Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ГОСУДАРСТВА ЗА ЗДОРОВЬЕ ГРАЖДАН РОССИИ'

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ГОСУДАРСТВА ЗА ЗДОРОВЬЕ ГРАЖДАН РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
148
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
здравоохранение / лекарства / здоровье / заболевание / медицинская промышленность / охрана здоровья / healthcare / medicines / health / disease / medical industry / health protection

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кутафина Наталия Николаевна, Грудцына Людмила Юрьевна

В статье авторы обосновывают необходимость кардинальных изменений системы современного управления здравоохранением, с учетом показавших свою малую эффективность применяющихся мер и государственных программ, доказывает важность усиления государственного планирования в сфере здравоохранения, повышения государственной ответственности за здоровье, лечение граждан и обеспечение их необходимыми лекарственными препаратами. Для этого необходимо: отменить «монетизацию льгот», вернуть существовавший до 2005 г. порядок обеспечения государством малоимущих граждан бесплатными лекарствами, в полном объеме, принять Федеральный закон об ответственности чиновников за необеспечение населения лекарствами, изменить структуру системы здравоохранения, введя госрегулирование некоторых направлений, провести «ревизию» результатов деятельности чиновников, начиная с министров здравоохранения, заканчивая директорами департаментов министерств здравоохранения на уровне федеральном и субъектов Федерации, начать государственное планирование строительства собственной (потерянной за последние 30 лет) медицинской промышленности, изучить статистику роста заболеваний, в целом по стране и в каждом конкретном регионе для понимания и прогнозирования того, какие лекарственные препараты в каждом регионе, с учетом его специфики, видов и темпов заболеваний, будут нужнее всего.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Кутафина Наталия Николаевна, Грудцына Людмила Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE HEALTH PLANNING AND STATE RESPONSIBILITY FOR THE HEALTH OF RUSSIAN CITIZENS

In the article, the authors justify the need for fundamental changes in the system of modern health care management, taking into account the measures and state programs that have shown their low effectiveness, proves the importance of strengthening state planning in the field of health care, increasing state responsibility for the health, treatment of citizens and providing them with the necessary medicines. To do this, it is necessary: to abolish the “monetization of benefits,” return the procedure for providing the state with free medicines to poor citizens that existed before 2005, fully adopt the Federal Law on the Responsibility of Officials for the Non-Provision of Medicines, change the structure of the health system, introducing state regulation of some areas, conduct “audit” of the performance of officials, from the ministers of health, to the directors of departments of ministries of health at the level of the federal and constituent entities of the Federation, begin state planning for the construction of their own (lost over the last 30 years) of the medical industry, to study the statistics of the growth of diseases, in the whole country and in each particular region to understand and predict which drugs in each region, taking into account its specifics, types and rates of diseases, will be most necessary.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ГОСУДАРСТВА ЗА ЗДОРОВЬЕ ГРАЖДАН РОССИИ»

DOI 10.24411 /2076-1503-2020-11011

КУТАФИНА Наталия Николаевна,

кандидат экономических наук, доцент кафедры общественных наук ФГБОУ ВО «Литературный институт имени А.М. Горького», e-mail: N.Kutafina@gmail.com

ГРУДЦЫНА Людмила Юрьевна,

доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры гражданского права и гражданского процесса Северо-Западного института (филиала) Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), Почетный адвокат России,

e-mail: ludmilagr@mail.ru

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ГОСУДАРСТВА ЗА ЗДОРОВЬЕ ГРАЖДАН РОССИИ

Аннотация. В статье авторы обосновывают необходимость кардинальных изменений системы современного управления здравоохранением, с учетом показавших свою малую эффективность применяющихся мер и государственных программ, доказывает важность усиления государственного планирования в сфере здравоохранения, повышения государственной ответственности за здоровье, лечение граждан и обеспечение их необходимыми лекарственными препаратами. Для этого необходимо: отменить «монетизацию льгот», вернуть существовавший до 2005 г. порядок обеспечения государством малоимущих граждан бесплатными лекарствами, в полном объеме, принять Федеральный закон об ответственности чиновников за необеспечение населения лекарствами, изменить структуру системы здравоохранения, введя госрегулирование некоторых направлений, провести «ревизию» результатов деятельности чиновников, начиная с министров здравоохранения, заканчивая директорами департаментов министерств здравоохранения на уровне федеральном и субъектов Федерации, начать государственное планирование строительства собственной (потерянной за последние 30 лет) медицинской промышленности, изучить статистику роста заболеваний, в целом по стране и в каждом конкретном регионе для понимания и прогнозирования того, какие лекарственные препараты в каждом регионе, с учетом его специфики, видов и темпов заболеваний, будут нужнее всего.

Ключевые слова: здравоохранение, лекарства, здоровье, заболевание, медицинская промышленность, охрана здоровья.

KUTAFINA Natalia Nikolaevna,

candidate of economic sciences, associate professor of the Department of social sciences, FSBOU VO "A.M. Gorky Literary Institute"

GRUDTSINA Ludmila Yurievna,

Doctor of Law, Professor, Professor, Department of Civil Law and Civil Process, Northwestern Institute (Branch),

Kutafin University (Moscow State University), Honorary Lawyer of Russia

STATE HEALTH PLANNING AND STATE RESPONSIBILITY FOR THE HEALTH OF RUSSIAN CITIZENS

Annotation. In the article, the authors justify the need for fundamental changes in the system of modern health care management, taking into account the measures and state programs that have shown their low effectiveness, proves the importance of strengthening state planning in the field of health care, increasing state responsibility for the health, treatment of citizens and providing them with the necessary medicines. To do this, it is necessary: to abolish the "monetization of benefits," return the procedure for providing the state with free medicines to poor citizens that existed before 2005, fully adopt the Federal Law on the Responsibility of Officials for the Non-Provision of Medi-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2020

cines, change the structure of the health system, introducing state regulation of some areas, conduct "audit" of the performance of officials, from the ministers of health, to the directors of departments of ministries of health at the level of the federal and constituent entities of the Federation, begin state planning for the construction of their own (lost over the last 30 years) of the medical industry, to study the statistics of the growth of diseases, in the whole country and in each particular region to understand and predict which drugs in each region, taking into account its specifics, types and rates of diseases, will be most necessary.

Key words: healthcare, medicines, health, disease, medical industry, health protection.

В контексте развития человечества право человека на охрану здоровья перестает быть только личной ценностью, оно становится важнейшей ценностью для государства и гражданского общества. Отличие этого конституционного права от других основных прав личности и гражданина заключается в том, что оно по природе своей относится к неотчуждаемым правам, принадлежит человеку еще до его рождения, является неотъемлемым условием жизни общества и связано не только с необходимостью заботы о своем здоровье каждого гражданина, но и ответственностью государства за сохранение и укрепление здоровья своих граждан [8]. Обеспечение ключевого права на охрану здоровья и медицинскую помощь, с одной стороны, служит объективным показателем при оценке результативности и эффективности системы здравоохранения, а с другой - необходимым условием решения демографических проблем, инструментом создания адекватных условий для роста численности населения и увеличения средней продолжительности здоровой жизни [1]. В контексте современных демографических тенденций, на динамику которых очевидным образом влияют не только экономические, но и политические факторы, налицо решающая степень зависимости показателей смертности от болезней, связанных со старением или человеческой деятельностью (в отличие от предыдущей эры, когда она была обусловлена эпидемиями и голодом) [10].

В статье автор, аргументированно критикуя существующую систему управления здравоохранением, предлагает свой подход к реформированию российского здравоохранения, которое в условиях пандемии, обострившей многие существовавшие ранее проблемы, остро нуждается в государственном планировании и помощи со стороны государства [4]. Ведь главная цель - наро-досбережение, сохранение жизни и здоровья граждан России. Что же необходимо сделать? Вниманию читателей предлагается краткая программа действий.

1. Отменить «монетизацию» льгот,1 вернуть существовавший до 2005 г. порядок обеспечения

1 См.: Федеральный закон от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской

государством малоимущих граждан (в т.ч. пенсионеров) бесплатными лекарствами, в полном объеме, принять Федеральный закон об ответственности чиновников за необеспечение населения лекарствами, пересмотреть (в сторону увеличения наименований) список ЖНЛВП.

Причины отмены:

- обеднение населения России и, в первую очередь, самых незащищенных, - пенсионеров, вынуждает их тратить деньги на еду, а не на необходимые им лекарства. В России почти 80% льготников отказались от бесплатного лекарственного обеспечения, выбрав «монетизацию» - ловушку для пенсионеров;

- 15 лет показали, что лекарств по-прежнему не хватает и обеспечить всех нуждающихся в медицинской помощи не получилось. В этой связи необходимо переосмыслить прошлое и вернуть наиболее эффективные экономико-правовые механизмы.

Как это изменит ситуацию к лучшему: все нуждающиеся граждане будут обеспечены лекарствами. Вместо того, чтобы «откупаться» от своего населения, государство (в лице конкретных чиновников) будет нести ответственность за обеспечение бесплатными лекарствами нуждающихся граждан. Только у государства есть механизмы и возможности это сделать, частный бизнес к этому допускать (пока) нельзя.

2. Изменить структуру системы здравоохранения, введя госрегулирование некоторых направлений (например, создать федеральную сеть государственных аптек, финансируемых за счет госбюджета,2 в которых пенсионеры будут полу-

Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

2 Напомним, что бюджет наполняется нашими средствами, в частности, работодатель обязан ежемесячно платить 5,1% в ФФОМС и 3,1% в ФСС. Во всем мире эти деньги работодатель платит своим работникам, а потом они платят их внебюджетным фондам, то есть, на самом деле мы сами оплачиваем свое лечение в России, так что медицина у нас сейчас такая же платная, как во всем мире.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2020

чать выписанные им лекарства бесплатно, а также с ценами ниже рынка - для пенсионеров и малоимущих (даже если цены будут ниже закупочных у оптовиков, у государства есть ресурсы за счет средств бюджета компенсировать разницу цен) [4].

Причины отмены:

- статус Министерства здравоохранения РФ сейчас - номинален, особых властных полномочий у министерства нет, это консультационный орган, не принимающий ключевых решений, выполняющий распоряжения федерального правительства. На наш взгляд, большая ошибка состоит в том, что- министерство не занимается государственным планированием. Сравним:

№ Министерство здравоохранения СССР (Положение утв. постановлением Совета Министров СССР от 17.07.1968 г. № 548) Министерство здравоохранения РФ (Положение утв. постановлением Правительства РФ от 19 июня 2012 г № 608)

1. П. 1. Министерство здравоохранения СССР осуществляет руководство здравоохранением в стране. 1. Министерство здравоохранения РФ (Минздрав России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения. ВАЖНО: ЭТО НЕ РУКОВОДСТВО, А «РЕАЛИЗАЦИЯ ФУНКЦИЙ» - ИСПОЛНЕНИЕ ТОГО, ЧТО ПРИНИМАЕТ ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ.

2. П. 2. Министерство здравоохранения СССР несет ответственность за состояние и дальнейшее развитие здравоохранения, уровень развития медицинской науки и за качество оказываемой населению медицинской помощи в целях предупреждения и эффективного лечения болезней и дальнейшего увеличения продолжительности жизни людей. 2. Министерство здравоохранения Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, Федерального медико-биологического агентства, федеральных государственных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий, а также координацию деятельности Федерального фонда обязательного медицинского страхования. Согласно Указу Президента РФ от 21 января 2020 г. N 21 руководство деятельностью Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и Федерального медико-биологического агентства осуществляет Правительство РФ. ЕСТЬ «КООРДИНАЦИЯ» И «КОНТРОЛЬ», НИ СЛОВА ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ И КАЧЕСТВЕ «КООРДИНАЦИИ» И «КОНТРОЛЯ».

3. П. 3. Министерство здравоохранения СССР осуществляет руководство здравоохранением, как правило, через министерства здравоохранения союзных республик и управляет учреждениями, организациями и предприятиями союзного подчинения непосредственно или через создаваемые им органы. 4. Министерство здравоохранения Российской Федерации осуществляет свою деятельность непосредственно и через подведомственные Министерству организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями. РУКОВОДСТВО МИНИСТЕРСТВО НЕ ОСУЩЕСТВЛЯЕТ.

4. П. 4. Министерство здравоохранения СССР, являясь ведущим в области здравоохранения, осуществляет координацию деятельности (включая методическое руководство) лечебно-профилактических, научно-исследовательских и других учреждений здравоохранения, не входящих в его систему, по вопросам распознавания, лечения и профилактики заболеваний, охраны территории СССР от заноса и распространения карантинных и других инфекционных заболеваний и по вопросам санитарно-эпидемиологического обслуживания населения, а также контроль за этой деятельностью. 5. Министерство здравоохранения Российской Федерации осуществляет следующие полномочия: 5.1. вносит в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и другие документы, по которым требуется решение Правительства Российской Федерации, по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности Министерства и к сферам деятельности подведомственных ему федеральной службы и федерального агентства, а также проект ежегодного плана работы и прогнозные показатели деятельности Министерства. ПРИНИМАЕТ ВСЕ ВАЖНЫЕ РЕШЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ, МИНИСТЕРСТВО МОЖЕТ ТОЛЬКО ПРОСИТЬ РАССМОТРЕТЬ И ВНЕСТИ ПРОЕКТ.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2020

5. п. 6. а) изучает состояние здоровья населения, определяет основные направления развития здравоохранения в стране. б) организует лечебно-профилактическую и лекарственную помощь населению, разрабатывает и осуществляет мероприятия по развитию, совершенствованию и приближению к населению высококвалифицированной медицинской помощи; 5.2. на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ Министерство самостоятельно принимает следующие нормативные правовые акты: 5.2.5. номенклатура коечного фонда по профилям медицинской помощи; ЛЮДЕЙ ЗА ЭТИМИ СЛОВАМИ НЕ ВИДНО. 5.2.6. типовые положения об отдельных видах медицинских организаций, включенных в номенклатуру медицинских организаций, в том числе о госпиталях ветеранов войн; 5.2.11. перечень состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечень мероприятий по оказанию первой помощи; НЕТ РЕЧИ О СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ. НА ЧЕЛОВЕКА НАЦЕЛЕННОСТИ НЕТ.

6. г) изучает заболеваемость рабочих, служащих и колхозников с утратой трудоспособности и совместно с соответствующими министерствами, ведомствами и организациями разрабатывает мероприятия по ее снижению; ОЧЕНЬ ВАЖНО, ЧТО НАЗЫВАЮТСЯ ЛЮДИ, РАБОТАЮЩИЕ В РАЗНЫХ СФЕРАХ. 5.2.8. требования к размещению медицинских организаций государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, иных объектов инфраструктуры в сфере здравоохранения исходя из потребностей населения; 5.2.9. общие требования к структуре и штатам медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения; ШТАТЫ НЕОБХОДИМЫ ДЛЯ ЛЕЧЕНИЯ И СПАСЕНИЯ ЛЮДЕЙ. А ЛЮДИ В ДОКУМЕНТЕ НЕ НАЗВАНЫ. ВСЕ ДОЛЖНО ДЕЛАТЬСЯ РАДИ НАРОДА, ЕСТЬ ЛИ НАРОД В ПЛАНАХ?

7. з) разрабатывает нормативы медицинской помощи населению; 5.2. на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ Министерство самостоятельно принимает следующие нормативные правовые акты: 5.2.3. номенклатура медицинских услуг; 5.2.4. номенклатура медицинских организаций. ВСЕ ЭТО ДЛЯ ЛЮДЕЙ?

К слову: Министерство здравоохранения СССР (1946-1991 гг.) содействовало развитию крупных научных исследований в области медицины и осуществляло их координацию и перспективное планирование (это очень важный слова, смысл которых как будто утерян сегодняшней властью). Еще в годы войны в системе Минздрава СССР по постановлению СНК СССР от 30 июля 1944 г. была образована Академия медицинских наук СССР - высшее научное учреждение в области медицины. Включение Академии медицинских наук в состав РАН, создание ФАНО и, вообще, проведенная несколько лет назад реформа науки, - по нашему мнению, - большая ошибка или возможное вредительство.

3. Отменить действующие сегодня государственные программы в сфере здравоохранения, структурно пересмотреть государственный подход к планированию (ввести аналог Госплана,

когда государство отвечает за взятые обязательства, а конкретные чиновники несут персональную ответственность вплоть до уголовной, став спецсубъектами уголовного права) [11].

Причины отмены:

- простой и актуальный пример, иллюстрирующий ситуацию последних двадцати лет: 26.12.2017 г. было принято Постановление Правительства РФ № 1640 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения».1 И если начать читать этот документ не с начала, а с конца (!), то выходит, что согласно п. 4 были признаны утратившими силу следующие документы:

1 Общий объем финансирования программы составляет 16 928 млн руб., из них: на 2021 год -4900833601,93 тыс. рублей; на 2022 год - 5064800155,77 тыс. рублей; на 2023 год - 4846526820,21 тыс. рублей; на 2024 год - 4743864680,55 тыс. рублей.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2020

1) постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 294 «Об утверждении государственной программы РФ «Развитие здравоохранения»;

2) пункты 2 и 3 постановления Правительства РФ от 31 марта 2017 г. № 394 «О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства РФ» и пункт 1 изменений, которые вносятся в акты Правительства РФ, утвержденных указанным постановлением;

3) постановление Правительства РФ от 7 мая 2017 г. № 539 «О внесении изменений в государственную программу РФ «Развитие здравоохранения»;

4) постановление Правительства РФ от 12 августа 2017 г. № 964 «О внесении изменений в приложение № 9 к государственной программе РФ «Развитие здравоохранения».

Во всех этих документах провозглашались благие цели, а главное - выделялись огромные бюджетные средства [5, 6]. Все это было несколько лет назад, деньги освоены, а были ли решены поставленные задачи и реализованы цели? Но документы эти уже признаны недействующими. Вместо них принимаются новые документы. А кто же будет отвечать за невыполненные задачи и недостигнутые цели? Никто. Пока. Это постановление № 1640 (отменяющее ряд программ, ревизию на исполнение которых никто не проводил, а может, и проводил, но общественной огласки и оценки это не получило) вступило в силу с 1 января 2018 г. Прошло три года и ни один чиновник не понес публичную ответственность (уголовную или хотя бы административную или дисциплинарную) за невыполнение поставленных целей в уже отмененных документах.

А теперь прочитаем этот документ с начала. Что получается? Это всего лишь постановка целей и задач, важность которых определяется контролем выполнения и полученными «на выходе» результатами. Можно с уверенностью утверждать, что большая часть этих целей не была достигнута, а контроль (например, со стороны Счетной палаты РФ) шел в основном только о правильном отображении на бумаге цифр, потраченных на те или иные мероприятия. Простого человека за ними не видно. Кто и когда, после завершения, например, каждого года (на который выделяются огромные деньги из бюджета) подводит итоги реализации поставленных целей? Какой процент целей так и остался на бумаге? Кто за это ответил, какую ответственность понесли чиновники, что было сделано для улучшения показателей реализации поставленных целей? Почему эти важные и простые вопросы остались «за бортом» Госпрограммы? Чиновники не могли об этом не подумать.

4. Провести «ревизию» результатов деятельности чиновников, начиная с министров здра-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2020

воохранения, заканчивая директорами департаментов министерств здравоохранения на уровне федеральном и субъектов Федерации [7]. Ответственность чиновников не может быть абстрактной. За ошибки в управлении государством нужно отвечать. Приведем фамилии чиновников (на федеральном уровне), которые ответственны за здравоохранение в стране (обидно, что эти люди стоят в одном ряду с Николаем Александровичем Семашко):

Зурабов Михаил Юрьевич (2004-2007 гг.)

Голикова Татьяна Алексеевна (2007-2012 гг.).

Скворцова Вероника Игоревна (2012-2020 гг.).

Мурашко Михаил Альбертович (2020 г - по настоящее время).

Необходимо переосмысление советского опыта развития системы здравоохранения и возврат к «системе Семашко».

5. Начать государственное планирование строительства собственной (потерянной за последние 30 лет) медицинской промышленности

- пусть в начале будут использоваться в качестве компонентов зарубежные аналоги - если создать непрерывный цикл (производство лекарства - их хранение, логистика, планирование продаж и бесплатной выдачи в сети госаптек по всей стране), то себестоимость будет ниже, а доступность для людей - выше. И отвечать за это должен не бизнес (даже крупный), а государство. Для понимания объемов и необходимой инфраструктуры - важно проанализировать статистику (предварительно проверив ее на подлинность), в каких регионах, какие категории населения, какие заболевания имеют. Чтобы понимать, во-первых, что лечить, в каких объемах, на какой территории, во-вторых, с учетом имеющейся обобщенной информации спрогнозировать на ближайшие годы, динамику заболеваемости и, соответственно, подготовить ресурсы и мощности (это и называется ответственным государственным планированием, Госпланом) [2].

В этой связи только в 2020 г. (что же делали последние два десятилетия?) началось создание Единого федерального регистра граждан, имеющих право на обеспечение лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания за счет бюджета.1

6. Изучить статистику роста заболеваний, в целом по стране и в каждом конкретном регионе (для понимания и прогнозирования того, какие лекарственные препараты в каждом регионе, с учетом его специфики, видов и темпов заболеваний, будут нужнее всего). От этого и отталкиваться

- экономически просчитать максимально правильное место для строительства не только самих заводов по производству лекарств, но и логисти-

ческих центров (хабов), для организации максимально удобной и оперативной доставки лекарств в государственные аптеки [4].

7. И все же есть вариант, при котором государство может привлечь (заинтересовать налоговыми послаблениями) бизнес к сотрудничеству. Если бизнес вложит, например, в строительство завода 100 000 руб., то получит от государства уменьшение налогов, например, на 150 000 руб. Бизнесу это выгодно. Государство это тоже (если не на первый, то на второй взгляд) выгодно [3]. Что получается? Государство не будет тратить из бюджета некоторое количество денег (которые уже сейчас в бюджете есть, те же 100 000 руб.), но в будущем (например, в следующий календарный год, когда бизнес будет рассчитываться с государством выплатой налога в казну) -

государство не получит 150 000 руб. Государство здесь и сейчас сохраняет в казне 100 000 руб., при этом здесь и сейчас 100 000 руб. в «государственное дело» вкладывает бизнес, а только через год государство не получает 50 000 руб., которые могло бы получить, а бизнесмен экономит 50 000 руб. Но за этот год идет строительство, запуск заводов, сети аптек и пр. Получается, что такой подход выгоден всем (разумеется, мы привели условные цифры, для среднего и большого бизнеса речь может пойти об уменьшении налогов на десятки и сотни миллионов рублей в год!). Но главными бенефициарами будут граждане, для которых и должны строиться заводы и открываться аптеки [4].

Вот еще одно грустное сравнение.

№ Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 14.01.1960 г. № 58 «О мерах по дальнейшему улучшению медицинского обслуживания и охраны здоровья населения СССР» [9] Статистика Росстата, информация из открытых источников (2005-2020 гг.):

1. Число больничных коек в послевоенные годы увеличилось в два раза. Вслед за больницами за 15 лет сократилось количество больничных коек - в среднем на 27,5%, до 1,2 млн. В сельской местности сокращение коек - на 40%. Только с 2013 г. мест в больницах стало меньше на 100 тыс.

2. Наряду с государственным строительством широко развернулось строительство медицинских учреждений по инициативе и за счет средств колхозов. В 1913 г. больниц в СССР было 2992, в 1940 г. -8797, к 1990 г. достигло 12064. Т.е. за 50 лет число больниц росло на 65 в год или каждые 6 дней открывалась новая больница! Заранее записываться на прием к врачу не было необходимости, терапевты принимали всех в день первичного обращения. Как правило, обходили всех врачей узких специальностей тоже в первый день обращения в поликлинику. В больницу клали на следующий день после того, как выписали направление в стационар. Очередей по 2-3 месяца, чтобы положили в больницу, не выстаивали. Все обследование и лечение осуществляли бесплатно. Количество больниц в России с 2000 г. по 2015 г. сократилось в два раза, с 10,7 тыс. до 5,4 тыс. То есть закрывалось в год 353 больницы. Почти по одной больнице в день. если власти продолжат закрывать больницы такими темпами, к 2021-2022 гг. количество медучреждений в стране достигнет 3 тыс., то есть уровня Российской империи в 1913 г.1 Идет сокращение числа станций скорой помощи. В период с 2005 по 2015 гг. их количество снизилось с 3276 до 2561 отделения или на 21,8%.

3. В Советском Союзе успешно развивается медицинская промышленность. Есть ли отечественная медицинская промышленность в России в объеме, необходимом для самодостаточности отрасли? [2]

1 Постановление Правительства РФ от 12 октября 2020 г. № 1656 "Об утверждении Правил ведения Федерального регистра граждан, имеющих право на обеспечение лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации".

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2020

4. Производство лекарственных средств и изделий медицинской техники увеличилось за предыдущее семилетие более чем в три раза. По некоторым данным в России сейчас 76 российских производителей лекарственных препаратов. На сегодняшний день по объему продаж в денежном выражении лидируют импортные лекарственные препараты для медицинского применения, составляющие более 75% объема рынка. Это значит, что обеспеченность лекарственными препаратами населения России - всего на 25%! На долю 10-ти наиболее крупных предприятий, осуществляющих производство лекарственных препаратов для медицинского применения, приходится около 45% всех выпускаемых в России лекарственных препаратов.

5. Профилактическая направленность советской медицины позволяла предупредить многие опасные заболевания и на начальных этапах выявить патологии. Все это стало следствием «системы Семашко», разработанной и принятой в СССР в середине 1920-х гг. Частью «системы Семашко» были ФАПы (фельдшерско-акушерские пункты). Отсутствие профилактической направленности современной медицины. Число поликлиник уменьшилось за эти годы на 12,7%, до 18,6 тыс. учреждений, нагрузка в них возросла со 166 человек в день в 2000 г. до 208 в 2015 г. Воссоздание только ФАПов (которые были неотъемлемой частью «системы Семашко») делу не поможет, необходимо возрождать профилактику и предупреждение заболеваний. Положительный советский опыт у нас есть.

Качество подготовки в медицинских вузах росло из года в год. Качество обучения и подготовки в современных медицинских вузах упало, так как большая часть студентов учится платно, их невыгодно отчислять.

Еще один «штрих к портрету» Министерства здравоохранения РФ. По состоянию на 01.01.2021 г. на сайте (https://minzdrav.gov.ru) можно найти много интересной информации, даже советы от министра по употреблению алкоголя в праздничные дни, но отчетов о проделанной работе и достигнутых результатах мы не нашли.

Подраздел «Совещания» раздела «О ходе реализации Федерального закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», из которого можно было бы составить примерное понимание текущей работы чиновников министерства, в разработке с 2012 г (https:// minzdrav.gov.rU/ministry/fz_83/7/2011_12_16).

Подраздел «Предстоящие мероприятия» раздела «Мероприятия» пуст (https://minzdrav. gov.ru/events/future). Конечно, это частности, в которые сейчас нет возможности и смысла погружаться. Но они тоже (наряду с глобальными вещами) формируют представление об очковтирательстве в нашем здравоохранении.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2020

Другой «штрих к портрету» здравоохранения: на странице https://minzdrav.gov.ru/polls/36/ vote раздела «Опросы» проведен опрос:

«Как Вы оцениваете работу, проведенную подразделением по противодействию коррупции Минздрава России в 2019 году?». Из 464 проголосовавших на низком уровне работу оценили 371 человек (80% проголосовавших). Интересно, в чем смысл подобных опросов, если никакие выводы из этого не делаются?

На сайте Счетной палаты России есть результаты проверки оптимизации здравоохранения, по итогам которой эксперты Счетной палаты РФ пришли к выводу, что реформа здравоохранения привела к снижению доступности услуг. На эту официальную информацию никто не обратил внимания.

За 2000-2015 гг. увеличилась заболеваемость населения (привет «системе Семашко»!): осложнения при беременности и родах увеличились на 39,1%, выявленные новообразования — на 35,7%, заболевания системы кровообращения — на 82,5%. Доступность медицинской помощи в регионах эксперты проверили лично.

Авторы доклада Счетной палаты РФ попробовали записаться к терапевту в небольшом российском городе, например, в Рыбинске Ярославской области. Если бы они были настоящими пациентами, приема врача им пришлось бы ждать 21 день. Кроме того, в больницах нет даже «примитивных» лекарств - анальгина, цитрамона, аскорбиновой кислоты и т.д.1

8. Необходима реформа системы страховой медицины. Существующая страховая медицина неэффективна. С учетом протяженной и мало населенной территории России нельзя «привязывать» деньги к числу пациентов - это приводит к недофинансированию и «неизбежной деградации медицины в небольших городах и на селе. Необходимо ставить вопрос о реформе страховой медицины с частичным возвращением к действовавшим ранее в СССР принципам формирования и финансирования медицинской сети. Важно исходить из непреложного факта - речи о платной медицине в маленьких городах и селах быть не может. Уровень жизни населения там крайне низкий, градообразующие предприятия обанкротились в 1990-е и в 2000-е годы, работы нет, заработки у тех, кто пока работает, низкие. Зарплат и пенсий с трудом хватает на еду и оплату коммунальных платежей [5]. А в подобных городках и в сельской местности проживает более 50% населения России. Соответственно, медицину нужно делать бесплатной [4].

Вспомним, что в первой половине 1970-х гг. медицина в СССР оставалась лучшей в мире, став такой в 1950-е гг. Это стало возможным за счет доступности бесплатной медицины каждому жителю страны, профилактике тяжелых хронических заболеваний, благодаря диспансерному обслуживанию.

Сразу оговоримся, что, наверное, прямое сравнение советского опыта с современной трагедией здравоохранения (которое некоторые политологи уже называют «здравозахоронением») не совсем корректно, вот почему. Средняя продолжительность жизни в Российской империи в 1900 г. -31 год; в 1914 г. - 32 года (31 у мужчин, 33 у женщин). Средняя продолжительность жизни в 1927 г.

- 42 года; в 1940 г. - 47 лет. Продолжительность жизни в СССР уже в 1964 г. составила - 70.4 года, по данному показателю СССР замыкал десятку стран мира с самой высокой ОПЖ. Отставание от Великобритании составило - 1.5 года, от Франции

- всего 1 год. Это стало возможным благодаря тому, что во много раз по сравнению с 1913 г. возросли расходы на медицину в стране, а значит, -

1 Подробнее на РБК: https://www.rbc.rU/society/0 7/04/2017/58e4feb59a794722462a85aa

значительно возросло ее качество, а также доступность медицины каждому человеку, как в городе, так и в сельской местности.

До многих болезней среднего и пожилого возраста люди в XX веке просто не доживали. Соответственно, не было врачей по ряду заболеваний. Но тогда не было развитых технологий, еще не совершились многие открытия. Сейчас есть все возможности для лечения многих болезней и увеличения продолжительности жизни людей в России.

Список литературы:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[1] Алпатов Ю.М. Кадровая политика современной России: проблемы и вызовы // Образование и право. 2018. № 9. С. 26-31.

[2] Алпатов Ю.М. Коэффициенты самодостаточности экономики Российской Федерации // Образование и право. 2018. № 8. С. 125-132.

[3] Алпатов Ю.М. Роль образования в развитии правового государства и гражданского общества // Образование и право. 2017. № 3. С. 13-23.

[4] Алпатов Ю.М., Грудцына Л.Ю. Наказы избирателей Президенту России (2018-2024 гг.), или самодостаточность Российского государства. М.: Юркомпани, 2017.

[5] Гандалоев Р.Б. Понятие института гражданского общества // Вестник Московского университета МВД России. 2014. № 4. С. 230-232.

[6] Гандалоев Р.Б. Понятие политического единства // Образование. Наука. Научные кадры. 2020. № 3. С. 128-130.

[7] Грудцына Л.Ю. К вопросу об отставках губернаторов в современной России // Расследование преступлений: проблемы и пути их решения. 2017. № 2 (16). С. 58-62.

[8] Гуревич П.С. О человеческом в человеке. - М., 1991. - С. 268.

[9] Свод законов СССР, т. 3, с. 80-41, 1990 г. «СП СССР», 1960, № 3, ст. 14.

[10] Усанов В.Е. Модернизация системы науки в России: тенденции и перспективы // Право и жизнь. 2012. № 166. С. 197-217.

[11] Чернявский А.Г. Состояние исследования проблемы юридической ответственности в российской правовой науке // Право и общество. 2015. № 2 (14). С. 20-67.

Spisok literatury:

[1] Alpatov Yu.M. Kadrovaya politika sovremen-noj Rossii: problemy i vyzovy // Obrazovanie i pravo. 2018. № 9. S. 26-31.

[2] Alpatov Yu.M. Koefficienty samodostatoch-nosti ekonomiki Rossijskoj Federacii // Obrazovanie i pravo. 2018. № 8. S. 125-132.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2020

[3] Alpatov Yu.M. Rol' obrazovaniya v razvitii pravovogo gosudarstva i grazhdanskogo obsh-chestva // Obrazovanie i pravo. 2017. № 3. S. 13-23.

[4] Alpatov Yu.M., Grudtsina L.Yu. Nakazy izbi-ratelej Prezidentu Rossii (2018-2024 gg.), ili samo-dostatochnost' Rossijskogo gosudarstva. M.: YUrkompani, 2017.

[5] Gandaloev R.B. Ponyatie instituta grazhdanskogo obshchestva // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2014. № 4. S. 230232.

[6] Gandaloev R.B. Ponyatie politicheskogo edinstva // Obrazovanie. Nauka. Nauchnye kadry. 2020. № 3. S. 128-130.

[7] Grudtsina L.Yu. K voprosu ob otstavkah gubernatorov v sovremennoj Rossii // Rassledovanie prestuplenij: problemy i puti ih resheniya. 2017. № 2 (16). S. 58-62.

[8] Gurevich P.S. O chelovecheskom v cheloveke. - M., 1991. - S. 268.

[9] Svod zakonov SSSR, t. 3, s. 80-41, 1990 g. "SP SSSR", 1960, № 3, st. 14.

[10] Usanov V.E. Modernizaciya sistemy nauki v Rossii: tendencii i perspektivy // Pravo i zhizn'. 2012. № 166. S. 197-217.

[11] Chernyavskij A.G. Sostoyanie issledo-vaniya problemy yuridicheskoj otvetstvennosti v rossijskoj pravovoj nauke // Pravo i obshchestvo. 2015. № 2 (14). S. 20-67.

4

ЮРКОМПАНИ

www. law- books. ru

Л_

Юридическое издательство

«ЮРКОМПАНИ»

Издание учебников, учебных и методических пособий, монографий, научных статей.

Профессионально.

В максимально короткие сроки.

Размещаем в РИНЦ, Е-ЫЬгагу.

Г

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.