4. СОЦИОЛОГИЯ И ПРАВО СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
4.1. ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ МАТЕРЕЙ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
и процесса». Мордовский
Егорова Диана Владимировна, преподаватель кафедры «Гражданского права государственный университет им. Н.П. Огарева
e90rova@rambler.ru
Аннотация: Статья посвящена исследованию государственно-правовой политики в сфере охраны здоровья матерей. Анализируются организационно-правовые меры по перестройке национальной системы здравоохранения в целях охраны здоровья матерей, предпринятые Советским государством в годы Великой Отечественной войны.
Ключевые слова: государственно-правовая политика, здравоохранение, здоровье матерей, военное время.
THE STATE-LEGAL POLITICS OF THE MOTHER’S HEALTH DURING OF THE GREAT PATRIOTIC WAR
Egorova Diana Vladimirovna, a teacher of the chair «Civil right and process», the Mordovian State University of Ogarev.
e90rova@rambler.ru
Annotation: Article is devoted researching the state-legal policy of the health protection of the mothers. The author considers the organizational-legal measures of the reorganization of the national system of the public health services with a view of the health protection of the mothers, which was undertaken by the Soviet state at the days of the Great Patriotic War.
Keywords: the state-legal policy, the public health services, mother’s health, the Great Patriotic War.
Война не отменила важнейшей задачи гражданского здравоохранения - медицинского обслуживания населения. В условиях дефицита ресурсов доступность и качество медицинской помощи резко снижались, и государству пришлось определять приоритетные направления в этой сфере. Одним из них стала охрана здоровья материнства.
Первые годы войны привели акушерско-гинекологическую службу в удручающее состояние1. Многие врачи-гинекологи были мобилизованы, что не могло не сказаться на штатах родовспомогательных учреждений. Дефицит опытных акушеров-гинекологов восполняли молодыми, не обладающими достаточной квалификацией, специалистами. Сеть родильных домов понесла существенный ущерб: одни здания были разрушены в ходе бомбардировок, в других размещены эвакогоспитали, третьи использовались для других военных нужд. Заслуженный врач РСФСР Ф.М. Гайанова так характеризует ситуацию, в частности, в Брянской области: «В городах и районах области больницы были разбиты, разграблены, в лучшем случае здания стояли без окон и дверей. Врачей было мало, акушеров гинекологов почти не было, не хватало и среднего персонала. Роды, особенно на селе принимали повивальные бабки, которые в основном с физиологическими родами справлялись, но во время не могли выявлять и
предупреждать патологию» . Аналогичная картина воссоздана историками С.З. Салбиевой и
З.И. Яхъяевой на материалах республик Северного Кавказа: «имелась одинаковая тенденция увеличения количества домашних родов, особенно на селе. Особенно неблагополучная обстановка сложилась в сельских районах. Так, по данным архивных материалов в районах Дагестана, Кабардино-Балкарии и Северной Осетии уже в 1942 г. не было ни одного акушера-гинеколога. В результате основная помощь в большинстве городов и сельской местности оказывалась средним медицинским персоналом, что сказывалось на качестве медицинской помощи. Низкой была укомплектованность врачебными кадрами женских консультаций. Из 27 консультаций в Дагестане акушерами-гинекологами было
укомплектовано только 3, из 22 женских консультаций Кабардино-Балкарии - 2, из 29 женских консультаций Северной Осетии - 3»3. В целом, данное положение дел было типичным для всей страны.
Военное время характеризовалось массовой занятостью женщин на трудоемких и тяжелых работах, неполноценным недостаточным питанием,
психологическими стрессами. Данные факторы привели к высокому росту недоношенности и мертворожденности. К тому же массовая мобилизация мужчин привела к объективному снижению рождаемости, снижение показателей использование коечного фонда в «благополучных» родильных домах
Военное здравоохранение также включало гинекологическую службу. Специфика ее была такова, что специализированная гинекологическая помощь благодаря стереотипной организации помощи в ХППГ, ЭГ и эвакуации по назначению могла быть оказана лишь на конечном этапе, в составе многопрофильных госпиталей. Это привело к массовой гибели раненых женщин на этапах эвакуации, главным образом от острой кровопотери. Когда в конце войны 1941-1945 гг. профессор И.Ф. Жордания, будучи главным гинекологом действующей армии, намеревался подготовить доклад о характере боевых повреждений таза и тазовых органов женщин, то на госпитальных базах ему удалось выявить лишь немногим более 20 историй болезни.
Становление акушерско-гинекологической службы Брянской области. Из воспоминаний заслуженного врача РСФСР Ф.М.
Гайнановой. иК1_: http://www.bobomk.debryansk.ru/gynecologi.html (дата обращения: 29.08.2010).
3 Салбиева С.З., Яхъяева З.И. Состояние родовспоможения в республиках Северного Кавказа в годы Великой Отечественной войны // Исторический опыт медицины в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.: труды IV Всероссийской конференции. МГМСУ. М., 2008. С. 119.
было объективным. В цитировавшейся работе С.З. Салбиевой и З.И. Яхъяевой приводятся следующие данные по сокращению родильных коек и родильных домов в республиках Северного Кавказа: к
1943 г., по сравнению с довоенным уровнем, количество родильных коек в Осетии сократилось вдвое и составляло 55 коек; в Дагестане из 116 коек функционировали только 42; в Кабардино-Балкарии в результате оккупации ее территории в 1942 г. была разрушена вся инфраструктура республиканского здравоохранения4. Оставшийся коечный фонд эксплуатировался в условиях грубых нарушений санитарных условий, в первую очередь, низкого температурного режима (из-за суровых зим и дефицита топлива) и острой нехватки медикаментов, необходимых материалов и т.д.
Койки в родильных домах часто заполнялись больными с гинекологической и другой патологией5. Как уже отмечалось, нередки были случаи использования родильных домов в качестве баз эвакогоспиталей.
Как справедливо отмечает О.С. Ростова, политика государства, в том числе и в области охраны материнства и детства, строилась в условиях экстремальной обстановки. Созданная на протяжении предыдущего периода, система мер по охране материнства и детства подверглась жестокому испытанию6. Тем не менее, государство достаточно оперативно реагировало на репродуктивные проблемы, выбрав стратегию сочетания восстановительных и социальных мер.
Управление родильных домов и женских консультаций НКЗ СССР не прекращало мониторинг и контроль за деятельностью сети родовспомогательных лечебных учреждений. Оказание акушерско-гинекологической помощи подвергалось глубокому и всестороннему анализу. Несмотря на разруху, деятельность по охране материнства не прекращалась. Максимально использовались ресурсы кадрового потенциала благодаря повышению квалификации наличных кадров акушеров-гинекологов. В методическом письме Управления родильных домов и женских консультаций НКЗ СССР и начальника Управления медицинских учебных заведений от 22 мая
1943 г. рекомендовалось организовать
кратковременные курсы повышения квалификации, проводить семинары, районные и межрайонные конференции, патологоанатомические конференции, приглашать практических врачей на рабочие места в медицинские институты7. Кафедры акушерства и гинекологии, подчеркивалось в Письме, должны взять на себя задачу по повышению уровня знаний практических врачей. Сотрудники указанных кафедр включались в состав создаваемых комиссии по изучению состояния родовспоможения, профессорско-преподавательский составом медицинских институтов активно оказывал консультативную помощь врачам
4 Салбиева С.З., Яхъяева З.И. Указ. соч. С. 120.
5 Фактически, в разгар войны в родильных домах не регистрировались случаи госпитализации по поводу токсикозов и другой патологии беременных.
Ростова О.С. Правовая охрана материнства и детства (советский период). - М , 2009. - С . 94.
7 См.: Салбиева С.З. Здравоохранение республик Северного Кавказа в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.: дис.
... канд. мед. наук. М., 2009. С. 67.
сельских районов, организовывал семинары для акушерок и медсестер палат новорожденных.
Реальные позитивные тенденции сложившейся в системе охраны материнства ситуации наметились в
1944 г. Указом СНК РСФСР «Об улучшении медицинского обслуживания населения» утверждались меры повышения качества медицинской помощи населению. Для акушерско-гинекологической службы наиболее значимыми явились следующие их них: улучшение санитарного состояния лечебных
учреждений;
установление плановости их работы; проведение совместных конференций врачей больниц и
поликлиник и организации приемов врачей больниц в поликлиниках; обеспечение нормальной работы лабораторий; привлечение профессоров и научных работников медицинских и научно-исследовательских институтов к приему больных в поликлиниках и систематической консультационной помощи по специальности в
больницах;
запрещение использования врачей-специалистов не по специальности и освобождение их от функций, которые могут выполняться медицинскими сестрами;
утверждение в городах главных терапевтов, главных хирургов и главных акушеров-гинекологов из числа наиболее крупных специалистов города.
В результате кафедры акушерства и гинекологии медицинских институтов всего Союза ССР приняли активное участие в решении обозначенных в письме проблем, не смотря на то, что их профессорско-преподавательский состав существенно сократился благодаря мобилизации.
Кроме того, в 1 полугодии 1944 г. из фондов Наркомздрава было выделено 4 млн метров мануфактуры на оснащение городских больниц и родильных домов. В этот же период в освобожденные от оккупации районы было направлено 145 гинекологических кабинетов и 68 молочных кухонь.
Благодаря этим мерам возросло количество женских консультаций, открывались отделения для новорожденных в родильных домах, постепенно стала повышаться рождаемость и снижаться младенческая и материнская смертность.
Однако ремонтно-восстановительные работы велись долгое время, все средства направлялись на борьбу с врагом. Восстановительные меры имели перспективный характер и в полном объеме могли быть реализованы только в мирное время. Компенсировать пробелы в качестве (а иногда и в наличии) деятельности акушерско-гинекологической службы были призваны социальные меры государственно-правовой политики по охране здоровья населения.
Согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР «О мобилизации на период военного времени трудоспособного городского населения для работы на производстве и строительстве» от 13 февраля 1942 г. мобилизации подлежало все трудоспособное городское население - мужчины в возрасте от 16 до 58 лет, женщины - от 16 до 45 лет8. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 19 сентября увеличил мобилизационный возраст женщин до 50 лет, но в целях охраны труда женщины-матери мобилизация не распространялась на
8 Ведомости Верховного Совета СССР. 1942. № 5.
женщин, имеющих грудных детей, и женщин, имеющих детей в возрасте до 8 лет9 при отсутствии других членов семьи, обеспечивающих уход за ними10.
Уже 1 сентября 1942 г. Совнарком СССР принял постановление «О порядке выдаче пособий по беременности и родам работницам и женщинам-служащим вольнонаемного состава войсковых частей и учреждений действующих частей Красной Армии и
Военно-Морского Флота и войск НКВД СССР на
11
военное время» . В этот же день вышло постановление СНК СССР «О порядке выдачи в военное время пособий по беременности и родам женщинам-военнослужащим рядового и младшего начальствующего состава, уволенным из Красной Армии и Военно-Морского флота и войск НКВД СССР на военное время»12. В них предусматривались предоставление беременным женщинам отпуска на 35 дней до родов и 28 дней после родов и выдача денежного содержания согласно окладу за указанные дни. В условиях войны, когда значим вклад каждого работника, государство не отступало от принципов правовой политики охраны населения, понимая, что без нее малоэффективны меры по охране детства в тактическом отношении и меры по охране здоровья населения в отношении стратегическом.
Однако государство прекрасно осознавало как необходимость оказания социальной поддержки женщины-матери, так и недостаточность
предпринятых в этом отношении шагов. 8 июля 1944 г. был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об увеличении государственной помощи
беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении почетного звания «Мать-героиня» и учреждения ордена «Материнская слава» и медали «Медаль материнства»13. В этом документе подчеркивалась важность заботы о детях, матерях и об укреплении семьи, охраны интересов матери и ребенка на государственном уровне; отмечался существенный объем материальной помощи, оказываемой государством материальной помощи беременным женщинам и матерям на содержание и воспитание детей. В то же время законодателем фиксировались характерные для многих семей материальные затруднения, вызванные войной, и потребность в дальнейшем расширении мероприятий государственной помощи.
Указом предусматривалась выдача государственного пособия многодетным матерям (имеющим мужа и вдовым), имеющим двух детей, при рождении третьего и каждого следующего ребенка14. Ежемесячное пособие выплачивалось многодетным матерям, начиная со второго года рождения ребенка до достижения им пятилетнего возраста.
Для одиноких (не состоящих в браке) матерей было установлено государственное пособие на содержание и воспитание детей, родившихся после издания Указа,
9 Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 августа 1943 г. возраст детей был снижен до 4 лет.
10 Ведомости Верховного Совета СССР. 1942. № 5.
11 Постановление КПСС и Советского правительства об охране здоровья народа. М., 1958. С. 305.
12 Там же. С. 306.
13 Там же. С. 310-317.
14 До этого времени был принят порядок выдачи
государственного пособия многодетным матерям, имеющим шесть детей, при рождении седьмого и каждого следующего ребенка.
которое выплачивалось до достижения детьми возраста шестнадцати лет (учащимися, не получающими стипендии, - восемнадцати лет). Кроме того, одиноким матерям, имеющим четырех и более детей, такое пособие выплачивалось дополнительно к пособию по многодетности; право на него сохранялось и при вступлении одинокой матери в брак. Необходимо отметить, что понятие «одинокая мать» Указом было введено впервые в истории советского государства. Г.В. Яковлева отмечает, что данное понятие фиксирует два признака: правового (рождение ребенка вне брака) и социального (необходимость воспитывать ребенка без мужа)15. Государственное обеспечение, гарантируемое Указом, должно было заменить материальную помощь, которую женщина могла бы получить от отца ребенка, и создать необходимый материальный минимум для обеспечения здоровья ребенка.
Новации не коснулись матерей, получавших алименты на воспитание детей.
Одинокая мать также получила возможность поместить в детское учреждение рожденного ею ребенка на воспитание (полностью за
государственный счет) и взять его из этого учреждения обратно (во время пребывания ребенка в детском учреждении государственное пособие на ребенка не выплачивалось).
Законодатель также обязал руководителей предприятий и учреждений:
предоставлять беременным женщинам очередной отпуск, приурочивая его к отпуску по беременности и родам;
оказывать помощь беременным женщинам и кормящим матерям путем дополнительной выдачи им продуктов из подсобных хозяйств.
Плата за содержание детей в детских садах и яслях для родителей, имеющих четырех и более детей, была снижена на 50 % независимо от размера заработка матери.
С четырех месяцев беременности были запрещены сверхурочные работы, а женщинам, имеющим грудных детей - и ночные работы. Беременным женщинам предоставлялся оплачиваемый отпуск по беременности и родам на 63 дня. Необходимо отметить, что размер пособия, предусмотренный Указом, был незначительным, а отпуск по беременности и родам непродолжительным. Однако предусмотренные социальные меры имели важное значение для активизации работы по охране материнства и детства.
Этим же указом устанавливалось почетное звания «Мать-героиня», учреждались орден «Материнская слава» и медаль «Медаль материнства». Медаль «Медаль материнства» I и II степени предназначалась для награждения матерей, родивших и воспитавших: пять детей - медалью II степени; шесть детей - медалью I степени. Орден «Материнская слава» I, II и III степени -для награждения матерей, родивших и воспитавших: семь детей - орденом III степени; восемь детей -орденом II степени; девять детей - орденом I степени. Матери, родившей и воспитавшей десять и более детей, присваивалась высшая степень отличия - звание «Мать-героиня» с вручением ордена «Мать-героиня».
15 Яковлева Г.В. Охрана прав незамужней матери. Минск, 1979. - С. 6.
Почетные звания и знаки отличия для многодетных матерей были введены в истории нашей страны впервые. Награждение производилось по достижении последним ребенком возраста одного года и при наличии в живых остальных детей этой матери. При награждении матери учитывались дети, усыновленные матерью в установленном законом порядке; погибшие или пропавшие без вести при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо при выполнении долга гражданина СССР по спасению человеческой жизни, по охране социалистической собственности и социалистического правопорядка, а также умершие вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при указанных обстоятельствах, либо вследствие трудового увечья или профессионального заболевания.
Широкая программа мер правовой политики по охране здоровья населения была выработана по реализации Указа. В соответствии с ним 10 ноября
1944 года было издано Постановление Совнаркома СССР «О мероприятиях по расширению сети детских учреждений и улучшению медицинского и бытового обслуживания женщин и детей». В соответствии с ним было запланировано открыть в каждом сельском районе женскую и детскую консультации, ввести должность районного педиатра, кроме сезонных
колхозных яслей открыть постоянные детские ясли и
16
молочную кухню . В штат роддомов и родильных отделений планировалось ввести должность педиатра для постоянной работы в палатах новорожденных, организовать отделение для недоношенных детей, взять на постоянный и активный патронаж всех одиноких и многодетных матерей. На предприятиях и в учрежде6ниях с массовым применением женского труда была предусмотрена организация комнат для кормления детей грудью и комнаты личной гигиены женщины. На промышленных предприятиях возросло количество акушерско-гинекологических приемов
работниц. Выросло число женщин, взятых на учет в ранние сроки беременности. Активизировалась консультативная работа, особенно в случаях с осложнено протекающей беременностью.
Комплекс социальных мер был призван не только стимулировать рождаемость, он был пронизан заботой о здоровье матери и будущего ребенка.
Особенностью правовой политики по охране здоровья матерей было сочетание мер медицинского и общесоциального характера, позволявшее сгладить последствия острого дефицита ресурсов здравоохранения в экстремальных условиях войны.
Список литературы:
1. Становление акушерско-гинекологической службы
Брянской области. Из воспоминаний заслуженного врача РСФСР Ф.М. Гайнановой. и^:
http://www.bobomk.debryansk.ru/gynecologi.html (дата
обращения: 29.08.2010).
2. Салбиева С.З., Яхъяева З.И. Состояние
родовспоможения в республиках Северного Кавказа в годы Великой Отечественной войны // Исторический опыт медицины в годы Великой Отечественной войны 1941-
1945 гг.: труды IV Всероссийской конференции. МГМСУ. М., 2008. С. 119.
3. Ростова О.С. Правовая охрана материнства и детства (советский период). - М , 2009. - С . 94.
4. Салбиева С.З. Здравоохранение республик Северного Кавказа в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.: дис. ... канд. мед. наук. М., 2009. С. 67.
5. Ведомости Верховного Совета СССР. 1942. № 5.
6. Постановление КПСС и Советского правительства об охране здоровья народа. М., 1958. С. 305.
7. Яковлева Г.В. Охрана прав незамужней матери. Минск, 1979. - С. 6.
РЕЦЕНЗИЯ
на статью преподавателя кафедры гражданского права и процесса МГУ им. Н.П.Огарева Егоровой Д.В. на тему: «Государственно-правовая политика в сфере охраны
здоровья матерей в годы Великой Отечественной войны»
По своей актуальности, теоретической и практической значимости, обоснованности и достоверности выводов, статья на тему: «Государственно-правовая политика в сфере охраны здоровья матерей в годы Великой Отечественной войны» в полной мере отвечает требованиям, предъявляемым к работам данного вида, поэтому статья рекомендуется для публикации в открытой печати.
Статья посвящена крайне важной и актуальной проблеме истории права. Автором исследуется государственноправовая политика в сфере охраны здоровья матерей в годы Великой Отечественной войны. Советское государство стремилось к обеспечению правовой охраны здоровья населения в тяжелейших условиях разрухи, голода в годы Великой Отечественной войны. Участие в лечебноэвакуационном обеспечении Красной армии предъявило суровые требования к мирной медицине: в тылу нужно было заниматься не только воинами, но и всеми остальными людьми. Анализ организационно-правовых мер по перестройке национальной системы здравоохранения в целях охраны здоровья матерей, предпринятых Советским государством в годы Великой Отечественной войны позволяет сделать вывод о последовательной, планомерной, и системной государственно-правовой политике направленной на охрану здоровья матерей, с целью сохранения репродуктивной функции для повышения уровня рождаемости, и как следствие увеличение численности советского населения.
В условиях реформирования отечественной системы здравоохранения советский опыт правовой политики в сфере здравоохранения и правовой охраны здоровья населения, накопленный в сложных внешних и внутренних условиях, благодаря научному анализу и теоретической концептуализации может стать залогом эффективности нынешних политико-правовых мер в указанной сфере.
к.ю.н., доцент
Н.А.Федякова
16 В СССР на 8 августа 1942 г. насчитывалось 6843 яслей на 391 100 детей.