ПРАВО НА ЗДОРОВЬЕ / СССР

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Каримов Р.Р.

Статья посвящена вопросам развития отечественной нормативного обеспечения охраны здоровья в период Советской власти. В статье рассматриваются базовые нормативно-правовые акты, регулирующие охрану здоровья и обеспечение медицинской помощью в Советском союзе. Отмечается, что длительное время вопросами здравоохранения занималось Министерство внутренних дел. Подробно рассматривается деятельность медицинского департамента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE NORMATIVE FRAMEWORK FOR ENSURING THE RIGHT TO HEALTH IN RUSSIA AFTER THE 1917 REVOLUTION

The article is devoted to the development of the national normative provision of health protection in the period of the Soviet power. The article deals with the basic regulatory legal acts regulating the protection of health and providing medical care in the Soviet Union. It is noted that for a long time the Ministry of Internal Affairs has been engaged in public health issues. The activities of the medical department are considered in detail.

Текст научной работы на тему «НОРМАТИВНАЯ ОСНОВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВА НА ЗДОРОВЬЕ В РОССИИ ПОСЛЕ РЕВОЛЮЦИИ 1917 ГОДА[51]»

Использованные источники:

1. Братющенко С. В., Селиверстов В. Е. Корпоративная социальная ответственность бизнеса как институт государственно-частного партнерства и эффективной региональной политики // Регион: экономика и социология.2007. № 4. С. 188-206.

2. Доклад о социальных инвестициях в России — 2008 / Ю. Е. Благов (и др.); под общ. ред. Ю. Е. Благова, С. Е. Литовченко, Е. А. Ивановой. М.: Ассоциация менеджеров, 2008.

УДК 340.1; 93

КаримовР.Р., к.юр.н.

Россия, г. Уфа

НОРМАТИВНАЯ ОСНОВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВА НА ЗДОРОВЬЕ В РОССИИ ПОСЛЕ РЕВОЛЮЦИИ 1917 ГОДА51

Аннотация: статья посвящена вопросам развития отечественной нормативного обеспечения охраны здоровья в период Советской власти. В статье рассматриваются базовые нормативно-правовые акты, регулирующие охрану здоровья и обеспечение медицинской помощью в Советском союзе. Отмечается, что длительное время вопросами здравоохранения занималось Министерство внутренних дел. Подробно рассматривается деятельность медицинского департамента.

Ключевые слова: здравоохранение, право на здоровье, медицинская помощь, СССР.

Karimov R.R., candidate of Legal Sciences

Russia, Ufa

THE NORMATIVE FRAMEWORK FOR ENSURING THE RIGHT TO HEALTH IN RUSSIA AFTER THE 1917 REVOLUTION

Annotation: The article is devoted to the development of the national normative provision of health protection in the period of the Soviet power. The article deals with the basic regulatory legal acts regulating the protection of health and providing medical care in the Soviet Union. It is noted that for a long time the Ministry of Internal Affairs has been engaged in public health issues. The activities of the medical department are considered in detail.

Keywords: health care, the right to health, medical care, the USSR.

После Октябрьской революции 1917 года в системе обеспечения права на здоровье наметились новые подходы. Во-первых - это полное огосударствление всей системы здравоохранения, а во-вторых - равный доступ всех категорий населения к оказанию медицинской помощи и услуг.

Нормативная база, касающаяся обеспечения права на здоровье

51 Статья подготовлена при финансовой поддержке гранта РФФИ в рамках регионального конкурса «Урал: история, экономика, культура - Республика Башкортостан», проект № (16-13-02004).

начинает разрабатываться в первые годы Советской власти. Так,

В.И. Ленин подписывает следующие декреты - «О восьмичасовом рабочем дне» от 29 октября 1917 года, «О страховании на случай болезни» от 22 декабря 1917 года, «О социальном страховании лиц, занятых наемным трудом» от 15 ноября 1921 года и др. 7 августа 1918 года принимается Постановление Совета Народных Комиссаров «О порядке применения Положений о страховании на случай безработицы и болезни».

Политика Советского государства в области здравоохранения была сформулирована во 2-й Программе РКП(б), принятой на 8-м съезде в 1919. В числе первоочередных задач предусматривались оздоровление населённых мест, охрана почвы, воды, воздуха, развитие общественного питания на научно-гигиенической основе, создание санитарного законодательства, обеспечение населения общедоступной бесплатной квалифицированной медицинской помощью и т. д. За годы 1-й пятилетки (1929—32) затраты на здравоохранение и физическую культуру выросли по сравнению с 1913 почти в 4 раза. Численность врачей к 1940 году увеличилась почти в 6 раз, средних медицинских Работников — более чем в 10 раз, коечный фонд - в 3,8 раза52.

Вопросы обеспечения права на здоровье естественно нашли свое отражение и в Конституции СССР. Так, Конституция Союза Советских Социалистических Республик 1936 года в статье 120 закрепила право на обеспечение бесплатной медицинской помощью трудящимся, а также предоставлением в пользование трудящимся широкой сети курортов53.

Базовые принципы здравоохранения нашли также свое отражение в Программе Коммунистической партии Советского Союза, принятой на 22-м съезде КПСС в 1961 году54. 14 января 1960 года было принято постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему улучшению медицинского обслуживания и охраны здоровья населения СССР». Данное постановление предусматривало следующие мероприятия:

а) направлять капитальные вложения, выделяемые на развитие здравоохранения, главным образом на строительство больниц, поликлиник, родильных домов с тем, чтобы улучшить, прежде всего, госпитализацию больных туберкулезом, раком, психических больных, а также рожениц и детей раннего возраста;

б) значительно расширить пропускную способность поликлинических учреждений в городах путем развития сети поликлинических отделений больниц, а также поликлиник и здравпунктов при крупных промышленных предприятиях и повысить качество поликлинического обслуживания

52 https://www.booksite.ru/fulltext/1/001/008/106/997.htm

53 Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик (утв. Постановлением Чрезвычайного УШ Съезда Советов СССР от 05.12.1936) // Известия ЦИК СССР и ВЦИК. № 283. 06.12.1936.

54 Стенографический отчет XXII съезда КПСС // http://istmat.info/files/uploads/52747/22_sezd._chast_3._1962_g.pdf.

населения;

в) оснастить лечебно-профилактические учреждения современным медицинским оборудованием, аппаратурой и инструментами, расширив диагностические лаборатории, рентгеновские, физиотерапевтические, процедурные и другие кабинеты, особенно в поликлиниках;

г) значительно расширить сеть аптек и улучшить снабжение населения медикаментами и предметами санитарии и гигиены;

д) улучшить обеспечение лечебно-профилактических учреждений и станций скорой и неотложной помощи необходимым санитарным и грузовым транспортом;

е) направлять средства, выделяемые на строительство больниц, поликлиник, родильных домов, в первую очередь на укрупнение существующих больничных учреждений, а также на строительство как в городах, так и в сельской местности преимущественно крупных больниц;

ж) создавать в городах и промышленных центрах больницы преимущественно на 300 - 400 коек, а в крупных городах 600 и больше, как более экономичные в строительстве и эксплуатации, с тем чтобы обеспечить оказание разносторонней квалифицированной медицинской помощи населению;

з) осуществить укрупнение сельских районных больниц, доведя число коек в них до 100 - 200 и более, оснастив современным медицинским оборудованием и укомплектовав их врачами по всем основным специальностям (терапия, хирургия, педиатрия, акушерство и гинекология, стоматология и др.), а также обеспечить укрепление санитарно-эпидемиологических отделов этих больниц55.

5 июля 1968 было принято постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему улучшению здравоохранения и развитию медицинской науки в стране». Постановление предусматривало существенное расширение учреждений здравоохранения, обеспечение населения более качественной медицинской помощью и др. так, например, данным документом предписывалось Советам Министров союзных республик по согласованию с Госпланом СССР и Министерством здравоохранения СССР обеспечить строительство и ввод в эксплуатацию в 1971 - 1975 годах наряду с другими объектами здравоохранения не менее 31 крупной клинической больницы (с поликлиниками) на 1000 и более коек каждая, 22 онкологических диспансеров на 450 и более коек с пансионатами на 120 и более мест каждый, 17 больниц скорой медицинской помощи (с центрами реанимации) на 600 - 1000 и более коек каждая, 19 больниц восстановительного лечения (с поликлиниками) для взрослых на 520 и более коек каждая и 9 таких больниц для детей на 360 и более коек каждая и не менее 125 психиатрических больниц на 500 и более коек каждая, а также

55 Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 14.01.1960 № 58 «О мерах по дальнейшему улучшению медицинского обслуживания и охраны здоровья населения СССР» // Свод законов СССР. Т. 3. 1990. С. 80 -41.

крупных санитарно-эпидемиологических станций, заводов и мастерских по ремонту медицинской техники и необходимых складских помещений56.

Существенным аспектом в развитии советского законодательства стало принятие Закона СССР от 19.12.1969 № 4589-У11 «Об утверждении Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении». В нем было закреплено, что охрана здоровья народа -одна из важнейших задач Советского государства. Социалистический общественный строй обеспечивает постоянный рост материального благосостояния и культуры народа, улучшение условий труда, быта и отдыха. В СССР осуществляется широкая система социально-экономических и медицинских мероприятий, способствующих повышению уровня охраны здоровья населения, а также общедоступная бесплатная и квалифицированная медицинская помощь, расширяются оздоровительные и санитарные меры, всестороннее развитие получают массовая физическая культура и спорт. Особое внимание социалистическим обществом уделяется охране здоровья матери и ребенка57.

Также рассматриваемый документ закрепил основы организации здравоохранения в СССР. Так, в ст. 5 отмечалось, что охрана здоровья населения в СССР обеспечивается системой социально-экономических и медико-санитарных мер и осуществляется путем:

1) проведения широких оздоровительных и профилактических мероприятий, особой заботы об охране здоровья подрастающего поколения;

2) создания на производстве и в быту надлежащих санитарно-гигиенических условий, устранения причин производственного травматизма, профессиональных болезней, а также других факторов, отрицательно влияющих на здоровье;

3) проведения мероприятий по оздоровлению окружающей среды, обеспечению санитарной охраны водоемов, почвы и атмосферного воздуха;

4) планового развития сети учреждений здравоохранения и предприятий медицинской промышленности;

5) бесплатного удовлетворения потребности населения во всех видах медицинской помощи; повышения качества и культуры медицинской помощи; постепенного расширения диспансерного наблюдения; развития специализированной медицинской помощи;

6) бесплатного предоставления лечебных и диагностических средств при стационарном лечении с постепенным расширением бесплатного или на льготных условиях предоставления лечебных средств и при других видах медицинской помощи;

7) расширения сети санаторно-курортных учреждений, профилакториев, домов отдыха, пансионатов, туристских баз и других

56 Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 05.07.1968 № 517 «О мерах по дальнейшему улучшению здравоохранения и развитию медицинской науки в стране» // Свод законов СССР. Т. 3. 1990. С. 82.

57 Закон СССР от 19.12.1969 № 4589-У11 «Об утверждении Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении» // Ведомости ВС СССР. 1969. № 52. ст. 466.

учреждений для лечения и укрепления здоровья граждан;

8) физического и гигиенического воспитания граждан; развития массовой физической культуры и спорта;

9) развития науки, планового осуществления научных исследований, подготовки научных кадров и высококвалифицированных специалистов в области здравоохранения;

10) использования в деятельности учреждений здравоохранения достижений науки, техники и медицинской практики, оснащения этих учреждений новейшей аппаратурой;

11) развития научно-гигиенических основ питания населения;

12) широкого участия общественных организаций и трудовых коллективов в охране здоровья населения58.

Документ утратил силу на территории Российской Федерации только с 1 января 2012 года в связи с принятием Федерального закона от 21.11.2011 № З23-Ф3.

Снижение средней продолжительности предстоящей жизни и снижение эффективности функционирования системы здравоохранения, проявляющееся в монополизации управления и финансирования, дефиците ресурсов, отсутствии экономической заинтересованности производителя и потребителя медицинских услуг в сохранении и укреплении здоровья потребовали от советского руководства проведения ряда реформ.

Так, были проведены организационно-экономических эксперименты, которые осуществлялись в отдельных больницах СССР в 1967 - 1969, 1975 -1977 и 1985 - 1987 годах. В ходе этих экспериментов делались попытки предоставления коллективам больничных учреждений и их руководителям большей самостоятельности в целях повышения эффективности использования материальных ресурсов, изменялись условия оплаты труда медицинских работников, интенсификация использования коечного фонда. К сожалению, результаты этих экспериментов не нашли широкого применения в практике здравоохранения СССР59.

В конце 1980-х годов в стране также проводились серьезные реформы, стала появляться частная собственность на средства производства, рыночные принципы стали внедряться повсеместно, в том числе и в медицине.

Несмотря на достаточно развитую нормативно-правовую базу в системе советского здравоохранения накопился целый ряд пробмлемных аспектов среди которых можно назвать:

- нехватку финансовых средств для развития учреждений здравоохранения;

- снижение материального обеспечения врачей и медицинского персонала;

58 Закон СССР от 19.12.1969 № 4589-УП «Об утверждении Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении» // Ведомости ВС СССР. 1969. № 52. Ст. 466.

59 Колоколов Г.Р., Махонько Н.И. Медицинское право: учебное пособие. М.: Дашков и К, 2009. 452 с. // СПС КонсультатнтПлюс.

- отставание основного количества медицинских учреждений конца 80-х годов XX века по внедрению и использования передовых средств диагностики болезней, нового оборудования и др.

Новые общественные отношения на рубеже веков потребовали серьезных изменений и дополнений в российское законодательство. Так, только для урегулирования отдельных общественных отношений в сфере охраны здоровья граждан и здравоохранения на этом этапе исторического развития в 90-е годы XX века принимается целый пакет специальных законов: Закон РФ от 28 июня 1991 года № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»; Закон РФ от 2 июля 1992 года № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»; Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года № 5487-1 и многие другие60.

Подводя итог, следует отметить, что российская система здравоохранения исторически является преемницей медицины, сложившейся в советские годы, также ряд аспектов современной системы здравоохранения был заложен благодаря разработанной в рассматриваемый период нормативной базы.

Использованные источники:

1. Биомедицинское право в России и за рубежом: монография / Г.Б. Романовский, Н.Н. Тарусина, А.А. Мохов и др. М.: Проспект, 2015. 368 с. // СПС КонсультатнтПлюс.

2. Закон СССР от 19.12.1969 № 4589-VII «Об утверждении Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении» // Ведомости ВС СССР. 1969. № 52. ст. 466.

3. Закон СССР от 19.12.1969 № 4589-VII «Об утверждении Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении» // Ведомости ВС СССР. 1969. № 52. Ст. 466.

4. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик (утв. Постановлением Чрезвычайного VIII Съезда Советов СССР от 05.12.1936) // Известия ЦИК СССР и ВЦИК. № 283. 06.12.1936.

5. Колоколов Г.Р., Махонько Н.И. Медицинское право: учебное пособие. М.: Дашков и К, 2009. 452 с. // СПС КонсультатнтПлюс.

6. Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 14.01.1960 № 58 «О мерах по дальнейшему улучшению медицинского обслуживания и охраны здоровья населения СССР» // Свод законов СССР. Т. 3. 1990. С. 80-41.

7. Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 05.07.1968 № 517 «О мерах по дальнейшему улучшению здравоохранения и развитию медицинской науки в стране» // Свод законов СССР. Т. 3. 1990. С. 82.

8. Стенографический отчет XXII съезда КПСС // http://istmat.info/files/uploads/52747/22_sezd._chast_3._1962_g.pdf.

60 Биомедицинское право в России и за рубежом: монография / Г.Б. Романовский, Н.Н. Тарусина, А.А. Мохов и др. М.: Проспект, 2015. 368 с. // СПС КонсультатнтПлюс.

9. https://www.booksite.ru/fulltext/1/001/008/106/997.htm

УДК 336.15

Карлюка С. В. студент 3 курса направление магистратуры факультет «Экономика и финансы» Российская академия народного хозяйства и государственной службы - филиал СЗИУ Россия, г. Санкт-Петербург ПРИЧИНЫ И ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ НИЗКОЙ ФИНАНСОВОЙ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация: в статье рассматриваются проблематика бюджетного федерализма в Российской Федерации. Исследуются проблемы межбюджетных отношений, проблемы низкой финансовой обеспеченности местных бюджетов.

Ключевые слова: бюджетная политика, бюджетный федерализм, бюджетное выравнивание, межбюджетные отношения, бюджетная система.

Karlyuka S. V., student 3 courses directions of a magistracy faculty "Economy and finance" Russian academy of national economy and public service - SZIU branch THE REASONS AND WAYS TO OVERCOME THE LOW FINANCIAL SECURITY OF LOCAL BUDGETS OF THE RUSSIAN

FEDERATION

Summary: The article is devoted to the study the problems of budgetary federalism in the Russian Federation, to the study the problems of interbudgetary relations, to the study the problems of low financial security of local budgets.

Keywords: budgetary policy, budget federalism, budget equalization, intergovernmental fiscal relations, budgetary system.

Одной из главных проблем межбюджетных отношений является недостаточность финансовой базы региональных и местных бюджетов. Некоторые специалисты отмечают, что излишнее сосредоточение налоговых полномочий у Федерального центра резко ограничивает самостоятельность региональных и местных органов власти, и лишает их возможности эффективно влиять на налоговые поступления в свои бюджеты. При этом, они ссылаются на опыт ряда стран (США, Канада, Бразилия, Индия, Мексика), в законодательстве которых предусмотрены широкие полномочия региональных и местных органов власти по формированию налоговой базы бюджетов.

По мнению других специалистов, избыточные полномочия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.