Научная статья на тему 'КОВРИГИНА МАРИЯ ДМИТРИЕВНА - "ЛИЧНО ОТВЕТСТВЕННА ЗА ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ И ЖЕНЩИН СТРАНЫ" В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ'

КОВРИГИНА МАРИЯ ДМИТРИЕВНА - "ЛИЧНО ОТВЕТСТВЕННА ЗА ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ И ЖЕНЩИН СТРАНЫ" В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
162
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА (1941-1945) / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ПО ОХРАНЕ МАТЕРИНСТВА И ДЕТСТВА / НАРКОМЗДРАВ СССР / КОВРИГИНА МАРИЯ ДМИТРИЕВНА (1910-1995) / THE GREAT PATRIOTIC WAR (1941-1945) / LEGISLATION ON THE PROTECTION OF MOTHERHOOD AND CHILDHOOD / USSR PEOPLE'S COMMISSARIAT OF HEALTH / KOVRIGINA MARIYA DMITRIEVNA (1910-1995)

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Гончарова Светлана Григорьевна

Показана роль Наркомздрава СССР в решении одной из важнейших задач, вставших перед советским государством в годы войны - сохранение здоровья детей и женщин. Освещен личный вклад видного организатора здравоохранения М.Д. Ковригиной в охрану здоровья детей и женщин в годы Великой Отечественной войны. Несмотря на тяжелые последствия первых лет войны, Наркомздраву СССР удалось не допустить развития эпидемий среди детей и постепенно восстановить систему детского здравоохранения в тылу и на освобожденных от оккупации территориях М.Д. Ковригина активно участвовала в разработке и осуществлении важнейших постановлений партийных и советских органов по вопросам охраны здоровья детей и женщин. Благодаря установлению жесткого контроля за исполнением законодательных постановлений и решений Наркомздрава М.Д. Ковригиной удалось восстановить участковую систему и поднять уровень медицинской помощи детям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KOVRIGINA MARIYA DMITRIEVNA "IS PERSONALLY RESPONSIBLE FOR THE HEALTH OF THE COUNTRY’S CHILDREN AND WOMEN" DURING THE GREAT PATRIOTIC WAR

There is shown the role of the USSR People’s Health Committee in solving one of the most important tasks facing the Soviet state during the war years to preserve the health of children and women. The personal contribution of the prominent health care organizer M.D. Kovrigina in protecting the health of children and women during the Great Patriotic War is highlighted. Despite the dire consequences of the first years of the war, the People’s Commissariat of Health of the USSR was able to prevent the development of epidemics among children and gradually restore the children’s health care system in the rear and in the territories liberated from occupation. M.D. Kovrigina actively participated in the development and implementation of the most important decrees of the party and Soviet bodies on the protection of the health of children and women. Thanks to the establishment of strict control over the implementation of legislative decisions and decisions of the People’s Commissariat of Health of the USSR M.D. Kovrigina managed to restore the district system and raise the level of medical care for children.

Текст научной работы на тему «КОВРИГИНА МАРИЯ ДМИТРИЕВНА - "ЛИЧНО ОТВЕТСТВЕННА ЗА ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ И ЖЕНЩИН СТРАНЫ" В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ»

122

история ПЕДИАТРИИ

© ГОНЧАРОВА С.Г., 2019 УДК 614.2:616-053.2.-082]:93

Навстречу 75- летию Победы в Великой Отечественной войне

Гончарова С.Г.

КОВРИГИНА МАРИЯ ДМИТРИЕВНА - «ЛИЧНО ОТВЕТСТВЕННА ЗА ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ И ЖЕНЩИН СТРАНЫ» В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья имени Н.А. Семашко, 105054, г Москва, Россия, ул. Воронцово Поле, д. 12

Показана роль Наркомздрава СССР в решении одной из важнейших задач, вставших перед советским государством в годы войны - сохранение здоровья детей и женщин. Освещен личный вклад видного организатора здравоохранения М.Д. Ковригиной в охрану здоровья детей и женщин в годы Великой Отечественной войны. несмотря на тяжелые последствия первых лет войны, наркомздраву СССР удалось не допустить развития эпидемий среди детей и постепенно восстановить систему детского здравоохранения в тылу и на освобожденных от оккупации территориях М.Д. Ковригина активно участвовала в разработке и осуществлении важнейших постановлений партийных и советских органов по вопросам охраны здоровья детей и женщин. Благодаря установлению жесткого контроля за исполнением законодательных постановлений и решений Наркомздрава М.Д. Ковригиной удалось восстановить участковую систему и поднять уровень медицинской помощи детям.

Ключевые слова: Великая Отечественная война (1941-1945); Законодательство по охране материнства и детства; Наркомздрав СССР; Ковригина Мария Дмитриевна (1910-1995).

Для цитирования: Гончарова С.Г. Ковригина Мария Дмитриевна - «Лично ответственна за здоровье детей и женщин страны» в годы Великой отечественной войны. Российский педиатрический журнал. 2019; 22(2):122-126. DOI: http://dx.doi.org/10.18821/1560-9561-2019-22-2-122-126.

Goncharova S.G.

KOVRIGINA MARIYA DMITRIEVNA «IS PERSONALLY RESPONSIBLE FOR THE HEALTH OF THE COUNTRY'S CHILDREN AND WOMEN» DURING THE GREAT PATRIOTIC WAR

N.A. Semashko National Public Health Research Institute 12, Vorontsova Polya Str., Moscow, 105054, Russian Federation

There is shown the role of the USSR People's Health Committee in solving one of the most important tasks facing the Soviet state during the war years to preserve the health of children and women. The personal contribution of the prominent health care organizer M.D. Kovrigina in protecting the health of children and women during the Great Patriotic War is highlighted. Despite the dire consequences of the first years of the war, the People's Commissariat of Health of the USSR was able to prevent the development of epidemics among children and gradually restore the children's health care system in the rear and in the territories liberatedfrom occupation. M.D. Kovrigina actively participated in the development and implementation of the most important decrees of the party and Soviet bodies on the protection of the health of children and women. Thanks to the establishment of strict control over the implementation of legislative decisions and decisions of the People's Commissariat of Health of the USSR M.D. Kovrigina managed to restore the district system and raise the level of medical care for children.

Keywords: the Great Patriotic War (1941-1945); Legislation on the protection of motherhood and childhood; USSR People's Commissariat of Health; Kovrigina Mariya Dmitrievna (1910-1995).

For citation: Goncharova S.G. Kovrigina Mariya Dmitrievna "Is personally responsible for the health of the country's children and women" during the Great Patriotic War. Rossiiskiy Pediatricheskiy Zhurnal (Russian Pediatric Journal). 2019; 22(2): 122-126. (In Russian). DOI: http://dx.doi.org/10.18821/1560-9561-2019-22-2-122-126.

For correspondence: Svetlana G. Goncharova, MD, Senior Researcher, Department of Medical History N.A. Semashko National Public Health Research Institute, 12, Vorontsova Polya Str., Moscow, 105054, Russian Federation. E-mail: otdelistorii@rumbler.ru

Conflict of interest. The authors declare no conflict of interest.

Acknowledgement. The study had no sponsorship.

Received 09.02.2019 Accepted 30.04.2019

СССР к концу 30-х годов была создана единая система охраны материнства и детства (ОМД). В Народном комиссариате здравоохранения СССР было организовано Управление лечебно-профилактической помощи женщинам и детям. К началу Великой Отечественной войны были достигнуты определенные успехи в области органи-

Для корреспонденции: Гончарова Светлана Григорьевна, ст. науч. сотр. отдела истории медицины Национального НИИ общественного здоровья им. Н.А. Семашко, e-mail: otdelistorii@rumbler.ru

зации медико-профилактической помощи детям. Дети раннего возраста наблюдались педиатрами детских консультаций, а старше 3 лет - детских поликлиник. Ведущими принципами деятельности учреждений, обслуживающих детей, являлись участковость, единство лечебной и профилактической работы. В предвоенные годы были достигнуты некоторые успехи в охране здоровья детей, что привело к снижению заболеваемости и смертности детей.

С началом Великой Отечественной войны работа органов здравоохранения, как в центре, так и на ме-

Russian pediatric journal (Russian journal). 2019; 22(2) DOI: http://dx.doi.org/10.18821/1560-9561-2019-22-2-122-126

123_

HISTORY OF PEDIATRICS

стах стала перестраиваться на военный лад. Одной из их важнейших задач стало сохранение жизни и здоровья детей. В первый военный год в условиях наступления германских войск началась массовая эвакуация из прифронтовых областей в тыл страны детских учреждений и матерей с детьми. Особенно много эвакуированных детских учреждений приняла Россия. К началу 1942 г. в Кировскую область было эвакуировано 216 учреждений, рассчитанных на 21 460 детей, в Челябинскую - 284 учреждения на 328 000 детей, в Ярославскую - 204 учреждения на 23 900 детей [1].

В августе-октябре 1941 г. эвакуация была связана с большими трудностями в обслуживании детей, как в пути, так и на месте расселения.

Например, в Ярославской, Рязанской и Тульской областях медико-санитарное обслуживание эвакуированных детей было поставлено «совершенно неудовлетворительно». В эти регионы приказом Нар-комздрава СССР от 26 августа 1941 г. для конкретной помощи в организации медико-санитарного обслуживания эвакуированных детей, были посланы специалисты от Наркомздрава РСФСР [2].

В аппаратах областных здравотделов для руководства медицинским обслуживанием детских эвакуированных учреждений и контроля за их работой, были выделены специальные работники. В районы размещения учреждений с общим числом детей более 500 назначались врачи-инспекторы. Так, в районах Челябинской области работало 37 таких специалистов [3].

Одним из организаторов здравоохранения в Челябинской области была Мария Дмитриевна Ковригина. С 1936 г. она работала в Челябинском облздравотделе и областном Совете депутатов трудящихся, курируя вопросы здравоохранения, народного образования и социального обеспечения. Ее деловые и личностные качества получили высокую оценку наркома здравоохранения СССР Г. А. Митерева. В сентябре 1942 г. М.Д. Ковригину пригласили на работу в качестве заместителя наркома здравоохранения СССР. В ее ведение вошли два подразделения Наркомата: Управление лечебно-профилактической помощи детям и Управление акушерско-гинекологической помощи женщинам [4].

Передвижение больших масс детей в процессе эвакуации из одной части страны в другую, усугубили инфекционную ситуацию в стране. Многие дети прибывали к месту назначения ослабленными, истощенными, с кожными болезнями. В плохом состоянии находились дети, вывезенные из прифронтовой полосы и осажденного Ленинграда.

При эпидемиологическом комитете Ученого медицинского совета Наркомздрава СССР действовала комиссия по детским инфекциям, ведущая учет детской инфекционной заболеваемости. Во второй половине 1941 и в 1942 г. заболеваемость детскими инфекциями: корью, дифтерией, скарлатиной, острыми кишечными инфекциями заметно возросла. В январе 1942 г. в соответствии с распоряжением Совнаркома (СНК) СССР за № 617р от 14 января 1942 г. о мероприятиях по предупреждению вспышек эпидемических заболеваний, Наркомздрав СССР принял срочные меры по

организации противоэпидемических и дезинфекционных отрядов и увеличению противоэпидемических коек в больницах. Уполномоченные Наркомздрава СССР и госинспекторы должны были в республиках и областях провести проверку работы медицинских пунктов и эвакопунктов на узловых железнодорожных станциях. Наркомздрав выделил Транспортному управлению Наркомата путей сообщения 175 врачей и 350 человек среднего медицинского персонала для работы на медицинских пунктах железнодорожных станций и медикаменты [2]. Кроме того на вокзалах узловых станций были созданы комнаты матери и ребенка, в них персоналом медпунктов при активном участии общественности проводилась работа по обслуживанию детей до 12 лет [2].

В связи с эвакуацией детей из прифронтовых областей была несколько сокращена сеть детских и женских консультаций, детских поликлиник и др. Однако начавшаяся в 1942 г., после освобождения оккупированной германскими войсками территории, реэвакуация населения, поставила остро вопрос о восстановлении сети детских учреждений и участковой системы обслуживания детей. 27 октября 1942 года СНК СССР принял специальное постановление № 1739 «О мерах по улучшению работы органов Наркомздрава и детских учреждений по медицинскому обслуживанию детей и усилению питания нуждающихся детей». В развитие этого постановления, Наркомздрава издал приказ от 3 ноября 1942 г., в котором к 1 декабря предписывалось: восстановить участковую систему в городских детских и женских консультациях и детских поликлиниках с полным медицинским обслуживанием больных детей на дому и обеспечением новорожденных патронажем. В связи с этим предполагалось укомплектовать детские консультации врачами и патронажными сестрами из расчета 1 участковый детский врач на 1000-1200 детей в возрасте до 3 лет и 2 патронажные сестры на врачебный участок. Для оказания помощи и контроля за работой детских учреждений в каждом городе, районе, рабочем поселке устанавливалась специальная должность детского врача города, района.

В постановлении и в приказе большое место отводилось вопросам снабжения детей продуктами питания и молоком. Так, на IV и 1 квартал 1943 г. были установлены нормы отпуска молока и молочных продуктов детям в возрасте до 1 года и детским учреждениям в 17 крупных городах по 7 литров в месяц на одного ребенка, а детям в возрасте от 1 года до 3 лет по 5 л. В Москве норма составляла соответственно 9 и 7 л в месяц. В названных директивных документах предусматривалось также организация детских столовых в 34 городах для 150 тысяч детей. Для чего планировалось организовать через детские консультации и поликлиники отбор ослабленных, перенесших тяжелые заболевания и нуждающихся в лечебном питании детей в возрасте от трех до 13 лет. Рекомендовалось ввести в рацион питания в детских учреждениях здравоохранения и просвещения витамин С в виде настоя из плодов шиповника и хвои. Наркомздрав СССР разработал специальную инструкцию, как готовить витаминный настой из хвои,

история педиатрии

которая была размножена большим тиражом и срочно разослана в детские больницы, санатории, ясли и сады, детские дома и интернаты [4].

Постановление Совнаркома предписывало также немедленно проверить подготовленность детских лечебно-профилактических учреждений к зиме (отопление, ремонт, обеспеченность топливом, овощами, теплой одеждой и обувью), а также установить специальный контроль за медико-санитарным обслуживанием эвакуированных детей. Контроль за выполнением постановления был возложен на М.Д. Ковригину. Она должна была ежедневно отчитываться перед заместителем Председателя Совнаркома Р.С. Землячкой, которая курировала здравоохранение страны [2].

М.В. Ковригина вспоминала: «Р.С. Землячка непримиримо относилась ко всякого рода недостаткам, не терпела безынициативности и расхлябанности»... «Нелегко, очень нелегко, было и выполнять, и контролировать это постановление. Не хватало врачей и среднего медицинского персонала; торгующие организации не всегда имели возможность обеспечить детские учреждения и детей молоком в соответствии с утвержденными нормами». «И я, сколько хватало у меня сил и умения, делала все, чтобы выполнить это постановление. Считала себя лично ответственной за здоровье советских детей» [4].

На мартовском Всесоюзном совещании по детскому здравоохранению в 1943 г. были подведены итоги работы за первый период войны и обсуждены мероприятия по ее дальнейшему развитию. Планировалось также усилить организационно-методическую работу комиссии по родовспоможению; восстановить свернутую сеть колхозных родильных домов и усилить руководство делом родовспоможения на селе; организовать работу акушерско-гинекологических кабинетов на промышленных предприятиях по типу закрытых женских консультаций и обязать эти учреждения проводить мероприятия по оздоровлению труда и быта работниц [5].

22 июня 1943 г. о ходе выполнения постановления правительства от 27 октября 1942 г. Наркомздрав СССР докладывал СНК СССР. В донесении указывалось: «Участковая система обслуживания детей в консультациях и поликлиниках в основном была восстановлена. Улучшился патронаж новорожденных и медицинское обслуживание больных детей на дому. Врачебными кадрами детские консультации, в основном, также были обеспечены. Должности детских врачей города, поселка и района по Союзу были замещены на 88,2% (из 2 962 должностей укомплектованы 2 615)»[4].

21 августа 1943 г. ЦК ВКП (б) и СНК СССР приняли Постановление «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации», в котором наметил широкую программу помощи детям. В связи с проведением мероприятий по восстановлению здравоохранения в освобожденных от немецких оккупантов областях и районах. Управление лечебно-профилактических учреждений НКЗ СССР постоянно формировало и направляло в освобожденные районы бригады из квалифицированных педиатров для организации работы детских лечебных и профилактических учреж-

дений, а также для проведения подготовки и повышения квалификации кадров.

Кроме того Наркомздрав СССР обязан был в течение сентября-ноября 1943 г. создать для детей воинов Красной Армии и партизан Отечественной войны, а также для детей-сирот, родители которых погибли от рук немецких оккупантов, в 11 областях РСФСР: 9 суворовских военных училищ, 23 специальных ремесленных училища, специальные детские дома с общим количеством воспитанников 16 300 человек и дома ребенка на 1750 детей и 29 детских приемников-распределителей. При этом обязав Наркомздрав СССР организовать медицинское обслуживание воспитанников, обеспечив вышеперечисленные учреждения необходимым количеством медицинского персонала и медикаментами, а также в случаи необходимости больных детей госпитализацией в лечебные учреждения существующей сети [2].

Позже М.Д. Ковригина отмечала: «Задание партии и правительства было выполнено в срок. Открыто 26 специальных домов ребенка на 1850 мест» [3]

Особенно показательны положительные сдвиги, произошедшие за истекший период войны в медико-санитарном обслуживании детей в РСФСР. Так, министр здравоохранения РСФСР А.Ф. Третьяков в докладе на Всероссийском совещании по здравоохранению (15-19 ноября 1943 г.) отмечал: «в городах РСФСР открыто 1450 новых детских яслей. Количество мест в постоянных яслях увеличилось на 126 000. Вновь организовано 156 консультаций и 260 молочных кухонь. В 1942 г. молочные кухни отпустили 125 млн порций детского питания - это в полтора раза больше, чем в 1941 г. Вдвое увеличилось число коек в домах ребенка для детей-сирот, на 11,5% увеличились детские койки в больницах. Свыше 2 млн детей в текущем году охвачено колхозными сезонными яслями против 1 400 000 детей в 1940 г. 2077 городов и районов имеют теперь городских и районных педиатров. Только по 42 областям Федерации в летний период текущего года пионерлагерями и оздоровительными площадками было охвачено свыше 800 000 детей, 100 000 детей раннего возраста вывозились на дачи. В городах РСФСР была создана большая сеть детских столовых; ими охвачено 277 500 детей. В период эвакуации населения из прифронтовых областей для эвакуированных детей было создано на востоке 1835 учреждений на 192 000 мест. Для медицинского обслуживания этих учреждений было выделено 987 врачей и свыше 1900 медицинских сестер. В результате проведенных мероприятий отмечено: снижение смертности детей в возрасте до 1 года в первом полугодии 1943 г. по сравнению с тем же периодом 1942 г. на 38,7%, снижение заболеваемости детей инфекционными болезнями: корью в 6,5 раза по сравнению с 1941 г., скарлатиной в 3 раза [6].

Однако в докладе наряду с определенными успехами в восстановлении сети детских учреждений было отмечено значительное отставание качества лечебной помощи детям, особенно внебольничной. Даже в крупных городах отмечался недостаток участковых педиатров и специалистов (окулистов, отоларингологов, рентгенологов, стоматологов и др.). В результате их недостатка сократился в ряде поликлиник,

Russian pediatric journal (Russian journal). 2019; 22(2) DOI: http://dx.doi.org/10.18821/1560-9561-2019-22-2-122-126

125_

HISTORY OF PEDIATRicS

или был совсем закрыт прием по ряду узких специальностей. Кроме того он отметил низкий уровень диагностики, связанный как с уровнем подготовки участковых врачей, так и с плохой работой клинико-диагностических лабораторий и рентгеновских кабинетов. Переливание крови, аутогемотерапия, физиотерапия назначались в исключительных случаях. Процедурные кабинеты в ряде мест были закрыты. Поликлиники прервали всякую связь с больницами, в результате имелись расхождение между их диагнозами и диагнозами больниц. Кроме того наблюдалось снижение культуры обслуживания больных (очереди на прием к врачу, антисанитария и др.).

В 1944 г. М.Д. Ковригина обратила внимание на усиление контроля за уровнем и качеством лечебной работы в поликлиниках.

8 июля 1944 г. вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении почетного звания «Мать-героиня» и учреждении ордена «Материнская слава» 1, 11 и 111 степени и медали «Медаль материнства» 1 и 11 степени [2].

Новое законодательство преследовало несколько целей: оно должно было создать прочную основу для дальнейшего укрепления семьи, открыть перспективы для роста народонаселения страны, гарантировать усиление мероприятий по охране материнства и детства и оно выполнило эти задачи.

Как вспоминал Нарком здравоохранения Г.А. Ми-терев, при Наркомздраве СССР для подготовки проекта указа была создана рабочая комиссия. «От Наркомздрава Союза в нее была введена М.Д. Ковригина. Она составляла для комиссии справочные материалы о рождаемости, состоянии здоровья детей и женщин. Одной из первых пригласили Валерию Владимировну Барсову, народную артистку СССР, солистку Большого Академического театра, депутата Верховного Совета СССР. Она оказалась очень активным членом нашей группы и быстро усвоила все аспекты дела. Ценное содействие мы получили от профессора медицины Ольги Викторовны Макеевой. М.Д. Ковригина привлекла своего коллегу - заместителя народного комиссара здравоохранения РСФСР по вопросам детства и родовспоможения Н.В. Мананникову... большую помощь оказал профессор Александр Федорович Тур. Подключились в помощь и руководители Центрального Комитета профсоюза Медсантруд. Но вообще группа не была большой: состояла из 7-8 человек. Нас крайне ограничивало время: мы располагали всего двумя-тремя месяцами. Близилось лето 1944 г.» [8].

Законом предусматривалась широкая государственная материальная помощь многосемейным матерям и одиночкам, увеличение единовременного пособия на приобретение предметов ухода за новорожденным и ежемесячного пособия на кормление.

Существовавшее с 1936 г. государственное пособие выдавалось лишь матерям, имеющим 6 детей, при рождении седьмого и каждого следующего ребенка. Закон 1944 г. обеспечивал выдачу государственного пособия матерям, имеющим 2 детей, при

рождении третьего и каждого следующего ребенка, причем при определении размера государственной помощи по многодетности учитывались погибшие или пропавшие без вести на фронтах Отечественной войны. Закон устанавливал выплату государственной помощи многодетным матерям производить в следующем порядке в размере: Матерям, имеющим 2 детей, при рождении третьего ребенка (400 руб.), матерям, имеющим 3 детей, при рождении четвертого ребенка 1300 руб. и 80 руб. ежемесячно и т.д.

Ежемесячное пособие многодетным матерям выплачивается, начиная со второго года рождения ребенка до достижения им пятилетнего возраста.

Государственное пособие одиноким матерям (не состоящим в браке) на содержание и воспитание детей, родившихся после издания настоящего Указа, в следующих размерах: 100 руб. в месяц на 1 ребенка, 150 рублей - на 2 детей и 200 рублей - на 3 и более детей. Пособие одиноким матерям выплачивается до достижения детьми 12-летнего возраста, а также давало право одинокой матери поместить ребенка в детское учреждение на воспитание и содержание полностью за государственный счет и взять его в любое время домой.

В интересах здоровья матери и ребенка новым законом увеличивался отпуск по беременности и родам женщинам-работницам и женщинам -служащим с 63 до 77 календарных дней; при нормальных родах и в случае рождения двойни отпуск увеличивался еще на 2 недели. Закон запрещал привлечение беременных с 4-месяцев беременности к сверхурочным работам, а женщин, имеющих грудных детей, освобождал от работы в ночное время на период кормления ребенка.

Вдвое увеличивались нормы дополнительного продовольственного пайка для женщин, начиная с 6 месяцев беременности и на протяжении 4 месяцев кормления. Новым законом правительство обязывало руководителей фабрик, заводов и учреждений выдавать беременным женщинам и кормящим матерям дополнительное питание из подсобных хозяйств.

Закон предусматривал также расширение сети детских учреждений, увеличение детских и женских консультаций, молочных кухонь, яслей, родильных домов, создание новых учреждений - домов матери и ребенка, специальных домов отдыха для нуждающихся беременных женщин, одиночек и ослабленных кормящих матерей; в том числе планировалось организовать оздоровительные учреждения для работниц, колхозниц, женщин-служащих и их детей.

Закон устанавливал расширение производства и пошивки детской одежды и обуви, предметов ухода за ребенком и открытие сети специальных магазинов матери и ребенка [9].

24 марта 1945 г. 31 матерям, родившим и воспитавшим десять и более детей, было присвоено почетное звание «Мать-героиня» с вручением ордена «Мать-героиня» и грамоты Президиума Верховного Совета СССР [2].

Некоторые историки медицины в 90-е годы пытались умалить значение этого не только своевременного, но и перспективного Закона ссылаясь на мизерность планируемых пособий [10]. Однако планируемые пособия многодетным были все же выше

126

история педиатрии

выплачиваемых по закону 1936 г., а одиноким матерям пособия стали выплачиваться впервые.

Кроме того нужно иметь в виду, что жестокая и кровопролитная война, все еще шла на территории нашей страны и, несмотря на это, советское государство сочло необходимым позаботиться о будущем поколении детей.

В 1944 г. были проведены 1-й пленум Совета лечебно-профилактической помощи детям, а 25-27 сентября 1944 г., Всесоюзное совещание работников здравоохранения по вопросам охраны материнства и детства, посвященное мероприятиям по выполнению указа Президиума Верховного Совета СССР от 8. VП. 1944 г. Совнарком СССР принял специальное постановление «О мероприятиях по расширению сети детских учреждений и улучшению медицинского и бытового обслуживания женщин и детей» 10 ноября 1944 г. Совнарком СССР обязал к концу 1945 г. довести число родильных коек в городах и сельских местностях до 91 200, а число мест в постоянных яслях - до 979 900. Этим же постановлением правительство определило объем капиталовложений на восстановление и новое строительство яслей в 1945 г. по линии Наркомздрава СССР и промышленных наркоматов в сумме 160 млн рублей.

Планировалось также число коек в домах ребенка довести до 43 700, развернуть дома матери и ребенка на 2500 коек. В 1945 г. количество детских и детско-женских консультаций в городах должно быть доведено до 3 310, а детско-женских консультаций в сельских местностях - до 3050[11].

Согласно этому постановлению Совнаркома СССР около 80% всего ясельного строительства должно было производиться промышленными предприятиями, которые начиная с 1945 г. обязаны были предусматривать в планах капитальных работ ассигнования на строительство детских яслей, детских садов и других детских учреждений и обеспечение их необходимыми строительными материалами.

Постановление предусматривало в 1945 г. довести количество детей в детских домах до 653 100, в детских садах наркоматов и ведомств союзного и республиканского подчинения и наркомпроссов союзных республик - до 2 119 000 детей. Был утвержден план восстановления и нового строительства детских садов на 1945 г. в сумме 21729 млн рублей [11].

Постановление Совнаркома уделило внимание вопросам улучшения питания в детских и родовспомогательных учреждениях, установив нормы питания, а также привлекая продукты, получаемые от подсобных хозяйств, организуемых областными, краевыми и городскими исполкомами при всех детских и родовспомогательных учреждениях.

В связи с Указом Президиума Верховного Совета СССР и постановлением Совнаркома СССР от 10 ноября 1944 г. работа детских яслей и домов ребенка существенно изменилась. В целях оказания помощи матерям-одиночкам в воспитании их детей правительство обязало организовать круглосуточное обслуживание детей в детских яслях и детских садах. Планировалось довести к концу 1944 г. число мест с круглосуточным пребыванием детей (включая и вы-

ходные дни) в яслях в городах и промышленных центрах до 40%, а в сельских местностях - до 15 % [11].

Таким образом, к концу войны была создана законодательная база для улучшения системы охраны материнства и детства в стране. В дальнейшем М.Д. Ковригина, на посту заместителя министра здравоохранения СССР и министра здравоохранения РСФСР и СССР продолжала заботиться об охране материнства и детства, активно участвуя в реформировании системы здравоохранения страны.

Конфликт интересов. Автор данной статьи подтвердила отсутствие финансовой поддержки/конфликта интересов, о которых необходимо сообщить.

ЛИТЕРАТУРА

1. Баранов А.А., Альбицкий В.Ю. Охрана здоровья матери и ребенка. Бюллетень национального нИИ общественного здоровья. М., 2005; 16-7.

2. Здравоохранение в годы великой Отечественной войны. 19411945. сб. документов и материалов / Под ред. М.И. Барсукова, Д.Д. Кувшинского. М.; Медицина, 1977.

3. Ковригина М.Д. Спасая детей - будущее Родины. Педиатрия. 1975; 5: 3-10.

4. Ковригина М.Д. В неоплатном долгу. М.; Политиздат, 1985.

5. Сорок лет советского здравоохранения (1917-1957). М.; Мед-гиз, 1957.

6. Третьяков А.Ф. О мероприятиях по улучшению медико-санитарного обслуживания населения. совет^ое здравоохранение. 1943;1-2:15-33.

7. Воробьев А.И. Жизнь, отданная здравоохранению. М.; 2005.

8. Митерев Г.А. в дни мира и войны. М.; Медицина, 1975.

9. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 г. советское здравоохранение. 1944; 9:3-6.

10. Мирский М.Б. Актуальные проблемы истории военной медицины и гражданского здравоохранения в годы войны. сборник научных трудов Центрального музея медицины АМн сссР «Из прошлого медицины». Вып. 3. М.; 1991; 15-26.

11. Ковригина М.Д. Замечательная эпоха. Педиатрия. 1945; 1: 3-9.

REFERENCES

1. Baranov А.А., Albitsky V.Yu. Maternal and child health. Bulletin of The national research Institute of public health [Byulleten natisionalnogo N11 obshchstvennogo zdorovya]. Moscow, 2005; 16-7. (In Russian)

2. Health care during the great Patriotic war. 1941-1945. [Zdra-vookhraneniye v gody Velikoy Otechestvennoy voyni1941-1945. sbornik dokumtntov i materialov]. Pod red. M.I. barsukova, D.D. Kuvshinskogo. Moscow; Meditsina, 1977. (In Russian)

3. Kovrigina M.D. Saving children is the future of the Motherland. Pediatriya.1975; 5:3-10. (In Russian)

4. Kovrigina M.D. An unpaid debt. [V neoplatnom dolgu]. Moscow; Politizdat, 1985. (In Russian)

5. Forty years of soviet health care (1917-1957). [sorok let sovetskogo zdravookhraneniya (1917-1957). Moscow; Medgiz, 1957. (In Russian)

6. Tretyakov A.F. About actions for improvement of health care of the population. sovetskoye zdravookhraneniye. 1943; 1-2: 15-33. (In Russian)

7. Vorobiev A.I. A life devoted to health care [Zhizn, otdannaya zdra-vookhraneniyu]. Мoscow; 2005. (In Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Miterev G.A. days of peace and war. [Vdni mira i voyni]. Moscow; Meditsina, 1975. (In Russian)

9. Decree of the Presidium of the Supreme Soviet of July 8, 1944. sovetskoye zdravookhraneniye.1944; 9: 3-6. (In Russian)

10. Mirsky M.B. Actual problems of the history of military medicine and civil health during the war. Zbornik nauchnikh trudov tsentral'nogo muzeya meditsine AMN sssR «iz proshlogo meditsiny». V. 3. Moscow; 1991; 15-26. (In Russian)

11. Kovrigina M.D. A wonderful era. Pediatriya. 1945; 1: 3-9. (In Russian)

Поступила 09.02.2019 Принята в печать 30.04.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.